Научная статья на тему 'Правовой статус руководителей научных организаций в сфере трудовых отношений'

Правовой статус руководителей научных организаций в сфере трудовых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
340
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научный работник / руководитель научной организации / трудовые права и обязанности. / scientific worker / head scientific organization / labor rights and duties

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комаров Сергей Александрович, Скачкова Галина Семеновна

В статье рассмотрены вопросы о правовом регулировании труда научных работников с применением как общих, так и специальных правовых норм. Особо выделен вопрос о трудоправовом статусе руководителей научных организаций. Высказано предложение о необходимости принятия федерального закона о статусе научного работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Комаров Сергей Александрович, Скачкова Галина Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal status of heads of scientific organizations labour relations

In the article the questions of legal regulation of work of scientists with the use of both General and special legal norms. Highlighted the issue of laborlegal status of heads of scientific organizations. Suggested the need for the adoption of the Federal law on the status of the scientific worker.

Текст научной работы на тему «Правовой статус руководителей научных организаций в сфере трудовых отношений»

УДК 349.2

DOI 10.24411/2078-5356-2018-10327

Комаров Сергей Александрович Sergey A. Komarov

доктор юридических наук, профессор, научный руководитель Юридический институт (199106, Санкт-Петербург, ул. Гаванская, 3); заведующий кафедрой теории и истории государства и права

Московский международный университет (125040, Москва, Ленинградский проспект, 17)

doctor of sciences (law), professor, scientific director

Legal institute (3 Gavanskaya st., St. Petersburg, Russian Federation, 199106); head of department of theory and history of state and law

Moscow international university (17 Leningradsky av., Moscow, Russian Federation, 125040) E-mail: [email protected]

Скачкова Галина Семеновна Galina S. Skachkova

доктор юридических наук, профессор, заведующая сектором трудового права и права социального обеспечения

Институт государства и права Российской академии наук (119019, Москва, ул. Знаменка, 10)

doctor of sciences (law), professor, head of the sector of labour law and social security law Institute of state and law, Russian academy of sciences (10 Znamenka st., Moscow, Russian Federation, 119019)

Е-mail: [email protected]

Правовой статус руководителей научных организаций в сфере трудовых отношений

The legal status of heads of scientific organizations labour relations

В статье рассмотрены вопросы о правовом регулировании труда научных работников с применением как общих, так и специальных правовых норм. Особо выделен вопрос о трудоправовом статусе руководителей научных организаций. Высказано предложение о необходимости принятия федерального закона о статусе научного работника.

In the article the questions of legal regulation of work of scientists with the use of both General and special legal norms. Highlighted the issue of laborlegal status of heads of scientific organizations. Suggested the need for the adoption of the Federal law on the status of the scientific worker.

Ключевые слова: научный работник, руководитель научной организации, трудовые права и обязанности.

Keywords: scientific worker, head scientific organization, labor rights and duties.

© Комаров С.А., Скачкова Г.С., 2018

Правовой статус лиц, занятых в сфере науки, находит свое отражение в различной нормативно-правовой базе, основой которой являются международные документы, в частности: Декларация прав научных работников (1969 г.); Декларация прав и обязанностей ученых (1990 г.); Рекомендация ЮНЕСКО «О статусе научно-исследовательских работников» (1974 г.) и др.

Законодательство России в этой области представлено, прежде всего, Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [1] (далее - Закон РФ о науке), содержащим понятие научного работника. Согласно пункту 1 статьи 4 данного закона «научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью» [1].

Более полное определение понятия научного работника (сотрудника) содержится в Модельном законе СНГ от 25 ноября 2008 года «О статусе ученого и научного работника» [2] (далее - Модельный закон СНГ о науке).

В статье 2 данного закона сказано: научный работник (сотрудник) - ученый, имеющий соответствующую квалификацию, подтвержденную результатами аттестации, осуществляющий на основании индивидуального трудового договора с нанимателем профессиональную научную работу или научно-техническую деятельность на условиях постоянной занятости или совместительства на условиях, установленных трудовым договором (контрактом), должностной инструкцией или квалификационными требованиями [2].

