Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / ЗДАНИЕ / СТРОЕНИЕ / СООРУЖЕНИЕ / ОБЪЕКТ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / НЕЗАВЕРШЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асеева Мария Алексеевна, Глеба Ольга Владимировна, Ратушняк Григорий Яковлевич

В статье анализируется правовая категория «объект капитального строительства» с позиций норм различных отраслей права: гражданского, градостроительного, земельного права, а также правоприменительная практика, которая свидетельствует о неоднозначности и недостаточности правового регулирования существующих объектов капитального строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Асеева Мария Алексеевна, Глеба Ольга Владимировна, Ратушняк Григорий Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIME OF CAPITAL CONSTRUCTION FACILITIES: PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION

The article analyzes the legal category "capital construction object" from the standpoint of the norms of various branches of law: civil, urban planning, land law, as well as law enforcement practice, which indicates the ambiguity and insufficiency of legal regulation of existing capital construction objects.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1329_2020_10_185

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

АСЕЕВА Мария Алексеевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента Западно-Подмосковный институт туризма - филиал Российской международной академии туризма. E-mail: olga_gleba@mail.ru; ГЛЕБА Ольга Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и арбитражного процесса ФГАОУ ВО МГИМО МИД России (Одинцовский филиал). E-mail: olga_gleba@mail.ru; РАТУШНЯК Григорий Яковлевич,

доктор технических наук, профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента Западно-Подмосковный институт туризма - филиал Российской международной академии туризма. E-mail: olga_gleba@mail.ru

Краткая аннотация: В статье анализируется правовая категория «объект капитального строительства» с позиций норм различных отраслей права: гражданского, градостроительного, земельного права, а также правоприменительная практика, которая свидетельствует о неоднозначности и недостаточности правового регулирования существующих объектов капитального строительства.

Abstract: the article analyzes the legal category "capital construction object" from the standpoint of the norms of various branches of law: civil, urban planning, land law, as well as law enforcement practice, which indicates the ambiguity and insufficiency of legal regulation of existing capital construction objects.

Ключевые слова: недвижимое имущество, здание, строение, сооружение, объект капитального строительства, незавершенные строительством объекты.

Keywords: real estate, building, structure, construction, capital construction object, construction-in-progress objects.

Недвижимое имущество занимает центральное место в экономической системе любого государства, выступая не только средством производства, но и предметом удовлетворения личных потребностей в жилье, отдыхе и пр. В связи с этим важнейшей задачей правового регулирования является своевременное реагирование на потребности участников имущественных отношений, а также поддержание законодательства в состоянии, способном обеспечивать такие потребности.

При всей теоретической разработанности и практической значимости недвижимости как гражданско-правовой категории, в теории и на практике остается много нерешенных проблем [1, с.383; 2, с. 206]. Анализ правоприменительной практики наглядным образом демонстрирует неоднозначность и (или) недостаточность правового регулирования существующих объектов капитального строительства, а также несоответствие возможностей предусмотренного государственного кадастрового учета таких объектов возможностям и технологиям строительной сферы.

В связи с этим в целях обеспечения качественного решения возникающих задач требуются серьезные теоретические исследования, в особенности, в части объектов капитального строительства, как наиболее значимой разновидности недвижимого имущества.

Правовое регулирование данных общественных отношений осуществляется нормами различных отраслей права: гражданского (п.1 ст. 130), градостроительного (пп 10, 10.1,10.2 ст.1), земельного права, что влечет появление ряда пробелов на стыке сфер правового регулирования указанных отношений, а также возникновение коллизий между нормами

различной отраслевой принадлежности. В частности, Градостроительный кодекс дает четкое определение объектов капитального строительства и детально характеризует эту категорию сооружений. Однако бывают спорные случаи, когда постройка по всем признакам к объектам капитального строительства не относится, но тем не менее признается таковой.

В настоящее время государственный кадастровый учета объектов капитального строительства находится в состоянии становления, в связи с тем, что с момента включения органами технической инвентаризации данных обо всех таких объектах в сведения Единого государственного реестра недвижимости прошло немного времени, что для подобного объема информации и степени важности вопроса крайне недостаточно.

Разграничение вещей на движимые и недвижимые устанавливается ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [4], согласно которой к недвижимым вещам, недвижимому имуществу или недвижимости относятся: земельные участки; участки недр; все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Заметим, что в части правоотношений, касающихся таких объектов недвижимости как здания и сооружения, правоприменительная практика Российской Федерации создала условия, когда в состав ст. 130 ГК РФ потребовалось включить отдельный абзац, прямо относящий жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений

(машино-места) к недвижимым вещам, при условии, что границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Вышеуказанные абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 315-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [13].

