Научная статья на тему 'Правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ'

Правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1613
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА РЕБЕНКА / CHILDREN''S RIGHTS / ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО / THE LEGAL STATUS OF AN OMBUDSMAN / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / СИСТЕМА ГАРАНТИЙ ПРАВ / GUARANTEES OF RIGHTS SYSTEM / КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО / ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО / PROCEDURE FOR THE APPOINTMENT OF AN OMBUDSMAN / СРОК ПОЛНОМОЧИЙ / TERM OF THE OFFICE / АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО / ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / TERMINATION OF THE OFFICE / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / OMBUDSMAN''S COMPETENCE / OFFICE OF THE OMBUDSMAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Личковаха Анна Викторовна

Статья посвящена особенностям конституционного правового статуса уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ. В настоящее время комплексного научного исследования данного института нет. В статье на основе анализа нормативных правовых актов, регулирующих деятельность уполномоченных по правам ребенка в субъектах Дальневосточного федерального округа, делается попытка определить отличительные черты их правового статуса. Несмотря на то, что институт уполномоченных по правам ребенка введен практически во всех субъектах РФ, следует отметить отсутствие единого подхода в правовом регулировании его статуса. Данное обстоятельство обусловило реализацию трех моделей назначения уполномоченного по правам ребенка; отличие в сроках и организационно-техническом обеспечении деятельности региональных уполномоченных по правам ребенка; различный объем их полномочий (в том числе возможность участия уполномоченного в судебном процессе).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Личковаха Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal status of the Children''s rights Ombudsman in the Russian subjects

The article is devoted to the peculiarities of the constitutional legal status of the Children's rights Ombudsman in the Russian subjects. Currently, there is no comprehensive scientific study of the institution. On the basis of the analysis of legal acts regulating the activities authorized by the rights of the child in the subjects of the Far Eastern Federal District, the author seeks to identify the distinctive features of their legal status. Despite the fact that the institution of children's rights ombudsmen are introduced in almost all regions of Russia, it should be noted the lack of a unified approach to the legal regulation of their status. This fact led to the implementation of the three models of the appointment of the Children's rights Ombudsman; difference in terms of organizational and technical support of the regional Children's rights Ombudsmen; different scope of their powers (including the opportunity to participate in a trial).

Текст научной работы на тему «Правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ»

ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В СУБЪЕКТАХ РФ

Аннотация. Статья посвящена особенностям конституционного правового статуса уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ. В настоящее время комплексного научного исследования данного института нет. В статье на основе анализа нормативных правовых актов, регулирующих деятельность уполномоченных по правам ребенка в субъектах Дальневосточного федерального округа, делается попытка определить отличительные черты их правового статуса. Несмотря на то, что институт уполномоченных по правам ребенка введен практически во всех субъектах РФ, следует отметить отсутствие единого подхода в правовом регулировании его статуса. Данное обстоятельство обусловило реализацию трех моделей назначения уполномоченного по правам ребенка; отличие в сроках и организационно-техническом обеспечении деятельности региональных уполномоченных по правам ребенка; различный объем их полномочий (в том числе возможность участия уполномоченного в судебном процессе). Ключевые слова: права ребенка; правовой статус уполномоченного; правовое регулирование; система гарантий прав; компетенция уполномоченного; порядок назначения уполномоченного, срок полномочий; аппарат уполномоченного; прекращение полномочий; ответственность.

В современных государствах обеспечение реализации и защиты прав и законных интересов ребенка является одним из приоритетных направлений государственной политики. Актуальным является создание эффективных механизмов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. В этом механизме важное место занимает институт Уполномоченного по правам ребенка.

В 1998 г. данный институт в качестве пилотного проекта был введен в пяти субъектах и городах России (Волгоградская, Калужская, Новгородская, Свердловская области, г. Санкт-Петербург). Впоследствии Указом Президента РФ от 01.09.2009 № 986 был учрежден институт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка1. В настоящее время институт Уполномоченного по правам ребенка (далее — Уполномоченный, омбудсмен) существует практически во всех субъектах РФ.

