Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС ФГУП «РОСМОРПОРТ»'

ПРАВОВОЙ СТАТУС ФГУП «РОСМОРПОРТ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
транспорт / правовой статус / ФГУП «Росморпорт».

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С.А. Сурмалян

В статье рассматриваются особенности правового статуса ФГУП «Росморпорт» и законодательства, регулирующего его деятельность. Рассмотрена история создания морских портов, участие государства в управлении российских морских портов. Исследованы Устав ФГУП «Росморпорт», Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, федеральные законы и некоторые постановления Правительства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС ФГУП «РОСМОРПОРТ»»

С.А. Сурмалян

ПРАВОВОЙ СТАТУС ФГУП «РОСМОРПОРТ»

В статье рассматриваются особенности правового статуса ФГУП «Росморпорт» и законодательства, регулирующего его деятельность. Рассмотрена история создания морских портов, участие государства в управлении российских морских портов. Исследованы Устав ФГУП «Росморпорт», Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, федеральные законы и некоторые постановления Правительства Российской Федерации.

Ключевые слова: транспорт, правовой статус, ФГУП «Росморпорт».

Для совершенствования системы государственного управления и эффективного использования федерального имущества в морских торговых и специализированных портах, обеспечения экономических интересов государства в области торгового мореплавания в 2002 году Правительство Российской Федерации установило, что административно-властные полномочия в сфере государственного управления морскими торговыми и специализированными портами, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют администрации морских портов, которые являются федеральными государственными учреждениями.

В итоге за администрациями морских портов на праве оперативного управления закреплялось федеральное имущество, необходимое для выполнения возложенных на них функций портовых властей. Было принято и решение о создании федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Росморпорт» с закреплением за ним на праве хозяйственного ведения федерального имущества морских портов, не закрепленного за администрациями морских портов.

Учредителями ФГУП «Росморпорт» сегодня выступают Министерство транспорта РФ и Министерство имущественных отношений РФ. Учредительным документом является Устав, утвержденный приказом Минтранса России от 14 мая 2003 г. №2 131 и 1 О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами: постановление Правительства РФ от 25 сент. 2002 г. № 705.

В соответствии с ними ФГУП «Росморпорт» - это коммерческая организация, находящаяся в ведомственном подчинении Министерства транспорта РФ. Предприятие является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам.

Оно создано для удовлетворения потребностей, оказания всех видов услуг судам на подходах и в акватории морских портов по их безопасному судоходству, а также осуществления перевозки грузов. На современном этапе ФГУП «Росморпорт» представляет собой унитарное предприятие, которое основано на праве хозяйственного ведения. В его составе - центральный аппарат и филиалов (трудятся более 8,2 тысяч работников), функционирующие на территории 24 субъектов Российской Федерации.

Рассматривая вопрос о водных отношениях Российской Федерации, важно отметить, что их участниками является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, физические и юридические лица, а также органы местного самоуправления

Согласно Водному кодексу РФ, физические лица как участники водных отношений обладают многими правами. При достижении полной дееспособности, то есть 18 лет, они могут иметь в собственности пруд, обводненный карьер, расположенный в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу (ст. 8), а также приобретать право пользования поверхностными и подземными водными объектами (ст. 9).

Все физические лиц вправе осуществлять общее водопользование. Юридическим лицам, являющимся участниками водных отношений, законом разрешено иметь в собственности пруд, обводненный карьер, расположенный в границах земельного участка, принадлежащего им на праве собственности (ст. 8), осуществлять права специального водопользования (ст. 9). Исключение составляют лишь пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать на праве собственности только при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд или обводненный карьер, находящийся в пределах береговой линии. Если возникнут проблемы с разделом подобных земельных участков, то появится необходимость в разделе пруда или карьера, что противоречит Водному кодексу РФ.

© С.А. Сурмалян, 2022.

В настоящее время основные направления деятельности ФГУП «Росморпорт» предусмотрены Уставом, а ее особенности определены законодательством об унитарных предприятиях. Одна из особенностей данного предприятия состоит в том, что государство выступает в роли заказчика. С 2011 года ФГУП «Росморпорт» функционирует в пределах трехлетнего периода в рамках Программы деятельности предприятия в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества государственных унитарных предприятий».

Наряду с проектом программы планируются мероприятия, затраты на их реализацию в целях ожидаемого результата. ФГУП «Росморпорт» имеет немало филиалов (Мурманский, Архангельский, Северо -Западный бассейновый, Азово-Черноморский бассейновый, Сочинский, Азовский бассейновый, Астраханский, Махачкалинский, Анадырский, Магаданский и др.) и центральный офис в Москве.

Планируя деятельность, в том числе на среднесрочный и долгосрочный периоды, предприятие руководствуется целевыми показателями, которые заложены не только в Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы), Транспортной стратегии России на период до 2030 года, но и в проекте Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года, проекте Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополь до 2020 года». В частности, показателями объема переработки грузов в морских портах России или увеличения портовых мощностей.

В заключение можно сформулировать следующие выводы:

- развитие системы правового регулирования ФГУП «Росморпорт» имеет собственный исторический путь, который обусловил особенности и принципы данной системы в настоящее время;

- основными источниками, регулирующими работу, являются Устав ФГУП «Росморпорт», Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Федеральные законы, а также Водный кодекс Российской Федерации и некоторые постановления Правительства Российской Федерации;

- все физические лица вправе осуществлять общее водопользование;

- все органы государственной власти Российской Федерации осуществляют водную деятельность в пределах своих полномочий, установленных нормативно-правовыми актами.

СУРМАЛЯН САРКИС АРТУРОВИЧ - магистрант, Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.