Научная статья на тему 'Правовой статус негосударственного пенсионного фонда'

Правовой статус негосударственного пенсионного фонда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6557
588
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ПРАВОВОЙ СТАТУС / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / PRIVATE PENSION FUND / THE LEGAL STATUS / NON-PROFIT ORGANIZATION / COMMERCIAL ORGANIZATION / STOCK COMPANY / THE PROPERTY COMPLEX

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузин Артемий Александрович

В статье раскрываются дискуссионные проблемы, связанные с правовым статусом негосударственного пенсионного фонда (НПФ). С одной стороны, некоторые авторы ставят под сомнение существующий статус НПФ как некоммерческой организации, с другой, предлагают изменить статус этой организации на коммерческий. Автор, исходя из социального предназначения пенсионных фондов, обосновывает важность сохранения правового статуса НПФ как некоммерческой организации. Однако при этом предлагает пересмотреть соответствующее законодательство, регулирующее деятельность НПФ как некоммерческой организации в целях его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF PRIVATE PENSION FUND

This article describes the discussion problems associated to the legal status of private pension fund (NPF). On the one hand, some authors have questioned the status of the NPF as a nonprofit organization, on the other suggest change the existing status of this organization to a commercial. The author, based on the social purpose of pension funds, substantiates importance of preserving the legal status of the NPF as a nonprofit organization. However, it proposes to revise the relevant legislation regulating the activities of NPF as a nonprofit organization in order to its improvement.

Текст научной работы на тему «Правовой статус негосударственного пенсионного фонда»

4. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ГАРАНТИИ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

4.1. ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА

Кузин Артемий Александрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры правоведения Московского государственного университета геодезии и картографии

Аннотация: В статье раскрываются дискуссионные проблемы, связанные с правовым статусом негосударственного пенсионного фонда (НПФ). С одной стороны, некоторые авторы ставят под сомнение существующий статус НПФ как некоммерческой организации, с другой, - предлагают изменить статус этой организации на коммерческий. Автор, исходя из социального предназначения пенсионных фондов, обосновывает важность сохранения правового статуса НПФ как некоммерческой организации. Однако при этом предлагает пересмотреть соответствующее законодательство, регулирующее деятельность НПФ как некоммерческой организации в целях его совершенствования.

Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд; правовой статус; некоммерческая организация; коммерческая организация; акционерное общество; имущественный комплекс

THE LEGAL STATUS OF PRIVATE PENSION FUND

Kuzin Artemii Aleksandrovich, candidate of legal sciences, associate Professor of Law at Moscow State University of Geodesy and Cartography

Annotation: This article describes the discussion problems associated to the legal status of private pension fund (NPF). On the one hand, some authors have questioned the status of the NPF as a nonprofit organization, on the other - suggest change the existing status of this organization to a commercial. The author, based on the social purpose of pension funds, substantiates importance of preserving the legal status of the NPF as a nonprofit organization. However, it proposes to revise the relevant legislation regulating the activities of NPF as a nonprofit organization in order to its improvement.

Keywords: private pension fund; the legal status; non-profit organization; commercial organization; stock company; the property complex

Проблема правового статуса негосударственного пенсионного фонда (НПФ) может быть рассмотрена в нескольких плоскостях: во-первых, со стороны логикосемантического значения употребленного здесь понятия «фонд» и его соответствия трактовке этого понятия в гражданском праве; во-вторых, в содержательном аспекте, а именно в том, насколько существующий правовой статус этих пенсионных фондов как некоммерческих организаций способствует или, наоборот, препятствует их устойчивому и прогрессивному развитию.

Согласно ст.118 ГК РФ1, фондом для целей настоящего Кодекса признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. П.1 этой статьи предусмотрено, что «имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей». Также в п.3 цитируемой статьи говорится, что «порядок

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (действующая редакция). Часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ. Часть вторая от 26.01.1996 №14-ФЗ. Часть третья от 26.11.2001 №146-ФЗ. Часть четвертая от 18.12.2006 №230-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). - 1994. - №32.

