Научная статья на тему 'Правовой статус Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета в республике Казахстан'

Правовой статус Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета в республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахммжановa С. E.

Мацала республикалыц бюджетті орындау бойынша ец жогаргы царжы бацылау органына Қазацстан Peonyбликасыныц 'Республикалыц бюджеттің атцарылуын бацылау жөніндегі есеп комитеті тур алы ” Зацын жасау және цабылдау кезеңіне арналады. Автор Есеп комитетінің негізгі жетістіктерімен цызмет мәселелерін аъиып, оларды ьиешу жолдарын ұсынады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clause is devoted to the supreme body of the financial control over execution of the republican budget in Republic Kazakhstan at a development cycle and acceptances of the Law of Republic Kazakhstan "On Accounting committee under the control over execution of the republican budget". The author opens the basic achievements, problems of activity of Accounting committee and offers ways of their decisions.

Текст научной работы на тему «Правовой статус Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета в республике Казахстан»

Рахымжанова С.Е.,

младший научный сотрудник отдела законопроектных работ Института законодательства РК

ПРАВОВОЙ СТАТУС СЧЕТНОГО КОМИТЕТА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ

КАЗАХСТАН

В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан единственным высшим органом финансового контроля по исполнению республиканского бюджета в Республике Казахстан является Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. Счетный комитет был образован 19 апреля 1996 года Указом Президента Республики Казахстан "Об утверждении Положения о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета".

За 10 лет своего существования Счетным комитетом внесен большой вклад в развитие Казахстана. Так, отечественным органом финансового контроля проведено 1500 контрольных мероприятий, благодаря чему в казну возвращено свыше 7 миллиардов тенге. Активно участвуют ревизоры в законотворчестве и нормотворчестве, разработаны правила проведения финансовых проверок и кодекс этики работников финансового контроля. По предложениям Счетного комитета внесены изменения в ряд фискальных законов и 15 постановлений Правительства. В 2006 году доходы государственной казны по отношению к 1998-му выросли в семь раз и составили 1 493 миллиарда тенге. В настоящее время выполняются 120 инновационных проектов на сумму 2,7 миллиарда долларов.

Вместе с тем, стоит обратить внимание на тот факт, что в Национальном фонде, куда теперь перечисляются все прибыли от нефтедобычи, накоплено уже более 8 миллиардов долларов. Казахстан готовится вступить во Всемирную торговую организацию. В связи с данным шагом в республике нужно обеспечить режим наибольшего благоприятствования в торговле, максимально сохранив при этом систему государственной

поддержки сельского хозяйства и некоторых других отраслей1.

Помимо этого, Счетный комитет развивает и сферу международных отношений страны - представляет Казахстан в Международной организации высших органов финансового контроля

(ттам).

ЮТ08Л1 создана в 1953 году, ее членами выступают свыше 160 национальных высших контрольных органов всего мира. Органами ЮТ08Л1 являются Конгресс (высший орган), правление, генеральный секретариат и региональные рабочие группы. В Правление ЮТ08Л1 входят высшие контрольные органы 18 стран мира. До 2004 года руководил организацией председатель Правления аудита и инспекции Республики Корея, первый и второй заместители - президент Государственного офиса аудита Венгрии и президент Государственного аудиторского бюро Саудовской Аравии. Генеральным секретарем ГКТ08Л1 является президент Австрийского аудиторского суда со штаб квартирой в Вене, Австрия2. Членство в данной организации предполагает четкое соблюдение Лимской декларации руководящих принципов контроля о функциональной и организационной независимости.

Также Счетный комитет является членом Азиатской организации высших органов финансового контроля (Л808Л1), созданной в 1979 году.

Генеральный секретариат Л808Л1 находится в Дели, Индии, высшим органом является Ассамблея, проводимая один раз в три года. Членами данной организации являются высшие контрольные органы стран азиатско-тихоокеанского региона3.

