Научная статья на тему 'Правовой режим нематериальных благ супругов по законодательству Российской Федерации'

Правовой режим нематериальных благ супругов по законодательству Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
405
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА / СУПРУГИ / ЛЮБОВЬ / УВАЖЕНИЕ / ВЗАИМОПОМОЩЬ / ЗАБОТА / ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / ВЗАИМНОЕ СОГЛАСИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / LEGAL REGIME / INTANGIBLE BENEFITS / SPOUSES / LOVE / RESPECT / MUTUAL AID / CARE / UNDERSTANDING / MUTUAL CONSENT / A RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гордеюк Екатерина Викторовна

В статье рассматривается правовой режим нематериальных благ супругов по законодательству Российской Федерации. Исследовав нематериальные блага в виде чувств любви и уважения, взаимопомощи и заботы, взаимопонимания, взаимного согласия и ответственности, автором сделан вывод о том, что данные блага есть особые социально-правовые явления, установленные и действующие на основе норм права, нравственности, обычая, личностных качеств и чувств, и которым свойствен специальный социальноправовой режим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal regime of the intangible benefits of spouses under the laws of the Russian Federation

This article discusses the legal regime of the intangible benefits of spouses under the laws of the Russian Federation. Studying intangible benefits in the form of feelings of love and respect, mutual aid and care, mutual understanding, mutual consent and responsibility, the author concludes that these benefits are special social and legal phenomena established and acting on the basis of the norms of law, morality, custom, personal qualities and feelings, and which is characterized by a special socio-legal regime.

Текст научной работы на тему «Правовой режим нематериальных благ супругов по законодательству Российской Федерации»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10344

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ СУПРУГОВ

________w W _ _

ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Екатерина Викторовна ГОРДЕЮК, соискатель кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета юстиции (РПА МЮ РФ) E-mail: nksmgs@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается правовой режим нематериальных благ супругов по законодательству Российской Федерации.

Исследовав нематериальные блага в виде чувств любви и уважения, взаимопомощи и заботы, взаимопонимания, взаимного согласия и ответственности, автором сделан вывод о том, что данные блага есть особые социально-правовые явления, установленные и действующие на основе норм права, нравственности, обычая, личностных качеств и чувств, и которым свойствен специальный социально-правовой режим.

Ключевые слова: правовой режим, нематериальные блага, супруги, любовь, уважение, взаимопомощь, забота, взаимопонимание, взаимное согласие, ответственность.

Annotation. This article discusses the legal regime of the intangible benefits of spouses under the laws of the Russian Federation.

Studying intangible benefits in the form of feelings of love and respect, mutual aid and care, mutual understanding, mutual consent and responsibility, the author concludes that these benefits are special social and legal phenomena established and acting on the basis of the norms of law, morality, custom, personal qualities and feelings, and which is characterized by a special socio-legal regime.

Keywords: legal regime, intangible benefits, spouses, love, respect, mutual aid, care, understanding, mutual consent, a responsibility.

Одним из объектов брачных прав являются нематериальные блага в виде чувств любви, уважения, взаимопомощи и заботы, взаимопонимания, взаимного согласия и ответственности. Данные блага относятся не только к числу благ, мало изученных российскими учеными, но и к весьма дискуссионным, большинством ученых не признаваемых таковыми в целом либо применительно к отдельным из них. Мы находим вопрос об исследовании данных благ актуальным, а его разрешение — имеющим как научное, так и прикладное значение.

Данные нематериальные блага представляются первичными по отношению к таким личным неимущественным правам, как право материнства, отцовства; право на выбор рода занятия и профессии; право на выбор места пре-

бывания и жительства; право на выбор фамилии; право на совместное решение вопросов семейной жизни; право на заключение брака; право на расторжение брака, право на сохранение и укрепление семьи, право на примирение и т.д., а также к возникающим имущественным правам и обязанностям субъектов брачных правоотношений.

Отметим, что К.П. Победоносцев справедливо писал о том, что «брак есть цельный, органический союз, и идея его коренится в основном законе природы: приведение к единству и цельности раздвоенной на два пола природы человека»1.

В.И. Синайский полагает, что «естественные и нравственные отношения лишь лежат в основе юридических отношений членов семьи»2.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

A.M. Нечаева считает, что «ядро семейно-правовых отношений составляют их духовность, нравственные начала человеческого поведения»3.

О.Ю. Ильина отмечает, что «любовь, доверие, уважение, чувства определяют как содержание отношений между членами семьи (и имущественных тоже), так и структуру данных отношений»4.

Названные и другие известные и уважаемые мыслители замечают особое положение, выражение, значение и место таких благ как нравственных категорий.

