Научная статья на тему 'Правовые аспекты использования цифровых валют: мировой опыт'

Правовые аспекты использования цифровых валют: мировой опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА / БЛОКЧЕЙН / РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ РЕЕСТР / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИАТНАЯ ВАЛЮТА / ТРАНЗАКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заточная Анастасия Дмитриевна

Цель: Исследование становления цифровых валют и вхождения их в правовую систему стран мира. Методология: Использовались формально-юридический метод и анализ реальной ситуации. Результаты: В статье раскрыты основные элементы создания и функционирования цифровых валют, соотношение их с электронными и фиатными деньгами. Также выявлены правовые основы регулирования цифровых валют в мире. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть цифровые валюты с точки зрения их правового регулирования и его необходимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of the use of digital currencies: world experience

Purpose: To study the development of digital currencies and their entry into the legal system of the countries of the world. Methodology: Formal legal method and an analysis of the real situation. Results: The article reveals the main elements of the creation and operation of digital currencies, their correlation in electronic and fiat money. The main legal basis for regulating digital currencies in the world legal field has also been revealed. Novelty/originality/value: The article has a high scientific value, as it is one of the first attempts to consider digital currencies in terms of their legal regulation and its necessity.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты использования цифровых валют: мировой опыт»

Заточная А.Д.

правовые аспекты использования цифровых валют: мировой опыт

цель: Исследование становления цифровых валют и вхождения их в правовую систему стран мира.

Методология: Использовались формально-юридический метод и анализ реальной ситуации. Результаты: В статье раскрыты основные элементы создания и функционирования цифровых валют, соотношение их с электронными и фиатными деньгами. Также выявлены правовые основы регулирования цифровых валют в мире.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть цифровые валюты с точки зрения их правового регулирования и его необходимости.

Ключевые слова: цифровая валюта, блокчейн, распределенный реестр, правовое регулирование, фиатная валюта, транзакция.

Zatochnaia A.D.

LEGAL ASPECTS OF THE USE OF DIGITAL CURRENCIES: wORLD ExPERIENCE

Purpose: To study the development of digital currencies and their entry into the legal system of the countries of the world.

Methodology: Formal legal method and an analysis of the real situation.

Results: The article reveals the main elements of the creation and operation of digital currencies, their correlation in electronic and fiat money. The main legal basis for regulating digital currencies in the world legal field has also been revealed.

Novelty/originality/value: The article has a high scientific value, as it is one of the first attempts to consider digital currencies in terms of their legal regulation and its necessity.

Keywords: digital currency, blockchain, distributed registry, legal regulation, fiat currency, transaction.

Деньги, номинированные в определенной валюте (деньги в традиционном смысле), включают деньги в физическом формате (банкноты и монеты) и различные виды электронных платежей, например деньги Центрального банка (депозиты в Центральном банке, которые могут быть использованы для платежей).

Электронные деньги, используемые в платежных и расчетных системах как «значение, хранящееся в электронном виде в устройстве, таком как чиповая карта или жесткий диск в персональном компьютере», также широко применяются во всем мире. В некоторых странах разработаны специальные законодательные нормы, регулирующие электронные деньги (Директива 2009/110/ ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 16.09.2009 об организации, деятельности и пруденциальном надзоре за деятельностью учреждений электронных денег) [1].

Любая из цифровых валют, при том, что ее может создавать любой человек либо компания, идентифицируется ее создателями, согласно зарождающейся правоприменительной практике, прежде всего, как финансовый инструмент. Но она не является деньгами, если следовать строго классическому определению денег, которые эмитируются под определенные обязательства

центральными банками разных стран. Это следует иметь в виду не столько для понимания виртуальной финансовой и экономической природы цифровых валют, сколько для соблюдения законодательства (чтобы избежать привлечения к ответственности за возможные преступления и правонарушения, которые связаны с обращением цифровых валют в тех или иных странах).

Категории «наличные» и «электронные деньги» традиционно воспринимаются как «деньги» в конкретной валюте, являющиеся по своей сути единой валютой.

