Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ'

ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1700
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / LAW DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карабеков М. М.

Статья посвящена анализу роли и места правовых актов Президента РФ в осуществлении правовой политики. Отдельное внимание уделяется классификации правовых актов Президента РФ и их потенциалу в определении стратегии развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW DOCUMENTS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION AS MEAN OF REALIZATION OF LEGAL POLICY

This article is devoted to the analysis of the role and place of in the realization of legal policy. Special attention is given to the classification of law documents of the President of the Russian Federation and their potential in the definition of development strategy of the state.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ»

обязанностей. Если объективному праву не соответствует чья-либо юридическая обязанность, то невозможно установить юридически ответственное лицо в случае препятствия в осуществлении субъективного права его носителем. Всякая мера, направленная на защиту субъективного права, есть в то же время и мера обеспечения надлежащего исполнения юридической обязанности1. При этом процедура реализации прав обычно предполагает согласованность активных действий правообладателя и обязанных субъектов, четкую нормативную обозначенность этих действий по форме, методам, средствам, времени, месту осуществления и т.д.2

Поскольку исполнение юридической обязанности является не только соблюдением нравственного долга обязанным, но и удовлетворением притязания управомоченного, при ее (обязанности) установлении право не может принимать всех субъективных особенностей обязанного. Поэтому все юридические обязанности формулируются в общих, типических чертах: они рассчитаны «на среднего человека».

Несмотря на некоторую «приблизительность» в субъективном плане, с позиции объективизации выражения, напротив, требуются неукоснительная строгость и четкость. Право указывает каждому точные пределы его обязан-i ностей и притязаний. По этой причине обязанности должны носить строго ^ определенный характер, этого требует именно притязание. Установление ^ неопределенных притязаний может привести к злоупотреблению, к экс-^ плуатированию обязанного управомоченным.

§ Для понимания сущности рассматриваемого принципа следует уяснить, □l что он представляет собой единство субъективного и объективного. Действуя s в отношении неопределенного круга субъектов, а точнее — всех возможных < субъектов с присущими им особенностями внутренней организации, примешь нительно к конкретным субъектам в сложившейся определенной жизненной g ситуации он приобретает объективированно-конкретные черты.

с 1 См.: Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отек ношений. Саратов, 1974. С. 59.

и 2 См.: Комаров С.А., Ростовщиков И.В. Личность. Права и свободы. Политическая система.

О СПб., 2002. С. 77. ш '

М.М. Карабеков,

ассистент Пятигорского государственного технологического университета

Правовые акты Президента Российской Федерации как средство реализации правовой политики

Должность Президента Российской Федерации представляет собой обособленный институт государственного управления, который характеризуется координирующей функцией властно-распорядительных отношений. Вопрос о природе президентской власти в свете рассмотрения ее как эле-

160

о

то

0J

мента правовой политики исключительно важен, поскольку планирование и

осуществление рассматриваемого вида правовой политики напрямую связано р

с президентскими полномочиями. «Особенностью современного состояния 0

исполнительной власти в России является роль Президента РФ в политиче- £

ской системе и механизме принятия государственных решений. Достаточно ^

отметить, что Президенту посвящены 14 статей Конституции РФ, которые Ы

предоставляют ему огромные полномочия по внутренней и внешней поли- П

тике. По своему правовому статусу он является главой государства, и в то же 3

время он обладает реальными рычагами, позволяющими ему осуществлять е

исполнительские функции, наряду с Правительством РФ» т

Уникальность правового положения Президента РФ состоит в том, что р

фактически по своему статусу он является не просто лицом, замещающим С государственную должность — функции главы государства сопоставимы

о

"U (D д

ы

и j=

с функциями органа управления. Несмотря на то, что Президент — орган О

^ St

единоличный, его исключительный статус позволяет ему играть определяю- ф щую роль в становлении и осуществлении правовой политики государства. ё «Сильное государство не является каким-то особым, отдельным типом а (видом) государства. Это специфическое состояние государства (и всей g системы государственности), его качественная характеристика, основным а содержанием которой является состояние, работоспособность, эффектив- С ность государства (и всех элементов государственности) на данный момент времени»2. Соглашаясь со сказанным, применительно к России мы связываем понятие «сильное государство» с сильной президентской властью, обеспечением ею основных гарантий прав и свобод человека и охраны основ конституционного строя. Следует отметить, что выполнение вспомогательных функций в отношении реализации полномочий Президента РФ входит в компетенцию его Администрации3. s

Статья 80 Конституции РФ определяет правовые основы статуса g Президента РФ. Функции Президента РФ состоят в реализации конститу- о ционных установлений и обеспечении согласованности взаимодействия ор- §< ганов государственной власти. Президенту РФ, таким образом, принадлежит Л главенствующая роль в механизме правового регулирования, его правовые т акты становятся важнейшим элементом в механизме правового обеспечения g Конституции РФ.

