УДК 94(47).08
Ю.В. Арапова*
ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОРОДСКОГО ГОЛОВЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.
В статье представлен анализ региональной историографии, в которой содержатся оценки деятельности руководителей городских дум Симбирска, Саратова и Самары во второй половине XIX — начале XX в. Вышвлены1 этапы в изучении этой проблемы, установлено, что в советский период история городского самоуправления практически не изучалась. Между тем городские думы и их руководители внесли большой вклад в развитие экономического потенциала городов Российской империи. Анализ законодательства русской императрицы Екатерины II, Городового положения 1870 г., Городового положения 1892 г. позволил выявить изменения в правовом статусе руководителей городских дум, их функции и компетенции. В статье отмечено изменение полномочий городского головы в связи с принятием городовых положений 1870, 1892 гг. Эффективная работа органов городского самоуправления во многом зависела от профессионализма, личных качеств и авторитета городского головы. В этой связи обращено внимание на необходимость создания социокультурного портрета городского головы губернских городов Поволжья.
Ключевые слова: городской голова, Поволжье, Самара, Саратов, Симбирск, самоуправление, Городская дума.
Конец XIX — начало XX в. характеризуется бурным развитием городов, что привело к изменению социальной структуры населения и возрастанию значения административных центров в экономической, общественно-политической и культурной жизни. Так, крупными городами Поволжья являлись Самара, Саратов и Симбирск, через которые проходили торгово-промышленные пути региона. В итоге здесь сложился экономически сильный слой купечества, образуя бизнес-сообщество, в состав которого входили купцы, претендовавшие на избрание в органы городского самоуправления и на должности городских голов.
Эффективная работа городских дум во многом зависела от социально-политической активности гласных и в особенности такой значимой фигуры, как городской голова. Роль и статус городского головы в системе городского самоуправления менялись с момента введения этой должности в российское законодательство. Изначально в его компетенцию входила лишь организация выборов городских депутатов, но после введения Городового положения 1892 г. его функции были расширены. Городской голова контролировал законность и правильность выборов в думу на городских избирательных собраниях, являлся председателем Думы и городской Управы. Целью данной статьи является анализ социального и правового статуса городских голов губернских городов Поволжья в конце XIX — начале XX вв.
История развития городского самоуправления в дореволюционный период нашла отражение в большом количестве разнообразных по видам документальных актов.
* © Арапова Ю.В., 2016
Арапова Юлия Викторовна (arapovay84@gmail.com), кафедра российской истории, Самарский университет, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
Наиболее важными из них являются законодательные акты (Жалованная грамота, городовые положения 1870 и 1892 гг.), а также делопроизводственные документы городских дум и управ (формулярные списки, протоколы дум, журналы заседаний дум и управ, листки личного состава, списки избирателей, отчеты и др.).
Должность городского головы впервые упоминается в Манифесте 25 декабря (14 декабря — по ст. стилю) 1766 года о созыве Уложенной комиссии и указах о порядке выборов в депутаты для сочинения проекта нового уложения. Городской голова должен был организовывать выборы городских депутатов. Требования к кандидатам в городские головы и депутаты были равнозначными: «Каков должен быть депутат городской, которого выбирать будут, таковому же надлежит и голове городскому быть в каждом городе, а именно, чтоб оба были, 1-е. действительно дом, или дом и торг, или дом и ремесло, или дом и промысл в том городе имеющие, 2-е. не банкрутные, в штрафах, подозрениях и явных пороках не бывалые, 3-е. доброй совести и незазорного поведения» [18]. Законодатель регламентировал условия при которых избирался городской голова на два года: «...и у кого больше голосов: избираю, тому объявят, что он от своего города выбран быть головою на два года» [18]. Таким образом, городской голова избирался на два года всеми домовладельцами города и выступал представителем всего городского общества.
После издания 21 апреля 1785 г. «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи» должность городского головы приобрела новый статус. На него возлагались обязанности руководителя всех органов городского самоуправления. Этот законодательный акт предусматривал избрание головы как руководителя городской общей думы, шестигласной думы и депутатского собрания для составления обывательской книги. Городской голова все так же занимался организацией и проведением выборов, на него возлагалось общение с правительственными учреждениями, он был инициатором и исполнителем решений дум. Являясь главой, он нес ответственность за выполнение общественных поручений, доверенных Думе.
