Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОКРАЩЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОКРАЩЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / ПРАВОВОЕ РЕШЕНИЕ / ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Юрий Анатольевич, Максимова Елена Михайловна

В статье анализируются положения законодательства, касающиеся решения проблемы сокращения доходной части федерального бюджета в условиях пандемии коронавируса. Особое внимание уделяется пролонгации так называемого налогового маневра, необходимого для восстановления выпадающих нефтегазовых доходов федерального бюджета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF SOLVING THE PROBLEM OF REDUCING THE FEDERAL BUDGET REVENUE IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC

The article analyzes the legislative provisions related to solving the problem of reducing the revenue part of the Federal budget in the context of the coronavirus pandemic. Particular attention is paid to the prolongation of the socalled «tax maneuver» necessary to restore the falling oil and gas revenues of the federal budget

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОКРАЩЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

S «

S §

X

§

л S

о

X X

W

s

Он

со О

и

W

£

0

Рн

С

W

3

1

л

<

£

н <

УДК 336

правовые аспекты решения проблемы сокращения доходной части федерального бюджета в условиях пандемии коронавируса

Максимов Юрий Анатольевич

Санкт-Петербургский имени В.В. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заместитель директора филиала (по научной работе), канд. техн. наук, канд. экон. наук, доцент, e-mail: maximoff2000@mail.ru

Максимова Елена Михайловна

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, старший преподаватель кафедры государственного права, e-mail: bessmertnik-spb@mail.ru

В статье анализируются положения законодательства, касающиеся решения проблемы сокращения доходной части федерального бюджета в условиях пандемии коронавируса. Особое внимание уделяется пролонгации так называемого налогового маневра, необходимого для восстановления выпадающих нефтегазовых доходов федерального бюджета

Ключевые слова: пандемия коронавируса; доходы федерального бюджета; правовое решение; изменения законодательства; налоговый маневр

LEGAL ASPECTS OF SOLVING THE PROBLEM OF REDUCING THE FEDERAL BUDGET REVENUE

IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC

Maximov Yuriy A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Deputy Director (for research), Candidate of Engineering Sciences, Candidate of Economic Sciences, Docent, e-mail: maxi-moff2000@mail.ru

Maximova Elena M.

Herzen State Pedgogical University of Russia, Senior Lectuer of Department of State Law, e-mail: bessmertnik-spb@mail.ru

The article analyzes the legislative provisions related to solving the problem of reducing the revenue part of the Federal budget in the context of the coronavirus pandemic. Particular attention is paid to the prolongation of the so-called «tax maneuver» necessary to restore the falling oil and gas revenues of the federal budget

Keywords: coronavirus pandemic; Federal budget revenues; legal decision; legislative changes,tax

Для цитирования: Максимов Ю.А., Максимова Е.М. Правовые аспекты решения проблемы сокращения

доходной части федерального бюджета в условиях пандемии коронавируса // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (77). С. 56-59.

Случаи заболевания новым коронавирусом ССУГО-19 в Российской Федерации впервые были зарегистрированы 31 января 2020 г. Наряду с циклическими изменениями на фондовых и энергетических рынках, сбоем поставок продукции из других стран, потерей туристических и транзитных потоков Российская Федерация столкнулась со снижением деловой активности собственной экономики, сокращением производства и потребления товаров и услуг.

После некоторого замедления распространение пандемии коронавируса в нашей стране с сентября 2020 г. возобновилось с новой силой. Российские компании снова были вынуждены перевести своих сотрудников на удаленную работу, это опять-таки отразилось на больших экономических потерях малого и среднего бизнеса.

Глубокий мировой кризис породил значительные проблемы в осуществлении бюджетного процесса в Российской Федерации, которые поставили под сомнение соблюдение основополагающего принципа бюджетной системы РФ - принципа сбалансированности бюджета [1, ст. 26]. Необходимость значительной корректировки финансово-бюджетной политики государства в условиях пандемии

коронавируса нашло свое отражение в отечественном законодательстве.

Исполнение федерального бюджета 2020 г. осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 380-Ф3 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» [2], с Федеральным законом от 18 марта 2020 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее -Федеральный закон № 52-ФЗ) [3], а также на основании нормативных правовых актов, принятых во исполнение указанных законов.

