Научная статья на тему 'Правовой статус Межисламской сети по космической науке и технологиям'

Правовой статус Межисламской сети по космической науке и технологиям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / ОИС / КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСЛАМСКИЕ ГОСУДАРСТВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО / ORGANIZATION FOR ISLAMIC COOPERATION (OIC) / SPACE ACTIVITIES / ISLAMIC STATES / INTERNATIONAL SPACE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хасан Асадоллах Биарджоманди

Объектом данной работы является правовой статус Межисламской сети по космической науке и технологиям (далее «ISNET»). ISNET представляет собой межгосударственное, неполитическое и некоммерческое агентство. Это независимое и автономное учреждение существует под эгидой постоянно действующего комитета по научно-техническому сотрудничеству COMSTECH в рамках Организации исламского сотрудничества (далее «ОИС»). Предполагается, что ISNET, о котором подробнее будет сказано ниже, является наивысшей точкой силы ОИС в сфере коллективной космической деятельности, а так же важнейшим и лучшим плацдармом, необходимым для дальнейшего учреждения специального агентства по космосу. В статье представляется полная информация касательно всех компонентов системы ISNET с тем, чтобы сформулировать и проанализировать факторы эффективности и производительности её административного аппарата. Результаты этой статье, показывают, что помимо бесспорного успеха, которого добилась ISNET в своей разносторонней деятельности, нельзя не обратить внимание также и на существенные недостатки. В период работы с 1987 до 2015 гг., то есть почти за три десятилетия, сеть не смогла предоставить странам-членам ОИС конкретные результаты, касающиеся практического использования космического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal status of Inter-Islamic network on space sciences and technologies

The legal status of the Inter-Islamic network on space sciences and technologies is the object of this article. ISNET is an inter-state, non-political and non-profit agency. It is an independent, autonomous and self governing institution under the protection of the the Organisation of Islamic Cooperation (OIC) Standing Committee on Scientific and Technological Cooperation (COMSTECH). It is assumed that ISNET is the highest point of force of the OIC in the area of collective space activities, as well as the most important and the best base for further establishment of the Agency's space. The article describes the ISNET with complete information across all components of the system to form and to analyse the issues of the efficiency and effectiveness of its administration. The results of this article indicate that, in addition to the undisputed success that ISNET has made in its diverse activities, one cannot but pay attention to the significant drawbacks. In the period from 1987 to 2015, i.e, for nearly three decades, ISNET has not been able to provide to member countries of the OIC results relating to the practical use of outer space.

Текст научной работы на тему «Правовой статус Межисламской сети по космической науке и технологиям»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

УДК 341

Биарджоманди Хасан Асадоллах

Московский государственный институт международных отношений (Университета) МИД России

biarjomandi@gmail.com

ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕЖИСЛАМСКОЙ СЕТИ ПО КОСМИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ТЕХНОЛОГИЯМ

Объектом данной работы является правовой статус Межисламской сети по космической науке и технологиям (далее «ISNET»). ISNET представляет собой межгосударственное, неполитическое и некоммерческое агентство. Это независимое и автономное учреждение существует под эгидой постоянно действующего комитета по научно-техническому сотрудничеству COMSTECH в рамках Организации исламского сотрудничества (далее «ОИС»). Предполагается, что ^^^ о котором подробнее будет сказано ниже, является наивысшей точкой силы ОИС в сфере коллективной космической деятельности, а также важнейшим и лучшим плацдармом, необходимым для дальнейшего учреждения специального агентства по космосу. В статье представляется полная информация относительно всех компонентов системы ISNET с тем, чтобы сформулировать и проанализировать факторы эффективности и производительности её административного аппарата. Результаты этой статьи показывают, что помимо бесспорного успеха, которого добилась ISNET в своей разносторонней деятельности, нельзя не обратить внимание также и на существенные недостатки. В период работы с 1987 до 2015 гг., то есть почти за три десятилетия, сеть не смогла предоставить странам-членам ОИС конкретные результаты, касающиеся практического использования космического пространства.

