Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС СПЕЦИАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАЙОНОВ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС СПЕЦИАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАЙОНОВ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
425
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РАЙОН / САР / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САНКЦИИ / ИНОСТРАННАЯ КОМПАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМПАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ФОНД / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИЧНЫЙ ФОНД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самойлова В. В.

Статья посвящена изучению правового статуса российских специальных административных районов (САР), в ней исследуется порядок получения статуса участника САР, анализируются причины формирования подобных особых территорий, цели и задачи их функционирования. Также автор рассматривает требования, предъявляемые потенциальным участникам САР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF SPECIAL ADMINISTRATIVE REGIONS UNDER RUSSIAN LAW

The article is about the study of the legal status of Russian special administrative regions (SAR), as well it considers the procedure for obtaining the status of a SAR participant and analyzes the reasons for the formation of such special territories, the goals and objectives of their functioning. The author also goes into the requirements for potential participants in the SAR.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС СПЕЦИАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАЙОНОВ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ»

УДК 332

DOI: 10.28995/2073-6304-2023-1-144-153

Правовой статус специальных административных районов по российскому законодательству

Валентина В. Самойлова Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена изучению правового статуса российских специальных административных районов (САР), в ней исследуется порядок получения статуса участника САР, анализируются причины формирования подобных особых территорий, цели и задачи их функционирования. Также автор рассматривает требования, предъявляемые потенциальным участникам САР.

Ключевые слова: специальный административный район, САР, инвестиции, инвестиционная деятельность, санкции, иностранная компания, международная компания, международный общественно полезный фонд, международный личный фонд

Для цитирования: Самойлова В.В. Правовой статус специальных административных районов по российскому законодательству // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2023. № 1. С. 144-153. БОТ: 10.28995/2073-6304-2023-1-144-153

Legal status of special administrative regions under Russian law

Valentina V. Samoilova Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The article is about the study of the legal status of Russian special administrative regions (SAR), as well it considers the procedure for obtaining the status of a SAR participant and analyzes the reasons for the formation of such special territories, the goals and objectives of their functioning. The author also goes into the requirements for potential participants in the SAR.

© Самойлова В.В., 2023 ISSN 2073-6304 • RSUH/RGGU Bulletin: "Economics. Management. Law" Series, 2023, no. 1

Keywords: special administrative region, SAR, investment, investment activity, sanctions, foreign company, international company, international public benefit fund, international personal fund

For citation: Samoilova, V.V. (2023), "Legal status of special administrative regions under Russian law", RSUH/RGGU Bulletin. "Economics. Management. Law" Series, no. 1, pp. 144-153, DOI: 10.28995/2073-6304-2023-1-144-153

Такое понятие, как «специальный административный район», или САР, является достаточно новым для российского законодательства. Первые особые территории подобного типа были сформированы всего четыре года назад, в 2018 г. Преобразование территорий островов Русский и Октябрьский в особые зоны произошло после принятия Федерального закона № 291-ФЗ1. На момент написания статьи действует редакция, принятая в июле 2022 г.

Возникает вопрос, что представляет собой САР, для каких целей были преобразованы островные территории и чем они отличаются от иных особых экономических территорий, которые существуют на территории Российской Федерации.

Представляется целесообразным начать изучение особых районов именно с цели их создания, так как она отличается от целей создания тех же ОЭЗ.

Цель придания островам статуса территории с особым правовым режимом состоит в возврате российского бизнеса либо бизнеса иностранного, но имеющего российское происхождение и участие, обратно из иностранной юрисдикции под родное крыло.

Не случайно идея создания особых условий для создания неких экономических оазисов для решивших вернуться появилась после событий 2014 г., и если первое время существовали сомнения в том, что подобное предложение будет пользоваться спросом, что многие компании захотят вернуться, то вследствие ухудшения геополитической обстановки в мире эти сомнения отпали сами собой. После начала СВО в феврале 2022 г. в результате введения бесконечных пакетов санкций против России, в том числе персональных, потерь российскими представителями бизнеса своего имущества за границей, а также учитывая угрозы,

1 О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края: Федеральный закон [от 03.08.2018 № 291-ФЗ] // СЗ РФ. 2018. № 32. Часть I. Ст. 5084.

исходящие от недружественных государств2, среди которых все страны Евросоюза, США, Япония, Великобритания и другие, перспектива возврата бизнесов обратно в Россию стала весьма очевидным выходом из сложившейся ситуации.

Также огромную роль в сложившейся ситуации играет возможность установить режим конфиденциальности в отношении лиц, участвующих в управлении, а также владеющих той или иной компанией. При этом немаловажным в развитии управленческой среды компании является вопрос применения инструментов коммуникации [Молчанова, Кутовой 2022].

