УДК 341.17
В. Д. Вагин
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ
ЕАЭС
Рассматриваются таможенные операции, совершаемые таможенными органами и заинтересованными лицами при перемещении товаров через таможенную границу как необходимое условие ввоза и вывоза товаров. Изучены основные правовые аспекты осуществления указанных операций.
Ключевые слова: таможенные операции, таможенное законодательство ЕАЭС, законодательство государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании, перемещение товаров, ввоз товаров, вывоз товаров.
В соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) [1] под таможенными операциями понимаются действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Как видно из приведенного определения, в совершаемых таможенных операциях, как правило, участвуют две стороны. С одной стороны, таможенные органы (должностные лица таможенных органов, уполномоченные на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями), с другой — заинтересованные лица (декларанты, перевозчики, лица, обладающими полномочиями в отношении товаров и др.). Причем в таможенных операциях, совершаемых таможенными органами, последние выступают как властные субъекты, а все заинтересованные лица — как подвластные субъекты.
Таким образом, существующее огромное количество разнообразных таможенных операций, совершаемых как таможенными органами, так и заинтересованными лицами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), напрямую зависит от закрепленных за ними обязанностей, связанных с этим перемещением.
При этом перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу регулируется:
- таможенным законодательством ЕАЭС (международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, Решениями Евразийской экономической комиссии, Таможенным кодексом ЕАЭС;
- законодательством государств — членов ЕАЭС о таможенном регулировании (например, в России это ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федера-ции»[2]).
Для уяснения всей совокупности таможенных операций, совершаемых при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС (далее — Союз) и Государственную границу Российской Федерации необходимо обратить внимание на ряд основных понятий.
Серия «Экономика, право и управление». 4/2016
Так, в соответствии с проектом Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [2]:
- перемещение товаров через таможенную границу Союза — ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза [1, статья 2 пункт 1 подпункт 27];
- ввоз товаров на таможенную территорию Союза — совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами[1, статья 2 пункт 1 подпункт 3];
- вывоз товаров с таможенной территории Союза — совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза [1, статья 2 пункт 1 подпункт 5];
- ввоз товаров в Российскую Федерацию — фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российской Федерации осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством (читай Союза) и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств — членов Таможенного союза (здесь и далее читай Союза — примечание автора) или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российской Федерации осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Федеральным законом № 311-Ф3 [2, статья 5 пункт 1 подпункт 1];
- вывоз товаров из Российской Федерации — фактическое перемещение любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российской Федерации осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства — члены Таможенного союза или на территории, не входящие в единую таможенную территорию Таможенного союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение товаров до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российской Федерации осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права [2, статья 5 пункт 1 подпункт 3];
- вывоз товаров из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза — вывоз товаров из Российской Федерации, если страной назначения товаров в соответствии с намерениями лиц, осуществляющих перемещение
товаров, является территория государства, не являющегося членом Таможенного союза [2, статья 5 пункт 1 подпункт 4].
При этом заметим, что обязанность выполнения таможенных операций всеми заинтересованными лицами и таможенными органами в отношении ввозимых или вывозимых товаров обусловлена правовым статусом товаров.
Во-первых, товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю [1, статья 9 пункт 2]. Во-вторых, при ввозе на таможенную территорию Союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения ими таможенной границы [1, статья 14 пункт 1]. В-третьих, при вывозе с таможенной территории Союза товары находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза [1, статья 14 пункт 2].
Порядок же выполнения таможенных операций в отношении ввозимых или вывозимых товаров осуществляется при помощи совершения конкретных действий, как всеми заинтересованными лицами, так и таможенными органами.
Таким образом, совершение таможенных операций должны соответствовать принципам, определяющим таможенное регулирование, как на таможенной территории Союза, так и на территории Российской Федерации, а именно: законности, оперативности, уважения прав и законных интересов лиц, перемещающих товары через таможенную границу Союза и Государственную границу Российской Федерации.
Выделим следующие общие правовые аспекты, касающиеся значения таможенных операций в таможенном регулировании:
Во-первых, совершение таможенных операций является необходимым условием ввоза товаров на таможенную территории Союза и территорию Российской Федерации и вывоза товаров с таможенной территории Союза и территории Российской Федерации, т. е. без совершения таможенных операций невозможно легальное перемещение товаров через таможенную границу Союза и Государственную границу Российской Федерации.
Во-вторых, товары приобретают различные правовые статусы для таможенных целей. Например, когда товары находятся на временном хранении, заинтересованное лицо не может ими пользоваться и распоряжаться, или, например, в отношении товаров может быть разрешен только условный выпуск, когда накладываются определенные ограничения по владению, пользованию и распоряжению товарами.
В-третьих, именно в процессе совершения таможенных операций достигаются основные цели таможенного регулирования в ЕАЭС и задачи осуществления таможенного регулирования в государствах — членах ЕАЭС.
Таким образом, ввоз и вывоз товаров и транспортных средств должен сопровождаться совершением конкретных таможенных операций. При этом таможенные операции охватывают широкий круг многообразных действий, которые осуществляют должностные лица таможенных органов и заинтересованные лица, связанные с ввозом и вывозом товаров и транспортных средств.
Серия «Экономика, право и управление». 4/2016 Литература
1. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 12.08. 2016 № 13 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Проект Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза: Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Альфа-Софт. [Электронный ресурс]: URL: http://www.alta.ru/codex/project/project_tk.pdf (дата обращения: 19.09.2016).
2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 (действующая редакция, 2016) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181/ (дата обращения: 15.08.2016).
Об авторе
Вагин Валерий Денисович — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса, финансово-экономический факультет, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: vvd1705@gmail.com
V. D. Vagin
LEGAL ASPECTS OF CUSTOMS OPERATIONS WHEN MOVING GOODS ACROSS THE CUSTOMS BORDER EAEC
We consider the customs operations and their main legal aspects committed by the customs authorities and stakeholders when moving goods across the customs border as a prerequisite for the import and export of goods.
Key words: customs operations, customs legislation EAEC, the legislation of the member states of the EAEC customs regulation, the movement ofgoods, the importation of goods, export of goods.
About the author
Vagin Valerii Denisovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of World Economy and International Business, Faculty of Finance and Economics, Pskov State University, Russia.
E-mail: vvd1705@gmail.com