УДК 342.5 ББК 67.0
© 2017 г. Е. А. Кравцова,
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Белгородского юридического института
МВД России имени И. Д. Путилина кандидат юридических наук.
E-mail: [email protected]
ПРАВОВОЙ СТАТУС МОЛОДЕЖНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ, СОЗДАВАЕМЫХ ПРИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье исследуется один из видов консультационных и экспертных организаций, создаваемых при органах государственной власти, - молодежные парламенты, призванные отстаивать интересы молодежи в представительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Автор рассматривает их правовой статус, особенности образования и функционирования, роль в формировании гражданского общества.
Ключевые слова: конституционное право, правовой статус, законодательные органы субъектов Российской Федерации, молодежные парламенты, молодежные объединения.
E. A. Kravtsova - Associate Professor, Department of Civil Law, the Belgorod Judicial Institute of Ministry of
Internal Affairs of the Russian Federation named after I. D. Putilin, PhD in Law.
THE LEGAL STATUS OFTHE YOUTH PARLIAMENTS ARE CREATED BY LEGISLATIVE BODIES
OF CONSTITUENT ENTITIES OFTHE RUSSIAN FEDERATION
The author examines one of kinds of consulting and expert organizations created by bodies of state power, youth Parliament, designed to defend the interests of young people in representative bodies of state power of subjects of the Russian Federation. Discusses their legal status, peculiarities offormation and functioning role in shaping civil society.
Key words: constitutional law, legal status, legislative bodies of subjects of the Russian Federation, youth parliaments and youth associations.
Анализ существующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что при большинстве законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации образованы и действуют негосударственные органы, которые выполняют консультационные, совещательные и иные вспомогательные функции, призванные облегчить деятельность органов государственной власти, при которых они созданы, а также обеспечить принятие наиболее обоснованных, законных и общественно полезных решений. Рассмотрим один из видов таких органов -молодежные парламенты, создаваемые при представительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Например, в Ивановской области при областной думе функционирует молодежная палата, представляющая собой совещательный, консультативный орган, осуществляющий свою деятельность на общественных началах и формируемый на срок полномочий Ивановской областной думы очередного созыва (п. 1 Положения о Молодежной палате Ивановской области) [1]. Молодежная палата не является юридиче-
ским лицом и состоит из 26 человек от 18 до 35 лет. В Орловской области при законодательном собрании Орловской области действует молодежный парламент, который является совещательным и консультативным органом и осуществляет свою деятельность на общественных началах в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством [2]. Аналогичные положения, определяющие молодежные представительные органы в качестве совещательных и консультативных органов, содержатся в нормативных актах, устанавливающих их правовой статус и порядок деятельности в Белгородской, Курской, Тверской, Воронежской и других областях.
Основой и предпосылкой для формирования таких органов послужила европейская хартия «Об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне», в п. 1 которой указано, что «участие молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне должно стать частью общей политики по вовлечению граждан в общественную жизнь» [3].
Порядок формирования молодежных представительных органов при действующих законодательных органах субъектов Российской Федерации имеет существенные различия. Однако следует отметить, что все они создаются представительными органами субъектов РФ на конкурсной основе.
Так, в Ивановской области кандидатуры в состав молодежной палаты выдвигаются политическими объединениями, представительными органами муниципальных образований из их состава, а также в порядке самовыдвижения. Предложения направляются главе муниципального образования, который выбирает кандидатуры и вносит их на рассмотрение представительного органа муниципального образования. Представительный орган муниципального образования направляет одобренные им кандидатуры на рассмотрение в Ивановскую областную думу, непосредственно формирующую молодежную палату [1].