- Ст.3301; 1996. - №5. - Ст.410; 2001. - №49. - Ст.4552; Российская газета (федеральный выпуск). - 2006. - 30 декабря; Консультант Плюс. - 2012. - 25 марта.

управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями».

Таким образом, логико-семантический анализ текста указанной статьи закона позволяет сделать вывод, что фонд - это некоммерческая организация, которая не имеет членства, учреждается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследует определенные общественно полезные цели. Участие фондов в гражданском обороте имеет строго целевой характер. Именно в таком значении употребляется понятие «фонд» в гражданском праве, что зафиксировано и в Законе о некоммерческих организациях2.

Рассмотрим значение понятия «фонд» применительно к негосударственным пенсионным фондам.

История формирования и развития НПФ в постсоветской России ведет свое начало с одноименного Указа Президента России от 16.09.1992 №10773, в котором были сформулированы правовые и организационные принципы их создания и деятельности4.

2 Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (действующая редакция) //СЗ РФ. - 1996. - №3. - Ст.145; Консультант Плюс. - 2012. - 25 марта.

3 Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1992 №1077 (в

редакции Указа Президента России от 12.04.99 №456) «О негосударственных пенсионных фондах» (утратил силу)

//Российская газета (федеральный выпуск). - 1992. - 23 сентября; Консультант Плюс. - 2012. - 25 марта.

4 Этим нормативным правовым актом Главы государства, в частности, было предусмотрено, что НПФ функционируют независимо от системы государственного пенсионного

А.А. Кузин

После этого начался спонтанный процесс формирования НПФ. Причем их деятельность в тот момент контролировалась со стороны государства недостаточно: не было четких правовых норм, регулирующих отношения с участием этих фондов, законные права и интересы граждан зачастую не соблюдались, а сами фонды нередко занимались коммерческой деятельностью сомнительного характера. Решение практических задач в данной сфере потребовало разработки и принятия нормативных правовых актов и документов, которые позволили бы постепенно сформировать должное «правовое поле» деятельности НПФ.

Важным этапом в становлении и развитии системы НПФ стало принятие специального Закона о негосударственных пенсионных фондах5, который вобрал в себя значительный массив до этого времени «разбросанных» по многочисленным подзаконным актам правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, а также накопленный с момента издания Указа Президента России от 16.09.1992 №1077 практический опыт6. Этот законодательный акт, сопряженный с иными законами по пенсионному обеспечению и страхованию граждан Российской Федера-ции7, в настоящее время непосредственно регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании и функционировании НПФ, устанавливает основные принципы государственного контроля над их деятельностью.

Ст.2 Закона о негосударственных пенсионных фондах предусмотрено, что негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой

обеспечения; выплаты ими производятся наряду с выплатами по государственному пенсионному обеспечению; размещение активов фондов осуществляют специализированные компании, взаимоотношения которых с НПФ строятся на основании договора (при этом указанные компании несут имущественную ответственность за сохранность активов фондов и обеспечение минимального уровня рентабельности, устанавливаемого

Правительством России).

5 Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (действующая редакция) //СЗ РФ. - 1998. - №19. - Ст.2071; Консультант Плюс. -2012. - 25 марта.

6 На основании этого опыта законодатель, в частности, счел

целесообразным, чтобы неурегулированные данным законом общественные отношения с участием НПФ, регламентировались подзаконными нормативными правовыми актами, издаваемыми Правительством России. И, надо заметить, что оно (Правительство Российской Федерации) - достаточно активно действует в области соответствующего правотворчества. См., например, его постановления от: 22.07.2002 №546 «Об

утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов» (утратило силу) (СЗ РФ.

- 2002. - №30. - Ст.3048); 23.12.1999 №1432 «Об утверждении Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» (утратило силу) (СЗ РФ. - 1999. - №52. - Ст.6418); 13.12.1999 №1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» (действующая редакция) (СЗ РФ. - 1999. - №51. - Ст.6353; Консультант Плюс. - 2012. - 25 марта).

