Научная статья на тему 'Правовой статус органов и должностных лиц, осуществляющих информационно-аналитическое обеспечение судебной деятельности'

Правовой статус органов и должностных лиц, осуществляющих информационно-аналитическое обеспечение судебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1473
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / RESEARCH AND INFORMATION PROVISION / СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / JUDICIAL ACTIVITY / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INFORMATIZATION IN JUDICIAL ACTIVITY / РЕСУРСНАЯ ПОДДЕРЖКА / RESOURCE SUPPORT / УПРАВЛЕНИЕ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА / MANAGEMENT OF THE JUDICIAL DEPARTMENT / АДМИНИСТРАТОР СУДА / ADMINISTRATOR OF COURT / СТАТИСТИКА / STATISTICS / ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / OFFICE WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Разяпова Лилия Миннуловна, Мордвинов Александр Вадимович, А

В статье рассматривается деятельность судебного департамента по прогнозированию и планированию финансовых средств для обеспечения деятельности судов. Исследуются полномочия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в сфере информационного обеспечения. Последовательно анализируются полномочия Генерального директора Судебного департамента, к которым относится представление интересов судебной системы в Правительстве России, федеральных органах исполнительной и законодательной власти при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента. Рассматривается роль в организации информационно-аналитического обеспечения судов Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF BODIES AND PUBLIC SERVANTS CARRYING OUT RESEARCH AND INFORMATION PROVISION OF JUDICIAL ACTIVITY

The article refers to the activity of judicial department on prediction and planning of financial assets to provide courts activity. Plenary powers of the judicial department are investigated at Supreme Court of the Russian Federation in the field of information support. Plenary powers of the General director of the Judicial department are consistently analyzed, in particular the presentation of interests of judicial system in Government of Russia, federal executive and legislative government bodies while resolving the questions related to the competence of the Judicial department. The authors examine the role of the Main department of legal support of courts activity in the organization of research and information provision of courts.

Текст научной работы на тему «Правовой статус органов и должностных лиц, осуществляющих информационно-аналитическое обеспечение судебной деятельности»

176

2015. Т. 25, вып. 6

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 343.1

Л.М. Разяпова, А.В. Мордвинов

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается деятельность судебного департамента по прогнозированию и планированию финансовых средств для обеспечения деятельности судов. Исследуются полномочия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в сфере информационного обеспечения. Последовательно анализируются полномочия Генерального директора Судебного департамента, к которым относится представление интересов судебной системы в Правительстве России, федеральных органах исполнительной и законодательной власти при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента. Рассматривается роль в организации информационно-аналитического обеспечения судов Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов.

Ключевые слова: информационно-аналитическое обеспечение, судебная деятельность, информатизация в судебной деятельности, ресурсная поддержка, управление Судебного департамента, администратор суда, статистика, делопроизводство.

С принятием Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»1 развитие информатизации в судебной деятельности пошло по двум основным направлениям: 1) передача функций по организационному обеспечению деятельности суда самому суду в полном объеме (поэтому пути пошла система арбитражных судов); 2) создание специализированного органа, входящего в судебную систему, подчиненного и подотчетного ей, но не связанного с осуществлением основной функции суда - защитой права.

Особое значение в становлении и функционировании судебной власти как обособленной структуры в системе государственного механизма приобретает деятельность таких органов и структур, как Судебный департамент при Верховном Суде РФ, институт председателей судов и администраторов судов, аппаратов судов. Их взаимодействие позволяет создать инфраструктуру автономного руководства деятельностью судов внутри самой судебной системы.

Таким образом, правовая организация информационно-аналитического обеспечения деятельности судов - это закрепленная нормами права система субъектов, призванные осуществлять организацию информационного обеспечения, их статус, включая взаимоотношения этих субъектов внутри и вне этой системы.

Законодателем определено, что Судебный департамент в настоящее время осуществляет прогнозирование и планирование финансовых средств на обеспечение деятельности судов, в том числе и по информационному обеспечению. Управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации совместно с председателями и администраторами судов анализируют и планируют потребности судов в ресурсной поддержке информационно-аналитического обеспечения и на основе прогнозируемых объемов финансовых затрат составляют ежегодную заявку. Проекты смет расходов на следующий финансовый год служат основой планирования мероприятий по информационному обеспечению. Регулирование в области информационно-аналитического обеспечения Судебный департамент и его территориальные органы осуществляют через отработку нормативно-методических актов, методических рекомендаций, документов и указаний. К основным нормативно-методическим документам относятся следующие: Инструкция по ведению фондов правовой информатизации, утвержденная приказом Судебного департамента от 26.01.2004 г. № 10; Ведомственный классификатор правовых актов, утвержденный приказом Судебного департамента от 09.10.2001 г. № 137; Табель форм статистической отчетности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, утвержденный приказом Судебного департамента от 10 июня 2002 г. № 66 с изменениями от 23.05.2003 г.; Инструкция по ведению судебной статистики, утвержденная приказом Судебного департамента от 02.06.04 г: № 82; Инструкция о

1 Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ // Российская газета. 1997. 6 янв.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2015. Т. 25, вып. 6

судебном делопроизводстве в районных (городских) судах, утвержденная приказом Судебного департамента от 29.04.2003 г. № 362 и др.

