Научная статья на тему 'Правовые аспекты создания профессиональной полиции: ожидаемые результаты реформы'

Правовые аспекты создания профессиональной полиции: ожидаемые результаты реформы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

(интернет-интервью Т.Н. Москальковой, депутата Государственной Думы РФ, члена Экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой деятельности Информационному агентству «КонсультантПлюс») Каждый день приносит важные новости, связанные с проходящей в настоящее время реформой МВД и переаттестацией милицейских кадров. Каковы правовые аспекты проводимых государством изменений в сфере организации и деятельности органов внутренних дел? Где гарантии обеспечения социальных гарантий сотрудникам правоохранительных органов? Эти и другие вопросы были в центре интервью с депутатом Государственной Думы РФ, членом Экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой деятельности, доктором юридических наук, доктором философских наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Т.Н. Москальковой .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты создания профессиональной полиции: ожидаемые результаты реформы»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

35 (128) - 2011

правовые аспекты создания профессиональной полиции: ожидаемые результаты реформы

(интернет-интервью Т. Н. Москальковой, депутата Государственной думы РФ, члена Экспертного совета МВд России по вопросам нормотворческой деятельности Информационному агентству «КонсультантПлюс») *

Каждый день приносит важные новости, связанные с проходящей в настоящее время реформой МВД и переаттестацией милицейских кадров. Каковы правовые аспекты проводимых государством изменений в сфере организации и деятельности органов внутренних дел? Где гарантии обеспечения социальных гарантий сотрудникам правоохранительных органов? Эти и другие вопросы были в центре интервью с депутатом Государственной Думы РФ, членом Экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой деятельности, доктором юридических наук, доктором философских наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Т. Н. Москальковой.

— Татьяна Николаевна, с 1 марта 2011 г в нашей стране начался процесс формирования принципиально новой правоохранительной структуры, и не только по названию, но и по функциям. Как Вы оцениваете перспективы проводимой реформы? По каким критериям можно будет судить, удалась ли реформа или нет?

— Вы справедливо заметили, что происходит формирование принципиально новой правоохранительной структуры. Важнейшей ее деталью является переход к партнерской модели отношений уровня «государство — гражданин», «общество — личность», усиление общественного контроля за деятельностью полиции, повышение правовой грамотности и правовой культуры, улучшение социальной защищенности сотрудников полиции и т. д. В новой модели заложены два основных элемента — общество и полиция. Однако не общество

' Публикуется в сокращении.

для полиции (милиции), а наоборот. Основная функция новой полиции — обеспечение прав, свобод и законных интересов населения в целом, и каждого гражданина в частности, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Надо оговориться, что создание полиции является всего лишь одним из этапов реформы, основная задача которой — качественное улучшение работы правоохранительных органов. Судить о том, удалась или нет реформа, можно будет по результатам опроса граждан, количеству жалоб на действия полицейских, по количеству уволенных из системы МВД России, привлеченных к уголовной ответственности сотрудников органов внутренних дел (ОВД). Реформа тогда достигнет своих целей, когда у дверей отдела кадров МВД России выстроится очередь желающих служить в ОВД, когда жалобы на действия наших полицейских будут исчисляться единицами, а опрос общественного мнения покажет, что подавляющее большинство российских граждан доверяет полицейским. Еще одним критерием оценки результатов данной реформы является высокая раскрываемость преступлений, реальная защита прав и свобод человека от преступных и иных противоправных посягательств, покой и порядок на улицах.

— В Федеральном законе от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» публичность и открытость заложены в качестве главных принципов деятельности правоохранительных органов. Но

для нашего государства МВД России — это традиционно одно из самых закрытых ведомств. Как, на Ваш взгляд, на практике может быть реализована данная норма закона?

— Специфика правоохранительной деятельности требует определенной конфиденциальности, без которой невозможно эффективное исполнение функций. Это необходимо, как ни парадоксально, для защиты прав граждан, организаций. Например, законом отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, данные о средствах и методах осуществления оперативно-розыскной деятельности и лицах, сотрудничающих с органами внутренних дел на конфиденциальной основе, информация о мерах государственной защиты, применяемых к участникам уголовного судопроизводства в случае угрозы их жизни и здоровью. Без соблюдения конфиденциальности таких сведений невозможна эффективная борьба с преступностью, раскрытие и расследование уголовных дел.