В Брянской области порядок формирования молодежного парламента регулируется ст. 4 закона «О молодежном парламенте Брянской области» [4]. Молодежный парламент состоит из 45 членов, которые выполняют свои функции в течение двух с половиной лет; 35 членов парламента делегируются в состав данного органа по одному от каждой административно-территориальной единицы, от Брянска - 5 представителей. Кандидатура представителя выдвигается представительным органом местного самоуправления и согласуется с главой муниципального образования. Еще десять членов молодежного парламента выбираются в его состав на основании решения конкурсной комиссии. Эти лица должны являться представителями общественных объединений, политических партий, учебных заведений, трудовых коллективов предприятий или инициативной группы молодежи в составе не менее 500 человек. Окончательный состав молодежного парламента утверждается постановлением Брянской областной думы. Молодежный парламент приступает к своей деятельности с даты утверждения Брянской областной думой не менее половины 8 членов. Возрастной ценз для членства в парламенте составляет от 18 до 30 лет.
В Курской области на основании закона «Об общественной молодежной палате при Курской областной Думе» (ст. 4) [5] образо-
вание молодежной палаты осуществляется на добровольной основе. В состав молодежной палаты включаются депутаты Курской областной думы, которые занимаются вопросами молодежной политики, представители молодежных объединений Курской области, высших и средних учебных заведений, а также студенческих организаций, общественных молодежных палат, образованных при представительных органах местного самоуправления, молодые граждане от 18 до 30 лет, рекомендованные депутатскими группами (фракциями) Курской областной думы. Согласно ст. 5 данного закона представителями в молодежной палате могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, постоянно проживающие на территории Курской области. Таким образом, возрастной ценз до 30 лет распространяется исключительно на граждан, которые рекомендованы в состав молодежной палаты депутатскими фракциями областной думы. При этом в состав молодежной палаты могут быть включены (ст. 6 закона «Об общественной молодежной палате при Курской областной Думе») не более 3 представителей от депутатской группы (фракции). Закон не ограничивает общее количество лиц, которые не подпадают под определение «молодежь» и могут быть включены в состав молодежной палаты, а также количество депутатов, которые могут входить в состав молодежного парламента.
Ученые, изучающие деятельность молодежных парламентов, указывают на то, что создание таких организаций направлено на повышение политической активности молодежи, формирование у нее правовой и политической культуры [6, с. 36], представление в законодательных органах интересов молодежи, обеспечение реального участия молодых граждан в реализации молодежной политики [7, с. 229]. Учитывая задачи, стоящие перед молодежными парламентами, считаем, что возрастной ценз следует распространить на всех членов молодежной палаты с одновременным выведением из ее состава депутатов областной думы, поскольку последние, не являясь молодежью, не могут представлять ее интересы. Указанную категорию лиц можно приглашать на заседания молодежных парламентов с правом совещательного голоса.
Следует отметить, что в ряде регионов в качестве эксперимента осуществлялось фор-
мирование молодежных представительных органов при органах местного самоуправления путем совмещения «взрослых» выборов с выборами в молодежный представительный орган. Как указывает Л. В. Вуец: «Данная технология позволяет активно привлечь молодежь на избирательные участки, где происходит параллельное голосование на двух участках: "взрослом" и "молодежном", которые территориально разделены» [6, с. 37]. Однако такой способ формирования молодежного представительного органа оказался довольно затратным и трудно осуществимым - граждане до 18 лет еще не присутствуют в списках избирателей, и их регистрация в качестве таковых является весьма затруднительной, в связи с чем в настоящее время от него практически отказались.
Н. А. Дороботова, рассматривая порядок формирования молодежных представительных органов в различных субъектах РФ, отмечает, что в ряде регионов члены молодежных представительных органов включаются в состав этих органов на основе отбора подготовленных ими конкурсных проектов [8, с. 36]. Считаем, что подобную практику желательно распространить повсеместно, что поможет выбирать в состав данных органов наиболее активных молодых людей, имеющих сформировавшийся взгляд на молодежные проблемы, способных аргументировать свою точку зрения и отстаивать ее. Именно такие качества нужны будущим парламентариям.
