Научная статья на тему 'Правовой статус лиц, пострадавших при чрезвычайных ситуациях экологического характера (теоретико-правовой анализ)'

Правовой статус лиц, пострадавших при чрезвычайных ситуациях экологического характера (теоретико-правовой анализ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
910
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евтушенко В. И.

In clause the analysis of a legal status of the persons injured at extreme situations of ecological character is carried out, its prominent features are allocated. The conclusion that the legal status of the persons injured with occurred ecological accident, is a special legal status is made, possesses urgent character and has the purpose guaranteed restoration of the constitutional laws of the person broken as a result of ecological accident. The legal status of the persons injured with occurred ecological accident, is determined as legally fixed condition of the person to which owing to negative influence for its life and health on the part of an environment owing to the occurred ecological accident (technological failure or natural cataclysm) the additional guarantees facilitating to its realization of separate persons inherent only in these category are given, the rights fixed both in international, and in the interstate legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой статус лиц, пострадавших при чрезвычайных ситуациях экологического характера (теоретико-правовой анализ)»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

В. И. Евтушенко*

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)

Ключевые слова: правовой статус, правовое положение, юридические гарантии, социальная группа, экологическая катастрофа.

In clause the analysis of a legal status of the persons injured at extreme situations of ecological character is carried out, its prominent features are allocated. The conclusion that the legal status of the persons injured with occurred ecological accident, is a special legal status is made, possesses urgent character and has the purpose guaranteed restoration of the constitutional laws of the person broken as a result of ecological accident. The legal status of the persons injured with occurred ecological accident, is determined as legally fixed condition of the person to which owing to negative influence for its life and health on the part of an environment owing to the occurred ecological accident (technological failure or natural cataclysm) the additional guarantees facilitating to its realization of separate persons inherent only in these category are given, the rights fixed both in international, and in the interstate legislation.

Конституционно-правовые нормы закрепляют основы правового статуса человека, отражают основополагающие исходные начала, определяющие его положение в обществе и государстве. Они персонифицируют индивида как своего рода юридическую личность, существующую в правовом поле Правовым статусом человека охватываются все существенные взаимоотношения с государством и обществом. Правовой статус физического лица всегда является отражением его социального положения, устойчивой юридической основой его интересов, комплексной, интеграционной категорией, отражающей взаимоотношения человека и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи2. Это одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности 3.

* Кандидат юридических наук, доцент юридического факультета Белгородского государственного университета. [77712@live.ru]

1 Тишаев Б.Б. К вопросу о понятии правового статуса индивида // История государства и права. 2008. № 16.

2 Абрамов В.И. Правовой статус ребенка // Современное право. 2005. № 9.

3 Права человека / под ред. Е.А. Лукашевой. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. С. 91.

Одним из основных направлений научных исследований в данном направлении, получившим в последние годы большое распространение, стали работы в области конкретизации отраслевых и специальных правовых статусов личности по отношению к определенным группам населения. Правовой статус личности, по определению Н.В. Витрука, представляет собой правовой «слепок ее социального положения»1, и, соответственно, правовой статус как юридическая категория определяет положение различных социальных групп в обществе, конкретизирует их права и обязанности.

В настоящее время в научной литературе не сформулирован всеобъемлющий и убедительный правовой подход к определению понятия «социальная группа». У определенной социальной группы есть лишь набор переменных, допустимых описаний, которые позволяют определить основные характеристики социальной группы, а именно наличие объединяющего неизменяемого признака (признаков), необходимого для самоидентификации членов группы. Независимо от того, каков именно этот определяющий группу общий признак, он должен быть признаком, который члены группы либо не могут изменить, либо не должны изменять вследствие его фундаментального значения для их личностных характеристик или совести. Среди основных характеристик социальной группы могут быть, например:

— факт добровольного единения, когда такое единение — данность определенной ценности, а не просто результат случайности;

— связи, не зависящие от человека, такие, как семейные узы, общий прошлый опыт или врожденные, неизменяемые характеристики;

— представления других людей2.

В связи с этим можно выделить специальные правовые статусы самых различных социальных групп, как, например, правовой статус гражданина, правовой статус иностранного гражданина или лица без гражданства, правовой статус мигранта3, правовой статус беженца4, правовой статус налогоплательщика 5 и т.д.