7 Последний из них (по времени его принятия законодателем) -

Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.2011 №360-

ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств

пенсионных накоплений» //Российская газета (федеральный

выпуск). - 2011. - 07 декабря. В соответствии со ст.20 данного

законодательного акта, он вступает в силу с 01.07.2012, за исключением статей 8 и 9, вступающих в силу с 20.05.2012.

являются:

- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации8 и договорами об обязательном пенсионном страховании;

- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

С самого начала возникновения негосударственных пенсионных фондов дискутировался вопрос об их правовой природе: являются ли НПФ финансовым институтом (хотя и выполняющими социальную функцию) или же социальным институтом (хотя и действующим в финансовой сфере). От ответа на этот вопрос во многом зависело, как именно организовать правовое регулирование НПФ: если они преимущественно финансовые институты, то регулировать надо, прежде всего, их финансовое состояние и финансовые операции, - как это делается применительно к банкам, страховым компаниям, профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Если же НПФ являются по преимуществу социальными институтами, то и регулировать следовало бы, в первую очередь, социальные механизмы их взаимодействия с клиентами (прежде всего, с физическими лицами), а уже во вторую очередь - позаботиться о регулировании их финансовой деятельности9.

Вместе с тем можно сделать вывод, что негосударственные пенсионные фонды, официально поименованные фондами, выступают особой организационноправовой формой некоммерческих организаций социального обеспечения, хотя их правовое положение весьма близко к статусу обычного фонда.

Однако именно некоммерческий характер НПФ ставился и ставится под сомнение целым рядом авторов -ведущих специалистов в области гражданского права. Так, Суханов Е.А. отмечает, что «деятельность таких фондов связана с исключительно коммерческим использованием денежных средств граждан и распределением между ними полученных в результате доходов. Поэтому их некоммерческая природа вызывает серьезные сомнения»10.

Трудно согласиться с таким утверждением постольку, поскольку, как следует из п.1 ст.50 ГК РФ, некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие ее между своими участниками. Согласно Закону о негосударственных пенсионных фондах, фонды создаются исключительно для осуществления деятельности по

8 Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (действующая редакция) //СЗ РФ. - 2001. - №51. -Ст.4832; Консультант Плюс. - 2012. - 25 марта.

9 См. подробнее: Кокорев Р.А., Трухачев С.А. Негосударственные

пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути развития /Ред.: Шаститко А.Е. //Информационно-

аналитический бюллетень Фонда «Бюро экономического анализа». - 2004. - Июль - №62.

10 См.: Гражданское право: В 4-х т. Т.1. Общая часть. Учебник /Отв. ред. Е.А.Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2005. -С.361 -362.

пенсионному обеспечению. Доход (а не прибыль), полученный в результате деятельности НПФ (за вычетом вознаграждения управляющим компаниям, спецдепо-зитарию, а также средств на формирование имущества для уставной деятельности фонда), направляется на увеличение средств на пенсионных счетах для выплаты пенсий участникам (застрахованным лицам) такого фонда, и не распределяется между его учредителями \

Понятно, что на практике НПФ, так или иначе, занимаются коммерческой деятельностью. Будучи некоммерческими организациями, они ограниченно вступают в предпринимательские правоотношения для выполнения их уставных (основных) задач, охвачены правовой категорией «хозяйствующие субъекты», конкурируют друг с другом на пенсионном рынке. И это, безусловно, учитывает законодатель, когда, например, в ч.6 ст.4 Закона о защите конкуренции12 среди финансовых организаций (под которыми понимаются хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги юридическим и физическим лицам) упоминает и негосударственные пенсионные фонды.

Между тем, грань между хозяйственной деятельностью (в широком смысле данной категории) и непосредственно предпринимательской (направленной на извлечение прибыли) деятельностью - достаточно подвижная и порой трудно уловимая, в том числе для ее различения посредством законодательной техники. В этой связи законодателю можно было бы порекомендовать при очередной коррекции законодательства, регулирующего отношения с участием соответствующих субъектов, наделить их правом вести именно «вспомогательную хозяйственную деятельность». Более того, на наш взгляд, с одной стороны, из указанного законодательства следовало бы исключить положение о том, что некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а с другой, - установить право любой некоммерческой организации на занятие «вспомогательной хозяйственной деятельностью», необходимой для ее нормального участия «в имущественном обороте». Одновременно следовало бы выработать более четкие критерии такой деятельности, дабы в максимально возможной степени воспрепятствовать ее трансформации в de-facto носящую коммерческий характер.