Итак, основная цель создания САР - возврат капитала на родину. А цель создания ОЭЗ, например, - это развитие отдельного региона либо же отдельной отрасли или отраслей в нем. Хотя по сути и САР и ОЭЗ - это территории с особым режимом ведения бизнеса, они отличаются и целью, с которой создаются, и порядком управления, и процедурой приобретения резидентства в них.

В мире самыми известными примерами САР являются Гонконг и Макао, китайские автономии, официально входящие в состав КНР, но при этом имеющие широкие полномочия по самостоятельному решению огромного спектра вопросов. Исключениями является лишь невозможность проводить собственную внешнюю политику, а также самостоятельно решать оборонные вопросы. Именно в Китае в середине восьмидесятых годов двадцатого века был сформулирован принцип «одной страны - двух систем» для успешного возврата и интеграции китайских территорий, долгое время находящихся под западным протекторатом.

Помимо упомянутого выше Федерального закона № 291-ФЗ, статус резидентов САР, а также правила их регистрации, деятельность, налогообложение регулируются Федеральным законом № 290-ФЗ3, Федеральным законом № 293-ФЗ4, Федеральным за-

2 Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц: распоряжение Правительства РФ [от 05.03.2022 № 430-р] // СЗ РФ. 2022. № 11. Ст. 1748.

3 О международных компаниях и международных фондах: Федеральный закон [от 03.08.2018 № 290-ФЗ] // СЗ РФ. 2018. № 32. Часть I. Ст. 5083.

4 О внесении изменений в статьи 1 и 10 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в связи с принятием Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» и Федерального закона «О международных компаниях»: Федеральный закон [от 03.08.2018 № 293-ФЗ] // СЗ РФ. 2018. № 32. Часть I. Ст. 5086.

коном № 294-ФЗ5, Федеральным законом № 296-ФЗ6, Федеральным законом № 295-ФЗ7. Принятие целого пакета нормативных актов позволило создать удобный механизм быстрого переезда иностранного юрлица в российский САР, при этом предусматривается полное сохранение его структуры, лишь меняется юридический адрес.

В своем докладе в июне 2022 г. министр экономического развития РФ отметил, что за первые пять месяцев этого года в специальные районы переехало столько же компаний, сколько за весь 2021 год. Очевидно, что огромную роль здесь сыграло начало СВО и опасность дальнейшего нахождения за границей для любого российского капитала, в том числе участвующего в иностранных организациях. Министр подчеркнул, что именно САРы являются ключевым инструментом для возвращения бизнеса. Более того, с начала года был усовершенствован и упрощен механизм переезда, так как он происходит, как правило, из недружественных стран, при полном «несодействии» последних и возможен даже по копиям документов для быстрого последующего возобновления деятельности компании в России с наименьшим простоем и соответствующими потерями.

Также, по словам министра, зафиксирован рост спроса на членство в российских САР: 26 компаний уже перенесли свою деятельность в Россию, 16 компаний подали документы, еще 30 - заявки. При этом каждая такая компания (а это в основном головные структуры крупных холдингов) и их успешный и быстрый переезд в Россию означают сохранение стабильности, ра-

5 О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний): Федеральный закон [от 03.08.2018 № 294-ФЗ] // СЗ РФ. 2018. № 32. Часть I. Ст. 5087.

6 О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части создания Российского открытого реестра судов в связи с принятием Федерального закона «О международных компаниях» и Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»: Федеральный закон [от 03.08.2018 № 296-ФЗ] // СЗ РФ. 2018. № 32. Часть I. Ст. 5089.

7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»: Федеральный закон [от 03.08.2018 № 295-ФЗ] // СЗ РФ. 2018. № 32. Часть I. Ст. 5088.

бочих мест и продолжение осуществления ими инвестиционной деятельности8.

Получается, что теперь наблюдается процесс, обратный вывозу капитала. Для любого бизнеса даже с минимальным участием российского капитала перспектив развития за границей нет, а вот перспектива лишиться всего довольно велика. Внезапно, в пику бытовавшему с девяностых годов мнению об иностранных райских кущах, оказалось, что дома безопаснее.

По словам заместителя министра экономического развития, были сняты все географические ограничения на перемещение иностранного бизнеса в Российскую Федерацию, был закреплен его «транзит». Правовой статус и режим САР развивается, становится более привлекательным, «при необходимости будет и дальше точечно донастраиваться»9. Увеличение количества компаний, зарегистрированных в САР, подтверждает то, что подобные особые районы можно назвать состоявшимся эффективным инструментом для улучшения инвестиционного климата в стране, особенно в сложившихся тяжелых политических и экономических условиях.

Специальные районы на российских островах позволяют осуществить переезд компании с сохранением ее организационно-правовой формы, структуры, активов, т. е. редомициляцию в целях сохранения бизнеса в кратчайшие сроки с минимальными затратами и при отсутствии административных барьеров.

