Научная статья на тему 'Правовой статус сторон концессионного соглашения по законодательству Российской Федерации'

Правовой статус сторон концессионного соглашения по законодательству Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1724
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / КОНЦЕССИОНЕР / КОНЦЕДЕНТ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / CONCESSION AGREEMENT / GRANTOR / CONCESSIONAIRE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Холодкова Юлия Сергеевна

Статья посвящена определению понятия сторон концессионного соглашения и анализу их правовой природы. Рассмотрены вопросы представительства концедентов в концессионных правоотношениях, а также возможные концессионеры. Проанализирован порядок перемены лиц по концессионному соглашению. Сформированы предложения по нормативному урегулированию выявленных пробелов законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concession agreement parties'' legal nature under the Russian Federation legislation

A concession agreement is a form of public-private partnership which nowadays has the leading role in attracting investments into the economy of the country. Under the concession agreement, the concessionaire constructs or reconstructs at its expense an infrastructure object which belongs (will belong) to the grantor. Meanwhile the concessionaire gets the right to operate this object within a certain period of time. The concession agreement parties are defined in the article, as well as their legal nature is analyzed. The concession agreement parties are the grantor and the concessionaire. The grantor can be the Russian Federation (with respect to the federal property), the federal subjects of the Russian Federation (with respect to the property of the entity of the Russian Federation) or municipalities (with respect to the municipal property). The Russian Federation, the entities of the Russian Federation and the municipalities are equal with the concessionaire in the concession relationships. Thus, they are subject to the rules determining participation of legal entities in civil legal relations. The concessionaire can be an individual entrepreneur, a Russian or foreign legal entity or two or more entities acting under a contract of partnership (the joint venture agreement). The author of the article considers the representation of the grantor in the concession relationships. The Russian Federation as the grantor is represented by the government of the Russian Federation or the authorized federal executive body. The subject of the Russian Federation is represented by the body of state power of the subject of the Russian Federation. The municipal entity is represented by the local authority. Individual rights and obligations of the grantor may be exercised by the bodies and legal entities authorized by the grantor, for example, by state (municipal) unitary enterprises. The author has made the conclusion that the legal nature of the relationships between the grantor and the person acting on its behalf can be defined as representation. This conclusion is based on the analysis of legislation and law enforcement practice. The grounds and procedure for changing of parties under the concession agreement are analyzed in the article. Special attention is given to the substitution of the concessionaire by way of assignment or transfer of a debt; the substitution of the concessionaire, a legal entity, in case of its reorganization; the substitution of the concessionaire in case of default (improper) execution of its obligations to the creditor; the substitution of the concessionaire on the basis of the decision of the executive body; the transfer of the ownership of the object of the concession agreement to another owner. As a result, some proposals on the legal regulation of the identified gaps in legislation are made in the article.

Текст научной работы на тему «Правовой статус сторон концессионного соглашения по законодательству Российской Федерации»

Вестник Томского государственного университета. 2016. № 407. С. 196-200. Б01: 10.17223/15617793/407/31

УДК 347.45/47

Ю. С. Холодкова

ПРАВОВОЙ СТАТУС СТОРОН КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена определению понятия сторон концессионного соглашения и анализу их правовой природы. Рассмотрены вопросы представительства концедентов в концессионных правоотношениях, а также возможные концессионеры. Проанализирован порядок перемены лиц по концессионному соглашению. Сформированы предложения по нормативному урегулированию выявленных пробелов законодательства.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; концессионное соглашение; концессионер; концедент.

Концессионное соглашение представляет собой форму государственно-частного партнерства, которая на сегодняшний день играет ведущую роль в работе по привлечению инвестиций в экономику страны в целом и в развитие инфраструктуры в частности.

По концессионному соглашению концессионер за свой счет создает или реконструирует инфраструктурный объект, право собственности на который принадлежит (будет принадлежать) концеденту, при этом концессионер получает право в течение определенного соглашением срока эксплуатировать данный объект.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) «О концессионных соглашениях» [1] (далее - Закон № 115-ФЗ), сторонами концессионного соглашения являются концедент и концессионер.

