Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ОТРАСЛИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / EFFICIENCY / STATE AUTHORITIES / MEASURES OF STATE SUPPORT / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Червяков Михаил Эдуардович, Щекин Артур Юрьевич

В статье рассматриваются вопросы развития агропромышленного комплекса, как одной из приоритетных отраслей развития народного хозяйства современной России. Авторы приходят к выводам, поддержка отечественных сельскохозяйственных производителей позволит усовершенствовать развитие АПК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX: THE AUTHOR'S VIEW

The article discusses the development of the agro-industrial complex, as one of the priority sectors of the development of the national economy of modern Russia. The authors come to the conclusion that the support of domestic agricultural producers will improve the development of the agricultural sector

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА: АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД ЧЕРВЯКОВ Михаил Эдуардович,

кандидат юридических наук, доцент ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: fastovich-85@mail.ru; ЩЕКИН Артур Юрьевич,

кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития агропромышленного комплекса, как одной из приоритетных отраслей развития народного хозяйства современной России. Авторы приходят к выводам, поддержка отечественных сельскохозяйственных производителей позволит усовершенствовать развитие АПК

Abstract: The article discusses the development of the agro-industrial complex, as one of the priority sectors of the development of the national economy of modern Russia. The authors come to the conclusion that the support of domestic agricultural producers will improve the development of the agricultural sector

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, эффективность, органы государственной власти, меры государственной поддержки, отрасли сельского хозяйства.

Keywords: agro-industrial complex, efficiency, state authorities, measures of state support, agriculture.

Правовая жизнь современной России требует методологического осмысления вопросов совершенствования государственного механизма в контексте укрепления агропромышленного комплекса современной России. В результате чего происходит и переориентация теоретической модели развития частно-государственного партнерства [1]. Поэтому возникает необходимость в качественно новом категориальном подходе при исследовании правовой природы агропромышленного комплекса в целом. На сегодняшний день уровень поддержки сельского хозяйства остается низким в сравнении с большинством других стран, хотя все еще немного выше, чем у многих стран СНГ. В соответствии с законопроектом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановой период 2021 и 2022» в 2021 году на реализацию государственной программы поддержки АПК будет выделено 292,9 млрд. рублей, а в 2022 - уже 328,0 млрд. рублей, что почти в три раза больше, чем десять лет назад (107,6 млрд. рублей в 2010 и 92 млрд. рублей в 2011 [2]).Финансирование программы льготного кредитования аграриев в 2020 году увеличили до 90,0 млрд. рублей, что несколько больше 73,1 млрд. рублей в 2019 году.

По своей структуре государственная поддержка изобилует мерами прямой поддержки сельскохозяйственных производителей, то есть субсидиями. В качестве косвенных мер поддержки аграрного сектора - которые являются примерно 10% от всего количества субсидирования -можно назвать следующее: кредитная поддержка, субсидирование закупок материальных ресурсов, льготы при закупке техники и другие.

Кредитная поддержка представляет из себя главное направление субсидирования аграрного сектора - это около 3/4 от бюджетных затрат. Поддержка эта основывается, как правило, на предоставлении льготных государственных кредитов и субсидировании 80%, 100%, 2/3 ставки

рефинансирования под приоритетные инвестиционные проекты и ряд других мероприятий. Порядок предоставления субсидии рассматривается индивидуально для каждого проекта еще с 2010 года, и до сих пор эта льгота доступна в основном для крупных предприятий. Однако с нынешним уровнем процентных ставок в районе 9-12,9 процентов, а также с учетом ставки рефинансирования 6,25%, кредитная поддержка позволяет снизить объем процентных выплат чуть меньше, чем на треть, а в некоторых случаях даже полностью компенсировать процентные выплаты [3]. Это та мера, которая имеет большое значение для инновационного и технологического развития предприятий, потому как способствует процессу инвестирования и появлению новых производств.

Субсидирование закупок материальных ресурсов заключается в компенсации аграрным предприятием некоторой части, обычно 15-20%, или в некоторых случаях полной суммы денег, затраченных на приобретение материальных ресурсов. Это особенно значимо для закупки минеральных удобрений, такая мера поддержки внебюджетная (при условии согласования с властями скидка аграрным предприятиям предоставляется за счет нефтяных компаний). Более того, большое значение имеют субсидии бюджета на приобретение минеральных удобрений. Субсидирование закупок материальных ресурсов способствует развитию процесса химизации в умеренной степени. В то же время широко используется нецелевое пользование материальными ресурсами и средствами (предоставление удобрений осуществляется на основе информации именно о посевах, а не на фактическом объеме потребления), что снижает эффективность данной формы государственной поддержки.

Льготы при закупках техники содержат в себе компенсацию части стоимости нужной в аграрном производстве

Теория и история права и государства; история учений о

праве и государстве

специализированной техники, а также льготных условий для предоставления лизинга вышеупомянутой техники. Осуществляется это целенаправленно и через уполномоченную компанию «Росагролизинг». Влияние этой меры на технологический прогресс в отрасли носит противоречивый, но скорее позитивный характер. Поскольку высокая стоимость оборудования является фундаментальным барьером для обновления парка машин, компенсация части его стоимости способствует увеличению объема закупок у«маргинальных» с точки зрения финансового положения предприятий. В то же время экспертное сообщество подчеркивает негативные последствия искажения конкурентной среды и монополизации рынка со стороны государства.