Нынешний правовой статус НПФ критично воспринимается не только многими цивилистами, но и рядом специалистов в области пенсионного страхования и обеспечения, в связи с чем высказываются предложе-

11 Ст.27 Закона о негосударственных пенсионных фондах установлено, что: 1) доход, полученный от размещения средств пенсионных резервов, направляется на пополнение средств пенсионных резервов и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда; 2) доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляется на пополнение средств пенсионных накоплений и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда; 3) на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, не может направляться более 15% дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов, и более 15% дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, после вычета вознаграждения управляющей компании (управляющим компаниям) и специализированному депозитарию.

12 Федеральный закон Российской Федерации от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 2006. - 27 июля; Консультант Плюс. - 2012. - 25 марта.

ния по его изменению, а именно по приданию таким фондам статуса коммерческой организации.

Аргументируется это следующим образом: обретение НПФ статуса коммерческой организации помогло бы им сразу решить актуализировавшиеся в последнее время проблемы их жизнедеятельности: увеличения размера имущества на обеспечение уставной деятельности фондов (создав у инвесторов стимулы для вложения средств в данное имущество); оперативного проведения реорганизации, укрупнения, слияния фондов; привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры отрасли негосударственного пенсионного обеспечения и т. п .13

В свою очередь, это противоречит Концепции развития гражданского законодательства Российской Феде-рации14, где особо подчеркнута необходимость введения законодательного запрета на преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот. Цель такого запрета разработчики Концепции видят в воспрепятствовании, по их мнению, «искажению» правовой природы юридических лиц, их официального разделения на коммерческие и некоммерческие организации, что, в конечном счете, способствует максимальной защите имущественных интересов добросовестных участников гражданского оборота.

Между тем, трудно согласиться и с такой постановкой вопроса. «Закрепление на законодательном уровне возможности некоммерческой организации преобразоваться в коммерческую - это возможность ее участникам определить место данного юридического лица в гражданско-правовом обороте в соответствии с изменяющейся динамикой и необходимостью корректировки характера деятельности организации»15. Представляется, что право преобразования правовых статусов организаций из некоммерческой в коммерческую и наоборот должно у них сохраниться.

Рассматриваются также различные правовые варианты (формы, инструменты, модели) придания НПФ статуса коммерческой организации. В частности, предлагается преобразовывать НПФ в акционерные общества. Если проанализировать зарубежный опыт, такой юридический инструмент используется сравнительно редко (преимущественно по отношению к управляющим компаниям), но используется. Например, в Казахстане он был применен при формировании накопительных пенсионных фондов16. Законом о пенсионном обеспечении в Республике Казахстан17 предусмотрено создание открытых и накопительных

13 См.: Предложения по развитию пенсионной реформы в Российской Федерации. Доклад по итогам работы Экспертного совета при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений при Президенте Российской Федерации в период с января 2010 года по март 2011 года //Официальный сайт Центра стратегических разработок //info@csr.ru.

14 См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) /Вступит. ст. - А.Л. Маковский. - М., 2009.

15 Нуждин Т.А. Некоммерческие организации как субъекты гражданского права: проблемы теории и практики //Право. - М. -2010. - №2. - С.71.

16 См.: Устав акционерного общества «Накопительный пенсионный фонд Народного банка Казахстана» /http://www.halykfund. kz/ru/site/index/about.

17 См.: Закон Республики Казахстан от 20.06.1997 №136-! «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (действующая редакция) //http://www.zakon.kz/212306-zakon-respubliki-kazakhstan -ot-20.html.

А.А. Кузин

пенсионных фондов. Акционерами открытого НПФ могут быть как физические, так и юридические лица, а акционерами корпоративного НПФ - могут являться только юридические лица (в том числе одно юридическое лицо) - работодатели вкладчиков/получателей пенсий. Для корпоративных НПФ участие одного акционера - не ограничено долей его акций, для открытых НПФ - не более 25% акций на одного акционера, за исключением случаев, разрешенных уполномоченным органом.

