Научная статья на тему 'Правовой статус иностранцев, обучающихся в Российской Федерации'

Правовой статус иностранцев, обучающихся в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2483
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белов В. А.

В статье исследуется развитие Российского законодательства о правах и обязанностях иностранных граждан, понятие и основа правого статуса иностранцев, правовые режимы распространяемые на иностранцев и правовой статус иностранцев обучающихся в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF THE FOREIGNERS STUDYING IN RUSSIAN FEDERATION

In the article the development of the Russian legislation about the rights and duties of the foreign citizens, concept and basis of the right status of the foreigners, legal modes influencing on the foreigners and legal status of the foreigners of the trainees in Russia is investigated.

Текст научной работы на тему «Правовой статус иностранцев, обучающихся в Российской Федерации»

ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАНЦЕВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.А. Белов

Кафедра конституционного, административного и финансового права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117138 Москва, Россия

В статье исследуется развитие Российского законодательства о правах и обязанностях иностранных граждан, понятие и основа правого статуса иностранцев, правовые режимы распространяемые на иностранцев и правовой статус иностранцев обучающихся в России

I. Введение в тему.

Попытки российского Правительства и МВД России протащить через Государственную Думу новую редакцию закона о "Правовом положении иностранных граждан" заставили меня разыскать свои теоретические исследования на эту тему и, несколько обновив содержание, опубликовать их для того, чтобы обратить внимание молодежи на эту не простую и очень важную тему.

События последних десяти лет, изменения в экономическом и политическом строе России, привели к тому, что правовое положение иностранцев в нашей стране из вопроса, затрагивающего сравнительно небольшое число иностранных граждан, превратилось в животрепещущую проблему для широких слоев населения, многих организаций, для российских законодателей и правоприменительных органов (суда, нотариата, прокуратуры и др.).

Распад Советского Союза, превращение бывших союзных республик в самостоятельные государства превратили миллионы людей в иностранцев но отношению друг к другу. Теперь юридически они связаны между собой отношениями ничем не отличающимися от отношений россиян с гражданами Франции или Германии.

Все эти обстоятельства, приведшие к кардинальному изменению фактического положения дел в сфере, которую можно было бы обозначить проблемой "иностранцы в России" должны были бы повлечь за собой развитие и совершенствование российского законодательства об иностранных гражданах. Оказавшись перед необходимостью решать многие экономические вопросы и одновременно менять прежний правовой режим иностранцев, российские законодатели пока еще не ответили на появившиеся проблемы вполне необходимым образом. Незавершенность многих экономических начинаний, потребность в быстром пересмотре основополагающих норм законодательства, осложнения, периодически возникающие во взаимоотношениях разных ветвей государственной власти и многие другие причины привели не только к многочисленным прямым противоречиям в законодательстве, но и к менее заметному, но не менее опасному явлению - к его недостоверности.

Можно согласится с мнением многих юристов в том, что "в течение ряда лег почти не ведется работа по поддержанию законодательства в "контрольном" состоянии, по отмене актов, утративших силу, по изменению нормативных актов, по их систематизации. Сегодня едва ли не в любой области российского права массив нормативного материала напоминает многослойный пирог, где только верхний "слой" содержит нормы, о которых можно говорить как о действующих"1. Эту цель и преследует настоящая статья.

И. Развитие Российского законодательства о правах и обязанностях иностранцев.

Российское законодательство об иностранцах не является в этом отношении счастливым исключением. В этой области наряду с принципиально новыми нормами Конституции Российской Федерации 1993 г., Гражданского кодекса РФ 1994-1995 гг.. Семейного кодекса РФ 1995 г., атакже такими новыми основополагающими актами, как Законы РФ "О гражданстве Российской Федерации" в редакции 1993 г., "О беженцах" 1993 г., и др., продолжает существовать и в определенной мере действовать и законодательство бывшего СССР, и законодательство РСФСР, принятое до 12 июня 1990 г., и российское законодательство, которое было принято после этой даты или даже после распада СССР, но до принятия новой Конституции и новых кодексов. К числу важных законодательных и иных нормативных актов такого рода относятся, в частности, Закон

' Правовое положение иностранных граждан в России. Сборник нормативных актов, Изд. БЕК, - М., 1996, стр. XVIII.

СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" 1981 г., Правила пребывания иностранных граждан в СССР, утвержденные Кабинетом Министров СССР в 1991 г., Основы гражданского законодательства СССР и республик 1991 г., Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г., Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г и другие акты. Многие нормы этих актов (например, Закона СССР 1981 г.) безнадежно устарели и фактически не действуют, в то время как другие действуют в полной мере и применяются на практике (это, в частности, относится к разделу VIII Основ гражданского законодательства 1991 г.).

В сложившихся условиях, как никогда раньше, приобретает значение и может оказать помощь практике "инвентаризация" существующего нормативного материала о правовом положении иностранных граждан, его систематизация, делающая этот материал обозримым и облегчающая не только ознакомление с ним, но и сопоставление актов и норм, изданных в разное время.

В развитии советского законодательства об иностранцах в период от Октябрьской революции и до 1989 года, на наш взгляд, можно определить 3 этапа. На первом из них от октября 1917 г. до принятия Конституции 1936 г. правовые полномочия иностранцев определялись тем же классовым принципом, который принимался как критерий и но отношению к советским гражданам. К законодательным актам первого этапа следует отнести прежде всего Конституцию РСФСР 1918 года, а также ряд отдельных декретов, таких как декрет ВЦИК РСФСР от 28 марта 1918 года "О праве убежища"; декрет СНК РСФСР от 20 октября 1921 года "О въезде иностранцев из-за границы на территорию РСФСР и декрет "О порядке высылки иностранцев из пределов РСФСР" от 29 августа 1921 года'. Основные законодательные акты этого периода подробно исследованы Мироновым II.В.2

Согласно конституции 1918 года и других актов трудящиеся иностранцы приравнивались в правах с трудящимися советскими гражданами в области трудовых отношений, социального обеспечения, налоговой политики, образования, гражданских и гражданско-процессуальных правах.

