Научная статья на тему 'Правовые аспекты майнинга криптовалют'

Правовые аспекты майнинга криптовалют Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1375
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЛОКЧЕЙН / МАЙНИНГ / КРИПТОВАЛЮТА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артемьев Кирилл Игоревич

В статье рассматривается правовой механизм регулирования майнинга криптовалют, который появился совсем недавно, однако уже набирает популярность и обладает большим потенциалом. Статья посвящена анализу правовых аспектов регулирования процесса создания блоков транзакций в блокчейн-сети путем решения криптографических задач с целью получения вознаграждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты майнинга криптовалют»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ

ПРАВО

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МАЙНИНГА КРИПТОВАЛЮТ

Артемьев К.И.

Артемьев Кирилл Игоревич - студент, Институт государства и права Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье рассматривается правовой механизм регулирования майнинга криптовалют, который появился совсем недавно, однако уже набирает популярность и обладает большим потенциалом. Статья посвящена анализу правовых аспектов регулирования процесса создания блоков транзакций в блокчейн-сети путем решения криптографических задач с целью получения вознаграждения. Ключевые слова: блокчейн, майнинг, криптовалюта, информационные технологии, цифровые ценности, правовое регулирование.

Техническая архитектура большинства современных криптовалют предполагает подтверждение транзакций посредством валидации зашифрованных блоков данных, называемое майнингом. Существование и эффективное функционирование многих распределенных систем на базе технологии блокчейн невозможно либо находится под угрозой, при отсутствии достаточного количества майнинговых мощностей, поддерживающих конкретную сеть [12, с. 44].

По существу, «майнинг» децентрализует эмитирование валюты и клиринговые функции центрального банка, таким образом, заменяя его. На текующий момент термин «майнинг» уже вошел в лексикон законодателей разных стран, считается, что он в полной мере отражает суть явления.

Майнинг в России не является запрещенной деятельностью. Однако реализация средств, полученных вследствие майнинга, является предпринимательской деятельностью (деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли), которая предусматривает регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица [1].

Однако с регистрацией могут возникнуть проблемы, поскольку в заявлении на регистрацию потребуется указать основной вид осуществляемой экономической деятельности (ОКВЭД). Разумеется, такого вида деятельности как реализация криптоактивов не предусмотрено, а пропуск ОКВЭД в заявлении на регистрацию влечет за собой отказ в регистрации [3].

Выходом для заявителя станет присвоение любого другого кода. За ведение деятельности не по указанному при регистрации ОКВЭД коду никакой ответственности не предусмотрено, однако выбор ОКВЭД может влиять на определение ставки страховых взносов уплачиваемых в фонд социального страхования [5]. Таким образом, действующие нормы относительно экономической деятельности предпринимателей нуждаются в дополнении.

Стоит упомянуть о рисках, связанных с отсутствием в законодательстве определения денежных суррогатов. Государственные органы по-разному решают вопрос о том, является ли криптовалюта денежным суррогатом.

Административный и уголовный аспект. В случае регулярного вывода криптовалют и обмена их на фиатные деньги возникает факт осуществления предпринимательской деятельности, то есть самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. В таком случае, необходима регистрация деятельности по майнингу в качестве ООО

либо ИП, либо в иной предусмотренной законом гражданско-правовой форме. В противном случае существуют риски привлечения к уголовной ответственности.

Организаторам майнинга может грозить уголовная ответственность по ст. 177 УК РФ (незаконная предпринимательская деятельность), то есть деятельность, которая осуществляется без регистрации или без лицензии. Другая проблема это налоги.

Если признать майнинг, как способ дохода, то майнеры обязаны будут задекларировать свои доходы и платить установленный законом процент в качестве налога. В случае невыполнения данного условия, лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов) [4]. Состав преступления будет образован, если уклонение от уплаты налогов было совершено в крупном размере. Под крупным размером уголовный закон понимает сумму налогов, составляющую за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 5000000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов в совокупности, либо превышает 15000000 рублей [4].