Городовое положение 1870 г. внесло изменения в функции и компетенции городского общественного управления. Этот правовой акт не только регламентировал работу распорядительной и исполнительной ветвей власти, но и законодательно закрепил права и обязанности городского головы. Он являлся председателем в избирательных собраниях, действовавших по трехразрядной системе; проводил удостоверение личности избирателей; устанавливал порядок проведения жребия между лицами, набравшими равное число голосов; под его контролем составлялись списки избирателей; результаты выборов отмечались в особом выборном листе, который он подписывал; голова принимал жалобы на нарушение установленного выборного порядка, которые представлял губернатору [4, ст. 30, 32, 38, 39, 45].
Городской голова являлся председателем Городской думы. Он назначал заседания Думы, он отдавал распоряжение о созыве Думы, с указанием тем совещаний, а также извещал губернатора о времени заседаний. Гласный Думы, желающий сделать предложение на ее очередном заседании, был обязан известить об этом городского голову в трехдневный срок. Голова мог пригласить на заседание посторонних лиц, если считал это необходимым для решения тех или иных вопросов. Городской голова предоставлял губернатору копии всех постановлений Городской думы.
Городской голова являлся председателем городской Управы, кроме того в небольших уездных и безуездных городах он единолично исполнял ее обязанности. Общение городского общественного управления с губернской администрацией происходило через городского голову. В связи с этим правительство придавало большое значение персональному подбору претендентов на эту должность. Согласно ст. 92 Городового положения 1870 г., «лица, избранные в должность Городского Головы, а также назначенные для временного замещения сей должности (ст. 83), утверждаются в сих званиях: в губернских городах — Министром Внутренних Дел, а прочих городах — Губернатором» [4, ст. 92]. Как правило, случаи неутверждения выбранной кандидатуры на должность встречались крайне редко.
Городской голова давал разрешение должностным лицам на временные отлучки и сам имел право без разрешения губернатора уезжать из города на срок до двух месяцев [4, ст. 100, 101]. Заявления, рапорты, служебные записки свидетельствуют о том, что многие служащие, в том числе и гласные Думы, неоднократно брали увольнительные. Объясняется это тем, что большая часть из них были купцами и мещанами, которые занимались торговлей. В Городовом положении 1892 г. присутствие гласных на заседаниях Думы стало обязательным. Уважительными причинами признавались лишь болезнь, смерть кого-либо из близких родственников или командировка по городским делам, о чем гласные должны были письменно извещать городского голову (ст. 60). Объяснительные прикладывались к отчетам заседаний Думы, и таких заявлений было немало, о чем свидетельствуют архивные данные [17, Л. 348-350, Л. 361-365, 402, 404-407, 451-457, 494-498, 517-518, 532-537, 551— 553, 588-590, 605-611, 622, 623, 629-631, 646-649]. К тому же глава местной администрации имел представительские полномочия. Все деловые отношения органов самоуправления производились им: взаимодействие с губернатором и правительством, встреча почетных гостей, иностранцев, открытие ярмарок, выставок, заведений и т. д.
На смену закону 1870 г. пришло Городовое положение 1892 г., которое внесло существенные изменения в систему формирования и функционирования органов самоуправления, изменился и правовой статус их руководителя, в котором губернская администрация получила контроль над муниципальными властями, а органы местного самоуправления заняли место в системе государственного устройства. Городской голова сохранил свои полномочия и являлся председателем в избирательном собрании и в избирательных участках, председателем Думы и Управы. Городской голова считался состоящим на государственной службе, уволиться он мог по собственному ходатайству, в отпуск его отправлял губернатор. Срок службы составлял четыре года, и на это время голове полагалось содержание. Ограничений по количеству сроков в должности не было. Таким образом, законодательно полномочия руководителя местной администрации были достаточно обширны. Следовательно, от профессионализма, личных качеств, авторитета городского головы зависела эффективная деятельность органов городского самоуправления, а также складывался и характер взаимоотношений с учреждениями центральной и губернской власти.