Кроме того, Счетный комитет входит в состав Европейской организации высших органов фи-

нансового контроля (EURO SAI). Региональная организация создана в 1990 году. Генеральный секретариат EUROSAI находится в Мадриде, Испания. Высшим органом EUROSAI является Конгресс, проводимый один раз в 3 года. Членами EUROSAI являются высшие контрольные органы европейских стран4.

Председатель Счетного комитета в 2004 году возглавлял Совет руководителей высших органов финансового контроля государств-участников СНГ. Совет создан в ноябре 2000 года на совещании руководителей высших контрольно-ревизионных органов Содружества, принципиально важным итогом которого явилось признание необходимости укрепления взаимодействия высших органов финансового контроля в рамках СНГ. Основной формой деятельности Совета являются его сессии. Порядок подготовки и проведения сессий определяется регламентом Совета. Сессии проводятся не реже одного раза в год в государствах-участниках СНГ в соответствии с Положением о Совете5.

В целях расширения международных связей Счетным комитетом подписан ряд соглашений о сотрудничестве с:

- Высшим органом финансового контроля Исламской Республики Пакистан;

- Счетной палатой Российской Федерации;

- Комитетом государственного контроля Республики Беларусь;

- Правлением аудита и инспекции Республики Корея.

Международное сотрудничество способствует улучшению методов управления публичными финансовыми средствами и обеспечению прозрачности, проведению аудита эффективности бюджетных доходов и расходов, созданию и внедрению интегрированной информационной системы для менеджмента публичных финансовых средств, а также развитию адекватных административных качеств для предупреждения и эффективной борьбы с нарушениями и другими преступлениями, которые наносят ущерб национальным и международным фондам.

Как говорил председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин: "... нам есть чему поучиться у казахстанских коллег, которые в определенных вопросах продвинулись несколько дальше многих других государств СНГ, включая и Россию. Нашим казахстанским коллегам удалось добиться более полной реализации базовых принципов Лимской декларации INTO SAI. Счетный комитет наделен статусом

высшего органа государственного финансового контроля. Одновременно за ним законодательно закреплена функция осуществления внешнего государственного финансового контроля. В России многие из этих системных правовых вопросов не нашли своего окончательного решения..."6.

Однако по экспертной оценке специалистов ГКТ08Л1, высший орган финансового контроля Казахстана обладает недостаточной степенью независимости, указанной во второй главе Лимской декларации руководящих принципов контроля7, для эффективного выполнения возложенных на него функций. Как отметил председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев, это связано с тем, что:

Во-первых, деятельность Счетного комитета подконтрольна любому контрольно-надзорному государственному органу;

Во-вторых, обязательство Счетного комитета согласовывать заявку на финансирование с органами исполнительной власти;

В третьих, помимо Счетного комитета в стране полномочиями по осуществлению финансового контроля наделен Комитет финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов Республики Казахстан, полномочия которого дублируются с полномочиями Счетного комитета до 90 процентов8(!).

По этой причине и в целях реализации статьи 61 Конституции Республики Казахстан, согласно которой основы и организация деятельности государственных органов должны отражаться в законах Республики Казахстан, также по поручению Администрации Президента Республики Казахстан о рассмотрении возможности подготовки соответствующего законопроекта, Счетным комитетом разработан проект закона Республики Казахстан "О Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета". В законопроекте предполагается расширение полномочий Счетного комитета в соответствии с Лимской декларацией руководящих принципов контроля (следует отметить, что до этого действовало только "Положение о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета" от 5 августа 2002 года), в частности, на законодательном уровне закрепить полномочия и статус Счетного комитета, правовое положение работников Счетного комитета, основы организации и планирования работы, анализа результатов контрольных мероприятий и другие функциональные направления работы Счетного

комитета, не закрепленные в законодательных актах.

Таким образом, полагаем необходимым привести правовой статус Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета в соответствие с Лимской декларацией руководящих принципов контроля путем принятия нового закона о Счетном комитете, который позволит четко определить правовой статус и функциональную направленность Счетного комитета, как высшего органа государственного финансового контроля, осуществляющего внешний контроль за исполнением республиканского бюджета.