Уточнённый в сторону увеличения (на 214,201 млрд руб.) показатель прогнозируемого объема доходов федерального бюджета в 2020 г. был утвержден Федеральным законом № 52-ФЗ в сумме 20,594 трлн руб. (18,1 % к ВВП), в том числе нефтегазовые доходы в сумме 7,524 трлн руб. (6,6 % к ВВП), ненефтегазовые доходы в сумме 13,070 трлн руб. (11,5 % к ВВП). Оценка профицита бюджета составила 927, 583 млрд руб. Указанные изменения прогноза доходов федерального бюджета учитывали предварительные итоги исполнения федерального бюджета за 2019 г. и разработанные Минэкономразвития

ожидаемые итоги социально-экономического развития Российской Федерации в 2020 г. [4].

Однако уже в I квартале 2020 г. наблюдалась стагнация показателя общего объема доходов федерального бюджета (+0,6 % в реальном выражении к аналогичному кварталу 2019 г.). Среди основных причин сокращения доходной части бюджетной системы в условиях пандемии специалисты называют снижение объемов налоговых и иных обязательных платежей, вызванное замедлением экономической деятельности, падение цены на нефть марки «Юралс» (ниже критических 40 долларов за баррель) и природный газ, уменьшение объема их продажи на международном и внутреннем рынках, девальвацию рубля, санкционные ограничения.

Основное недовложение, отразившееся в замедлении поступлений в федеральный бюджет в I квартале 2020 г., произошло от снизившихся нефтегазовых доходов, сократившихся на 12,4 % (в реальном выражении к аналогичному кварталу 2019 г.) вслед за падением цен на нефть. Кроме того, по итогам I квартала 2020 г. федеральный бюджет лишился части доходов от импортных таможенных пошлин - на 3,8 % и от налога на добавленную стоимость (НДС) на ввозимые товары - на 1,8 % [5].

В апреле этого же 2020 г., когда кризис вошел в острую фазу, обозначился переход федерального бюджета на исполнение с дефицитом. Если профицит федерального бюджета за I квартал 2020 г. составил 113,381 млрд руб. (0,5 % ВВП), то уже по итогам I полугодия сложившийся дефицит федерального бюджета достиг суммы в 823,145 млрд руб. (1,7 % ВВП). Из полученных доходов за I полугодие 2020 г. на нефтегазовые доходы пришлось 2,661 трлн руб. (на 2,767 трлн руб. меньше аналогичного показателя 2019 г.) на ненефтегазовые -6,431 трлн руб. (на 1,004 трлн руб. больше аналогичного показателя 2019 г.) [6].

Правовую основу для роста ненефтегазовых доходов федерального бюджета 2020 г. составили:

- положения п. 3 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ), гарантирующие налоговые поступления в части повышения с 2019 г. основной ставки НДС;

- нормы ст. 193 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 г. № 326-ФЗ), утвердившие очередную индексацию ставок акцизов и введение новых подакцизных товаров с 1 января 2020 г., результатом реализации которых можно назвать достаточно быстрый рост акцизов на товары внутреннего потребления (в основном за счет ставок на табачные изделия);

- положения, отвечающие за перечисление доходов от продажи на аукционах права на заключение договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов [7, п.п. «г» п. 7], следование которым, при проведении дополнительных аукционов в 2020 г., позволило только по итогам девяти месяцев превысить

прогнозируемую сумму от продажи подобного права в отношении всех водных биологических ресурсов, находящихся в федеральной собственности, на 104, 383 млрд руб. [8].

Значительное увеличение доходов федерального бюджета 2020 г. также связано с принятием Федерального закона от 18.03.2020 № 49-ФЗ «О перечислении части доходов, полученных Центральным банком Российской Федерации от продажи обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России» (ред. от 23 ноября 2020 г.) [9], гарантирующего перечисление в бюджет части доходов Банка России от продажи пакета обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России» Правительству Российской Федерации. Следует отметить, что даже разовое поступление в апреле 2020 г. сразу 1,066 трлн руб. «прочих ненефтегазовых доходов» от сделки по продаже пакета акций ПАО «Сбербанк России» сделало возможным сохранение сбалансированности федерального бюджета (по итогам января-апреля) с минимальным профицитом, равным 0,4 % ВВП.

Рассматривая пути поиска новых источников доходов федерального бюджета, нельзя не отметить существенные изменения, внесенные в законодательство в октябре 2020 г. с ориентацией на ближайшую перспективу.

Работая на опережение, Правительство Российской Федерации предложило с 1 января 2021 г. исключить применение особых формул расчета вывозной пошлины в отношении:

- нефти сырой с повышенной вязкостью;

- нефти сырой, обладающей особыми физико-техническими характеристиками и добытой на конкретных месторождениях (всего пятнадцать месторождений).

В обстановке постепенного снижения экспортных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, соответствующие изменения были внесены в ст. 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 50034 «О таможенном тарифе» (ред. от 15 октября 2020 г.) [10].