Очевидно, что майнинг предполагает затраты на электроэнергию, которая обойдется в приличную сумму. И естественно, чем ниже расходы на электричество, тем маржинальней становится майнинговый бизнес. Некоторые же предприимчивые субъекты находят способы подключения к электросетям совершенно бесплатно, что в свою очередь ведет как к административной, так и уголовной ответственности. Статья 7.19 КоАПРФ [2] предусматривает ответственность за самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа. Подобное нарушение закона влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 000 до 15 000 рублей, а на юридических лиц — от 100 000 до 200000 рублей.

Хищение электроэнергии в уголовном аспекте заключается в незаконном получении ресурсов, с целью избежать оплаты за них. Основания для привлечения к уголовной ответственности регламентированы ст. 165 УК РФ. Подобные деяния наказываются лишением свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере до 80000 рублей. Ответственность по данной норме наступает с учетом следующих обстоятельств:

• кража электроэнергии должна заключаться в обмане или злоупотреблении энергией;

• размер причиненного вреда должен быть крупным, т.е. превышать 250000 рублей.

Частые случаи использования системными администраторами серверного

оборудования для майнинга криптовалют внутри государственных и стратегических предприятий вызывает серьезную обеспокоенность у государства. Так, например, 15 декабря 2017 стало известно, что оперативники ФСБ задержали в аэропорту «Внуково» системного администратора, который использовал электроэнергию в Центре управления воздушным движением аэропорта для майнинга криптовалют в личных целях. Причиной тревоги послужили резкие перепады электроэнергии, которые могли привести и к значительному перебою электроснабжения Центра. В сентябре прошлого года также стало известно и о случае увольнения двух IT -специалистов аппарата Совета министров Крыма за майнинг в подвале правительственного здания [13]. Сегодня в некоторых Министерствах и государственных предприятиях уже существуют инструкции по выявлению скрытых майнеров внутри собственных сетей.

Тем не менее, майнинг остается интересным видом предпринимательской деятельности, в том числе и для государственных корпораций, которые в настоящее время разворачивают огромные вычислительные мощности в разных регионах страны.

В течение всего 2017 года заявления об этом делали официальные представители российской власти. Уполномоченный Президента по делам предпринимателей Борис Титов предлагает создать в Крыму «криптодолину» [10, с. 7], аналогичную Crypto Valley в городе Цуге, а представитель президента России от Дальневосточного федерального округа Юрий Трутнев представляет свое видение, как использовать избыточную электроэнергию Дальнего Востока для майнинг [10, с. 8].

77

Таможенный аспект. Так как майнеры относятся к шифровальному оборудованию, ввезти их официально без нотификации ФСБ согласно российскому закону никто не может.

Нотификация — это официальное уведомление ФСБ, которое разрешает ввоз (вывоз) на территорию стран таможенного союза того или иного товара, попадающего под ряд ограничений.

Изначально при попытке официального ввоза майнеров в страны Таможенного союза покупатель попадал под ст.1 часть 16.3 КоАП РФ. Сами устройства конфисковывались, а импортера штрафовали на сумму от 2 000 до 300 000 рублей. Ввоз майнеров в страну по серым таможенным схемам отчасти и обусловил их дефицит и завышенную стоимость в несколько раз. Однако ситуация резко изменилась осенью прошлого года. 26 октября 2017 ФСБ зарегистрировало первую нотификацию о технических характеристиках шифровального майнера торговой марки Bitmain модели Antminer D3, Antminer L3+, Antminer S9 для майнинга Dash, Bitcoin и Litecoin.

Ниже приведен список все майнинговых устройств, которые отныне разрешено легально ввозить в страну и на территорию Таможенного союза:

• Модели Bitfury B7, Bitfury B8 от компании Bitfury;

• Модели iBelink DM11G, iBelink DM22G от компании iBelink;

• Модель AvalonMiner 741 от компании Canaan Creative;

• Модель AntMiner S9, AntMiner D3, AntMiner D3 от компании Bitmain.

