ПРАВО И КОСМОНАВТИКА
ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ БАТУРИН
Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова Российской академии наук
125315, Российская Федерация, Москва, ул. Балтийская, д. 14 E-mail: baturin@ihst.ru SPIN-код: 9179-9362 ORCID: 0000-0003-1481-5369
ПРАВОВОЙ СТАТУС КОСМОНАВТА: КРАТКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
Аннотация. Впервые правовой статус космонавта Российской Федерации рассматривается не только посредством анализа законодательства или отдельного нормативного акта, но и как обобщение практической деятельности в области пилотируемой космонавтики.
История формирования правового статуса космонавта началась с 1960 г. За два первых десятилетия пилотируемой космонавтики совершенствовались и были введены в действия четыре Положения о космонавтах СССР. Однако в течение четверти века в Российской Федерации практическая летно-косми-ческая деятельности осуществлялась без какого-либо документа, регулирующего правовой статус космонавта. А подготовка Положения о космонавтах в Российской Федерации в период 1992-2017 гг. сталкивалась с серьезными препятствиями.
Утвержденное Правительством РФ в 2017 г. Положение о космонавтах Российской Федерации имеет существенные недостатки и пробелы. Приводится перечень проблем правового статуса космонавта, еще ожидающих своего решения. На основании летно-космического опыта предлагается дополнить Положение о космонавтах новыми нормами, касающимися прав и обязанностей космонавта.
Понятие «космонавт» и трудовую функцию космонавта предлагается определять через четыре компонента: специальность «космонавт», квалификацию «космонавт», должность «космонавт» и профессию «космонавт». Такой подход отличается от логики действующего Положения о космонавтах 2017 г., в котором трудовая функция космонавта рассматривается как синоним профессиональной деятельности космонавта.
Обосновывается необходимость Типового контракта на выполнение пилотируемого космического полета и Типового контракта на подготовку к выполне-
нию пилотируемого космического полета; достаточно подробно рассматривается их содержание.
Предлагается ввести в правовой статус космонавта международный компонент и при этом не только использовать весь комплекс прав и привилегий космонавтов, которые предусмотрены международным правом, но наделять космонавта полномочиями представителя государства на зарубежном или международном пилотируемом космическом объекте. Новые нормативные положения, необходимость которых обосновывается в статье, будут способствовать преодолению отставания правового регулирования в области космических полетов в России от зарубежного уровня и отечественной практики пилотируемой космонавтики.
Ключевые слова: космонавт, трудовая функция космонавта, профессиональная деятельность космонавта, права и обязанности космонавта, правовой статус космонавта, контракт на выполнение космического полета, Положение о космонавтах
YURI M. BATURIN
S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology, Russian
Academy of Science
14, Baltiyskaya str., Moscow 125315, Russian Federation
E-mail: baturin@ihst.ru
ORCID: 0000-0003-1481-5369
COSMONAUT'S LEGAL STATUS: BRIEF PROFESSIONAL COMMENTARY
Abstract. For the first time ever, the status of a cosmonaut of the Russian Federation shall be treated not only through the review of the legislation or a separate regulatory act but also through the summarization of practical activity in the area of manned cosmonautics.
The history of shaping a legal status of a cosmonaut has started since 1960. Over the first two decades of manned cosmonautics, four Regulations on cosmonauts of the USSR have been introduced and refined. However, for a quarter of a century in the Russian Federation, the practical space activities have been running without any instrument regulating the legal status of a cosmonaut. During the period 1992-2017, the preparation of the Regulation on cosmonauts in the Russian Federation was facing serious obstacles.
The Regulation on cosmonauts of the Russian Federation approved by the Russian Government in 2017 has significant drawbacks and gaps. A list of challenges of the legal status of a cosmonaut to be addressed is provided. It is expected to
supplement the Regulation on cosmonauts by new standards pertaining cosmonaut's rights and obligations based upon space expertise.
It is proposed to define the concept "cosmonaut" and cosmonaut's job description using four components: speciality "cosmonaut", qualification "cosmonaut", position "cosmonaut" and profession "cosmonaut". Such approach differs from the logic of the applicable Regulation on cosmonauts 2017 where the cosmonaut's job description shall be treated as a synonym of the cosmonaut's professional activity.
The need for availability of a Model Contract for execution of manned space mission and Model Contract for preparation to execution of manned space mission is rationalized; its content is provided in sufficient detail.
It is proposed to introduce an international dimension into the legal status of a cosmonaut, and in doing so not only to use the whole array of rights and privileges of cosmonauts stipulated by the international law, but also to empower a cosmonaut to act as a representative of the State both at the overseas or international manned space object.
The new regulatory acts, the need for which is given rationale in the article, will contribute to bridging gaps of legal regulation in the area of space missions in Russia between the western expertise and national practice of manned cosmonautics.
Keywords: astronaut, astronaut's labour function, professional activities of an astronaut, astronaut's rights and obligations, astronaut's legal status, contract for undertaking of space mission, Statute on astronauts
1. Введение
Законом РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-I «О космической деятельности» установлено, что правовое положение (статус) космонавтов определяется Правительством РФ Почти четверть века в Российской Федерации «действовало» Положение о космонавтах СССР, утвержденное постановлением Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 30 апреля 1981 г. № 425-1272. Мягко говоря, этот документ советского времени далеко не в полной мере обеспечивал регулирование основополагающих вопросов, связанных с особенностями правового статуса российских космонавтов, спецификой их профессиональной деятельности. А если говорить прямо, то при всем желании реально применить можно было только один пункт данного Положения — право космонавта бесплатно пользоваться Почтой летчиков-космонавтов, которая на самом деле не относилась к Почте
1 Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-! «О космической деятельности» // Российская газета. 1993. 6 окт. № 186.
2 Положение о космонавтах СССР. Утв. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 апреля 1981 № 425-127 (Личный архив автора. Документ опубликован не был).
России, а была всего лишь небольшим структурным подразделением Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина.
И вот, наконец, постановлением Правительства РФ от 10 мая 2017 г. № 551 было утверждено Положение о космонавтах Российской Федерации3, направленное на устранение пробелов в правовом регулировании профессиональной деятельности космонавтов. Автор видит свою задачу в том, чтобы прокомментировать данное Положение с юридической точки зрения и с профессиональной позиции космонавта, имея в виду не только решенные, но и в большей мере «забытые» этим документом проблемы.
2. История вопроса
11 января 1960 г. в соответствии с постановлениями ЦК КПСС4 и Совета Министров СССР5 Главнокомандующий Военно-воздушных сил (ВВС) СССР Главный маршал авиации К.А. Вершинин определил организационно-штатную структуру Центра подготовки космонавтов ВВС и зачислил на должность слушателей 20 летчиков, которым предстояло стать космонавтами6. 3 марта 1960 г. министр обороны СССР утвердил совершенно секретное «Временное сокращенное положение о космонавтах»7. Через полгода постановлением Совета Министров СССР «О подготовке полета человека в космическое пространство» было утверждено первое Положение о космонавтах Союза ССР8. Этим документом впервые в нашей стране были введены должности
3 Постановление Правительства РФ от 10 мая 2017 г. № 551 «Об утверждении Положения о космонавтах Российской Федерации» // СЗ РФ. 2017. № . 21. Ст. 3004.
