Научная статья на тему 'Правовые аспекты фармацевтической экономической безопасности'

Правовые аспекты фармацевтической экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PHARMACEUTICAL ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Дмитрий Анатольевич

В работе рассматривается политико-правая составляющая фармацевтической экономической безопасности. С позиций теории нечетких множеств изучены основные факторы политико-правовой составляющей, рассчитаны значения весовых коэффициентов, предложен методологический подход по количественной оценке и матрица обеспечения политико-правовой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of pharmaceutical economic safety

In this article is considered the politico-legal component of pharmaceutical economic safety. From items of the theory of fuzzy sets major factors of a politico-legal component are studied, significances of weight coefficients are calculated, the methodological approach by a quantitative estimation and a matrix of support of politico-legal safety is offered.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты фармацевтической экономической безопасности»

© Кузнецов Д.А. 2009 УДК 614.27.008.2:33]:517

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Д.А. Кузнецов

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

В работе рассматривается политико-правая составляющая фармацевти -ческой экономической безопасности. С позиций теории нечетких множеств изучены основные факторы политико-правовой составляющей, рассчитаны значения весовых коэффициентов, предложен методологический подход по количественной оценке и матрица обеспечения политико-правовой безопасности.

Ключевые слова: фармацевтическая экономическая безопасность

Материалы и методы

В ходе исследования использовались принципы системного подхода, принцип субсидиарности, методы теории нечетких множеств, методы анкетирования, интервьюирования, коллективных экспертных оценок.

Объектами исследования выступили оптовые и розничные фармацевтические организации различных организационно-правовых форм; законодательные нормативно-правовые акты и документы Российской Федерации, ведомственные документы, регламентирующие фармацевтическую деятельность.

Результаты и их обсуждение

В настоящее время, необходимо отметить значительную роль государства в обеспечении экономической безопасности. Основным правовым документом, регламентирующим обеспечение экономической безопасности является Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности", который декларирует, что "безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности [1].

В этой связи, представляется целесообразным разработка подходов по изучению и обеспечению правовой безопасности фармацевтических организаций [3, 4].

Основной целю настоящего исследования является разработка системы комплексной оценки и обеспечения политико-правовой безопасности фармацевтической организации, с учетом факторов, имеющих различную значимость, с использованием методов теории нечётких множеств.

Таким образом, задачами настоящего исследования явилось:

• установить основные факторы, определяющие политико-правовую безопасность фармацевтической организации, провести их экспертную оценку значимости;

• на основе методов теории нечётких множеств разработать применимую в практике систему количественной оценки политико-правовой безопасности фармацевтической организации, с учетом вектора приоритета и использованием лингвистических переменных;

• сформулировать целесообразность применения принципа субсидиарности в обеспечении политико-правовой составляющей экономической безопасности;

• выявить уровни обеспечения политико-правовой безопасности;

• предложить наглядную систему (матрицу) обеспечения политико-правовой безопасности фармацевтической организации;

• сформулировать комплексную систему обеспечения политико-правовой безопасности фармацевтической организации.

С целью определения основных факторов, определяющих политикоправовую безопасность фармацевтической организации, было проведено интервьюирование и анкетирование фармацевтических работников.

В ходе проведения настоящего исследования осуществлялся учет компетентности фармацевтических работников. Компетентность провизоров-экспертов определялась структурой аргументации, а также степенью их знакомства с вопросами правовой безопасности фармацевтической деятельности, посредством расчетов соответствующих коэффициентов [2, 3].

Полученные результаты позволили рассчитать численные значения факторов политико-правовой безопасности фармацевтической организации (см. Рис.1 ).

Рис.1. Числовые значения факторов политико-правовой безопасности фармацевтической организации.