Надо полагать, что выделенные нами в качестве объектов брачных прав и брачных правоотношений блага и признанные самостоятельным предметом настоящего исследования имеют множество особенностей, позволяющих определить их как в качестве самостоятельных объектов брачных прав, так и в качестве особой социально-правовой категории с особым социально-правовым режимом.

Итак, иные нематериальные блага как объекты брачных прав есть чувства любви, уважения, взаимопомощь и забота, взаимопонимание, взаимное согласие и ответственность супругов и иных субъектов.

Данные блага, в свою очередь, следует различать и между собой, а не только отличать от личных неимущественных прав. Одни из них относятся сугубо к категориям нравственности, философии: чувства любви и уважения, не утрачивая личностный аспект; другие определяют уровень общечеловеческого долга и иных качеств: взаимопомощь и забота, взаимопонимание, ответственность, также не утрачивая личностный аспект; третьи свидетельствуют о мирном, добром существовании двух лиц — мужчины и женщины, желающих объединиться либо объединившихся в единый союз: взаимное согласие.

Семейный кодекс РФ в ст. 1 устанавливает, что семейные отношения в Российской Федерации должны строиться на чувствах взаимной любви и уважения, т.е. позитивное право, не раскрывая существа данных чувств, ссылается на них как категорию, объединяющую мужчину и женщину, иных членов семьи в единый союз, единое целое с сохранением индивидуальности и самостоятельности.

К понятию «любовь», ее существу, значению обращались и обращаются не только философы, социологи, психологи, писатели, публицисты, но и юристы прошлого и настоящего5.

Любовь — явление социально-правовое, многоаспектное. Мыслители рассматривают любовь как чувство страсти, как состояние человека, как стремление, желание доставлять ее друг другу, основание союза мужчины и женщины, имеющее внешнее выражение, и т.д.

Нам представляется, что любовь как объект брачных прав является особым социально-правовым явлением. Любовь, с одной стороны, выступает как самостоятельный, обособленный объект, выражающийся в виде совокупности действий, состояний мужчины и женщины, а, с другой стороны, любовь неотделима от личности мужчины и женщины, других членов семьи и существует как единое целое с человеком, выступая в качестве имманентного свойства его личности.

Любовь основана на социально-правовой зрелости человека, его нравственных качествах, свидетельствует об уровне общечеловеческой сущности мужчины и женщины, заключающих союз между собой. Любовь соединяет мужчину и женщину в семью, определяет качество их союза, его прочность и пожизненность как состояние.

Любовь основное и первостепенное благо, по поводу которого мужчина и женщина основывают социально-правовой союз. Любовь неразрывно связана как с сугубо правовыми благами — личными неимущественными правами супругов, так и с другими чувствами и личностными качествами (равенство супругов, взаимное решение семейных дел, укрепление семьи, верность, ответственность, понимание и т.п.). Любовь, являясь социально-правовой категорией и самостоятельным объектом брачных прав, порождает иные права и обязанности супругов.

Социально-правовой режим любви как объекта брачных прав характеризуется природой любви, ее назначением, местом в системе социально-правовых ценностей, свидетельствует о действительности брака, его прочности и пожизненности, о неразрывной связи с личными неимущественными правами и иными нематериальными благами, об обособленности состояний мужчины и женщины и их неразрывной связи.

Любовь — индивидуальное и общее благо, действует как особый социальный регулятор, упорядочивает отношения между супругами, иными членами семьи, носит социально-нормативный характер. Вместе с тем, по сравнению с правом, любовь определяется не волей законодателя, а личностными и общечеловеческими

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

качествами мужчины и женщины, уровнем их нравственности и мировоззрения.

Любовь — объект брачных прав, элемент социально-правового статуса, особое социально-правовое явление.

Другим чувством как объектом брачных прав является уважение.

Уважение предусмотрено не только ст. 1 СК РФ, но и ст. 31 СК РФ, согласно которым супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения.

Уважение — понятие собирательное, оценочное и многоаспектное. Уважение, как и любовь, привлекало и привлекает мыслителей, которые по-разному определяют его существо6. Мы исследуем уважение как особое социально-правовое явление с особым социально-правовым режимом.

Нельзя не отметить, что уважение — межотраслевая категория. В Российской Федерации уважение отождествляется с правом на уважение достоинства личности.

Так, согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Одним из принципов уголовного судопроизводства является уважение чести и достоинства личности (ст. 9 УПК РФ). Гражданское законодательство РФ к нематериальным благам относит достоинство личности и предусматривает его судебную защиту (статьи 150, 152 ГК РФ).