4 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 января 1959 г. № 22-10 «Об усилении научно-исследовательских работ в области медико-биологического обеспечения космических полетов» // Вестник Архива Президента РФ. Специальный выпуск «Советский космос». 2011. С. 115—116 (АП РФ. Ф. 3. Оп. 78. Д. 1051. Л. 2-3).
5 Постановление Совета Министров СССР от 22 мая 1959 г. № 569-264 «Об объекте "Восток"» // Вестник Архива Президента РФ. Специальный выпуск «Советский космос». 2011. С. 123-125 (АП РФ. Ф. 3. Оп. 47. Д. 275. Л. 2-34).
6 Директива Главнокомандующего ВВС от 11 января 1960 г. № 321141 (Личный архив автора).
7 Приказ министра обороны СССР от 3 марта 1960 г. № 0031 // Первый пилотируемый полет. Сборник документов в двух книгах. Книга первая. М., 2011. С. 180-182 (ЦА МО. Ф. 2. Оп. 179434. Д. 58. Д. 169-161).
8 Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1960 г. № 866-361 // Советская космическая инициатива в государственных документах. 1946-1964 гг. /
«космонавт», «инструктор-космонавт» и «старший инструктор-космонавт», а также получила официальное подтверждение уже существовавшая к тому времени должность «слушатель-космонавт». Кроме того, были впервые определены этапы подготовки космонавтов к космическим полетам и перечень организаций, на которые возлагалось их осуществление. Впервые были определены и вопросы материального обеспечения и социальной защиты космонавтов и членов их семей.
В связи с новыми задачами по освоению космического пространства и необходимостью подготовки высококвалифицированных космонавтов-исследователей (инженеров) и космонавтов-испытателей (ученых разных специальностей) было принято совершенно секретное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 марта 1967 г. № 270-105 «О подготовке космонавтов-испытателей и космонавтов-исследователей», которым утверждалось Положение о космонавтах-испытателях и космонавтах-исследователях Союза ССР9.
Полтора десятилетия космических полетов дали большой опыт, но и выявили новые проблемы, которые требовали правового урегулирования. 30 апреля 1981 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было утверждено новое Положение о космонавтах СССР, которое с изменениями, принятыми в 1993 г.,10 действовало до 2017 г. Данным Положением были введены новые наименования должностей космонавтов: «кандидат в космонавты-испытатели» и «кандидат в космонавты-исследователи» (аналог «слушателя-космонавта»), «космонавт-испытатель» и «космонавт-исследователь», «инструктор-космонавт-испытатель» и «инструктор-космонавт-исследователь». Согласно Положению 1981 г. статус космонавта распространялся только на проходящих службу в Отряде космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК) имени Ю.А. Гагарина. Поэтому космонавты, находившиеся на административных должностях Центра, юридически выбыли из Отряда11.
Под ред. Ю.М. Батурина. М., 2008. С. 101—106 (Документ хранится в Архиве Президента РФ. Ф. 93).
9 Советская космическая инициатива в государственных документах. 1946— 1964 гг. / Под ред. Ю.М. Батурина. С. 326—331 (Документ хранится в Архиве Президента РФ. Ф. 93).
10 Постановление Совета министров — Правительства РФ от 17 мая 1993 г. № 455 «Вопросы материального и пенсионного обеспечения космонавтов» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 21. Ст. 1908.
11 См.: Советские и российские космонавты. 1960—2000 / Сост. И.А. Маринин, С.Х. Шамсутдинов, А.В. Глушко; под общ. ред. Ю.М. Батурина. М., 2001. С. 8—11.
После распада Советского Союза создание новых государственных структур и органов управления, а также принципиально новой нормативно-правовой базы, регулирующей в том числе и космическую деятельность, привело к тому, что Положение о космонавтах СССР фактически утратило юридическую силу. Верховный Совет РСФСР сразу же установил, что «на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению»12. Многих организаций, министерств и ведомств, указанных в Положении о космонавтах СССР, уже не было, их функции выполнялись другими организациями с новыми названиями.
Сразу после создания 25 февраля 1992 г. Федерального космического агентства (ФКА) вопрос урегулирования возникших пробелов поставили космонавты С.В. Кричевский и Н.Н. Фефелов, выступившие с инициативой разработки нового Положения о космонавтах России13. Полтора года работу над Положением откладывали под предлогом подготовки закона «О космической деятельности», а затем начались межведомственные согласования. В период 1996—2001 гг. Российским государственным научно-исследовательским испытательным Центром подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина (РГНИИЦПК) с участием Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва (РКК «Энергия») и Государственным научным центром РФ «Институт медико-биологических проблем» (ГНЦ РФ ИМБП) был разработан проект Положения о космонавтах Российской Федерации, отправленный на рассмотрение в Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос) для принятия решения по его доработке (при необходимости) и последующего представления в Правительство РФ на утверждение14. Следует отметить, что отправленный в Росавиакосмос
12 Постановление Верховного Совета РФ от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (п. 2) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1991. № 51. Ст. 1798.
13 Кричевский C.B., Фефелов H.H. Положение о космонавтах и кандидатах в космонавты Российской Федерации. Проект. Редакция 01 от 29 июля 1992 г. (Личный архив автора). Информация о проекте и его концепция были опубликованы: Концепция и проект «Положения о космонавтах и кандидатах в космонавты Российской Федерации» // Новости космонавтики. 1992. № 10. С. 13—15.
14 Исх. РГНИИЦПК — 888/Э от 04.12.2001; вх. Росавиакосмоса — 247 от 04.12.2001 (Личный архив автора).
проект во многом был результатом компромисса между основными организациями, традиционно участвовавшими в отборе и подготовке космонавтов и имеющими в своей структуре собственные отряды космонавтов, как это и было закреплено в Положении о космонавтах СССР 1981 г. Данное обстоятельство привело к избыточной защите в проекте внутриведомственных интересов. Необходимо учесть и несовершенство вновь создаваемой нормативно-правовой базы, регулирующей в том числе и область пилотируемой космонавтики. Представленный проект Агентством был отклонен.