В 2021 г. будет продолжен столь необходимый для восстановления выпадающих доходов федерального бюджета налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, который подразумевает корректировку элементов налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья и об отмене ряда льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), предусмотренных Федеральным законом от 15 октября 2020 г № 342-ФЗ [11].

Внесенные в главу 26 Налогового кодекса Российской Федерации изменения отменяют льготы по определению ставки НДПИ, ранее предусмотренные:

- для налогоплательщиков, осуществивших за счет собственных средств поиск и разведку месторождений (или полностью возместивших все расходы государства на подобные цели) (абз. 50 п. 2 ст. 342);

- для налогоплательщиков, ведущих разработку месторождений углеводородного сырья с высокой долей выработанности (п. 2. ст. 342.5);

- в отношении сверхвязкой нефти (абз. 8 п. 3 ст. 342, абз. 10 п. 1 ст. 342.5).

В то же время при добыче ряда твердых полезных ископаемых с нового года будут применяться повышенные ставки НДПИ (с учетом рентного коэффициента К рента, равного 3,5) (абз. 1 п. 2, п. 6 ст. 342).

Параллельно скорректированы элементы НДД (гл. 25.4). На период 2021-2023 гг. уменьшение размера налоговой базы за счет переноса исторических убытков будет ограничено до 50 %, при этом коэффициент индексации, определяющий сумму переноса убытков на будущее, по общему правилу снизится до 1,07. Для расчета минимальной налоговой базы по НДД установлено значение удельных расходов в размере 7 140 руб. (8 600 руб. -с 1 января 2024 г.). Начиная с 2021 г. указанное значение удельных расходов будет ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

К вышесказанному следует добавить, что наряду с ожидаемым повышением бюджетной эффективности НДД, расширение перечня участков недр, на которых может применяться данный налог, дает возможность нефтегазодобывающим компаниям, при переходе на режим НДД, добиться смягчения негативного эффекта от последствий отмены налоговых льгот по НДПИ.

Еще одним проявлением нефтегазового налогового маневра можно считать поправки, внесенные в главу 22 НК РФ Федеральным законом от 15 октября 2020 г. № 321-ФЗ [12], который, за исключением ряда положений, вступит в силу с 1 января 2021 г. В числе основных изменений можно отметить, в частности, следующие:

- внесены дополнения, касающиеся условий исчисления и взимания введенного обратного акциза на этан и сжиженные углеводородные газы;

- введена инвестиционная надбавка, увеличивающая размер обратного акциза на переработку нефтяного сырья для нефтеперерабатывающих заводов, которые до 1 октября 2021 г. заключат с Минэнерго соглашение о создании новых мощностей (об увеличении мощности, о модернизации, реконструкции действующих производственных мощностей) (п. 27-27.2 ст. 200).

Среди других нововведений налогового законодательства следует отметить значительное увеличение ставки акциза на табачную продукцию и иные товары, связанные с курением, и уточнение налоговых ставок на алкоголь (п. 1 ст. 193).

Рост активности бюджетной политики в 2020 г. также обусловлен необходимостью реализации нормативно установленных и неоднократно пролонгированных мер оперативного реагирования на сложившуюся социально-экономическую ситуацию в стране, следствием которой явилось вынужденное

увеличение объема бюджетных расходов. Необходимо добавить, что со снижением налогооблагаемой базы и увеличением расходов на реализацию антикризисных мер резко возросла потребность региональных и местных бюджетов в увеличении объемов федеральных межбюджетных трансфертов.

На фоне принятия мер сдерживания вынужденного падения доходов федерального бюджета (за 10 месяцев 2020 г. доходы составили 15,144 трлн руб., или 73,5 % к общему утвержденному объему на год), сокращения ряда расходных статей в сочетании с оптимизацией государственных программ еще одним условием сбалансированности федерального бюджета 2020 г. (показатель прогнозируемого дефицита которого по предварительным оценкам специалистов колеблется в районе 4-5 % ВВП) следует назвать возможность осуществления дополнительных государственных заимствований Российской Федерации.

Из-за закрытия доступа к внешним финансовым рынкам и введения санкционных мер при решении данной задачи Правительству России изначально пришлось ориентироваться на внутренний инвестиционный рынок. В сложившихся обстоятельствах основным инструментом заимствований Российской Федерации в 2020 г. стала регулируемая нормативными актами Правительства Российской Федерации и Министерства финансов эмиссия облигаций федерального займа, от чистого размещения которых планировалось получить около 4 трлн руб.

С приходом новой волны коронавируса и усилением карантинных мер было найдено еще одно направление поиска дополнительных поступлений денежных средств в федеральный бюджет - использование имеющихся резервов.

