Научная статья на тему 'Правовой статус человека в условиях особых правовых статусов и режимов территорий'

Правовой статус человека в условиях особых правовых статусов и режимов территорий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
861
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА / ТЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМИ ПРАВОВЫМИ РЕЖИМАМИ / СОРАЗМЕРНОСТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД / LEGAL STATUS OF A HUMAN / TERRITORY WITH A SPECIAL LEGAL REGIME / PROPORTIONALITY OF RESTRICTIONS ON RIGHTS AND FREEDOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маясов Даниил Юрьевич

В статье исследуется содержание правового статуса человека в условиях особых правовых режимов территорий. Помимо ограничения прав и свобод в условиях особого статуса и режима территорий, с точки зрения автора, появляются дополнительные обязанности гражданина, могут быть учреждены дополнительные права, в некоторых случаях дополнительные гарантии прав. Характерен особый механизм реализации правового статуса человека, обусловленный новыми процедурами, специально создаваемыми органами, нормативным регулированием, перераспределением полномочий властных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой статус человека в условиях особых правовых статусов и режимов территорий»

УДК 342

Д. Ю. Маясов

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ СТАТУСОВ И РЕЖИМОВ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация. В статье исследуется содержание правового статуса человека в условиях особых правовых режимов территорий. Помимо ограничения прав и свобод в условиях особого статуса и режима территорий, с точки зрения автора, появляются дополнительные обязанности гражданина, могут быть учреждены дополнительные права, в некоторых случаях - дополнительные гарантии прав. Характерен особый механизм реализации правового статуса человека, обусловленный новыми процедурами, специально создаваемыми органами, нормативным регулированием, перераспределением полномочий властных органов. Ключевые слова: правовой статус человека, территории с особыми правовыми режимами, соразмерность ограничения прав и свобод.

Abstract. The article deals with the content of the legal status of a person under a special legal regime of territories. In addition to limiting the rights and freedoms in particular status and regime of the territories, according to the author's view, there are additional duties of a citizen, moreover there may be established additional rights in some cases - additional warranty rights. There is a special mechanism typical for the implementation of the legal status of a person caused by new procedures, specifically created bodies, regulation, redistribution of government powers.

Key words: legal status of a human, territory with a special legal regime, proportionality of restrictions on rights and freedoms.

Структура правового статуса представляет собой общее, а содержание правового статуса - частное явление. Содержание правового статуса субъекта права различает их между собой, в то время как его структура объединяет их всех.

В структуру конституционного статуса личности как интегративного понятия, по нашему мнению, входят следующие компоненты: основные права, свободы и обязанности; правовые принципы; гарантии правового статуса.

К территориям с особым правовым статусом, по мнению автора, законодатель относит:

1. Особо охраняемые природные территории - для них предусмотрен особый статус и режим особой охраны [1].

2. Исключительные экономические зоны - для них предусмотрен особый правовой режим, без проживания людей [2].

3. Особые экономические зоны - для них предусмотрен особый режим осуществления предпринимательской деятельности [3]. Следует отметить, что в особой экономической зоне, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не допускается размещение объектов жилищного фонда.

4. «Пограничный режим» в пограничной зоне [4, 5].

5. Правовой режим на территории с введенным на ней чрезвычайным положением [6].

6. Правовой режим на территории с введенным на ней военным положением [7].

7. Другие (как разновидность - правовые статусы территорий; статус города Сочи как горноклиматического курорта [8], инновационный центр «Сколково» [9]).

Особые правовые режимы, согласно действующему законодательству, призваны решать конституционно закрепленную экономическую функцию государства, функцию защиты территории и др.

Факторами, стимулирующими их появление в правовой действительности, являются: для особых правовых режимов - возрастающая социальная, политическая, межэтническая напряженность как в российском обществе, так и в мировом сообществе; резко обострившаяся проблема терроризма, имеющая транснациональный характер и угрожающая стабильности в мире; участившиеся случаи чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для установления особых правовых статусов административных единиц, определенных территорий - решение экономических, научно-технических и иных государственных задач.