В 2002 г. начальник РГНИИЦПК летчик-космонавт СССР генерал-полковник П.И. Климук утвердил НИР РГНИИЦПК «Разработка проекта Положения о космонавтах Российской Федерации» (шифр «Силуэт-Н»). Работа была выполнена в сентябре — декабре 2002 г. и подготовленный проект предложили обсудить и согласовать РКК «Энергия» и ГНЦ РФ ИМБП. С тех пор подготовка проекта Положения о космонавтах Российской Федерации 11 лет ходила по кругу: согласование документа ЦПК, РКК «Энергия» и ИМБП — возражения Росавиакосмоса (с 2004 г. Федеральное космическое агентство (ФКА)) — возвращение к версии ФКА — согласование... и т.д. Соотношение сил участников создания проекта все это время менялось. РГНИИЦПК как структура, имеющая двойное подчинение (Министерство обороны РФ и ФКА), в 2009 г. был упразднен. Вместо него была создана гражданская организация Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» (ФГБУ НИИ ЦПК). Реформирование ЦПК тянулось несколько лет, соответственно тормозились и такие не первоочередные работы, как подготовка Положения о космонавтах. Кроме того, в этот период отряды космонавтов ЦПК, РКК «Энергия», ИМБП и Российской академии наук в конце 2010 г. были объединены в единый отряд космонавтов Роскосмоса на базе ФГБУ НИИ ЦПК15.
В этот период над проектом Положения о космонавтах РФ работали:
- от ЦПК имени Ю.А. Гагарина: Ю.М. Батурин, С.А. Волков, В.Н. Дмитриев, В.Г. Корзун, Б.И. Крючков, Ю.И. Онуфриенко, В.А. Рень, Ю.Б. Сюсюрка, А.В. Темеров, М.М. Харламов и др.;
15 Приказ Федерального космического агентства от 7 декабря 2010 г. № 197 «О создании единого отряда космонавтов Федерального космического агентства» // СПС «КонсультантПлюс».
- от РКК «Энергия» имени С.П. Королёва: А.П. Александров, С.В. Бронников, И.В. Виноградова, П.В. Виноградов, А.С. Иванчен-ков, А.Ю. Калери, Ю.В. Усачев и др.;
- от ГНЦ РФ - ИМБП РАН: Г.И. Самарин.
Наконец, в 2014 г. в ФКА возникла идея вместо Положения о космонавтах подготовить проект федерального закона «О космонавтах Российской Федерации». Нельзя сказать, что это была хорошая идея: многие важные для профессиональной деятельности космонавтов вопросы были просто мелки для федерального закона, но и те, что могли бы быть урегулированы на законодательном уровне, в дальнейшем трудно было бы изменять. Ситуацию (только применительно к подготовке Положения о космонавтах) спасло упразднение ФКА и создание на его базе Государственной корпорации (ГК) «Роскосмос»16. Инициативы ФГБУ НИИЦПК, наконец, достигли цели, Положение о космонавтах Российской Федерации было одобрено ГК «Роскосмос» и утверждено Правительством РФ.
3. Проблемы, урегулированные Положением о космонавтах
Положением о космонавтах Российской Федерации 2017 г. в той или иной степени урегулированы семь (только семь!) вопросов из десятков самых актуальных. Посмотрим, как это сделано.
3.1. Определение понятия «космонавт». Определение любого понятия, даже для конвенциального употребления в нормативном акте — дело весьма непростое. Согласно Положению «космонавтом является гражданин Российской Федерации, выразивший желание участвовать в космических полетах, соответствующий профессиональным и медицинским требованиям, установленным Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" (далее — уполномоченный орган), прошедший конкурсный отбор и подготовку к выполнению пилотируемых космических полетов в порядке, установленном уполномоченным органом, и по результатам квалификационной аттестации принятый в подведомственном уполномоченному органу учреждении (далее — учреждение) на должность космонавта-испытателя для осуществления профессиональной деятельности (трудовой функции) в области испытаний и эксплуатации космической техники в услови-
16 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 215-ФЗ «О государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"» // СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. I). Ст. 4341.
ях пилотируемого космического полета или космонавта-исследователя для осуществления профессиональной деятельности (трудовой функции) в области проведения научно-прикладных исследований и экспериментов в условиях пилотируемого космического полета» (п. 2).
Собственно, к этому определению больше всего претензий.
Главный недостаток связан с парадоксальной системой профессий и должностей, принятой в Российской Федерации. На сегодняшний день в нашей стране единым нормативным правовым актом, содержащим наименования существующих и официально признанных профессий, является Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР)17. Документ состоит из двух разделов: 1) профессии рабочих и 2) должности служащих. Первый раздел формируется на основе данных Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, уставов, специальных положений и соответствующих постановлений, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики. В названных документах упоминаний о профессии «космонавт» нет. Второй раздел составлен на основе Единой номенклатуры должностей служащих Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике. В этом перечне должностей есть указание на шесть должностей космонавтов: инструктор-космонавт-испытатель, инструктор-космонавт-исследователь, кандидат в космонавты-испытатели, кандидат в космонавты-исследователи, космонавт-испытатель и космонавт-исследователь. Основанием для их включения в ОКПДТР послужило Положение о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации18, содержащее перечень указанных штатных должностей.
Ныне действующее Положение о космонавтах Российской Федерации исключило из перечня «космических» должностей «кандидата
17 Постановление Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 г. № 367 «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94» (с последующими изм.) // СПС «Кон-сультантПлюс».
18 Положение о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утв. постановлением Совета министров — Правительства РФ от 17 мая 1993 г. № 455 «Вопросы материального и пенсионного обеспечения космонавтов» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 21. Ст. 1908.
в космонавты-испытатели» и «кандидата в космонавты-исследователи» (напоминаю: аналог «слушателей-космонавтов»), т.е. лиц, проходящих общекосмическую подготовку — необходимую базовую профессиональную подготовку космонавта, проводимую в ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина». Вряд ли это правильно, потому что никого не назначают сразу после конкурсного отбора на должность «космонавт-испытатель» или «космонавт-исследователь», а сначала лица, прошедшие отбор, замещают должности «кандидат в космонавты-испытатели» или «кандидат в космонавты-исследователи» согласно штатному расписанию отряда космонавтов для прохождения начальной подготовки. Кандидат в космонавты-испытатели, кандидат в космонавты-исследователи обязан овладеть в течение определенного времени установленными для курса общекосмической подготовки знаниями и навыками, выполнять все требования руководства отряда космонавтов, Центра подготовки космонавтов и Роскосмоса. Наряду с нормами трудового права отношения по подготовке кандидата в космонавты регулируются также специальными нормами, определяемыми учебным характером выполняемых кандидатом в космонавты операций, часть которых носит сложный и опасный для здоровья и жизни характер и направлена на получение знаний и навыков, необходимых космонавту в профессиональной деятельности.
Кроме того, определение полностью исключает из числа космонавтов не только ушедших из жизни до распада СССР летчиков-космонавтов СССР, но и космонавтов, прошедших в Советском Союзе полный курс подготовки, получивших документы, подтверждающие их квалификацию космонавта, и работавших на указанных выше должностях космонавта, даже осуществлявших дублирование, однако по разным причинам не выполнивших космический полет. Некоторые из них продолжают трудиться в космической отрасли и сегодня, но никаких льгот, включая бесплатную медицинскую помощь, как летчики-космонавты СССР (п. 9 Положения о космонавтах), не получают. Представляется неправильным такое отсечение фрагмента исторической памяти и несправедливое отношение к людям, которые отдавали свои силы и здоровье формированию высочайшего космического авторитета Советского Союза, правопреемником которого стала Российская Федерация.