Уважение, являясь объектом брачных прав, одновременно существует как право субъекта. Право на уважение субъектов брачных прав включает также и право на уважение частной и семейной жизни. В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключенная в г. Риме 4 ноября 1950 г.7, устанавливает, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни.

Уважение есть благо, объединяющее мужчину и женщину в семью, сопровождающее их семейную жизнь; есть право, связанное с другими личными неимущественными правами и иными нематериальными благами; элемент социально-правового статуса и особое социально-правовое явление.

К иным нематериальным благам следует отнести и право на взаимопомощь и заботу супругов.

Взаимопомощь и забота, как и любовь, и уважение, является категорией прежде всего нравственной, моральной, религиозной, т.е. социально-правовой и имеющей множество аспектов.

В соответствии со статьями 1, 31 СК РФ семейные отношения строятся на чувствах взаимопомощи. Однако легального определения ни в законодательстве, ни в доктрине не дано.

Так, с точки зрения Б.М. Гонгало, «что касается упоминания о взаимопомощи, то и здесь право бессильно. Будучи «вмонтированным» в юридическую материю, требование о необходимости взаимопомощи трансформируется, приобретая форму обязанностей по содержанию одними членами семьи других»8.

Следует отметить, что согласно гражданскому законодательству Грузии право на взаимопомощь представляется в виде обязанности материально поддерживать друг друга.

Нам представляется, что взаимопомощь и заботу следует признать и качеством личности, лишенным материальной основы. Взаимопомощь и забота супругов — явление социально-правовое, многоаспектное и оценочное. Взаимопомощь и забота действительно предполагают материальную поддержку супруга. Вместе с тем взаимопомощь и забота как категории личностные предполагают и нравственную поддержку.

Особо это проявляется в случаях, когда другой супруг оказался в социально-отрицательной ситуации: совершил нечестный поступок; оказался социально незащищенным по каким-либо причинам (без работы, без жилья, без чей-либо поддержки, привлечен к юридической ответственности, стал злоупотреблять алкоголем, наркотическими средствами и т.п.). В таких ситуациях, прежде всего, необходима моральная, нравственная поддержка другого супруга. Взаимопомощь и забота являются объектом брачных прав, элементом социально-правового статуса, обладают особым социально-правовым режимом, связаны с другими категориями социально-правового характера.

Полагаем, что следующей социально-правовой категорий является взаимопонимание.

Взаимопонимание — это тип человеческих отношений, которым присуще адекватное отражение слов и действий друг друга, совпадение взглядов и суждений, согласие в поступках, а также взаимно терпимое, взаимопрощающее поведение в случае разногласий.

Взаимопонимание — основа дружбы и любви людей, их взаимодействия в учебных и трудовых коллективах, миролюбивой межгосударственной политики и т.д.9.

Действующие законодательство в РФ в настоящее время не определяет взаимопонимание в качестве основы брака и семьи. Взаимопони-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

мание употребляется лишь в некоторых статьях СК РФ и, в частности, в ст. 153.2 СК РФ, согласно которой приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин, в частности, при отсутствии взаимопонимания с ребенком или детьми.

Между тем взаимопонимание — одно из условий действительности и прочности брака и является личностной категорией лиц, вступающих в брак,супругов.

В соответствии со ст. 1 СК РФ семейные отношения также основываются и на принципе разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.

Анализ семейного законодательства Российской Федерации позволяет заключить, что взаимное согласие необходимо при вступлении в брак (ст. 12 СК РФ); при расторжении брака в отделе ЗАГСа супругами, не имеющими общих несовершеннолетних детей (ст. 19 СК РФ); при решении вопросов о воспитании и об образовании детей (ст. 65 СК РФ) и в некоторых других случаях.

Взаимное согласие представляется в качестве социально-правовой категории и является основанием заключения, действия, а разногласия — основанием расторжения брака.

Отношения между субъектами брачных прав также должны основываться на ответственности. Согласно ст. 1 СК РФ семейное законодательство исходит из необходимости построения семейных отношений на чувствах ответственности.

В науке семейного права вопрос об ответственности рассматривается в рамках юридической ответственности.

Надо полагать, что ответственность супругов как членов семьи выходит за рамки юридической ответственности и действует как особое социально-правовое явление.

Ответственность супругов — объект брачных прав, определяемый природой брака и семьи, личностная и общечеловеческая категория. Применительно к семье, основанной на браке, ответственность — свойство прочного и пожизненного союза. Ответственность, с одной стороны, самостоятельное, обособленное явления, а с другой — явление, связанное с личными неимущественными правами и иными нематериальными благами.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод10 устанавливает, что супруги обладают равными правами и несут равную гражданс-

ко-правовую ответственность в отношениях между собой и со своими детьми. Семейное законодательство РФ предусматривает ответственность супругов по обязательствам (гл. 9 СК РФ); ответственность за воспитание ребенка (статьи 63, 65 СК РФ); ответственность за несвоевременную оплату алиментов (ст. 115 СК РФ) и т.д.

