Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
276
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / АСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН / ASOCIAL DISPLAYS OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Степанов Гаврил Иванович, Степанова Айгуль Ахметзямилевна

В статье рассмотрена государственная политика в области физической культуры и спорта в различные периоды современной России. Раскрыты негативные последствия для физической культуры и спорта в укреплении здоровья и борьбе с различными асоциальными проявлениями. Определены приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области физической культуры и спорта на современном этапе и на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Степанов Гаврил Иванович, Степанова Айгуль Ахметзямилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN MODERN RUSSIA

The paper reviews state policy in the area of physical culture and sport in different periods of modern Russia. Negative consequences are exposed for physical culture and sport in health promotion and fight against different asocial displays. The authors define priority directions of state policy of the Russian Federation in the area of physical culture and sport on the modern stage and for further extension.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

A.P. 58A№ov, D.V. Maslennikov, V.P. Sal'nikov. SPb., Yuridicheskii institut (Sankt-Peterburg), Sankt-Peterburgskii un-t MVD Rossii, 1998, pp. 78-157.

20. Romanovskaya L.R., Verkhovodov E.V. Antichnye korni estestvenno-pravovoi teorii (Ancient roots of the natural-legal theory), Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Pravo, 2002, No. 1, pp. 84-88.

21. Romashov R.A. Obshchestvo i gosudarstvo: kontseptsiya Dzh. Lokka (Society and state: the concept of J. Locke), dis... kand. yurid. nauk. SPb., 2005.

22. Sal'nikov V.P., Romanovskaya V.B., Sal'nikov M.V., Fedyushkina A.I. Khristian Tomazius nemetskii yurist i filosof, predstavitel' estestvennoi shkoly prava epokhi Prosveshcheniya (Christian Tomasius German lawyer and philosopher, representative of the natural law school of the Enlightenment), Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost', 2015, No. 10, pp. 39-46.

23. Sal'nikov M.V., Fedyushkina A.I. Pravovye idei v rabotakh Khristiana Tomaziusa (Legal ideas in the works of Christian Tomasius), Uchenye zapiski yuridicheskogo fakul'teta, 2015, No. 36 (46), pp. 125-129.

24. Sal'nikov S.P., Klimenko O.A., Mirzoev A.K., Tret'yakov I.L. Zhan-Zhak Russo i Dzhon Lokk: nekotorye idei o su-verenitete i estestvennom prave (Jean-Jacques Rousseau and John Locke: Some Ideas of Sovereignty and Natural Law), Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost', 2016. No. 5, pp. 173-179.

25. Fedyushkina A.I. Khristian Tomazius: novatsii yuridicheskogo obrazovaniya v Germanii (konets XVII nachalo XVIII vv.) (Christian Tomasius: innovations in legal education in Germany (late 17th and early 18th centuries)), Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2014, № 3-2, pp. 245-248.

Дата поступления: 16.05.2017 Received: 16.05.2017

УДК 351.855.3:796.062(470)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

СТЕПАНОВ Гаврил Иванович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки ФГКОУВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» г. Уфа, Россия. E-mail: Eigul80@mail.ru

СТЕПАНОВА Айгуль Ахметзямилевна

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного права ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Уфа, Россия. E-mail: Eigul80@mail.ru

В статье рассмотрена государственная политика в области физической культуры и спорта в различные периоды современной России. Раскрыты негативные последствия для физической культуры и спорта в укреплении здоровья и борьбе с различными асоциальными проявлениями. Определены приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области физической культуры и спорта на современном этапе и на перспективу.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, приоритетные направлений, государственная политика, асоциальные проявления граждан.

LEGAL ASPECTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN MODERN RUSSIA

STEPANOV Gavril Ivanovich

Candidate of Sciences (Pedagogy), Assistant Professor of the Department ofPhysical Training of the FSGEI HE "Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Ufa, Russia.

E-mail: Eigul80@mail.ru

STEPANOVA Aygul Akhmetzyamilevna

Candidate of Sciences (Law), Senior Instructor of the Department of Constitutional Law of the FSGEI

HE "Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Ufa, Russia.

E-mail: Eigul80@mail.ru

The paper reviews state policy in the area of physical culture and sport in different periods of modern Russia. Negative consequences are exposed for physical culture and sport in health promotion and fight against different asocial displays. The authors define priority directions of state policy of the Russian Federation in the area of physical culture and sport on the modern stage and for further extension.