Но главная проблема в том, что в определении (и вообще — в Положении о космонавтах) в точном соответствии с ОКПДТР ни слова не сказано о профессии «космонавт», хотя имеются понятия «профессиональная деятельность» (п. 2, 3, 4, 6) и «профессиональные
требования» (п. 2). Они взяты из ст. 20 Закона РФ «О космической деятельности» (п. 2 и п. 1 соответственно). Более того, существует профессиональный стандарт космонавта-испытателя, в котором также используется термин «профессиональная деятельность»19. Данный стандарт появился после утверждения Положения о космонавтах 2017 г., однако до него действовал другой профессиональный стандарт 20, не отличающийся от нынешнего в части обсуждаемых вопросов. Таким образом, оказывается, что профессиональная деятельность и профессиональные требования есть, а профессии «космонавт», в которую мы зовем школьников и студентов, нет.
В п. 2 Положения о космонавтах профессиональная деятельность рассматривается как понятие, равнозначное трудовой функции (п. 2, 3). Между тем в соответствии с ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ к обязательным условиям трудового договора относится трудовая функция — работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации. Л.Ю. Бугров, анализируя формирование понятия «трудовая функция» в науке трудового права, критически отмечал узкий (и устаревший) подход, при котором трудовая функция служащих определяется должностью, а трудовая функция рабочих — профессией 21. Понятие «трудовая функция» не эквивалентно понятию «профессиональная деятельность» (в профессиональном стандарте космонавта описание трудовых функций — именно так, во множественном числе — рассматривается как «функциональная карта вида профессиональной деятельности», т.е. упрощенное описание профессиональной деятельности через функции). А это значит, что целесообразно было бы в Положении о космонавтах трудовой статус космонавта (кандидата в космонавты) описывать через указанные четыре категории — должность, профессия, специальность и квалификация. Предложения, как это сделать, будут сформулированы в следующем разделе статьи. Отсутствие в ОКПДТР
19 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 июня 2018 г. № 359н «Об утверждении профессионального стандарта "Космонавт-испытатель"» // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. 19 июня 2018.
20 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 614н «Об утверждении профессионального стандарта "Космонавт-испытатель"» // Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. 2 октября 2015.
21 См.: Бугров Л.Ю. Трудовой договор в России и за рубежом. Пермь, 2013. С. 268.
профессии «космонавт», конечно, сильно усложняет задачу, но юристы способны справиться с такой проблемой, пусть и путем создания неких вычурных правовых механизмов. Например, в связи с тем, что в самое ближайшее время в космосе потребуются рабочие, занятые на сборке сложных космических конструкций, можно просить Министерство труда и социальной защиты РФ рассмотреть вопрос о введении новой рабочей профессии «космонавт» и внесении соответствующих данных в ОКПДТР, а затем приравнять рабочую профессию «космонавт» к выполнению схожих функций космонавтами-инженерами и космонавтами-учеными. Впоследствии потребуется внести соответствующие изменения в ст. 20 Закона «О космической деятельности»: разработать определение профессии «космонавт» и описание профессионального статуса космонавта.
В Положении о космонавтах, как и в Законе РФ «О космической деятельности», профессиональные и медицинские требования разделены. Поставим это под сомнение. Представляется, что специальные медицинские требования являются частью профессиональных требований. Это, в частности, следует из п. 4, 5 и 6 Положения о космонавтах, в которых некоторые права, а главное — четыре обязанности космонавта, сформулированные через императивные медицинские требования, прямо и безусловно увязываются с осуществлением профессиональной деятельности. Целесообразно при последующих корректировках Закона РФ «О космической деятельности» учесть это обстоятельство.
3.2. Аттестация космонавта. По существу, эта норма Положения бланкетная: «Требования, предъявляемые к космонавтам для приема (перевода) их на соответствующую должность, устанавливаются уполномоченным органом. Принимаемые руководителем учреждения решения о приеме (переводе) космонавта на соответствующую должность или об увольнении космонавта с должности подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом» (абз. 2 и 3 п. 3).
Прежде всего целесообразно установить, что «принимаемые руководителем учреждения решения о приеме (переводе) космонавта на соответствующую должность или об увольнении космонавта с должности» подлежат предварительному согласованию не с уполномоченным органом, под которым в Положении имеется в виду ГК «Роскосмос», а с Межведомственной комиссией по отбору космонавтов и их назначению в составы экипажей пилотируемых кораблей.
Необходимо указать, что на должность «космонавт-испытатель» или «космонавт-исследователь» назначается космонавт, имеющий
квалификацию «космонавт-испытатель» или «космонавт-исследователь» соответственно, что удостоверяется Межведомственной комиссией (МВК) по приему государственных экзаменов у кандидатов в космонавты по всему курсу общекосмической подготовки. На должность «инструктор-космонавт-испытатель» или «инструктор-космонавт-исследователь» назначается космонавт, находящийся на должности «космонавт-испытатель» или «космонавт-исследователь» соответственно и имеющий опыт космического полета.
В целях строгого соблюдения прав космонавта необходимо дать закрытый перечень оснований для его увольнения: «Космонавт может быть освобожден от занимаемой им должности:
- по его личной просьбе, подаваемой в письменной форме;
- по состоянию здоровья на основании заключения Государственной медицинской комиссии о непригодности к специальным тренировкам;
- по результатам аттестации в связи с решением о неперспективности его использования для осуществления подготовки и выполнения пилотируемых космических полетов;
- в случае закрытия или сокращения пилотируемых космических программ.
Освобождение от должности осуществляется на основании рекомендации МВК по отбору космонавтов и их назначению в составы экипажей пилотируемых кораблей и станций приказом руководителя уполномоченного органа и приказом руководителя организации, в ведении которых находится отряд космонавтов» (предлагаемые дополнение к п. 3 Положения о космонавтах).
Перевод космонавта на другую должность допускается только с его согласия — это важное право космонавта, забытое в следующем пункте Положения, касающегося прав космонавта.
3.3. Права космонавта. В целом п. 4 и 5 Положения о космонавтах достаточно хорошо описывают права космонавта, но есть и очевидные пробелы. Логично было бы начать перечень прав космонавта с главного для него — права участвовать в выполнении космического полета (как абсолютно справедливо заметил А.А. Харрисон, «будучи отобранными, кандидаты должны быть подготовлены и выполнить свой полет»22), а равно — и права отказаться от пилотируемого космического полета в составе экипажа до заключения контракта на его выполнение.
22 Harrison A.A. Spacefaring. The Human Dimension. Berkeley, 2001. Р. 99. Труды Института государства и права РАН. 2019. Том 14. № 1
Целесообразно также дополнить перечень следующими правами космонавта:
- быть принятым по вопросам подготовки и выполнения пилотируемого космического полета соответствующими должностными лицами;
- обжаловать неправомерные действия администрации, ущемляющие его права, в порядке, установленном законодательством;
- заниматься научной, педагогической и иной творческой деятельностью при условии, что она не препятствует выполнению его профессиональных обязанностей.