Еще одна предлагаемая модель придания пенсионным фондам коммерческого статуса - это, по аналогии с ПИФами, преобразование их в имущественный комплекс, состоящий из средств пенсионных накоплений, принадлежащих застрахованным лицам на праве общей долевой собственности без права выделения доли в натуре.

В чем, на наш взгляд, заключены основные проблемные моменты кратко рассмотренных выше моделей?

Главный их недостаток - это потенциальный конфликт интересов застрахованных лиц, вкладчиков и участников, с одной стороны, и владельцев негосударственного пенсионного фонда, с другой, который возникает на почве расхождений между базовой целью всех коммерческих организаций - получением прибыли и социальным предназначением такого фонда. В связи с указанным конфликтом у значительной части населения нашей страны может понизиться степень доверия к НПФ. Конфликт интересов может проявиться, в частности, в возрастании степени риска инвестиционной деятельности фонда. Такая инвестиционная политика, навязанная акционерами, привела в свое время в Казахстане к убыткам многих действующих в этой стране НПФ.

Кроме того, для изменения правового статуса негосударственных пенсионных фондов потребуется и создание новой правовой базы, что осложнит текущую деятельность фондов в этот период. Как показывает зарубежный опыт, правовой статус НПФ как коммерческой организации сам по себе не решает проблему достаточности капитала фонда. Услуги коммерческой организация являются более дорогими для ее клиентов, и при прочих равных условиях обусловят более низкий уровень выплачиваемых пенсий.

Исходя из изложенных выше аргументов, представляется необходимым сохранить существующий статус негосударственных пенсионных фондов. Некоммерческий их характер выступает как одна из основных гарантий защиты прав и законных интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц. При этом все доходы от деятельности фонда идут на выплату пенсий, на развитие фонда. Да и «стоимость» услуг НПФ как некоммерческой организации - значительно ниже, чем в коммерческих структурах, предоставляющих аналогичные услуги.

Одновременно на уровне законодателя и системы государственного контроля над деятельностью НПФ необходимо решить те проблемы, которые накопились в области негосударственного пенсионного обеспечения за последние годы. В частности:

- предусмотреть возможность переуступки прав учредителей НПФ на возмездной основе;

- установить правовые механизмы реорганизации НПФ, их объединения и выделения;

- сформировать систему стимулирования вложения

средств в имущество для осуществления уставной деятельности (ИОУД) фонда путем предоставления налоговых льгот на вклад учредителя в НПФ;

- освободить НПФ от налогообложения при инвестировании пенсионных активов с целью предоставления дополнительных преимуществ перед иными накопительными и сберегательными программами, не направленными непосредственно на пенсионное обеспечение граждан.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (действующая редакция). Часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ. Часть вторая от 26.01.1996 №14-ФЗ. Часть третья от

26.11.2001 №146-ФЗ. Часть четвертая от 18.12.2006 №230-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). - 1994. - №32. - Ст.3301; 1996. - №5. - Ст.410; 2001.

- №49. - Ст.4552; Российская газета (федеральный выпуск).

- 2006. - 30 декабря; Консультант Плюс. - 2012. - 25 марта.

2. Гражданское право: В 4-х т. Т.1. Общая часть. Учебник /Отв. ред. Е.А.Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Во-лтерс Клувер», 2005. - 720 с.

3. Закон Республики Казахстан от 20.06.1997 №136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (действующая редакция) //http://www.zakon.kz/212306-zakon-respubliki-kaza khsta п-о^20. Мт1.

4. Кокорев Р.А., Трухачев С.А. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути развития /Ред.: Шаститко А.Е. //Информационно-

аналитический бюллетень Фонда «Бюро экономического анализа». - 2004. - Июль - №62. - 49 с.

5. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) /Вступит. ст. - Маковский А.Л. - М.: «Статут», 2009. - 160 с.