Следующим этапом исследования явилась разработка методологического подхода по анализу и учету политико-правовой безопасности фармацевтической организации, с использованием методов теории нечетких множеств. В качестве

способа формализации полученных в ходе исследования исходных данных, нами предлагается использовать метод взвешенной суммы оценок критериев с точечным оцениванием весов, так как этот метод посредством обобщения и усреднения оценки специально сформированной группы экспертов приводит к полному логическому упорядочению вариантов решения задачи. Кроме того, что немаловажно, разложение политико-правовой безопасности фармацевтических организаций на совокупность отдельных факторов имеет несомненное достоинство с точки зрения теории нечетких множеств, т.к. оценку по отдельным факторам можно провести гораздо точнее с использованием лингвистических переменных, например, использование вербально-числовой шкалы Харрингтона [2, 3, 4, 5].

В ходе исследования установлена направленность вектора приоритета факторов, влияющих на политико-правовую составляющую экономической безопасности фармацевтической организации в сторону усиления и улучшения политикоправовой составляющей, это означает, что лучшему значению факторов, влияющих на политико-правовую составляющую соответствует большее значение безразмерной численной характеристики по вербально-числовой шкале Харрингтона, расчет Б - оценочного показателя факторов, влияющих на политико-правовую состав -ляющую осуществляется по следующей формуле:

Б = БДш + Б2^2 + + БДсм + Б5^5 + ОДаб+ Б?Аа?,

где Б1 - степень развития юридической службы фармацевтической организации, направленность вектора приоритета в сторону улучшения уровня развития юридической службы фармацевтической организации, это означает, что лучшему значению уровня развития юридической службы фармацевтической организации соответствует большее значение безразмерной численной характеристики по вербально-числовой шкале Харрингтона;

Ап - весовой коэффициент уровня развития юридической службы фармацевтической организации, численное значение Аа1 = 0,155;

Б2 - степень развития системы правовой защиты фармацевтического бизнеса со стороны государства, направленность вектора приоритета в сторону улучшения уровня развития системы правовой защиты фармацевтического бизнеса со стороны государства, это означает, что лучшему значению уровня развития системы правовой защиты фармацевтического бизнеса со стороны государства соответствует большее значение безразмерной численной характеристики по вербально-числовой шкале Харрингтона;

Аа2 - весовой коэффициент уровня развития системы правовой защиты фармацевтического бизнеса со стороны государства, численное значение Аа2 = 0,244;

Б3 - степень развития нормативно-правовой базы фармацевтического рынка, направленность вектора приоритета в сторону улучшения уровня развития нормативно-правовой базы фармацевтического рынка, это означает, что лучшему значению уровня развития нормативно-правовой базы фармацевтического рынка соответствует большее значение безразмерной численной характеристики по вербально-числовой шкале Харрингтона;

Ааз - весовой коэффициент уровня развития нормативно-правовой базы фармацевтического рынка, численное значение Ааз = 0,215;

Б4 - адекватность действий фармацевтической организации при изменении политико-правового окружения фармацевтического бизнеса, направленность вектора приоритета в сторону улучшения адекватности и эффективности действий фармацевтической организации при изменении политико-правового окружения

фармацевтического бизнеса, это означает, что лучшему значению уровня адекватности и эффективности действий фармацевтической организации при изменении политико-правового окружения фармацевтического соответствует большее значение безразмерной численной характеристики по вербально-числовой шкале Харрингтона;

Ам - весовой коэффициент адекватности и эффективности действий фармацевтической организации при изменении политико-правового окружения фармацевтического бизнеса, численное значение Ам = 0,088;

Б5 - нестабильность политико-административной системы государства, направленность вектора приоритета в сторону улучшения и повышения стабильности политико-административной системы государства, это означает, что лучшему значению стабильности политико-административной системы государства соответствует большее значение безразмерной численной характеристики по вербальночисловой шкале Харрингтона;

Аи - весовой коэффициент степени нестабильности политикоадминистративной системы государства, численное значение А^5 = 0,104;

