СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ПРАВО. ЭКОНОМИКА И НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО AGRICULTURE AND RIGHT. ECONOMICS AND PEOPLE'S ECONOMY
УДК 342.15
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ОЛЕНЕВОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)
Кандан Ч.С.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл,
LEGAL ASPECTS OF IMPROVING SOCIAL GUARANTEES OF REINDEERS IN THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TYVA)
Candan C.S.
Tuvan State University, Kyzyl
Статья посвящена исследованию правовых аспектов государственной поддержки и совершенствованию социальных гарантий оленеводов в Российской Федерации на примере Республики Тыва.
Ключевые слова: сельское хозяйство, животноводство, оленеводство, социальные гарантии.
The article is devoted to the study of legal aspects of state support and improvement of social guarantees of reindeer herders in the Russian Federation on the example of the Republic of Tuva.
Keywords: agriculture, animal husbandry, ¡reindeer breeding, social security.
Оленеводство - один |из самых специфических (отраслей сельского (хозяйства, полностью | зависимый от природных | условий обитания, которое ведется в экстремальных (природно-климатических условиях |Крайнего Севера, (на обширной территории, сохраняющей самобытную культуру северных жителей региона.
Оленеводство в России охватывает огромную |территорию, это ¡единственная отрасль сельского хозяйства, в которой занято все коренное (население Севера.
Основная (популяция домашнего Северного оленя |в Республике Тыва обитает ¡на северо-востоке республики - в Тоджинском районе, ¡незначительные по численности стада ¡имеются в Тере-Хольском, Каа-Хемском и Кызылском районах. Северный (олень играет ражную роль |в хозяйстве Северных ¡народов, в том (числе тувинцев-тоджинцев, обеспечивая | занятость и благосостояние | малочисленных народов, являясь объектом, как промысла, ¡так и разведения.
Летом 1992 г. с ¡учреждением Ассоциации рленеводов России ¡для оленеводов | Тувы начался ¡новый этап | развития как ¡равноправного и коллективного | субъекта
права. Включенность |в данное сообщество |позволяет не только ютстаивать свои ( права на самоуправление, | на сохранение традиционных | видов хозяйственной | деятельности и промыслов, | право на распоряжение | землями и природными | ресурсами своей (территории, но и принимать (активное участие |в формировании законодательства, Защищающего интересы (и права своего коренного этноса [1].
В соответствии с Указом (Президента Российской (Федерации от 16 мая 1994 г. № 945 «Об (отнесении территории |Республики Тыва (к районам Крайнего (Севера и приравненным | к ним местностям» территории Монгун-Тайгинского, Тоджинского районов (и Шынаанской сельской (администрации Кызылского района (Республики Тыва, (где (в основном живут тувинские (оленеводы, отнесены к районам(Крайнего ( Севера. В связи (с чем, на основании (постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.1994 № 856 «О (повышении районных (коэффициентов в Республике (Тыва в связи (с отнесением ее территории (к районам Крайнего (Севера и приравненным | к ним местностям» установлены ( соответствующие районные ( коэффициенты, а также (особые условия (при (назначении пенсий работающим (и живущим гражданам |в указанных местностях в соответствии Законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340 «О (государственных пенсиях (в Российской Федерации», что является (дополнительными социальными гарантиями (для ведущих i традиционное хозяйство в суровых климатических условиях Севера.
Положение оленеводов в | последние десятилетия (осложнено неприспособленностью |их традиционного образа (жизни к современным (экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных (видов хозяйственной деятельности обусловлена ( малыми объемами ( производства, высокими i транспортными издержками, (отсутствием современных (предприятий и технологий (по комплексной переработке ( сырья. На сегодняшний ( день в Республике Тыва имеется 6 оленеводческих (хозяйств: МУП «Одуген», (СПК «Шулун», (|КФХ Биченмея А.А., подсобное хозяйство ГБПОУ с. Тоора-Хем, СПК «Балыктыг», (КФХ Найдана А.А.
Указанные хозяйства сосредоточены на 17 оленеводческих (стоянках, в том ( числе 15 стоянок в Тоджинском районе (и 2 стоянки в Тере-Хольском районе.