Дополнительно заметим, что право космонавта «давать информированное согласие на участие в исследованиях и медико-биологических экспериментах, проводимых при выполнении им пилотируемого космического полета, основанное на полной информации о целях и методах проведения таких исследований и экспериментов, а также о связанных с ними рисках и последствиях, и отказываться от участия в указанных исследованиях и экспериментах на любой их стадии» (п. 5(в)) в Кодексе поведения экипажа Международной космической станции сформулировано строже. Там в качестве обязательного условия требуется еще «письменное разрешение многостороннего наблюдательного совета по исследованиям на человеке», а прекратить эксперимент можно не только по требованию самого космонавта, но и врача экипажа, командира МКС или руководителя полета (ст. VI. Защита человека, выступающего в качестве объекта исследований)23.
Представляется, что предусмотренный Положением о космонавтах, с учетом сделанных добавлений, комплекс прав космонавта окажется достаточным при условии, что ряд специальных «полетных» прав будет зафиксирован в Типовом контракте на выполнение космического полета.
3.4. Обязанности космонавта. Реестр обязанностей (в отличие от перечня прав) в нашей стране никогда не бывает неполным. Поэтому по п. 6 Положения выскажем лишь одно замечание: зачем в документе, носящем юридический характер, установлена обязанность «соблюдать кодекс профессиональной этики, утвержденный уполномоченным органом»? Ведь установление государством обязанности выполнять сформулированные там этические нормы ведет к тому, что они утрачивают свою нравственную ценность и становятся обычными юридическими обязанностями.
23 См.: ЯковенкоА.В. Космические проекты. Международно-правовые проблемы. М., 2002. C. 217-218.
3.5. Классность космонавта. Данная норма также является бланкетной: «В зависимости от количества и результатов выполнения пилотируемых космических полетов космонавту в порядке, установленном уполномоченным органом, могут присваиваться классы» (п. 7 Положения о космонавтах). Для сравнения, например, в Положении о космонавтах 1960 г. четко устанавливалось: «Космонавтам, совершившим первый космический полет, присваивается звание "Космонавт 3-го класса", совершившим второй полет — "Космонавт 2-го класса", совершившим третий полет — "Космонавт 1-го класса"» (абз. 3 п. 6).
Разумеется, сегодня мы находимся в других реалиях — опыт космических полетов накоплен огромный, но и сами полеты стали значительно сложнее. Но все же отсутствие даже простейших критериев присвоения классности приведет к серьезному административному произволу, а учитывая, что класс космонавта напрямую влияет на заработную плату и размер пенсии, то и к вероятным коррупционным нарушениям. Возьмем на себя смелость сформулировать норму о присвоении класса космонавту:
«7.1. Космонавту Российской Федерации, успешно выполнившему пилотируемый космический полет на российском или иностранном пилотируемом космическом объекте, присваивается класс:
3-й класс — за выполнение одного космического полета;
2-й класс — за выполнение двух и более космических полетов либо за выполнение одного полета высокой степени сложности;
1-й класс — за выполнение двух и более космических полетов высокой степени сложности.
7.2. Представление к присвоению класса за выполнение пилотируемых космических полетов направляется руководителем организации, в которой работает или проходит службу космонавт, в уполномоченный орган по космической деятельности. Представление направляется не позднее чем через два месяца со дня посадки пилотируемого космического объекта.
7.3. Представление к присвоению класса за выполнение пилотируемых космических полетов должно содержать следующие сведения: должность космонавта в составе экипажа (командир, бортинженер, космонавт-исследователь и др.), его краткую характеристику, а также сроки и продолжительность, содержание программы, обоснование степени сложности и оценку выполнения космического полета (полетов).
7.4. Класс за выполнение пилотируемых космических полетов присваивается приказом руководителя уполномоченного органа по космической деятельности».
3.6. Награждение космонавта. Столь же неопределенно сформулирована и норма о награждении космонавта: «...по ходатайству уполномоченного органа может быть представлен к государственной награде...» (п. 8). Прежде всего необходимо четко установить порядок присвоения почетного звания «Летчик-космонавт Российской Федерации», которое в следующем пункте Положения о космонавтах рассматривается как необходимое условие получения медицинской помощи. При этом следует отвергнуть основанные на полном непонимании опасностей для жизни и здоровья, которым подвергаются космонавты в агрессивной среде космического пространства и в условиях космического полета, утверждения некоторых чиновников о рядовом характере работы космонавта сегодня24. Норма о награждении космонавтов должна быть сформулирована в императивной форме:
«8.1. Космонавт Российской Федерации, выполнивший пилотируемый космический полет на российском или иностранном пилотируемом космическом объекте, представляется к присвоению почетного звания "Летчик-космонавт Российской Федерации".
8.2. Космонавт, успешно выполнивший пилотируемый космический полет на российском или иностранном пилотируемом космическом объекте и внесший большой вклад в освоение космического пространства, представляется к награждению орденами и медалями Российской Федерации.
Космонавт, успешно выполнивший в ходе пилотируемого космического полета сложную программу испытаний космической техники или научных исследований, в результате которых достигнуты значительные успехи в освоении космического пространства, и при этом проявивший мужество и героизм, может быть представлен к присвоению звания "Герой Российской Федерации".
8.3. Ходатайство о награждении государственными наградами возбуждается уполномоченным органом по космической деятельности».
3.7. Бесплатное получение медицинской помощи космонавтами, выполнившими полет. Как и в ряде других пунктов Положения, здесь тоже применяется стандартная отсылка: «в порядке, установленном уполномоченным органом» (п. 9). Как минимум, чтобы исправить отмеченную выше несправедливость по отношению к лицам, прошедшим полную подготовку к космическому полету и работавшим на должно-
24 Подробнее см.: Батурин Ю.М. Властелины бесконечности. Космонавт о профессии и судьбе. М., 2018; Comins N.F. The Hazards of Space Travel. A Tourist's Guide. New York, 2007.
стях космонавтов, нужно дополнить п. 9 Положения указанием на то, что право на бесплатное получение медицинской помощи имеют и «...космонавты, ранее назначенные на летные должности космонавтов СССР, а равно отобранные по специальному набору, проходившие подготовку к пилотируемому космическому полету.».
4. Проблемы, ожидающие правового решения
Как мы видели, формулировка определения понятия «космонавт» в Положении о космонавтах достаточно ущербна. Трудовую функцию космонавта целесообразно описать через четыре компонента: специальность «космонавт», квалификацию «космонавт», должность «космонавт» и профессию «космонавт» (последнее с учетом замечания в разд. 3 о некотором несоответствии Положения о космонавтах и ОКПДТР). Будем понимать указанные компоненты следующим образом:
- специальность «космонавт» — совокупность знаний и специальных навыков, полученных в результате специальной профессиональной подготовки к летно-космической деятельности по разработке, конструированию, испытанию (в том числе летно-конструкторским испытаниям) и эксплуатации космической техники, исследованию (в том числе научным исследованиям в космическом полете), а также использованию космического пространства и небесных тел;
- квалификация «космонавт» — уровень подготовленности и профессионального мастерства, характеризующие степень годности космонавта для осуществления профессиональной деятельности космонавта по должности «космонавт-.» и определяемые классом (категориями классности) или отсутствием такового;
- должность «космонавт-.» — установленный комплекс прав, обязанностей и ответственности (профессиональный статус космонавта), определяющий в соответствии с квалификацией характер и объем профессиональной деятельности космонавта;
- профессия «космонавт» — род деятельности лица, владеющего специальностью «космонавт» и замещающего (когда-либо замещавшего) штатную должность «космонавт-.»