Вместе с тем одна из задач указанной реформы — это поворот полиции лицом к обществу. Поэтому Министерство внутренних дел РФ обязано стать более доступным ведомством. Не случайно в качестве одного из основополагающих начал его деятельности закреплены именно открытость и публичность. Это означает, что общество и каждый гражданин в отдельности вправе иметь достоверную информацию как в целом о деятельности полиции, так и о действиях, непосредственно затрагивающих их права. В этих целях нормативно закреплено регулярное информирование полицией населения о своей деятельности через средства массовой информации, Интернет, периодические отчеты (не реже одного раза в год) участкового перед гражданами, а руководителей территориальных органов внутренних дел — перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

Полиция обязана предоставлять СМИ сведения о своей деятельности, проводить пресс-конференции, рассылать справочные и статистические материалы, осуществлять аккредитацию журналистов для освещения деятельности полиции. МВД России вправе учреждать и собственные средства массовой информации. Помимо действующих ведомственных СМИ уже учрежден и увидел свет журнал «Полиция России».

— Как Вы считаете, каким образом можно обеспечить реальный общественный контроль

за деятельностью полиции? Причем именно контроль должен быть со стороны населения, на местах?

— Только полноценный общественный контроль наряду с государственным способен обеспечить соответствие деятельности полиции ее подлинному назначению. Общественное доверие и поддержка граждан являются важнейшей целевой установкой создаваемой полиции. В этом смысле не только негосударственные объединения, но и граждане вправе осуществлять полноценный общественный контроль.

В авангарде такого контроля, по моему мнению, должны стоять институты гражданского общества. Однако, как и большинство социальных институтов в нашей стране, они в настоящее время находятся в стадии становления. Поэтому МВД России будет проводить постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Его результаты регулярно будут доводиться до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, Интернет.

Важную роль в осуществлении гражданского контроля призваны сыграть общественные советы при органах внутренних дел. Этот институт уже действует, но с принятием Федерального закона от 07.02.2011 N° З-ФЗ «О полиции» он получил новый импульс. Для реализации предписаний этого закона Президент РФ издал Указ от 23.05.2011 № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах», которые наделены достаточно широкими полномочиями. В частности, согласно этому указу общественный совет для выполнения возложенных на него задач имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке от органов внутренних дел информацию об их деятельности, если это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций;

б) заслушивать в порядке, установленном министром внутренних дел РФ, информацию должностных лиц Министерства внутренних дел

РФ и его территориальных органов о деятельности органов внутренних дел по пресечению преступлений, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений;

в) вносить руководителям органов внутренних дел РФ предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел;

г) создавать по вопросам, отнесенным к компетенции общественного совета, комиссии и рабочие группы, в состав которых могут входить по согласованию с соответствующими руководителями органов внутренних дел сотрудники органов внутренних дел, а также государственные гражданские и муниципальные служащие, представители общественных объединений и организаций;

д) принимать в порядке, определяемом министром внутренних дел РФ, участие в работе аттестационных комиссий органов внутренних дел и конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей сотрудников органов внутренних дел;

е) оказывать содействие сотрудникам органов внутренних дел в защите их прав и законных интересов.

Члены общественного совета имеют право:

а) посещать без специального разрешения помещения, занимаемые органами внутренних дел, а также места принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту;

б) знакомиться с обращениями граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов сотрудниками органов внутренних дел, а также с результатами рассмотрения таких обращений;

в) ходатайствовать перед соответствующими руководителями органов внутренних дел и контролирующих органов о проведении проверок соблюдения сотрудниками органов внутренних дел прав, свобод и законных интересов граждан, требований к служебному поведению, норм профессиональной этики, принимать участие в таких проверках и знакомиться с их результатами;

г) участвовать в порядке, установленном министром внутренних дел РФ, в работе совещаний, проводимых органами внутренних дел;

д) присутствовать в порядке, установленном министром внутренних дел РФ, при проведении должностными лицами органов внутренних дел личного приема граждан.

Также общественный совет принимает участие в работе аттестационных комиссий органов внутренних дел и конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей сотрудников органов внутренних дел.

— МВД России планирует кардинальным образом пересмотреть свою кадровую политику. Как Вы считаете, насколько необходимо обновить и переподготовить кадровый состав полиции, чтобы можно было говорить о создании новой профессиональной структуры?