По (архивным данным Минсельхоза Республики |Тыва динамика ¡численности поголовья (оленей в 1980 году составляла 12,7 тыс. голов, в 1990 году - 8,6 тыс. голов, | в 2000 году - 1,1 тыс. голов, (в 2010 году - 2,2 тыс. голов [2].|По состоянию на 1 октября 2017 года Iобщее поголовье (оленей составило - 3,9 тыс. голов, (в том числе в Тоджинском районе - 3,5 тыс. голов, Тере-Хольском районе - 40 голов, Кызылском районе - 101 голов, Каа-|Хемском районе - 229 голов. Анализ (последних лет i показывает положительную динамику увеличения (поголовья оленей, (но за последние десятилетия (общее поголовье (домашних оленей (сократилось в несколько ^раз. Имеется реальная опасность (исчезновения оленеводства (в Восточной части Сибири -в Республике ( Тыва, что может] повлечь за собой | необратимые последствия, уменьшения биологического (разнообразия и утрату (уникальных и ценных (культур коренного малочисленного народа рибири тувинцев-тоджинцев.
Приоритетность решения (проблем в оленеводстве (определена следующими ( нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О (развитии сельского ¡хозяйства», Государственной (программой развития (
сельского хозяйства |и регулирования рынков Сельскохозяйственной продукции, (сырья и продовольствиярна 2013 - 2020 годы, (утвержденной постановлением Правительства Российской ¡Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, (Законом Республики Тыва (от 28 декабря 2007 г. № 427 ВХ-2 «О (развитии сельского (хозяйства в Республике Тыва», | постановлением Правительства (Республики Тыва от 28 мая 2012 г. № 275 «Об утверждении Стратегии (развития агропромышленного комплекса Республики (Тыва на период до 2020 г.», (постановлением (Правительства Республики (Тыва от 28 мая 2012 года №281 «Об (утверждении Порядка (предоставления государственной поддержки (на развитие северного | оленеводства в Республике ( Тыва», распоряжением Правительства (Республики Тыва (от 31 июля 2013 г. № 261 -р «Об (утверждении перечня государственных программ Республики Тыва, подлежащих разработке».
К (территории проживания тувинцев-тоджинцев, (занимающихся традиционным ( видом хозяйствования, в (соответствии с Единым ¡перечнем коренных (малочисленных народов | Российской Федерации, утвержденном постановлением I Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года под № 255, отнесен Тоджинский (район (сельские поселения Азас, Ий, Сыстыг-Хем, Чазылар)[3].
В связи (с включением тувинцев-тоджинцев (в список «коренных (малочисленных народов (Севера, Сибири |и Дальнего Востока», юленеводы Тувы (получили новое ( статусное положение, | расширились их права (на традиционный образ | жизни, усилилась (защита со стороны (государства и ассоциации (Коренных малочисленных ( народов Севера, Сибири и Дальнего (Востока.
В соответствии с п. 1 статьи 1 постановления федерального Закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О(гарантиях прав (коренных малочисленных (народов Российской | Федерации» коренные малочисленные народы (Российской Федерации - народы, I проживающие на территориях ( традиционного расселения | своих предков, ( сохраняющие традиционный I образ жизни, | хозяйствование и промыслы, | насчитывающие в Российской (Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными (этническими общностями. ^России все (вопросы, связанные |с коренными малочисленными (народами, регулируются федеральным и региональным 1 законодательством.
По мнению С.Н. Горбунова, I Б.А. Молчанова, | Н.Я. Фалилеева, коренные ( малочисленные народы ( Российской Федерации - это I дезинтегрированные этнолингвистические ¡общности, для (которых характерна (хрупкая демографическая ( плотность, дисперсность ( расселения, этнокультурная | мозаичность, слабая внутриэтническая ( коммуникативность.Дифференциация ( многих этих ( народов достигнута (лишь в результате ¡административных реформ (по созданию национально-территориальных образований различного (типа [4].
Необходимо отметить, что длительное (время в нашей (стране не уделялось | должного внимания ( интересам оленеводов, как | представителям коренных малочисленных (народов, их правовой защите и обеспечению социальных гарантий (со стороны государства. Вцарской России (к ним относились,(как к колонизированным ( народам. И государство (решало вопросы (их жизнедеятельности с позиции (силы, диктата, давления. Властно-императивные (методы были основными в регулировании |
взаимоотношений государства ш малых народностей [5]. На (разных исторических ( этапах вопросы самоопределения и самоуправления коренных (народов, равноправия ( и особых прав I этих народов, | использование правовых I средств регулирования | отношений с их участием, (права народов |в сфере землепользования (и использования природных Iресурсов, а также ¡проблемы государственного управления по делам коренных ¡народов рассматривались^ решались по-разному. Однако (решались они ( односторонне, с точки зрения (интересов государства [6]
Коренные I народы, занимающиеся (традиционным видом (хозяйствования -оленеводством, имеют (право на учет (их мнения при ¡реализации проектов (добычи природных ресурсов или ¡строительства трубопроводов, дорог, линий Электропередач и т.д.