Ключевые слова: Организация исламского сотрудничества, ОИС, космическая деятельность, Исламские государства, международное космическое право.

ISNET представляет собой межгосударственное, неполитическое и некоммерческое агентство. Это независимое и автономное учреждение существует под эгидой постоянно действующего комитета по научно-техническому сотрудничеству COMSTECH [7] в рамках Организации исламского сотрудничества (далее «ОИС») [4].

была основана девятью странами-членами ОИС, среди которых Бангладеш, Ирак, Индонезия, Марокко, Нигер, Пакистан, Саудовская Аравия, Тунис и Турция в 1987 году, Сирия присоединилась к сети в 1997 году; Иран и Судан -в 2004 году; Азербайджан и Сенегал - в 2009 году, Египет и Иордания - в 2011 г. и 2013 г., соответственно, тем самым увеличив членство ШЫЕТ до 16 исламских стран [2].

Штаб-квартира ШЫЕТ - Комиссия по исследованию космического пространства и верхних слоев атмосферы Пакистана (далее «СУПАР-КО») - находится в Пакистане. СУПАРКО обеспечивает людскими ресурсами, служебными помещениями, а также административной и материально-технической поддержкой. ШЫЕТ имеет трехуровневую структуру, в которую входят Руководящий орган, Исполнительный совет и Секретариат. В Исполнительный совет входят представители государств-членов, а также представитель COMSTECH. Это высший орган, принимающий решения и собирающийся, по крайней мере, один раз в два года [6, с. 1].

сотрудничает и взаимодействует со странами-членами ОИС по вопросам использования космического пространства в мирных целях, а также стремится к использованию потенциала космического пространства для развития и на бла-

го этих стран. предоставляет платформу

для экспертов в области космической науки, позволяющую исследователям из стран-членов ОИС обмениваться опытом, проводить совместные исследования и предлагать новые разработки. Она образует сеть обмена информацией, помогая в процессе обучения развивать качество и возможности трудовых ресурсов стран ОИС в соответствующих областях. В этом контексте ежегодно организуется множество различных учебных программ, а специалистам из стран-членов выделяются средства для участия в них [3].

Основными целями ШЫЕТ являются:

- сотрудничество и взаимодействие стран-членов ОИС по использованию космического пространства в мирных целях [3];

- обмен информацией, опытом и поддержание диалога в области космической науки, технологий и их применения между государствами-членами ОИС;

- создание и поддержание работы Банка данных экспертизы и научных данных в области космической науки, космической техники и их применения в государствах-членах ОИС;

- совместные проекты в области космической науки, космической техники и их применения в государствах-членах ОИС;

- оказание консультационных услуг;

- оказание помощи по вопросам обучения и повышения квалификации сотрудников в космической области;

- науки и технологий в странах-членах ОИС [6], а также организация краткосрочных и долгосрочных курсов, учебных семинаров, корпоративного обучения [6].

© Биарджоманди Х.А., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 7, 2014

175

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Помимо бесспорного успеха, которого добилась КЫЕТ в своей разносторонней деятельности [6, с. 8-9], нельзя не обратить внимание также и на существенные недостатки. В период работы с 1987 до 2015 гг., то есть почти за три десятилетия, сеть не смогла предоставить странам-членам ОИС конкретные результаты, касающиеся практического использования космического пространства. Общее количество членов ОИС на сегодняшний день составляет 57 стран, при этом наблюдаются следующие затруднения: приостановление деятельности некоторыми странами в определенные периоды времени; существенная зависимость от COMSTECH; ограничение элементов программ [2], а также видов деятельности, отсутствие обучения в области права как основы использования космического пространства; жесткие ограничения в финансировании, зависимость от членских взносов [3, с. 7-8], и другие трудности для государств, которые не смогли установить стратегические партнерские отношения в сфере космических исследований в рамках ОИС, таких как запуск спутников, дистанционного зондирования Земли из космоса, спутниковой навигации и пилотируемых космических полетов.