В свою очередь, отнесение вещей к движимому имуществу согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ происходит по остаточному принципу - движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости. Также указанный пункт статьи содержит прямое указание на отнесение денег и ценных бумаг к движимому имуществу [14, с. 93].

Вышеуказанное разграничение имеет колоссальную важность на практике в части применения установленного правого режима таких объектов.

Согласно ст. 131 ГК РФ в отношении недвижимого имущества подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, право собственности и другие вещные права, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Также согласно п. 2 указанной статьи ГК РФ в отдельных случаях помимо государственной регистрации может осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества. Так, в соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [12], объекты недвижимого имущества подлежат государственному кадастровому учету - внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них.

Однако возникает вопрос: являются ли объекты капитального строительства объектами недвижимости и равнозначны ли эти понятия?

В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от (далее - ГрК РФ) [3], объектами капитального строительства, за исключением неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие), являются: здание; строение; сооружение; объекты незавершенного строительства. Отдельными пунктами указанной статьи выделены линейные объекты и некапитальные строения, сооружения.

Согласно п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ некапиталь-

ными строениями, сооружениями являются строения и сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Анализируя вышеуказанные положения, можно сделать вывод о том, что равнозначность понятий объектов капитального строительства и объектов недвижимого имущества законодательством Российской Федерации не установлена. Однако, исходя из определений вышеуказанный понятий, можно установить следующий порядок отнесения объекта строительства к объекту недвижимости.

Согласно определению, некапитальные строения, сооружения не обладают признаками недвижимой вещи, в связи с чем, согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ, являются движимым имуществом. Вместе с тем, исходя из п. 10 ст. 1 ГрК РФ объекты строительства за исключением некапитальных строений, сооружений являются капитальными и соответственно должны обладать свойствами, соответствующими признакам недвижимой вещи.

Учитывая изложенное, полагаем, что согласно действующему законодательству Российской Федерации все объекты, подпадающие под определение объектов капитального строительства, установленное п. 10 ст. 1 ГрК РФ, являются объектами недвижимого имущества.

Определение понятий «здание» и «сооружение» указано в ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [11], согласно которому:

- здание является результатом строительства, представляющим собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

- сооружение является результатом строительства, представляющим собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Вместе с тем определение понятия «строение» приводится в российском законодательстве исключительно в

приказе Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» [7], согласно которому данный объект недвижимости является отдельно построенным зданием, домом, состоящим из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебными строениями. В связи с этим можно сделать вывод о том, что понятие «строение», являющееся согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ одним из видов объектов капитального строительства, фактически представляет собой собирательное понятие, объединяющие понятия «здание» и «сооружение».

Однако, сравнивая определения вышеуказанных понятий «здание» и «сооружение», можно заметить, что их содержание практически идентично друг другу. Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ здание и сооружение является разными видами объекта недвижимости.

Представляется, что отнесение объекта капитального строительства к одному из двух вышеуказанных видов объекта недвижимости должно осуществляться при разработке проектной документации по строительству таких объектов или при осуществлении кадастровых работ в отношении них. Однако разграничение указанных понятий должно основываться на однозначном правовом регулировании таких объектов.

Обращаясь к содержанию ст. 1 ГрК РФ, можно сделать вывод о том, что законодатель предполагает возможность отнесения к некапитальным объектам строительства только сооружений и строений.

В связи с этим можно выделить первое различие, установленное на законодательном уровне, согласно которому сооружение может быть как объектом капитального, так и некапитального строительства, вместе с тем здание -только объектом капитального строительства.

Возвращаясь к определениям понятий «здание» и «сооружение», указанным в ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ, другим существенным отличием данных объектов капитального строительства является возможность постоянного или временного пребывания в таких объектах людей. Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ определяются четыре возможных назначения здания, фактически сведенных к разграничению зданий на жилые и нежилые.

В отношении сооружений вышеуказанной статьей Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ возможные назначения не устанавливаются, однако согласно п. 44 требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содер-

жащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», назначение сооружения в техническом плане указывается с учетом определённых групп (подгрупп), которые применяются исключительно в целях оформления технического плана и в случае отсутствия сведений о назначении сооружения в разрешительной документации.