В этом может быть заинтересован и чисто иностранный капитал, особенно учитывая право на конфиденциальность информации о резидентах САР. Не секрет, что многие иностранные компании вынуждены сворачивать свой высокодоходный бизнес в России и покидать перспективный рынок, неся огромные потери, из-за незаконного и беспрецедентного давления со стороны своих государств, проводящих агрессивную антироссийскую политику.

8 Максим Решетников сообщил о регистрации 26 новых компаний в специальных административных районах РФ за 5 месяцев 2022 года // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy. gov.ru/material/news/maksim_reshetnikov_soobshchil_o_registracii_26_ novyh_kompaniy_v_specialnyh_administrativnyh_rayonah_rf_za_5_ mesyacev_2022_goda.html (дата обращения 20 сентября 2022).

9 В калининградский САР переехала холдинговая структура Совком-банка // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy. gov.ru/material/news/v_kaliningradskiy_sar_pereehala_holdingovaya_ struktura_sovkombanka.html (дата обращения 18 октября 2022).

Так, в порядке редомициляции переехала в Россию из Люксембурга Международная компания АО «Совко Капитал Партнерс», владеющая контрольным пакетом ПАО «Совкомбанк». По словам Председателя правления ПАО «Совкомбанк» Дмитрия Гусева, акционеры приняли решение перевести холдинговую компанию в российскую юрисдикцию, как только была сформирована нормативная база и разработан простой и быстрый механизм «переезда». Теперь компания зарегистрирована на острове Октябрьский в Калининградской области.

Регистрацию на территории особых районов осуществляют управляющие компании САР, а именно на острове Русский это АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» и АО «Корпорация развития Калининградской области» на острове Октябрьский.

Именно эти две корпорации осуществляют регистрацию компаний, желающих стать резидентами САР и, соответственно, отвечающих всем требованиям, предъявляемым потенциальным резидентам.

Какие же возможности становятся доступны для иностранных компаний, желающих переехать в Россию?

Во-первых, они могут продолжать применять иностранные правовые нормы, которыми руководствовались в своей деятельности до переезда. Однако применять их они могут лишь до конца 2038 г., а именно до 1 января 2039 г. Впрочем, учитывая, что сейчас лишь 2022 г., у компаний, сменивших «местожительство», еще более 15 лет впереди для того, чтобы перестроить свою деятельность в соответствии с российским законодательством. При этом ограничение действует лишь в отношении международных компаний, что касается общественно полезных и международных личных фондов, то они имеют возможность применять иностранные правовые нормы бессрочно.

Во-вторых, иностранные компании-резиденты САР могут выражать номинал своих акций не в рублях, а в иностранной валюте.

В-третьих, пользоваться при голосовании акционеров услугами иностранного регистратора, а также организовывать их общее собрание по правилам этого регистратора.

В-четвертых, пользоваться услугами иностранных организаций для открытия лицевого счета иностранного номинального держателя акций.

В-пятых, компании, переехавшие в порядке редомициляции на острова Русский и Октябрьский, имеют возможность обратиться в иностранное арбитражное учреждение или в постоянно действую-

щее арбитражное учреждении10 в случае возникновения каких-либо корпоративных разногласий.

В-шестых, компанией может использоваться международный стандарт финансовой отчетности (МСФО/ТБИБ), если его цели использования законны. Однако в государственные органы, например налоговые, отчетность необходимо представлять в соответствии с российскими требованиями.

В-седьмых, для компаний-резидентов САР, признанных международными холдинговыми компаниями, а также для тех компаний, которые владеют воздушными или водными судами, российским налоговым законодательством предусмотрены некоторые особенности налогообложения.

Что касается статуса валютного резидента или нерезидента, то международные компании, базирующиеся в САР, по российскому валютному законодательству сохраняют статус нерези-дентов11.

Не каждая иностранная компания может претендовать на возможность переезда в специальный район. Такой возможности не имеют:

- кредитные организации;

- некредитные финансовые организации;

- бюро кредитных историй;

- кредитные рейтинговые агентства;

- актуарии;

- операторы платежных систем;

- операторы услуг платежной инфраструктуры.

Остальные потенциальные резиденты САР должны соответствовать предъявляемым законом требованиям.

Иностранная компания должна быть создана/зарегистрирована до 1 марта 2022 г. в соответствии с правом страны, где это было осуществлено (личный закон юрлица)12.

Также компания обязывается в течение одного года осуществить инвестиции на территории страны в размере 50 млн руб. или более. Это могут быть как капитальные вложения, так и вло-

10 Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации: Федеральный закон [от 29.12.2015 № 382-ФЗ] // СЗ РФ. 2016. № 1. Часть I. Ст. 2.