Правовой статус концедента. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ концедентом могут быть Российская Федерация, субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) либо муниципальные образования (городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения).

В силу двойственности своего статуса в концессионных правоотношениях Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования выступают на равных началах с концессионером. При этом к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 124, ст. 125 Гражданского кодекса РФ [2], далее - ГК РФ).

От имени Российской Федерации как концедента выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство, федеральная служба или федеральное агентство [3]); от имени субъекта РФ - орган государственной власти субъекта РФ (структура исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается каждым субъектом самостоятельно [4]); от имени муниципального образования - орган местного самоуправления (структуру исполнительных органов местного самоуправления составляют местная администрация, иные органы и вы-

борные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ [5]).

Отдельные права и обязанности концедента могут осуществлять уполномоченные концедентом (в соответствии с нормативно-правовыми актами) органы и юридические лица, в том числе государственные (муниципальные) унитарные предприятия (ч. 1.1 и 1.2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ [6]), включая казенные предприятия, а также бюджетные учреждения.

Так, например, от имени Российской Федерации полномочия концедента осуществляют:

- государственная компания «Российские автомобильные дороги» (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ [7]) - в отношении автомобильных дорог (защитных и искусственных дорожных сооружений), переданных в ее доверительное управление;

- Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) -в отношении платных автомобильных дорог общего пользования федерального значения [8].

В отношении объектов автодорожной и коммунальной инфраструктуры, принадлежащих государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, а также в отношении объектов автодорожной инфраструктуры, принадлежащих государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое предприятие (учреждение) осуществляет отдельные полномочия концедента в отношении данного имущества (ч. 1.1, ч. 1.2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

На наш взгляд, правовую природу отношений между концедентом и выступающим от его имени лицом можно определить как представительство (п. 1 ст. 182 ГК РФ).

Рассматриваемые положения Закона № 115-ФЗ о концеденте нашли свое отражение в правоприменительной практике. Так, суд признал комитет по управлению муниципальным имуществом уполномоченным заключать концессионное соглашение от имени муниципального образования [9]. В другом деле суд установил отсутствие у подписанта концессионного соглашения права его заключать от имени концедента. В связи с этим суд признал обоснованным отказ в государственной регистрации обременения права собственности концедента на объект концессионного соглашения [10].

В любом случае, вне зависимости от того, кто заключает концессионное соглашение от имени конце-

дента, надлежащим ответчиком по делу об оспаривании соглашения является именно концедент [11] (в лице его уполномоченного представителя), а не уполномоченный представитель.

Исходя из ч. 1 ст. 3 Закона № 115-ФЗ, согласно которой концеденту принадлежит (будет принадлежать) право собственности на объект концессионного соглашения, в отношении федерального имущества концедентом выступает Российская Федерация, в отношении имущества субъекта РФ и муниципального образования - соответственно субъект РФ и муниципальное образование.

Правовой статус концессионера. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ концессионером могут выступать индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

1. Индивидуальный предприниматель.

Исходя из п. 1 ст. 23 ГК РФ, индивидуальным предпринимателем является гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Например, индивидуальный предприниматель выступал концессионером в концессионном соглашении по благоустройству, содержанию и реконструкции сквера имени А. С. Пушкина, расположенного в г. Орехово-Зуево Московской области [12].

2. Российское юридическое лицо.

В силу п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В отличие от Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [13] (далее - Закон № 224-ФЗ), Закон № 115-ФЗ не устанавливает ограничений относительно организационно-правовой формы юридических лиц, выступающих в качестве концессионеров. В связи с этим в практике встречаются примеры, когда концессионерами выступают унитарные предприятия [14], имущество которых находится в государственной (муниципальной) собственности. На наш взгляд, подобная практика не соответствует публично-частной природе концессионных соглашений и должна быть устранена на законодательном уровне, путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 Закона № 115-ФЗ по аналогии со ст. 5 Закона № 224-ФЗ.