Особенностью советского законодательства об иностранцах в этот период было предоставление иностранцам-трудящимся политических прав. В статье 20 конституции РСФСР 1918 года говорилось следующее: "Исходя из солидарности трудящихся всех наций, РСФСР предоставляет все политические права граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Федерации, для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу и не пользующемуся чужим трудом крестьянству". Аналогичные права иностранцам были предоставлены законодательством УССР, БССР, Грузии, Армении. В Грузии 8 августа 1921 года был издан декрет

об иностранцах, устанавливающий припципы равноправия иностранцев с местными гражданами. В Армении был принят специальный акт "О нравах и обязанностях иностранцев"3. На Украине 28 марта 1922 года отдельные декреты были заменены специальным "Положением об иностранцах в УССР и порядке приобретения и утраты украинского гражданства". Аналогичное Положение об иностранцах было принято в Белорусской республике. В РСФСР и ЗСФСР не было издано таких единых актов, а имелись отдельные постановления по различным вопросам правового положения иностранцев, анализ которых позволяет сделать вывод, что для трудящихся иностранцев существовали лишь некоторые ограничения в вопросах приема на военную службу (только на добровольных началах) и уголовной ответственности за совершение преступления4. После образования СССР советское право, в основном, репетировало нормы права РСФСР и других союзных республик, относительно юридического положения иностранцев, которые действовали в первые годы советской власти5. Конституция СССР 1924 года не регламентировала вопроса о политических и других правах иностранцев СССР, ораничиваясь общими указаниями о том, что для граждан ССР устанавливается единое союзное гражданство и что установление основного законодательства в области союзного гражданства и в отношении прав иностранцев принадлежит верховным органам СССР (ст.1 "X" и 7 Конституции 1924 г.). Точно также, как и в период до образования СССР, иностранцам-трудящимся в СССР после 1924 года предоставлялись практически все права наравне с трудящимися советскими гражданами. По-прежнему классовый

1 Правовое положение иностранцев в РСФСР. Справочник для иностранцев, оптантов и беженцев. - М., 1923 г.

2 См. Миронов Н.В., Правовое регулирование внешних сношений ССР 1917-1970 гг., - М., 1971 г., стр. 95-115.

1 См. Есаян A.A., Некоторые вопросы советского гражданства. - Ереван, 1966 г., стр. 51-65.

411.В.Миронов. Правовое регулирование внешних сношений СССР, 1917-1970. - М.,1971, стр. 101-105.

3 См. В B.Ei орьев, Г.И.Лашкевич, М.А Плоткин, Б.Д.Розенблюм. Права иностранцев в СССР (законодательство

и договоры). -М., 1926 г.

принцип являлся доминантой, из которой советское право и практика исходили при определении прав иностранцев в СССР. В течение 20-30-х годов проходила более детальная регламентация почти всех сторон юридического положения иностранцев в СССР.

Иностранцам-трудящимся было предоставлено наравне с гражданами СССР право на трудовое землепользование, право состоять в потребительской, жилищной и промысловой кооперациях. Иностранцы, отвечающие некоторым дополнительным условиям, допускались в кооперативные организации, пользовались правами членов кооперативов, но не могли быть избранными в органы управления и контроля кооперативных организаций. 03 сентября 1926 года было издано постановление ЦИК и СНК СССР "Об иностранцах, имеющих временное пребывание или постоянное местожительство в Союзе ССР". Это постановление разделило всех находящихся в СССР иностранцев на две категории: а) имеющих временное пребывание и б) имеющих постоянное местожительство в СССР. К последним относились все иностранцы, не менее 18 месяцев занимающиеся на советской территории любыми видами не воспрещенной законами деятельности. Следует отметить, что ликвидация частного сектора в СССР привела в этот период к изменению гражданских прав как советских граждан, так и иностранцев.

Второй этап - от принятия Конституции 1936 года до принятия Конституции 1977 года -ознаменован многими событиями в жизни Советского государства.

Конституция СССР 1936 года отразила те изменения, которые произошли в жизни советского общества, его экономике и классовой структуре. Социалистический сектор стал безраздельно господствующим во всех сферах народного хозяйства. Согласно конституции 1936 года политические права в СССР предоставлялись только гражданам СССР, и ведению Союза ССР было отнесено установление законодательства о правах иностранцев (ст. 14 п."ц"). Нормы, относящиеся к иностранцам, содержались и в общесоюзных законах (например, Закон о гражданстве СССР 1938 года), в постановлениях правительства и других актах, принятых в это период. При принятии Основ законодательства по отдельным отраслям права в них были включены единые для всей страны нормы о правах иностранцев. В этот период происходит дальнейшая детализация и регламентация прав иностранцев, уточняются права и обязанности иностранцев в области трудовых, брачных и семейных отношений, обновляется гражданское и уголовное законодательство.

Победа советского народа в Великой Отечественной войне, образование новых социалистических государств создали условия для заключения большого числа международных соглашений и договоров. Среди них необходимо отметить консульские конвенции, в которых определялись функции консулов в деле защиты мира и интересов своих граждан на территории иностранною государства, договоры о правовой помощи между социалистическими странами по гражданским, семейным и уголовным делам, целый ряд соглашений о социальном обеспечении, в которых содержатся правила о трудовых правах граждан, о пенсионном обеспечении и т.п.

В литературе тех лет выдвигались предложения о целесообразности издания законодательного акта, охватывающего ранее изданные нормы, качающиеся прав и обязанностей иностранцев на территории СССР1.

И. наконец, третий этап - 1977 год по 1989 год.

В конституцию СССР 1977 г. Были включены нормы, определяющие основы правового положения иностранцев СССР. Ст.37 конституции предусматривает, что "иностранным гражданам и лицам без гражданства в СССР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суды и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Находящиеся на территории СССР иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию СССР и соблюдать советские законы".

Таким образом, основы статуса иностранцев были определены на самом высоком правовом уровне - в Основном законе Советского государства2. 24 июня 1981 года в Советском Союзе был принят Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР, который носил комплексный характер, поскольку в нем регулируются все основные вопросы правового положения иностранных

' См. А.И.Микулынин. О понятии и видах режимов ииостранцев.//"Советский ежегодник международного права", 1972. - М., 1974 г, стр. 188; В.Д.Яворский, конституционное регулирование статуса иностранцев и лиц без гражданства в СССР, в кн. "Проблемы социалистической законности на современном этапе коммунистического строительства", - Харьков, 1978, стр. 71.

2 Конституция СССР. Политико-правовой комментарий. - М., 1982. стр. 133-136.

граждан и лиц без гражданства в СССР. Он является первым общесоюзным Законом, в котором на основе Конституции СССР и сложившейся практики, положительного опыта других стран в области законодательного регулирования прав иностранцев1 определено, какими правами и в каком объеме пользовались иностранцы в СССР.

Закон состоит из пяти разделов, включающих 33 статьи, где дается определение понятия "иностранного гражданина в СССР", формулируются их права и обязанности, вытекающие из Конституции СССР, регулируются вопросы въезда в СССР, пребывания на территории и выезда из СССР. Полный разбор закона достаточно подробно произведен М.М.Богуславским и мы поддерживаем его точку зрения, что цель закона состоит в определении самого статуса иностранцев, их правового положения, а не в регулировании правоотношений с участием иностранцев вообще2.