В связи с этим можно выделить второе различие, установленное на законодательном уровне, согласно которому здание может иметь как жилое, так и нежилое назначение, вместе с тем сооружение может быть только объектом нежилого назначения. Также законодательством установлены различные основные характеристики зданий и сооружений. В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ, если объектом недвижимости является сооружение, в таком случае основной характеристикой такого объекта может быть: протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота или площадь застройки. Вместе с тем, в отношении здания указанной статьей Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрена единственная возможная основная характеристика - площадь.

Каких-либо иных различий, предусмотренных законодательством, выявить не представляется возможным, в связи с чем можно выстроить следующий алгоритм определения принадлежности объекта капитального строительства к одному из двух возможных видов.

Объект капитального строительства жилого назначения может являться только зданием, в свою очередь нежилые объекты капитального строительства в случае, когда основной характеристикой таких объектов является их площадь, могут быть в рамной степени как зданием, так и сооружением. Однако объект капитального строительства, основной характеристикой которого является, например, протяженность, может быть только сооружением.

Учитывая вышеизложенное, необходимо сделать вывод в отношении объектов капитального строительства нежилого назначения: любое здание может быть сооружением, но не любое сооружение может быть зданием.

В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объектом незавершенного строительства является объект, строительство которого не завершено.

Вспоминая в памяти недостроенные, покрытые буйной растительностью бетонные каркасы будущих зданий не возникает никаких сомнений в том, что такие объекты являются объектами незавершенного строительства. Однако всегда ли полностью построенное здание не имеет ничего общего с ранее приведенным примером? Для этого необходимо точно определить момент, когда строительство рассматриваемого объекта завершено.

По общему правилу, установленному ст. 55 ГрК РФ, удостоверение выполнения строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме осуществляется выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В связи с этим именно выдача указанного разрешения обозначает момент завершения строительства объекта недвижимости в юридическом аспекте данного вопроса.

Стоит отметить, что получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется исключительно в случае получения ранее разрешения на строительство такого объекта. По общему правилу, установленному п. 2 ст. 51 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных п. 17 данной статьи.

В связи с этим, в случае отсутствия необходимости получения разрешения на строительство объекта капитального строительства и, соответственно, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, момент завершения строительства такого объекта определяется лицом, осуществившем его строительство и в дальнейшем указывается в документах, необходимых, например, для осуществления государственного кадастрового учета указанного объекта.

Вместе с тем государственный кадастровый учёт объектов незавершенного строительства кардинальным образом не отличается от учёта иных объектов движимого имущества, но также и имеет свои отличия. В соответствии с пп 11, 12 и 13 п. 4 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся следующие сведения, указываемые только в отношении объектов незавершенного строительства: степень готовности в процентах; основная характеристика (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и ее проектируемое значение; проектируемое назначение.

Можно заметить, что такие основополагающие характеристики как площадь и назначение объекта капитального строительства в данном случае указываются согласно проектной документации, а степень фактической реализации проектных данных - проценты. При этом Федеральный закон № 218-ФЗ не содержит норм, регламентирующих процесс определения вышеуказанной степени готовности объекта незавершенного строительства в процентах. Однако представляется невозможным определения данного процента «на глаз».

Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 определено, что степень готовности объекта незавершенного строительства, равно как и его местоположение на земельном участке, определяется кадастровым инженером либо в соответствии со сметой на строи-

тельство, либо в соответствии с готовностью конструктивных элементов такого объекта на основании специальных формул, указанных в данном нормативно-правовом акте.

Проанализировав вышеуказанные положения законодательства, учет объектов незавершенного строительства в государственном кадастре недвижимости представляется процессом с достаточной степенью регулирования, чтобы в отношении него не было необходимости формировать судебную практику, однако обратившись к обзорам судебных решений можно выявить достаточное количество неоднозначных случаев. Например, в п. 3 обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, рассматривается спор о признании объектом незавершенного строительства трех железобетонных свай, вбитых в землю.

Результатам данного судебного разбирательства стала правовая позиция, заключающаяся в том, что объект незавершенного строительства может быть поставлен на государственный кадастровый учет только тогда, когда степень выполненных работ по его созданию позволяет идентифицировать такой объект в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества.

При этом согласно правовой позиции, указанной в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [8], объект, строительство которого не завершено, может быть признан соответствующим объектом недвижимого имущества только в случае, если в отношении такого объекта полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные работы.

Однако современные реалии заставляют в большей степени сталкиваться с ситуациями, когда объект капитального строительства фактически представляет собой полностью завершенное строительством здание, однако документ, подтверждающий ввод его в эксплуатацию, отсутствует. Классическим примером в данному случае выступают многоквартирные дома, построенные, как правило, по системе долевого участия. При данных условиях особенно значимым становится вопрос о возможности гражданского оборота квартир, расположенных в таком доме, который в силу разных причин не введён в эксплуатацию.

