LEGAL STATUS DOMESTIC AND FOREIGN LEGAL ENTITIES -PARTICIPANTS OF FOREIGN TRADE ACCORDING TO RUSSIAN LAW.
Abstract. This article describes the peculiarities of the legal status of domestic and foreign legal entities of foreign economic activity, respectively the Russian legislation.
Keywords: foreign legal entities, legal status, legal personality.
УДК 339.942
ПРАВОВОЙ СТАТУС ОФШОРНЫХ КОМПАНИЙ Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н., доцент
(e-mail: makarevichm@mail.ru) Саранчина Снежана Александровна, студент (e-mail: Snejok96@mail.ru)
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Институт «Торгово-экономический университет», г. Санкт-Петербург, Россия
В данной статье ставится задача рассмотреть характерные черты правового статуса офшорных компаний, являющихся участниками международных экономических отношений, обладающих специальным правовым статусом: льготным налоговым режимом, статусом нерезидента или льготным налоговым статусом резидента.
Ключевые слова: офшорные компании, офшорные зоны, правовой статус, нерезидент, резидент, регистрация бизнеса.
В целях стремления к минимизации любых финансовых рисков - преимущественно налоговых - владельцы компаний и лица, размышляющие о регистрации бизнеса, обращаются к офшорным зонам.
Офшорной зоной именуется страна или территория, предоставляющая наиболее выгодные условия для ведения бизнеса. Национальное законодательство данной страны или территории делает возможной регистрацию юридических лиц, занимающихся международным бизнесом, и предоставление льготного режима налогообложения.
Учреждение офшорных зон обеспечивает внушительную экономическую выгоду для государства:
1)Привлекает в национальную экономику иностранные капиталовложения;
2)Формирует для своего населения рабочие места;
3)Незначительные платежи, вносимые офшорными компаниями, составляют большую долю государственного бюджета.
Офшорные компании - юридические лица, зарегистрированные в офшорных зонах и наделенные особым правовым статусом.
Личный закон офшорной компании - законодательство офшорной зоны. Они привлекают незаконный бизнес по причине облегченного процесса регистрации; секретности касательно капиталов, вывозимых из других го-
сударств: анонимности данных о фактических владельцах; получении налоговых льгот.
Ряд развитых стран (Великобритания, Россия, США, Франция) принял национальные законы, усиливающие контроль над перемещением капиталов через границы. Приведенные меры принимаются для предупреждения подъема криминальной экономической деятельности в офшорах.
Борьба с незаконным бизнесом и конкуренцией также осуществляется посредством ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), где обозначены критерии «вредоносной налоговой практики».
Преобладающее большинство офшорных юрисдикций подписали положения ОЭСР по обмену налоговой информацией с развитыми странами, это сделало возможным избежать включения в «черный список» офшорных зон.
В 2001 г. была создана Международная организация по налогам и инвестициям (1Т10) противостоящая политике «двойных стандартов» ОЭСР. Она высказала мнение, что установленные ОЭСР требования должны быть равными как для офшорных юрисдикций, так и для государств-членов ОЭСР. В этом же году проводилось Совещание министров финансов ЕС, где говорилось об обмене информацией между странами о сомнительных сделках и о повышении прозрачности финансовых операций.
Таблица 1 «Характеристика офшорной компании»
№п/п Критерий Характеристика
1 местонахождение и место • нерезидент в стране регистра-
деятельности ции; • управление и контроль над пределами офшорной зоны; • коммерческая деятельность за пределами «налогового убежища» .
2 отношение к налогам и сбо- • освобождение от налогов и
рам осуществления выплаты ежегодного регистрационного сбора; • налоговые выплаты минимальны.
3 регистрация и руководство • упрощены;
компанией • применяется институт номинальных акционеров и директоров.
4 валютный контроль отсутствует
5 финансовая отчетность отчетность минимальна, аудиторские проверки не требуются.
6 анонимность информации о реальных владельцах компании и акционерах полная
Для стран-членов ЕС в 2003 г. был принят Закон о единой компании, вводящей ограничения на создание на своих территориях компаний с льготным налоговым статусом.
Льготы по налогу на доходы офшорных компаний являются сутью офшорного режима. Офшорные компании осуществляют финансовые операции, которые не претерпевают ограничения местного валютного контроля.
Права офшорной компании:
1)Свободное владение банковскими счетами в местных и зарубежных банках.
2)Создание уставного капитала в любой валюте.
Анонимность имен владельцев и акционеров офшорной компании превалирует в законодательстве большинства офшорных зон, а за разглашение данных сведений предусмотрена уголовная ответственность. Секретные сведенья могут быть оглашены администрацией офшора лишь на основании судебного решения. Подавляющая часть налоговых убежищ не передает информацию, не считая случаев, предусмотренных международными соглашениями.
Таблица 2 «Налоговые статусы в офшорных юрисдикциях»
Вид статуса Характеристика
Нерезидентная компания Очищение от налогообложения при условии получения доходов из источников за пределами страны регистрации (Джерси, Багамские острова, остров Мэн).
Национальная компания • Компания зарегистрирована без присвоения особого статуса; • Распространяются все виды валютных ограничений; • Является субъектом обложения всеми установленными в стране налогами
Национальная компания со специальным налоговым статусом Получает льготный налоговый статус при регистрации или после нее (Вануату)
Международная компания Имеет нефиксированную ставку налогообложения. Компания вправе реализовывать деятельность на территории страны регистрации и вне ее (остров Кука)
Для экономии времени и во избежание грубых ошибок при выборе места размещения дочерней фирмы, её юридического статуса при открытии офшорной фирмы разумно воспользоваться услугами секретарской компании. Это дает возможность сократить риск ошибки, приводящей к немалым убыткам.