Тогда п. 2 Положения о космонавтах мог бы выглядеть следующим образом (позволим себе отредактировать его полностью):
«2.1. В целях настоящего Положения космонавтом Российской Федерации (далее — космонавт) называется гражданин Российской Федерации, отобранный в соответствии с профессиональными тре-
бованиями для летно-космической деятельности по разработке, конструированию, испытанию (в том числе летно-конструкторским испытаниям) и эксплуатации космической техники, исследованию (в том числе научным исследованиям в космическом полете), а также использованию космического пространства и небесных тел, владеющий комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, и замещающий или ранее замещавший штатную должность космонавта Российской Федерации. [Выделенное курсивом не потребуется, если вернуть кандидатов в космонавты в категорию космонавтов в качестве начальной ступени].
2.2. В настоящем Положении понятие «космонавт» используется для обозначения соответствующей специальности, квалификации, должности и профессии.
2.3. Специальность «космонавт» — совокупность знаний и специальных навыков, полученных в результате специальной профессиональной подготовки к профессиональной деятельности космонавта.
2.4. Квалификация космонавта — уровень подготовленности и профессионального мастерства, характеризующие степень годности космонавта для осуществления профессиональной деятельности космонавта по соответствующей должности космонавта и определяемые классом (категориями классности) или отсутствием такового.
2.5. Должность «космонавт» — штатная единица, предназначенная для замещения работником, годным к выполнению профессиональной деятельности космонавта, и характеризующаяся кругом профессиональных обязанностей, набором профессиональных прав и характером ответственности (профессиональный статус космонавта), определяющих в соответствии с градацией должностей и квалификацией космонавта характер и объем его профессиональной деятельности.
2.6. Профессия «космонавт» — род деятельности лица, владеющего специальностью «космонавт» и замещающего (когда-либо замещавшего) штатную должность космонавта».
Разумеется, потребуется ввести и ряд определений:
- профессиональные требования — совокупность условий, включающая наличие профессиональной подготовки по специальностям, востребованным в области космической деятельности, стаж работы хотя бы по одной из указанных специальностей и состояние здоровья лица, участвующего в объявленном уполномоченным органом по космической деятельности конкурсе на замещение должностей кандидатов в космонавты или космонавта, годное для осуществления профессиональной деятельности космонавта;
- профессиональный отбор — процедура оценки соответствия лица установленным профессиональным (включая медицинские) требованиям, осуществляемая в соответствии с Положением об отборе космонавтов в Российской Федерации, утверждаемым уполномоченным органом по космической деятельности [Вопросы отбора вообще не затронуты Положением о космонавтах, существует только МВК по отбору космонавтов25, поэтому требуется отдельный нормативный акт, который и был назван Положением об отборе космонавтов], и Положением о медицинском освидетельствовании и контроле за состоянием здоровья кандидатов в космонавты и космонавтов, утверждаемым уполномоченным органом по космической деятельности и федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению и социальному развитию, в целях допуска к профессиональной деятельности космонавта [хотя здесь некоторая нормативная основа и существует26, также требуется специальный нормативный акт];
- профессиональная подготовка космонавта — совокупность знаний и специальных навыков, полученных в ходе общекосмической подготовки к летно-космической деятельности в ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» по программам, утвержденным уполномоченным органом по космической деятельности с вручением удостоверения (диплома) установленного образца, лицом, замещающим (замещавшим) должность кандидата в космонавты;
- профессиональная деятельность космонавта — летно-косми-ческая деятельность по разработке, конструированию, испытанию (в том числе летно-конструкторским испытаниям) и эксплуатации космической техники, исследованию (в том числе научным исследованиям в космическом полете) космического пространства и небесных тел;
- профессиональный статус космонавта — установленный комплекс прав, обязанностей и ответственности космонавта.
25 Приказ Государственной корпорации по космической деятельности «Рос-космос» (Госкорпорация «Роскосмос») от 10 октября 2016 г. № 204 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы экипажей пилотируемых кораблей и станций» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 47.
26 Положение о медицинском освидетельствовании и контроле за состоянием здоровья кандидатов в космонавты, космонавтов и инструкторов-космонавтов. Утв. приказом Министерства обороны РФ и Министерства здравоохранения РФ от 9 января 2001 г. № 14/7 (Личный архив автора).
Как мог заметить читатель, в предложенных формулировках мы вернули лицам, отобранным для подготовки к космическим полетам, должности «кандидат в космонавты-испытатели» и «кандидат в космонавты-исследователи» и включили медицинские требования по отбору в профессиональные требования.
Логика предложенной конструкции исходит из представления о правовом статусе космонавта как совокупности его трудового статуса (трудовая функция и условия трудового договора), а также иных его прав, обязанностей и ответственности, приобретенных им и возложенных на него в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также контрактом на полет (и, быть может, контрактом на подготовку к полету).
Учитывая, что сегодня практически все экипажи международные, целесообразно наделить космонавта представительским статусом: «Космонавт Российской Федерации, находящийся за пределами Российской Федерации на подготовке к выполнению пилотируемого космического полета, при выполнении пилотируемого космического полета на зарубежном пилотируемом космическом объекте, а также при осуществлении иной профессиональной деятельности за рубежом является представителем Российской Федерации, которая в лице уполномоченного органа по космической деятельности делегирует космонавту соответствующие права, возлагает на него обязанности, определяемые представительским статусом космонавта Российской Федерации за рубежом, и обеспечивает необходимую медицинскую поддержку, страхование, финансирование и иные элементы представительского статуса космонавта Российской Федерации».
Положение о космонавтах не регулирует (и не может в полной мере регулировать) права и обязанности космонавтов, связанные с их профессиональной деятельностью. В частности, в нем отсутствуют нормы об охране здоровья космонавтов в полете, страховании их жизни и здоровья с учетом особенностей их профессиональной деятельности. Закон «О космической деятельности» устанавливает, что порядок подготовки космонавтов, формирование экипажей, утверждение программы пилотируемого космического полета, а также профессиональные права и обязанности космонавтов определяются контрактами (п. 2 ст. 20). Однако Закон умалчивает, какой орган должен разрабатывать и заключать такие контракты и в соответствии с какими законами и нормативными правовыми актами они должны заключаться.