Системное толкование Федерального закона № 218-ФЗ, ранее действовавшего Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» [10], и иных нормативных правовых актов, позволяет сделать однозначный вывод о том, что в объектах незавершенного строительства до их ввода в эксплуатацию помещений, машино-мест и

иных самостоятельных объектов недвижимости быть не может. Кроме того, даже сведения о части объекта недвижимости в государственный кадастр недвижимости можно внести только в отношении объекта недвижимости, не являющегося объектом незавершенного строительства. Вышеуказанная позиция подтверждается, в частности, определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2014 № 306-ЭС14-2019.

Вместе с тем в судебной практике зачастую встречаются позиции, кардинально отличающиеся друг от друга. В данном случае, обратившись к обзору практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.12.2013, можно обнаружить случаи признания права собственности на квартиру в не введенном в эксплуатацию, но фактически построенном многоквартирном доме, по причине уклонения застройщика от исполнения обязательств по вводу такого дома.

Согласно данному обзору правомерными считаются также иные неоднозначные судебные решения, а именно:

- признание права собственности на объект незавершенного строительства в виде переданной истцу квартиры в случае исполнения последним обязанностей по договору участия в долевом строительстве (п. 16).

- признание права собственности на долю в праве общей долевой собственности на объект незавершенного

строительства в виде квартиры в случае полной оплате истцом предварительного договора купли-продажи квартиры в объекте строительства (пункт 17).

Наиболее интересной представляется позиция о возможности признания права собственности на долю в праве общей собственности на объект незавершенного строительства в виде конкретной квартиры. Однако юридические основы такого подхода кажутся весьма противоречивыми. Например, в Определении Верховного суда Российской Федерации от 16.04.2018 № 305-ЭС16-10864 отмечено, что до момента регистрации прав на квартиру в строящемся доме данная квартира как объект гражданских прав не существовала (не была введена в гражданский оборот).

Однако наиболее верной позицией является возможность признания права лица, исполнившего обязательства по оплате стоимости строительства, в отношении доли в праве общей собственности на объект незавершенного строительства, описанный в п. 18 вышеуказанного обзора.

Представляется, что разнообразие и неоднозначность подхода в разрешении судебных споров, возникающих в отношении объектов незавершенного строительства, представляющих собой жилой фонд, является следствием необходимости всецелой защиты прав граждан от действий недобросовестных застройщиков, в связи с чем такие решения не в полной мере могу быть взяты за основу в целях определения общей позиции в отношении объектов незавершенного строительства.

Библиография:

1. Асеева М.А. Нужно ли России антикризисное управление//Аудит и финансовый анализ. 2012. № 3. С. 383-386.

2. Глеба О.В., Чудакова К.А. Проблемы реализации института возмещения вреда, причиненного окружающей среде/ В сборнике: Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки. Сборник научных статей. Научный редактор В.И. Спирина. Москва, 2019. С. 205-209.

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 12.05.2020) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

5. Егорушкина Т.Н., Козловская А.И. Применение функционально-стоимостного анализа для выявления динамики финансовых параметров // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2017. № Т39. С. 511-515.

6 Кирица А.А., Авдеев Ю.М. Российский рынок лизинга сельскохозяйственного оборудования и техники: проблемы и перспективы // Экономика и предпринимательство. 2020. № 8 (121). С. 185-190.

7. Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 (ред. от 04.09.2000) «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» // Строительная газета. 23.08.1999. № 28 (Инструкция (начало)), Строительная газета. 20.08.1999. № 32 (Инструкция (продолжение)), Строительная газета. 27.08.1999. № 33 (Инструкция (продолжение)), Строительная газета. 17.09.1999. № 36 (Инструкция (окончание)), Строительная газета. 24.09.1999. № 37 (Приложения 1 - 3).

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 30.06.2015. N 140.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 30.06.2015. N 140.

10. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О кадастровой деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.09.2019) // Собрание законодательства РФ. 30.07.2007. № 31. Ст. 4017.

11. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 5.

12. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.09.2019) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4344.

13. Федеральный закон от 03.07.2016 № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (часть Il). Ст. 4248.

14. Gritsenko A.N., Novosadov S.A., Aseeva M.A., Gleba O.V. Organizing the Activities of Management Companies on the Principles of Social Partner-ship// Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 1 S2. С. 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.