Молодежные представительные органы создаются по образцу действующих законодательных органов субъектов РФ. Их деятельность и структура максимально приближены к деятельности и структуре органов законодательной власти. Например, в ст. 5 закона Брянской области о молодежном парламенте Брянской области «Организация работы Молодежного парламента» [4] указывается, что основой формы работы данного органа являются заседания, которые правомочны, если на них присутствует не менее половины состава парламента. Из состава молодежного парламента избирается председатель и его заместители, формируются комитеты и комиссии в составе парламента, избираются их председатели.
В работе молодежного парламента принимают активное участие представители Брянской областной думы. Так, регламент молодежного парламента утверждается постанов-
лением Брянской областной думы. Первое заседание молодежного парламента созывается и проводится председателем Брянской областной думы. В работе парламента могут принимать участие представители законодательного и исполнительного органов государственной власти Брянской области, органов местного самоуправления, Общественной палаты Брянской области. Указанные лица обладают правом совещательного голоса. Обеспечение деятельности молодежного парламента осуществляется аппаратом Брянской областной думы. Следует отметить, что в указанном законе не определена периодичность проведения заседаний молодежного парламента. Данный пробел нуждается в устранении.
В структуре молодежной палаты Ивановской области образуются комиссии по организации работы молодежной палаты, комитеты, комиссии и рабочие группы, работающие в соответствии с ее решениями. В палате в обязательном порядке создаются шесть комитетов по направлениям деятельности, аналогичным соответствующим комитетам Ивановской областной думы. В каждый комитет входит по четыре члена молодежной палаты. Комитеты молодежной палаты осуществляют тесное взаимодействие с комитетами Ивановской областной думы, вправе присутствовать на их заседаниях, имеют право заблаговременно знакомиться с повесткой дня и материалами, с согласия председателя комитета выступать на данных заседаниях.
Интересно, что в структуру палаты (п. 5 Положения о Молодежной палате Ивановской области) включены заседания молодежной палаты. В связи с тем, что заседания являются одной из форм деятельности палаты и не могут быть частью структуры, их надо исключить из перечисляемых в положении структурных единиц. Возглавляет палату председатель, который имеет заместителя и не входит ни в один из комитетов молодежной палаты. Заседания палаты проводятся не реже двух раз в год. Решения принимаются большинством голосов от присутствующих на заседаниях. Обеспечение деятельности палаты осуществляется аппаратом Ивановской областной думы.
В Курской области заседания молодежной палаты проводятся не реже четырех раз в год [5]. Заседания являются правомочными, если на них присутствует более половины состава палаты. Решения принимаются простым большинством голосов от присутствующих.
В структуре палаты образуются экспертные и рабочие группы, в заседаниях которых могут принимать участие представители молодежных общественных объединений, ученые и специалисты, не вошедшие в ее состав. Молодежная палата образует совет молодежной палаты, в состав которого входят председатель палаты, его заместитель и представители общественных молодежных объединений, студенческих советов образовательных организаций в количестве, определяемом палатой. Совет занимается организационной деятельностью: созывает и подготавливает проведение заседаний палаты, разрабатывает план ее работы. Возглавляет молодежную палату председатель, избираемый из состава палаты на первом ее заседании.
Молодежные представительные органы, создаваемые при законодательных органах субъектов РФ, принимают решения в форме заключений, обращений, рекомендаций, резолюций, которые имеют рекомендательный характер. Однако их решениям может быть придан обязательный характер путем принятия соответствующего решения представительными органами государственной власти субъекта РФ.
