УДК 343.8 VI. ALEKSEEV
ББК 67.409.01-1
А47 LEGAL STATUS OF SUBJECTS OF PUNITIVE-
EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONTEXT OF REALIZATION OF THE PENAL POLICY (1879-1917)
Annotation: in the article the author analyses the legal status of prisoners depending on good behavior of personality, punitive essence of punishment, status of a correctional establishment, prison’s chief, and considers the peculiarities of increase of the role of commanding personnel in the system.
Key words: legal status, subjects of punitive-educational process, penal and pedagogical activity, punishment, central prison service, directs connections and feedback.
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ АЛЕКСЕЕВ, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права (Институт государства и права Тюменского государственного университета) E-mail: [email protected].
ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ КАРАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПОЛИТИКИ (1879-1917 гг.)
Аннотация: в статье анализируется правовой статус осужденных в зависимости от правомерного поведения личности, карательной сущности наказания; статус исправительного учреждения, начальника тюрьмы и рассматриваются особенности повышения роли руководящего звена управления в системе.
Ключевые слова: правовой статус, субъекты карательно-воспитательного процесса, пенитенциарнопедагогическая деятельность, наказание, главное тюремное управление, прямые и обратные связи.
Пенитенциарная политика - это не только правления этих лиц. Так, структурно-функцио-принудительная изоляция осужденных в испра- нальная связь элементов тюремного режима с вительном учреждении, но и система исполне- элементами пенитенциарно-педагогического ния лишения свободы, помимо реализации эле- воздействия на осужденных поддерживает си-ментов уголовно-правовой кары. Одними сило- стему в динамическом состоянии. На этой ос-выми средствами, как было прежде, задачи ис- нове формируется непрерывное правовое воз-правления этих лиц не решить. В ней выражена действие на осужденных. закономерность перехода от периода возмез- В результате правового воздействия на осуж-
дия и устрашения к пенитенциарно-педагогичес- денных возникает социально полезный эффект кому и осуществление ресоциализации осужден- необходимоговзаимодействия элементов субъек-ных, повышение правового статуса осужденных тных отношений. Осужденный так или иначе оп-в процессе исполнения наказания. ределяет свое отношение к соблюдению тре-
Рассмотрим историю вопроса. Закон от 11 де- бований режима исполнения наказания и к обя-кабря 1879 г. «Об основных положениях, имею- занности трудиться. При реализации уголовного на-щих быть руководством при преобразовании казания ясно различаются два рода взаимосвя-тюремной части и при пересмотре Положения занных и взаимозависимых действий рассмат-
о наказаниях» стал поворотным пунктом в осу- риваемых правоотношений: с однойсгороны, юриди-ществлении пенитенциарной политики, который ческое оформление правового положения осуж-в действительности юридически закрепил клю- денных создает необходимыеусловия для орга-чевые принципы пенитенциарной науки. В нем низации практического осуществления уполно-уголовно-правовая кара находится в тесной свя- моченными органами карательной сущности зи с мерами пенитенциарно-педагогического наказания, с другой - осужденный способен воздействия на осужденных. Их соотношения концентрировать в себе представления о сущ-выступают необходимыми функциональными ности наказания, стремится сформировать оп-единицами, влияющими на содержание испол- ределенный образ действия как правомерный, нения наказания как основы юридического ис- одобряемый государством.
У лица, подвергнутого уголовному наказанию, меняется правовое положение, и его статус проявляется прежде всего в принуждении отбывать наказание, в изоляции от общества, в различных правовых и бытовых ограничениях. В связи с обозначенными задачами ресоциализации осужденного следует уточнить его правовой статус, элементы которого представляют реальные возможности для стимулирования его поведения. К ним относятся: основные права и обязанности осужденного; тюремная деятельность по обеспечению реализации прав и обязанностей; ответственность за невыполнение возложенных на осужденного обязанностей.
Вероятность реализации правовых предписаний иллюстрирует тот факт, что в отличие от дореформенного состояния тюремной системы система пенитенциарно-педагогического воздействия на осужденных имела непрерывный характер. Закон стал отражением существенных и необходимых связей между элементами функций, обладающих пенитенциарным содержанием. Тем самым создаются условия для ресоциализации каждого осужденного. «Уголовное наказание имеет и только может иметь одно единое назначение: принудительное воспитание правосознания»1.
В то же время «наказание утрачивает свой позорящий характер... его непосредственной целью остается исправление правосознания, и на основании этого отвергаются все меры возмездия, не укрепляющие, но расшатывающие правосознание или тем более прекращающие его жизнь (смертная казнь)»2.