— Действительно, к кадрам предъявляются новые, повышенные требования. Определены требования не только к служебному поведению, но и поведению в быту, смысл которых сводится к тому, что сотрудник полиции — это человек высоких нравственных и профессиональных качеств, человек высокой культуры. В самом Федеральном законе «О полиции» установлены основные требования к поведению полицейского. Так, например, при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. А в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, — разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физические или нравственные страдания. Полиция при осуществлении своей деятельности должна стремиться обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Исходя из этого, действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

Помимо этого, согласно п. 5 ст. 35 Федерального закона «О полиции» на каждого гражданина, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции. И наконец, сотрудник полиции, как в служебное, так и во внеслужебное время, должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнения в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

— Татьяна Николаевна, как Вы оцениваете закон о социальных гарантиях и увеличении денежного довольствия сотрудникам органов внутренних дел?

— Первым законодательным шагом реформирования органов внутренних дел стал Федеральный закон «О полиции», определивший роль, место и статус полицейского. Однако комплексное решение вопроса изменения облика полицейского, коренного перелома в статусности сотрудника органов внутренних дел немыслимо без повышения его социальных гарантий. На решение этих задач направлен и Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Этот закон является первым комплексным актом — гарантией социальной защищенности сотрудника органов внутренних дел. Этот нормативный правовой акт позволит поднять на новый уровень социальное обеспечение полицейского, в значительной степени определить престиж службы и обеспечить отбор высококвалифицированных кадров. В целом все нормы данного закона условно можно разделить на несколько частей. Первая часть касается денежного содержания сотрудников органов внутренних дел. Еще один момент, который нас волнует, — какова судьба тех надбавок, которые не попали в законопроект, но определены в других нормативных актах? Например, заслуженным сотрудникам МВД России сейчас установлена надбавка. Она установлена другим нормативным актом, и не ясно, останется ли этот нормативный акт в силе или нет. Большую тревогу вызывает и судьба губернаторских доплат, особенно в Москве и Московской области. Сейчас это очень существенная прибавка к основным окладам. Например, в Московской области она составляет приблизительно 9 тыс. руб. для лейтенанта.

Вторая часть норм закона связана с жилищными правами. Его пять статей (ст. 5—9) посвящены правам сотрудников органов внутренних дел на жилье. Эта часть закона, безусловно, позитивна. Во-первых, наконец-то восстанавливается право сотрудника на жилье по социальному найму, которое было утрачено с принятием нового Жилищного кодекса РФ от 2004 г. На протяжении всего пятого созыва депутаты и сенаторы проводили целенаправленную работу в этом направлении.

Еще 1,5 года назад совместно с членами Совета Федерации В. И. Федоровым, А. Г. Лысковым, Е. Н. Трофимовым, А. А. Чекалиным, В. М. Федоровым и депутатами О. Л. Михеевым, М. Е. Страшиновым, А. И. Гуровым мною был внесен в Государственную Думу законопроект, который сейчас в полном объеме включен в комплексный законопроект о социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел. Все нуждающиеся в жилье полицейские, в том числе бесквартирные, не имели права встать на очередь и получить квартиру из государственного фонда. Теперь же эта норма восстанавливается. Во-вторых, законом предусматриваются выплаты для приобретения жилья в собственность, поскольку подавляющая часть сотрудников органов внутренних дел никогда не смогла бы приобрести жилье по рыночным ценам с такой низкой зарплатой. В-третьих, определены повышенные размеры общей площади жилья. Для полицейского, получающего жилье на одного, — это 33 м2 (при этом общая жилая норма на человека — 18 м2), на двоих — более сорока метров и на троих человек и более — из расчета 18 м2 на чел. Впервые после долгого времени вводится новелла, согласно которой полковники и генералы полиции (внутренней службы, юстиции), а также лица, имеющие ученую степень, имеют право на дополнительную жилую площадь до 20 м2.

Радует и то, что вдовы теперь на законном основании, а не только из сострадания, не снимаются с очереди, за ними сохраняется право на жилье по социальному найму до момента вступления во второй брак. Им также выплачивается компенсация в том случае, если жилье снимается. Законом предусмотрено, что участковому инспектору в течение шести месяцев с момента поступления на службу предоставляется возможность получить жилье из специализированного фонда. Это общежития, это и служебное жилье. Но в случае если он переходит на службу в другие подразделения, он должен будет освободить это жилье. Мне кажется, что в данном случае это не совсем правильно, эту норму нужно доработать. Большое беспокойство вызывает отсутствие нормы о праве на бесплатный проезд к месту отдыха. Депутаты фракции «Справедливая Россия» вносят поправку на введение такой нормы. На мой взгляд, такое право не должно быть утрачено.