Также, для более эффективной работы Счетного комитета в дальнейшем считаем целесообразным рассмотреть возможность об образовании исследовательского центра при Счетном комитете. Во многих странах мира при высших органах финансового контроля созданы исследовательские центры, которые на основании изучения практики контрольной работы в своей стране и за рубежом разрабатывают методики, стандарты и предложения по совершенствованию контрольной деятельности. Например, если обратиться к международному опыту, в Канаде, функционирует институт исследований по контролю эффективности, в США - контрольно-исследовательский институт, в России - Институт системных исследований при Счетной палате9.

Вместе с тем, Счетная палата Республики Молдова для проведения проверок и экспертиз может обратиться за помощью к высококвалифи-

цированным специалистам в различных отраслях. В этой связи Счетная палата Республики Молдова заключила договоры о сотрудничестве с Академией экономических знаний Молдовы, Государственным университетом Молдовы и Международным свободным университетом Молдовы10.

В завершение хотелось бы процитировать слова председателя правления ИНТОСАИ, президента Офиса государственного аудита Венгрии Ар-пада Ковача, высказанные на международной научно-практической конференции "Роль высших органов финансового контроля в обеспечении прозрачности и эффективности управления государственными финансовыми ресурсами", посвященной 10-летнему юбилею Счетного комитета РК: "Казахстан чрезвычайно популярен на международной арене в силу своего динамичного развития и экономического роста. Перед республикой встают все новые и новые серьезные задачи, и роль Счетного комитета в их решении усиливается. Ваша республика - очень открытая страна, и для нее очень важно расширять сотрудничество с другими странами. Мировое сообщество высоко ценит экономические и демократические реформы в Казахстане и готово оказать ему всяческую помощь для сохранения прогрессивных тенденций. Подходы к осуществлению финансового контроля в разных государствах идентичны. Если Казахстан сможет внедрить общепринятые стандарты в этой сфере, то намного быстрее интегрируется в мировую экономику и окажется в когорте высокоразвитых стран. "11.

1http://www.kazpravda.kz/print.php?chapter= 1145646050 - "И госактив останется активом";

2http .'//www.intosai.org/en/portal/ - International Organization of Supreme Audit Institutions; http://www.ach.gov.kg/ international_1.html - Счетная палата Кыргызской Республики; 3http://www.asosai.org/ - Asian Organisation of Supreme Audit Institutions;

4http://www.eurosai.org/rus/ - Веб-сайт Организации высших органов финансового контроля Европы; 5http://www.ach.gov.kg/international_4.html - Международная деятельность - Совет руководителей высших органов финансового контроля государств-участников СНГ;

6Интервью с председателем Счетной палаты Российской Федерации Сергеем Степашиным в газете "Казахстанская правда"№256 (25227), журналист Асель Кусаинова;

7"Лимская декларация руководящих принципов контроля", принятая IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году.

8www.souz-atameken.kz/rus/trubuna/?cid=0&rid=3604 - "Расставить правильно приоритеты " - интервью с председателем Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омарханом Оксикбаевым в газете "Казахстанская правда";

9www.gazeta.kz/art.asp?aid=60126 - "Спикер Мажилиса недоволен качеством законопроектов" - мнение председателя Мажилиса Урала Мухамеджанова на Международной научно-практической конференции "Перспективы казахстанского парламентаризма как важнейшего института демократизации и устойчивого развития страны"; 10http://www.ccrm.md/ru/despre/istoric.php - О Счетной палате Республики Молдова;

11http://www.kazpravda.kz/print.php?chapter= 1145646050 - "И госактив останется активом".