Б6 - возможность фармацевтической организации лоббировать свои интересы в политической системе общества, направленность вектора приоритета в сторону улучшения возможности фармацевтической организации лоббировать свои интересы в политической системе общества, это означает, что лучшему значению возможности фармацевтической организации лоббировать свои интересы в политической системе общества соответствует большее значение безразмерной числен -ной характеристики по вербально-числовой шкале Харрингтона;

А^6 - весовой коэффициент возможности фармацевтической организации лоббировать свои интересы в политической системе общества, численное значение ^аб = 0,145;

Б7 - наличие системы планирования фармацевтической деятельности в условиях нестабильной политико-административной системы государства, направленность вектора приоритета в сторону совершенствования системы планирования фармацевтической деятельности в условиях нестабильной политикоадминистративной системы государства, это означает, что лучшему значению уровня развития системы планирования фармацевтической деятельности в условиях нестабильной политико-административной системы государства соответствует большее значение безразмерной численной характеристики по вербально-числовой шкале Харрингтона;

А^7 - весовой коэффициент уровня развития системы планирования фармацевтической деятельности в условиях нестабильной политико-административной системы государства, численное значение А^7 = 0,049.

В соответствии с порядком нормирования сумма числовых значений весовых коэффициентов оценочного показателя факторов, влияющих на политикоправовую безопасность равна единице.

Практически представляется важным, что методы теории нечетких множеств являются методами принятия решений в условиях неопределенности, установлено, что мнения экспертов относительно рангов факторов имеют расхождения. В этой связи была проведена оценка степени согласованности мнений относительно ранжирования факторов политико-правовой составляющей экономической безопасно -сти фармацевтической организации. Вычислена средняя сумма рангов всех факторов (среднее арифметическое суммы рангов факторов) - Т j = 54, 8 = 97904,722.

Критическое значение %2 (0,95) = 12,6, исходя из того, что расчетное значение %2 = 313,881 больше критического, то коэффициент конкордации W можно признать значимым, кроме того, значение коэффициент конкордации W = 0,780?, следовательно, согласованность мнений провизоров-экспертов по вопросам политикоправовой составляющей экономической безопасности фармацевтической организации довольно высокая.

Практический интерес для фармацевтической деятельности представляет предлагаемая система количественной оценки политико-правовой безопасности фармацевтической организации, заключающаяся в расчете Б - оценочного показателя факторов, влияющих на политико-правовую безопасность. Большему численному значению показателя соответствует большая политико-правовая безопасность фармацевтической организации. Анализ политико-правовой составляющей осуществляется с использованием программы для ЭВМ "Фармацевтическая экономическая безопасность" [6, ?].

В ходе исследования нами был сформулирован принцип субсидиарности в обеспечении политико-правовой составляющей экономической безопасности фармацевтических систем (организаций). Принцип субсидиарности в заключается в том, что обеспечение экономической безопасности должно первоначально осуществляется на минимальном уровне, где оно возможно, целесообразно и наиболее эффективно, т.е. на уровне фармацевтической организации.

С принципиально новых позиций оценивается стратегия обеспечения политико-правовой безопасности фармацевтической организации, посредством выделения шести уровней обеспечения. Согласно принципа субсидиарности различные уровни системы должны не только взаимодействовать в обеспечении экономической безопасности, но и в значительной степени дополнять друг друга при осуществлении фармацевтической деятельности.

В качестве примера характеризующего последнее является Матрица обеспечения политико-правовой безопасности фармацевтической организации (Рис.2).

\ Уровни политикоправовой безопасно-\ сти Факторы \ политикоправовой безопасности 1-й ур°- вень: собст-венни-ки, учредите-ли, ак-ционе-ры. 2-й ур°- вень: топ- мене- джмент, дирек- ция. 3-й ур°- вень: фарма- цевти- ческий персо- нал. 4-й ур°- вень: органи- зация бизнес- процес- сов. 5-й ур°- вень: текущая фарма- цевти- ческая деятель ность 6-й ур°- вень: учет, анализ, аудит.

