Научная статья на тему 'Правовой Режим национальной платежной системы в Российской Федерации: перспективы развития'

Правовой Режим национальной платежной системы в Российской Федерации: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2563
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / NATIONAL PAYMENT SYSTEM / БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ / NON-CASH PAYMENTS / ОПЕРАТОР ПЛАТЕЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / PAYMENT INFRASTRUCTURE OPERATOR / БЕСПЕРЕБОЙНОСТЬ РАСЧЕТОВ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / INTERNATIONAL PAYMENT SYSTEM / ПРОЦЕССИНГ / PROCESSING / ПЛАТЕЖ / PAYMENT / ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ / ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЙ ВЗНОС / ГАРАНТИИ / GUARANTEE / CONTINUOUS PAYMENTS / MONETARY STREAMS / GUARANTEE PAYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хазова Е.В.

Статья посвящена вопросу развития правового регулирования функционирования платежных систем в РФ. Аргументируется необходимость правовой регламентации порядка осуществления переводов денежных средств в безналичной форме для удовлетворения как публичных, так и частных нужд при работе как с централизованными, так и децентрализованными фондами. Для данных целей в РФ стала создаваться универсальная система правил совершения платежей, названная законодателем национальной платежной системой. Особое внимание уделяется изменениям, внесенным в порядок функционирования платежных систем в 2014 г. в связи с приостановлением обслуживания части российских банков международными платежными системами. Данные изменения направлены на обеспечение гарантий эффективности и бесперебойности осуществления платежей на территории РФ. В частности, была создана правовая регламентация функционирования национальной системы платежных карт, призванной постепенно стать лидером платежного рынка при осуществлении расчетов между субъектами, находящимися внутри государства. В статье дана оценка вышеописанному проекту с отсылкой к необходимости использования зарубежного опыта внутрибелорусской платежной системы «Белкарт». Автором также высказан тезис о том, что первостепенной задачей российского законодателя при урегулировании функционирования национальной системы платежных карт является не сама эмиссия карт, а разработка унифицированных правил для создания и бесперебойной работы российских операторов платежной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regime for the national payment system in the Russian Federation: development perspectives

The article is devoted to the issue of development of the legal regulation of the functioning of the payment systems in the Russian Federation. The author substantiates the need for legal regulation of the procedure for non-cash money transfer for both public and private needs involving centralized and decentralized funds. For this purpose a universal payment system was formed in the Russian Federation, and it was called the national payment system by the legislator. Special attention is paid to the amendments in the procedure of functioning of payment services in 2014 due to the facts that international payment systems have stopped working with some Russian banks. These changes are aimed at guaranteeing efficient and continuous payments in the territory of the Russian Federation. In particular, there was formed legal regulation for the functioning of the national system of payment cards, which was meant to become a leader in the payment market in the payments among the domestic subjects. The article provides evaluation of the said project with the references to the need to use the foreign experience of the Belorussian domestic payment system «Belkart». The author also expresses the thesis that the priority goal for the Russian legislator when regulating the functioning of the national payment system is not emission of cards as such, rather, it is the development of the unified rules for formation and sustainable work of the Russian operators of payment infrastructure.

Текст научной работы на тему «Правовой Режим национальной платежной системы в Российской Федерации: перспективы развития»

Е.В. Хазова*

Правовой режим национальной платежной системы в Российской Федерации: перспективы развития

Аннотация. Статья посвящена вопросу развития правового регулирования функционирования платежных систем в РФ. Аргументируется необходимость правовой регламентации порядка осуществления переводов денежных средств в безналичной форме для удовлетворения как публичных, так и частных нужд при работе как с централизованными, так и децентрализованными фондами. Для данных целей в РФ стала создаваться универсальная система правил совершения платежей, названная законодателем национальной платежной системой. Особое внимание уделяется изменениям, внесенным в порядок функционирования платежных систем в 2014 г. в связи с приостановлением обслуживания части российских банков международными платежными системами. Данные изменения направлены на обеспечение гарантий эффективности и бесперебойности осуществления платежей на территории РФ. В частности, была создана правовая регламентация функционирования национальной системы платежных карт, призванной постепенно стать лидером платежного рынка при осуществлении расчетов между субъектами, находящимися внутри государства. В статье дана оценка вышеописанному проекту с отсылкой к необходимости использования зарубежного опыта внутрибелорусской платежной системы «Белкарт». Автором также высказан тезис о том, что первостепенной задачей российского законодателя при урегулировании функционирования национальной системы платежных карт является не сама эмиссия карт, а разработка унифицированных правил для создания и бесперебойной работы российских операторов платежной инфраструктуры.