Принятая сегодня форма контракта на выполнение космического полета сложилась исторически в первые годы становления новой
российской государственности, в сложной экономической ситуации и в условиях пробельности законодательства. Таким образом, форма и содержание контракта на выполнение космического полета сегодня не утверждены никаким нормативным правовым актом, в связи с чем юридическая сила заключаемых контрактов является ущербной, а сами контракты — легко оспоримыми. Поэтому космической практике очень нужен Типовой контракт на выполнение космического полета, который утверждался бы Роскосмосом. На его основе мог бы разрабатываться контракт на выполнение пилотируемого космического полета для каждого члена экипажа.
В Типовом контракте на выполнение космического полета должны быть урегулированы сложившиеся на практике стандартные этапы и ситуации деятельности космонавта по выполнению Программы космического полета. В Типовой контракт необходимо включить положения о полетной деятельности космонавта, перечислить его права и обязанности в полете, установить порядок расчета и выплаты денежного вознаграждения. Контракт должен распространяться на период выполнения пилотируемого космического полета, который начинается с момента экипирования космонавта в составе экипажа для выполнения пилотируемого космического полета на стартовом комплексе и заканчивается в день завершения стационарного этапа реабилитации космонавта после его возвращения в составе экипажа на Землю, определяемого заключением врачебно-экспертной комиссии.
В Типовом контракте следует предусмотреть порядок заключения отдельного контракта на участие в исследовании (эксперименте). Необходимо также установить основания и условия изменения и прекращения контракта, ответственность и порядок разрешения споров.
Типовой контракт на выполнение космического полета должен включать в себя в качестве неотъемлемой части проект Порядка расчета единовременного вознаграждения за выполнение пилотируемого космического полета и Программу полета. Особое значение имеет раздел Типового контракта, посвященный правилам денежного возмещения космонавту, а в случае его смерти — супруге (супругу), детям и родителям, при получении им инвалидности, увечья или травмы в связи с исполнением контракта.
Принятие Типового проекта на выполнение космического полета явилось бы важным шагом в обеспечении прав космонавтов как граждан Российской Федерации, профессиональная деятельность которых имеет особое значение для защиты интересов государства как внутри
страны, так и за ее пределами, для обеспечения безопасности и престижа страны.
Помимо Типового контракта на выполнение пилотируемого космического полета, возможно, потребуется Типовой контракт на подготовку к космическому полету. Указание на то, что порядок подготовки космонавтов определяется контрактом в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, содержится в п. 2 ст. 20 Закона «О космической деятельности». В данном Типовом контракте могли бы быть предусмотрены гарантии космонавту от замены его на любом этапе подготовки по причинам, от него не зависящим (продажа места в экипаже другому космическому агентству или космическому туристу либо безосновательная замена его на другого космонавта); получить разрешение вопросы, связанные с тем, что основной экипаж получает деньги по контракту за полет, а дублеры, неся ровно такую же нагрузку в период подготовки, не получают ничего (а дублировать иногда приходится несколько раз подряд). Типовой контракт на подготовку к космическому полету мог бы дать уполномоченной организации по космической деятельности определенные гарантии от того, что космонавт не откажется от подготовки (и (или) полета) в тот момент, когда замена его другим уже невозможна (близкие к описанной ситуации случались в Отряде космонавтов Роскосмоса). Ну и в целом Типовой контракт мог бы урегулировать поведение космонавта в период подготовки к полету.
Но у практиков подготовки космонавтов есть заслуживающие внимания аргументы против такого Типового контракта. Не вдаваясь в дискуссию, отметим лишь, что этот вопрос требует тщательного анализа.
Типовой контракт на выполнение пилотируемого космического полета и Типовой контракт на подготовку к полету, наряду с законодательством Российской Федерации, включая Положение о космонавтах, будут основаниями правового статуса космонавта.
С какой бы стороны ни рассматривать Положение о космонавтах Российской Федерации, все фокусируется на понятии «профессиональная деятельность космонавта». В Кёльнском комментарии по космическому праву космонавт даже рассматривается как «человек, путешествующий в космическом пространстве в силу профессиональных причин»27. Понятие «профессиональная деятельность космонав-
27 Cologne Commentary on Space Law. Outer Space Treaty / Ed. by S. Hobe, B. Schmidt-Tedd, K.-U. Schrogl, P. Stubbe. Berlin, 2017. P. 358.
та» уже рассматривалось выше, но при обсуждении перспектив нормативно-правового регулирования работы космонавта полезно будет его конкретизировать. Подчеркнем, что профессиональная деятельность — это не только выполнение космического полета, но и подготовка к нему. Детализируем компоненты профессиональной деятельности космонавта как участие:
- в разработке образцов космической техники (бортового оборудования), их экспертизе в процессе проектирования, создания и испытаний;
- в отработке бортовой документации;
- в разработке отчетной документации по результатам пилотируемого космического полета, формулирование заключений, выводов, оценок, предложений и рекомендаций по результатам полета;
- в анализе результатов экспериментов, исследований и прикладных работ, выполненных как им самим, так и космонавтами других экипажей в пилотируемых космических полетах;
- в наземных (летных, морских) испытаниях космической техники и оборудования (установок, аппаратуры, систем, устройств) для целевых и специальных экспериментов, исследований и прикладных работ на борту пилотируемого космического объекта;
- в проведении научно-исследовательских и испытательных работ по космической тематике;
- в проведении и организации подготовки кандидатов в космонавты, космонавтов в составе групп и экипажей;
- в управлении полетами пилотируемых космических объектов и операциями службы поиска и спасания при возвращении экипажей на Землю;
- в иных работах, предусмотренных Руководством по подготовке космонавтов в Российской Федерации, контрактом на подготовку к выполнению пилотируемого космического полета (при его наличии), контрактом на выполнение пилотируемого космического полета и профессиональным стандартом космонавта.
Взаимоотношения космонавтов с врачами описано в Положении о космонавтах через права и обязанности космонавта (скорее, через обязанности, которых шесть против единственного права — на бесплатную медицинскую помощь). Между тем, поскольку медицинская составляющая — важная часть профессиональной деятельности космонавта, в Положении она должна быть представлена системно. Медицинское обеспечение космонавта включает медицинское обследование, медицинское освидетельствование и динамический медицинский
контроль за состоянием здоровья космонавта при осуществлении им профессиональной деятельности, а также оказание необходимой медицинской помощи. Порядок и сроки проведения медицинского обследования, освидетельствования, а также формы динамического медицинского контроля за состоянием здоровья космонавта могут быть установлены уполномоченным органом по космической деятельности совместно с федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению.
Особенно важным представляются государственные гарантии профессиональной деятельности космонавта, которые предлагается зафиксировать в отдельной статье Положения о космонавтах или даже в Законе «О космической деятельности» при очередной его корректировке:
«Государство гарантирует космонавту беспрепятственное осуществление им профессиональной деятельности.
Государство гарантирует космонавту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности помощь и защиту как лицу, выполняющему профессиональный долг в условиях особого риска.
Уполномоченный орган по космической деятельности, организация, в ведении которой находится отряд космонавтов, и их должностные лица обязаны:
- обеспечивать профессиональную деятельность космонавта;
- контролировать соблюдение установленных настоящим Положением условий профессиональной деятельности космонавта.