Приведенный М.М.Богуславским анализ статей Закона показывает, что "этот документ в целом ряде случаев пошел намного дальше стандартов, установленных международными отношениями, и закрепил в законодательном порядке широкий демократизм правового положения иностранцев в СССР". С принятием Закона от 24 июля 1981 года были объединены и сведены воедино основные положения советского законодательства, касающиеся прав и обязанностей иностранцев в СССР, восполнен ряд пробелов в законодательстве но данному вопросу.

В юридической литературе ранее были предложены другие этапы периодизации. Так, М.М.Богуславский предлагал ввести еще один этан с 1924 г. по 1936 г.3, то есть со времени принятия первой конституции СССР. Однако нам кажет ся, что с 1924 по 1936 гг. Советское законодательство только детализировало понятия об иностранцах, но не привнесло в эти понятия ничего кардинально нового. Это признает и сам М.М.Богуславский, который характеризуя этот этап развития законодательства, указывает, что с момента образования Советского Союза и принятия первой конституции СССР 1924 г. и до принятия конституции СССР 1936 г., основные тенденции этого законодательства остались неизменными4.

Еще ранее Н.В.Мироновым было предложено и обосновано 2 этапа - с 1917 г. по 1936 г.. и с 1936 г. по 1970 г.5 И на время опубликования работы (1971 г.) это соответствовало действительному положению дел. Но принятие Конституции 1977 года и особенно Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 года положило начало в развитии законодательства СССР об иностранцах.

Число иностранных граждан, находящихся на территории России, постоянно увеличивается. В связи с этим растет и число различных правоотношений с их участием. Интересы международного сотрудничества, а также потребности обеспечения законности и укрепления правопорядка предопределили дальнейшее совершенствование правового регулирования положения иностранных граждан в Советском Союзе.

Особенно интенсивно росло количество иностранных 1раждан, принимаемых на обучение в советские учебные заведения, расширились и видоизменились формы обучения. Между тем, освещению проблем правового положения иностранцев в стране в нашей научной, научно-популярной и учебной литературе достаточного внимания пока не уделяется. Можно согласиться с выводами некоторых советских правоведов, что эти вопросы "являются одними из наименее исследованных в советской юридической литературе"6.

Правда, ряд работ по вопросам пребывания и обучения в СССР граждан зарубежных стран был опубликован в нашей стране в 20-е годы.

В некоторых из них исследовался режим пребывания в стране иностранцев, анализировалось действующее тогда законодательство, выдвигались предложения по его совершенствованию7.

1 О проекте Закона СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР. "Известия", 25 июня 1981 г.

2 М.М.Богуславский. "Новый советский закон о правовом положении иностранных граждан в СССР". - М., А11 СССР, 1984, стр. 7-59.

1 М.М.Богуславский. Новый советский закон о правовом положении иностранных граждан в СССР, АН СССР,

М., 1984, стр. 9-15.

4 М.М.Богуславский, указ. соч., стр. 12.

3 Н В.Миронов, указ. соч., стр. 95-96.

6 Арбузкии А.М., Мурамятс О.М., Принципы правового регулирования пребывания в СССР иностранцев,

М., 1979, стр. 4.

7 А Н.Макаров. Правовое положение иностранцев в СССР, - М.,1924 г.; К вопросу о распространении на иностранцев действия кодекса законов о труде.//Вопросы труда, 1925 г., №2, стр. 57-61; Марбор. Нужно ли

Однако в основном это были справочники правовых актов или комментарии законодательства. Лишь в 50-х - 60-х годах правовое регулирование пребывания в СССР иностранцев вновь привлекло более пристальное внимание советских авторов - главным образом специалистов в области международного частного права и советского гражданского права. Ряд аспектов правового положения иностранцев рассматривается в специальных публикациях по международному, административному, трудовому и некоторым другим отраслям права.

Гак, вопросы, затрагивающие проблему прав и обязанностей иностранцев в СССР, рассмотрены в научных трудах А.М.Арбузкина, М.М.Богуславского, Г'.Е.Вилкова, Л.Н.Галснской,

A.И.Г’орлова, Л.И.Лепешкина, С.И.Лебедева, Л.А.Лунца, А.Н.Макарова. Н.В.Миронова, И.С.Перетерского, А.А.Рубанова и др.

Кроме того, некоторые аспекты проблемы исследованы в отдельных монографиях и брошюрах1. В плоскости советского государственного и международного публичного права в 1948 году была написана диссертация Г.Е.Вилкова "Советское гражданство и советское законодательство об иностранцах". С позиции международного частного права исследовались вопросы собственности и наследования иностранцев в Украинской ССР в диссертации И.А.Беленчука "Права иностранцев, относящихся к собственности и наследованию в Украинской ССР" (1965 г.).

В 1970 г. Защищена кандидатская диссертация М.Я.Шиминовой "Деликатные обязательства с участием иностранцев в СССР".

Исследованию теоретических проблем, связанных с положением личности в СССР, в советской юридической литературе посвящен ряд работ Л.Д.Воеводина, Н.В.Витрука, В.А.Кучинского, Г.В.Мальцева, И.И.Матузова, А.И.Микульшина, В.А.Патюлина, Ф.М.Рудинского, И.Е.Фарбера, Е.Т.Усенко, Г.И.Тункина, Г. Г.Чебурахина, В.С.Шевцова, В.В.Щетинина и других2.

Исследованию вопросов правового статуса иностранных граждан посвящены диссертации

B.Д.Яворского’ и гражданина СРВ Дьен Нанг4. Однако подобные исследования пока являются единственными.

Появление закона "О правовом положении иностранных граждан в СССР" 1981 г. вызвало некоторый интерес советских юристов к вопросу о правовом положении иностранцев в СССР; появился ряд новых статей и монографий5. Однако, на наш взгляд, изучение правового статуса иностранцев в России, не привлекло еще должного внимания и не получило полного освещения в российской литературе.

В отечественном законодательстве принцип национального режима был в наиболее общем виде сформулирован еще в Законе СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР, принятым 24 июня 1981 года. Статья 3 этого Закона гласит: "Иностранные граждане в СССР пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане СССР, если иное не вытекает из Конституции СССР, настоящего Закона и других актов советского законодательства".