Ключевые слова: национальная платежная система, безналичные расчеты, оператор платежной инфраструктуры, бесперебойность расчетов, международная платежная система, процессинг, платеж, денежные потоки, обеспечительный взнос, гарантии.

Вопрос правового регулирования порядка перевода денежных средств в безналичной форме на территории РФ стоит довольно остро. За последнее десятилетие удельный вес безналичных расчетов1, совершаемых как для удовлетворения публичных, так и частных нужд, в общем количестве расчетов, совершаемых на территории страны, существенно увеличился. Одной из главных причин этой тенденции являются установленные Указанием Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»2 на территории России ограничения по расчетам между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Так, большая часть расчетов, одним из субъектов которых является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а другим —

1 Подробнее о правовой природе безналичных денежных средств и порядке осуществления безналичных расчетов см.: Гаврилов Е. О правовой природе безнала // ЭЖ-Юрист. 2014. № 5. С. 20-22; Бекетов А.А. К вопросу о правовой природе безналичных денег // Общество и право. 2011. № 4. С. 16-17.

2 Указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» // Вестник Банка России. 2014. № 45.

физическое лицо, имеет ограничение наличного расчета в 100 тыс. руб. в рамках одного договора3. Это правило касается, например, выплаты страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами.

О преобладании безналичных расчетов при осуществлении процедуры управления публичными финансами свидетельствует наличие правового механизма единого казначейского счета для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, служащего для реализации принципа единства кассы. Развитие безналичных транзакций в рамках обслуживания единых счетов бюджетов является средством достижения одного из ожидаемых результатов реализации государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»4, а именно —

3 См.: Ермакова Г. Новые правила расчета наличными // Экспресс-бухгалтерия. 2014. № 19. С. 37.

4 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 320 «Об утверждении государственной программы "Управление

государственными финансами и регулирование финансовых

рынков"» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (ч. III). Ст. 2166.

© Хазова Е.В., 2015

* Хазова Екатерина Валерьевна — аспирант кафедры налогового права Финансового университета при

Правительстве РФ.

[ekakh@yandex.ru]

109456, Россия, г. Москва, 4-й Вешняковский пр-д, д. 4.

минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления.

С возникновением необходимости оперативного движения денежных потоков для удовлетворения как публичных, так и частных нужд, в РФ стала создаваться универсальная система правил совершения платежей, названная законодателем национальной платежной системой. С урегулированием рынка платежных услуг происходит правовая регламентация осуществления переводов денежных средств при их движении в рамках финансовой системы государства при работе как с централизованными, так и с децентрализованными фондами денежных средств. Так, примером функционирования национальной платежной системы в целях удовлетворения публичных нужд является реализация финансовой политики государства в следующих направлениях:

- бюджетная политика (осуществление бюджетных платежей в рамках исполнения бюджета по доходам, по расходам и по источникам финансирования дефицита бюджета);

- налоговая политика (платежи в рамках исполнения обязанности по уплате налогов и сборов)5.

В настоящее время развитие режима национальной платежной системы в РФ и урегулирование отношений между ее субъектами в процессе их взаимодействия достигло определенного уровня. Были приняты Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Федеральный закон от 27.06.2011 № 61-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон «О национальной платежной системе»), многие положения которого вступили в силу с 01.07.2012 г.6 В 2014 г. к вышеназванному закону был принят ряд поправок и дополнений в силу объективных причин, связанных с напряженной международной обстановкой и приостановкой транзакций международными платежными системами. Кроме того, массив норм по работе национальной платежной системы дополняют правовые акты Банка России, разъясняющие и конкретизирующие некоторые аспекты функционирования платежных систем, зарегистрированных в рамках правил национальной платежной системы (например, Положение Банка России от 09.07.2012 «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля

5 См.: Хазова Е.В. Концепция национальной платежной системы как формы взаимодействия элементов финансовой системы Российской Федерации // Финансовое право. 2014. № 1. С. 43-47

6 Примером таких положений могут быть некоторые положения ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе», в частности касающиеся определения некоторых участников отношений, возникающих в рамках платежной системы, зарегистрированной в установленном Федеральным законом порядке.