1. Нормативные правовые акты:

1) Указ Президента Республики Казахстан "Об утверждении Положения о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета" от 19 апреля 1996 г. (утратил силу);

2) Указ Президента Республики Казахстан "Об утверждении Положения о Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета" от 5 августа 2002 года;

3) "Бюджетный кодекс Республики Казахстан" от 24 апреля 2004 года;

4) Концепция проекта Закона Республики Казахстан "О Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета";

5) Проект Закона Республики Казахстан "О Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета";

6) Концепция проекта Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные Республики Казахстан акты по вопросам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета";

7) Постановление Правительства Республики Казахстан "О подписании Соглашения между Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан и Высшим органом финансового контроля Исламской Республики Пакистан об обмене опытом и сотрудничестве" от 29 января 2004 года;

8) Постановление Правительства Республики Казахстан "О подписании Соглашения о сотрудничестве между Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан и Счетной палатой Российской Федерации" от 30 ноября 2004 года;

9) Постановление Правительства Республики Казахстан "О подписании Соглашения о сотрудничестве между Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь" от 30 декабря 2004 года;

10) Постановление Правительства Республики Казахстан "О подписании Соглашения о сотрудничестве между Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан и Правлением аудита и инспекции Республики Корея" от 19 января 2005 года;

11) "Лимская декларация руководящих принципов контроля", принятая IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году.

2. Электронные сайты:

1) www.esep.kz - официальный сайт Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

2) www.kazpravda.kz/print.php?charter= 1125179816&ar=true - "Объективность и достоверность оценки" - Алтай Зейнельгабдин, член Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

3) www.souz-atameken.kz/rus/trubuna/?cid= 0&rid=3604 - "Расставить правильно приоритеты" - интервью с председателем Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омарханом Оксикбаевым в газете "Казахстанская правда";

4) www.gazeta.kz/art.asp?aid=60126 - "Спикер Мажилиса недоволен качеством законопроектов" - мнение председателя Мажилиса Урала Мухамеджанова на Международной научно-практической конференции "Перспективы казахстанского парламентаризма как важнейшего института демократизации и устойчивого развития страны";

5) http://dyachenko.academy.kz/scientific3.htm - "Роль Парламента в повышении эффективности контроля за использованием средств государственного бюджета" - выступление С.А. Дьяченко на международной научно-практической конференции "Аудит эффективности: теоретические и практические аспекты внедрения";

6) http://www.kazpravda.kz/print.php?chapter= 1145646050 - "И госактив останется активом";

7) http://www.ach.gov.kg/international1.html - Счетная палата Кыргызской Республики;

8) http://www.ccrm.md/ru/despre/istoric.php - О Счетной палате Республики Молдова;

9) http://www.intosai.org/en/portal/ - International Organization of Supreme Audit Institutions;

10) http://www.asosai.org/ - Asian Organisation of Supreme Audit Institutions;

11) http://www.eurosai.org/rus/ - Веб-сайт Организации высших органов финансового контроля Европы;

12) http://www.ach.gov.kg/international_4.html - Международная деятельность - Совет руководителей высших органов финансового контроля государств-участников СНГ.

3. Газеты и журналы:

1) Интервью с председателем Счетной палаты Российской Федерации Сергеем Степашиным в газете "Казахстанская правда"№256 (25227), журналист Асель Кусаинова;

2) Интервью с членом Счетного комитета, доктором экономических наук Алтаем Зейнельгабдином в газете "Бизнес & власть"№40 (057), журналист ДаниярМусаев.

*****

Мацала республикалъщ бюджетт! орындау бойынша ец жогаргы царжы бацылау органына К,азацстан Республикасыныц "Республикалъщ бюджеттщ атцарылуын бацылау жвнтдегг есеп KOMumemi туралы " Зацын жасау жэне цабылдау кезецше арналады. Автор Есеп комитетШц ueziezi жет1ст1ктер1мен цызмет мэселелерт ашып, оларды шешу жолдарын усынады.

Clause is devoted to the supreme body of the financial control over execution of the republican budget in Republic Kazakhstan at a development cycle and acceptances of the Law of Republic Kazakhstan "On Accounting committee under the control over execution of the republican budget". The author opens the basic achievements, problems of activity of Accounting committee and offers ways of their decisions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.