Степень развития системы правовой защиты фармацевтического бизнеса со стороны государства Участие в разработке системы правовой защиты. Внесение пред-ложе-ний по правовой защите. Испол- нение требо- ваний законо- датель- ства. Осуще-ствле-ние до-кумен-тирова-ния основных процедур. Осуще-ствле-ние ме-роприя-тий. Анализ законо- датель- ства.

Степень развития нормативноправовой базы фармацевтического рынка. Финан- сирова- ние разра- ботки норма- тивных доку- ментов. Организация контроля за исполнением правовых актов. Работа с норматив-ными документами. Организация работы в соот-ветст-вии с требования-ми за-конода-тельст-ва. Соблю- дение законо- датель- ства. Учет, кон- троль испол- нения законо- датель- ства.

Возможность фармацевтической организации лоббировать свои интересы в политической системе общества. Финан-сирова-ние со-ответствую-щей деятельно-сти. Орга- низация соот- ветст- вующей дея- тельно- сти. Участие в подготовке и осу-ществ-лении деятельно-сти. Подго- товка практи- ческих реко- менда- ций. Реали- зация соот- ветст- вующей дея- тельно- сти. Кон- троль, учет, анализ резуль- татов.

Степень развития юридической службы фармацевтической организации. Финан- сирова- ние юриди- ческой служ- бы. Реализация мероприятий по развитию юридической службы. Обес- печение право- вой грамот- ности фарма- цевти- ческого персо- нала. Ис- пользо- вание право- вых спра- вочно- инфор- маци- онных систем. Прове- дение мони- торинга законо- датель- ства. Пред- ставле- ние анали- тиче- ских обзоров фарм. законо- датель- ства.

Нестабильность по-литико- административной системы государства. Финан-сирова-ние мер по ста-билиза-ции системы. Разработка системы не-медленного реаги-рова-ния. Личное участие в осу- ществ- лении меро- при- ятий. Разра- ботка доку- мента- ции. Плани-рова-ние, ор-ганиза-ция и проведение меро-при-ятий. Анализ текущей ситуации

Адекватность действий фармацевтической организации при изменении политико-правового окружения фарма- Финан-сирова-ние ме-роприя-тий. Плани- рование адек- ватных дейст- вий. Личная ответ- ствен- ность испол- нителя. Орга- низация испол- нения дейст- вий. Испол- нение дейст- вий. Кон- троль, аудит испол- нения.

цевтического бизнеса.

Наличие системы планирования фармацевтической деятельности в условиях нестабильной по-литико- административной системы государства. Приня- тие адек- ватных реше- ний Утвер- ждение планов дейст- вий. Личное участие в вы- полне- нии планов меро- при- ятий. Учет в системе бизнес-планирования Обес- печение испол- нения планов. Кон- троль испол- нением приня- тых реше- ний.

Рис. 2. Матрица обеспечения политико-правовой безопасности фармацевтической

организации.

Матрица обеспечения политико-правовой безопасности фармацевтической организации представляет собой таблицу, состоящую из шести столбцов (уровни политико-правовой безопасности) и семи строк (факторы политико-правовой безопасности). Чем левее и выше расположен столбец, тем выше его значимость в обеспечении общей составляющей политико-правовой безопасности; на пересечении строк и столбцов располагаются действия обеспечения безопасности.

Оценивая и подводя итоги исследования сформулирована Система обеспечения политико-правовой безопасности фармацевтической организации (Рис. 3), включающая внешние и внутренние факторы политико-правовой безопасности [4, 5], а также механизм ее реализации.

Сте развития юридической службы фармацевти-ческой организации

Внешние факторы политико-правовой безопасности фармацевтической организации

Политико-правовая б

Стеиень развития системы правовой защиты фармацевтического бизнеса со стороны государства

Внутренние факторы политикоправовой безопасности фармацевтической организации

зопасность фармацевтаческо

Степень развития нормативно-правовой базы фарма-цевтиче-ского рынка.

Адекватность действий фармацевтической организации при изменении политикоправового окружения фармацевтического бизнеса.