Основная проблема, приводящая к ослаблению функционирования сети ШЫЕТ, лежит в самой её природе; прежде всего, это объясняется отсутствием источников информации, предоставляющих данные об основных международных институтах, реализующих свою деятельность в сфере космических исследований, которые рассматриваются как символ коллективного сотрудничества, создания и формирования мощной структуры, укрепления национальной безопасности, развития науки, техники, а также развития и укрепления экономики. Но, как уже упоминалось выше, ШЫЕТ - организация некоммерческая и неполитическая, и на природу её функционирования повлияли форма привлечения к членству, совместная деятельность, сотрудничество, производство, использование новых технологий, обмен национальными научно-техническими продуктами стран-членов, а также способность конкурировать с другими межгосударственными организациями.

Другая проблема, которая является также основной причиной предыдущей, состоит в недостаточном использовании возможностей и мощностей ОИС, комитетов и институтов, связанных с ней, для развития сотрудничества с теми институтами, которые на сегодняшний день занимаются научной деятельностью в сфере космических исследований, а именно:

- Постоянный комитет по экономическому и торговому сотрудничеству ОИС (СОМСЕС);

- Постоянный комитет по вопросам информации и культуры (СОМ1АС);

- Организация радиовещательной и телевизионной службы исламских государств;

- Исламский банк развития (ИБР) - международная финансовая организация, расположенная в Джидде (Саудовская Аравия).

Например, в сфере высшего образования, технологий и права, а в особенности в сфере высшего юридического образования, ISNET может использовать сеть виртуальных ВУЗов исламского мира, список которых был утвержден на 14-м заседании Генеральной Ассамблеи Постоянного комитета по научно-техническому сотрудничеству (COMSTECH) при Организации Исламской конференции (ОИС), состоявшейся 11-13 января 2011 года, в Исламабаде, Пакистан.

Этот университет был торжественно открыт в Иране; на открытие были приглашены 19 лиц из посольств стран-членов COMSTECH. Целью создания сети виртуальных университетов исламского мира является создание и укрепление научной коммуникации, исследование и изучение виртуальных университетов в исламских странах, которые с установлением такой сети будут иметь доступ к научному обмену, образовательным и исследовательским центрам стран-участниц и смогут расширить с помощью этого метода область выполнения различных проектов. Университеты, которые представят свою образовательную программу и проекты в электронной системе исламского мира, также смогут стать членами этой виртуальной сети. Таким образом, в этой сети могут появиться библиотечные залы, амфитеатры, звуковые студии и виртуальные классы [1].

Также важно отметить, что благодаря существованию арбитражных и судебных институтов могут быть решены и судебно-правовые споры, касающиеся деятельности в космическом пространстве. Однако следует уточнить, что на данный момент такое сотрудничество неосуществимо на этом уровне из-за характера административного устройства и задач ISNET. Для достижения такой перспективы ISNET необходимо превратить в постоянный комитет, институт, центр или космическое агентство ОИС. Вне зависимости от названия, соответствующая организация должна стать независимой структурой для коллективного сотрудничества в сфере космической деятельности с обязательным единым ясным видением перспектив, официальной политики и планов.

Библиографический список

1. COMSTECH Inter Islamic Network on Virtual Universities (CINVU) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cinvu.net (дата обращения 20.03.2015).

2. Islamic Network on Space Sciences and Technology (ISNET) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isnet.org.pk/# (дата обращения 20.03.2015).

3. ISNET activities 2006-2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isnet.

176

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова iij- № 7, 2014

Этапы и стадии исполнения приговора

org.pk/pages/isnet-activities.asp. (дата обращения 20.03.2015).