Около пяти тысяч сотрудников органов внутренних дел получают ежегодно инвалидность в результате ножевых и пулевых ранений при испол-

нении служебных обязанностей. Более четырехсот сотрудников погибают ежегодно при исполнении служебных обязанностей. Под патронажем МВД России сегодня находятся двадцать тысяч вдов. Служба в органах внутренних дел — это служба в зоне риска. Поэтому для сотрудников органов внутренних дел должен создаваться особый социальный пакет, а также для вдов, сирот, семей сотрудников.

—А как начет пенсий, вводится новая схема расчета?

—В расчет пенсии включаются три показателя: оклад по должности, оклад по званию и процентная надбавка за выслугу лет. А дополнительные надбавки, в том числе за риски, за работу с секретными документами и т. д., которые и образовывали денежное содержание в целом, выпадают. Я считаю, что размер пенсии должен быть хотя бы на уровне 60 % от всего денежного содержания, что получает полицейский. Для сравнения — в Германии полицейские после ухода в отставку пожизненно получают полное денежное содержание. Это является гарантией от коррупции.

В соответствии с новыми окладами действующих сотрудников планируется пересчитать и оклады пенсионеров органов внутренних дел. Они будут исчисляться исходя из 54 % оклада по должности, специальному званию и надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. А начиная с 1 января 2013 г., пенсия ежегодно будет увеличиваться на 2 % до достижения стопроцентного уровня. В интересах всех категорий пенсионеров нормативы перерасчета пенсий будут едины как для уволенных с 1 января 2012 г., так и ушедших на заслуженный отдых в предыдущее время. Пенсии будут более чем в полтора раза выше, чем сейчас.

—Не планируется ли увеличить предельный возраст пребывания на службе сотрудников органов внутренних дел до 50 лет?

— Сейчас завершается разработка закона о службе в органах внутренних дел, который заменит действующее Положение о службе в органах внутренних дел, утвержденное Постановлением Верховного Совета РСФСР 1992 г. Надеюсь, что там эти нормы будут прописаны. Насколько известно, они не повлияют на увеличение возраста для получения права на пенсию. Вместе с тем целесообразно было бы, на мой взгляд, увеличить срок службы в органах внутренних дел для полковников и генералов

на 5 лет в случае их желания. Во многих случаях сегодняшнее продление является формальным, поскольку и руководитель согласен к продлению, и сотрудник готов служить дальше. Думаю, очень важно сохранить профессиональное ядро, людей, имеющих большую выслугу лет. Именно из их числа и будет формироваться институт наставников.

— Татьяна Николаевна, хотя этот вопрос и не относится к заявленной теме, но не могли бы Вы прокомментировать пакет поправок в Уголовный кодекс РФ, который внес в Госдуму Президент РФ Дмитрий Медведев.

— Я считаю, это очень важный, целенаправленный и последовательный шаг на пути либерализации отечественной уголовной политики. Во внесенном в Госдуму законопроекте предусмотрено введение новых альтернативных видов наказания, не связанных с лишением свободы, в частности принудительные работы. Следует напомнить, что сегодня существуют исправительные и обязательные работы. Исправительные работы представляют собой меру наказания, когда человек продолжает работать на прежнем месте работы и отчисляет государству от пяти до двадцати процентов от своего дохода. Обязательная работа — мера наказания, когда человек выполняет работы социального характера после выполнения своей основной работы (например метет улицы).

Теперь Президент России предлагает восстановить еще один вид наказания — принудительные работы. При социализме в народе они назывались «химия», когда человек направлялся из постоянного места жительства в другое для работы на крупном заводе или предприятии, где не хватало рабочих рук. Большая их часть была связана с химическим производством. Сегодня этот институт предлагается несколько изменить, но тем не менее он не связан с лишением свободы. Осужденный проживает рядом с предприятием, но не в изоляции, у него нет на окнах решеток, у его дверей не стоит надзиратель. А главное — к нему могут приезжать и вместе с ним проживать и близкие люди. Смысл президентских поправок в том, чтобы не вырывать человека из социальной среды, если он не представляет большой общественной опасности, не усугублять криминализацию общества. Президент ставит задачу — разделить насильственные преступления против личности и преступления экономического плана, незначительные, средней тяжести. Важно, чтобы человек после отбытия наказания вернулся

к нормальной жизни, а для этого важно не потерять социальные связи.