Конституция Российской Федерации 1993 г. существенно расширила сферу действия этого принципа, распространив его также на лиц без гражданства и допуская исключения из него на

Союзу ССР специальное положение об иностранцах? //Еженедельник Советской юстиции, 1925 г., № 11, стр.260-261; Б.Розенблюм. О политических правах иностранцев в СССР.// Вестник советской юстиции, 1928 т., № 24, стр. 719-720.

1 М.М.Богуславский и А.А.Рубанов. Правовое положение иностранцев в СССР. - М.,ИМО, 1962 г. (второе

издание); Д.Д.Аверин. Положение иностранцев в советском ¡ражданском процессе. - М., МГУ, 1966 г.; Н.И,Марышсва. Рассмотрение судами гражданских дел с участием иностранцев. - М., 1970 г.

2 Например, В.А.Патюлин. Государство и личность в СССР - М., "Наука", 1974 г.; И.Е.Фарбер. Свобода и права человека в советском государстве. - Изд-во Саратовского университета, 1974 г.; B.C.Шевцов. Гражданство в Советском союзном государстве. - М., "Юридическая литература", 1969 г.; Б.В.Щетинин. Проблемы теории советского государственного права. - вып.2, М.,"Юридическа литература", 1974 г.

1 В.Д.Яворский. Правовое положение иностранцев в СССР. - Автореферат к.ю.н., Киев, 1977 г.

4 Доан Нанг. Гражданско-правовой статус иностранных граждан в странах социализма. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н., М., МГИМО, 1986 г.

3 В.Ф.Губин. Новая советская Конституция и статус иностранцев в СССР"//"Советский ежегодник

международного права", 1979 г. - М., 1980 г. Л.Н.Галенская. Правовое положение иностранцев в СССР. - М., "Международные отношения", 1982 г.; Статус иностранцев в СССР, АН СССР, М., 1984 г.; М.М.Богуславский, Международное частное право, М., "Международные отношения", 1982 г.;

Л.Н.Галенская, "Международное частное право". - Л., Изд. ЛГУ, 1983 г., и др.

основании лишь федеральных законов, а не любых "актов законодательства", как это было раньше. В ст. 62 новой Конституции устанавливается: "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации". Юридически эта формулировка точна, однако должного представления о сути и причинах приравнивания иностранных граждан к своим гражданам она не дает. Гам, где дело касается формирования органов государственной власти и занятия государственных должностей, формула "наравне... кроме случаев" не действует, поскольку никакими правами в этой области отношений иностранцы не пользуются. С другой стороны, она выглядит несколько странно применительно к сфере уголовной ответственности и уголовного преследования. Вряд ли о равенстве иностранца с российским гражданином в отношении запрета совершать преступления и в отношении наказания за одинаковые преступления можно говорить как о равенстве их прав: здесь на первый план выступает равенство обязанностей, причем не столько по отношению друг к другу, сколько по отношению к российскому государству.

Принятые законодателем после 1991 г. Нормативные акты полны противоречий и нестыковок и если одни законы позволяют иностранным физическим и юридическим лицам скупать акции, участвовать в строительстве, инвестировать средства, вводить и выводить капиталы и продукцию, то другие - принятые одновременно или даже позднее, запрещают заниматься некоторыми видами деятельности и владеть землей.

К наиболее значимым законодательным актам, принятым в последнее время по правам иностранцев в России необходимо отнести:

- Правила пребывания иностранных граждан в СССР Утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 г. № 212;

- Гражданский Кодекс РФ 1994 г.;

- Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. № 763);

- Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";

- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях";

- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях";

- Закон РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании".

К сожалению, нельзя сказать, что все те правила нынешнего российского законодательства, которые устанавливают для иностранцев запреты или ограничения в отношении возможности заниматься в России той или иной деятельностью, иметь те или иные имущества и т.п., безукоризненно ясны и вполне оправданны.

Трудно, например, объяснить, почему заниматься в России племенным животноводством иностранцы могут лишь на началах взаимности1 или почему иностранный архитектор может заниматься в России своей профессиональной деятельностью не иначе, как "под присмотром" нашего отечественного зодчего2. Ведь если бы последнего правила придерживались наши предки, Россия не имела бы многих из тех архитектурных шедевров, которыми она сегодня обладает.

Есть в актах российского законодательства о правах иностранцев и другие недостатки подобного рода. В ряде актов соответствующие гражданские права предоставляются "гражданам Российской Федерации", что автоматически лишает иностранных граждан возможности иметь такие же права. Но полной уверенности в том, что законодатель хотел добиться именно такого результата, нет. В частности, трудно найти основания, по которым должны быть лишены права участвовать в сельскохозяйственных кооперативах все, кроме граждан России, т.е. даже постоянно проживающие в нашей стране лица без гражданства, занимающиеся сельским хозяйством из поколения в поколение.

III. Понятие и основы правового статуса иностранца.

Вопросы, связанные с объемом и регулированием прав и обязанностей иностранцев, в том числе и вопросы понятия и видов режимов для иностранцев сравнительно мало исследованы. В

1 См. Федеральный закон "О племенном животноводстве", сгр. 116.

2 См. Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", стр. 116. 78

большей части имеющихся монографий и статей эти вопросы рассматриваются в аспекте международного частного права и освещаются главным образом в учебных курсах.

Поэтому мы решили определить такие понятия как "иностранец", правовой статус иностранца, правовой режим, объем прав и обязанностей у основных (по законодательству РФ) групп иностранцев и в том числе определить права и обязанности той группы, к которой относятся иностранные учащиеся в России.

Понятие иностранец в нормативных актах и правовой литературе употребляется в двух смыслах - широком и узком. В широком смысле иностранцем считается всякое лицо, не обладающее гражданством данного государства.

В польском Законе об иностранцах от 29.03.63 ст.1 гласит, что иностранцем является каждый, кто не обладает польским гражданством1.

В Законе о пребывании иностранцев в НРБ 1972 г. Также указывается (ст 3, п.1), что иностранцем является любое лицо, которое является гражданином другого государства или не имеет гражданства2.

По законодательству Ганы иностранец - это лицо, которое не является гражданином Британского содружества или Британским покровительствуемым лицом3.

В России термин "иностранец" употребляется в узком смысле. В соответствии с ч. I сг. I Закона

о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июля 1981 г. иностранным гражданином считается лицо, не являющееся гражданином СССР и имеющее доказательство своей принадлежности к гражданству иностранного государства4. Закон о гражданстве СССР от 01 декабря 1978 г.3 использует понятие "иностранный гражданин", но определения его не дает, также как и ранее действовавший Закон о гражданстве СССР от 19 августа 1938 г.6

В советской и российской науке большинство авторов придерживается узкого понимания термина "иностранец". Например, в учебнике "Международное право" под редакцией Тункина Г.И. дается следующее определение: "Иностранцем называется лицо, которое находится на территории СССР, но не является его гражданином и состоит в гражданстве другого государства"7. Аналогичное определение содержится и в работах других советских авторов8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С такой трактовкой понятия "иностранец" в основном можно согласиться, однако следует заметить, что данная трактовка не учитывает наличие лиц, не обладающих гражданством, то есть апатридов, и условно исключает их из под действия Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР.

