обязанностей. Если объективному праву не соответствует чья-либо юридическая обязанность, то невозможно установить юридически ответственное лицо в случае препятствия в осуществлении субъективного права его носителем. Всякая мера, направленная на защиту субъективного права, есть в то же время и мера обеспечения надлежащего исполнения юридической обязанности1. При этом процедура реализации прав обычно предполагает согласованность активных действий правообладателя и обязанных субъектов, четкую нормативную обозначенность этих действий по форме, методам, средствам, времени, месту осуществления и т.д.2
Поскольку исполнение юридической обязанности является не только соблюдением нравственного долга обязанным, но и удовлетворением притязания управомоченного, при ее (обязанности) установлении право не может принимать всех субъективных особенностей обязанного. Поэтому все юридические обязанности формулируются в общих, типических чертах: они рассчитаны «на среднего человека».
Несмотря на некоторую «приблизительность» в субъективном плане, с позиции объективизации выражения, напротив, требуются неукоснительная строгость и четкость. Право указывает каждому точные пределы его обязан-i ностей и притязаний. По этой причине обязанности должны носить строго ^ определенный характер, этого требует именно притязание. Установление ^ неопределенных притязаний может привести к злоупотреблению, к экс-^ плуатированию обязанного управомоченным.
§ Для понимания сущности рассматриваемого принципа следует уяснить, □l что он представляет собой единство субъективного и объективного. Действуя s в отношении неопределенного круга субъектов, а точнее — всех возможных < субъектов с присущими им особенностями внутренней организации, примешь нительно к конкретным субъектам в сложившейся определенной жизненной g ситуации он приобретает объективированно-конкретные черты.
с 1 См.: Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отек ношений. Саратов, 1974. С. 59.
и 2 См.: Комаров С.А., Ростовщиков И.В. Личность. Права и свободы. Политическая система.
О СПб., 2002. С. 77. ш '
М.М. Карабеков,
ассистент Пятигорского государственного технологического университета
Правовые акты Президента Российской Федерации как средство реализации правовой политики
Должность Президента Российской Федерации представляет собой обособленный институт государственного управления, который характеризуется координирующей функцией властно-распорядительных отношений. Вопрос о природе президентской власти в свете рассмотрения ее как эле-
160
о
то
0J
мента правовой политики исключительно важен, поскольку планирование и
осуществление рассматриваемого вида правовой политики напрямую связано р
с президентскими полномочиями. «Особенностью современного состояния 0
исполнительной власти в России является роль Президента РФ в политиче- £
ской системе и механизме принятия государственных решений. Достаточно ^
отметить, что Президенту посвящены 14 статей Конституции РФ, которые Ы
предоставляют ему огромные полномочия по внутренней и внешней поли- П
тике. По своему правовому статусу он является главой государства, и в то же 3
время он обладает реальными рычагами, позволяющими ему осуществлять е
исполнительские функции, наряду с Правительством РФ» т
Уникальность правового положения Президента РФ состоит в том, что р
фактически по своему статусу он является не просто лицом, замещающим С государственную должность — функции главы государства сопоставимы
о
"U (D д
ы
и j=
с функциями органа управления. Несмотря на то, что Президент — орган О
^ St
единоличный, его исключительный статус позволяет ему играть определяю- ф щую роль в становлении и осуществлении правовой политики государства. ё «Сильное государство не является каким-то особым, отдельным типом а (видом) государства. Это специфическое состояние государства (и всей g системы государственности), его качественная характеристика, основным а содержанием которой является состояние, работоспособность, эффектив- С ность государства (и всех элементов государственности) на данный момент времени»2. Соглашаясь со сказанным, применительно к России мы связываем понятие «сильное государство» с сильной президентской властью, обеспечением ею основных гарантий прав и свобод человека и охраны основ конституционного строя. Следует отметить, что выполнение вспомогательных функций в отношении реализации полномочий Президента РФ входит в компетенцию его Администрации3. s
Статья 80 Конституции РФ определяет правовые основы статуса g Президента РФ. Функции Президента РФ состоят в реализации конститу- о ционных установлений и обеспечении согласованности взаимодействия ор- §< ганов государственной власти. Президенту РФ, таким образом, принадлежит Л главенствующая роль в механизме правового регулирования, его правовые т акты становятся важнейшим элементом в механизме правового обеспечения g Конституции РФ.
Статья 90 Конституции РФ устанавливает, что Президент РФ издает ^g^
указы и распоряжения. Указы являются нормативными правовыми акта- -
ми, адресованными широкому кругу лиц и направленными на обеспечение Конституции РФ и федеральных законов, тогда как распоряжения гла- Ц вы государства относятся к правоприменительным правовым актам, в том числе актам внутриведомственного характера, адресованным государственным служащим по тем или иным вопросам управления. В.В. Верстов пи- сС шет о характере правовых актов Президента РФ следующее: «указы — акты о
1 Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. СПб., 2004. С. 202.