В сфере информационного обеспечения законодатель определил Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации следующие полномочия управления органами и учреждениями Судебного департамента: организации обеспечения судов и работников аппарата суда нормативными актами, юридической литературой и справочно-информационными материалами; организации разработки и внедрения программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, обеспечения информационно-правовой работы; осуществления работы по систематизации законодательства; ведения банка нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также общеправового рубрикатора законодательства; ведения судебной статистики; организации делопроизводства и работы архивов судов; разработки и представления в Правительство Российской Федерации предложений о финансировании судов. Таким образом, Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Федерации образуют систему Судебного департамента.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Генеральный директор имеет заместителей, которые, по его представлению, назначаются и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда РФ.

К важнейшим полномочиям Генерального директора Судебного департамента относится представление интересов судебной системы в Правительстве России, федеральных органах исполнительной и законодательной власти при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента. Генеральный директор Судебного департамента является председателем Коллегии Судебного департамента, в состав которой по должности входят его заместители, а также иные работники Судебного департамента. Члены Коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда РФ.

Основной задачей Коллегии Судебного департамента, образованной приказом Генерального директора от 19 марта 1999 г. № 31, является коллегиальное обсуждение и выработка принципиальных решений и рекомендаций по наиболее важным проблемам обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества по вопросам руководства Судебным департаментом и его учреждениями, определение направлений и форм взаимодействия с органами государственной власти и общественными объединениями в решении проблем, связанных с развитием и совершенствованием судебной системы, осуществлением судебной реформы.

В целях организации информационно-аналитического обеспечения судов в структуре Судебного департамента предусмотрено Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов, в которое входят отделы: систематизации законодательства; правовой информации; судебной статистики; организационный отдел; юридический отдел.

Отделы в центральном аппарате Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации несут основную нагрузку по планированию, организации и координации процесса информационно-аналитического обеспечения деятельности судов общей юрисдикции. Так, отдел судебной статистики Судебного департамента осуществляет как непосредственно, так и через соответствующие подразделения органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации следующие функции: с учетом изменения действующего законодательства, научных рекомендаций и практической потребности разрабатывает и представляет к утверждению Генеральному директору Судебного департамента в установленном порядке проекты форм ведомственной статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей и состоянии судимости; разрабатывает документы первичного статистического учета, инструктивные указания по их ведению и о порядке отражения учитываемых сведений в формах статистической отчетности; готовит проекты нормативных актов, методические рекомендации по вопросам ведения статистики и анализа статистических данных; составляет сводные статистические отчеты о результатах судебной деятельности, состоянии судимости по утвержденным формам; представляет Государственному комитету по статистике РФ сводные формы статистической отчетности по Российской Федерации; взаимодействует с соответствующими подразделениями Госкомстата России, МВД России, прокуратуры РФ по вопросам сопоставимости учетных показателей; руководит работой территориальных органов Судебного департамента, судов областного

2 Издание Судебного департамента при ВС РФ // Судебный департамент. Официальный сайт. URL: http://www.cdep.ru sa= t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd (дата обращения: 14.02.2015).

178

2015. Т. 25, вып. 6

Л.М. Разяпова, А.В. Мордвинов

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

звена по линии ведения судебной статистики, осуществляет контроль исполнения инструктивных указаний, оказывает практическую помощь в организации этой работы; контролирует и постоянно анализирует полноту, достоверность и своевременность представления статистической отчетности; обобщает и распространяет положительный опыт учетно-статистической работы, принимает участие в организации учета и разрабатывает программы повышения квалификации специалистов по статистике Судебного департамента и работников судов, занимающихся ведением первичного статистического учета; проводит анализы статистических данных, по результатам которых готовит обобщения, обзоры, информирует органы Судебного департамента и суды об основных показателях, характеризующих результаты судебной деятельности как в целом по Российской Федерации, так и по ее субъектам; в установленном порядке представляет статистические данные по запросам федеральных органов государственной власти и управления; оказывает необходимую помощь в ознакомлении с имеющимися статистическими данными сотрудников других подразделений Судебного департамента и Верховного Суда РФ, представителям правоохранительных органов, научным работникам; осуществляет обмен статистической информацией с Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции РФ и Генеральной прокуратурой РФ; является постановщиком задач на разработку программного обеспечения для ведения баз данных судебной статистики, сбора и обработки статистической информации; осуществляет централизованную настройку программного обеспечения для обработки форм статистической отчетности и ведения баз данных судимости в судах и органах Судебного департамента; консультирует по вопросам эксплуатации специализированных программных комплексов по ведению базы данных по судимости и формированию статистической отчетности.

Ключевым звеном системы Судебного департамента являются управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Федерации, которые подчинены Генеральному директору Судебного департамента и подотчетны советам судей субъектов Российской Федерации.

В управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в организационно-штатную структуру входит отдел по организационно-правовому обеспечению деятельности судов и институт администраторов, на которые функционально возложены полномочия по информационно-аналитическому обеспечению деятельности районных судов.

На институт администратора суда возложены функции по организации процесса информационного обеспечения судов общей юрисдикции: учет потребностей судей и работников аппарата суда в нормативно-правовых актах, юридической литературе, судебной практики и справочно-информационных материалах; составление заявки, согласованной с председателем суда, на приобретения изданий нормативно-правовых актов, юридической литературы; оформление подписки на официальные источники опубликования нормативно-правовых актов; контроль за своевременностью, комплектностью и качеством поставок подписных периодических изданий; организация и контроль работы аппарата суда, связанная с рассматриваемым видом деятельности; осуществление контроля за проведением работ по информатизации суда, поддержанием в рабочем состоянии автоматизированных рабочих мест, программного обеспечения, локальной вычислительной сети и каналов связи, выполнением мероприятий по обеспечению информационной безопасности; ведение судебной статистики, делопроизводства и работы архива суда и др.

Одним из важнейших условий надлежащего информационно-аналитического обеспечения деятельности суда является правильная постановка судебного делопроизводства. Единую систему доку-ментационного производства, обязательного для всех работников суда, устанавливает Инструкция по судебному делопроизводству в суде3.

Ответственный за делопроизводство, назначенный Председателем суда, обеспечивает его организацию в соответствии с названной Инструкцией и знакомит всех работников аппарата суда с нормативно-методическими документами по делопроизводству. Задачи и функции отдела делопроизводства, обязанности, права и ответственность начальника отдела делопроизводства регламентируются Положением об отделе делопроизводства, которое утверждается Председателем суда4. Обязанности, права и ответственность работников отдела делопроизводства определяются их должностными инструкциями, утверждаемыми Председателем суда5.

3 Издание Судебного департамента при ВС РФ: схемы // Судебный департамент. Официальный сайт. URL: http://www.cdep.rusa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd (дата обращения: 14.02.2015).

4 Там же.

5 Там же.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2015. Т. 25, вып. 6

Так, консультант суда по кодификации законодательства осуществляет ведение работы по подбору и систематизации законодательства; информирование сотрудников суда о действующем законодательстве и судебной практике; участвует в обобщении судебной практики; осуществляет учет и хранение нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и юридической литературы; ведет учёт контрольных экземпляров актов и систематические картотеки.

Консультант суда по информатизации осуществляет настройку компьютерной техники и программного обеспечения, апробацию и внедрение автоматизированных рабочих мест судей и работников аппарата суда; контролирует работу с компьютерными программами по делопроизводству в суде, судебной статистике, по ведению базы законодательства; проводит обучение судей и работников аппарата суда работе с компьютерной техникой и программным обеспечением.

Специалист по судебной статистике суда осуществляет выполнение работ по составлению форм первичного статистического учета и единовременных отчетов суда по формам и в сроки, установленные официальными органами; контроль и ввод данных форм первичного учета и форм статистической отчетности в персональный компьютер; проверку правильности полученных данных; контроль за правильностью заполнения и полнотой статистических карточек на подсудимого; составлению отчетов основных показателей работы судей; анализ и обобщение основных показателей работы суда.

Архивариус суда осуществляет приемку в архив уголовных и гражданских дел, исполнительных и надзорных производств и других материалов; систематизацию архивных материалов; ведение журналов выдачи и высылки дел; изготовление и выдачу копий судебных документов; подготовку и передачу дел на государственной хранение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что согласно правовому статусу институт администратора суда является основным связующим звеном между федеральными судами общей юрисдикции и системой Судебного департамента и призван реализовать задачу освобождения председателей судов от выполнения функций, не имеющих непосредственного отношения к осуществлению правосудия.

Поступила в редакцию 18.05.15

L.M. Razyapova, A. V. Mordvinov

LEGAL STATUS OF BODIES AND PUBLIC SERVANTS CARRYING OUT RESEARCH AND INFORMATION PROVISION OF JUDICIAL ACTIVITY

The article refers to the activity of judicial department on prediction and planning of financial assets to provide courts activity. Plenary powers of the judicial department are investigated at Supreme Court of the Russian Federation in the field of information support. Plenary powers of the General director of the Judicial department are consistently analyzed, in particular the presentation of interests of judicial system in Government of Russia, federal executive and legislative government bodies while resolving the questions related to the competence of the Judicial department. The authors examine the role of the Main department of legal support of courts activity in the organization of research and information provision of courts.

Keywords: research and information provision, judicial activity, informatization in judicial activity, resource support, management of the judicial department, administrator of court, statistics, office work.

Разяпова Лилия Миннуловна, мировой судья

Стерлитамакский районный суд

453126, Россия, г. Стерлитамак, ул. Вокзальная, 1

Мордвинов Александр Вадимович, аспирант

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул.Университетская, 1 (корп. 4)

Razyapova L.M., justice of the peace

Sterlitamak Court

Vokzalnaya st., 1, Sterlitamak, Russia, 453126

Mordvin A.V., postgraduate student Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 462034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.