Одновременно можно согласиться с Галенской Л.Н., которая с своей работе "Правовое положение иностранцев в СССР" указывает, что узкое понимание термина "иностранец" справедливо только в случае, когда речь идет о населении данной страны и необходимо определить категории лиц, населяюгцих и находящихся на ее территории9. Этого определения явно недостаточно, когда исследуется правовой режим иностранцев, ибо на территории того или иного государства могут быть приняты законы с экстерриториальным действием, то есть определенными правами могут пользоваться лица, которые находятся за границей.

Мы в нашей работе предлагаем понимать под термином "иностранец" как лиц, имеющих (подданство) гражданство другого государства, так и не имеюгггих его, то есть апатридов, а также политэмигрантов и т.п.. то есть в широком смысле этого термигга.

Все физические лица, находящиеся на территории данного государства, обладаю тем или иным объемом прав и обязанностей. Совокупность прав и обязанностей называется правовым статусом, в данном случае - статусом иностранцев.

1 Drienuik Vstaw, 1963, № 15, стр. 77.

2 Народная Республика Болгария Конституционные и законодательные акты. Стр. 148-156.

’ Nationaliti and Citizenship Act. 1957,Op. cit, p. 126.

4 Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, № 26, стр. 836.

' Ведомости Верховного Совета СССР, 1978, № 49, стр. 816.

Ведомости Верховного Совета СССР, 1938, №11.

1 Международное право, под ред. Г.И.Тункина. - М., 1974, стр. 226.

* Курс международного права, т. 3, М., 1967, стр. 90, Международное право под ред. Г.И.Игнатенко и

Д.Д.Останенко. - М., 1978, стр. 189.

4 Л.Н.Галенская. Правовое положение иностранцев в СССР. - М., Международные отношения, 1982, стр. 7.

Термин "статус" не является обще употребляемым в правовой литературе. В вышеуказанном смысле его используют А.И.Мчкульшин, С.В.Черниченко, М.Геновеки и др1. Наряду с этими терминами можно встретить и другие. Например, Г.Шварцерберг говорит о клаузулах, М.Сукиясович использует термин "обращение"2.

Вместе с тем в советской правовой литературе термин "правовой статус", как понятие системы прав и обязанностей личности определился давнол, хотя некоторые авторы предлагают дополнительные элементы понятия. Например, общую правоспособность4, законные интересы5 и др. На наш взгляд, ряд дополнительных элементов, включаемых в понятие правового статуса в действительности являются либо предпосылками указанного статуса (общая правоспособность), либо элементами вторичными по отношению к элементам основным (так, юридическая ответ ственность вторична по отношению к обязанностям; без обязанностей нет ответственности)6.

Поэтому, нам кажется нецелесообразным расширять понятие правового статуса, в котором через категории прав и обязанностей четко раскрывается его структура.

По мнению одних авторов, правовой статус устанавливается внутренним законодательством и нормами международного права (международных договоров), по мнению других - только внутренним законодательством.

Так, В.ИЛисовский пишет, что правовое положение иностранцев определяется законом страны пребывания и постановлениями международных договоров7. С.В.Черниченко полагает, что нормы этих договоров должны только учитываться государством при установлении режима иностранцев, а этот режим непосредственно регулируется внутренним правом8. Нам эта мысль кажется интересной, но практика свидетельствует иное. Гак, в Законе о положении иностранных граждан в СССР 1981 г. говорится (ч. 3, ст. 2): "Правовое положение иностранных граждан может определяться также на основании международных договоров СССР", а это означает, что нормы международного права регулируют вопросы правового положения иностранцев в СССР.

Сейчас, после признания верховенства норм международного права Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ст. 15, п. 4) и Гражданским Кодексом РФ 1994 г. (ст. 7), спор этот разрешился естественным путем, но нормы внутреннего права об иностранцах в России еще не приведены в соответствие с принципами.

V. Правовые режимы, распространяемые на иностранцев.

В настоящее время в некоторых работах российских авторов произошло смешение понятий "правового режима иностранных граждан" и их "правового статуса". Если при определении "статуса", как мы указали, имеется определенное единство, то понятие "режима" у некоторых авторов приравнено к "статусу"9. На это справедливо указывают А.М.Арбузкин и О.Ф.Мурямете10.

Их мнение, что сущность правового режима заключается в том, что он устанавливает динамику этого статуса, то есть определяет порядок и условие его приобретения, изменения и реализации, имеет определенный смысл и дает почву считать точку зрения С.В.Черниченко,

1 Микульшин А.И. О понятии и видах режимов иностранцев.//советский ежегодник международного права. -М., 1972, М., 1974, стр. 181 ; Черниченко С.В. Личность и международное права. - М., 1974, стр. 83; Витрук

Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. - М., 1979, сгр. 162-163; Геновски М. Основи на международного право. - София, 1969, стр. 145; Миронов Н.В. Правовое положение иностранных граждан в СССР.//ж-л "Советское государство и право”, 1982, № 3, стр. 96-99.

2 Schwarzenberger A. Amanue! of international low, 5-tli ed. - London, 1967; Sukijasovic M. The most favoured nation treatment in the contemporary wolild.

3 См. Строгович M.C. Основные вопросы советской социалистической законности. - М., Наука, 1966, стр. 176; Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности. - М., Юридическая литература, 1968, стр. 79-80; Чхиквадзе В.М. Социалистический гуманизм и права человека. - М., 1978, стр. 149; Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. - М.,Наука, 1983, стр. 151.

4 Конституционный статус личности в СССР. - М., Юридическое издательство, 1980, стр. 21-26.

5 Витрук Н.В.Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. - М., Наука, 1979, стр. 29.

6 Кучинский В.А. Личность, свобода, право. - М., Юридическая литература, 1978, стр. 115.

7 Лисовский В.И. I. Международное право, изд. 2-е, М., 1961, стр. 114; Международное право, М.. 1970, стр.

129.

* Черниченко С.В Личность и международное право. - М., 1974, стр. 83.

’ Л.Н.Галенская. Указ. Соч., стр. 31.

А.М.Арбузкин, И.Ф.Мураметс. Принципы правового регулирования пребывания иностранцев в СССР. - М., 1979, стр. 31.