Последующие определения электронных денег расширили концепцию, включив в нее различные виды розничной торговли и механизмов оплаты и распространив их на цифровые валюты. Цифровые валюты в широком концептуальном смысле часто определяют как электронные деньги, в большинстве юрисдикций они, как правило, не подпадают под правовое определение электронных денег. Например, во многих юрисдикциях (Эквадор, Филиппины) цифровая валюта должна быть номинирована в суверенной валюте, которая будет считаться электронными деньгами; однако во многих случаях цифровые валюты не выражены или даже не привязаны к валюте, а выражены в своих собственных единицах стоимости [2].

eurasian

> 6 (31) 2017 <

advocacy

Цифровые валюты в некоторых юрисдикциях (Китай, Литва, Испания) не считаются электронными деньгами в юридическом смысле, так как они не выдаются в обмен (хотя впоследствии они могут быть куплены и проданы) и не могут быть выданы любому физическому или юридическому лицу.

В настоящее время существуют сотни цифровых валют на основе распределенных реестров, они находятся в стадии развития или были созданы, но впоследствии исчезли (NoLimitCoin, Rubycoin). Все эти валюты можно разделить по нескольким ключевым особенностям, которые отличают их от традиционных электронных денег.

Во-первых, в большинстве случаев эти цифровые валюты являются активами, их стоимость определяется объемом спроса и предложения, по концепции можно провести грубую аналогию с сырьевыми товарами, например такими как золото. Однако в отличие от товаров они имеют нулевое внутреннее значение. В отличие от традиционных электронных денег они не регулируются нормами права и не отвечают перед своими клиентами. В результате их ценность зависит только от веры пользователей в то, что через какое-то время они смогут их обменять на товары / услуги или фиатные валюты. Создание нового объема валюты определяется, как правило, компьютерным протоколом. В этом случае никто не имеет права распоряжаться созданием (майнингом) новых единиц валюты, так как его определяет компьютерный алгоритм. Разные цифровые валюты имеют различные заранее определенные правила создания и распределения новых единиц валюты.

Эти предопределенные правила помогают создать дефицит в наличии валюты. Эти валюты, как правило, не выражены и не привязаны к фи-атной валюте, какой как доллар США или евро. В качестве примера используется биткоин - единица стоимости, которая переносится.

Второй отличительной чертой этих валют является способ передачи от плательщика к получателю. До недавнего времени равного обмена между сторонами сделки в отсутствие доверенных посредников не было, все, как правило, ограничивалось деньгами в физическом формате.

Ключевым нововведением большинства цифровых валют стало использование распределенных реестров (блокчейн), позволяющих дистанционно обмениваться цифровыми валютами в отсутствие доверия между сторонами и без посредников. Обычно плательщик хранит в цифровом кошельке криптографические ключи, которые дают ему доступ к валюте. Затем плательщик

использует эти ключи для инициирования проводки, которая переносит определенную сумму получателю. Сделка идет через процесс подтверждения, который проверяет транзакцию и добавляет ее в единый реестр, из которого множество копий распространяется через пиринговые сети. Процесс подтверждения транзакций цифровых валют может различаться с точки зрения скорости, эффективности и безопасности. В действительности распределенные реестры реплицируют одноранговую связь - обмен кошельками, хотя и на удаленной основе через Интернет.

Как уже упоминалось выше, передача завершается, когда реестр, который распределяется по децентрализованной сети, обновляется. Объем информации, хранящейся в реестре, может отличаться от определенного минимума - такого значения, при котором личность плательщиков установить практически нереально. При этом есть только распределение стоимости по сетевым узлам - объем информации, который может включают сведения о плательщике, получателе платежа, транзакциях и остатках средств. Так работает 99 % всех существующих цифровых валют.

Еще одной отличительной чертой цифровых валют является их институциональная структура. В обычной схеме устройства цифровой валюты существует несколько услуг, которые являются необходимыми: эмитенты цифровых валют, сетевые операторы, поставщики специализированного оборудования и программного обеспечения, покупатели цифровой валюты и, само собой, электронные операции.