Несмотря на множество исследований, история городских дум Поволжья второй половины XIX - начала XX в. изучена не до конца, некоторые аспекты до сих пор остаются малоизученными. Крайне сложно найти специальные исследования в которых содержатся сведения о составе городских дум Поволжья на рубеже XIX-XX вв., не говоря уже о городских головах, их характере, жизни и деятельности. В Самарской губернии к таким исследованиям можно отнести труд Г.В. Алексушина «Во главе Самары» [1]. Городским головам в книге посвящено две главы, одна из которых содержит очерки о головах, занимавших эту должность по Городовому положению 1870 г., а вторая по Городовому положению 1892 г. Социальные портреты глав города Самары описаны в монографии «История Самары (1586-1917 гг.)» [10, с. 382-394]. Задача данного исследования не ограничивается простым перечислением фактов в жизни описываемого лица, а создать целостный образ городского головы. В коллективной монографии показаны портреты неординарных личностей, которые занимали должности городских голов и сыграли значительную роль в деятельности Самарской городской думы и городской управы. Их личностные особенности оказывали определяющее и разностороннее влияние на развитие Самары. Городским головам Самары посвящен ряд статей Кабытова П. С., Колядиной А.М., Черкасовой М.В., Фроловой К.В., Моисеенко П.Л., Шеремеева Е.Е. [9; 12; 14; 18; 20]. Сведения о личностях первых лиц города можно найти в энциклопедиях Самарского края, их авторами являлись Завальный А.З., Едидович Л.В. [6; 7]. Внимание самарских историков привлекает выдающаяся личность М.Д. Челышова как члена III Государственной думы и главного борца за трезвость [16]. Тем не менее эти работы не являются исчерпывающими для данной темы.
Специальных исследований по Саратовской городской думе, касающихся не всего городского самоуправления в целом, а только ее состава, в лице гласных и голов, также сложно найти. М.В. Зайцев [8] и A.B. Воронежцев [3], которые вводят в научный оборот данные о сословной принадлежности, уровне образования, имущественном положении, а также национальном и религиозном составе Саратовской городской думы. Е.Е. Камаева проводила исследование кадрового состава органов самоуправления в уездных городах Саратовской губернии [11]. Однако такая важная фигура, как городской голова, отдельно никем не рассматривалась, хотя за период существования Думы этот пост занимали влиятельные граждане города. Е.Н. Арда-бацкий опубликовал несколько статей, в которых анализировалась деятельность саратовского городского самоуправления. Есть сведения о городских головах Саратова 1895 — 1917 гг., таких как Н.П. Фролов, В.А. Коробков, А.О. Немировский [2]. Основным источником по городским головам Саратова можно считать воспоминания И.Я. Славина (внес огромный вклад в развитие Саратова последней четверти XIX — начала XX в.), которые были опубликованы в журнале Волга [15]. В этом документе отражены многие события жизни Саратова. Иван Яковлевич Славин был гласным Саратовской городской думы с 1878 г. и в дальнейшем постоянно переизбирался на этот пост вплоть до революции 1917 года, поэтому воспоминания автора о руководителях Думы особенно значимы, так как он являлся современником того времени. Конечно, этим воспоминаниям присуща субъективность. Явно присутствует предвзятость при оценке некоторых характеристик личности того или иного городского головы. Но тот фактический материал и те данные, которые приводит мемуарист, вполне коррелируется с архивными документами, что повышает ценность этих воспоминаний.
Благодаря И.Я Славину мы можем достоверно описать портреты руководителей Саратовского городского общественного управления. В своих воспоминаниях он пишет, например, о городском голове Аннании Ивановиче Недошивине «А. И. Недо-шивин — худой, ниже среднего роста, совершенно лысый, с бородой клином, юркий, нервный, купеческой складки, но почти никогда не расстающийся с папиросой, был в то время уже почтенным, свыше чем пятидесятилетним, говорил на "о" шамкающим старческим голосом. Не получивши законченного образования, он все же был достаточно и прилично грамотный, обладал от природы здравым умом, практической сметкой, инициативой, которая иногда принимала фантастический характер. Красноречием не обладал, но говорил деловито, содержательно, хотя не особенно складно» [15, с. 78]. Однако характеристика Епифанова в воспоминаниях Славина звучит менее лицеприятно «...Епифанов был полной противоположностью Недошивину, который во время кратких пребываний в Саратове своеобразно относился к городским делам и вопросам. Безучастие к ним Недошивина проявлялось в одном, часто повторяющемся жесте: он гладил свою лысину, трепал в сторону бороду, махал рукой и выпускал при этом изо рта густые струи табачного дыма. Все это надо было понимать так: «Да отстаньте вы от меня, решайте, как хотите и как знаете!..». Епифанов же, быстрый, юркий, скользкий, корректный, с интеллигентной речью, с бегающим во все стороны взглядом, проникал во все дела и всюду хотел внести свое "я". Такая мелочность не всегда, однако, была полезна для дела: кроме суеты, она вносила в работу нечто задерживающее дальнейший ход, тормозящее, распыляя часто силы и энергию сотрудников» [15, с. 56].
