Научная статья на тему 'Правовые аспекты использования сети Интернет в Российской Федерации'

Правовые аспекты использования сети Интернет в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3314
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ / ИНТЕРНЕТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / САЙТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОВАЙДЕР ХОСТИНГА / LEGAL ASPECTS / INTERNET / LEGAL REGULATION / INFORMATION SECURITY / SITE / INFORMATION SYSTEM / PROVIDER OF A HOSTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Страхов А.А., Анисимова Т.В.

Приводится анализ нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием сети Интернет. Дана характеристика отдельным положениям таких нормативных правовых актов, определены проблемные аспекты в рассматриваемой сфере, обозначены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF USE OF THE INTERNET IN THE RUSSIAN FEDERATION

In article regulations which govern the relations on use of the Internet are considered. The characteristic is given to separate provisions of such regulations, problem aspects in the considered sphere are defined, ways of their decision are designated.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты использования сети Интернет в Российской Федерации»

УДК 34 ББК 67

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СТРАХОВ,

заместитель начальника кафедры информатики и математики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: cokr@mail.ru; ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА АНИСИМОВА, кандидат юридических наук, заместитель начальника научно-исследовательского отдела Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московского университета

МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: tata-albul@rambler.ru Научная специальность 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Приводится анализ нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием сети Интернет. Дана характеристика отдельным положениям таких нормативных правовых актов, определены проблемные аспекты в рассматриваемой сфере, обозначены пути их решения.

Ключевые слова: правовые аспекты, Интернет, правовое регулирование, защита информации, сайт, информационная система, провайдер хостинга.

Annotation. In article regulations which govern the relations on use of the Internet are considered. The characteristic is given to separate provisions of such regulations, problem aspects in the considered sphere are defined, ways of their decision are designated.

Keywords: legal aspects, Internet, legal regulation, information security, site, information system, provider of a hosting.

В 20-м веке концепция ведения войн подверглась наиболее значительной эволюции. Первая Мировая — война автоматического стрелкового оружия, Вторая — война моторов, далее — ядерные и космические войны. И в 21-в выяснилось, что наиболее эффективная форма ведения войн — информационная. При минимуме материальных затрат ущерб, наносимый противнику, может превысить все ожидаемые расчеты. «Холодная» информационная война ведется непрерывно и незаметно, не ограничена никакими международными законами. Для достижения абсолютной победы вполне достаточно информационного доминирования в информационном пространстве противника и обеспечения информационного суверенитета в своем.

События в Югославии, Ираке, Египте, Ливии, Сирии, Украине наглядно показывают, что с помощью современных информационных технологий можно сменить отдельных лидеров, государственный режим,

обосновать военное вторжение внешних сил, скрыть или исказить правду о реальных событиях в стране.

Информационный суверенитет позволяет осуществлять независимую внутреннюю и внешнюю информационную политику, гарантировать информационную безопасность государства, общества и личности, распоряжаться информационными ресурсами и контролировать информационную инфраструктуру.

Под влиянием либеральных СМИ принято считать, что Интернет — это свободное информационное пространство, где каждый может размещать и поглощать любую информацию, а сами СМИ публикуют только правду. Попытки государственного контроля Интернет посягают на свободу слова и демократию.

На самом деле соблюдение правовых, моральных, этических норм и правил в национальном информационном пространстве является одним из важнейших компонентов государственной безопасности.

В основе российского законодательства «о филь-

трации» Интернет лежит Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»1. Для лучшего понимания смысла внесенных норм и особенностей их применения в статье курсивом выделены определения базовых понятий и субъектов регулируемых правоотношений.

Распространение информации через Интернет осуществляется свободно при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации.

• информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

• распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Размещаемая в сети Интернет информация является общедоступной и может использоваться любыми лицами по их усмотрению, если форма ее представления допускает автоматизированную обработку в целях повторного использования без предварительных изменений человеком (форма открытых данных). Лица, распространяющие общедоступную информацию, по требованию обладателя должны ссылаться на него как на источник.

• обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

• доступ к информации — возможность получения информации и ее использования.

Запрещается распространение уголовно или административно наказуемой информации, пропаганда войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды.

Размещение открытых данных в Интернет прекращается по решению уполномоченных органов, если это может:

• привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну;

• нарушить права обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или права субъектов персональных данных;

• нарушить требования Федерального закона «О персональных данных».