Нельзя не заметить, что, в отличие от Модельного закона СНГ о науке, понятие «научный работник» не указано в статье 2 Закона РФ о науке в числе основных используемых в нем понятий. Некоторые отличия имеются также в определении самих понятий научного работника и его наименования.

Правовой статус научных работников в РФ в определенной мере закреплен в статье 10 Федерального закона от 18 сентября 2013 года № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3], а также в статье 50 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании» [4].

Дополнительные права и обязанности научных работников предусматриваются в уставах научно-исследовательских организаций,

например, в Уставе Российской академии наук (РАН) [5].

В пункте 3 статьи 3 Модельного закона СНГ о науке указано на то, что «статус научного работника определяется действующими законами о науке, трудовым законодательством, условиями коллективных договоров и соглашений, заключаемых работодателем с профсоюзом работников науки, членом которого является научный работник, а также условиями трудовых договоров (контрактов) и требованиями устава организации-нанимателя» [2].

Что касается должностей научных работников, то согласно пункту 1 части 2 статьи 4 Закона РФ о науке «должности научных работников предусматриваются в научных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также в иных организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность» [1].

Права и обязанности научного работника, изложенные в пунктах 6-9 статьи 4 Закона РФ о науке и статье 5 Модельного закона СНГ о науке, характеризуют в целом его общий правовой статус, «комплексно регулируемый различными институтами и отраслями законодательства: трудовым, гражданским, административным» [6, с. 152].

Поэтому, как отмечается в литературе, «права, которыми наделены научные работники, можно классифицировать по различным критериям, одним из которых может являться содержание правомочия» [7, с. 104]. Ряд таких правомочий, предусмотренных в статье 4 Закона РФ о науке, непосредственно связан с трудовой деятельностью научных работников, чьи основные трудовые права и обязанности закреплены в статье 21 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 года [8] (далее - Трудовой кодекс РФ).

Регулирование процесса труда научных работников наряду с применением общих норм трудового права имеет некоторые особенности, обусловленные как сферой научной и научно-технической деятельности, в которой трудится научный работник, так и спецификой содержания трудовой функции.

Введение в Трудовой кодекс РФ главы 52.1 «Особенности регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей» [9], установившей особенности заключения трудового договора путем замещения соответствующих должностей по конкурсу, а также проведения аттестации

(ст. 336.1), свидетельствует о дифференцированном подходе к регулированию в целом труда научных работников.

Вместе с тем приведенный выше перечень документов позволяет согласиться с высказываемым в литературе мнением, что «нормативно-правовое регулирование науки в нашей стране пока еще не представляет собой полноценной системы из-за несогласованности, декларативности и т. д.» [10, с. 65].

Об этом свидетельствуют и возникающие на практике время от времени вопросы относительно правового статуса руководителей научных организаций РАН: являются ли они научными работниками и можно ли их отнести к государственным служащим?

Как известно, основы правового статуса государственных служащих установлены Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [11], определяющим в статье 2 перечень существующих видов государственной службы, одной из которых является государственная гражданская служба.

Статья 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [12] устанавливает ее деление на федеральную государственную гражданскую службу, регулируемую федеральным законодательством, и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

В статье 10 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» выделены две категории государственных служащих:

- федеральные государственные служащие - граждане, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающие денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета;

- государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации - граждане, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающие денежное содержание (вознаграждение), как правило, за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов

Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В статье 9 «Классификация должностей гражданской службы» данного закона в числе должностей руководителей названы должности:

- руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений;

- руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

- руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 года № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» [13] содержит в 26 разделах Реестра перечни должностей в государственных органах, федеральных органах исполнительной власти и представительствах государственных органов, а также в их структурных подразделениях: в перечнях отсутствуют должности руководителей научных организаций РАН.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Например, в соответствии с Законом города Москвы от 26 января 2005 года № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» [14] принят Указ мэра г. Москвы от 31 марта 2005 года № 20-УМ «О Реестре должностей государственной гражданской службы города Москвы» [15].