При этом приходится констатировать отсутствие единого подхода в правовом регулировании его статуса. В Республике Саха (Яку-

1 РГ. 2009. 4 сент.

тия), Хабаровском крае, Еврейской автономной области деятельность Уполномоченного регламентируется законами соответствующих субъектов: Закон Республики Саха (Якутия) от 05.02.2003 4-З № 6-П «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)» (далее — Закон Республики Саха № 6-И)2; Закон Хабаровского края от 23.11.2011 № 135 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Хабаровском крае» (далее — Закон Хабаровского края № 135)3; Закон Еврейской автономной области от 23.12.2011 № 05-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Еврейской автономной области» (далее — Закон Еврейской автономной области № 05-ОЗ)4. В Приморском крае, Амурской и Сахалинской областях — подзаконными актами: Постановление Губернатора Приморского края от 21.12.2010 № 109-пг «Об утверждении Положения об

2 Якутские ведомости. 2003. 20 февр.

3 Собрание законодательства Хабаровского края. 2011. № 12 (113) (ч. 1).

4 Биробиджанская звезда. 2011. 28 дек.

© Личковаха Анна Викторовна

* Кандидат юридических наук, Уполномоченный при губернаторе Приморского края по правам ребенка.

[Lichkovaha@mail.ru]

690000, Россия, г. Владивосток, ул. Алеутская, д. 45а.

ИХ теж

уполномоченном при Губернаторе Приморского края по правам ребенка» (далее — Постановление Губернатора Приморского края № 109-пг)5; Постановление Губернатора Амурской области от 30.01.2010 № 26 «Об утверждении положения об уполномоченном по правам ребенка в Амурской области» (далее— Постановление Губернатора Амурской области № 26)6; Указ Губернатора Сахалинской области от 13.01.2011 № 1 «Об утверждении положения об Уполномоченном при Губернаторе Сахалинской области по правам ребенка» (далее — Указ Губернатора Сахалинской области № 1)7. В Магаданской области, Чукотском автономном округе институт Уполномоченного по правам ребенка действует на общественных началах. В Камчатском крае данный институт не создан, но обращения, в которых излагаются факты нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, рассматриваются Уполномоченным по правам человека в Камчатском крае.

Согласно действующим нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность Уполномоченных, должность регионального омбудсмена в Республике Саха (Якутия) (ч. 2 ст. 1 Закона Республики Саха № 6-М), Хабаровском крае (ч. 2 ст. 7 Закона Хабаровского края № 135), Амурской области (п. 1 Постановления Губернатора Амурской области № 26), Еврейской автономной области (ч. 2 ст. 2 Закона Еврейской автономной области № 05-ОЗ) является государственной должностью. В Приморском крае (п. 1.3 Постановления Губернатора Приморского края № 109-пг), Сахалинской области (п. 1.2 Указа Губернатора Сахалинской области № 1) — должностью государственной гражданской службы указанных субъектов РФ.

Эти особенности позволяют определить три модели назначения Уполномоченного в субъектах РФ Дальневосточного федерального округа: главой субъекта РФ (Приморский край (п. 1.3 Постановления Губернатора Приморского края № 109-пг), Сахалинская область (п. 1.2 Указа Губернатора Сахалинской области № 1) и Амурская область (п. 1 Постановления Губернатора Амурской области № 26); представительным органом субъекта РФ (Еврейская автономная область — ч. 3 ст. 2 Закона Еврейской автономной области № 05-ОЗ); совместно главой и представительным органом субъекта РФ (Республика Саха (Якутия) (ч. 1 ст. 6 Закона Республики Саха № 6-М), Хабаровский край (ч. 1 ст. 6 За-

5 Приморская газета. 2010. 29 дек.

6 Амурская правда. 2010. 30 янв.

7 Губернские ведомости. 2011. 22 янв.

кона Хабаровского края № 135)). При этом в Республике Саха (Якутия) Уполномоченный назначается на должность Президентом Республики Саха (Якутия) с согласия Государственного Собрания (Ил Тумэн). В Хабаровском крае Уполномоченный назначается на должность Законодательной Думой края по представлению Губернатора края открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.