Владелец сайта в сети Интернет обязан разместить на сайте следующие реквизиты:

• наименование;

• адрес (местонахождение);

• адрес электронной почты (электронная форма ввода данных) для обращений.

• сайт в сети Интернет — совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет;

• страница сайта в сети Интернет (интернет-страница) — часть сайта в сети Интернет, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети Интернет;

• владелец сайта в сети Интернет — лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте.

Организатор распространения информации в сети Интернет обязан:

• уведомить Роскомнадзор о начале данной де-ятельности2;

• информацию о электронных сообщениях (текстовых, графических, звуковых и т.д.) и об их пользователях хранить на территории Российской Федерации не менее шести месяцев, а также предоставлять ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации3;

• обеспечивать техническую возможность проведения специальных оперативных мероприятий в эксплуатируемых информационных системах, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных меро-приятий4.

• организатор распространения информации в сети Интернет — лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет;

• электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

• информационная система (ИС) — совокупность содержащейся в базах данных инфор-

мации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Неисполнение организатором распространения информации в сети Интернет указанных обязанностей является административным правонарушением. Если организатор не выполнил постановление уполномоченного органа в установленные сроки, доступ к информационным системам и (или) программам, функционирование которых обеспечивается данным организатором ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, на основании вступившего в законную силу решения суда или решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти5.

Данные обязанности не распространяются на:

• операторов государственных и муниципальных ИС;

• операторов связи в части лицензируемой деятельности;

• граждан, в том числе блогеров, осуществляющих распространения информации в сети Интернет для личных, семейных и домашних

нужд6.

Блогер — владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация, и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети Интернет.

Владельцы сайтов в сети Интернет, которые официально зарегистрированы в качестве сетевых изданий (СМИ), не являются блогерами.

Блогеры обязаны размещать фамилию и инициалы, электронный адрес, а также решения суда, содержащие требование об опубликовании на данных сайтах или интернет страницах.

При условии соблюдения законодательства Российской Федерации блогеры имеют право:

• свободно искать, получать, передавать и распространять информацию;

• излагать в своих блогах личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима;

• размещать в своих блогах информационные материалы или разрешать другим пользователям их размещение;

• распространять в своих блогах рекламу.

При распространении информации на своих сайтах или интернет-страницах блогеры обязаны не допускать:

• заведомо ложной общественно значимой информации или ее фальсификации;

• нарушения законных прав граждан на информационную неприкосновенность частной жиз-

ни, личную и семейную тайну;

• нарушения законных прав и интересов граждан и организаций на защиту чести, достоинства, деловой репутации и доброго имени;

• использование блога в целях совершения уголовных преступлений; разглашения государственной или иной охраняемой законом тайны; распространения экстремистских или террористических материалов; пропаганды порнографии, насилия и жестокости;

• материалов, содержащих нецензурных брань;

• нарушения запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о референдуме, о выборах, о распространении массовой информации;

Злоупотребление правом на распространение общедоступной информации влечет за собой уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По утвержденной методике Роскомнадзор организует мониторинг и ведет реестр сайтов и страниц сайтов, на которых размещается общедоступная информация, и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети Интернет, включая рассмотрение соответствующих обращений граждан или организаций. В случае обнаружения в сети Интернет новых блогов Роскомнадзор направляет провайдеру хостинга уведомление в электронном виде на русском и английском языках о необходимости предоставить в трехдневный срок данные, позволяющие идентифицировать блогера. Если на протяжении трех месяцев доступ к блогу не достигает 3 тыс. обр./сутки, то данный блог может быть исключен из реестра по заявлению блогера, если свыше шести месяцев, то без заявления.

Для ограничения доступа к сайтам в сети Интернет Роскомнадзор ведет «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее — реестр)7 по адресу http://eais.rk№.gov.ru/.

На основании решения компетентных федеральных органов исполнительной власти в реестр с последующим ограничением доступа могут быть внесены сайты, содержащие информацию:

• порнографического характера с участием или приглашением к участию несовершеннолетних;

• по приобретению, изготовлению и использованию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

• побуждающую к суициду;

• о пострадавших в результате противоправных действий несовершеннолетних;

• поддерживающую запрещенные азартные игры, лотереи и т.д.,

• а также иную запрещенную информацию по решению суда.

При выявлении нарушения авторских и (или) смежных прав в сети Интернет правообладатель вправе направить владельцу сайта в письменной или электронной форме заявление установленного образца и решить вопрос во внесудебном порядке. При отсутствии согласия доступ к информации ограничивается по заявлению правообладателя8 в Роскомнадзор на основании вступившего в силу судебного акта.