4. Организация исламского сотрудничества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.oic-oci.org/oicv2/home/?lan=en (дата обращения 20.03.2015).

5. Pakistan Space & Upper Atmosphere Research Commission (SUPARCO) [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: http://www.suparco.gov.pk/ (дата обращения 20.03.2015).

6. Report for The fourteenth General Assembly meeting of COMSTECH Islamabad 11-13 January 2011.

7. Standing Committee for Scientific and Technological Cooperation (COMSTECH) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://comstech. org/#. (дата обращения 20.03.2015).

УДК 343.15

Крымов Александр Александрович

кандидат юридических наук, доцент начальник Академии ФСИН России krsan@yandex.ru

ЭТАПЫ И СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА

Действующее уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает, что установленный им порядок уголовного судопроизводства является единым и обязательным для всех без исключения органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры и суда. Это положение имеет принципиальное значение, так как именно в нем подчеркивается незыблемость продекларированных демократических принципов, направленных на защиту прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства при производстве по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора. Полноценное участие в судебном разбирательстве заинтересованных лиц позволит избежать множества ошибок в правоприменительной деятельности. В современном уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации отсутствует четкая регламентация правового статуса представителя учреждения или органа, исполняющего наказания, что негативно сказывается на вопросах по рассмотрению и разрешению дел на стадии исполнения приговора. Сотрудники уголовно-исполнительной системы практически лишены возможности полноценного участия в деятельности суда при решении вопросов на стадии исполнения приговора и занимаются лишь уголовно-исполнительными вопросами. Причины этого кроются в пробельности уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, препятствующей эффективной реализации процессуальных полномочий представителем администрации исправительного учреждения. Для устранения выявленных недостатков предлагается на законодательном уровне более четко определить процессуальные полномочия участников уголовного судопроизводства при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, а так же разделить стадию исполнения приговора на три взаимосвязанных этапа (возбуждение производства, подготовка дела к судебному заседанию, судебное заседание), выделение которых будет способствовать принятию справедливого судебного решения.

Ключевые слова: стадия исполнения приговора; представитель администрации учреждения или органа, исполняющего наказание; этапы стадии исполнения приговора; уголовно-процессуальный статус представителя администрации учреждения или органа, исполняющего наказание; возбуждение производства; подготовка дела к судебному заседанию; судебное заседание.

Стадия исполнения приговора, по мнению В.В. Николюка и других специалистов, - это особая стадия уголовного процесса [5]. Она одновременно регулируется в уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве. Инициирование вопросов, решаемых в стадии исполнения приговора, осуществляется сначала в уголовно-исполнительном законодательстве, а затем переходит в уголовно-процессуальное.

Вместе с тем, вышеуказанный подход не дает понимания того, где же пределы этой стадии и с какого момента заканчивается уголовно-исполнительное регулирование и начинается уголовно-процессуальное (эта теоретическая проблема обсуждается в юридической литературе [1; 7]).

Сегодня очевидно наличие ряда актуальных вопросов стадии исполнения приговора, требующих внимательного изучения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Среди них - процессуальные полномочия сотрудников

органов и учреждений уголовно-исполнительной системы при решении судами вопросов на стадии исполнения приговора. При исследовании данной проблемы следует учитывать ряд обстоятельств. Первое из них заключается в том, что процессуальные полномочия сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы при решении судами вопросов в стадии исполнения приговора находятся на стыке уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. Другое обстоятельство состоит в том, что в пенологии вопросы, связанные с правовым регулированием процессуальных полномочий учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, традиционно рассматриваются недостаточно. Так, еще Н.А. Стручков в докторской диссертации лишь отчасти затрагивал уголовно-процессуальные аспекты исполнения наказаний [9].

Для решения этой проблемы требуется разделить стадию исполнения приговора на этапы, о чем уже давно говорится в литературе [4]. В УПК РФ

© Крымов А.А., 2014

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 7, 2014

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.