Статья 90 Конституции РФ устанавливает, что Президент РФ издает ^g^

указы и распоряжения. Указы являются нормативными правовыми акта- -

ми, адресованными широкому кругу лиц и направленными на обеспечение Конституции РФ и федеральных законов, тогда как распоряжения гла- Ц вы государства относятся к правоприменительным правовым актам, в том числе актам внутриведомственного характера, адресованным государственным служащим по тем или иным вопросам управления. В.В. Верстов пи- сС шет о характере правовых актов Президента РФ следующее: «указы — акты о

1 Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. СПб., 2004. С. 202.

2 Затонский В.А. Региональная правовая политика и эффективность государственности: личностный фактор // Правовая политика в Российской Федерации: региональный уровень / под ред. А.В. Малько. Тамбов, 2008. С. 16.

3 См.: Ершов В.А. Государственное и муниципальное управление : учебное пособие. М., 2009. С. 33.

а

подзаконные, н они не должны ни по сути, ни по содержанию противоречить Конституции и законам Российской Федерации»1.

Вместе с тем считаем нужным отметить, что указы первого лица государства могут как являться подзаконными актами, так и обладать высшей юридической силой, сопоставимой по объему регламентируемых вопросов и адресации широкому кругу субъектов с федеральными законами. Нормативный указ может быть издан Президентом РФ по любому вопросу, входящему в предмет ведения Российской Федерации или предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов при отсутствии федерального закона, то есть «опережающие» указы ограничены во времени периодом до принятия федерального закона2. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции РФ глава государства вправе определять внутреннюю и внешнюю политику государства. Мы полагаем, что данное конституционное установление позволяет Президенту РФ издавать нормативные документы, относящиеся не только к ведению Федерации или совместному ведению федерального центра и регионов, но и собственной компетенции субъектов РФ.

Ü Помимо нормативных указов Президента РФ можно выделить также

i и ненормативные указы, например, указы об освобождении или о назна-^ чении на должность руководителей органов исполнительной власти или к Администрации Президента РФ.

^ Классификацию актов Президента РФ можно проводить по нескольким § основаниям.

□l По характеру фиксации правовые акты Президента РФ подразделяются s на письменные (юридические документы) и устные. Первые представляют < собой типичный способ осуществления Президентом РФ его власти, управ-s ления страной.

g Письменные правовые акты Президента Российской Федерации можно ° разделить на две основные категории — нормативные и ненормативные к (правоприменительные) акты. Актами Президента, влекущими за собой m юридические последствия, в классическом понимании можно считать указы m и распоряжения (ст. 90 Конституции РФ).

[Зь Устные правовые акты главы государства (например, публичное заявление Президента РФ по какому-либо вопросу) несут в себе достаточно емкую 162 информацию о целях, средствах и планировании конкретных действий в

- указанный период. Помимо информативной функции они содержат в себе

элементы распорядительного характера. В качестве примера можно привести ? Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента ° РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г.3 По юридической силе акты Президента Российской Федерации можно разделить на указы и распоряжения. Указы Президента в основном являются нормативными, за исключением тех, в которых производятся назна-

1 Верстов В.В. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (теоретический и историко-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. С. 28.

2 См.: Там же. С. 28-29.

3 См.: URL: http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/12/210051.shtml (дата обращения: 11.11.09).

чения на должности конкретных лиц либо освобождение от них (нормы индивидуально-разового применения). Нормативные указы Президента РФ по юридическим свойствам сопоставимы с федеральными законами. Эти особенности представляют собой феномен «президентского нормотворчества», приводящий к сочетанию в статусе президента элементов исполнительной и законодательной власти. «"Президентское нормотворчество" — это вид деятельности Президента Российской Федерации, закрепленный в Конституции, направленный на реализацию конституционных полномочий путем принятия (издания) не противоречащих закону нормативных и иных правовых актов»1. Таким образом, нормотворческие полномочия первого лица государства могут быть реализованы двумя способами: 1) инициированием принятия президентского законопроекта в Парламенте; 2) изданием собственного указа.

Устные предписания и распоряжения выражают отношение главы государства к проводимой политике. Как и любой руководитель, он корректирует и направляет политическую деятельность в нужном для него направлении. Примером использования устных распоряжений можно считать выступления Президента на различных собраниях, обсуждение актуальных вопросов управления страной на заседаниях кабинета министров. Немаловажное значение имеют, в частности, интервью главы государства, в которых он разъясняет методику и целесообразность своих действий. Слова Президента нередко оказывают существенное влияние на экономическую и политическую обстановку в стране, курсы валют, ценовую политику, инвестиционный климат.

Экономические эксперты, ссылаясь на слова Президента, рассчитывают на «предсказуемость» его действий. Прогнозирование социально-экономической обстановки в стране планирование и осуществление реформ — решение этих первостепенных вопросов напрямую зависит от того, каким образом освещает их Президент РФ. Следовательно, речь первого лица государства вполне справедливо можно отнести к правовым актам. 1 См.: Верстов В.В. Указ. соч. С. 28.

Т.П. Пестова,

преподаватель Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета

Понятие и признаки

локальной льготно-правовой политики

Локальная льготно-правовая политика — это разновидность локально-правовой политики, которая обладает рядом специфических признаков. Как и локально-правовая политика в целом, локальная льготно-правовая политика организации зависит от социокультурных особенностей,

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.