Все изложенное свидетельствует в пользу того, что постоянное воспитательное воздействие труда и тюремного режима крайне необходимо независимо от того, какому виду наказания они подвергнуты. В связи с этим тюремный персонал должен избрать такой способ действия, при котором заинтересованность осужденного в труде была бы целесообразной, а тюремная дисциплина воспринималась бы им как должное. Таким образом, личность осужденного включается в систему правового регулирования в качестве активного субъекта, обладающего совокупностью интересов, а главным образом целью.
Цель уголовного наказания достигается при помощи организационных мер, но при этом осужденный сталкивается с тем, что его намерения не совпадают с правовыми предписаниями. Его правосознание находится в таком педагогически запущенном состоянии, что
побороть противоположную волю он не умеет или не хочет:
Специально-юридический анализ уголовнопенитенциарного права показывает, что в его структуре есть нормы права, которые регулируют правовое положение осужденного. Статья
2 Устава о содержащихся под стражей3 устанавливает индивидуально каждому осужденному соответствующееисправительное учреждение. Закон, определяя вид исправительного учреждения, закрепляет и условия содержания (ст. 226, 265-274 Устава)4. С учетом приговора суда осужденные ограничиваются в тех или иных гражданских правах, становятся носителями специфических, то есть вытекающих из факта осуждения, прав и обязанностей.
Устав о ссыльных всех каторжных подразделяет на три отряда: испытуемые, исправляющиеся и арестанты внетюремного содержания. Каторжные с поступлением на работы сначала причисляются в отряд испытуемых (ст. 286 Устава о ссыльных)5. Закон, устанавливая правовое положение осужденных, создает необходимые условия для организации процесса ресоциализации осужденных, отбывающих наказание. При этом организация исполнения наказания носит двусторонний характер. Так, если «для осужденного к лишению свободы установлен тот или иной запрет, то администрация исправительного учреждения вправе потребовать соблюдение этого запрета»6.
Понятие позиции является одной из центральных правовых категорий в объяснении правомерного поведения личности. Осуществляется это, в частности, как отношение к понятию и соблюдению права7; отношение и представление о правовом порядке как о тюремном решении8; отношение к установлению правового запрета9; отношение к дисциплине как модели правового поведения10; целесообразность определенных отношений, их вариантов, в связи с сознанием необходимости их исполнения11; отношение к определению ответственности субъектов карательно-воспитательного процесса и установления порядка их взаимодействия12.
Исправительное воздействие на заключенного осуществляется в основном в обстановке государственного принуждения, что особенно ярко видно из каторжного заключения. Лишение статуса исправляющихся арестантов является предполагаемой чертой данной юридической конструкции. Так, если каторжные арестанты отряда исправляющихся вновь допускают преступление, то они вновь определяются в от-
ряд испытуемых (ст. 463 Устава о ссыльных). Применение ст. 463 Устава о ссыльных к существенно нормативно значимым ситуациям в условиях конкретных обстоятельств представляется не только возможным, но и необходимым, так как государство стремится к проведению эффективной пенитенциарной политики.
Практическая реализация карательной сущности самого наказания означает создание для осужденных определенных условий исполнения того или иного вида наказания. Полнота и система реализации прав и свобод во многом зависит от ценностных ориентаций, психологических качеств личности, нравственного потенциала осужденных.
В действующем законодательстве известны нормы права, поощряющие исправление арестантов. Поощрительные нормы, применяемые на основании приговора суда, предусматриваются Уставом о содержащихся под стражей, Уставом о ссыльных. Позитивное стимулирование обладает рядом особенностей по сравнению с негативными. Речь идет в первую очередь об изменении условного содержания арестантов в сторону смягчения, сокращения общего объема запретов и ограничений и, как следствие, улучшенияэффектив-ности исполнения наказания и исправления. Вышедшая из этого положения основная мысль теории «исправления заключенных» может быть очень полезной в том случае, если исполнение наказания будет сопровождаться предоставлением им прав и свобод, соответствующих льгот за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду. В этом проявляется психологический механизм, обеспечивающий соблюдение и исполнение правовых предписаний, и они воспринимаются как позиция осужденного в процессе карательно-воспитательного процесса. Следует подтвердить, что конкретный правовой статус и правовая позиция осужденного взаимосвязаны. «Если позиция во многом определяется статусом, то вместе с этим статус находит в правовой позиции свое субъективное выражение: понимание, определенное отношение (оценку) и личностный смысл»13.
