Научная статья на тему 'Правовой статус адвоката по законодательству Республики Кипр'

Правовой статус адвоката по законодательству Республики Кипр Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
857
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО ЕС / EU LAW / ПРАВО НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ / ПРАВО КИПРА / RIGHT TO LEGAL ASSISTANCE / АДВОКАТУРА / СТАТУС АДВОКАТА / CYPRUS LAW / PRACTICE OF LAW / CYPRUS BAR ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щеголева Н. А., Бырлэдяну Д. В.

Рассматривается правовой статус адвокатов в Республике Кипр. Исследуется история развития кипрской адвокатуры, порядок получения статуса адвоката и права адвокатов по защите интересов заявителей. Анализируются нормы, которые могут быть применены в регулировании российского рынка юридических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Status of Advocates in the Republic of Cyprus

The legal status of advocates in the Republic of Cyprus is considered. The history of the Cyprus Bar, the procedure for obtaining the status of an advocate, and the basic rights of advocates on the stage of protection applicants’ interests are analyzed. The statutes that can be applied to the regulation of the market of professional legal assistance in Russia are identified.

Текст научной работы на тему «Правовой статус адвоката по законодательству Республики Кипр»

УДК 347.965 ББК 67.75

DOI 10.22394/1682-2358-2018-2-41-47

N.A. Shchegoleva, Candidate of Sciences (Law), Docent, Dean of the Law Department, Central Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

D.V. Byrledianu, postgraduate student of the Constitutional and Municipal Law Department, Central Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

LEGAL STATUS OF ADVOCATES IN THE REPUBLIC OF CYPRUS

The legal status of advocates in the Republic of Cyprus is considered. The history of the Cyprus Bar, the procedure for obtaining the status of an advocate, and the basic rights of advocates on the stage of protection applicants' interests are analyzed. The statutes that can be applied to the regulation of the market of professional legal assistance in Russia are identified.

Key words and word-combinations: EU law, Cyprus law, practice of law, Cyprus Bar Association, the right to legal assistance.

Н.А. Щеголева, кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: [email protected])

Д.В. Бырлэдяну, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: [email protected])

ПРАВОВОЙ СТАТУС АДВОКАТА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КИПР

Аннотация. Рассматривается правовой статус адвокатов в Республике Кипр. Исследуется история развития кипрской адвокатуры, порядок получения статуса адвоката и права адвокатов по защите интересов заявителей. Анализируются нормы, которые могут быть применены в регулировании российского рынка юридических услуг.

Ключевые слова и словосочетания: право ЕС, право Кипра, адвокатура, статус адвоката, право на юридическую помощь.

В

настоящее время в российском юридическом сообществе активно обсуждается тема внесения существенных изменений в регулирование рынка юридических услуг. Одной из главных причин такой реформы является повышение качества квалифицированной юридической помощи, в связи с чем Министерством юстиции РФ была разработана Концепция регулирования рынка

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 2

41

профессиональной юридической помощи, в которой обосновывается необходимость введения так называемой «адвокатской монополии», то есть предполагается, что оказывать правовую помощь смогут только лица, имеющие статус адвоката. Идея не является абсолютно новой и возможность ее реализации в России обсуждалась с учетом опыта зарубежных стран, в частности США и Великобритании. Вопросам истории, организаций и деятельности адвокатуры в России на протяжении всего времени существования данного института посвящено множество работ, в том числе и диссертационных [1—3]. Однако единого мнения по поводу организации и деятельности адвокатуры в России не сложилось.

Известно, что статус адвоката дает ряд полезных возможностей (такие как адвокатский запрос, адвокатская тайна, гарантии независимости), но многие юристы не готовы вступать в адвокатуру, выбирая работу по найму или собственный юридический бизнес. Первым статус адвоката не нужен, потому что Закон об адвокатуре существенно ограничивает его возможности работать по найму (например, невозможно совмещать адвокатский статус со статусом юриста в компании). Концепция, представляющая собой «систему взглядов на приоритетные цели, задачи и направления деятельности по реформированию национального рынка юридических услуг» дает понять, что реформа призвана не просто «загнать» всех юристов в адвокатуру, а поможет создать сплоченное юридическое сообщество, участие в котором не будет чинить каких-либо препятствий для ведения юридического бизнеса в России, а наоборот, повысит статус и престиж адвокатов.