Первая группа новелл охватывает приблизительно 170 составов. Они вступят в силу в случае принятия закона с 2013 г. Потребуется выполнение больших объемов работ по созданию отдельной специальной структуры ФСИН России, которая будет заключать договоры с предприятиями, куда будут направляться осужденные для отбывания наказания, решать вопрос с его проживанием, устанавливать контроль за ходом отбывания наказания. Вторая группа новелл связана с возмещением вреда потерпевшему в материальном эквиваленте. Сегодня за большинство экономических преступлений выносится наказание в виде лишения свободы, штрафа или ареста. Потерпевший получает в качестве сатисфакции возмещение прямого вреда частями, порциями и, как правило, остается неудовлетворен. И когда проводится опрос потерпевших в результате краж, мошеннических действий, большинство из них говорят: главное, чтобы мне вернули все, что я потерял. Поэтому Президент России внес предложение, что если лицо, совершившее преступление экономического характера, в пятикратном размере возмещает потерпевшему вред и потерпевшего это устраивает, если преступление совершено впервые и имеются смягчающие обстоятельства, — то в таком случае осужденный не отправляется отбывать наказание в колонию. И таким образом достигается социальная справедливость, ибо потерпевший удовлетворен, а виновный, с одной стороны, наказан, а с другой — не вырывается из социальной среды и продолжает воспитывать своих детей.

— Каковы проблемы проходящей в настоящее время переаттестации сотрудников МВД России ? Известно, что более 35 % руководителей МВД России ее не прошли. По каким критериям комиссия аттестует сотрудников, и по каким причинам сотрудник может ее не пройти?

— 1 марта 2011 г., одновременно с вступлением в силу Федерального закона «О полиции», Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ от 01.03.2011 № 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». Планировалось завершить переаттестацию всех сотрудников МВД России до 1 июня 2011 г., однако 12 мая с. г. глава государства перенес этот срок на 1 августа 2011 г. Связано это в первую очередь с необходимостью проведения глубокой проработки кандидатов. Что касается высших

руководителей МВД России, то в соответствии с принятым решением предполагается существенное сокращение их количества (из 427 генералов должны остаться 340).

Критерии аттестации сотрудников нормативно не определены. Вместе с тем в основу должны быть положены те требования, которые предъявляет Федеральный закон «О полиции». Это совокупность профессиональных и моральных качеств. Должно учитываться опять же общественное мнение, особенно по тем должностям, где предполагается непосредственная работа с населением. Что касается руководителей высшего начальствующего состава МВД России, то, по информации руководителя Администрации Президента РФ Сергея Нарышкина, который возглавляет комиссию по переаттестации, их переаттестация движется к завершению. В территориальных органах МВД России регионального уровня, по имеющейся информации, отстранены 112 руководителей. Главные претензии, по словам С. Е. Нарышкина, — это профессиональное несоответствие и наличие коррупционной составляющей. Вместе с тем некоторые руководящие сотрудники не будут назначены по объективным причинам, связанным с возрастом и состоянием здоровья.

В Положении о Комиссии при Президенте Российской Федерации по проведению внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава в этих органах, утвержденном Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 251, к основным задачам указанной комиссии отнесены: оценка профессиональной служебной деятельности аттестуемого сотрудника на основе определения его соответствия требованиям по должности, с учетом стажа и опыта работы, участия в решении поставленных перед ним задач, сложности выполняемой работы, ее эффективности и результативности; оценка профессиональных и личностных качеств аттестуемого сотрудника, необходимых для назначения его на должность.

—Когда же сотрудникам МВД России будут оплачивать аренду жилья?

— Вопросы выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения регламентированы постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 852 «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Госу-

дарственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации».

Этим постановлением предусмотрено, что сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более:

• 15 тыс. руб. — в г. Москве и г. Санкт-Петербурге;

• 3 600 руб. — в других городах и районных

центрах;

• 2 700 руб. — в прочих населенных пунктах.