Распространенными являются концессионные соглашения, в которых концессионерами выступают коммерческие юридические лица. Более того, анализ концессионных проектов показывает востребованность создания юридических лиц для участия в концессионном соглашении на стороне концессионера.

Так, для участия в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта капитального строительства «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 - км 42» были представлены заявки: ООО «Юго-Восточная магистраль» (консорциум ЗАО «Лидер», ОАО «Главная дорога», АО «УСК МОСТ» и ЗАО «Пилон»), ООО «Региональная концессионная компания» (консорциум Газпромбанка и ОАО «Сибмост») и ООО «Скоростные магистрали» (консорциум Банка ВТБ и ООО «Транс-строймеханизация»).

3. Иностранное юридическое лицо.

Гражданское законодательство не содержит понятия иностранного юридического лица. Вместе с тем, исходя из ст. 1202 ГК РФ [15], определяющей личный закон юридического лица в международном частном праве, можно сделать вывод, что юридические лица классифицируются на российские и иностранные в зависимости от их личного закона.

Личным законом юридического лица считается право страны, где оно учреждено. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности: статус организации в качестве юридического лица; его организационно-правовая форма и другие вопросы, связанные с созданием и деятельностью юридического лица (п. 2 ст. 1202 ГК РФ). Таким образом, иностранным юридическим лицом является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства.

В литературе встречается мнение, со ссылкой на ч. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ [16] (далее - НК РФ), согласно которому понятие «иностранная организация» одновременно включает в себя как само иностранное юридическое лицо по законодательству иностранного государства, так и его филиалы и представительства [17]. Полагаем, что применительно к концессионным соглашениям с таким мнением нельзя согласиться.

В ст. 11 НК РФ прямо указано, что определенные в ней понятия используются исключительно для целей законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Таким образом, с учетом норм ст. 1202 ГК РФ, филиалы и представительства иностранного юридического лица могут рассматриваться в качестве юридических лиц только в том случае, если такой статус для них определен личным законом юридического лица.

Федеральным законом № 460-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [18] с 30.12.2015 г. расширен перечень видов объектов концессионных соглашений: в перечень включены здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных сил РФ, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений.

Одновременно данным законом введено ограничение для иностранных юридических лиц на участие в качестве концессионера в концессионных соглашениях в отношении указанных объектов (ч. 1.4 ст. 5 Зако-

на № 115-ФЗ). Ограничение также касается организаций, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица, иностранные государства и их органы.

4. Несколько указанных юридических лиц, действующих без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).

По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (ч. 1 ст. 1401 ГК РФ [19]).

Перемена лиц по концессионному соглашению.

1. Передача концессионером прав по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга (ч. 2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 382 ГК РФ для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Перевод долга с должника на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным (ст. 391 ГК РФ).

В изъятие правила ч. 2 ст. 382 ГК РФ и в соответствии со ст. 391 ГК РФ, в ч. 2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ установлено, что передача концессионером прав по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается только с согласия кон-цедента. Отсутствие же согласия концедента влечет ничтожность соглашения о перемене концессионера.

2. Переход прав и обязанностей концессионера -юридического лица в случае его реорганизации к другому юридическому лицу (ч. 3 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Правопреемство при реорганизации юридических лиц регламентируется в ст. 58 ГК РФ. Часть 3 ст. 5 Закона № 115-ФЗ устанавливает дополнительные условия правопреемства в части прав и обязанностей концессионера: переход прав и обязанностей концессионера - юридического лица в случае его реорганизации к другому юридическому лицу должен осуществляться при условии соответствия реорганизованного или возникшего в результате реорганизации юридического лица требованиям к участникам конкурса, установленным Законом № 115-ФЗ и конкурсной документацией. Несоответствие же является основанием для расторжения концессионного соглашения (ч. 4 ст. 15 Закона № 115-ФЗ).

3. Замена лица по концессионному соглашению в случае неисполнения (ненадлежащего) исполнения им своих обязательств перед кредитором.

Концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению. Из данного правила Законом № 115-ФЗ предусмотрено исключение: в случае, если для исполнения своих обязательств по концессионному соглашению концессионер привлекает средства кредиторов, права концессионера по концессионному соглашению могут использоваться в качестве способа обеспечения исполнения его обязательств перед кредиторами.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредиторами концедент производит его замену путем проведения конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению или без проведения конкурса.

4. Замена концессионера без проведения конкурса на основании решения Правительства РФ, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, принявших решение о заключении концессионного соглашения (ч. 4 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Такая замена концессионера может быть осуществлена с учетом мнения кредиторов и при условии, что неисполнение (ненадлежащее исполнение) концессионером обязательств повлекло за собой нарушение существенных условий концессионного соглашения и (или) причинен вред жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда.

Новый концессионер должен соответствовать требованиям к участникам конкурса, установленным Законом № 115-ФЗ и конкурсной документацией.

5. Переход права собственности на объект концессионного соглашения к другому собственнику.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона № 115-ФЗ, переход права собственности на объект концессионного соглашения к другому собственнику не является основанием для изменения или прекращения концессионного соглашения. Данная норма Закона № 115-ФЗ согласуется с п. 3 ст. 216 и п. 1 ст. 617 ГК РФ ГК РФ, согласно которым переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество, в том числе для изменения или расторжения договора аренды.

В Законе №115-ФЗ прямо не говорится о смене концедента при переходе права собственности на объект концессионного соглашения к другому собственнику. Вместе с тем такой вывод о смене конце-дента следует нормам гражданского законодательства и сложившейся правоприменительной практики.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 115-ФЗ к отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении. Руководствуясь указанной нормой Закона № 115-ФЗ, суды, до вступления в силу вышеназванной нормы ч. 4 ст. 18 Закона № 115-ФЗ, при решении вопроса о правовых последствиях для концессионного соглашения смены собственника его объекта, применяли нормы гражданского законодательства об аренде [20]. Права концессионера в случае смены собственника объекта концессионного соглашения сходны с правами арендатора. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 24 своего информационного письма от 11.01.2002 № 66, переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу сам по себе не является основанием для внесения в судебном порядке изменений в условия договора аренды, заключенного прежним собственником с арендатором (за исключением изменения в договоре сведений об арендодателе) [21].

Таким образом, руководствуясь ч. 4 ст. 18 во взаимо- глашения требует своего законодательного урегу-

связи с ч. 2 ст. 3 Закона № 115-ФЗ, переход права соб- лирования.

ственности на объект концессионного соглашения к На основании изложенного целесообразно: другому собственнику не является основанием для из- 1) внести в ст. 5 Закона № 115-ФЗ изменения,

менения или прекращения концессионного соглашения, установив ограничения в отношении возможных кон-

за исключением изменения сведений о концеденте. цессионеров по аналогии со ст. 5 Закона № 224-ФЗ;

По нашему мнению, рассмотренный пробел за- 2) дополнить ч. 4 ст. 18 Закона № 115-ФЗ словами:

конодательства о смене концедента при переходе «за исключением изменения в концессионном согла-

права собственности на объект концессионного со- шении сведений о концеденте».

ЛИТЕРАТУРА

1. О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3126.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) // СЗ

РФ. 2004. № 11. Ст. 945. П. 1.

4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов

Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ: ред. от 30.12.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. Ст. 17.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ: ред.

от 30.12.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. Ст. 34.

6. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.11.2015) // СЗ

РФ. 2002. № 48. Ст. 4746. Ч. 7 ст. 18.

7. О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-

ской Федерации: Федеральный закон от 17.07.2009 № 145-ФЗ (ред. от 14.12.2015) // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3582. П. 8 ч. 3 ст. 6. Ст. 34.

8. Положение о Федеральном дорожном агентстве: утверждено Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 № 374 (ред. от

25.12.2015) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3264. Пункт 5.4(7).

9. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.08.2012 по делу № А53-280/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

10. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.09.2010 № ВАС-12196/10 по делу № А50-27205/2009 // СПС «КонсультантПлюс».

11. Постановление ФАС Центрального округа от 12.03.2013 по делу № А35-14620/2011 // СПС «КонсультантПлюс».

12. URL: http://ozmo.ru/zakaz/auction/details/13/118 (дата обращения: 30.03.2016).

13. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015) // СЗ РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4350.

14. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.10.2012 № Ф03-4141/2012 по делу № А04-1332/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001. № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.

16. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ: ред. от 15.02.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с

15.03.2016) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

17. Леонтьев С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2013.

18. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2015 № 460-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 1 (часть I). Ст. 80.

19. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ: ред. от 29.06.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

20. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 по делу № А26-3252/2010 / «Банк судебных решений». URL: https://ras.arbitr.ru (дата обращения: 30.03.2016).

21. Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой: информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2002 № 66 // Вестник ВАС РФ. № 3. 2002.

Статья представлена научной редакцией «Право» 18 апреля 2016 г.

CONCESSION AGREEMENT PARTIES' LEGAL NATURE UNDER THE RUSSIAN FEDERATION LEGISLATION

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2016, 407, 196-200. DOI: 10.17223/15617793/407/31

KholodkovaYuliya S. Sibmost OJSC (Novosibirsk, Russian Federation); Institute of Economics, Management and Law, Russian State University for the Humanities (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: public-private partnership; concession agreement; the grantor; the concessionaire.

A concession agreement is a form of public-private partnership which nowadays has the leading role in attracting investments into the economy of the country. Under the concession agreement, the concessionaire constructs or reconstructs at its expense an infrastructure object which belongs (will belong) to the grantor. Meanwhile the concessionaire gets the right to operate this object within a certain period of time. The concession agreement parties are defined in the article, as well as their legal nature is analyzed. The concession agreement parties are the grantor and the concessionaire. The grantor can be the Russian Federation (with respect to the federal property), the federal subjects of the Russian Federation (with respect to the property of the entity of the Russian Federation) or municipalities (with respect to the municipal property). The Russian Federation, the entities of the Russian Federation and the municipalities are equal with the concessionaire in the concession relationships. Thus, they are subject to the rules determining participation of legal entities in civil legal relations. The concessionaire can be an individual entrepreneur, a Russian or foreign legal entity or two or more entities acting under a contract of partnership (the joint venture agreement). The author of the article considers the representation of the grantor in the concession relationships. The Russian Federation as the grantor is represented by the government of the Russian Federation or the authorized federal executive body. The subject of the Russian Federation is represented by the body of state power of the subject of the Russian Federation. The municipal entity is represented by the local authority. Individual rights and obligations of the grantor may be exercised by the bodies and legal entities authorized by the grantor, for example, by state (munici-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pal) unitary enterprises. The author has made the conclusion that the legal nature of the relationships between the grantor and the person acting on its behalf can be defined as representation. This conclusion is based on the analysis of legislation and law enforcement practice. The grounds and procedure for changing of parties under the concession agreement are analyzed in the article. Special attention is given to the substitution of the concessionaire by way of assignment or transfer of a debt; the substitution of the concessionaire, a legal entity, in case of its reorganization; the substitution of the concessionaire in case of default (improper) execution of its obligations to the creditor; the substitution of the concessionaire on the basis of the decision of the executive body; the transfer of the ownership of the object of the concession agreement to another owner. As a result, some proposals on the legal regulation of the identified gaps in legislation are made in the article.

REFERENCES

1. Russian Federation. (2005) O kontsessionnykh soglasheniyakh: Federal'nyy zakon ot 21.07.2005 № 115-FZ (red. ot 30.12.2015) [On Concession

Agreements: The Federal Law of 21.07.2005 number 115-FZ (as amended on 30.12.2015)]. Svod zakonov Rossiyskoy Federatsii [The Code of Laws of the Russian Federation]. 30:II. Art. 3126.

