Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННО-ГРАЖДАНСКИХ АДМИНИСТРАЦИЙ В ЗОНЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННО-ГРАЖДАНСКИХ АДМИНИСТРАЦИЙ В ЗОНЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2183
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / ВОЕННО-ГРАЖДАНСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пасенов А. Н.

В статье рассматривается вопрос определения правового статуса военно-гражданских администраций в зоне проведения специальной военной операции. Автор анализирует причины появления военно-гражданских администраций на освобожденных территориях Украины. Уделено внимание процессу формирования правовых основ деятельности данных институтов. Отмечается формирование особого положения Харьковской военно-гражданской администрации. Автор приходит к выводу, что правовой статус военно-гражданских администраций в зоне проведения специальной военной операции на настоящий момент не урегулирован, что обусловливает необходимость более активной работы законодательных органов в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF MILITARY AND CIVIL ADMINISTRATIONS IN THE ZONE OF A SPECIAL MILITARY OPERATION

The article deals with the issue of determining the legal status of military-civilian administrations in the zone of a special military operation. The author analyzes the reasons for the emergence of military-civilian administrations in the liberated territories of Ukraine. Attention is paid to the process of formation of the legal foundations for the activities of these institutions. The formation of a special position of the Kharkov military-civilian administration is noted. The author comes to the conclusion that the legal status of the military-civilian administrations in the zone of the special military operation has not been regulated at the moment, which necessitates more active work of the legislative bodies in this area.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННО-ГРАЖДАНСКИХ АДМИНИСТРАЦИЙ В ЗОНЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ»

ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННО-ГРАЖДАНСКИХ АДМИНИСТРАЦИЙ В ЗОНЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ

А.Н. Пасенов, канд. юрид. наук, старший преподаватель

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-10-3-189-191

Аннотация. В статье рассматривается вопрос определения правового статуса военно-гражданских администраций в зоне проведения специальной военной операции. Автор анализирует причины появления военно-гражданских администраций на освобожденных территориях Украины. Уделено внимание процессу формирования правовых основ деятельности данных институтов. Отмечается формирование особого положения Харьковской военно-гражданской администрации. Автор приходит к выводу, что правовой статус военно-гражданских администраций в зоне проведения специальной военной операции на настоящий момент не урегулирован, что обусловливает необходимость более активной работы законодательных органов в данной сфере.

Ключевые слова: правовой статус, военно-гражданская администрация, специальная военная операция, федеральный закон, Российская Федерация.

21 февраля 2022 г. Российская Федерация признала Донецкую Народную Республику и Луганскую Народную Республику в качестве суверенных и независимых государств [1, 2].

В этот же день были подписаны договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией, с одной стороны, и республиками, с другой стороны.

Ст. 3 договора с Донецкой Народной Республикой (одинаковая в обоих договорах) закрепляла: «Договаривающиеся Стороны будут тесно взаимодействовать друг с другом в деле защиты суверенитета, территориальной целостности и обеспечения безопасности Российской Федерации и Донецкой Народной Республики. Они будут безотлагательно консультироваться между собой каждый раз, когда, по мнению одной из Договаривающихся Сторон, возникнет угроза нападения на нее, в целях обеспечения совместной обороны, поддержания мира и взаимной безопасности. В ходе этих консультаций будут определяться необходимость, виды и размеры помощи, которую одна Договаривающаяся Сторона окажет другой Договаривающейся Стороне в целях содействия устранению возникшей угрозы» [3].

Ст. 4 договоров предусматривала: «Договаривающиеся Стороны будут совместно принимать все доступные им меры для устранения угрозы миру, нарушения мира, а также для противодействия актам агрессии против них со стороны любого государства или группы государств и оказывать друг другу необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН» [3].

В связи с обращениями глав вновь признанных государств с просьбой оказать помощь в отражении агрессии со стороны Украины 24 февраля 2022 г. Президент Российской Федерации объявил о начале проведения специальной военной операции.

