Научная статья на тему 'Правовой статус главы муниципального образования'

Правовой статус главы муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2053
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глава муниципального образования / должностное лицо / правовой статус / полномочия главы / представительный орган / head of municipality / official / legal status / powers of the head / representative body.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М. Д. Кязимов

В статье рассматривается глава муниципального образования, как должностное лицо, которое имеет свой определенный правовой статус. Авторы рассматривают положительные и отрицательные стороны полномочий, прописанных в уставе муниципального образования, а также федеральном законодательстве. По итогам выполненного исследования, авторы приходят к выводу, что при осуществлении своей деятельности он должен выполнять свои функции и задачи в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF THE HEAD OF THE MUNICIPALITY

The article considers the head of the municipality as an official who has his own specific legal status. The authors consider the positive and negative sides of the powers prescribed in the charter of the municipality, as well as federal law. According to the results of the study, the authors conclude that in carrying out his activities he must fulfill his functions and tasks in strict accordance with the current legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовой статус главы муниципального образования»

ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ М.Д. Кязимов, студент

Научный руководитель: И.Р. Аминов, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11975

Аннотация. В статье рассматривается глава муниципального образования, как должностное лицо, которое имеет свой определенный правовой статус. Авторы рассматривают положительные и отрицательные стороны полномочий, прописанных в уставе муниципального образования, а также федеральном законодательстве. По итогам выполненного исследования, авторы приходят к выводу, что при осуществлении своей деятельности он должен выполнять свои функции и задачи в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Ключевые слова: глава муниципального образования, должностное лицо, правовой статус, полномочия главы, представительный орган.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, которое уполномочено решать вопросы местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стоит отметить, что полномочия главы муниципального образования прописаны, как в федеральном законодательстве Российской Федерации, так и в региональном законодательстве каждого из субъектов Российской Федерации, но основные полномочия прописаны и закреплены в уставе конкретного муниципального образования, которые не должны противоречить, как федеральному, так и региональному законодательству. Интересный факт того, что к лицу, которое хочет стать главой муниципального образования применяются специальные требования, которые оговорены в соответствующих федеральных законах, то есть это лицо, которому должно быть больше 21 года, но никак не меньше и только тогда оно может выдвигаться на пост главы муниципального образования. Также, на основании законов субъектов Российской Федерации и ратифицированных международных договоров, например: европейская хартия о местном самоуправлении, иностранные граждане, долговременно проживающие на территории соответствующего муниципального образова-

ния, могут быть избранными главой муниципального образования.

Согласно Федеральному закону от 06. октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1]. Процедура проведения муниципальных выборов заключается, в том, что глава муниципального образования избирается на выборах или же представительным органом своего муниципального образования из числа кандидатов, которые представлены конкурсной комиссией муниципального образования, по результатам проведенных выборов. В поселениях же, где сход граждан определяет полномочия представительного органа, глава муниципального образования этим же сходом граждан и избирается, где он уже будет исполнять полномочия главы местной администрации. Следует отметить, что глава муниципального образования не может исполнять полномочия главы местной администрации и одновременно занимать пост председателя представительного органа, также глава имеет полное право представлять интересе муниципального образования в публичных правоотношениях возникающих по поводу сотрудничества с государственными органами или же с другими муниципальными образованиями.

Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государствен-

ной власти в Российской Федерации основываются на модели взаимодействий, где ключевым звеном является идея взаимозависимости и сотрудничества [2].

От выбранной управленческой формы органов местного самоуправления зависит осуществление права выпуска правовых актов главой муниципального образования. Также, глава может издавать распоряжения и постановления по вопросам касающихся совершенствования инфраструктуры и создание благ для населения муниципального образования, а именно, например: принимать решение о ремонте дорог, или выделение денег на строительство детской площадки и так далее. Осуществлять контроль за деятельностью представительного органа в муниципальном образовании, если он является председателем представительного органа муниципального образования.

Местное самоуправление максимально приближено к населению, она является первичной ячейкой организации публичной власти, поэтому сбои и недостатки в работе органов местного самоуправления негативно отражаются на всем обществе, а, следовательно, на всем государстве в целом [3].

Глава муниципального образования ежегодно обязан представлять отчёты, а также протоколы заседаний, на которых принимались решения по улучшению инфраструктуры муниципального образования, отчитываться перед представительным органом муниципального образования о результатах проделанной работы, а также, если он является главой местной администрации, то должен отчитываться о результатах проделанной работы местной администрации и иных органов местного самоуправления, в том числе о принятии решений представительным органом муниципального образования. В пределах своей компетенции, делегированных ему федеральным и региональным законодательством, а также уставом муниципального образования, глава муниципального образования обязан рассматривать, а после рассмотрения подписывать и обнародовать нормативные правовые акты, которые были приняты представительным органом, а

также обеспечивать выполнение функций и задач, возложенных на представитель орган, то есть иметь оказывать императивное воздействие на то, что все указания главы муниципального образования были выполнены строго в определённые сроки, а также в надлежащем качестве по решению вопросов местного значения.