Должностные лица уполномоченного органа и организации, в ведении которых находится отряд космонавтов, несут ответственность за нарушение прав космонавта, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
Администрация организации, в ведении которой находится отряд космонавтов, обязана согласовывать с космонавтом свои действия, затрагивающие существенные условия и порядок осуществления профессиональной деятельности космонавтов».
Серьезным проблемным полем оказывается страхование жизни и здоровья космонавта со дня назначения на штатную должность космонавта до завершения его профессиональной деятельности. Страхователем космонавта будет уполномоченный орган по космической деятельности или организация, им уполномоченная. Страхователь обязан обеспечить своевременное страхование космонавта. Страховщиком космонавта становится выбранная уполномоченным органом по космической деятельности на основе конкурса страховая
организация, имеющая соответствующую лицензию и заключившая со страхователем договор страхования. Выгодоприобретателями при страховании космонавта являются лица, определенные Гражданским кодексом РФ.
Страховыми случаями при осуществлении страхования космонавта, с наступлением которых возникает право на получение обусловленной договором суммы (страховой суммы), являются:
- гибель (смерть) застрахованного лица в течение периода страхования;
- причинение вреда здоровью застрахованного лица в результате увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период нахождения на штатной должности космонавта.
Договором страхования должна предусматриваться выплата страховой суммы в случае установления застрахованному лицу инвалидности первой, второй или третьей группы, признания негодным (временно негодным) по состоянию здоровья к выполнению профессиональной деятельности, выведения из состава экипажа в результате увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания. Необходимо установить право на получение страховой суммы в течение определенного периода времени, например пяти лет, после окончания срока замещения штатной должности космонавта, если смерть или заболевание явились следствием выполнения профессиональной деятельности в период нахождения на штатной должности космонавта. Страховая сумма будет определяться, исходя из среднемесячной заработной платы застрахованного лица за весь период профессиональной деятельности, и устанавливаться в значительном, не менее чем в 200-кратном, размере. Размер суммы, подлежащей выплате, должен определяться, исходя из страховой суммы, в зависимости от степени вреда здоровью застрахованного лица и устанавливаться в договоре страхования. Степень вреда здоровью застрахованного лица в результате увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания должно определяться по результатам экспертиз, проводимых врачебно-экспертными комиссиями ФГБУ НИИ ЦПК и ГНЦ РФ — ИМБП, и при необходимости — с участием представителей учреждений медико-социальной экспертизы и иных специалистов.
Если жизнь и здоровье застрахованного лица подлежат обязательному страхованию также в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, то страховые суммы должны выплачиваться независимо от других выплат по иным видам страхования.
5. Заключение
Необходимо упорядочить и системно соотнести понятия «трудовая функция космонавта», «профессиональная деятельность космонавта», «права и обязанности космонавта», «правовой статус космонавта». Положение о космонавтах Российской Федерации 2017 г. не отвечает актуальным требованиям отбора и подготовки космонавтов к пилотируемым космическим полетам. Требуется срочная корректировка данного нормативного документа, а также некоторые дополнения в Закон «О космической деятельности». С Положением о космонавтах связано и Положение об отборе космонавтов, содержащее профессиональные (включая медицинские) требования к претендентам. Либо в одном, либо в другом Положении необходимо определить правовой статус кандидатов в космонавты и распространить на них государственные гарантии их профессиональной деятельности (общекосмическая подготовка). Желательно также вывести статус космонавта на международный уровень, т.е. «использовать весь комплекс прав и привилегий космонавтов, которые предусмотрены международным правом»28. Нельзя допускать, чтобы правовое регулирование в области космических полетов отставало бы от зарубежного уровня и отечественной практики пилотируемой космонавтики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Батурин Ю.М. Властелины бесконечности. Космонавт о профессии и судьбе. М.: Альпина Паблишер, 2018.
БугровЛ.Ю. Трудовой договор в России и за рубежом. Пермь: Пермский гос. нац. исслед. ун-т, 2013.
Киченина В.С. Правовой статус космонавтов и иных участников космических полетов // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7. № 12А. С. 166-171.
Яковенко А.В. Космические проекты. Международно-правовые проблемы. М.: Научная книга, 2002.
Cologne Commentary on Space Law. Outer Space Treaty / Ed. by S. Hobe, B. Sch-midt-Tedd; K.-U. Schrogl, P. Stubbe. Berlin: Berliner Wissenschafts-Verlag, 2017.
Comins N.F. The Hazards of Space Travel. A Tourist's Guide. New York: Villard, 2007.
Harrison A.A. Spacefaring. The Human Dimension. Berkeley: University of California Press, 2001.
28 Киченина В.С. Правовой статус космонавтов и иных участников космических полетов // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7. № 12А. С. 168.
REFERENCES
Baturin, Yu.M. (2018). Vlasteliny beskonechnosti. Kosmonavt o professii i sud'be [The Lords of Infinity. The Cosmonauts Reflection on Profession and Destiny]. Moscow: Alpina Publ.
Bugrov, L. Yu. (2013). Trudovoi dogovor vRossii i za rubezhom [Employment Contract in Russia and Abroad]. Perm: Permskii gosudarstvennyi natsional'nyi issledovatel'skii uni-versitet.
Comins, N.F. (2007). The Hazards of Space Travel. A Tourist's Guide. New York: Villard.
Harrison, A.A. (2001). Spacefaring. The Human Dimension. Berkeley: University of California Press.
Hobe, S., Schmidt-Tedd, B., Schrogl, K.-U. and Stubbe, P. eds. (2017). Cologne Commentary on Space Law. Outer Space Treaty. Berlin: Berliner Wissenschafts-Verlag.
Kichenina, V.S. (2017) Pravovoi status kosmonavtov i inykh uchastnikov kosmiches-kikh poletov [The Legal Status of Cosmonauts and other Participants in Space Flights]. Voprosy rossiiskogo i mezhdunarodnogoprava [Matters of Russian and International Law], 7 (12A), pp. 166-171.
Yakovenko, A.V. (2002). Kosmicheskie proekty. Mezhdunarodno-pravovye problem [Space Projects. International Legal Issues]. Moscow: Nauchnaya kniga.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Батурин Юрий Михайлович — член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, летчик-космонавт России, главный научный сотрудник отдела методологических и междисциплинарных проблем развития науки Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН.
AUTHOR'S INFO:
Yuri M. Baturin — Member-Correspondent of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Legal Sciences, Pilot-Cosmonaut of Russia, Chief Research Fellow of the Methodological and Interdisciplinary Problems in Scientific Development Department, S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology, Russian Academy of Science.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Батурин Ю.М. Правовой статус космонавта: краткий профессиональный комментарий // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2019. Т. 14. № 1. С. 94-120.
CITATION:
Baturin, Yu.M. (2019). Cosmonaut's Legal Status: Brief Professional Commentary. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 14(1), pp. 94-120.