Нормативное регулирование конструируется с использованием таких элементов, как поведенческий образец или санкция. Без такой конкретизации в тюремном режиме дисциплина заключенного не получает динамического развития, теряет свою силу и тогда в действие вступают нормы прямо противоположные. Так, если «окажутся недостойными всего не оправдают ожиданий начальства. то они обращаются в число
обыкновенных арестантов» (ст. 321 Устава о содержащихся под стражей)14. Понимаемый та -ким образом системообразующий элемент -условия исполнения наказания, изложенный законодателем в уголовно-пенитенциарном праве, обеспечиваетнеобходимыйвектор направленности пенитенциарной политики. Он составляет положение о реализации прав для частичного изменения правового положения осужденного.
Необходимость воспитательного процесса есть существенная часть пенитенциарного исправления, условие, открывающее свободный доступ честной работе и возвращению в общество15. В концепции пенитенциарной политики предусматриваются меры и средства пенитенциарного воздействия на осужденных. В результате активного взаимодействия различных уровней управления исполнением наказания появляется новый тип системообразующих связей - обратные связи. Субъект управления способен оценить меру соответствия количественной точности представлений об объекте воздействия ожиданиям качественного проявления карательно-воспитательного процесса и осуществления правового статуса исправительного учреждения.
Анализируя специфику правового статуса органов, исполняющих наказания, необходимо отметить, что совокупность прав и обязанностей, составляющих их компетенцию, характеризуется властными полномочиями. Фактически образован новый субъектуправления в среднем звене на губернском уровне, который обладал разнообразием функций16. С введением губернской тюремной инспекции в ряде губерний в местах лишения свободы осуществляется контроль за исполнением закона. Тюремная система приобретает качественно новые связи между ее элементами. Улучшается надзор и охрана арестантов17, применяются меры пенитенциарно-педагогического воздействия к ним (ст. 67.7 Устава о содержащихся под стражей).
Следует подчеркнуть, что обновленное законодательство, то есть «кодексы более новые стремятся привести карательные меры в систему, создать те, что мы называем лестницей наказаний, понимая под ней совокупность карательных мер данного кодекса в их взаимном соподчинении и соотношении»18. Структурно-логическую связь норм уголовного наказания и мер исправительного воздействия можно проследить в Своде учреждений и уставов о содержащихся под стражей. Она выражена следующим образом: «Содержание под стражей
употребляется как мера исправления и наказания» (ст. 1.2 Устава о содержащихся под стражей).
Важной стороной в преобразовании управления местами лишения свободы является повышение статуса начальников тюрем. С введением штатов в 1887 г. им предоставлена полнота власти, то есть они управляют тюрьмами в качестве должностных лиц без подчинения полицмейстерам и уездным исправникам. В соотношении правового статуса смотрителя и начальника тюрьмы законодатель отдает предпочтение начальнику. Если от начальника прежней тюремной системы не требовалось больших забот о заключенных, кроме одного качества -беспощадного зверства и единственного ценза -здорового кулака, то после преобразования системы уголовной репрессии из чисто карательной в карательно-исправительную для преступника пришлось создать новую обстановку, что вызвало значительное усложнение всего уклада тюрьмы. Тем самым создаются условия повышения ответственности за выполнение служебных обязанностей, повышения роли руководящего звена управления в системе.
В частности, правовое воздействие на арестантов регламентирует предоставление им дополнительных прав и свобод в местах лишения свободы. Эти нормы права используются в педагогических целях и являются компетенцией администрации мест лишения свободы. Вместе с тем не все сотрудники тюремной администра -ции обладали организаторскими способностями, психологическим, педагогическим тактом. Отдельные из них не имели опыта работы, не полностью представляли объем деятельности должностного лица, что приводило к произволу по отношению к арестантам, взяточничеству.
Разносторонняя связь между управляющим субъектом - Главным тюремным управлением и управляемым объектом и получаемая при этом информация становится основанием для принятия соответствующего решения. Например, было отмечено, что тобольский тюремный инспектор дает неполное представление о деятельности тюремной инспекции в своем отчете в Главное тюремное управление19.
Методологический аспект уяснения обратных связей состоит в том, что в отчетах «нельзя обойти вниманием явления и извращения информации, прямого обмана, коррупции, которые создают лестную картину в управленческих процессах»20. Инспектор V класса Главного тюремного управления Сементовский вынес резолюцию по отчету о ревизии тобольским тюремным
инспектором Гофланда, в котором он свидетельствует о том, что каторжная тюрьма в городе Тобольске ни по организации работ, ни по состоянию тюремных зданий, ни по составу заведы-вающих и тюремных чинов совершенно не соответствует тем задачам и условиям, в которых должны находиться столь важные в пенитенциарном отношении тюремные учреждения21.