2 Затонский В.А. Региональная правовая политика и эффективность государственности: личностный фактор // Правовая политика в Российской Федерации: региональный уровень / под ред. А.В. Малько. Тамбов, 2008. С. 16.
3 См.: Ершов В.А. Государственное и муниципальное управление : учебное пособие. М., 2009. С. 33.
а
подзаконные, н они не должны ни по сути, ни по содержанию противоречить Конституции и законам Российской Федерации»1.
Вместе с тем считаем нужным отметить, что указы первого лица государства могут как являться подзаконными актами, так и обладать высшей юридической силой, сопоставимой по объему регламентируемых вопросов и адресации широкому кругу субъектов с федеральными законами. Нормативный указ может быть издан Президентом РФ по любому вопросу, входящему в предмет ведения Российской Федерации или предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов при отсутствии федерального закона, то есть «опережающие» указы ограничены во времени периодом до принятия федерального закона2. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции РФ глава государства вправе определять внутреннюю и внешнюю политику государства. Мы полагаем, что данное конституционное установление позволяет Президенту РФ издавать нормативные документы, относящиеся не только к ведению Федерации или совместному ведению федерального центра и регионов, но и собственной компетенции субъектов РФ.
Ü Помимо нормативных указов Президента РФ можно выделить также
i и ненормативные указы, например, указы об освобождении или о назна-^ чении на должность руководителей органов исполнительной власти или к Администрации Президента РФ.
^ Классификацию актов Президента РФ можно проводить по нескольким § основаниям.
□l По характеру фиксации правовые акты Президента РФ подразделяются s на письменные (юридические документы) и устные. Первые представляют < собой типичный способ осуществления Президентом РФ его власти, управ-s ления страной.
g Письменные правовые акты Президента Российской Федерации можно ° разделить на две основные категории — нормативные и ненормативные к (правоприменительные) акты. Актами Президента, влекущими за собой m юридические последствия, в классическом понимании можно считать указы m и распоряжения (ст. 90 Конституции РФ).
[Зь Устные правовые акты главы государства (например, публичное заявление Президента РФ по какому-либо вопросу) несут в себе достаточно емкую 162 информацию о целях, средствах и планировании конкретных действий в
- указанный период. Помимо информативной функции они содержат в себе
элементы распорядительного характера. В качестве примера можно привести ? Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента ° РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г.3 По юридической силе акты Президента Российской Федерации можно разделить на указы и распоряжения. Указы Президента в основном являются нормативными, за исключением тех, в которых производятся назна-
1 Верстов В.В. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (теоретический и историко-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. С. 28.
2 См.: Там же. С. 28-29.
3 См.: URL: http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/12/210051.shtml (дата обращения: 11.11.09).
чения на должности конкретных лиц либо освобождение от них (нормы индивидуально-разового применения). Нормативные указы Президента РФ по юридическим свойствам сопоставимы с федеральными законами. Эти особенности представляют собой феномен «президентского нормотворчества», приводящий к сочетанию в статусе президента элементов исполнительной и законодательной власти. «"Президентское нормотворчество" — это вид деятельности Президента Российской Федерации, закрепленный в Конституции, направленный на реализацию конституционных полномочий путем принятия (издания) не противоречащих закону нормативных и иных правовых актов»1. Таким образом, нормотворческие полномочия первого лица государства могут быть реализованы двумя способами: 1) инициированием принятия президентского законопроекта в Парламенте; 2) изданием собственного указа.
Устные предписания и распоряжения выражают отношение главы государства к проводимой политике. Как и любой руководитель, он корректирует и направляет политическую деятельность в нужном для него направлении. Примером использования устных распоряжений можно считать выступления Президента на различных собраниях, обсуждение актуальных вопросов управления страной на заседаниях кабинета министров. Немаловажное значение имеют, в частности, интервью главы государства, в которых он разъясняет методику и целесообразность своих действий. Слова Президента нередко оказывают существенное влияние на экономическую и политическую обстановку в стране, курсы валют, ценовую политику, инвестиционный климат.
Экономические эксперты, ссылаясь на слова Президента, рассчитывают на «предсказуемость» его действий. Прогнозирование социально-экономической обстановки в стране планирование и осуществление реформ — решение этих первостепенных вопросов напрямую зависит от того, каким образом освещает их Президент РФ. Следовательно, речь первого лица государства вполне справедливо можно отнести к правовым актам. 1 См.: Верстов В.В. Указ. соч. С. 28.
Т.П. Пестова,
преподаватель Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета
Понятие и признаки
локальной льготно-правовой политики
Локальная льготно-правовая политика — это разновидность локально-правовой политики, которая обладает рядом специфических признаков. Как и локально-правовая политика в целом, локальная льготно-правовая политика организации зависит от социокультурных особенностей,
163