11 О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон [от 10.12.2003 № 173-ФЗ] // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

12 Статья 1202. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [от 26.11.2001 № 146-ФЗ] // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.

жения в российские юрлица. Данное обязательство оформляется в простой письменной форме13.

Иностранная компания, претендующая на переезд, должна подать заявку на заключение договора об осуществлении деятельности в качестве участника САР в управляющую компанию (УК) выбранного района.

Важным моментом для претендента является членство страны, из которой происходит переезд иностранной компании, в ФАТФ либо в региональной группе по ее типу. После попадания Российской Федерации в 2000 г. в черный список Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), чему предшествовало и послужило причиной беззаконие пресловутых девяностых годов, к вопросу легализации денежных средств14 в нашей стране стали относиться гораздо внимательнее.

В целом требования, предъявляемые к компаниям, претендующим на статус участника САР, можно разделить на две группы. Первая группа требований относится к международным компаниям, они были рассмотрены выше. Вторая же группа требований относится к международным фондам, как общественно полезным, так и личным.

Международный общественно полезный фонд должен быть унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной зарубежным юрлицом или же российским юрлицом, уже являющимся резидентом САР. При этом в качестве учредителя физическое лицо выступать НЕ может.

Единственной целью создания данного фонда может быть осуществление функций, не носящих коммерческий характер. Также эта цель не должна противоречить российскому публичному по-рядку15. Что касается балансовой стоимости активов учредителя фонда, то они должны быть не менее 500 млн руб.

Что касается международных личных фондов, то это должна быть унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, созданная с целью управления переданным имуществом на определенных условиях. Цель не должна противоречить российскому публичному порядку. Инкорпорацию такого

13 Статья 160. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [от 30.11.1994 № 51-ФЗ] // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

14 О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон [от 07.08.2001 № 115-ФЗ] // СЗ РФ. 2001. № 33. Часть I. Ст. 3418.

15 Статья 1193. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [от 26.11.2001 № 146-ФЗ] // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.

фонда возможно осуществить при условии, что наследственное дело учредителя может быть открыто в России. Стоимость активов международного личного фонда должна составлять не менее 5 млрд руб.

Требования о подаче заявки на участие в УК и необходимость членства страны регистрации фондов в ФАТФ или региональной группе по ее типу сохраняются.

Выше уже упоминалось, что регистрация участников САР осуществляется их УК, акционерными обществами «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» и «Корпорация развития Калининградской области» соответственно.

Регистрация нового участника специального района возможна путем изменения личного закона юридического лица вследствие перехода его из одной национальной юрисдикции в другую без утраты последним правосубъектности (редомициляция) либо с помощью принятия решения о создании компании в соответствии с законодательством определенной юрисдикции (инкорпорация). Первый способ актуален для международных компаний и международных личных и общественно полезных фондов, второй только для международных общественно полезных и личных фондов.

В целом порядок приобретения статуса участника САР выглядит следующим образом.

Заинтересованное лицо обращается с заявкой в УК выбранного района с необходимым пакетом документов. Управляющая компания в течение двух рабочих дней принимает решение о приеме документов либо отказе в нем. В первом случае документы направляются в регистрирующий орган, Банк России. Государственная регистрация осуществляется в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения документов от УК.

После получения статуса международной компании или международного фонда юрлицо должно быть исключено из реестра иностранных юридических лиц в течение двух лет.

Все документы, предоставляемые иностранным лицом, должны быть выданы уполномоченными органами других государств, легализованы и содержать апостиль. К документам на иностранных языках должны прилагаться нотариально заверенные переводы на русский, корпоративные документы должны быть подписаны уполномоченными на то лицами.

В современных сложных экономических условиях на САР возлагаются большие надежды как на эффективный инструмент формирования благоприятных финансовых и административных условий для сохранения и развития бизнеса, а также стабилизации инвестиционной активности.

Литература

Молчанова, Кутовой 2022 - Молчанова А.А., Кутовой В.М. Новые инструменты коммуникации в бизнесе: конкурентоспособность, результативность и повышение эффективности работы компании // Наука и искусство управления / Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. 2022. № 1. С. 63-74. URL: https://doi. org/10.28995/2782-2222-2022-1-63-74

Reference

Molchanova, A.A. and Kutovoi, V.M. (2022), "New communication tools in business. Competitiveness, efficiency and improving the efficiency of the company", Science and Art of Management / Bulletin of the Institute of Economics, Management and Law of the Russian State University for the Humanities, no. 1, pp. 63-74. URL: https://doi.org/10.28995/2782-2222-2022-1-63-74

Информация об авторе

Валентина В. Самойлова, кандидат юридических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; [email protected]

Information about the author

Valentina V. Samoilova, Cand. of Sci. (Law), associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125047; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.