Предполагается введение возможности выбора различных организационно-правовых форм совместного осуществления адвокатской деятельности. В частности, адвокатам предполагается разрешить создавать аналоги обществ с ограниченной ответственностью и другие формы коммерческих юридических лиц. Немаловажным является возможность заключать договор на оказание юридических услуг между доверителем и адвокатским образованием, а не только с конкретным адвокатом.

Очередной важной новеллой, которая обосновывается в Концепции, является разделение адвокатов, на занимающихся общей практикой (профилем) и специализированных. По общему правилу адвокатам будет предоставлено право сдать дополнительный экзамен, чтобы получить статус узкого специалиста. Предлагается введение специализации по корпоративному, налоговому, трудовому праву, семейному и наследственному праву, праву социального обеспечения, праву в сфере недвижимости и т.д.

Важно понимать, что многие положения концепции не были «взяты из воздуха». Концепция — это результат кропотливой работы, в первую очередь по изучению и обобщению зарубежного опыта регулирования юридических услуг. Во многих странах с англосаксонской системой права на протяжении многих лет существуют аналоги адвокатской монополии, что позволяет детально изучить все «за» и «против» такой концепции регулирования рынка юридических услуг.

С учетом того, что многие положения Концепции сформулированы с опорой на опыт различных стран, целесообразно более глубокое изучение зарубежного законодательства с целью обсуждения внесения изменений и допол-

42, Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 2

нений в отечественное законодательство об адвокатуре, например, правового регулирования организации и деятельности адвокатуры в Республике Кипр.

Известно, что право каждого человека на получение квалифицированной юридической помощи [4, п. 3 ст. 30] закреплено в основных законах различных государств, в том числе и в Конституции Республики Кипр. При этом по смыслу действующего Закона об адвокатах юридической практикой могут заниматься исключительно адвокаты, соответствующие всем предъявляемым требованиям [5, ст. 11].

Принято считать, что история развития адвокатуры в Республике Кипр начинается с Приказа о судах справедливости Кипра 1882 г. Это был первый нормативный акт, который предусматривал возможность участия в судебных разбирательствах местных адвокатов, адвокатов Великобритании и Ирландии или иных лиц, должным образом уполномоченных осуществлять такую профессию в османских судах или судах любой другой страны (вероятно, это обусловлено тем, что на тот момент Республика Кипр являлась британской колонией). Приказом были уточнены требования к лицам, оказывающим юридическую помощь, в частности разъяснено, что адвокатами могут быть признаны лица, которые не менее пяти лет обучались праву. Новшеством являлось то, что адвокаты теперь получали право подать в суд заявление о возмещении своих расходов, связанных с оказанием юридической помощи. Однако на тот момент кипрская адвокатура являлась независимым институтом, поскольку входила в структуру судебной системы, а каждый адвокат считался должностным лицом Верховного суда [6, с. 11].

В 1894 г. был принят Закон об адвокатах, согласно которому адвокатами могли стать лица, имеющие диплом любого университета или юридической школы Великобритании или Ирландии, Франции, Италии, Греции, Мальты, Константинополя, России, Австрии, Германии, Швейцарии, Соединенных Штатов Америки, Швеции или Норвегии, Бельгии, Голландии или Дании. Законом впервые вводился штраф для лиц, осуществляющих адвокатскую деятельности без надлежащей регистрации [6, с. 12]. В 1933 г. внесены изменения в Закон об адвокатах, согласно которым возможность быть адвокатом на Кипре предоставлялась профессионалам из Англии, Ирландии и Шотландии. Данные изменения не имели обратной силы и не затрагивали положение адвокатов, ранее зарегистрированных, то есть до вступления в силу изменений. Очевидно, что такой шаг свидетельствовал о стремлении колониальной державы исключить профессионалов из других стран, особенно из Греции.