Показательным (примером является Iотказ хозяйки Iродового угодья (Раисы Тэвлиной в предоставлении рвоей земли под буровую (установку для добычи нефти (в Ханты-Мансийском автономном (округе [7]. Основной целью (государственной политики в отношении (коренных малочисленных (народов, занимающихся |оленеводством, на сегодняшний (день является сохранение |и развитие их самобытной (культуры и улучшение (социально-экономического положения. Для (этого государством, прежде всего, создается соответствующая нормативно-правовая (база.
Как гласит Хартия коренных малочисленных народов Севера, Сибири (и Дальнего Востока (Российской Федерации, (принятая на IV съезде ¡коренных малочисленных | народов в 2001 году | в | городе Салехарде: «Только (в гармонии с природой ( человечество может (найти выход (из современного техногенного (кризиса, и эту дорогу знаем (мы - коренные малочисленные (народы Севера, (Сибири и Дальнего Востока!» [8].
Общая проблема (всех оленеводческих хозяйств России - низкая эффективность оленеводства. Это (связано со слабой (материально-технической базой, (низким социальным | статусом оленеводов ( и запущенностью в решении I проблем оленеводческой (отрасли. Отсутствие надлежащих условий труда |и быта, низкий I уровень заработной (платы сделали (труд оленеводов (не престижным. Молодежь |и специалисты в оленеводство I не идут. В хозяйствах ощущается нехватка ( зоотехнических и ветеринарных работников.
В целях (улучшения (качества жизни ¡семей оленеводов, ведущих кочевой (образ хозяйствования, увеличения численности крестьянских (фермерских) оленеводческих хозяйств (в республике, увеличения (численности поголовья (оленей в субъектах ( Российской Федерации (разрабатываются разного (рода государственные (программы поддержки | оленеводов. К примеру, (в Республике Тыва (по поручению Главы ( республики Кара-оола Ш.В. Министерством сельского (хозяйства и продовольствия | Республики Тыва разработан | проект приоритетного ( проекта «Утварь ( для оленеводческой|семьи». Основными источниками (финансирования проекта (являются государственные программы (Республики Тыва в (отраслях сельского (хозяйства, культуры 1и туризма, здравоохранения, одорожного комплекса, ¡образования и науки, ( спорта и молодежной (политики.
Как (одно из достижений (в политике, праве (и практике деятельности (государства следует ¡отметить создание (в 2009 г. института (Уполномоченного (Омбудсмена) по I
правам коренных i малочисленных народов ( в субъектах Российской | Федерации, деятельность (которого направлена i не только на изучение ( ситуации в местах ( проживания коренных (малочисленных народов России, (на контроль за реализацией ( их прав, гарантированных | Конституцией Российской (Федерации и включенных | в нормативно-правовые акты | федерации и субъектов ( федерации, но и на регулирование | и совершенствование взаимоотношений | организаций и общин ( коренных малочисленных | народов России | с промышленными компаниями, | осуществляющими хозяйственную (деятельность на территориях (их проживания и ведениятрадиционных видов (хозяйственной деятельности [9].|
Также ена сегодня наиболее (актуальным является (изучение опыта ¡зарубежных стран (и международных стандартов i в области защиты I прав и обеспечения | социальных гарантий, коренных | народов, занимающихся I традиционным видом ( хозяйствования - оленеводством. Мировая (практика накопила i солидный опыт | решения данных (вопросов, который i может быть использован (в России и в ее субъектах с учетом национальной специфики и природно-климатических условий.
Библиографический список
1. Биче-оол С.М., Самдан |А.А. Современное (состояние оленеводства |в Республике Тыва. // Электронный | информационный журнал «Новое | исследование Тувы» - 2012.- №1. | www.tuvaasia.ru. С.115.
2. http://static.iea.ras.ru/books/Sever_i_severyane.pdf. С. 260.
3. https://www.tuva.asia/journal/issue_30/8674-kan.html.
4. Историко-правовые (аспекты формирования | правового статуса (коренных народов: ( монография / С.Н. Горбунов, (Б.А. Молчанов, |Н.Я. Фалилеев. - М. - Архангельск: (ЮПИТЕР, 2007. - С.8.