Реестр включает в себя обобщенные наименования должностей государственной гражданской службы города Москвы, классифицированные по органам государственной власти города Москвы и их аппаратам, иным государственным органам, образованным в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом города Москвы и иными законами города Москвы, категориям и группам. В Реестре отсутствуют должности руководителей научных организаций РАН.

Таким образом, руководители научных организаций РАН не относятся ни к федеральным

государственным служащим, ни к государственным гражданским служащим города Москвы.

Поэтому положения Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» к указанным выше лицам не применимы.

В отношении руководителей научных организаций РАН действуют не только приведенные ранее законы о научной деятельности, но и иные нормативные правовые акты применительно к деятельности РАН.

Трудоправовой статус руководителей научных организаций РАН определяется, прежде всего, Трудовым кодексом РФ, содержащим как общие, так и специальные нормы о труде указанных лиц в главе 52.1 «Особенности регулирования труда научных работников».

Дополнительные особенности регулирования труда установлены статьями 336.2 и 336.3 Трудового кодекса РФ относительно руководителя научной организации и его заместителей в государственных или муниципальных научных организациях.

Эти особенности заключаются в установлении указанным лицам возрастных ограничений (65 лет) для пребывания в должности с возможностью продления на определенных условиях срока работы до достижения ими возраста 70 лет (ст. 336.2 ТК РФ). Согласно статье 336.3 достижение этими лицами предельного возраста для замещения соответствующей должности является дополнительным основанием прекращения трудового договора в соответствии со статьей 336.2 Трудового кодекса РФ.

При характеристике трудоправового статуса руководителя научной организации следует назвать также Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года № 37 [16].

В этом Справочнике содержится раздел II «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях».

В части 1 раздела выделены должности руководящих, научных и инженерно-технических работников, общие для научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций, которых относительно требований к их квалификации объединяет наличие научных трудов и ученой степени.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), принятый постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 367 [17], содержит подгруппу 12 «Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб)». К этой подгруппе относятся руководители, имеющие в непосредственном подчинении не менее двух заместителей. Руководителей учреждений, организаций и предприятий включает в себя базовая группа 1210.

На системное законодательное закрепление правового статуса научных работников был направлен законопроект РАН «О статусе научного работника» (2012 г.) [18], к сожалению, так и не принятый. В статье 13 законопроекта содержался перечень должностей научных работников научных организаций, их филиалов, отделений и т. д.

В их числе были перечислены руководители (президент, генеральный директор, генеральный конструктор, директор, научный руководитель) научной организации (учреждения) и заместители руководителя научных организаций; руководитель (заведующий) и заместители руководителя (заведующего) научного подразделения (центра, отдела, лаборатории, сектора, бюро, группы).

Разработан был данный законопроект на основе Модельного закона СНГ о науке, в статье 13 которого есть подобный перечень, а также Закона Республики Туркменистан от 15 августа 2009 года № 52-М «О статусе научного работника» [19].

Данный закон содержит не только понятие «научный работник» и круг лиц, к нему приравненных, но и закрепляет его правовой статус как положение научного работника в Туркменистане, который «определяется:

- государственной оценкой уровня его компетентности, ответственного, творческого и эффективного исполнения им функциональных обязанностей при выполнении задач научной деятельности;

- социальной защитой научного работника со стороны государства, характеризуемой предоставлением ему необходимых правовых гарантий и условий для плодотворной работы, материальных и моральных стимулов, направленных на успешное достижение целей и задач, которые ставит перед ним государство».

Полагаем, что принятие подобного закона в РФ свидетельствовало бы о развитии российского законодательства в сфере науки, позволяя тем самым более полно реализовать права и обязанности научных работников в сфере труда, в том числе и руководителей научных организаций.

Примечания

Notes

2002.

кодекс закон

1. Собрание законодательства РФ. 1996. № 35, ст. 4137.

2. Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2009. № 43. С. 337-358.

3. Собрание законодательства РФ. 2013. № 39, ст. 4883.

4. Собрание законодательства РФ. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7598.

5. Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук»: постановление Правительства РФ от 27 июня 2014 г. № 589 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 27, ст. 3771.

6. Гордеева И.А., Филь М.М. Право и реформирование науки. Проблемы и решения. М.: Новая Правовая культура, 2005.