Структура правового статуса человека в условиях особых правовых режимов территорий не изменяется, подвергается изменению содержание правового статуса человека. Так, принципы правового статуса человека не изменяются, но объем прав, свобод, обязанностей, система гарантий подвергаются изменению - уменьшения в одном случае приводят к увеличению в другом.

Обращаясь к законодательно установленным ограничениям конституционных прав и свобод, применяемым на территориях действия особого правового режима (военного, чрезвычайного и контртеррористического), В. М. Малиновская [10, с. 127] выделяет:

1. Ограничение свободы передвижения, а также введение особого режима въезда на такую территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства.

Введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан.

2. Установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

3. Установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости.

4. Запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий.

5. Запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций.

6. Ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов.

7. Приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения особого правового режима.

8. Проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств.

формирования; предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества [7].

Обязанность собственников, владельцев и пользователей земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, - соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и нести за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

В условиях особого статуса и режима территорий могут быть учреждены дополнительные права: примером может быть право на добровольных началах участвовать в защите Государственной границы и, как следствие, пользоваться правовой и социальной защитой [4, 5].

В некоторых случаях появляются дополнительные гарантии прав.

К таковым можно отнести временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений в условиях военного, чрезвычайного и анти-террористического режимов.

Дополнительной гарантией прав человека можно назвать уведомление о введении некоторых правовых режимов на территории России, международного сообщества. Так, в случае введения чрезвычайного положения, согласно международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и информирует о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанным международным договорам, об объеме этих отступлений и о причинах принятия такого решения.

Дополнительной гарантией коллективного права можно назвать нормы Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.) «Об особо охраняемых природных территориях»: «На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни» [1].

По мнению автора, для правового статуса человека на территориях с особым правовым режимом и статусом характерен особый механизм реализации, обусловленный новыми процедурами, специально создаваемыми органами, и нормативным регулированием. Возможно перераспределение полномочий властных органов, в сравнении с обычной ситуацией.

При оценке того или иного явления как справедливого или несправедливого всегда присутствует критерий соразмерности - соответствия какой-нибудь мере [18].

Соразмерность перераспределений элементов и их объемов, составляющих правовой статус человека в особых правовых статусах и режимах территорий, обусловлена задачей, которая ставится государством в каждом конкретном случае.

Соразмерность ограничения права или свободы предполагает его соответствие тем конституционно признаваемым целям, во имя достижения кото-

9. Продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

10. Ограничение права на участие в выборах и референдуме граждан РФ.

В научной литературе дискутируется вопрос относительно возможности ограничения прав и свобод граждан в условиях военного положения еще в большем объеме, чем в условиях режима чрезвычайного положения [11, 12].

Целесообразно согласиться с мнением Г. В. Васильевой, полагающей, что «по аналогии с нормами о режиме чрезвычайного положения в условиях военного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54 Конституции РФ», поскольку именно эти права не могут быть ограничены в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ даже в условиях введения чрезвычайного положения [13, с. 388].

Аналогичную позицию по данному вопросу занимают С. А. Авакьян, Е. К. Глушко, С. В. Пчелинцев [14] и некоторые другие авторы. Так, В. Е. Чир-кин считает, что в условиях военного положения отдельные конституционные права и свободы (свобода собраний, демонстраций, печати и др.) могут быть ограничены, но только в той мере и на такой период времени, в каких это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Перспективной видится в этой связи «идея разработки научно обоснованной концепции государственного управления в сфере обеспечения особых правовых режимов, связанной с необходимостью возможного ограничения свободы индивида во имя безопасности других людей, коллектива, государства и общества» [15, с. 145; 16].

К сожалению, изменение правового статуса человека, в том числе и ограничение прав в условиях особых правовых статусов территорий, в современной правовой науке практически не затрагивается.

Помимо ограничения прав и свобод, в условиях особого статуса и режима территорий появляются дополнительные обязанности гражданина.

Например, в условиях чрезвычайного положения [16] возможны мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда (проблематика в этой сфере присутствует) [17].