указанную выше, справедливой, если в его работе речь идет о правовом режиме иностранца, а не его статусе.

Отсюда правовой режим иностранцев можно определить как совокупность условий и порядка приобретения и реализации иностранцами своих прав и обязанностей (правового статуса)1. Фактически он является основой, на которой правовой статус лица приобретается и реализуется.

В научной литературе отмечаются несколько видов режима иностранцев. И поскольку каждое государство само определяет объемы прав и обязанностей этой категории лиц и порядок их приобретения, он в различных государствах естественно неодинаков по своему объему. Тем не менее его регламентация имеет общие черты, которые позволяют выделить следующие виды правового режима иностранцев:

1. Национальный, то есть предоставление иностранцам прав, принадлежащих гражданам данного государства (за исключением политических и некоторых других прав);

2. Специальный режим, то есть предоставление иностранцам определенных прав, установленных законодательством или международным договором;

3. Режим наибольшего благоприятствования, то есть предоставления гражданам иностранного государства прав, которыми пользуются или будут пользоваться граждане любого третьего государства2.

Национальный режим, как самостоятельный вид правового режима иностранцев выделяется М.М.Богуславским3, М.Геновски4 и др.

Наиболее близким его определением, нам кажется, является следующее: предоставление иностранцам национального режима означает, что они в том или ином отношении приравниваются к собственным гражданам, однако это уравнивание знает исключения5.

Предоставление иностранцам национального режима может осуществляться как на основе международного соглашения, так и па основе внутригосударственных норм.

Современное договорное право не содержит, как правило, общей формулы о предоставлении национального режима иностранцам во всех сферах их правового положения. Многочисленные многосторонние и двусторонние соглашения государств, регулирующие положение иностранцев, обычно указывают на сферу прав, затрагиваемых национальным режимом, не указывая на их конкретное содержание, которое подробно раскрывается нормами внутригосударственного права. Наиболее часто он применяется в области процессуальных и гражданских прав, налогообложения, условия занятия профессиональной деятельностью и др. Таким образом, понятие "национальный режим" применяют, как правило, в отношении определенной категории прав, то есть его сфера действия ограничена.

В силу национального режима, права, обязанности и законные интересы иностранцев и собственных граждан приобретаются и реализуются на одних условиях и по одному и тому же порядку. Приравнивание иностранцев к местным гражданам в отношении содержания правового статуса обычно связано с приравниванием иностранных граждан к местным в отношении условий и порядка приобретения и реализации этого статуса.

Понятие "наибольшего благоприятствования" в советской юридической литературе употреблялось в различных смыслах: как режим, как принцип, как оговорка. Природа его серьезно исследована А.И.Микулыииным и характеристика, данная им, является самой точной: "Основное назначение наибольшего благоприятствования заключается в уравнении иностранцев между собой в определенной сфере прав, или, другими словами, в запрещении дискриминации"6.

Независимо от используемой в договорах терминологии, режим наибольшего благоприятствования не устанавливает конкретного объема прав и свобод, а лишь предусматривает уравнение прав граждан контрагента в определенной области с правами граждан другого государства в той же области.

1 А.М.Арбузкин. Государственно-правовой статус иностранцев в зарубежных социалистических странах Европы. Диссертация к.ю.н.. М., 1980, стр. 38.

2 Курс международного права. - М., изд-во М.Ф., 1982, т. 3, стр. 92-93.

3 Богуславский М.М. Международное частное право. - М., 1974, стр. 67.

1 Геновски М. Основи на международного право. - София, 1969, стр. 145.

1 Богуславский М.М. и Л.А.Рубанов. Правовое положение иностранцев в СССР. - М., 1962, стр. 28.

Микульшин А. И. О понятии и видах режимов иноетранцев//Советский ежегодник международного права, 1972, М., 1974, стр. 182.

Сказанное приводит к выводу, что если под правовым статусом понимать совокупность прав и обязанностей иностранцев, то наибольшее благоприятствование к виду правового статуса отнести нельзя. К этому выводу приходят Л.П.Галенская1 и А.И.Микульшин2.

Однако на правовой статус иностранцев оказывает определенное влияние и режим наибольшего благоприятствования, в силу которого иностранные граждане пользуются максимумом прав, преимуществ и привилегий, предоставляемых лицам другого гражданства.

Если обратиться к истории, то можно отметить, что форма наибольшего благоприятствования (the most favoured nation clause) вошла в международную практику в виде клаузулы3, то есть оговорки, включенной в текст самого соглашения. Точно также она употребляется и в современной договорной практике. Качество оговорки признал за наибольшим благоприятствованием и Международный суд ООН4.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в международных соглашениях содержатся часто положения и о национальном режиме, и оговорки о наибольшем благоприятствовании. Это делается для достижения большей гибкости, чтобы допустить возможность решения вопроса о конкретных правах иностранцев на той или иной основе. Практически в таких соглашениях национальный режим составляет основу, а наибольшее благоприятствование применяется на условиях, указанных в соглашениях.

Рассмотрение содержания и назначения оговорки о наибольшем благоприятствовании позволяет сделать вывод о том, что она не создает правового режима, но носит отсылочный характер и включается в международные договоры с целью воспрепятствования дискриминации в отношении граждан и юридических лиц соответствующих государств.

Коль скоро за наибольшим благоприятствованием не признается качества правового режима, возникает вопрос, на какой основе осуществляется регулирование тех прав и обязанностей иностранцев, которые не охватываются национальным режимом? Представляется, что основную роль здесь играет специальный режим иностранцев.

Следует отметить, что в правовой литературе специальный режим иностранцев некоторыми авторами отрицается вообще5, а другие, признавая его, по-разному понимают его содержание.

Гак К.Я.Чижов определяет специальный режим как предоставление иностранцам определенных прав, установленных законодательством или международным договором6. М.Поточный пишет, что специальный режим имеет место в тех случаях, когда государство устанавливает права и обязанности иностранцев особыми предписаниями и эти права и обязанности отличаются от тех, которые предоставляются собственным гражданам7.

Н.Т.Блатова видит его содержание в предоставлении "иностранцам особых прав, которые чаще всего устанавливаются в договорном порядке (например, личный состав вооруженных сил США на территории иностранных государств)"8.

А.И.Микульшин определяет специальный режим как "совокупность норм, регулирующих права и обязанности, которыми наделяются только иностранцы в государстве пребывания"9.