Неета-биль-ность полити-ко-админи-стратив-ной системы го-сударст-ва.

Возможность фармацевти-ческой организации лоббировать свои интересы в политической системе общества.

личи I

Наличие системы планирования фар-мацевтиче-ской деятельности в условиях нестабильной политико-административной системы государства..

Рис. 3. Система политико-правовой безопасности фармацевтической организации.

Выводы

1. Определена значимость политико-правовой безопасности фармацевтической организации.

2. В ходе исследования с использованием методов теории нечётких множеств установлены основные факторы, определяющие политико-правовую безопасность фар -мацевтической организации, проведена экспертная оценка значимости, значение коэффициента конкордации показало высокую согласованность экспертного ранжирования.

3. С использованием в качестве способа формализации, полученных в ходе исследования исходных данных, метода взвешенной суммы оценок критериев с точечным оцениванием весов, разработана система количественной оценки политикоправовой безопасности фармацевтической организации, с учетом установленного вектора приоритета.

4. Установлены шесть уровней обеспечения политико-правовой безопасности, на основе которых предложена матрица обеспечения политико-правовой безопасности фармацевтической организации, предлагающая конкретные действия обеспечения.

5. Сформулирован принцип субсидиарности в обеспечении политико-правовой составляющей экономической безопасности фармацевтических систем (организаций).

6. Предложена Система обеспечения политико-правовой безопасности фармацевтической организации, включающая внешние и внутренние факторы политикоправовой безопасности, а также механизм ее реализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Российской Федерации № 2446-1 от 5 марта 1992 г. "О безопасности". 2 Кузнецов Д.А. Финансовая составляющая экономической безопасности в фармации/ Д.А. Кузнецов // Российский медико-биологический вестник им. И.П.Павлова. - 2004.- № 1-2.- С. 71-74.

3. Кузнецов Д.А. Изучение политко-правовой безопасности фармацевтической деятельности / Д.А. Кузнецов // Современное общество: актуальные проблемы и перспективы, всерос. науч.-практ. конф. (2009; Волгоград). Всероссийская научно-практическая конференция, апрель 2009 г.: [материалы] / отв. ред. А. А. Огарков [и др.]. - Волгоград - М.: ООО «Глобус», 2009. - С. 34-36.

4. Кузнецов Д.А. Система оценки экономической безопасности в фармации / Д.А. Кузнецов // Кластерные подходы в современной фармации и фармацевтическом образовании: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - с. 108-109.

5. Кузнецов Д.А. Виды показателей и факторов экономической безопасности в фармации / Д.А. Кузнецов //Сб. науч. тр. региональной конф. по фармации Пятигорской ГФА: Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции/ под ред. М.В. Гаврилина - Пятигорск, январь, 2009.- Вып. 64. - С. 634636

6. Кузнецов Д.А. Компьютерный анализ экономической безопасности в фармации / Д.А. Кузнецов //Сб. науч. тр. региональной конф. по фармации Пятигорской ГФА: Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции/ под ред. М.В. Гаврилина - Пятигорск, январь, 2009.- Вып. 64. - С. 636-638.

7. Кузнецов Д.А. Программа "Фармацевтическая экономическая безопасность" Свидетельство об отраслевой регистрации разработки, отвечающей требованиям новизны, приоритетности и научности № 12131. Федеральное агентство по образованию.- 2009.

LEGAL ASPECTS OF PHARMACEUTICAL ECONOMIC SAFETY

D.A.Kuznetsov

In this article is considered the politico-legal component of pharmaceutical economic safety. From items of the theory of fuzzy sets major factors of a politico-legal component are studied, significances of weight coefficients are calculated, the methodological approach by a quantitative estimation and a matrix of support of politico-legal safety is offered.

Key words: pharmaceutical economic security

Куднецов Дмитрий Анатольевич - заведующий кафедрой ОЭФ, к.фарм.н., доцент ГОУ ВПО Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова Росздрава; root@rvaz gmu.rvazan.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.