В правовом статусе Уполномоченного важным является вопрос о том, кому непосредственно подчиняется Уполномоченный. Пре-зюмируем, что Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам. Однако в Приморском крае Уполномоченный находится в непосредственном подчинении Губернатора Приморского края (п. 1.3 Постановления Губернатора Приморского края № 109-пг). Анализ положений актов, регламентирующих, например, деятельность уполномоченных в Амурской и Сахалинской областях, позволяет утверждать, что Уполномоченный находится в подчинении главы соответствующего региона.

Ряд актов устанавливает требования, предъявляемые к кандидату на должность Уполномоченного. В региональном законодательстве Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Еврейской автономной области, регулирующем статус уполномоченных, установлен ценз гражданства. Поскольку в других субъектах РФ данный ценз закреплен законодательством РФ и законодательством соответствующего субъекта РФ о государственной гражданской службе, то это не нашло специального закрепления в рассматриваемых актах.

Кроме ценза гражданства, установлены и другие. Возрастной ценз закреплен в Хабаровском крае (не моложе 35 лет) (ст. 5 Закона Хабаровского края № 135), в Республике Саха (Якутия) (не моложе 30 лет) (ст. 5 Закона Республики Саха № 6-М). Требование о наличии высшего профессионального (или высшего) образования у кандидата предусмотрено законодательством Хабаровского края (ст. 5 Закона Хабаровского края № 135) и Еврейской автономной области (ст. 6 Закона Еврейской автономной области № 05-ОЗ). Опыт работы в области защиты прав и законных интересов ребенка (человека и гражданина) установлен в качестве обязательного требования к кандидату на должность Уполномоченного в Республике Саха (Якутия) (ст. 5 Закона Республики Саха № 6-М), в Еврейской автономной области (ст. 6 Закона Еврейской автономной области № 05-ОЗ), в Хабаровском крае (ст. 5 Закона Хабаровского края № 135). Особые

А.В. Личковаха

требования к кандидату нашли закрепление в законодательстве Республике Саха (Якутия). В Законе Республики Саха № 6-II установлены цензы: моральный (несовершение порочащих кандидата поступков, обладание общественным авторитетом) (ст. 5) и несовместимости (Уполномоченный не может являться народным депутатом Республики Саха (Якутия), быть членом политических партий и иных политических общественных объединений) (ч. 1 ст. 7 ). Для Уполномоченного запрещена другая оплачиваемая деятельность, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ч. 2 ст. 7).

Особый порядок вступления Уполномоченного в должность предусмотрен в Хабаровском крае (ст. 7 Закона Хабаровского края № 135), в Еврейской автономной области (ст. 10 Закона Еврейской автономной области № 05-03): принесение присяги.

В рассматриваемых субъектах РФ по-разному установлен срок деятельности Уполномоченного: 5 лет (Еврейская автономная область (ч. 1 ст. 9), Хабаровский край (ч. 1 ст. 8 Закона Хабаровского края № 135). При этом в Еврейской автономной области предусмотрена возможность назначения одного и того же лица на второй срок подряд (ч. 3 ст. 9 Закона Еврейской автономной области № 05-ОЗ). В Сахалинской (п. 1.2 Указа Губернатора Сахалинской области № 1) и Амурской (п. 2 Постановления Губернатора Амурской области № 26) областях Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность на срок полномочий глав регионов. В Республике Саха (Якутия), а также в Приморском крае срок полномочий Уполномоченного не определен.

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного является важнейшим элементом его статуса. Оно не одинаково регламентируется в субъектах РФ Дальневосточного федерального округа. В Республике Саха (Якутия) (ст. 13 Закона Республики Саха № 6-II) и Хабаровском крае (ст. 18 Закона Хабаровского края № 135) предусмотрен аппарат Уполномоченного. В остальных рассматриваемых субъектах РФ организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного возложено либо на аппарат Губернатора (Приморский край), либо на аппарат Губернатора и Правительства субъекта (Амурская, Сахалинская, Еврейская автономная области). Кроме этого, в Республике Саха (Якутия), Сахалинской, Амурской и Еврейской автономной областях предусмотрена возможность Уполномоченного иметь помощников, работающих на общественных началах. Так, Положение о помощниках

Уполномоченного по правам ребенка, работающих на общественных началах, утверждается Губернатором Сахалинской области (п. 6.1 Указа Губернатора Сахалинской области № 1), Губернатором Амурской области (п. 12 Постановления Губернатора Амурской области № 26). В Еврейской автономной области Положение о помощниках Уполномоченного, работающих на общественных началах (по одному помощнику в административно-территориальных единицах области), утверждается Законодательным Собранием области (ч. 1, 2 ст. 17 Закона Еврейской автономной области № 05-0З).