Регистрация Bitmain своих устройств и получение нотификаций ФСБ может

говорить о том, что в скором времени компания внесет свой товарный знак в таможенный реестр. А это значит, что с этого момента ввести майнеры в Россию можно будет, лишь имея лицензионное соглашение на импорт с Bitmain или уполномоченным ей эксклюзивным дистрибьютором.

При этом, занимаясь ввозом майнинг-оборудования в страну важно помнить и еще один важный нюанс.

Согласно таможенным правилам физические лица имеют право ввозить товары только для личного пользования стоимостью не более 1000 евро в месяц и весом не более 31 кг. 13 декабря 2017 года Решением Евразийской Экономической Комиссии был определен список шифровальных (криптографических) товаров для личного пользования, ввоз которых возможен без нотификации ФСБ и мер нетарифного регулирования. И майнингового оборудования среди них нет.

Потому граждане, которые решат ввозить оборудование, как физические лица, с большой долей вероятности столкнутся с проблемами на таможне. Согласно текущей позиции ФТС России, если представители таможни определяют, что товары ввозятся в коммерческих целях (а именно так может быть определен импорт майнеров из Китая), они вправе отказать в выпуске товара [6].

Налоговый аспект. 21 октября 2017 года Президент России подписал поручение, назначив премьер-министра Д.А. Медведева ответственным за разработку законодательства в части «установления требований к организации и осуществлению производства, основанного на принципах криптографии в среде распределённых реестров («майнинг») [14]. В.В. Путин дал поручение к лету 2018 года разработать налог на майнинг, включая регистрацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих такую деятельность, а также определение порядка её налогообложения» [11]. Срок исполнения поручения установлен до 1 июля 2018 года.

Учитывая, что у представителей налоговых органов России до настоящего времени не сформирована официальная позиция по порядку налогообложения криптоактивов и сделок по отчуждению криптовалют, полученных в результате майнинга, также как и физическим лицам, компаниям и индивидуальным предпринимателем, занятым в сфере майнинга, налоги следует исчислять

самостоятельно. При этом экономическую выгоду можно фиксировать по курсу биржи на момент реализации криптовалют [7].

Международный опыт регулирования майнинга.

В то время как в России вопросы правового регулирования правооотношений в сфере майнинга, остаются, во многом, неосвещенными, среди ряда государств уже сформированы определенные правовые подходы. Еще в августе 2017 года, например, в Украине, правоохранительные органы проводили обыски с изъятием оборудования у украинских майнеров. Примечательно, что подобные мероприятия проводились под различными предлогами. Часто майнерам вменяли контрабанду, незаконное подключение к электросетям, фиктивное предпринимательство и уклонение от уплаты налогов. Даже имеется судебный решение Святошинского районного суда города Киева, в котором судья вынес обвинение майнеру по причине незаконной деятельности.

По мнению судьи, обвиняемый нарушил сразу несколько законов Украины: «Про Нацюнальний банк Украши», «Про банки i баншвську дiяльнiсть», «Про плапжт системи та переказ кошпв в Укрш'ш» [8].

Однако уже в октябре 2017 года на рассмотрение Верховной Рады Украины был внесен законопроект о легализации криптовалют и регулировании правоотношений в сфере оборота, хранения, использования и проведения операций с криптовалютами. Авторы законопроекта дают определения основным понятиям сферы криптовалюты. Сам термин криптовалюты они определяют как «программный код, являющийся объектом права собственности и предметом договора мены, информация о котором вносится и сохраняется в системе блокчейн».

Из данного определения следует, что криптовалюта не является законным платежным средством, а выступает только предмет договора мены. Особого внимания заслуживает 5 статья данного законопроекта, в которой раскрывается сущность майнинга. В данной статье также указано, что полученная криптовалюта является собственностью майнера, и является объектом налогообложения, а также то, что майнер на свое собственное усмотрение выбирает тип криптовалюты для майнинга.

Указанный процесс он может осуществлять с помощью своего собственного оборудования или арендованного. Данный законопроект является одним из первых экспериментов ввести майнинг под специальное регулирование.