Деятельность секретарских фирм базируется на содействии в компетентном заключении сделок и проведении финансовых операций.
Упрощенная легализация документов и их копий является стандартной дополнительной услугой. Специфическая группа услуг - открытие представительств офшорных фирм и регистрация их дочерних компаний.
Ввиду наличия института номинальных директоров в судебной практике зафиксирована концепция «теневого директора» заключающаяся в даче им распоряжений, на основании которых действуют номинальные директора компании.
Особым признаком офшора является запрет ведения компанией бизнеса на территории регистрации - принцип льготного налогообложения (императивной). Миссия данного запрета:
1) Сохранность конкурентоспособности субъектов внутреннего рынка офшорной зоны;
2) Сохранность собственного предпринимательства
Таким образом, можно подвести итог о воздействии офшорного бизнеса на мировую финансовую систему и отметить положительную динамику при соблюдении важного критерия - надзор за соблюдением законности осуществляемой деятельности компаний. Для этого необходимо формировать международную нормативно-правовую базу.
Список литературы
1. И.В. Гетьман - Павлова. Международное частное право. - М.: Издательство Юрайт, 2013.
2. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (последняя редакция)// [электронный ресурс], режим доступа (свободный) : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/
3. Правовой статус офшорных компаний // [электронный ресурс], режим доступа (свободный) : http://studme.org/164001167663/pravo/pravovoy_status_ofshornyh_kompaniy
4. Оффшорная компания как вариант ведения бизнеса: особенности работы и способы регистрации // [электронный ресурс], режим доступа (свободный) : http://www.kp.ru/guide/offshornye-kompanii.html
5. Правовой статус офшорных компаний // [электронный ресурс], режим доступа (свободный) : http://mydocx.ru/1-90054.html
6. Об ОЭСР // [электронный ресурс], режим доступа (свободный) : http://oecdru.org/oecd_about.html
7. Легализация документов // [электронный ресурс], режим доступа (свободный) : http://strasbourg.mid.ru/legalizacia-dokumentov
8. Коррупция как одна из проблем социального управления/ Мохоров Д. А., Макаре-вич М.Л.// Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6. С. 27-32.
9. Качество и безопасность пищевых продуктов как необходимые условия обеспечения продовольственной безопасности России/ Макаревич М.Л.// Актуальные проблемы науки и практики. 2015. № 1 (001). С. 28-35.
10. Городская дума г. санкт-петербурга в 1905-1907 гг/ М. Л. Макаревич// Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Санкт-Петербургский торгово-экономический ин-т. Санкт-Петербург, 2007.
11. Качество и безопасность пищевых продуктов как необходимые условия обеспечения продовольственной безопасности России/ Макаревич М.Л.// Актуальные проблемы науки и практики. 2015. № 1 (001). С. 28-35.
12. Городская дума г. санкт-петербурга в 1905-1907 гг/ М. Л. Макаревич// Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Санкт-Петербургский торгово-экономический ин-т. Санкт-Петербург, 2007.
13. Организация деятельности совета директоров в компаниях с государственным участием/ Поздняков К.К., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 265-271
14. Интеллектуальная миграция в России/ Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Куваева Ю.В., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 335-340.
15. Коррупция как одна из проблем социального управления/ Мохоров Д. А., Макаревич М.Л.// Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6. С. 27-32.
16. Качество и безопасность пищевых продуктов как необходимые условия обеспечения продовольственной безопасности России/ Макаревич М.Л.// Актуальные проблемы науки и практики. 2015. № 1 (001). С. 28-35.
17. Городская дума г. санкт-петербурга в 1905-1907 гг/ М. Л. Макаревич// Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Санкт-Петербургский торгово-экономический ин-т. Санкт-Петербург, 2007.
18. Право на труд в современном российском законодательстве/ Макаревич М.Л.// Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2014. № 2. С. 118122.
19. Особенности социально-правового регулирования общественных отношений на Руси IX-XIV вв/ Макаревич М.Л., Мохоров Д. А.// Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2015. № 3 (11). С. 79-85.
20. Проблемы трудоустройства инвалидов и создания им благоприятных условий труда/ Макаревич М.Л.// Актуальные проблемы науки и практики. 2016. № 1 (002). С. 68-72.
21. Правовые основы бизнеса/ Мохоров Д. А., Демидов В.П., Доровская Ю.В., Комарова О.М., Макаревич М.Л., Мохорова А.Ю., Николаев А.В.// Санкт-Петербург, 2013.
22. Правовые основы бизнеса. наука и практика/ Мохоров Д.А., Демидов В.П., Мохорова А.Ю., Макаревич М.Л., Доровская Ю.В.// Монография / Санкт-Петербург, 2015.
Makarevich Marina Leonidovna, Cand. Hist.Sci., associate professor Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia (e-mail: makarevichm@mail.ru) Saranchina Snezhana Aleksandrovna, student (e-mail: Snejok96@mail.ru)
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia LEGAL STATUS OF OFFSHORE COMPANIES
Abstract. This article seeks to examine the characteristics of the legal status of offshore companies that are members of international economic relations, having special legal status: preferential tax regime, a non-resident status or preferential tax resident status.
Keywords: offshore companies, offshore zones, the legal status of non-resident, resident, business registration.