Существует также специфическая поддержка и национальные программы развития отдельных направлений сельскохозяйственного производства и его обеспечения: это «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе».

Основной целью приоритетной национальной программы «Ускоренное развитие животноводства» является приобретение очень эффективной в производстве породы скота, запущенной при поддержке государственной компании «Росагролизинг». Более половины животных было завезено из-за рубежа (Австралия, Нидерланды, Германия и другие страны) на сумму около 3 млрд. рублей. Существует также субсидия в размере 50% от стоимости племенных животных [4].

В зерновом хозяйстве действует собственный фонд интервенции. В последнее время масштабные закупки зерна (несколько миллионов тонн) регулярно осуществляются с объявлением гарантированной минимальной цены. С увеличением объемов зерна и ухудшением интервенционного фонда операторы и власти оказались в затруднительном положении, поскольку не могут реализовать накопленный профицит зерна без потерь и существенного негативного влияния на экспортные рынки. Возможность поставок в виде гуманитарной помощи находится под вопросом.

Поддержка инфраструктуры осуществляется в рамках федеральной целевой программы и предусматривает строительство социальной инфраструктуры, а также жилья для молодых специалистов.

Особенностью национальной системы государственной поддержки сельского хозяйства является основная роль региональных бюджетов, которые обеспечивают около 50-60% от общего объема государственной поддержки (еще 10% приходится на местные бюджеты) [5], что нетипично для большинства стран. Это значительно ограничи-

вает осуществление соответствующих мер поддержки, поскольку лучшие финансовые возможности обычно выделяются регионам, где сельское хозяйство отсутствует или представлено неполностью, а регионы с развитым сельским хозяйством, напротив, часто имеют очень скромный бюджет. Размер субсидий для ключевых областей в регионах с аналогичными масштабами сельскохозяйственного производства может отличаться в десятки раз.

Фитосанитарные меры контроля особенно часто применяются для ограничения поставок мясных продуктов (особенно мяса, обработанного хлором) и винной продукции. На молочном рынке существует специальное регулирование, обязывающее переработчиков при использовании сухого молока (традиционной формы импортной продукции) для производства пакетированного молока называть конечный продукт не молоком, а молочным напитком, что в итоге значительно ограничивает спрос на него. Разумеется, нельзя говорить о том, что все сельскохозяйственное производство развивается исключительно благодаря информационным ресурсам. В России большую популярность начинает набирать «точное земледелие». Это система эффективного управления посевами с помощью спутниковых и компьютерных технологий. Она заменяет устаревший метод распахивания и «засеивания» полей, а также дальнейшего удобрения «на глаз». Благодаря «точному земледелию» фермеры могут досконально рассчитать необходимое количество семян и удобрений с высокой точностью вплоть до квадратного метра [6].

АПК достигает определенного уровня своего развития с учетом совокупности нескольких видов ресурсов и технологий, однако приоритет имеет, по нашему мнению, все же информация. Опыт зарубежного развития АПК устанавливает, что главным фактором производительности и эффективного хозяйства в сельском хозяйстве являются «знания, технологии, квалификация, информация».[7] Изобилие внешних условий (природных и социально-экономических) определяет разнообразие организационно-производственных форм и в аграрном хозяйстве. Из-за этого в большей части случаев реализация наиболее крупного количества продуктивных и технологических альтернатив в их крайнем состоянии маловероятна или вовсе невозможна. Можно говорить только о более скором развитии, о преобладании одного из ответвлений. В некоторых случаях можно даже осуществить одновременное развитие противоположных по своему значению направлений, основываясь на преобладании диаметрально противоположных направлений в разных территориях.

Разумным будет полагать, что технологические и, как правило, институциональные отрасли будут сильно «разбросаны» с территориальной точки зрения. Многообра

зие агротехнологий будет в разных темпах развиваться в регионах, а динамика естественного производства будет сильно отличаться. С другой стороны, протекционизм и ме-

Библиография:

ры государственной поддержки будут ориентированы на ограниченный круг отраслей и определенные группы производителей.

1.Фастович Г.Г. К вопросу о применении современных технологий в логистических системах// Аграрное и земельное право. 2019. № 5 (173). С. 13-16.

2. Россия в цифрах. 2010. М.: Росстат. 2019. 510 с.

3. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. Institute of import substitution in the agro-industrial complex of modern Russia (theoretical and legal approach) - AGRITECH-II - 2019 // IOP Conference Series: Earth and Environmenatl Science. 2020. Vol. 421 (3). P. 032035. Doi: 10.1088/17551315/421/3/032035.

4. Фастович Г.Г. Институт регионализации в системе агропромышленного комплекса современной России (на примере исследования логистических процессов Красноярского края)// Аграрное и земельное право. 2019. № 3 (171). С. 47-49.

5. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О развитии сельского хозяйства'У/КонсультантПлюс: Законодательство.

6.Гарифуллина, А.Ф., Миннегулова, А.Р. Проблемы информационного обеспечения управления предприятиями агропромышленного комплекса //NovaInfo. 2015. № 30-32.

7. Альт В.В. Информационное обеспечение новых доступных инновационных технологий в АПК // Достижения науки и техники АПК.

2015. №9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.