Key words: physical culture and sport, priority directions of state policy of the Russian Federation in the field of physical culture and sport, asocial displays of citizens.

В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику любого государства, является здоровье и здоровый образ жизни, его граждан. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» объединяют все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей которой являются физическая культура и спорт. О социальной роли физической культуры и спорта в современном мире написано немало глубоких научных трудов и ярких публицистических заметок. Потому как физическая культура и спорт были и остаются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления любой нации. Это хорошо понимали в Древней Греции, Индии, Китае и других странах, потому уже тогда в жизни и воспитании людей использовали гимнастику, дыхательные упражнения и массаж. К примеру, в Древней Греции культ тела возводился в ранг государственных законов, а в Древней Спарте занятия физическими упражнениями предписывались для всех граждан страны, где высокий уровень их здоровья остается эталоном для многих десятков и сотен последующих поколений. На современном этапе в ряде государств вопросы физической культуры и спорта также возведены в ранг приоритетных направлений государственной политики, где спорт стал не только социальным, но и политическим фактором этих стран. Рассматривая историю развития физической культуры и спорта в России, следует отметить, что на каждом историческом пути ее развития формировались и принимались стратегические решения, определяющие долговременную перспективу ее развития. Так, выступая на Х съезде Российского союза ректоров 30 октября 2014 г. в Москве, В.В. Путин отметил: «Где бы и когда бы мы ни находились, почти на любом витке истории нашего тысячелетнего государства так или иначе всегда об этом говорили - о физическом состоянии и здоровье нации, и это всегда, во все времена выдвигалась как очень важная составляющая перспектив развития нашей страны» [2]. Но надо признать, что, к сожалению, в последние десятилетия прошлого столетия потенциалы и возможности физической культуры и спорта в современной России не использовались в полной мере. Это было обусловлено многими обстоятельствами. Так в 1991 г. «как субъект международного права» прекратил свое существование СССР. Распад СССР внес определенные негативные коррективы в развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации. С 1991 г. в стране практически прекратилась пропаганда здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации стали отказываться от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывая, продавая, передавая их другим собственникам или используя не по назначению. Как результат число физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, значительно уменьшилось, единовременная пропускная способность спортивных сооружений составляла всего 17% от норматива обеспеченности. По сути, с 1991 г. здоровый образ жизни россиян практически перестал являться нравственной ценностью и мерой в государственной политике и общественных организаций.

Внятная и эффективная политика в области физкультурно-спортивного развития в России после распада СССР стала вырабатываться только в начале 2000-х гг., постепенно стало формироваться общенациональная модель физкультурно-спортивного движения. Для столь серьезного обращения государства к рассмотрению данного вопроса существовало масса предпосылок, одна из них катастрофическое ухудшение здоровья граждан России. Так, к началу 2000 г. в России не менее 60% обучающихся имели нарушения здоровья, только 14% обучающихся старших классов считались практически здоровыми. Свыше 40% допризывной молодежи не соответствовали требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Большинство граждан не имело возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Так, к 2005 г. 85% граждан, в том числе 65% детей, подростков и молодежи, не занимались систематически физической культурой и спортом и т.д. [4]. Вместе с тем, помимо катастрофиче-

ского ухудшения здоровья граждан, немаловажным фактором стало асоциальное поведение молодежи, в частности, распространение наркотиков.

«Наркомания» - тяжелейший недуг современной России. Ломая человеческие жизни и судьбы, «наркомания» превратилась в страшное социальное зло. К началу 2000-х гг. наркомания в России достигла эпидемических масштабов. Ее распространение шло гораздо быстрее, чем принимаются меры по борьбе с этим страшным явлением. Анализ причин взрывного роста «наркомании» в России показывает, что одной из основных причин является неосведомленность молодого поколения об эффектах и механизмах действия наркотических веществ. К сожалению, жертвами «наркомании», как уже отмечалось выше, в силу неосведомленности о ее последствиях и равнодушия взрослых, ежегодно становились десятки и сотни детей. Проблема «наркомании», начатая после распада СССР преследует и современную Россию, наносит ему огромный ущерб, выражающийся в человеческих жертвах, расходах на здравоохранение, росте преступности, снижении производительности труда. Так, общее число потребителей наркотиков, зарегистрированных на 1 января 2016 года органами здравоохранения, составило более 640 тысяч человек. Опрос показал, что 2,5 % респондентов, имевших опыт употребления наркотиков, впервые попробовали их в возрасте до 12 лет, 16,3 % в возрасте до 15 лет и 43,6 % в возрасте от 16 до 18 лет. По данным медицинской статистики, в 2015 г. количество зарегистрированных с диагнозом «наркомания» несовершеннолетних возросло на треть [5]. Следует отметить, что за последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков в России увеличилось в 12 раз, а среди детей - в 42 раза [6]. Потому сегодня, когда идет стремительный рост различных асоциальных проявлений, таких, как наркомания, алкоголизм и детская преступность, чрезвычайно актуальным становится вопрос об участии физической культуры и спорта в борьбе с ними. При этом зачастую физкультура и спорт выступают единственной альтернативой различным асоциальным проявлениям граждан России. Социальная значимость физической культуры и спорта для граждан России потребовала от руководства страны создать для этой сферы жизнедеятельности законодательные основы. Так, огромным значением для России стало принятие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 324-73 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Новый Федеральный закон установил правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в России, определил основные принципы законодательства о физической культуре и спорте, единый стандарт физического воспитания, объем и состав услуг в сфере физической культуры и спорта.