В целях оказания консультативной помощи при Уполномоченном в Республике Саха (Якутия) предусмотрена возможность создания общественного экспертного совета из лиц, обладающих необходимыми знаниями в вопросах, касающихся прав, свобод и законных интересов ребенка. Положение об общественном экспертном совете и его состав утверждаются Уполномоченным (ст. 16 Закона Республики Саха № 6-11). В Еврейской автономной области также предусмотрена возможность создания при Уполномоченном экспертных и общественных советов по вопросам прав и свобод ребенка, состоящих из лиц, имеющих познания в этой сфере. Положения об общественных и экспертных советах, их состав утверждаются Уполномоченным (ст. 18 Закона Еврейской автономной области № 05-0З).

Одним их важнейших элементов статуса Уполномоченного являются его функции, выраженные в компетенции и полномочиях. Все рассматриваемые нормативные акты устанавливают, что должность Уполномоченного учреждается в целях государственной защиты, реализации и обеспечения прав и законных интересов ребенка на территории соответствующего субъекта, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка рассматриваемых субъектов. Важнейшими задачами Уполномоченного являются: обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка, восстановление нарушенных прав ребенка; содействие реализации прав и законных интересов

ребенка. В ряде субъектов РФ (Республика Саха (Якутия) (ч. 2 ст. 3 Закона Республики Саха № 6-11), Хабаровский край (ч. 5 ст. 11 Закона Хабаровского края № 135), Амурская область (п. 5 Постановления Губернатора Амурской области № 26)) защита прав, свобод и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является приоритетным направлением деятельности Уполномоченного.

Следует отметить, что правозащитная деятельность Уполномоченного является основополагающей, осуществляемой посредством приема граждан, рассмотрения обращений, касающихся нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка, и жалоб на решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и предприятий рассматриваемых субъектов, их должностных лиц, нарушающих права, свободы и законные интересы ребенка. Уполномоченный в пределах предоставленных ему полномочий, осуществляя прием граждан, оказывает им бесплатную консультативную помощь по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка, направляет органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и предприятиям рассматриваемых субъектов РФ, их должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем.

Важным полномочием правозащитной деятельности Уполномоченного является его возможность участия в судебном процессе. Тем не менее не все Уполномоченные наделены такой юридической возможностью. Уполномоченный в Республике Саха (Якутия) (п. «г», «д» ч. 2 ст. 9 Закона Республики Саха № 6-11), в Еврейской автономной области (ч. 7 ст. 13 Закона Еврейской автономной области № 05-ОЗ) наделен правом обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка в случаях, предусмотренных законом, либо предлагать обратиться в суд с подобным заявлением компетентным органам; а также принимать участие лично либо через своего представителя в установленных законом случаях и формах в судебных процессах с целью защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка.

Содействуя реализации прав и законных интересов ребенка, Уполномоченный в рассматриваемых субъектах РФ осуществляет мониторинг соблюдения прав и законных интересов ребенка, информирует об этом общественность, пропагандирует положения Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.19898; поддерживает гражданские инициативы в сфере защиты прав законных интересов ребенка.

