Научная статья на тему 'Правовые аспекты конкуренции на товарном рынке в современных условиях'

Правовые аспекты конкуренции на товарном рынке в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
385
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / МОНОПОЛИЯ / MONOPOLY / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ИНСТРУМЕНТ / TOOL / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / ИМПОРТ / IMPORT / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / OMPETITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабурин Кирилл Игоревич

В статье исследованы вопросы правового регулирования конкурентных правоотношений на современном товарном рынке. Автором анализируются произошедшие изменения в системе обеспечения конкуренции в условиях вступления России в ВТО и Таможенный союз и делаются выводы о необходимости совершенствования механизмов обеспечения конкуренции в государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of the competition in the commodity market in modern conditions

In article questions of legal regulation of competitive legal relationship in the modern commodity market are investigated. The author analyses the occurred changes in system of ensuring the competition in the conditions of Russia’s accession to the World Trade organization and the Customs union and conclusions about need of improvement of mechanisms of ensuring the competition for the state are drawn.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты конкуренции на товарном рынке в современных условиях»

Трибуна молодого ученого

К.И. Бабурин

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье исследованы вопросы правового регулирования конкурентных правоотношений на современном товарном рынке. Автором анализируются произошедшие изменения в системе обеспечения конкуренции в условиях вступления России в ВТО и Таможенный союз и делаются выводы о необходимости совершенствования механизмов обеспечения конкуренции в государстве.

Ключевые слова: конкуренция, монополия, Всемирная торговая организация, Таможенный союз, инструмент, внешняя торговля, импорт, сельское хозяйство.

В условиях развития российской экономики повышается необходимость совершенствования механизмов конкуренции, которая должна защищаться и поддерживаться за счет реализации государственных инструментов в виде принятия и исполнения соответствующих нормативных правовых актов.

В сфере конкуренции таким актом в настоящее время является Федеральный закон «О защите конкуренции»1, в ст. 4 которого конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Изменения в системе межгосударственных связей, выраженных во вступлении России во Всемирную торговую организацию и Таможенный союз2, позволяют сделать вывод об изменении конкурентной среды в Российской Федерации, осложненной необхо-

© Бабурин К.И., 2014

димостью внедрения и адаптации международных правил ведения конкурентной борьбы на товарном рынке.

Как указывают некоторые авторы, одним из направлений конкурентного регулирования является конкурентная политика в сфере внешнеторговой деятельности государств. Основная проблематика конкурентного регулирования в данной области связана с наличием в поведении государств, реализующих свою внешнеторговую политику, двух встречных тенденций - государственного протекционизма отечественных отраслей или конкретных отечественных предпринимателей, с одной стороны, и защиты конкуренции, в том числе международной, при осуществлении внешнеторговой деятельности - с другой. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что в целом международная конкуренция, снижение торговых барьеров между государствами способствуют внутренней конкуренции и как следствие росту социально-экономического блага в стране, в частности приводят к улучшению положения потребителей. Поэтому в целом обществу выгодно снижение торговых барьеров между государствами. Их повышение в целях защиты отечественных производителей более выгодно самим таким производителям, защищаемым от иностранной конкуренции, а потребитель чаще всего страдает от таких мер вследствие монополизации рынка внутренними производителями, со всеми вытекающими отсюда последствиями3.

По мнению А.В. Пушкина, ВТО представляют как организацию «свободной торговли», однако эта организация допускает тарифные и в ряде случаев другие формы защиты интересов национальных производителей. Более верно называть ВТО системой норм, поддерживающих открытую, честную и свободную конкуренцию. Правила недискриминационного доступа - РНБ и национальный режим - созданы с целью обеспечить справедливые условия торговли. Это касается также демпинга и субсидий.

Такие сложные вопросы требуют комплексного подхода, и правила в данной сфере пытаются определить, какие действия допустимы, а какие нет и каким образом правительство может на них реагировать, в частности путем ввода дополнительных пошлин, призванных компенсировать вред, причиненный недобросовестными приемами международной торговли. Многие соглашения в рамках ВТО принимаются именно с целью поддержки конкуренции, например, в сфере сельского хозяйства, интеллектуальной собственности, услуг4.

Необходимо отметить, что вопросы поддержания конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции при вступлении

России в ВТО были одними из ключевых. Поэтому в условиях предполагаемого роста конкуренции на рынках сельскохозяйственных продуктов в Российской Федерации принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.5 В рамках данной Программы утверждены меры по адаптации сельского хозяйства к условиям ВТО. Одной из основных задач Программы является повышение конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса до окончания переходного периода и вступления в силу всех обязательств России в рамках ВТО. В Программе предусмотрены такие важные положения, как принятие Федерального закона «О ветеринарии», направленного на гармонизацию российского законодательства с требованиями международных соглашений, в том числе Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер; разработка перечня сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых установлен запрет на закупки для государственных и муниципальных нужд; усиление таможенного администрирования ввоза сельскохозяйственной продукции со стороны Федеральной таможенной службы; разработка российских национальных стандартов и систем оценки качества мяса крупного рогатого скота.