7. Бочарников Д.А. Специфика научной деятельности как основание дифференциации правового регулирования трудовых отношений научных работников // Журнал российского права. 2014. № 2.

8. Собрание законодательства РФ. № 1,ч. 1, ст. 3.

9. О внесении изменений в Трудовой Российской Федерации и Федеральный «О науке и государственной научно-технической политике» в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей: федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 443-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 52, ч. 1, ст. 7554.

10. Усанов В.Е. Модернизация системы науки в Российской Федерации: тенденции и перспективы // Образование и право. 2011. № 11.

11. Собрание законодательства № 22, ст. 2063.

12. Собрание законодательства № 31, ст. 3215.

13. Собрание № 1, ст. 118.

14. Ведомости Московской городской Думы. 2005. № 3, ст. 3.

15. Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2005. 13 апреля. № 22.

16. Бюллетень Минтруда РФ. 1998. № 12.

17. Постановление Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 367. М.: ИПК Издательство стандартов, 1995.

18. Законопроект РАН «О статусе научного работника» (2012 год). URL: http://forest.akadem.ru/ Status.doc (дата обращения: 25.07.2017).

19. О статусе научного работника: закон Туркменистана от 15 августа 2009 г. // Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2009. № 3, ст. 53.

РФ. 2003.

РФ. 2004.

законодательства РФ. 2006.

1. Collection of legislative acts of the RF, 1996, no. 35, art. 4137. (In Russ.)

2. Newsletter. Inter-parliamentary Assembly of the States members of the Commonwealth of Independent States, 2009, no. 43, pp. 337-358. (In Russ.)

3. Collection of legislative acts of the RF, 2013, no. 39, art. 4883. (In Russ.)

4. Collection of legislative acts of the RF, 2012, no. 53, part 1, art. 7598. (In Russ.)

5. On approval of the Charter of the Federal state budgetary institution «Russian academy of sciences»: decree of the Government of the Russian Federation of June 27, 2014 no. 589. Collection of legislative acts of the RF, 2014, no. 27, art. 3771. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Gordeeva I.A., Fil M.M. Law and science reform. Problems and solutions. Moscow: New Legal culture Pabl., 2005. (In Russ.)

7. Bocharnikov D.A. Specificity of scientific activity as the basis of differentiation of legal regulation of labor relations of scientific workers. Journal of Russian law, 2014, no. 2. (In Russ.)

8. Collection of legislative acts of the RF, 2002, no. 1, part 1, art. 3. (In Russ.)

9. About modification of the Labor code of the Russian Federation and the Federal law «On science and the state scientific and technical policy» regarding improvement of mechanisms of regulation of work of scientists, heads of the scientific organizations, their deputies: the federal law of December 22, 2014 no. 443-FZ. Collection of legislative acts of the RF, 2014, no. 52, part 1, art. 7554. (In Russ.)

10. Usanov V.E. Modernization of the system of science in the Russian Federation: tendencies and perspectives. Education and law, 2011, no. 11. (In Russ.)

11. Collection of legislative acts of the RF, 2003, № 22, art. 2063. (In Russ.)

12. Collection of legislative acts of the RF, 2004, no. 31, art. 3215. (In Russ.)

13. Collection of legislative acts of the RF, 2006, no. 1, art. 118. (In Russ.)

14. Sheets of the Moscow city Duma, 2005, no. 3, art. 3. (In Russ.)

15. Bulletin of the Mayor and Government of Moscow, 2005, April 13, no. 22. (In Russ.)

16. Bulletin of the Ministry of labor, 1998, no. 12. (In Russ.)

17. Resolution of the state standard of the Russian Federation of December 26, 1994 no. 367. Moscow: IPK Publishing house of standards, 1995. (In Russ.)

18. RAS draft law «On the status of a researcher» (2012). URL: http://forest.akadem.ru/Status.doc (accessed 25.07.2017). (In Russ.)

19. About the status of the scientist: the law of Turkmenistan of August 15, 2009. Sheets of the Mejlis of Turkmenistan, 2009, no. 3, art. 53. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.