Закон об адвокатуре, принятый в 1955 г. [7, ст. 11], был призван консолидировать ранее внесенные изменения и включить поправки в предыдущие законы и правила. Здесь впервые для Кипрских адвокатов предусматривалось формирование пенсионного фонда. В одной из новелл Закона об адвокатуре 1955 г. предусматривались организация Дисциплинарного совета и утверждение Положения о комиссии и судебных разбирательствах по дисциплинарным нарушениям [7, секция 12].

В 1960 г. была основана Ассоциация юристов Кипра, сегодня в ней состоят более 2700 юристов-адвокатов [8], на которую возложены функции по проверке соблюдения кандидатами всех требований, организация приема ква-

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 2 4з 3

лификационных экзаменов, а также ведение реестров адвокатов. Для приобретения статуса адвоката кандидату необходимо соответствовать следующим требованиям [5, ст. 4]:

- возраст — не менее 21 года;

- высокие морально-этические качества;

- наличие у кандидата либо его супруг(а) или ребенка гражданства Кипра или гражданства страны — члена ЕС. При этом сам кандидат должен иметь постоянное место жительства на Кипре;

- наличие диплома юриста, полученного в одном из университетов Греции, Турции, Великобритании и Ирландии либо в ином университете, список которых официально утвержден;

- иметь юридическую практику сроком не менее двенадцати месяцев под наставничеством адвоката, опыт работы которого не менее пяти лет;

- сдать экзамены, установленные Ассоциацией юристов Кипра.

Отметим, что Ассоциация адвокатов Кипра самостоятельно проводит множество лекций и семинаров, как правило, с участием судей и опытных адвокатов [8]. Преимущество таких занятий состоит в том, что во время курса они охватывают все предметы, которые включены в квалификационный экзамен.

Немаловажной особенностью кипрского законодательства об адвокатуре является автоматическое признание дипломов юриста различных стран (даже не входящих в ЕС, например Турции). Практика участия иностранных специалистов получила свое развитие в 2002 г., когда в Закон об адвокатах были внесены изменения, предоставляющие возможность адвокатам, получившим статус в других государствах — членах ЕС, практиковать право на Кипре [5, раздел III А]. Им разрешается оказывать юридические услуги в Республике с такими же правами и обязанностями, как и местные адвокаты, за исключением необходимости соблюдения требования о проживании. Однако часто у зарубежных адвокатов возникает практическая проблема, связанная с требованием использовать греческий язык в кипрских судах.

По истечении трех лет юридической практики на Кипре зарубежный адвокат имеет право быть зарегистрированным в качестве адвоката на Кипре [5, ст. 14]. Для этого необходимо сдать устный экзамен или пройти собеседование в Ассоциации юристов Кипра. Адвокаты из государств, не входящих в ЕС, для возможности практиковать право должны соблюсти все указанные требования, предъявляемые к юристам, желающим получить статус адвоката.

В отличие от российского законодательства в кипрском Законе об адвокатах разделяются термины «адвокат» и «практикующий адвокат», а Ассоциация реестров Кипра ведет отдельный список практикующих адвокатов. Лицо, которое приобрело статус адвоката, чтобы заниматься юридической практикой, должно ежегодно получать лицензию Ассоциации адвокатов Кипра, а также делать отчисления в пенсионный фонд адвокатов [5, ст. 11].

В соответствии с определением термина «practising as an advocate» в разделе 2 Закона об адвокатах практикующий адвокат вправе осуществлять все виды практики: представление интересов доверителей в судах, подготовка заявлений, уставов юридических лиц, регистрация товарных знаков, а также осуществление консультаций по любому правовому вопросу. В предыдущей

44 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 2

редакции данного Закона такие консультации не включались в легальное определение «юридическая практика», что позволяло лицам, не состоящим в реестре адвокатов, консультировать граждан по юридическим вопросам. По правовому регулированию адвокатуры в России в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат может осуществлять аналогичные виды юридической практики. При этом отметим, что отечественный закон описывает юридическую практику куда более подробно, чем кипрский, в связи с чем можно сделать вывод о том, что указание видов юридической помощи не нуждается в какой-либо корректировке.