На основании ст. 25 Устава о содержащихся под стражей дореформенный смотритель тюремного замка уступил место начальнику современной тюрьмы22. Г лавное тюремное управление, анализируя недостатки в осуществлении функции принуждения арестантов в форме их изоляции от общества, рекомендуетлучше проводить аттестацию начальников тюрем, иметь сведения о нравственных и служебных качествах, их трезвом поведении, о постоянно аккуратном и точном исполнении ими возлагаемых на них обязанностей и отдельных поручений, о приобретенной ими привычке сдержанного и тактичного обращения с арестантами23.
«Г лавная сила всякой пенитенциарной системы состоит в разумном отношении к делу и преданности ему, которое способствует при управлении тюрьмой»24. Однако, по мнению П.П. Пирогова, «комплексных юридических мер, регламентирующих все основные вопросы определения на службу в тюремное ведомство, мы не находим вплоть до издания Общей тюремной инструкции 1915 г.»25. Лица тюремной администрации должны получать специальное обучение и в полной мере содействовать реализации основных прав и обязанностей в местах лишения свободы.
Особая роль принадлежит начальнику исправительного учреждения, на которого возлагаются как административные обязанности, так и обязанности по обеспечению организации содержания арестантов, пенитенциарно-педагогического воздействия на осужденных Одновременно он являлся членом попечительства. Попечительство имело целью заботиться о нравственном исправлении заключенных и об их семьях, устройстве быта арестантов после освобождения из тюрьмы, а также содействовать попечению о семьях, тех членов ведомства, которые погибли при исполнении служебных обязанностей.
Таким образом, рассматриваемая функция с установлением правового статуса органов управления, исполняющих наказания, и осужденных представляет собой форму реализации уголовно-правовых отношений. При этом пенитенциарная практика становится тогда успешной, когда
субъекты правоотношений в звене «админист- которое необходимоввиду невыполнения отдель-
рация тюрьмы - осужденные в границах право- ными осужденными возложенных на них обязан-
мерных действий» должным образом исполняют ностей. Законом предусматривается дисципли-
свои обязанности. Одновременно осужденные нарная ответственность и снижение правового
выступают объектом правового воздействия, статуса осужденного.
Список использованной литературы
1 ИльинИ.А. Сочинения: в 2 т. Римское право. Нравственная философия. М., 1993. Т. 1. С. 140.
2 Там же.
3 См.: Свод учрежденийи уставов о содержащихсяпод стражей // Свод законов Российскойимперии. Т. 14. СПб., 1890. С. 1.
4 См.: Там же. С. 184, 187-188.
5 См.: Свод учреждений и уставов о ссыльных // Свод законов Российскойимперии. Т. 14. СПб., 1890. С. 180.
6МелентьевМ.П. Функции советскогоисправительно-трудовогоправа. М., 1984. С. 24.
7 См.: Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права: учеб. пособие. М., 2008. С. 44.
8 См.: Там же. С. 47.
9 См.: Там же. С. 65.
10 См.: Малинин Т.Н. Постановление шести международныхи тюремных конгрессов СПб., 1904. С. 16.
11 См.: Норма советскогоправа. Проблема теории / под ред. М.И. Байтина, В.К. Бабаева. Саратов, 1987. С. 86.
12 См.: Алексеев В.И. Пенитенциарная политика России во второй половине XIX- начале XX века: монография. Тюмень, 2008. С. 320-321.
13 НовикИ.Ю. Психологическиепроблемы правового регулирования Минск, 1989. С. 93.
14 См.: Свод учрежденийи уставов о содержащихсяпод стражей. С. 136.
15 См.: Малинин Т.Н. Указ соч С. 14.
16 См.: Устав учреждений и уставов о содержащихсяпод стражей. С. 57.
17 См.: Уголовноеуложение1903 г. // Рос. законодательствоX-XX веков. М., 1994. Т. 9. С. 278.
18 ТаганцевА.С. Русскоеуголовноеправо. СПб., 1915. Т. 2. С. 100.
19 См.: ГАРФ Ф. 122. Оп. 1. Д. 6080. Л. 52.
20АтаманчукГ.В. Теория государственногсуправления: курс лекций. М.; Л., 2004. С. 148.
21 См.: ГАРФ! Ф. 122. Оп. 1. Д. 6080. Л. 52.
22 См.: Отчет Главноготюремногоуправления за 1909 г. СПб., 1911. С. 5.
23 См.: Пирогов П.П. Пенитенциарная политика Российскойимперии XIX - начале XX века и ее влияние на принципы комплектования штатной расстановки и прохождения службы в тюремном ведомстве // История гос-ва и права. 2003. № 4. С. 58.
24 Алексеев В. И. Правовые основы осуществления прав заключенных в местах лишения свободы (1879-1917 гг.) // Уголовно-исполнительнаясистема: право, экономика управление 2009. № 1. С. 38.
25 ГАРФ Ф. 122. Оп. 1. Д. 5741. Л. 12.