В результате резервирования дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступлений от размещения свободных средств и досрочного возврата части средств с депозитов Внешэкономбанка объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) с января по ноябрь 2020 г. увеличился на 5 525 млрд руб. (с учетом валютной инфляции) и по состоянию 1 ноября 2020 г. составил 13 298, 63 млрд руб. (167 632,0 млн долл. США) [13].

Начиная с августа 2020 г., после образования нулевых остатков на валютных счетах по учету средств дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, вырученные денежные суммы от реализации части средств ФНБ на счетах в Банке России в иностранной валюте, в соответствии с приказом Минфина России от 29 декабря 2017 г. № 1387 [14], стали зачисляться на единый счет федерального бюджета с целью финансирования его дефицита. Стоит отметить, что общая сумма поступлений за период с августа по октябрь 2020 г. нарастающим итогом составила 171 091,1 млн руб.

В заключение хотелось бы отметить, что современная и прогнозируемая бюджетная политика Российской Федерации невозможна без создания

и реализации новаций финансового законодательства, нацеленных на принятие мер оперативного реагирования на складывающуюся социально-экономическую ситуацию в стране в условиях пандемии COVID-19.

На основе анализа содержания нормативных правовых актов, регулирующих исполнение федерального бюджета 2020 г. в части определения источников доходов, можно сделать вывод о том, что правовое решение проблемы сокращения доходной части бюджета в условиях пандемии коронавируса осуществлялось за счет уже имевшегося нормативно-правового задела, гарантировавшего прирост налоговых доходов от НДС и акцизов, и принятия нормативных актов, обеспечивших разовые поступления неналоговых доходов в течение 2020 г. Исполнение принятого решения по повышению объема нефтегазовых доходов федерального бюджета, путем пролонгации налогового маневра в нефтегазовой отрасли, намечено на следующий бюджетный период.

Результатом поиска дополнительных источников финансирования дефицита федерального бюджета 2020 г. стали законодательно утвержденные меры по увеличению внутренних заимствований в форме выпуска облигаций федерального займа и по зачислению средств Фонда национального благосостояния на единый счет федерального бюджета.

Библиографический список:

1. Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3823.

2. Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339305/ (дата обращения: 08.12.2020).

3. Федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» URL: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_347933/ (дата обращения: 08.12.2020).

4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (утвержден 30 сентября 2019 г.). URL: https://www.economy. gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_ socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_ socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_period_ do_2024_goda_.html (дата обращения: 08.12.2020).

5. Обзор состояния федерального бюджета на 1 квартал 2020 г., составленный Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/ M0N_BUDS/2020/2020q1.pdf/ (дата обращения: 08.12.2020).

6. Пояснительная записка к отчету об исполнении федерального бюджета 2020 г. и приложения к ней. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/_budget/ budgeti/2020/?id_65=131363- poyasnitelnaya_ zapiska_k_otchetu_poyasnitelnaya_zapiska_k_ otchetu_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzheta_za_1_ polugodie_2020_goda_i_prilozheniya_k_nei# (дата обращения: 08.12.2020).

7. Правила организации и проведения аукциона в электронной форме по продаже права на заключение договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства и заключения такого договора, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2019 г. № 1113 (с изменениями и дополнениями от 28 сентября 2020 г.). URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 08.12.2020).

8. Отчеты об исполнении федерального бюджета (за III квартал 2019 г. и аналогичный квартал 2020 г.). URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/ federalnyj-byudzhet/ (дата обращения: 08.12.2020).

9. Федеральный закон от 18.03.2020 № 49-ФЗ «О перечислении части доходов, полученных Центральным банком Российской Федерации от продажи обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России» (ред. от 23 ноября 2020 г.). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.12.2020).

10. Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе» (ред. от 15 октября 2020 г.). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.12.2020).

11. Федеральный закон от 15 октября 2020 г № 342-ФЗ «О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.12.2020).

12. Федеральный закон от 15 октября 2020 г № 321-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.12.2020).

13. Данные о движении средств Фонда национального благосостояния (дата публикации: 09.11.2020). URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/ nationalwealthfund/statistics/?id_65=93488-dannye_o_ dvizhenii_sredstv_i_rezultatakh_upravleniya_ sredstvami_fonda_natsionalnogo_blagosostoyaniya# (дата обращения: 08.12.2020).

14. Приказ Минфина России от 29 декабря 2017 г. № 1387 «О порядке проведения расчетов и перечисления средств в связи с формированием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Фонда национального благосостояния». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71786212/ (дата обращения: 08.12.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.