При условии совместного проживания с сотрудником трех и более членов семьи размер денежной компенсации повышается на 50 %. Сегодня указанные суммы не соответствуют рыночным ценам, и руководство министерства и депутаты ставят вопрос об их увеличении. К рапорту сотрудника прилагаются: договор найма (поднайма) жилого помещения; справка кадрового подразделения о составе семьи сотрудника и о совместном проживании сотрудника и членов его семьи, а также о выписке их с прежнего места жительства. Таким образом, для получения сотрудником органов внутренних дел РФ денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения необходимо снятие его и совместно проживающих с ним членов семьи с регистрационного учета по прежнему месту жительства при условии отсутствия у него жилого помещения для постоянного проживания. Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений является дополнительной социальной гарантией для категории сотрудников органов внутренних дел, не имеющих жилого помещения для постоянного проживания.

— Когда государственных служащих будут обеспечивать жильем, оплачивать проезд в отпуск? Зачастую народ просто трудится из любви к Родине, да и к самой работе. Когда же подумают о людях?

— Полностью разделяю Вашу боль и тревогу. Как хорошо, что в наших рядах сохранились неравнодушные и высоконравственные люди, для кото-

рых слова «честь имею» — принцип всей жизни. Я всегда выступаю против общих штампов и ярлыков, огульного опорочивания государственной службы и государственных служащих, пренебрежительного клейма «чиновник». Большинство государственных служащих — глубоко порядочные, самоотверженные люди. Относительно правовой стороны социального обеспечения госслужащих можно сообщить следующее. Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

Названным Федеральным законом не предусмотрена компенсация государственному служащему расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно. Однако в соответствии с п. 11 ст. 46 Федерального закона при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданским служащим гарантируется медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 5 ст. 52) и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации.

В качестве дополнительных государственных гарантий согласно п. 4 ст. 53 Федерального закона гражданским служащим может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых постановлением Правительства РФ. В настоящее время порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим один раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации, замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации не менее 1 года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты, установлены Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение

жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 63.

К сожалению, на практике нередко приходится буквально выбивать то, что положено по закону. Здесь многое зависит от руководителя госоргана и подразделения, который обязан заботиться о своих подчиненных и жестко контролировать выполнение закона.

— Каким Вы видите положение инвалидов боевых действий в сфере получения жилья?

— Положение инвалидов боевых действий крайне неудовлетворительно. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 данного Федерального закона. Мы боремся за то, чтобы выправить ситуацию. Из положений ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» следует, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Федерации полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, в том числе установленных ст. 14 данного Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, объем которых определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

Федеральный фонд компенсаций образуется в федеральном бюджете в виде субвенций исходя из возможностей федерального бюджета. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Кроме того, ст. 5 проекта федерального закона о социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел в случае его принятия будет предусматривать положение о предоставлении жилого помещения в собственность инвалидам I и II группы, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.

— Возможна ли систематизация законодательства в современных условиях бесконечных изменений, уточнений, коррекции?

— Такого рода систематизация не только возможна, но и необходима. Действительно, современное российское законодательство очень динамично. Зачастую это связано с тем, что сама жизнь, общественные отношения активно развиваются, поэтому устаревшее законодательство нуждается в модернизации. Как пример, в прошедшем году Государственной Думой приняты и Президентом РФ подписаны 450 законодательных актов, а в период весенней сессии этого года — 102. Многочисленность правовых актов весьма затрудняет деятельность правоприменителей. Чрезмерный нормативный контроль отношений наряду с имеющимися пробелами и недоработками правового регулирования — одно из главных препятствий для верховенства права в обществе. Раздутое законодательство, как это ни парадоксально, приводит к произволу как со стороны нормотворческого органа, так и со стороны правоприменителей и граждан.

К этому также можно добавить, что современному нормативному массиву присущи дублирование предписаний, их конкурентность, неясность толкования и другие подобные сложности. Для того чтобы ориентироваться во всей структуре нормативных источников, оперативно извлекать из них нужную правовую информацию, государственные органы, должностные лица, да и все иные субъекты права вынуждены постоянно проводить работу по учету и поддержанию в актуальном состоянии действующего нормативного материала.