5. Гарипов (Р.Ш. Защита трав коренных народов в России (и США. - Казань: (Издательство Татарского государственного гуманитарно-педагогического (университета, 2010. - С.26.
6. Бакунина Т.С. Правовой статус коренных народов Приполярных государств: мировой опыт и положение в России (материалы международной конференции) // Государство и право. -1997. - № 9. - С.36.
7. Тодышев М. Без согласия хозяина в дом не входят // Народный депутат. - № 3. - 2007. -С.28.
8. Хартия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от 13 апреля 2001 года // Коренные малочисленные народы: проблемы законодательства / С.Н. Харючи. - Томск: Издательство Томского университета, 2004. - С.326.
9. Минаев А.В. История становления и развития уголовно-исполнительной системы на территории современной Республики Тыва (1921-2017 гг.): монография / А.В. Минаев, К.К. Серен-Чимит, Д.И. Кечил. - Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2017. - 119 с.
Bibliograficheskiy spisok
1. Biche-ool S.M., Samdan A.A. Sovremennoe sostoyanie olenevodstva v Respublike Tyiva. // Elektronnyiy nformatsionnyiy jurnal «Novoe issledovanie Tuvyi» - 2012.- №1. www.tuvaasia.ru. S.115.
2. http://static.iea.ras.ru/books/Sever_i_severyane.pdf. S. 260.
3. https://www.tuva.asia/journal/issue_30/8674-kan.html.
4. Istoriko-pravovyieaspektyiformirovaniyapravovogostatusakorennyihnarodov: monografiya / S.N. Gorbunov, periodB.A. Molchanov, dalnegoN.YA. Falileev. - M. - Arhangelsk: YUPITER, 2007. -S.8.
5. GaripovR.SH. Zaschita prav korennyih narodovv Rossii i SSHA. - Kazan: Izdatelstvo Tatarskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2010. - S.26.
6. BakuninaT.S. Pravovoy status korennyih narodov Pripolyarnyih gosudarstv: mirovoy opyit i polojenie v Rossii (materialyimejdunarodnoykonferentsii) // Gosudarstvo i pravo. - 1997. - № 9. -S.36.
7. Todyishev M. Bez soglasiya hozyaina v dom ne vhodyat // Narodnyiy deputat. - № 3. - 2007. -S.28.
8. Hartiya korennyih malochislennyih narodov Severa, Sibiri i Dalnego Vostoka Rossiyskoy Federatsii ot 13 aprelya 2001 goda // Korennyie malochislennyie narodyi: problemyi zakonodatelstva / S.N. Haryuchi. - Tomsk: Izdatelstvo Tomskogo universiteta, 2004. - S.326.
9. Minaev A.V. Istoriya stanovleniya i razvitiya ugolovno-ispolnitelnoy sistemyi na territorii sovremennoy Respubliki Tyiva (1921-2017 gg.): monografiya / A.V. Minaev, K.K. Seren-CHimit, D.I. Kechil. - Kyizyil: Izd-vo TuvGU, 2017. - 119 s.
Кандан Чодураа Сергеевна - аспирант юридического факультета Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Candan Choduraa S. - postgraduate student of the Faculty of Law of the Tuva State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
УДК 33.2964. 332
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА ЗА 2011-2015 ГГ.
Тайбыл Р.С.
Тувинский государственный университет, Кызыл
STATISTICAL ANALYSIS OF AGRICULTURAL PRODUCTION IN THE REPUBLIC OF
TUVA IN 2011-2015
Taibyl R.S.
Tuvan State University, Kyzyl
Сельское хозяйство является одним из важнейших отраслей экономики Республики Тыва. И его производство дает жизненно необходимые продукты для населения. На первый взгляд ведение животноводства этническим методом является малозатратным, эффективным видом деятельности. Поголовье скота в республике ежегодно растет, по количеству голов овец и коз Республика Тыва находится на первом месте в Сибирском федеральном округе. Однако индекс физического объема производства сельского хозяйства не увеличивается. Снижение объемов его продукции вызывает тревогу в отношении продовольственной безопасности региона. В связи с этим считаем необходимым изучить вопросы, связанные со снижением физического объема производства продукции сельского хозяйства в Республике Тыва в период с 2011 по 2015 гг.
Ключевые слова: сельское хозяйство, статистический анализ, производство продукции, животноводство, растениеводство, Республика Тыва.