Существенным является право Уполномоченного вносить предложения руководству соответствующих субъектов РФ по совершенствованию регионального законодательства о правах и законных интересах ребенка, по разработке концепции семейной политики, защиты прав и законных интересов ребенка. В Республике Саха (Якутия) (п. «к» ч. 2 ст. 9 Закона Республики Саха № 6-11), в Хабаровском крае (ч. 1 ст. 13 Закона Хабаровского края № 135), в Еврейской автономной области (ч. 9 ст. 13 Закона Еврейской автономной области № 05-ОЗ), в Сахалинской области (п. 4.1.9 Указа Губернатора Сахалинской области № 1) предусмотрено участие Уполномоченного в разработке нормативных правовых актов соответствующего субъекта, затрагивающих права, свободы и законные интересы ребенка. Кроме этого, в Еврейской автономной области Уполномоченный реализует право законодательной инициативы в Законодательном Собрании области по вопросам, отнесенным к его ведению, участвует в работе Законодательного Собрания области и его комитетов, в заседаниях правительства области при рассмотрении вопросов, касающихся обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка (ч. 9 ст. 13 Закона Еврейской автономной области № 05-ОЗ).

Для эффективного содействия в защите и восстановлении нарушенных прав ребенка требуется система гарантий деятельности Уполномоченного. Нормативные акты рассматриваемых субъектов РФ установили ряд таких гарантий, в частности: запрашивать и получать необходимые сведения, документы, материалы от органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области, иных организаций и должностных лиц по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка, с соблюдением законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне; беспрепятственно посещать органы государственной власти области и органы местного самоуправления муниципальных образований, иные организации на территории соот-

8 Сборник международных договоров СССР. Вып. Х!У1. 1993.

А.В. Личковаха

их тем

ветствующего субъекта РФ по вопросам своей деятельности, соблюдая при этом режимные требования на объектах, посещение которых ограничено федеральным законодательством; привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных работ, касающихся защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, научные и иные организации, а также специалистов, в том числе на договорной основе; самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами проводить проверку деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований указанных субъектов, а также подведомственных им предприятий и учреждений при получении информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований рассматриваемых субъектов РФ по запросу Уполномоченного безвозмездно предоставляют ему информацию, документы и официально распространяемые ими справочные материалы, необходимые для осуществления его полномочий. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами.

Для привлечения внимания органов государственной власти, местного самоуправления, а также институтов гражданского общества к проблемам соблюдения прав и законных интересов ребенка важное значение имеет подготовка и публикация ежегодных Докладов Уполномоченного. Вместе с этим в субъектах РФ по-разному регламентируются содержание, срок публикации таких Докладов, а также субъект, которому Доклад должен быть представлен (либо глава региона (например Приморский край), либо глава и законодательный орган субъекта (например Хабаровский край)). Доклад посвящен либо состоянию соблюдения прав, свобод и законных интересов ребенка в соответствующем субъекте РФ (Амурская область (п. 7 Постановления Губернатора Амурской области № 26), Еврейская автономная область (ч. 11 ст. 13 Закона Еврейской автономной области № 05-ОЗ), Сахалинская область (п. 1.2 Указа Губернатора Сахалинской области № 1), либо деятельности Уполномоченного, а также соблюдению прав и законных интересов детей на территории соответствующего субъекта РФ (Республика Саха (Якутия) (п. 6 ч. 2 ст. 9 Закона Республики Саха № 6-11), Приморский край (п. 3.3 Постановления Губернатора Приморского края № 109-пг), Хабаровский край (ч. 1 ст. 14 Закона Хабаровского края № 135).

Существенным элементом правового статуса Уполномоченного являются ограничения, связанные с его деятельностью. Не все рассматриваемые акты содержат отдельные положения, предусматривающие такие ограничения. Так, например, в Законе Еврейской автономной области № 05-ОЗ закреплено, что на Уполномоченного распространяются ограничения, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»9 и другими федеральными законами. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня назначения на должность. В случае если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются, и Законодательное Собрание области назначает нового Уполномоченного (ст. 11 Закона Еврейской автономной области № 05-ОЗ).