Субъект персональных данных также вправе обратиться в Роскомнадзор с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, на основании вступившего в законную силу судебного акта. За исключением ряда случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» при сборе персональных данных посредством сети Интернет оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

Во всех вышеуказанных случаях, получив соответствующее решение, уполномоченный представитель Роскомнадзора уведомляет провайдера хостинга о необходимости в установленные сроки принять меры по ограничению доступа к такой информации. Если владелец сайта не удалил запрещенную информацию, или провайдер хостинга своевременно не ограничил к ней доступ, доступ к такому сайту обязаны ограничить операторы связи на основании записи в реестре или, получив реквизиты сайта по системе взаимодействия с Роскомнадзором.

Провайдер хостинга — лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети Интернет

Требование Роскомнадзору о принятии мер по постоянному ограничению доступа к сайту в сети Интернет, на котором неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, устанавливается решением Московского городского суда. Сведения о сайтах в сети Интернет, доступ к которым ограничен операторами связи

на основании решения Московского городского суда, размещаются на официальном сайте Роскомнадзора.

В случае выявления в сети Интернет информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют Роскомнадзор требование о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.

Роскомнадзор, в свою очередь, направляет требование о незамедлительном принятии мер по ограничению доступа к сайту в сети Интернет и удалению запрещенной информации:

• операторам связи;

• провайдеру хостинга.

После удаления запрещенной информации с сайта в сети Интернет владелец уведомляет Роскомнадзор, который, проверив достоверность сообщения, организует возобновление доступа.

В случае ограничения доступа к информации и (или) ограничения ее распространения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, провайдер хостинга, оператор связи и владелец сайта в сети Интернет не несут ответственности перед правообладателем и перед пользователями.

Общедоступная информация о деятельности государственных и муниципальных органов в соответствии с установленным перечнем должна размещаться в сети «Интернет» в форме открытых данных9. В отдельных случаях по решению Правительства Российской Федерации доступ к государственным и муниципальным информационным системам, предоставляется после авторизации пользователей в единой системе идентификации и аутентификации.10

• государственные информационные системы — федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;

• муниципальные информационные системы — созданы на основании решения органа местного самоуправления;

• единая система идентификации и аутентификации — федеральная государственная информационная система, порядок использования которой устанавливается Правительством Российской Федерации и которая обеспечивает в случаях, предусмотренных законодатель-

ством Российской Федерации, санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационных системах.

Возможность размещения открытых данных в Интернет обеспечивает оператор информационной системы — собственник технических средств или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы. В государственных информационных системах функции оператора обычно возлагаются на заказчика, заключившего государственный контракт на создание такой системы.

Защита информации, а также размещение на российской территории баз персональных данных граждан Российской Федерации в установленном порядке обеспечивается оператором информационной системы.

Технические средства государственных и муниципальных информационных систем должны размещаться на территории Российской Федерации.

Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются ФСБ России и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в пределах их полномочий. Методы и способы защиты информации, применяемые в системах должны соответствовать установленным требованиям.

В целях противодействия угрозам информационной безопасности Российской Федерации при использовании «Интернет» на территории Российской Федерации Президент Российской Федерации утвердил Порядок подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещения (публикации) в ней информации через российский государственный сегмент информационно-телекоммуникационной сети Интернет»11. Поддержание, эксплуатация и развитие указанного сегмента Интернет возложены на ФСО России.

1 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015).

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 746 «Об утверждении Правил уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользовате-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также ведения реестра указанных организаторов».

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 759 «О Правилах хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях, предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации».

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 743 «Об утверждении Правил взаимодействия организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации».

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 745 «О порядке взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 747 «О перечне личных, семейных и домашних нужд, удовлетворение которых не влечет исполнения обязанностей, предусмотренных частями 2 — 4 статьи 10.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

7 Постановление Правительства Российской Федерации от

26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

8 Приказ Роскомнадзора от 09.08.2013 № 906 «Об утверждении формы заявления правообладателя о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим с нарушением исключительных прав фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, или информацию, необходимую для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей».

9 Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

10 Постановление Правительства Российской Федерации от

10.07.2013 № 584 (ред. от 28.10.2013) «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

11 Указ Президента Российской Федерации от 22.05.2015 № 260 «О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.