Следует поддержать точку зрения М.А. Баширова, согласно которой основные положительные правовые последствия присоединения России к ВТО в рамках сектора финансовых услуг будут обусловлены созданием условий для реальной конкуренции между российскими и зарубежными организациями, а также получением для российских организаций доступа на финансовые рынки стран - участниц ВТО6.

Безусловно, ВТО придает приоритетное значение договорному урегулированию вопросов конкуренции на товарных рынках. Даже самое общее описание основных сфер деятельности ВТО дает представление о сложности стоящих перед ней задач и о значении их решения для мировой экономики. Учреждение ВТО - важный шаг в совершенствовании механизма регулирования столь важной и сложной сферы международных отношений, как отношения торгово-экономические7.

Вместе с тем, по мнению специалистов в области конкуренции внешнеторговой политики, существуют объективные ситуации, когда государственная защита отечественных производств и иных хозяйственных сфер необходима. К таким случаям в мировой практике традиционно относятся:

- сельскохозяйственное производство;

- запуск или подъем новых отраслей и производств в государстве, что обусловливает необходимость временной защиты от уже набравших силу иностранных конкурентов;

- интересы национальной безопасности;

- защита отечественных производителей и рынков от экспансионистского негативного влияния иностранной конкуренции, например поставок товаров, работ, услуг на какой-либо отечественный рынок по заниженным ценам в целях вытеснения производителей страны импорта и занятия на данном иностранном для импортера рынке монопольного положения. Такие действия называются демпингом и рассматриваются в международных документах, посвященных международному регулированию конкуренции, как разновидность недобросовестной или нечестной конкуренции8.

Для защиты национальных интересов от негативного воздействия иностранной конкуренции, в том числе для решения национальных социально-экономических целей и задач, в указанных выше и некоторых других случаях государствами издавна используются определенные защитные механизмы, суть которых состоит в установлении определенных барьеров для иностранных продавцов, поставщиков, производителей:

- тарифные - установление повышенного таможенного тарифа для импортных товаров, работ, услуг;

- нетарифные. По оценкам ученых, существует около 50 способов нетарифного ограничения внешней торговли. К ним относятся: введение квот, антидемпинговые и компенсационные меры, технические барьеры на пути торговли, санитарные и фитосанитарные меры, процедуры лицензирования импорта, процедуры государственных закупок, процедуры таможенной оценки, предотгрузочная инспекция и др.9

Необходимо отметить, что помимо непосредственного изменения конкурентной среды в государстве предполагаются и нормативные изменения, поскольку Федеральный закон «О защите конкуренции» должен быть приведен в соответствие с положениями Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции, заключенного странами - участницами Таможенного союза10. При этом одновременно с решением этой задачи запланировано решение ряда других задач, в том числе приведение положений указанного федерального закона в соответствие с положениями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности в свя-

зи с вступлением России в ВТО, практикой Европейского союза, а также с действующим законодательством Российской Федерации - п. 3 ст. 1033 ГК РФ, расширение сферы применения новых правовых институтов - предупреждений и предостережений: упрощения контроля за экономической концентрацией в целях дальнейшего снижения нагрузки на бизнес; совершенствование порядка осуществления контроля за предоставлением государственных и (или) муниципальных преференций и др.11 Такие изменения должны обеспечить высокий уровень конкуренции в современных условиях.

Все указанные меры составляют мощный арсенал государства для противодействия негативным воздействиям недобросовестной иностранной конкуренции и призваны эффективно защищать социально-экономические и иные интересы общества и государства.

Примечания

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3434. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, подписан в г. Душанбе 6 октября 2007 г. // Собрание законодательства РФ. 2011. № 12. Ст. 1552.

См.: Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. С.В. Запольского. М.: РАП; Статут, 2010. С. 178.

См.: Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. М.: Юрист, 2007. С. 49.

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013— 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 32. Ст. 4549. См.: Баширов М.А. Международно-правовое регулирование доступа на рынки финансовых услуг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 10-13. См.: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию / Г.К. Дмитриева, И.В. Ершова, А.В. Карташов и др.; под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Норма; Инфра-М, 2013. С. 73.

См.: Ячеистова Н.И. Международная конкуренция: законодательство, регулирование и сотрудничество. Нью-Йорк; Женева: Изд-во ООН, 2001. С. 251, 283. См.: Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Указ. соч. С. 183.

3

4

5

6

7

8

Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, заключено в г. Москве 9 декабря 2010 г. // Собрание законодательства РФ. 2012. № 5. Ст. 545.

См.: Щур-Труханович Л.В. Антимонопольное и ценовое регулирование в сфере торговли на Едином экономическом пространстве: международные и национальные аспекты // Торговое право. 2012. № 9. С. 14-40; № 10. С. 3-14.

10

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.