В условиях военного положения граждане обязаны: выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам; являться по их вызову в органы, обеспечивающие режим военного положения; выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках и распоряжениях органов, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц; участвовать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные

рых устанавливается ограничение, чтобы не исказить само существо того или иного права, не поставить его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, затрудняя или исключая судебно-правовую защиту граждан и организаций от злоупотреблений [19].

Применение уполномоченными органами жестких норм, ограничивающих права и свободы граждан в условиях действия особых правовых режимов, должно исключать противозаконные цели, направленные на репрессии против граждан.

Одновременно необходимо учитывать, что размеры финансирования мер, направленных на обеспечение деятельности системы в условиях особого правового режима, не должны во многом превышать финансирование, направленное на удовлетворение социальных нужд людей. Соблюдение баланса интересов будет способствовать снижению конфликтной активности граждан.

При определении приоритетности целей ограничения прав и свобод граждан в соответствующих условиях необходимо учитывать все их составляющие: публичные, частные, интегративные интересы.

Список литературы

1. Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ. - 1995. -№ 12. - Ст. 1024; 2009. - № 52 (1 ч.). - Ст. 6455.

2. Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 51. - Ст. 6273; 2011. - № 1. - Ст. 32.

3. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2005. - № 30 (2 ч.). - Ст. 3127; 2009. - № 52 (1 ч.). - Ст. 6416.

4. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 07.02.2011) «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 17. - Ст. 594.

5. Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 901.

6. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 23. -Ст. 2277; 2005. - № 10. - Ст. 753.

7. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О военном положении» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 5. -Ст. 375; 2011. - № 1. - Ст. 1.

8. Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ (ред. от 30.07.2010) «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 49. - Ст. 6071; 2010. - № 32. -Ст. 4298.

9. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «Об инновационном центре «Сколково» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 40. -Ст. 4970; 2010. - № 52 (1 ч.). - Ст. 7000.

10. Малиновская, В. М. Правомерное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Малиновская В. М. - М., 2007.

11. Коротков, А. П. Правовые средства управления кризисными ситуациями: сравнительный анализ международно-правового и внутригосударственного регу-

лирования / А. П. Коротков, Ю. Ю. Соковых // Государство и право. - 1997. -№ 10. - С. 70.

12. Малиновская, В. М. Проблемы ограничения прав и свобод человека и гражданина в современном законодательстве: теория и практика / В. М. Малиновская // Научные труды Российской академии юридических наук : в 3 (4) т. - Вып. 6. -М. : Издательская группа «Юрист», 2006. - Т. 1. - С. 662-664.

13. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Ю. В. Кудрявцева. -М., 1996.

14. Пчелинцев, С. В. Об ограничении прав и свобод граждан в условиях военного положения: теоретические аспекты / С. В. Пчелинцев // Журнал российского права. - 2002. - № 2.

15. Хабриева, Т. Я. Теория современной конституции / Т. Я. Хабриева, В. Е. Чиркин. - М. : НОРМА, 2005.

16. Пчелинцев, С. В. Новое законодательство о противодействии терроризму и ограничения прав и свобод граждан / С. В. Пчелинцев // Журнал российского права. - 2006. - № 5.

17. Лозбинев, В. Новый Закон «О чрезвычайном положении» требует изменения ряда норм федерального законодательства / В. Лозбинев // Российская юстиция. -2002. - № 7. - С. 46.

18. Дедов, Д. И. Реализация принципа соразмерности в правовом регулировании предпринимательской деятельности : дис. ... д-ра юрид. наук / Дедов Д. И. - М., 2005. - 423 с.

19. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред.

В. Д. Карповича. - М. : Юрайт-М ; Новая правовая культура, 2002.

Маясов Даниил Юрьевич

заместитель генерального директора по кадрам и корпоративной защите, ОАО «ОРГЭНЕКРГОГАЗ»; соискатель, Национальный институт бизнеса

E-mail: oeg@oeg.gazprom.ru

Mayasov Daniyl Yuryevich Deputy Director General for Personnel and Corporate Protection, “ORGENEKRGOGAZ" Plc., applicant, National Business Institute

УДК 342 Маясов, Д. Ю.

Правовой статус человека в условиях особых правовых статусов и режимов территорий / Д. Ю. Маясов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 3 (19). -

С.34-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.