Крайне мала историография городского самоуправления города Симбирска. Трудно найти специальные исследования о составе Думы и о такой значимой для Симбирска фигуре, как городской голова. Исключением является книга Т.А. Громовой «Городской голова Леонид Иванович Афанасьев» [5], которая вышла в свет в 2014 г. Автор повествует о работе Симбирской городской думы и ее Управы с 1909 по 1917 годы на примере жизни и деятельности симбирского городского главы Л.И. Афанасьева. В книге дан анализ интересных событий и людей Симбирской губернии, показана картина общественной жизни Симбирска начала XX века. Некоторые сведения о городских головах Симбирской городской думы содержатся в сборнике исторических
сведений о городе Симбирске П.Л. Мартынова «Город Симбирск за 250 лет его существования» [13]. П.Л. Мартынов - русский общественный деятель, юрист, историк-краевед, известный своими исследованиями в области архивов и местной старины Симбирского края, - собрал в своей фундаментальной работе огромный материал по краеведению. Он не обошел стороной и органы городского самоуправления. Им рассмотрены доходные и расходные статьи, составлен список городских голов, занимающих этот пост до 1897 года.
Помимо личных качеств претендентов на этот пост и официального одобрения губернатором, победа того или иного кандидата на выборах зависела от соотношения сил между различными коалициями гласных, избранных в Думу.
Роль конкретной личности в истории велика. В этой связи создание портретных характеристик городских голов поможет лучше понять и оценить их вклад в развитие городского самоуправления.
Анализ исследуемой литературы позволил выявить пробелы в изучении правового и социального статуса руководителей органов городского самоуправления. В ходе изучения функций и компетенций глав городских дум выявлено, что круг их должностных обязанностей с течением времени существенно изменился, и окончательно они оформились в городовых положениях 1870, 1892 гг. Эти законодательные акты показывают вектор формирования правового поля как руководителей городских дум, так и в целом органов городского самоуправления.
Библиографический список
1. Алексушин Г.В. Во главе Самары. Самара: Самарский дом печати, 1999. 368 с.
2. Ардабацкий E.H. Саратовский городской голова Николай Петрович Фролов // Саратовское Поволжье в панораме веков: история, традиции, проблемы: материалы IX межрегиональных научных краеведческих чтений. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С. 109—116.
3. Воронежцев А.В. Саратовская городская Дума: состав, структура, функции (конец XIX — начало XX века) // Саратовский краеведческий сборник. Саратов, 2002. С. 34—44.
4. Городовое Положение 16 июня 1870 г. СПб.: [б.и.], 1871. 101 с.
5. Громова Т.А. Городской голова Леонид Иванович Афанасьев. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2014. 228 с.
6. Едидович Л.В. Неклютин // Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии М-Р. Самара, 1995. С. 181.
7. Завальный А.З. Неклютин. // Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Т. 3. Самара, 1995. С. 120.
8. Зайцев М.В. Состав Саратовской городской думы в 1893-1917 гг. // Научные ведомости БелГУ. История. Политология. Экономика. 2008. Вып. 6. № 2 (42). С. 83-88.
9. Кабытов П.С. Легендарный самарец Петр Владимирович Алабин. Куйбышев: НПК «Фактор». 1990. 58 с.
10. Кабытов П.С., Дубман Э.Л., Леонтьева О.Б. История Самары (1586-1917 гг.): коллективная монография. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2015. 480 с.
11. Камаева Е.Е. Кадровый состав органов самоуправления в уездных городах России рубежа XIX-XX вв. (на материалах Саратовской губернии) // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск: Изд-во Ин-та региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе, 2010. Вып. 2. С. 87-94.
12. Колядина А.М. Самарский городской голова Сергей Ефремович Пермяков // Самарский краевед. Самара, 1994. С. 173-188.
13. Мартынов П. Город Симбирск за 250 лет его существования: системат. сб. истор. сведений о г. Симбирске. Симбирск: СГУАК. 1898. 400 с.