2. Russian Federation. (1994) Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 31.01.2016) [The Civil

Code of the Russian Federation (Part One) of 30.11.1994 number 51-FZ (as amended on 31.01.2016)]. Svod zakonov Rossiyskoy Federatsii [The Code of Laws of the Russian Federation]. 32. Art. 3301.

3. Russian Federation. (2004) O sisteme i strukture federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti: ukaz Prezidenta RF ot 09.03.2004 № 314 (red. ot

22.06.2010) [On the system and structure of federal executive bodies: Presidential Decree of 09.03.2004 number 314 (as amended on 22.06.2010)]. Svod zakonov Rossiyskoy Federatsii [The Code of Laws of the Russian Federation]. 11. Art. 945. P. 1.

4. Russian Federation. (1999) Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy

vlasti sub"ektov Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 06.10.1999 № 184-FZ: red. ot 30.12.2015 (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2016) [On general principles of organization of legislative (representative) and executive bodies of state power of subjects of the Russian Federation: Federal Law of 06.10.1999 number 184-FZ: as amended on 30.12.2015 (rev. and ext., in force since 01.01.2016)]. Svod zakonov Rossiyskoy Federatsii [The Code of Laws ofthe Russian Federation]. 42. Art. 5005. Art. 17.

5. Russian Federation. (2003) Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot

06.10.2003 № 131-FZ: red. ot 30.12.2015 (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2016) [On General Principles of Local Government in the Russian Federation: the Federal Law of 06.10.2003 number 131-FZ: as amended on 30.12.2015 (rev. and ext., in force since 01.01.2016)]. Svod zakonov Rossiyskoy Federatsii [The Code of Laws of the Russian Federation]. 40. Art. 3822. Art. 34.

6. Russian Federation. (2002) O gosudarstvennykh i munitsipal'nykh unitarnykh predpriyatiyakh: Federal'nyy zakon ot 14.11.2002 № 161-FZ (red. ot

23.11.2015) [On state and municipal unitary enterprises: the Federal Law of 14.11.2002 number 161-FZ (as amended on 23.11.2015)]. Svod zakonov Rossiyskoy Federatsii [The Code of Laws of the Russian Federation]. 48. Art. 4746. Pt. 7. Art. 18.

7. Russian Federation. (2009) O gosudarstvennoy kompanii "Rossiyskie avtomobil'nye dorogi" i o vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye

akty Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 17.07.2009 № 145-FZ (red. ot 14.12.2015) [On the state company "Russian Roads" and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: the Federal Law of 17.07.2009 number 145-FZ (as amended on 14.12.2015)]. Svod zakonov Rossiyskoy Federatsii [The Code of Laws of the Russian Federation]. 29. Art. 3582. P. 8 Pt. 3. Artt. 6. Art. 34.

8. Russian Federation. (2004) Polozhenie o Federal'nom dorozhnom agentstve: utverzhdeno Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.07.2004 № 374

(red. ot 25.12.2015) [The regulation on the Federal Road Agency: approved by the RF Government Decree of 23.07.2004 number 374 (as amended on 25.12.2015)]. Svod zakonov Rossiyskoy Federatsii [The Code of Laws of the Russian Federation]. 31. Art. 3264. P. 5.4(7).

9. Konsul'tantPlyus. (2012) Postanovlenie Federal'nogo arbitrazhnogo suda Severo-Kavkazskogo okruga ot 16.08.2012 po delu № A53-280/2012

[Resolution of the Federal Arbitration Court of the North Caucasus region of 16.08.2012 on case number A53-280/2012].

10. Konsul'tantPlyus. (2010) Opredelenie Vysshego Arbitrazhnogo Suda RF ot 22.09.2010 № VAS-12196/10 po delu № A50-27205/2009 [Decision ofthe Supreme Arbitration Court of the Russian Federation of 22.09.2010 number VAS-12196/10 on case number A50-27205/2009].

11. Konsul'tantPlyus. (2013) Postanovlenie FAS Tsentral'nogo okruga ot 12.03.2013 po delu № A35-14620/2011 [Resolution of the Central District FAS of 12.03.2013 on case number A35-14620/2011].