Также, глава муниципального образования подлежит различного рода ограничениям, и ответственности связанной с осуществлением его деятельности, но не стоит забывать ещё о запретах, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [4], где говорится, что глава муниципального образования должен предоставлять данные о доходах и расходах, сообщать о фактах склонения к коррупционным махинациям. Стоит отметить, что глава муниципального образования не может быть членом Совета Федерации Российской Федерации, депутатом Государственной Думы и занимать иные государственные должности, потому муниципальная служба не является элементом государственной службы, она является самостоятельной от государства службой во благо населения муниципального образования. Одновременно с этим, он не может выполнять обязанности депутата представительного органа муниципального образования, за исключением тех случаев, которые установлены настоящим Федеральным законом (на практике таких случаев минимальное количество). Контроль и надзор за деятельностью главы местного самоуправления, а также его ответственность составляют юрисдикционную часть правового статуса главы муниципального образования.

Необходимые гарантии главе муниципального образования для его служебной деятельности обеспечены законом. Он имеет определенные привилегии по отношению к должностным лицам находящихся ниже него по должности, которые заключаются в том, что он не подлежит какой-либо ответственности за свои высказывания в соответствии со своими полномочиями, если эти высказывания не являются клеветой или оскорблениями. В слу-

чаях недостатка надлежащего внимания к издаваемым актам главы муниципального образования на федеральном и региональном уровнях, то правильным считается подробное закрепление характеристики актов данного должностного лица в уставе муниципального образования.

Возможно, что компетенции главы муниципального образования могут закончиться досрочно, то есть до истечения срока прекращения его полномочий тогда в таком случае основной элемент управления прекращает существование, присутствие которого является обязательным, что ставит под угрозу грамотное и расчётливое управление муниципальным образование, но до выборах о назначении нового главы муниципального образования руководство на себя берёт представительный орган муниципального образования. В случае же временного отсутствия главы муниципального образования на должности, основной элемент управления не прекращает своего существования. Досрочное же прекращение обязательств еще может быть в случаях: его смерти, признании недееспособным, утраты гражданства РФ, в добровольном отказе от полномочий (осуществляемый в письменной форме) или же с момента вступления в силу обвинительного заключения в отношении главы муниципального образования.

Довольно сложно сделать однозначный вывод о том, что будет происходить если глава муниципального образования досрочно оставит свой пост, то есть какие последствия могут наступить при этом. В одном можно быть уверенным, если лицо избрали на должность главы муниципального образования, то он должен быть грамотным человеком и хорошим управленцем, учитывающим мнение населения в решении важных вопросов касающихся решения социально-экономических вопросов.

Первая проблема с точки зрения права представляется в том, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом, но в тоже время при досрочном прекращении его полномочий временно исполняющим обязанности главы муниципального образования стано-

виться должностное лицо местного самоуправления, при этом законодатель абсолютно не конкретизирует, то, какими компетенциями должно обладать данное лицо. По сути, при досрочном прекращении полномочий действующего главы, на его замену могут поставить абсолютно любое должностное лицо. При этом оно даже не будет подвергаться проверке со стороны того обладает ли оно определёнными знаниями, умениями, а также опытом управления на руководящей должности и готово ли оно нести ответственность за принятие решений.

Второй проблемой является то, что главу муниципального образования не может отстранить представительный орган муниципального образования. То есть, глава должен исполнять свои обязанности в плоть, до окончания срока его избрания или до прекращения полномочий в связи с определёнными обстоятельствами. Почему бы не наделить представительный орган правом на выдвижении требований об отставке главы муниципального образования в связи с его некомпетентностью или грубейшими нарушениями законодательства Российской Федерации. В связи с этим мы считаем, что глава муниципального образования должен иметь прямую зависимость и ответственность за принятие решений, так как в случае их неисполнения или не законности ему мог выдвинуть представительный орган требования об его отставке или отстранения от должности на определённый промежуток времени до выяснения конкретных обстоятельств.

В заключение стоит отметить, что необходимо законодательное регулирование проблем связанных со статусом главы муниципального образования, а также наделения представительного органа полномочиями, которые дадут ему право выдвигать требования о досрочной отставке главы муниципального образования. И необходимо предпринять меры по урегулированию досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, а именно проведения жёсткого и детального отбора кандидатов на пост временно исполняющего главы муниципального образования.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -06.10.2003. - № 40. - ст. 3822.

2. Аминов И.Р. Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2016. - № 1 (71). - С. 27.

3. Аминов И.Р. Юридические коллизии нормативных правовых актов местного самоуправления // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2015. -№3 (69). - С. 29.

4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 25.12.2008. - № 52. - ст. 6228.

LEGAL STATUS OF THE HEAD OF THE MUNICIPALITY M.D. Kazimov, Student

Supervisor: I.R. Aminov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. The article considers the head of the municipality as an official who has his own specific legal status. The authors consider the positive and negative sides of the powers prescribed in the charter of the municipality, as well as federal law. According to the results of the study, the authors conclude that in carrying out his activities he must fulfill his functions and tasks in strict accordance with the current legislation of the Russian Federation.

Keywords: head of municipality, official, legal status, powers of the head, representative body.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.