6. Нуждин Т.А. Некоммерческие организации как субъекты гражданского права: проблемы теории и практики //Право. -М.: ГУ-ВШЭ. - 2010. - №2. - С.57-74.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от

22.07.2002 №546 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов» (утратило силу) //СЗ РФ. - 2002. - №30. - Ст.3048; Консультант Плюс. - 2012. - 25 марта.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от

23.12.1999 №1432 «Об утверждении Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» (утратило силу) //СЗ РФ. - 1999. - №52. - Ст.6418; Консультант Плюс. - 2012. - 25 марта.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от

13.12.1999 №1385 «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» (действующая редакция) //СЗ РФ. -1999. - №51. - Ст.6353; Консультант Плюс. - 2012. - 25 марта.

10. Предложения по развитию пенсионной реформы в Российской Федерации. Доклад по итогам работы Экспертного совета при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений при Президенте Российской Федерации в период с января 2010 года по март 2011 года //Официальный сайт Центра стратегических разработок //info@csr.ru.

11. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1992 №1077 (в редакции Указа Президента России от 12.04.99 №456) «О негосударственных пенсионных фондах» (утратил силу) //Российская газета (федеральный выпуск). -1992. - 23 сентября; Консультант Плюс. - 2012. - 25 марта.

12. Устав акционерного общества «Накопительный пенсионный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фонд Народного банка Казахстана»

//http://www.halykfund.kz/ru/site/index/about.

13. Федеральный закон Российской Федерации от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 2006. - 27 июля; Консультант Плюс. - 2012. - 25 марта.

14. Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (действующая редакция) //СЗ РФ. - 1998. - №19. - Ст.2071; Консультант Плюс. - 2012. - 25 марта.

15. Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (действующая редакция) //СЗ РФ. - 1996. - №3. - Ст.145; Консультант Плюс. - 2012. - 25 марта.

16. Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.2011 №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» //Российская газета (федеральный выпуск). - 2011. - 07 декабря.

17. Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (действующая редакция) //СЗ РФ. -2001. - №51. - Ст.4832; Консультант Плюс. - 2012. - 25 марта.

Reference list:

1. Charter of joint-stock company «Accumulative pension fund of

People's bank of Kazakhstan»

//http://www.halykfund.kz/ru/site/index/about.

2. Civil Code of Russian Federation (CC RF). Part one of 30.11.1994 №51-FL. Part two of 26.01.1996 №14-FL. Part three of 26.11.2001 №146-FL. Part four of 18.12.2006 №230-FL //Collected Legislation of Russian Federation. - 1994. - №32.

- St.3301; 1996. - №5. - St.410; 2001. - №49. - St.4552; Rossiyskaya Gazeta (federal issue). - 2006. - December 30; Consultant Plus. - 2012. - March 25.

3. Civil law: In 4 volumes. Vol.1. The general part. Textbook /Editor E.A.Suhanov. 3rd edition, revised and enlarged. - M.: Publishing house «Wolters Kluwer», 2005. - 720 p.

4. Concept of development of civil legislation of the Russian Federation (approved by the Board under the President of the Russian Federation on the codification and improvement of the civil law of 07.10.2009) /Introduction by - A.L.Makovsky. - M.: Publishing house «Statute», 2009. - 160 p.

5. Decree of the President of the Russian Federation of 16.09.1992 №1077 (as amended by the Decree of the President of Russia of 12.04.99 №456) «On private pension funds» (repealed) //Rossiyskaya Gazeta (federal issue). - 1992. - September 23; Consultant Plus. - 2012. - March 25.

6. Federal law of the Russian Federation of 15.12.2001 №167-FL «On mandatory pension insurance in the Russian Federation» (current edition) //Collected Legislation of the Russian Federation. - 2001. - №51. - St.4832; Consultant Plus. - 2012. - March 25.

7. Federal law of the Russian Federation of 12.01.1996 №7-FL «On non-commercial organizations» (current edition) //Collected Legislation of the Russian Federation. - 1996. - №3.

- St.145; Consultant Plus. - 2012. - March 25.

