Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
молодежь / занятость / трудоустройство / квотирование рабочих мест / рынок труда / youth / employment / employment / job quotas / labor market

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградов Д.Г.

В статье приведен анализ нормативного правового регулирования занятости молодежи. Выделены позиции, указывающие на особое положение молодежи. Приведены доводы о необходимости формирования отдельного правового регулирования в сфере трудоустройства и занятости молодежи. Рассмотрены перспективы занятости молодежи в свете повышения возраста обращения за пенсией. Внесены предложения по оптимизации мер трудоустройства молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF EMPLOYMENT REGULATION AND YOUTH EMPLOYMENT

The article provides an analysis of the normative legal regulation of youth employment. The positions indicating the special situation of young people are highlighted. Arguments are given about the need to form a separate legal regulation in the field of employment and youth employment. The prospects of youth employment in the light of the increase in the age of applying for a pension are considered. Proposals have been made to optimize youth employment measures.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ»

УДК 34

Виноградов Д.Г.

магистрант 3 года обучения факультета юриспруденции и правового регулирования Российский государственный социальный университет (г. Москва, Россия)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ

Аннотация: в статье приведен анализ нормативного правового регулирования занятости молодежи. Выделены позиции, указывающие на особое положение молодежи. Приведены доводы о необходимости формирования отдельного правового регулирования в сфере трудоустройства и занятости молодежи. Рассмотрены перспективы занятости молодежи в свете повышения возраста обращения за пенсией. Внесены предложения по оптимизации мер трудоустройства молодежи.

Ключевые слова: молодежь, занятость, трудоустройство, квотирование рабочих мест, рынок труда.

В настоящее время вопрос об отнесении института "Содействия занятости и трудоустройства" к определенной отрасли права становится предметом дискуссий среди ученых. Одна группа авторов считает, что данный институт относится к праву социального обеспечения, в то время как другая группа рассматривает его в рамках трудового права. Есть также иной подход, который относит данный институт к комплексному законодательству.

Мы считаем, что отношения в сфере трудоустройства молодежи должны рассматриваться с точки зрения права социального обеспечения, так как они связаны с обеспечением граждан социальной защитой. Конституция РФ в статье 37 гарантирует государственную защиту прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

Существует объективная потребность в отдельном правовом регулировании института трудоустройства и занятости молодежи, так как, во-первых, молодое поколение является особым субъектом, а, во-вторых, эта группа является одной из наиболее уязвимых и социально незащищенных. С учетом пенсионной реформы 2018 года увеличение числа работающих пожилого возраста может привести к дисбалансу в спросе и предложении рабочей силы для молодежи. Однако приверженцы реформы утверждают, что рабочие места для молодежи и пожилых людей находятся в разных нишах занятости по квалификации и отрасли. Возникает необходимость дополнительного обсуждения данной позиции, учитывая, что квалификация и стаж работы часто становятся причиной отказа в трудоустройстве молодежи.

Все аргументы, указанные выше, указывают на необходимость отдельного правового регулирования в области трудоустройства и занятости молодежи. Этот вывод подтверждается международными актами, такими как Резолюция Международной организации труда от 16 июня 1998 года "О занятости молодежи", которая подчеркивает необходимость особого правового урегулирования института занятости молодежи.

Согласно последним данным Федеральной службы государственной статистики, доля безработных в возрасте до 25 лет составляет 23,8%, включая 4,7% для возрастной группы 15-19 лет и 19,1% для возрастной группы 20-24 лет. Высокий уровень безработицы наблюдается среди молодежи 15-19 лет (35,4%) и 20-24 лет (14,1%).

Основным документом в регулировании отношений, связанных с трудоустройством, является Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", который определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области занятости населения. Закон закрепляет основные полномочия федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, а также предусматривает участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения. Среди полномочий органов власти субъектов РФ есть норма, регулирующая временное

трудоустройство безработных граждан возрастом от 18 до 20 лет среднего профессионального образования, и органы местного самоуправления имеют право участвовать в организации и финансировании временного трудоустройства таких безработных граждан.

Некоторые специалисты в области занятости и трудоустройства указывают на ограничение защиты в области трудоустройства для групп людей, испытывающих трудности в поиске работы, которые раньше пользовались системой квотирования рабочих мест. Однако, с позиции права социального обеспечения, такой подход не является правильным, как и законодательство о занятости населения в РФ, поскольку оно направлено на ограничение защиты тех, кто испытывает трудности в трудоустройстве.

Одним из способов решения данной проблемы является принятие региональных нормативных актов, которые закрепляют и регулируют институт квотирования рабочих мест для молодежи. Например, в Краснодарском крае действует Закон от 8 февраля 2000 года №2 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае", устанавливающий квоту для несовершеннолетних и безработных граждан в возрасте от 14 до 20 лет. Аналогичный закон действует и в Московской области [14, 15].

Примеры государственной политики в этой сфере также могут послужить постановление Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 16 ноября 2015 года № 1036, утверждающее государственную программу Краснодарского края "Содействие занятости населения", и постановление Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2012 года № 554-п "Об утверждении государственной программы Ставропольского края "Развитие сферы труда и занятости населения".

Эти документы определяют основные направления политики на рынке труда, включая создание условий для эффективного развития трудоустройства молодежи и реализации соответствующих подпрограмм. Они также способствуют поддержанию стабильной ситуации на рынке труда.

Для трудоустройства молодежи Краснодарским краем создано государственное казенное учреждение "Молодежный кадровый центр", основной задачей которого является трудоустройство молодежи и развитие студенческого трудового движения. Центр регулярно проводит ярмарки вакансий и помогает организовывать студенческие отряды как форму занятости для молодежи.

В России активно развивается молодежное предпринимательство как одна из форм занятости.

Таким образом, анализируя основные аспекты вопроса трудоустройства и занятости молодежи, можно сделать следующие выводы:

1) Необходимо особое правовое регулирование трудоустройства и занятости молодежи, учитывая их особенный статус и уязвимость.

2) Основным нормативным актом, регулирующим трудоустройство молодежи, является Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации", однако требуется внесение корректировок, таких как статьи, посвященные регулированию занятости молодежи вне зависимости от возраста и введение механизмов квотирования рабочих мест.

3) Региональный уровень эффективнее и продуктивнее для решения вопросов трудоустройства молодежи. Здесь создаются и действуют различные молодежные ресурсные центры и центры по развитию молодежного предпринимательства, оказывающие помощь молодым людям.

4) Органы местного самоуправления активно способствуют решению проблем трудоустройства молодежи на местах путем проведения различных мероприятий и реализации муниципальных программ за счет местного бюджета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью. - М., 2015. - С. 328;

2. О занятости молодежи: Резолюция Международной организации труда от 16 июня 1998 года // Справочная правовая система «Гарант»: Правовая компьютерная программа «Платформа F 1»;

3. Официальный сайт федеральной службы статистики: Режим доступа: http: //www. gks .ru;

4. Степанов А., Адриановская Т.Л. Проблема трудоустройства среди молодежи // Очерки новейшей камералистики. -2015. - № 1. - С. 64-68

Vinogradov D.G.

Russian State Social University (Moscow, Russia)

LEGAL ASPECTS OF EMPLOYMENT REGULATION AND YOUTH EMPLOYMENT

Abstract: the article provides an analysis of the normative legal regulation of youth employment. The positions indicating the special situation of young people are highlighted. Arguments are given about the need to form a separate legal regulation in the field of employment and youth employment. The prospects of youth employment in the light of the increase in the age of applying for a pension are considered. Proposals have been made to optimize youth employment measures.

Keywords: youth, employment, employment, job quotas, labor market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.