Если рассматривать социальную группу лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы, то ее представители, как и представители любой другой социальной группы, имеют свои права, свободы и обязанности. В связи с этим можно выделить несколько характерных

1 Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. С. 9.

2 Рубцова А. Иммиграционная система США // Миграция. 1998. № 4. С. 57— 59.

3 См.: Плюгина И.В. Теоретические основы правового статуса мигрантов // Журнал российского права. 2009. № 2.

4 См.: Евтушенко В.И. Правовой статус беженца в Российской Федерации. Белгород: Изд-во БГТУ, 2006. 113 с.

5 См.: Тройская С.С. Правовой статус налогоплательщика — физического лица в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. М.: 2007. 201 с.

особенностей правового положения лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы.

1. Специфика правового статуса данной категории лиц связана с произошедшей на определенной территории экологической катастрофой и необходимостью ликвидации ее последствий. Произошедшая техногенная или природная катастрофа и ее последствия, особенно если они связаны с радиационным, химическим или санитарно-эпидемиологическим заражением местности, отрицательно сказываются на жизни и здоровье лиц, проживающих или временно пребывающих в данной местности. Данный фактор порождает необходимость специального регулирования правового положения данной категории лиц.

2. Правовому статусу лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы, присущ временный, переходный характер. Специальный правовой статус у данной категории лиц возникает сразу же после произошедшей техногенной или природной катастрофы, а прекращается после полной ликвидации всех ее последствий и полного выполнения всех предусмотренных законодательством обязательств по выплате компенсаций, возмещения причиненного экологического вреда, восполнения материального и морального вреда.

3. Естественно, что правовое положение лиц, пострадавших в результате произошедших экологических катастроф, в целом совпадает с общим правовым статусом лица, существовавшим у него до катаклизма. Например, граждане Российской Федерации — жертвы экологических катастроф, если они остаются на территории собственного государства, не нуждаются в существенном изменении своего правового статуса, поскольку являются его гражданами и поэтому обладают теми же правами, что и остальные граждане. Иностранные граждане или лица без гражданства, которые находятся вне территории страны гражданства или государства постоянного проживания сохраняют, как правило, права и обязанности по отношению к своему государству.

Но с учетом того, что в условиях чрезвычайных экологических ситуаций, когда человек, его жизнь и здоровье подвергается негативному воздействию со стороны окружающей среды, проблема социальной защищенности человека приобретает особую значимость. Он нуждается в предоставлении дополнительных гарантий, облегчающих ему реализацию отдельных, присущих только этой категории лиц, прав.

4. Для данной категории лиц особое значение приобретает система гарантий. Например, Витрук Н.В. определяет, что «юридическими гарантиями реализации прав, свобод и обязанностей личности являются закрепленные законодательством: конкретизация пределов (границ) прав и обязан-

ностей; установление юридических фактов, с которыми связывается их реализация; определение процессуально-процедурных форм реализации прав, свобод и обязанностей, законных интересов.»1.

В то же время, как было рассмотрено выше, специальный правовой статус лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы, возникает после произошедшей техногенной или природной катастрофы и предусматривает в своей основе систему прав на возмещение причиненного экологического, материального и морального вреда, получение различного рода компенсаций, льгот и т.д.

Анализируя эти две юридические категории, правомерно сделать вывод о возрастании роли юридических гарантий в системе составляющих правовой статус лиц компонентов. Значение юридических гарантий как элемента правового статуса лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы, заключается в том, что они выступают определяющим фактором защиты человека при техногенном или природном катаклизме. По сути, данный специальный правовой статус сам является правовой гарантией защиты прав и свобод человека при произошедшей экологической катастрофе.

Существует две общепринятые классификации правового статуса личности.