Прекращение, в том числе досрочное, полномочий Уполномоченного является важнейшим элементом его правового статуса. Прекращение полномочий Уполномоченного возможно: 1) с истечением срока его полномочий; 2) в случае досрочного прекращения его полномочий. Так, в Приморском крае (п. 1.3 Постановления Губернатора Приморского края № 109-пг), Сахалинской области (п. 1.2 Указа Губернатора Сахалинской области № 1), Амурской области (п. 4 Постановления Губернатора Амурской области № 26) Уполномоченный освобождается от должности Губернатором соответствующего субъекта РФ. Однако в Сахалинской области, Амурской области Уполномоченный исполняет свои обязанности в течение срока деятельности назначившего его Губернатора. Кроме этого, в Амурской области Губернатор области вправе освободить Уполномоченного от замещаемой должности до истечения срока полномочий. Таким образом, детальной регламентации досрочного прекращения полномочий Уполномоченного в указанных субъектах РФ в рассматриваемых актах нет.

Основания досрочного освобождения Уполномоченного от должности законодательно предусмотрены в Республике Саха (Якутия) (ст. 8 Закона Республики Саха № 6-11), Хабаровском крае (ст. 9 Закона Хабаровского края № 135), Еврейской автономной области (ст. 12 Закона Еврейской автономной области № 05-ОЗ). В указанных субъектах РФ к таким основаниям отнесены:

1) утрата гражданства РФ (в Хабаровском крае это основание дополнено выездом

РГ. 2008. 30 дек.

9

ИХ теж

Уполномоченного за пределы РФ на постоянное место жительства (п. 8 ч. 2 ст. 9 Закона Хабаровского края № 135), а в Еврейской автономной области — приобретение гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона Еврейской автономной области № 05-ОЗ);

2) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного (в Республике Саха (Якутия) предусмотрено также наличие судебного решения о применении к этому лицу принудительных мер медицинского характера (п. «в» ч. 2 ст. 8 Закона Республики Саха № 6-11);

3) неспособность Уполномоченного по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности (в Хабаровском крае — установленная в соответствии с медицинским заключением стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия уполномоченного (п. 4 ч. 2 ст. 9 Закона Хабаровского края № 135));

4) подача Уполномоченным заявления о сложении полномочий;

5) признание Уполномоченного недееспособным или ограниченно дееспособным (в Еврейской автономной области такое признание возможно на основании вступившего в законную силу решения суда (п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона Еврейской автономной области № 05-ОЗ));

6) признание Уполномоченного безвестно отсутствующим или объявления умершим (в Еврейской автономной области такое признание возможно на основании вступившего в законную силу решения суда (п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона Еврейской автономной области № 05-ОЗ)); его смерть.

Кроме этого, в Хабаровском крае (п. 10 ч. 2 ст. 9 Закона Хабаровского края № 135), Еврейской автономной области (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона Еврейской автономной области № 05-ОЗ) предусмотрено в качестве основания досрочного прекращения полномочий Уполномоченного нарушения Уполномоченным ограничений, установленных законодательно.В Республике Саха (Якутия) основание досрочного прекращения деятельности Уполномоченного является занятие деятельностью, не совместимой с должностью Уполномоченного (п. 2 ч. 2 ст. 8 Закона Республики Саха № 6-11). В Хабаровском крае Уполномоченный может быть досрочно отстранен от должности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (п. 3 ч. 2 ст. 9 Закона Хабаровского края № 135).

Досрочное освобождение Уполномоченного от должности в Еврейской автономной области производится Законодательным Собранием области и оформляется постановлением Законодательного Собрания области (ч. 2 ст. 12 Закона Еврейской автономной области № 05-ОЗ), в Республике Саха (Якутия) — Указом Президента Республики Саха (Якутия) о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного (новый Уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий предыдущего Уполномоченного (ч. 4 ст. 8 Закона Республики Саха № 6-11)). В Хабаровском крае решение о досрочном прекращении полномочий уполномоченного принимается Думой по представлению Губернатора края открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Думы (за исключением случая смерти Уполномоченного) (ч. 3 ст. 9 Закона Хабаровского края № 135).