В отличие от этого многие цифровые валюты не управляются каким-либо конкретным физическим или юридическим лицом (хотя некоторые активно пытаются быть посредниками). Это отличает цифровые валюты от традиционных электронных денег, которые имеют одного или нескольких эмитентов, представляя собой обязательства эмитента перед пользователем. Кроме того, децентрализованный характер некоторых цифровых валютных схем означает, что не существует идентифицируемого оператора, роль которого обычно играют финансовые учреждения или другие специализированные учреждения. Однако существует ряд посредников, которые осуществляют техническое обслуживание. Эти посредники могут предоставлять услуги «кошелька», чтобы позволить пользователям цифровых валют осуществлять перевод или предложить услуги обмена цифровой валюты на фиатные валюты или другие активы. В некоторых случаях эти посредники хранят криптографические ключи своих клиентов.

евразийская

> 6 (31) 2017 <

адвокатура

Некоторые цифровые валюты, основанные на блокчейне, направлены на создание сети, которая работает в отрыве от существующих механизмов оплаты или только в незначительной связи с ними. Пользователи системы будут непосредственно открывать счета в одном распределенном реестре и отправлять / получать одноранговые платежи, выраженные в цифровой валюте.

Единственная связь с существующими платежными системами возникнет на биржах и торговых площадках, где цифровую валюту можно обменять на фиатные деньги, как правило, по свободным курсам, отражающим спрос и предложение (минус сервисный сбор, взимаемый биржами / торговыми платформами).

В других случаях цифровые валюты, основанные на распределенных реестрах, могут использоваться традиционными поставщиками платежных услуг (например, банками) с целью повышения эффективности определенных процессов.

Это может включать использование распределенных реестров для создания децентрализованного механизма платежей между участниками платежной системы для улучшения клиринговых и расчетных процессов бэк-офиса, в то время как фронт-офисные услуги между поставщиками услуг и конечными пользователями могут оставаться неизменными (конечные пользователи могут даже не подозревать, что блокчейн и цифровые валюты используются при совершении их операций).

Использование распределенных реестров в отрыве от цифровых валют также возможно. Распределенные реестры могут быть адаптированы к новым или существующим платежным системам без обязательного выпуска цифровой валюты.

Цифровые валюты и комбинации цифровых валют и блокчейна входят в сферу гражданского права, ввиду чего подавляющее большинство стран (Израиль, Болгария, Бразилия, Словения и многие другие) на текущий момент приравнивает их к объектам собственности как вещь или интеллектуальную собственность, в отличие от услуг, на которые не может возникать право владения, а лишь право требования. Таким образом, циф-

ровая валюта - это виртуальная, нематериальная вещь (интеллектуальная собственность).

При этом каждая юрисдикция, как, кстати, сейчас и происходит, может регулировать деятельность с цифровыми валютами в соответствии с национальными интересами, политической, экономической и социальной составляющей той или иной страны [2]. Несмотря на то, что цифровые валюты обладают высокими рисками их использования в преступных целях (финансирование терроризма и пр.), на них почти невозможно обратить меры взыскания, и их на сегодняшний момент невозможно передать по наследству (это требует государственной регистрации кошелька и открытия приватного кода), они, как указывалось ранее, имеют высокую степень волатиль-ности курса; до сих пор не имеется способов их верификации, поэтому неясны в отношении цифровых кодов такие понятия, как бесхозность, могут ли они быть объектами находки или считаться кладами и т. д. Однако это не становится препятствием для того, чтобы цифровые валюты имели распространение в мире, развивая в этой сфере целые новые отрасли бизнеса и вместе с ними новую правовую доктрину «виртуальной собственности».

Пристатейный библиографический список

1. Директива 2009/110/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 16.09.2009 об организации, деятельности и пруденциальном надзоре за деятельностью учреждений электронных денег.

2. Dr Garrick Hileman & Michel Rauchs. Global cryptocurrency benchmarking study. Cambridge Centre for Alternative Finance, 2017.

References (transliterated)

1. Direktiva 2009/110/ES Evropejskogo parlamenta i Soveta ES ot 16.09.2009 ob organizacii, dejatel'nosti i prudencial'nom nadzore za dejatel'nost'ju uchrezhdenij jelektronnyh deneg.

2. Dr Garrick Hileman & Michel Rauchs. Global cryp-tocurrency benchmarking study. Cambridge Centre for Alternative Finance, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.