Первая — это классификация в зависимости от объема правосубъектности: общий, специальный и индивидуальный правовой статус. В соответствии с ней правовой статус лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы, можно обозначить как специальный, отражающий специфику правового положения отдельных категорий лиц. Основу данного правового статуса составляют права, обязанности и, как рассмотрено выше, юридические гарантии. В социальную группу лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы, входят самые различные группы населения: ликвидаторы и проживающие вблизи очага аварии; пострадавшие от техногенной или природной экологической катастрофы; дети, трудящиеся или пенсионеры и т.д. Таким образом, данный правовой статус будет являться общим по отношению к данным социальным группам, т. е. правовой статус лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы, также может быть дифференцирован по более частным основаниям, которые, в свою очередь, состоят из индивидуальных правовых статусов конкретных личностей.

Вторая классификация делит правовой статус в зависимости от юридического основания на международно-правовой, конституционный и отраслевой.

1 Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008. С. 146.

Юридическую основу международно-правового статуса лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы, составляют правовые нормы, выработанные в рамках международно-правового регулирования деятельности по ликвидации последствий экологических катастроф и созданию механизмов гражданской ответственности за причиненный экологический вред.

Первоначально данная деятельность велась в рамках создания международно-правового механизма урегулирования ответственности за причинение ядерного вреда и вреда за загрязнения нефтью '. Среди международно-правовых документов в данной области можно выделить Парижскую конвенцию об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии от 29 июля 1960 г. и ответственности операторов ядерных судов от 25 мая 1962 г., Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный вред от 21 мая 1963 г., Международную конвенцию о гражданской ответственности за вред от загрязнения нефтью (Брюссель, 26 ноября 1969 г.) и Протокол к Международной конвенции о гражданской ответственности за вред от загрязнения нефтью (Лондон, 19 ноября 1976 г.).

Формирование правового механизма регулирования деятельности международного сообщества по защите людей и окружающей среды от воздействия техногенных аварий началось с принятием Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки, 17 марта 1992 г.), вступившей в силу для России 19 апреля 2000 г., и Протокола о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды к Конвенции 1992 года по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и к Конвенции 1992 года о трансграничном воздействии промышленных аварий (Киев, 21 мая 2003 г.).

Кроме того, юридическим основанием международно-правового статуса лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы, также являются международные соглашения по международной защите права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. Среди них: Стокгольмская Декларация по окружающей среде 1972 г.; так называемая Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, утвержденная Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3—14 июня 1992 года); Всемирная хартия охраны природы, принятая в 1982 году Генеральной Ассамблеей ООН; Конвенция о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, извест-

1 Нарышева Н.Г. Тенденции дифференциации правового регулирования возмещения вреда, причиненного окружающей среде // Экологическое право. 2005. № 1. С. 60.

ная, как Орхусская Конвенция1 (документ был открыт к присоединению на четвертой Конференции министров в городе Орхусе (Дания) в июне 1998 года, вступил в силу в 2002 г.) и Йоханнесбургская декларация по развитию международного права в области защиты прав человека на благоприятную окружающую среду (2002 г.).

Выделение международно-правового статуса лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы, необходимо в связи с тем, что Конституция Российской Федерации установила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Кроме того, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации), как, например, в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.

Конституционный правовой статус лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы, имеет в своем основании нормы конституции соответствующего государства.

Напрямую Конституция Российской Федерации не содержит правовых норм, определяющих права, обязанности и гарантии лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы. В то же время многие конституционные нормы так или иначе являются юридической основой правового статуса данной категории лиц. Так, ст. 42 Конституции Российской Федерации определяет, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии и право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данная статья является ключевой для отрасли права, посвященного защите экологических прав лиц, находящихся на территории России и, в том числе лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы.

Помимо обозначенных трех конституционных основных экологических прав, в Конституции Российской Федерации обозначен ряд других прав,

1 Орхусская Конвенция является международным региональным документом, т.к. предполагается, что основными договаривающимися сторонами будут государства — члены Европейской экономической комиссии. Конвенцию подписали все государства — члены Европейского Союза. Тем не менее документ не исключает возможности присоединения к нему других, в том числе неевропейских государств — членов ООН.

которые, не являясь чисто экологическими, тем не менее примыкают к ним и являются весьма важными, поскольку раскрывают некоторые стороны основных прав личности на благоприятную окружающую среду и защиты прав человека при экологических катастрофах. Эти права подразделяются на три группы.