Не менее значимым событием для России стала разработка и утверждение правительством Российской Федерации в 2009 г. «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.», целью которой было создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом. При этом, расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом рассматриваются как экономически эффективное вложение в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России. На первоначальном этапе с 2009 по 2015 гг. в качестве основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта предполагалось увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 16% до 30% и увеличение доли обучающихся студентов с 35% до 60%.

Следует отметить, что задачи, заложенные в данном документе, активно и последовательно проводятся в жизнь. В 2015 г. завершился первый этап реализации Стратегии. За время её реализации отмечена положительная динамика граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. С 2008 по 2014 гг. количество занимающихся возросло с 22,6 млн до 39,1 млн человек. В процентах этот рост составил от 15,9 до 26,7. В частности на государственном уровне существенно усилена работа по вовлечению детей и молодежи в

сферу физической культуры и спорта. Активно начали развиваться программы развития детского школьного спорта. С 2013 г. существует проект «Новая школа - территория спорта». Основная цель проекта - создание полноценных условий для максимального охвата школьников систематическими занятиями физической культурой и спортом. В решении данного вопроса большая роль отведена и студенческому спорту в вузах России. Ярким подтверждением значимости студенческого спорта для России стало создание в 2013 г. «Ассоциации спортивных студенческих клубов России», инициатором проведения которого стал Президент Российской Федерации В.В. Путин. Целью нового объединения стало развитие массового студенческого спорта, организация соревнований и продвижение молодежного спорта и здорового образа жизни. На открытии ассоциации В.В. Путин отметил: «Занятия спортом в высших учебных заведениях это не только престижное занятие. Зачастую именно на соревнованиях и характер закаляется, и делается прививка любви к спорту, к физической культуре на многие годы вперед» [3]. Следует отметить, что на поддержание физической культуры и спорта в высших учебных заведениях направлен вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. закон об образовании, в котором прямо прописано об обязанности администрации вузов «создание условий для занятия обучающимся физической культурой и спортом» [1]. За эти годы так же совершен прорыв и в развитии спортивной инфраструктуры, открылись региональные и муниципальные центры спортивной подготовки, серьёзные усилия направляются на продвижение ценностей здорового образа жизни. Если в 2008 г. в стране действовало 238,3 тыс. спортивных объектов, то в 2014 г. уже 276,7 тыс. Прирост по этому показателю составил 16,1%. Отмечено влияние занятий физической культурой на решение социальных проблем. В среднем, каждый систематически занимающийся спортом человек проболел за год на 2,5 дня меньше, чем не занимающийся. Таким образом, государство сэкономило более 25 млрд рублей. Один день временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию в среднем по стране составляет 580,27 рублей. Тем не менее, цифры, подтверждающие достигнутые успехи, также свидетельствуют о необходимости продолжения работы в области физической культуры и спорта. В аспекте дальнейшего развития физкультурно-спортивного движения в стране значимым событием стало принятие федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг.». Программа предусматривает расширение условий для систематических занятий спортом и физической культурой российских граждан, а также увеличение эффективности подготовки спортсменов. Основной целью программы является увеличение к 2020 г. количества россиян, занимающихся физкультурой и спортом, в два раза, а количество обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, довести до 80 %. При этом, как отметил Глава Правительства Д.А. Медведев: «Спортивные занятия должны стать общедоступными. Это принцип является основным. Иметь возможность заниматься физкультурой должен каждый, независимо от возраста, доходов, места жительства и физической формы» [2]. Еще одним направлением государственной политики в области физической культуры и спорта является возрождение комплекса ГТО. Возвращение ГТО в Россию востребовано временем и социальными факторами. Оно позитивно встречено большинством россиян. Основной ее целью является увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки. Здоровье народа бесценно, и его фундамент закладывается, в том числе и подобными общегосударственными мероприятиями регулярного характера. Речь идет как о внимании человека к своей личной физической форме, так и задачами служения Отечеству. Вместе с тем, признание ГТО на государственном уровне говорит и о том, что властью серьёзно воспринимаются проблемы, которые возникнут на пути к высоким результатам по ГТО. К ним, в первую очередь, следует отнести малое количество дворовых спортивных площадок для занятий физической культурой и спортом, их доступности занимающимся. Запущенный государством мощный механизм ГТО вводит в сферу физического воспитания миллионы лю-