Осуществление юридической практики без получения статуса адвоката согласно законодательству Кипра является уголовно наказуемым деянием. Лицо, практикующее право без получения статуса адвоката, не может требовать от клиента гонорара, более того, обязано вернуть полученные от него денежные средства [5, п. 3 ст. 11]. Данная норма, устанавливая ответственность за ведение юридической деятельности без соответствующего разрешения, защищает конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи, не допуская недобросовестных лиц к практике.

В связи с активным обсуждением необходимости появления в Российской Федерации так называемой «адвокатской монополии», следует законодательно урегулировать вопрос об ответственности лиц, оказывающих юридические услуги без получения статуса адвоката. Аналогично кипрскому законодательству считаем возможным установление уголовной ответственности за осуществление юридической деятельности не адвокатами, поскольку такая норма однозначно повысит качество оказываемой юридической помощи, ограничив доступ неквалицированных юристов к рынку юридических услуг и будет стимулировать юристов соблюдать все нормы и требования, предъявляемые к участникам юридического сообщества.

Адвокаты на Кипре могут осуществлять свою деятельность совместно. В соответствии со ст. 6 Г Закона об адвокатах, введенной в 2007 г., Ассоциация юристов получила право утверждать создание адвокатских коллегий в форме обществ с ограниченной ответственностью для предоставления юридических услуг на определенных условиях. Главное требование: участниками такого общества должны быть только зарегистрированные адвокаты-практики, их компания должна быть внесена в официальный реестр Ассоциацией юристов Кипра. По состоянию на начало 2018 г. в нем зарегистрировано более 600 юридических лиц.

Концепция регулирования профессионального рынка юридической помощи предусматривает постепенное расширение организационно-правовых форм адвокатских образований. Совершенствование законодательства будет направлено на разработку комплекса правовых норм, которые обеспечат возникновение коммерческих корпоративных форм ведения адвокатской деятельности. Это позволит юристам самостоятельно выбирать организационно-правовую форму осуществления своей деятельности. В этом аспекте кипрское законодательство является доказательством возможности применения коммерческих форм организации адвокатской деятельности в современном правовом регулировании.

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 2 4"5

Несмотря на способ деятельности, к кипрским адвокатам как защитникам справедливости предъявляются высокие требования в части этики. Для целей контроля за морально-этическим обликом адвокатов в структуре Ассоциации юристов Кипра создан Дисциплинарный совет, статус которого закреплен в Законе об адвокатах [5, ст. 16]. В случае признания виновным в совершении преступления, совершении проступка, противоречащего статусу адвоката, при нарушении правил адвокатской этики к адвокатам могут применяться определенные санкции. Высшим наказанием является исключение из реестра адвокатов. К адвокату также могут быть применены такие меры, как штраф (от 10 до 50 тыс. евро), приостановление деятельности, объявление выговора [5, п. 1 ст. 17]. Законом предусмотрено право обжалования такого решения в Верховном суде Республики в течение двух месяцев [5, п. 4 ст. 17].

Требования к моральному облику адвоката регулируются Правилами адвокатской этики, утвержденными Ассоциацией юристов Кипра в 2002 г. Основные положения этого документа сводятся к тому, что адвокат служит справедливости и правде, квалифицированно и честно защищает права своего клиента и имеет соответствующие обязанности перед судами, клиентом и адвокатским сообществом. В первую очередь он должен учитывать интересы своего клиента, а не личные, не принимать активного участия в каком-либо ином бизнесе, а также рекламировать свои услуги в соответствии со строгими правилами. Он должен вести достойный образ жизни, быть высоконравственной личностью и избегать каких-либо публичных скандалов [9, ст. 10]. Отметим, что в российском Кодексе профессиональной этики адвоката (принятом I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) и кипрских Правилах адвокатской этики существенные отличия отсутствуют.