Для более полного понимания определения "специального режима" нам кажется правильным предложение А.И.Микульшина10 исследовать правоотношения, в которые вступают иностранцы на территории государства пребывания и показать, как они регулируются. В самом общем виде можно утверждать, что иностранцы вступают в правоотношения двух основных типов. Правоотношениями первого типа следует считать правоотношения, аналогичные тем, в которые вступают местные граждане (например, гражданские и брачные правоотношения).

1 Л.Н.Галенская. Указ. Соч., стр. 11.

2 А.И.Микульшин. Указ. Соч., стр. 183.

3 "Международное право", 1947, стр. 195; A.C.Корольков. Торговые соглашения СССР с иностранными государствами. - Госюриздат, 1953; J1 А.Фитуш. Международные торговые договоры и соглашения. -Госюриздат, 1955; Г.М.Вальяминов. Правовое регулирование международной торговли. - МО., 1972, стр. 219.

4 См. Дело об англо-иранской нефтяной компании (1952 г.) Дело Амбатслоса (1953 г.) и др. (Luteruetional Court of Justice Report) 1952 , 1953.

1 "Курс международного права", под ред. Проф. Ф.М.Кожевникова, изд. 3-е. М., 1972, стр. 185-186.

"Международное право" 1957 г., стр. 156; "Курс международного права", т. 3, 1967, стр. 92.

7 Potochy М. Mezinarodni pravo verejne. Praha, 1973, p. 196.

* "Международное право" (под ред. Проф. Л.А.Маджорян и доцента Н.Т.Блатовой, М., 1979, стр. 271.

,J Микульшин А.И. Указ. Соч., стр. 188.

10 Микульшин А.И. Указ. Соч., стр. 187.

К правоотношениям второго типа следует отнести правоотношения, в которых участвуют только иностранцы, и в которых местные граждане не участвуют (например, правоотношения, связанные с правилами проживания, выдворением и выездом иностранцев). Хотя можно указать и на такие правоотношения, связанные с использованием некоторых общественно-политических прав, несением воинской обязанности и т.п.).

Если обратиться к правоотношениям первого типа, можно отметить, что часть из них, которая предусмотрена международным соглашением или законом, регулируется на той же основе, что и правоотношения местных граждан в той же сфере прав. То есть, в том случае регулирование определенных прав и обязанностей иностранцев осуществляется на основе национального режима. Другая часть правоотношений этого типа, в которой также участвуют иностранцы, регулируется на основе иных внутригосударственных норм, нежели нормы, предназначенные для местных граждан, то есть на основе норм, специально адресованных иностранцам. Правоотношения второго типа целиком подпадают под регулирование норм, предназначенных только для иностранцев. Таким образом можно видеть, что если одна часть правоотношений первого типа регулируется на основе национального режима, то другая часть правоотношений этого типа, а также правоотношения второго типа целиком регулируются специальным режимом.

Нам кажется, поэтому можно согласиться с точкой зрения М.Поточного и А.И.Микульшина, что у иностранцев есть специальные права и обязанности, которыми граждане государств, где они пребывают, не обладают.

Специальный режим, также как и национальный режим, находит закрепление как в международных соглашениях, так и во внутригосударственном праве. Правда, сами соглашения или нормы права не содержат термина "специальный режим", однако тс положения соглашений, которые устанавливают специальные нормы и правила обращения с иностранцами в определенной области, и составляют по существу специальный режим. Очевидно, можно считать указаниями на специальный режим такие встречающиеся в соглашениях формулировки, как “при соблюдении соответствующих законов"1 "действуют законы и правила каждой договаривающейся стороны"2. При этом в соглашениях обязательно указывается область, в которой этот режим имеет место, причем, как правило, она только обозначается, но конкретный объем и содержание нрав раскрываются внутригосударственным правом.

Рассмотрение понятий и видов режимов иностранцев позволяет сделать ряд выводов общег о характера: право иностранцев в современный период основывается на двух видах режимов -национальном режиме и специальном режиме.

Национальный режим уравнивает иностранцев в определенной сфере прав с местными гражданами, специальный режим включает в себя особые нормы для иностранцев, которые отличают его от режима граждан страны пребывания, причем применение одного не исключает применения другого. Они действуют одновременно и в совокупности составляют правовой режим пребывания иностранцев в стране.

Оговорка о наибольшем благоприятствовании призвана уравнивать иностранцев из разных государств между собой в определенной сфере прав. Она отсылает либо к национальному режиму, либо к специальному режиму.

На наш взгляд, мнение Л.Н.Г'аленской о существовании только одного правового режима иностранцев - специального3 не отражает действительного положения дел, так как понятие национального режима для иностранцев прочно и давно закрепилось не только в практике международного договора, но и во внутреннем законодательстве стран. Оно позволяет избежать излишней детализации и описательное™ прав иностранцев в любой стране. Хотя представление Л.Н.Галенской о том, что специальный режим распространяется на все области правового регулирования и устанавливает для иностранцев режим, который отличается от режима собственных граждан, имеет определенные основания.

IV. Правовой статус иностранцев, обучающихся в Российской Федерации.

Правовой статус иностранцев в России характеризуется некоторыми общими моментами:

' Ст. 2 и 3 Договора о дружбе, торговле и судоходстве между ФРГ и Италией (Вшк1е5асге&.ЫаП. 1959, ч. II, стр. 949).

1 Пункт 2 ст. 7 Соглашение между правительством СССР и правительством ГДР о воздушном собщении от 01 сентября 1969 г. //"Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами", вып.XXIV, ст 457.

1 Л.Н.Галеиская. Международное частное право, - Л., ЛГУ, 1983, стр. 39.

а) в отличие от собственных граждан, иностранцы подчинены двум правопорядкам - как государства пребывания, так и своего собственного. Они обязаны соблюдать законы страны пребывания, имеют по отношению к ней определенные обязанности и обладают некоторыми правами. В то же время они не теряют связи с государством своего гражданства;

б) государство пребывания не может наделять иностранцев обязанностями, которые разрывали бы или ослабляли его правовую связь с отечест венной страной;

в) иностранцы пользуются защитой своего государства, в случае преследования со стороны государства пребывания или любого другого государства;

г) при установлении правового режима иностранцев государство учитывает свои международно-договорные обязательства;

д) с учетом собственной безопасности и в интересах правопорядка, государство в праве устанавливать ограничения в правах иностранцев при условии соблюдения принципов международной защиты прав человека;

е) государство пребывания имеет право выдачи и высылки иностранцев, за исключением положений, установленных договорами, либо внутренними актами.

Все эти моменты хорошо исследованы В.Д.Яворским, и поэтому мы не будем на них подробно останавливаться1.