Надо полагать, что ответственность в семейном праве исследована не полно, а ее основы выходят за рамки права. Ответственность есть и состояние супружеского союза. Ответственность характеризуется социально-правовым режимом.

Нематериальные блага в виде чувства любви, уважения, взаимопомощи и заботы, взаимопонимания, взаимного согласия и ответственности субъектов есть особые категории; в силу их многоаспектности они признаны нами в виде особого социально-правового явления, установленного и действующего на основе норм права, нравственности, обычая, личностных качеств и чувств, и которому свойствен специальный социально-правовой режим.

Анализ нематериальных благ как объектов брачных прав позволяет сделать следующий вывод.

Под правовым режимом личных неимущественных прав и иных нематериальных благ в целом как объектов брачных прав следует понимать систему требований и условий, установленных не только нормативными правовыми актами, но и нормами нравственности, обычаями, определяемых общечеловеческими установками, отечественными семейными ценностями, личностными качествами и чувствами, которым эти объекты (блага) должны соответствовать и которые позволяют объединиться мужчине и женщине в семью, основанную на браке, состоять в браке, взаимодействовать после его прекращения, а также определяют порядок, пределы и специфику их осуществления в период брака, а иногда и за его пределами, супругами, а в некоторых случаях супругами и иными лицами. Се-мейно-правовая природа данных благ, как правило, исключает действие на них гражданско-правового режима.

1 Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть вторая: Права семейственные, наследственные и завещательные. M.: Статут, 2003 С. 7.

2 Синайский В.И. Русское гражданское право. M.: Статут, 2002. С. 485.

3 Нечаева A.M. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. M.: Юрайт-Издат, 2007. С. 38.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

4 Ильина О.Ю. Проблемы интереса в семейном праве Российской Федерации. М.: Городец, 2007. С. 57.

5 См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. Ленинград: Со-цэкгиз, 1934. С. 75;

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Письмо четвертое: свет истины. М.: Правда, 1990. 490 с. (Репринт 1914 г.);

Соловьев B.C. Смысл любви // http://www.magister.msk. ru/library/philos/solovyov/solovv21.htm; Толстой Л.Н. Записная книжка № 1, запись № 3 за 23 июня 1907 г.; Дневник, записные книжки и отдельные записи 1907—1908 гг. Т. 56. С. 219 // Полн. собр. соч.: В 90 т. М.: Худож. лит-ра, 1928—1958; ИльинИ.А. Путь духовного обновления / Сост., авт. пре-дисл., отв. ред. О. А. Платонов. М.: Ин-т русской цивилизации, 2011. С. 11;

Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949—1992 // http://www.slovorod.ru/dic-ozhegov/ index.html;

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907; МейерД.И. Русское гражданское право: В 2-х ч. 3-е изд., испр. М.: Статут, 2003. . 117; Petrazycki. Lehre vom Einkommen. II. 1895; Stammler. Das Recht d. Schuldverh. 1897. С. 64; Фиошин A.B. Оценочные понятия в нормах, регулирующих основные начала семейного законодательства // Нотариус. 2016. № 7. С. 28—30.

6 Толковый словарь Ушакова / Д.Н. Ушаков. 1935—1940; Kant I . Groundwork of the metaphysics of morals . Cambridge, 2008. С. 57.

7 СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

8 Семейное право: Учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др. / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2008. С. 194.

9 Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000.

10 СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

Библиографический список

1. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Ленинград: Соцэкгиз, 1934.

2. Ильин И.А. Путь духовного обновления / Сост., авт. предисл., отв. ред. O.A. Платонов. М.: Ин-т русской цивилизации, 2011.

3. Ильина О.Ю. Проблемы интереса в семейном праве Российской Федерации. М.: Городец, 2007.

4. Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2-х ч. 3-е изд., испр. М.: Статут, 2003.

5. Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт-Издат, 2007.

6. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть вторая: Права семейственные, наследственные и завещательные. М.: Статут, 2003.

7. Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002.

8. Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 // http://www.slo-vorod.ru/dic-ozhegov/index.html

9. Фиошин А.В. Оценочные понятия в нормах, регулирующих основные начала семейного законодательства // Нотариус. 2016. № 7. С. 2—30.

10. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Письмо четвертое: свет истины. М.: Правда, 1990. 490 с. (Репринт 1914 г.)

11. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890—1907.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.