В результате продвижения российской армии были освобождены определенные территории Украины. Через некоторое время встал вопрос об организации мирной жизни на данных территориях. В связи с данной необходимостью было принято решение о создании военно-гражданских администраций. Данные институты появились на освобожденных территориях Харьковской, Запорожской и Херсонской областей.

Военно-гражданские администрации должны были заниматься вопросами восстановления экономики, обеспечения социальной поддержки населения, в том числе выплат пенсий и различных социальных пособий, решением проблем жилищно-коммунального хозяйства. При этом не был урегулирован правовой статус данных институтов.

В мае 2022 г. была предпринята попытка создать правовую базу деятельности военно-гражданских администраций.

Группой депутатов фракции «Справедливая Россия - За Правду» был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». Данный законопроект предусматривал включение следующего положения: «В случае необходимости и в случае принятия решения о направлении за пределы территории Российской Федерации воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности, по решению Президента Российской Федерации на таких территориях может устанавливаться временная администрация с целью обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, а также поддержания общественного порядка» [4]. Под временной администрацией в законопроекте предлагалось понимать «временный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по обеспечению основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, поддержанию общественного порядка, обеспечению социальной защиты населения, а также по организации взаимодействия с Вооруженными Силами Российской Федерации» [4]. В сентябре 2022 г. данный законопроект был возвращен для доработки.

В первой половине сентября российской армии пришлось оставить большую часть ранее освобожденных территорий Харьковской области. Население, опасавшееся враждебных действий со стороны вооруженных формирований режима Зеленского, было вынуждено покинуть свои дома и переместиться на территорию Российской Федерации. Вместе с населением Харьковская военно-гражданская администрация также переместилась на территорию России. В новых условиях администрация продолжила выполнять ряд функций, в том числе, по оказанию помощи населению.

На наш взгляд, положение Харьковской военно-гражданской администрации характеризуется определенными чертами, которые могут указывать на формирование особого правового статуса данного института, который требует дополнительного изучения.

Во второй половине сентября 2022 г. в Запорожской и Херсонской областях прошли референдумы, по итогам которых были приняты решения о вхождении данных территорий в состав Российской Федерации [5]. Соответственно, военно-гражданские администрации прекратили свое существование. Вместо них начался процесс формирования органов государственной власти Российской Федерации.

Таким образом, вопрос правового статуса военно-гражданских администраций в зоне проведения специальной военной операции остается открытым. На настоящий момент осталась одна военно-гражданская администрация, которая располагается на территории Российской Федерации. При этом, мы можем предположить, что в ходе продолжения специальной военной операции, может потребоваться создание новых военно-гражданских администраций. Поэтому определение правового статуса данных институтов сохраняет свою актуальность и требует более активной работы законодательных органов.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 21.02.2022 № 71 «О признании Донецкой Народной Республики» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2022 г., № 9, ст. 1297 (Часть I).

2. Указ Президента Российской Федерации от 21.02.2022 № 72 «О признании Луганской Народной Республики» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2022 г., № 9, ст. 1298 (Часть I).

3. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой от 21.02.2022 // Собрание законодательства Российской Федерации от 2022 г., № 14, ст. 2204.

4. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» // Система обеспечения законодательной деятельности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/126842-8.

5. Официальный сайт Президента Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69465.

LEGAL STATUS OF MILITARY AND CIVIL ADMINISTRATIONS IN THE ZONE OF

A SPECIAL MILITARY OPERATION

A.N. Pasenov, Candidate of Legal Sciences, Senior Lecturer Belgorod State National Research University (Russia, Belgorod)

Abstract. The article deals with the issue of determining the legal status of military-civilian administrations in the zone of a special military operation. The author analyzes the reasons for the emergence of military-civilian administrations in the liberated territories of Ukraine. Attention is paid to the process offormation of the legal foundations for the activities of these institutions. The formation of a special position of the Kharkov military-civilian administration is noted. The author comes to the conclusion that the legal status of the military-civilian administrations in the zone of the special military operation has not been regulated at the moment, which necessitates more active work of the legislative bodies in this area.

Keywords: legal status, civil-military administration, special military operation, federal law, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.