Следует отметить, что с точки зрения объема субъективных прав и обязанностей, а также с учетом других обстоятельств, иностранцы, находящиеся в России, - не однородная масса и могут быть подразделены на ряд основных групп с учетом использования конкретных правовых критериев:

1) По времени пребывания в стране иностранцы считаются временно пребывающими и постоянно проживающими на территории РФ. Для этих категорий иностранцев установлен различный правовой статус, вытекающий из целей и сроков их пребывания на российской территории. В литературе встречается мнение, согласно которому правовой статус иностранца пе зависит от того, имеет ли он постоянное или временное жительство в России2. Такое мнение, однако, пе соответствует действительности, поскольку факт постоянного проживания в стране определяег существенные специфические черты правового статуса. Этот статус, в отличие от положения временно проживающих иностранцев, характеризуется наличием права на труд, вступления в профессиональный союз, жилищный кооператив, на бесплатное медицинское обслуживание и целым рядом других основных прав и обязанностей.

2) В зависимости от цели приезда в Россию иностранцы подразделяются на туристов, учащихся или приехавших на работу по соглашению, лиц, следующих через территорию транзитом, политэмиг рантов, иностранцев, находящихся в служебных командировках и др.

3) Относительно подчинению юрисдикции Российской Федерации иностранцы разделяются на лиц, освобожденных от юрисдикционной деятельности государственных органов (дипломаты и лица, приравненные к ним), лиц, на которых юрисдикционная деятельность государства распространяется частично (члены экипажей военных кораблей и самолетов, военнослужащие воинских подразделений, некоторые категории консульских работников) и лиц, на которых полностью распространяется юрисдикционная деятельность российских государственных органов.

4) В зависимости от гражданства (подданства') той или иной страны - группы иностранцев, представляющие конкретные страны или группы стран (страны Шенгенского договора, развивающиеся страны и т.п.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такая классификация, предложенная Яворским В.Д. и обоснованная А.М.Арбузкиным и О.Ф.Мурамстс3, наиболее показательна. В литературе имеются и другие классификации (группы, категории) иностранцев4. Однако они более дробны, имеют повторения в наименованиях и не отражают полностью изменения правового статуса иностранцев в России.

Правовой статус каждой из этих категорий иностранных граждан имеет свои специфические особенности, определяемые административным, трудовым, гражданским, финансовым, таможенным и другими отраслями права.

1 Яворский В.Д. "Правовое положение иностранцев в СССР": Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н., - Киев, 1977.

2 См. Лунц Л.А. Международное частное право. - М., 1975, стр. 25.

5 См. Яворский В.Д, Арбузкин А.М. и Мураметс О.Ф. указанные сочинения.

4 См. Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного нрва. - М., 1974, стр. 197-198; Кузнецов М.Н. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории СССР. - М., УДН, 1985, стр. 10-12.

Поэтому, исходя из существующего законодательства РФ и приведенной выше классификации, иностранцы, обучающиеся в российских вузах, относятся к временно пребывающим на территории России, прибывшим с целью учиться, на них полностью распространяется юрисдикционная деятельность российских государственных органов, а значит и национальный и специальный режимы. Они пользуются, в принципе, теми же правами и нссут такие же обязанности, как и граждане России. На них распространяются общие положения правового статуса иностранцев в России в целом, закрепленные как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах, заключенных Россией с другими государствами. Однако их правовой статус имеет определенную специфику. Поскольку главной целью пребывания в России учащихся иностранцев является получение соответствующих знаний, их правовой статус регулируется Конституцией РФ 1993 г., Законом РФ 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации", ФЗ от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Законом РФ от 10 июня 1992 г. "Об образовании", основами законодательства РФ о культуре и об охране здоровья граждан, Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1039 "О развитии сотрудничества с зарубежными стратами в области образования" и Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 № 418 "О концепции государственной политики поддержки партнерства образовательных учреждений РФ и зарубежных учебных заведений, возданный при поддержке СССР", а также специальными соглашениями о культурном, научном сотрудничестве между Российской Федерацией и соответствующими странами.

Иностранные учащиеся, прибывшие по государственной линии на основании международных договоров, вправе пользоваться бесплатно лабораториями, учебными кабинетами, читальными залами, библиотеками, спортивными базами и иным имуществом учебных заведений. Они имеют право участвовать в научно-исследовательских работах кафедр и научных студенческих кружков, а также через общественные организации принимать участие в обсуждении вопросов совершенствования учебного процесса, воспитания и быта учащихся. В целях оказания помощи администрации учебных заведений в подготовке высококвалифицированных специалистов для своих стран, воспитанных в духе гуманизма и дружбы народов, а также в решении культурно-бытовых вопросов иностранные учащиеся имеют право объединяться в землячества. Для удовлетворения своих личных, спортивных и культурных интересов иностранные учащиеся имеют право вступать в члены спортивных клубов, научных студенческих обществ, избираться в состав их советов, участвовать в студенческих строительных отрядах и коллективах художественной самодеятельности. Кроме того, они могут быть членами общественных организаций, действующих в системе высшего образования.

Иностранные учащиеся обязаны: выполнять российские законы, уважать обычаи и традиции народов России, соблюдать установленные для иностранцев правила проживания и передвижения по территории Российской Федерации и иных нормативных актов. Они обязаны соблюдать учебную дисциплину, выполнять в срок все виды заданий, предусмотренных учебными планами и программами, а также правила внутреннего распорядка, бережно относиться к имуществу учебных заведений.

Мы не стремимся в данной работе перечислить все права и обязанности иностранных учащихся в Российской Федерации, входящие в их правовой статус. С перестройкой высшей школы они несомненно будут меняться. Однако, можно с уверенностью сказать, что иностранцы, обучающиеся в наших вузах, имеют все условия и права для получения высшего образования.

Как было отмечено в содокладе комиссий по иностранным делам и комиссий законодательных предложений Палат Верховного Совета СССР по проекту Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР, "практически возникает довольно своеобразная ситуация. Граждане многих иностранных государств, находящиеся в нашей стране, имеют больше прав, осуществление которых им полностью гарантировано, чем у себя на родине"1.

1 Известия, 1981 г., 25 июня.

THE LEGAL STATUS OF THE FOREIGNERS STUDYING IN RUSSIAN FEDERATION

V.A. Belov

Department of Constitutional, Administrative and Financial Law Russian University of Peoples ' Frendship Mikluho-Maklaya sir., 6, 1 ¡7198 Moscow, Russia

In the article the development of the Russian legislation about the rights and duties of the foreign citizens, concept and basis of the right status of the foreigners, legal modes influencing on the foreigners and legal status of the foreigners of the trainees in Russia is investigated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.