Литература
1. Положение о Молодежной палате Ивановской области. URL: http://www.ivoblduma.ru/ about/molodezhnaya-palata/
2. О положении об общественном молодежном парламенте при Орловском областном Совете народных депутатов: постановление Орловского областного Совета народных депутатов от 28.02.2013 № 17/423-ос. URL: http:// lawru.info/dok/2013/02/28/n982095.htm
3. Об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне: европейская хартия: принята 17.11.2004 на 904-м заседании представителей министров. URL: http://consultant.ru
4. О молодежном парламенте Брянской области: закон Брянской области от 08.07.2009 № 44-З (в ред. от 04.07.2014). URL: http:// docs.cntd.ru>document/974013378
5. Об общественной молодежной палате при Курской областной Думе: закон Курской области от 23.12.2005 № 101-ЗКО (в ред. от 17.08.2012). URL: http://docs.cntd.ru/document/ 908003481
Несмотря на то, что молодежные представительные органы являются консультационными и совещательными и не принимают общеобязательных решений, их формирование на современном этапе развития общества и государства представляется не только вполне закономерным, но и необходимым. Молодежные представительные органы субъектов Российской Федерации выполняют функции взаимодействия молодежи с органами государственной власти, лоббируют ее интересы в представительных органах субъектов РФ. Кроме того, «играя» в парламентариев, молодые люди осваивают правила юридической техники, повышают свою правовую и политическую культуру, учатся взаимодействовать с органами государственной власти и отстаивать собственную точку зрения. Впоследствии многие из них становятся профессиональными управленцами. Так, Л. В. Вуец приводит следующую статистику: в октябре 2010 года восемь членов молодежного парламента Удмуртской республики участвовали в выборах в муниципальные представительные органы. Трое из них по результатам выборов прошли в состав городских дум [1, с. 39].
Bibliography
1. Regulations on the Youth Chamber of the Ivanovo region. URL: http://www.ivoblduma.ru/ about/molodezhnaya-palata/
2. On the provision of the Public Youth Parliament under the Orel Regional Council of People's Deputies: Orlovsky Regional Council of People's Deputies of February 28, 2013 № 17/423-os. URL: http:// lawru.info/dok/2013/02/28/n982095.htm
3. On the participation of young people in public life at the local and regional level: European Charter: adopted on November 17, 2004 at the 904th meeting of representatives of ministers. URL: http:// consultant.ru
4. On the Youth Parliament of the Bryansk Region: Law of the Bryansk Region of 08.07.2009 № 44-L (amended on 04.07.2014). URL: http:// docs.cntd.ru> document/974013378
5. On the Public Youth Chamber under the Kursk Regional Duma: Kursk Region Law of December 23, 2005 № 101-LKO (as amended on 17.08.2012). URL: http://docs.cntd.ru/document/ 908003481
6. Vuets L.V. The Youth Parliament of the Re-
6. Вуец Л. В. Молодежный парламент региона, результаты и перспективы // ВосточноЕвропейский научный вестник. 2015. № 2.
7. Калинина А. В. Молодежные парламенты - инструмент политической социализации // Вузовская наука: теоретико-методические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права: матер. Междунар. науч. семинара. Тюмень, 2015.
8. Дроботова Н. А. Молодежные парламенты в субъектах Российской Федерации как органы представительства различных категорий молодежи // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке: матер. Всерос. науч.-теор. конф. адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных организаций, посвящ. 55-летию Ростов. юрид. ин-та МВД России. Ростов н/Д, 2016.
gion, Results and Prospects // East-European scientific bulletin. 2015. № 2.
7. Kalinina A. V. Youth parliaments - an instrument of political socialization // University science: theoretical and methodological problems of training specialists in economics, management and law: materials of the International Scientific Seminar. Tyumen, 2015.
8. Drobotova N. A. Youth Parliaments in Subjects of the Russian Federation as Bodies of Representation of Different Youth Categories // Perspectives of State Legal Development of Russia in the 21st Century: proceedings of the All-Russian Scientific and Theoretical Conference of Adjuncts, Cadets and Students of Universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Postgraduate Students and Students of Educational organizations, dedicated to the 55th anniversary of the Rostov Institute of Law of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Rostov-on-Don, 2016.