Обращают на себя внимание положения, закрепляющие ответственность за неисполнение требований установленных правил, регулирующих деятельность Уполномоченного в ряде рассматриваемых субъектах РФ. Так, отдельная статья Закона, регулирующего деятельность Уполномоченного в Еврейской автономной области, содержит отсылочную норму о том, что вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влекут ответственность, установленную Законом области «Об административных правонарушениях» (ст. 19 Закона Еврейской автономной области № 05-ОЗ). Аналогичное положение содержится в акте, регулирующем деятельность Уполномоченного в Сахалинской области. Установлено, что неисполнение руководителями органов государственной власти Сахалинской области, органов местного самоуправления Сахалинской области и должностными лицами обязанностей, вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам ребенка, а равно воспрепятствование его деятельности в любой форме влечет за собой привлечение виновных к ответственности в порядке, установленном действующим законодательством РФ и Сахалинской области (п. 5.6 Указа Губернатора Сахалинской области № 1) .

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) институт Уполномоченного учрежден не во всех субъектах РФ (Камчатский край, а в Магаданской области, Чукотском автономном округе данный институт действует на общественных началах);

А.В. Личковаха

2) в тех субъектах, в которых институт уполномоченных по правам ребенка создан, должность уполномоченного по правам ребенка представляет собой должность государственной гражданской службы, входя в аппарат главы региона (Приморский край, Сахалинская область); либо является государственной должностью в одноименном государственном органе, либо, должность уполномоченного по правам ребенка инкорпорирована в институт уполномоченного по правам человека так как, Уполномоченный по правам ребенка, по сути, является заместителем последнего (в Камчатском крае);

3) на практике реализуются три модели назначения уполномоченного по правам ребенка: главой субъекта РФ (Приморский край, Сахалинская и Амурская области), представительным органом субъекта РФ (Еврейская автономная область), совместно главой и представительным органом субъекта РФ (Республика Саха (Якутия), Хабаровский край);

4) по-разному регламентируется срок деятельности уполномоченных: либо привязан к сроку деятельности Губернатора, назначившего Уполномоченного (Сахалинская и Амурская области), либо установлен 5-летний срок (Хабаровский край, Еврейская автономная область), с возможностью назначения одного и того же лица на второй срок подряд (Еврейская автономная область);

Библиография:

5) организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного решается в субъектах РФ Дальневосточного федерального округа также неодинаково, в частности, аппарат Уполномоченного предусмотрен в Республике Саха (Якутия) и Хабаровском крае;

6) не одинаков объем полномочий уполномоченных, позволяющий в полной мере обеспечивать государственную защиту прав и законных интересов ребенка, содействовать реализации и восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребенка (право обратиться в суд (Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область));

7) основания досрочного освобождения Уполномоченного от должности предусмотрены только в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Еврейской автономной области;

8) ответственность за неисполнение требований установленных правил, регулирующих деятельность Уполномоченного, предусмотрены также только в Еврейской автономной и Сахалинской областях.

Полагаем, вышеуказанные особенности влияют на эффективность работы Уполномоченного, а определение зависимости эффективности деятельности Уполномоченного от особенностей его правового статуса станет предметом дальнейших исследований.

1. Гармаш А., Аносов М., Косихин Д., Еременко В., Синявская М. Уполномоченный по правам ребенка в России // ЭЖ-Юрист. — 2012. — № 39.

2. Новикова Т.Ю. Особенности участия Уполномоченного по правам ребенка в правозащитной деятельности и реализации гражданских инициатив // Юридический мир. — 2009. — № 12.

3. Ржевская Л.В. Институт уполномоченного по правам ребенка: опыт России и зарубежных стран // Юридический мир. — 2010. — № 8.

References (transliteration):

1. Garmash A., Anosov M., Kosihin D., Eremenko V., Sinyavskaya M. Upolnomochennyi po pravam rebenka v Rossii // EZh-Yurist. — 2012. — № 39.

2. Novikova T.Yu. Osobennosti uchastiya Upolnomochennogo po pravam rebenka v pravozashitnoi deyatel'nosti i realizacii grazhdanskih iniciativ // Yuridicheskii mir. — 2009. — № 12.

3. Rzhevskaya L.V. Institut upolnomochennogo po pravam rebenka: opyt Rossii i zarubezhnyh stran // Yuridicheskii mir. — 2010. — № 8.

Материал поступил в редакцию 15 ноября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.