Итак, российское регулирование рынка юридических услуг по многим параметрам не уступает законодательству зарубежных стран. Однако, на наш взгляд, имеется ряд принципиальных положений, которые требуют усовершенствования в отечественном законодательстве:

— реализация прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи представляется затруднительной без четкого законодательного регулирования ответственности адвокатов;

— разделение адвокатов в зависимости от конкретной специализации (корпоративное право, трудовое право, гражданское право и т.д.) будет способствовать появлению на отечественном рынке юридических услуг большого количества профессионалов по определенным отраслям права, что приведет к повышению качества оказываемых услуг;

— предусмотреть возможность выбирать организационно-правовую форму (включая коммерческую) адвокатских образований, что поможет адвокатам самостоятельно найти оптимальную модель построения собственного юридического бизнеса.

Подчеркнем, что Концепция регулирования профессионального рынка юридической помощи, предложенная Министерством юстиции Российской Федерации, в которой в целом учтены замечания, предложения и комментарии, высказанные в ходе встреч с российскими юридическими компаниями, филиалами, представительствами и дочерними компаниями международных

46

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 2

юридических фирм, профильными средствами массовой информации, Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, все же требует дальнейшего обсуждения практиков и ученых, так как сможет повлиять на повышение качества юридической помощи, защиты прав и законных интересов граждан и организаций в разрешении проблем, препятствующих эффективной реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к правосудию.

Безусловно, как и с другими аналогичными реформами, у данной Концепции имеются противники. В частности, одним из аргументов является невозможность и нецелесообразность объединения адвокатов в рамках коммерческих организационно-правовых форм, поскольку адвокатура, являясь институтом гражданского общества, обладает публично-правовым статусом некоммерческих организаций, и иное регулирование приведет не к повышению, а к снижению качества юридических услуг [10, с. 47]. Указанное мнение является дискуссионным, поскольку в действительности, несмотря на текущий некоммерческий статус адвокатских объединений, отрицать тот факт, что основной причиной появления адвокатских образований является получение прибыли, было бы не совсем справедливо. Зарубежный, в частности рассмотренный кипрский опыт, доказывает, что наличие возможности выбирать организационно-правовую форму ведения юридического бизнеса лишь способствует развитию конкуренции в данной сфере и в итоге приводит к повышению качества оказания юридических услуг, поскольку каждое адвокатское образование заботится о своем имени и репутации.

Дальнейшее изучение зарубежного опыта регулирования рынка юридических услуг представляется весьма интересным для выявления норм, введение которых позволит совершенствовать и развивать институт адвокатуры в России, а также существенно повысит качество защиты прав и свобод, законных интересов граждан.

Библиографический список

1. Бойков А.Д. Статус адвоката: содержание, квалификационные требования и принципы адвокатской деятельности: дис. ...канд. юрид. наук. М., 2010.

2. Суровова К.Ю. Адвокатская деятельность: содержание, виды (теоретико-правовой анализ): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016.

3. Дажиба Т.Г. Обеспечение гарантий независимости адвокатской деятельности и адвокатуры: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017.

4. Конституция Республики Кипр. URL: http://www.presidency.gov.cy/presidency/presidency. nsf/all/1003AEDD83EED9C7C225756F0023C6AD/$file/CY_Constitution.pdf

5. закон об адвокатах (The Advocates Law). URL: http://www.businessincyprus.gov.cy/mcit/ psc/psc.nsf/0/4D2079A14EBC0759C225786B001FF849/$file/Advocates%20Law.pdf

6. Andreas Neocleous. Introduction to Cyprus Law. Yorkhill Law Publishing, 2000.

7. Закон об адвокатах 1955 года (The Advocates Law). URL: http://www.cylaw.org/nomoi/ arith/CAP002.pdf

8. Официальный сайт Ассоциации юристов Кипра. URL: https://www. cyprusbarassociation.org

9. Правила адвокатской этики (Rules of Etiquette) N° КДП 237/2002. URL: http://www.cylaw. org/KDP/data/2002_1_237.pdf

10. Винницкий Д.В., Извеков С.С. Критические замечания к проекту Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, предложенной к утверждению Правительством РФ // Российская юстиция. 2018. № 3. С. 44-47.

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.