14. Моисеенко П.Л. Нестор Васильевич Постников - пионер кумысолечения. Самара: Изд.-полигр. центр ОАО «САМЕКО». 1996. 123 с.
15. Славин И.Я. Минувшее - пережитое // Волга. 1998. № 2-8.
16. Филиппов А.В. Общественная деятельность М.Д. Челышева по отзывам русской печати. Самара, 1912.
17. ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 43. Д. 77.
18. Черкасова М.В., Фролова К.В. Деятельность городского головы Самары В.Е. Буре-ева (по документам ЦГАСО) // Городская культура и город в культуре: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Самара, 2012. Ч. 1. С. 275-283.
19. «Черновые концепты» и проекты Манифеста и указа Сенату об учреждении Комиссии для сочинения проекта нового Уложения. Написаны и исправлены императрицей Екатериной II. [Дело]. 1766. 190 с. // РГИА. Ф. 1329. Оп. 6. Д. 7.
20. Шеремеев Е.Е. Земский и общественный деятель Самары А.Н. Хардин (1842—1910 гг.) // Знобишинские чтения: Теоретический и научно-методический журнал. Самара: Изд-во СамГПУ. С. 169-183.
References
1. Aleksushin G.V. Vo glave Samary [At the head of Samara]. Samara: Samarskii dom pechati, 1999, 368 p. [in Russian].
2. Ardabatsky E.N. Saratovskii gorodskoi golova Nikolai Petrovich Frolov [Saratov Mayor Nikolai Petrovich Frolov] in Saratovskoe Povolzh 'e vpanorame vekov: istoriia, traditsii, problemy: Materialy 1Kh mezhregional'nykh nauchnykh kraevedcheskikh chtenii [Saratov Volga Region in the panorama of centuries: history, traditions, problems: Materials of the 1st interregional research local history readings]. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 2000, pp. 109-116 [in Russian].
3. Voronezhtsev A.V. Saratovskaia gorodskaia Duma: sostav, struktura, funktsii (konets XIX — nachalo XX veka) [Saratov City Duma: composition, structure, functions (end of the XIX — beginning of the XX century)] in Saratovskii kraevedcheskii sbornik [Saratov regional national history collection]. Saratov, 2002, pp. 34-44 [in Russian].
4. City Regulations June 16, 1870. St. Petersburg, 1871, 101 p. [in Russian].
5. Gromova T.A. Gorodskoi golova Leonid Ivanovich Afanas'ev [Mayor Leonid Ivanovich Afanasyev]. Ulyanovsk: Korporatsiia tekhnologii prodvizheniia, 2014, 228 p. [in Russian].
6. Edidovich L.V. Nekliutin [Neklyutin] in Istoriko-kul'turnaia entsiklopediia Samarskogo kraia. Personalii M-R [Historic and Cultural Encyclopedia of the Samara Region. Personnel MR]. Samara, 1995, p. 181 [in Russian].
7. Zavalny A.Z. Nekliutin [Neklyutin] in Istoriko-kul'turnaia entsiklopediia Samarskogo kraia [Historic and Cultural Encyclopedia of the Samara Region], Volume 3, 1995, p. 120 [in Russian].
8. Zaitsev M.V. Sostav Saratovskoi gorodskoi dumy v 1893—1917 gg. [Сomposition of the Saratov City Duma in 1893-1917]. Nauchnye vedomosti BelGU. Istoriia. Politologiia. Ekonomika [Belgorod State University Scientific Bulletin. History. Political science. Economics. Information technologies], 2008, no. 2(42), Issue 6, pp. 83—88 [in Russian].
9. Kabytov P.S. Legendarnyi samarets Petr Vladimirovich Alabin [Legendary native of Samara Petr Vladimirovich Alabin]. Kuibyshev: NPK «Faktor», 1990, 58 p. [in Russian].
10. Kabytov P.S., Dubman E.L., Leontieva O.B. Istoriia Samary (1586-1917 gg.): kollektivnaia monografiia [Samara history (1586-1917): multi-authored monograph]. Samara: Izd-vo «Samarskii universitet», 2015, 480 p. [in Russian].
11. Kamaeva E.E. Kadrovyi sostav organov samoupravleniia v uezdnykh gorodakh Rossii rubezha XIX-XX vv. (na materialakh Saratovskoi gubernii) [Staff of the government in the district cities of Russia on the boundary of the XIX-XX centuries (on the materials of the Saratov province)] in Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanii [Scientific problems of humanities research]. Pyatigorsk: Izd-vo In-ta regional'nykh problem rossiiskoi gosudarstvennosti na Severnom Kavkaze, 2010, Issue 2, pp. 87-94 [in Russian].