дей. Перед физической культурой и спортом в динамично развивающейся России стоят большие задачи, решение которых требует современных подходов на краткосрочную и долгосрочную перспективу, где здоровье и здоровый образ жизни снова выходят на первые позиции в государственной политике страны.

Библиографические ссылки

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101 -р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». //Собрание законодательства РФ». 2009. № 33. Ст. 4110.

3. Выступление В.В. Путина на учредительном съезде Ассоциации студенческих спортивных клубов России //Российская газета. 2013 г № 6113 (137).

4. Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru.

5. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: http://www.mvd.ru.

6. Информационно-правовая система «Законодательство России» [Электронный ресурс] URL: URL: //www.pravo.gov.ru/ips.

7. Научная электронная библиотека // elibrary.ru [Электронный ресурс]. URL: // http://elibrary.ru/.

8. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: //: http://www.consultant.ru/.

References

1. Federal'nyi zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» (Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation"), Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 53 (ch. 1). St. 7598.

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 7 avgusta 2009 g. № 1101-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya fizicheskoi kul'tury i sporta v Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda» (Order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 No. 1101-r "On the approval of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the Period to 2020"), Sobranie zakonodatel'stva RF». 2009. № 33. St. 4110.

3. Vystuplenie V.V. Putina na uchreditel'nom s"ezde Assotsiatsii studencheskikh sportivnykh klubov Rossii (Speech of V.V. Putin at the founding congress of the Association of Student Sports Clubs of Russia), Rossiiskaya gazeta. 2013 g № 6113 (137).

4. Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossii (The official website of the President of Russia). URL: http://www. kremlin.ru.

5. Ofitsial'nyi sait Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii (The official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation): http://www.mvd.ru.

6. Informatsionno-pravovaya sistema «Zakonodatel'stvo Rossii» (Information and legal system "Legislation of Russia"), [Elektronnyi resurs] URL: URL: //www.pravo.gov.ru/ips.

7. Nauchnaya elektronnaya biblioteka (Scientific electronic library), elibrary.ru [Elektronnyi resurs]. URL: // http://elibrary.ru/.

8. Ofitsial'nyi sait kompanii «Konsul'tant Plyus» (Official site of the company "Consultant Plus"), [Elektronnyi resurs]. URL: //: http://www.consultant .ru/.

Дата поступления: 12.05.2017 Received: 12.05.2017

УДК 340

К ВОПРОСУ О СУЩЕСТВОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СТРАНАХ МУСУЛЬМАНСКОЙ СИСТЕМЫ ПРАВА

ФАЛЬЧЕНКО Михаил Геннадьевич

заместитель руководителя Центрального Аппарата Партии Пенсионеров, г. Москва, Россия. E-mail: mfalchenko@rucoop.ru

В работе проанализированы социальные аспекты конституций и иных основных законов мусульманских государств, в том числе низам Саудовской Аравии по вопросам обеспечения со сторо-

TO THE ISSUE OF THE EXISTING OF THE WELFARE SOCIAL STATE IN THE COUNTRIES OF THE ISLAMIC SYSTEM OF LAW

FALCHENKO Mikhail Gennadievich

Deputy Head of the Central Apparatus of the Pensioners' Party, Moscow, Russia.

E-mail: mfalchenko@rucoop.ru

In this paper, the author analyses social aspects of the constitutions and other fundamental laws of Islamic countries, including Saudi Arabia's Nizam in the sphere of state protection of citizens' rights to ed-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.