8. Federal law of the Russian Federation of 07.05.1998 №75-FL «On private pension funds» (current edition) //Collected Legislation of the Russian Federation. - 1998. - №19. - St.2071; Consultant Plus. - 2012. - March 25.

9. Federal law of the Russian Federation of 26.07.2006 №135-FL «On protection of competition» (current edition) //Rossiyskaya Gazeta (federal issue). - 2006. - July 27; Consultant Plus. -2012. - March 25.

10. Federal law of the Russian Federation of 30.11.2011 №360-FL «On the order of payments financing at the expense of pension accumulations» //Rossiyskaya Gazeta (federal issue). - 2011. -December 07.

11. Kokorev R.A., Trukhachev S.A. Private pension funds in Russia: current status, problems and development /Editor: Shas-titko A.E. //Information-Analytical Bulletin of the Foundation «Bureau of Economic Analysis». - 2004. - July - №62. - 49 p.

12. Law of the Republic of Kazakhstan of 20.06.1997 №136-I «On

pension provision in the Republic of Kazakhstan" (current edition) //http://www.zakon.kz/212306-zakon-respubliki-

kaza khsta n-ot-20. html.

13. Nuzhdin Т.А. Non-profit organizations as subjects of civil law: problems of theory and practice //Law. - M.: Moscow State University - Higher School of Economics. - 2010. - №2. - P.57-74.

14. Proposals for the development of pension reform in the Russian Federation. The report of the Expert Council under the Public Council for investing pension funds under the President of the Russian Federation in the period from January 2010 to March 2011 //Official site of the Center for Strategic Research //info@csr.ru.

15. Resolution of the Government of the Russian Federation of

22.07.2002 №546 «On Approval of Regulation on licensing of private pension funds» (inoperative) //Collected Legislation of the Russian Federation. - 2002. - №30. - St.3048; Consultant Plus. - 2012. - March 25.

16. Resolution of the Government of the Russian Federation of

23.12.1999 №1432 «On Approving the Rules of pension reserves of private pension funds and control over their deploy-ment» (inoperative) //Collected Legislation of the Russian Federation. - 1999. - №52. - St.6418; Consultant Plus. - 2012. -March 25.

17. Resolution of the Government of the Russian Federation of

13.12.1999 №1385 «On Approval of the Requirements for the pension schemes of private pension funds, used for non-state pension provision of the population» (current edition) //Collected Legislation of the Russian Federation. - 1999. - №51. - St.6353; Consultant Plus. - 2012. - March 25.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья Кузина А.А. «Правовой статус негосударственного пенсионного фонда» посвящена одной из тех проблем, которая имеет не только большое теоретическое, но и практическое значение. Тема, поднятая автором, в последнее время весьма активно обсуждается в научной и специальной литературе, особенно в свете очередного этапа реформирования национальной пенсионной системы России, когда решаются вопросы о накопительной части трудовой пенсии и о роли НПФ в этой системе.

Одна из проблем негосударственных пенсионных фондов - это проблема увеличения их имущества на осуществление уставной деятельности (ИОУД). Не секрет, что именно некоммерческий характер НПФ во многом сдерживает вложения инвесторов в ИОУД. Существуют и иные проблемы, прямо и опосредованно обусловленные правовым статусом НПФ как некоммерческой организации. Поэтому некоторые ученые, специалисты предлагают изменить правовой статус данных пенсионных фондов с некоммерческого на коммерческий.

Кузин А.А. высказывает собственную позицию по этой проблематике, которую в целом необходимо поддержать. Сохранение существующего статуса НПФ служит гарантией надежности таких фондов, способствует повышению степени доверия населения к этому социальному и финансовому институту. Вместе с тем сохранение в целом нынешнего их правового статуса потребует и внесения некоторых изменений в действующее законодательство, регулирующее соответствующие общественные отношения.

Работа написана интересно, на высоком теоретическом уровне, в ней много элементов новизны.

Вывод: статья Кузина А.А. представляет собой логически законченную работу, отличатся обоснованностью выводов, и может быть рекомендована к опубликованию в ведущих научных журналах нашей страны.

Профессор,

д.ф.н. С.А. Хмелевская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.