12. Kolyadina A.M. Samarskii gorodskoi golova Sergei Efremovich Permiakov [Samara Mayor Sergei Efremovich Permyakov] in Samarskii kraeved [Samara regional ethnographer]. Samara, 1994, pp. 173-188 [in Russian].
13. Martynov A.P. Gorod Simbirsk za 250 let ego sushchestvovaniia: sistemat. sb. istor. svedenii o g. Simbirske [Simbirsk City over 250 years of its existence: digest of historical information about Simbirsk]. Simbirsk: SGUAK, 1898, 400 p. [in Russian].
14. Moiseenko P.L. Nestor Vasil'evich Postnikov — pioner kumysolecheniia [Nestor Vasilievich Postnikov — forerunner of kumiss therapy]. Samara: Izd. — poligr. tsentr OAO «SAMEKO», 1996, 123 p. [in Russian].
15. Slavin I.Ya. Minuvshee — perezhitoe [The past — bygone] in Volga [Volga], 1998, no. 2—8 [in Russian].
16. Filippov A.V. Obshchestvennaia deiatel'nost' M.D. Chelysheva po otzyvam russkoi pechati [Public activity of M.D. Chelyshev according to the reviews of the Russian press]. Samara, 1912 [in Russian].
17. CSASA. F. 153. Op. 43. D.77 [in Russian].
18. Cherkasova M.V., Frolov K.V. Deiatel'nost' gorodskogo golovy Samary V.E. Bureeva (po dokumentam TsGASO) [The activities of the mayor of Samara V.E. Bureev (according to the documents of CSASA)] in Gorodskaia kul'tura i gorod v kul'ture: mat-ly Vseross. nauch.-prakt.
konf.: v3-kh ch [Urban culture and city in culture: Materials of All-Russian research and practical conference: in 3 parts]. Samara, 2012, Part 1, pp. 275—283 [in Russian].
19. «Chernovye kontsepty» i proekty Manifesta i ukaza Senatu ob uchrezhdenii Komissii dlia sochineniia proekta novogo Ulozheniia. Napisany i ispravleny imperatritsei Ekaterinoi II.[Delo] ["Rough concepts" and draft of the Manifesto and the Senate's decree on the establishment of the Commission to compose a new Code. Written and corrected by the Empress Catherine II. [Case]]. Binding, red velvet. 1766, 190 p. in RGA [RSHA]. F.1329 Op.6 D.7 [in Russian].
20. Sheremeev E.E. Zemskii i obshchestvennyi deiatel' Samary A.N. Khardin (1842 -1910 gg.) [Zemsky and social activist of Samara A.N. Khardin (1842—1910) in Znobishinskie chteniia: Teoreticheskii i nauchno-metodicheskii zhurnal [Znobishinskie Readings: Theoretical and research and methodology journal]. Samara: Izd-vo SamGPU, pp. 169—183 [in Russian].
Yu. V. Arapova*
LEGAL STATUS OF A MAYOR IN THE SECOND HALF OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURY
The article presents an analysis of regional historiography, which contains evaluation of activity of leaders of Simbirsk, Saratov and Samara City Dumas in the second half of XIX — early XX centuries. Stages in the study of this problem were revealed, it was found that during the Soviet period the history of municipal government was not practically been studied. Meanwhile, City Dumas and their leaders made a great contribution to the development of economic potential of cities of the Russian Empire. Analysis of legislation of the Russian Empress Catherine II, City Regulations of 1870, City Regulations of 1892 allowed to reveal changes in the legal status of the heads of city councils — their functions and competencies. The article noted the shift of powers of the mayor in connection with the adoption of City Regulations of 1870, 1892. Efficient use of urban self-government depended on the professionalism, personal qualities and the authority of the mayor. In this regard, attention is drawn to the need to create a socio-cultural portrait of the mayor of the provincial cities of the Volga Region.
Key words: mayor, Volga Region, Samara, Saratov, Simbirsk, self-government, city council.
Статья поступила в редакцию 15/II/2016.
The article received 15/II/2016.
* Arapova Yulia Viktorovna (arapovay84@gmail.com), Department of Russian History, Samara University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.