С точки зрения преемственности, может быть интересен опыт Республики Беларусь, в которой 22 декабря Президент Александр Лукашенко подписал Декрет №8 «О развитии цифровой экономики» [9]. Согласно Декрету майнинг физическими лицами, приобретение, отчуждение без привлечения иных физических лиц (по трудовым или гражданско -правовым договорам) не является предпринимательской деятельностью. Токены не подлежат декларированию, а сам майнинг не облагается никакими налогами.

Майнинг может осуществляться как физическими лицами, так и резидентами ПВТ («Парка Высоких Технологий», площадка, на базе которой размещаются стартапы). Весьма интересен момент, что юридические лица без статуса резидента ПВТ не указаны в Декрете в качестве субъектов, которые могут заниматься майнингом. Однако, скорее это недоработка юридической техники декрета, чем злонамеренный запрет на майнинг юридическими лицами. Полагаем, что в случае отсутствия статуса резидента ПВТ, такая деятельность может попадать под общую систему налогообложения.

Рассмотрев примеры регулирования майнинга криптовалют, с точки зрения различных аспектов правоприменения, можно умозаключить, что российское законодательство отчасти готово к налогообложению добычи криптовалют, а там, где новшества заставали ведомства врасплох, регулирование быстро адаптировалось под изменчивые условия благодаря интеграции подзаконных актов. Особенно явно это прослеживается на уровне таможенного аспекта.

79

В тоже время, процесс взимания налогов от данного вида деятельности остается неосвещенным. Фактически, выявить налогоплательщика становится невозможно до тех пор, пока не произойдет обмен криптовалюты на национальную.

В то же время, специфика покупки криптовалют, которая будет описана далее в работе (пар.пар. 2.3.), не оставляет возможности выявлять их на стадии получения денежных средств.

Отметим, что опыт иностранных государств в регулировании майнинга криптовалют имеет и случаи отказа от налогообложения. Такая позиция может позволить привлечь значительный объем внешних инвестиций в экономику страны, однако создает условия своеобразной «правовой песочницы», и, вероятно, направлена на выявление возможностей нарушения прав граждан и дальнейшего регулирования, с точки зрения уже выявленных уязвимостей системы права.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 -ФЗ (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2018) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.

3. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.04.2018) // Российская газета. № 153-154. 10.08.2001.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.06.2018) // Российская газета. № 113. 18.06.1996.

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска» от 01.12.2005 № 713-ФЗ (ред. от 17.06.2016) // Российская газета. № 278. 09.12.2005.

6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.12.2017 № 172 «О внесении изменений в Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза шифровальных (криптографических) средств» // Официальный сайт Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс].15.12.2017. Режим доступа: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 11.05.2018).

7. Письмо Минфина России от 13.10.2017 № 03-04-05/66994 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?/ (дата обращения: 16.06.2018).

8. Национальный банк Украины // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bank.gov.ua/control/uk/publish/category?cat_id=190854/ (дата обращения: 15.05.2018).

9. Новости Белоруссии. Лукашенко подписал декрет «О развитии цифровой экономики» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belta.by/president/view/lukashenko-podpisal-dekret-o-razvitii-tsifrovoj-ekonomiki-281741-2017/ (дата обращения: 21.05.2018).

10. Намиот Д.Е., Куприяновский В.П., Синягов С.А. Инфокоммуникационные сервисы в умном городе // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Т. 4, № 4. С. 1-9.

11. Путин дал поручение к лету 2018 года разработать налог на майнинг // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roskomsvoboda.org/32977/ (дата обращения: 17.05.2018).

12. Пряников М.М. Блокчейн как коммуникационная основа формирования цифровой экономики: преимущества и проблемы // International Journal of Open Information Technologies. № 6. 2017. С. 44-45.

13. ФСБ арестовала сисадмина аэропорта «Внуково» за майнинг криптовалюты // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://safe.cnews.ru/news/ (дата обращения: 17.06.2018).

14. ФАС и Сбербанк запустили пилотный проект по обмену документами на основе blockchain // Федеральная антимонопольная служба. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id/ (дата обращения: 16.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.