Систематизация нормативных актов является необходимым условием для эффективного управления социумом, формирования единого правового пространства, обеспечивающего надлежащую юридическую информированность граждан, всех государственных, частных и общественных структур. Ее значение для правовой системы представляется в том, что она позволяет: выявить и в последующем устранить несогласованность между правовыми актами и их нормами; очистить правовую систему от устаревших юридических конструкций; выявить и затем восполнить пробелы в правовом регулировании; упростить (облегчить) пользование нормативным материалом.

Наконец, своевременная систематизация законодательства — это своего рода и средство формирования правовой культуры, борьбы с правовым

нигилизмом, повышения не только правовой, но и общей культуры граждан. Хорошими тому примерами являются принятые федеральные законы «О полиции» и «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Данные законодательные акты призваны систематизировать и урегулировать всю правоохранительную деятельность, поскольку в последние годы полномочия полиции, особенно обязанности, оказались рассредоточены во многих нормативных правовых актах, зачастую конкурирующих между собой. Это создавало трудности в правоприменительной практике.

Что касается социальных гарантий сотрудников правопорядка, то они тоже регулировались огромным количеством законодательных и подзаконных актов. Это в свою очередь порождало ситуацию, когда сотрудники не обладали полноценной информацией обо всех своих правах. Необходимо отметить, что эффективная систематизация законодательства невозможна без надлежащего мониторинга правоприменения. Основной целью осуществления мониторинга является совершенствование правовой системы Российской Федерации. Это требует серьезной организационной и технологической работы по систематизации нормативных правовых актов. Осознавая всю важность этой процедуры, Президент РФ в 2011 г. издал Указ от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации».

— Текущий год — особенный для всех юристов, работающих в правоохранительных структурах. В 2011 г. исполняется 65 лет создания

юридической службы в системе МВД России. Как профессионал, много лет проработавший в Правовом департаменте МВД России, что бы Вы пожелали своим коллегам?

— Искренне и сердечно поздравляю уважаемых коллег с профессиональным праздником! Высочайшая планка профессионального мастерства, накопленного за годы работы юридической службы, принципиальность ее сотрудников позволяют назвать юристов системы МВД России интеллектуальной элитой министерства. Конструктивный подход к решению поставленных задач, объективность, профессионализм и искренняя преданность своему долгу особенно важны сегодня, в период построения правового государства и реформирования системы органов внутренних дел, дальнейшего совершенствования с учетом норм и принципов международного права нормативной правовой базы противодействия преступности.

Трудно переоценить вклад юристов в повышение правосознания граждан, формирование высокой правовой культуры общества. Низкий поклон ветеранам, заложившим славные традиции юридической службы, — тем, кто сегодня по-прежнему в строю, делится с молодыми поколениями юристов правовых подразделений своим бесценным опытом и знаниями, мудростью взвешенных решений по наиболее сложным проблемам современности, поддерживает верность великому делу служения Закону. Желаю им дальнейших успехов в их профессиональной деятельности, здоровья, счастья, благополучия, всего самого доброго и наилучшего.

Интервью подготовили А. Епифанова и Н. Лашкина

Московская Высшая Школа Экономики 20 лет ЛицензияАА000002, А 306208 ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ Аккредитация 010300

ИНСТИТУТ ПРОФБУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ за 8 месяцев (ГОСДИПЛОМ)

УМЦ № 420, УМЦ № 611 Организованная сдача экзаменов. Аттестат • Профессиональный бухгалтер • Профбухгалтер по МСФО • Профбухгалтер бюджетных учреждений • Финансовый директор • Внутренний аудитор • Налоговый эксперт-консультант • Общий аудит. Аттестат Минфина РФ Повышение квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов - 20 программ 911-93-07 * бухгалтерский учет, анализ и аудит МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ финансы и кредит Обучение: • дневное; • вечернее; • заочное; • группы выходного дня. 911-09-65 * Бухгалтерский учет и аудит * Управление финансами * МСФО (Диплом АССА, Великобритания) * Организация предпринимательской деятельности * Организация маркетинговой деятельности и управление продажами * Организация и управление кадровой службы * Менеджмент туризма и гостеприимства * Менеджмент рекламного дела * Менеджмент внешнеэкономической деятельности и таможенного дела * Менеджмент страхового дела * Психология и управление персоналом 912-44-92

Занятия рядом с м. Таганская, м. Автозаводская, м. Пролетарская (ул. Воронцоеская, 21) www.mos-econ.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.