12. Ozmo.ru. (2014) Notice of open competition for the right to sign the Concession Agreement for the improvement, maintenance and reconstruction of the park named after Pushkin. [Online]. Available from: http://ozmo.ru/zakaz/auction/details/13/118. (Accessed: 30 March 2016). (In Russian).

13. Russian Federation. (2015) O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, munitsipal'no-chastnom partnerstve v Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 13.07.2015 № 224-FZ (red. ot 29.12.2015) [On public-private partnership and municipal-private partnership in the Russian Federation and the Introduction of Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: the Federal Law of 13.07.2015 number 224-FZ (as amended on 29.12.2015)]. Svod zakonov Rossiyskoy Federatsii [The Code of Laws of the Russian Federation]. 29:I. Art. 4350.

14. Konsul'tantPlyus. (2012) Postanovlenie Federal'nogo arbitrazhnogo suda Dal'nevostochnogo okruga ot 25.10.2012 № F03-4141/2012 po delu № A04-1332/2012 [Resolution of the Federal Arbitration Court of the Far Eastern Region of 25.10.2012 number F03-4141/2012 on the case number A04-1332/2012].

15. Russian Federation. (2001) Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' tret'ya) ot 26.11.2001. № 146-FZ (red. ot 09.03.2016) [The Civil Code of the Russian Federation (Part Three) of 26.11.2001. 146-FZ (as amended on 09.03.2016)]. Svod zakonov Rossiyskoy Federatsii [The Code of Laws of the Russian Federation]. 49. Art. 4552.

16. Russian Federation. (1998) Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 № 146-FZ: red. ot 15.02.2016 (s izm. i dop., vstup. v silu s 15.03.2016) [The tax Code of the Russian Federation (part 1) of 31.07.1998, 146-FZ: as amended on 15.02.2016 (rev. and ext., in force since 15.03.2016)]. Svod zakonov Rossiyskoy Federatsii [The Code of Laws of the Russian Federation]. 31. Art. 3824.

17. Leont'ev, S.E. (2013) Kommentariy k Federal'nomu zakonu ot 21 iyulya 2005 g. № 115-FZ "O kontsessionnykh soglasheniyakh" (postateynyy) [Commentary to the Federal Law of July 21, 2005, 115-FZ "On Concession Agreements" (itemized)]. SPS "Konsul'tantPlyus".

18. Russian Federation. (2016) O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 30.12.2015 № 460-FZ [On the Introduction of Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: the Federal Law of 30.12.2015, 460-FZ]. Svod zakonov Rossiyskoy Federatsii [The Code of Laws of the Russian Federation]. 1: I. Art. 80.

19. Russian Federation. (1996) Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' vtoraya) ot 26.01.1996 № 14-FZ: red. ot 29.06.2015 (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.07.2015) [The Civil Code of the Russian Federation (Part Two) of 26.01.1996, 14-FZ: as amended on 29.06.2015 (rev. and ext., in force since 01.07.2015)]. Svod zakonov Rossiyskoy Federatsii [The Code of Laws of the Russian Federation]. 5. Art. 410.

20. Bank sudebnykh resheniy. (2011) Postanovlenie Trinadtsatogo arbitrazhnogo apellyatsionnogo suda ot 30.05.2011 po delu № A26-3252/2010 [Resolution of the Thirteenth Arbitration Court of Appeal of 30.05.2011 on case number A26-3252/2010]. [Online]. Available from: https://ras.arbitr.ru. (Accessed: 30 March 2016).

21. Yakovlev, V.F. (2002) Obzor praktiki razresheniya sporov, svyazannykh s arendoy: informatsionnoe pis'mo Prezidiuma Vysshego Arbitrazhnogo Suda RF ot 11.01.2002 № 66 [Review of the practice of resolving disputes relating to rental: Information Letter of the Presidium of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation of 11.01.2002 number 66]. Vestnik VASRF. 3.

Received: 18 April 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.