В группу прав, дополняющих право на благоприятную окружающую среду, входят:

— право на жизнь (ст. 20 Конституции) — в связи с угрозами для существования личности, связанными с экологическими авариями, катастрофами или хроническим смертельным загрязнением;

— право на труд в безопасных условиях (ч. 3 ст. 37 Конституции) — в связи с обеспечением благоприятных условий среды на рабочем месте, в том числе после экологической катастрофы.

В группу прав, дополняющих право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, входят:

— право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 24 Конституции) — в отношении всех экологических прав;

— право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции) — в отношении экологической информации, в том числе сведений о произошедших техногенных или природных катастрофах и их возможных последствиях.

В группу прав, дополняющих право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением, входят:

— право на социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности (ч. 2 ст. 39 Конституции) — в отношении экологически обусловленных заболеваний, в том числе возникших вследствие произошедшей экологической катастрофы;

— право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции) — в случаях экологических правонарушений, явившихся причиной техногенной или природной катастрофы;

— право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции) — в случаях, связанных с действием (бездействием) государственных органов при экологических бедствиях и катастрофах.

Конституция Российской Федерации, закрепляя экологические права, говорит и об экологических обязанностях. Так, статья 32 Конституции Российской Федерации закрепляет обязанность не наносить ущерб окружаю-

щей среде и не нарушать права и законные интересы иных лиц при осуществлении правомочий собственника.

Указанные конституционные права и обязанности лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы, составляют в том числе юридическую основу конституционного правового статуса данной социальной группы.

Недостаточно лишь простого закрепления экологических прав и свобод в Конституции, необходимо также четкое закрепление механизмов их осуществления в реальной жизни. Данный механизм закрепляется в отраслевом правовом статусе: «В силу абстрактности содержания конституционного статуса отраслевые правовые статусы обретают особое значение, отражая прогрессивные тенденции в эволюции соответствующих прав и обязанностей. Отраслевые .правовые статусы более динамичны, чем конституционный, и отражают те изменения, которые происходят в жизни»1.

В силу данного обстоятельства в законодательстве Российской Федерации сложился отдельный правовой институт, регулирующий механизм защиты лиц, пострадавших от экологических катастроф. Различные аспекты данного направления деятельности, преимущественно различные виды социального обеспечения пострадавшего населения, закреплены в Законе Российской Федерации «О безопасности»2, Федеральном законе Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»3, других, в том числе региональных, нормативных актах.

Кроме того, в Российской Федерации принят ряд нормативных актов по защите лиц, пострадавших от крупнейших экологических катастроф. Так, для защиты лиц, жертв аварии на Чернобыльской атомной электростанции, принят Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»4. Также в России приняты такие нормативные акты, как Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите граж-

1 Тишаев Б.Б. Основные подходы к классификации экономико-правового статуса индивида // История государства и права. 2008. № 18.

2 Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 г. №2446-1 «О безопасности» (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 26.06.2008 г. № 103-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №15. Ст. 769.

3 Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 309-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. №35. Ст. 3648.

4 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №21. Ст. 699.

дан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»1 и Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении ''Маяк'' и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»2.

Анализ российского законодательства, в том числе посвященного проблемам экологии и правовой защиты лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы, позволяет говорить об экологическом статусе личности как об отраслевом, а о правовом статусе лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы, как о по-дотраслевом или институционном.

Если систематизировать рассмотренное выше, можно сделать вывод, что правовой статус лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы, является специальным правовым статусом, обладает срочным характером и имеет своей целью гарантированное восстановление нарушенных в результате экологической катастрофы конституционных прав человека.

Таким образом, правовой статус лиц, пострадавших в результате произошедшей экологической катастрофы, можно определить как юридически закрепленное состояние лица, которому вследствие негативного воздействия на его жизнь и здоровье со стороны окружающей среды вследствие произошедшей экологической катастрофы (техногенной аварии или природного катаклизма) предоставлены дополнительные гарантии, облегчающие ему реализацию отдельных, присущих только этой категории лиц, прав, закрепленных как в международном, так и во внутригосударственном законодательстве (Конституции и отраслевых нормативных актах).

1 Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (вред. Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. №2. Ст. 128.

2 Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1998 г. №175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 48. Ст. 5850.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.