за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств»7 в части защиты информации, в том числе персональных данных клиентов, или Положение Банка России «О платежной системе Банка России» от 29.06.2012 № 384-П в части правоустанавливающих моментов по работе платежной системы, обслуживающей единые казначейские счета бюджетов). По состоянию на начало сентября 2014 г. в РФ, в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом «О национальной платежной системе», зарегистрировано 32 платежные системы, среди которых крупнейшие международные платежные системы Visa и Master Card, расчетными центрами которых являются российские кредитные организации (ОАО Банк ВТБ для платежной системы Visa и ОАО «Сбербанк России»)8. Вопрос о возможности конкуренции между частными российскими и международными платежными системами по-прежнему стоит очень остро.

Тема создания и усовершенствования механизма национальной платежной системы вновь стала невероятно актуальной после событий 21.03.2014 г., когда платежные системы Visa и Master Card прекратили обслуживание операций, осуществляемых с использованием карт, выпущенных некоторыми российскими кредитными организациями, в частности, Собинбанком, банком «Россия», СМП Банком. Данное событие выявило необходимость принятия мер по увеличению конкурентоспособности российских платежных систем и их способности обрабатывать объем транзакций, сопоставимый с международными платежными системами. Одним из самых популярных решений было создание национальной системы платежных карт как аналога международных платежных систем. Довольно часто в процессе дискуссии термины «национальная платежная система» и «национальная система платежных карт» приравнивались друг к другу и звучали практически как синонимы. Исходя из этого заблуждения, возникающего вследствие правовой неграмотности, предлагались не полностью верные пути решения возникшей проблемы.

Один из разработчиков первоначальной версии Федерального закона «О национальной платежной системе» А.Ю. Лисицын произвел обзор наиболее часто озвучиваемых в прессе предложений. К основным им отнесены следующие:

1) создание национальной платежной системы;

2) создание национальной платежной карты;

3) установление обязанности международных платежных систем создать в России процессинго-вые центры;

7 Положение Банка России от 29.06.2012 № 384-П «О платежной системе Банка России» // Вестник Банка России. 2012. № 32.

8 Согласно информации, размещенной на официальном сайте Банка России. URL: http://cbr.ru/PSystem/?PrtId=rops (дата посещения: 20.09.2014)

4) установление передавать за рубеж информацию о внутрироссийских транзакциях, осуществляемых с использованием платежных карт международных платежных систем9.

Представляется достаточно важным произвести разграничение данных понятий, а также выяснить причины возникающих неточностей в трактовке терминов, введенных в оборот законодательством, регламентирующим осуществление платежей на территории РФ. Если резюмировать мнения, звучащие в прессе, особенно в свете событий 21.03.2014 г., и проанализировать предлагаемые пути выхода из возможного платежного кризиса, то под национальной платежной системой обыватели, не знакомые с нормами Федерального закона «О национальной платежной системе», понимают платежную систему в национальном масштабе, способную быть аналогом таким международным платежным системам, как Visa и Master Card. В данном случае уместно привести легальное определение платежной системы, приведенное в подп. 20 ст. 3 данного Федерального закона. Согласно этому нормативному правовому акту, платежная система — совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств10. Логично прийти к выводу, что национальной платежной системой в национальном масштабе можно считать совокупность организаций, осуществляющих переводы денежных средств в национальном масштабе (по территории государства и только с участием российских субъектов) и зарегистрированных в установленном законом порядке в качестве платежной системы.

Тем не менее, исходя из буквы закона, данное утверждение будет неверным. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе», под национальной платежной системой понимается совокупность субъектов (операторов платежных систем, операторов по переводу денежных средств, операторов платежной инфраструктуры и др.), обладающих установленными законом признаками, формирующими их статус на рынке платежных услуг11.

Таким образом, казалось бы, логически выводимое из лексического значения терминов определение национальной платежной системы

9 Официальный сайт экспертно-аналитической системы «Lexpro». URL: http://lexpro.ru/blogs/view/6174 (дата посещения: 20.09.2014).

10 Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (в ред. 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 27. Ст. 3842.

11 См. подробнее: Рыжков В. Национальная платежная

система как безналичные расчеты // Российский бухгалтер.

2014. № 8. С. 11-15.

не совпадает с ее законодательно установленным определением. Одной из основных причин частой подмены содержания понятия «национальная платежная система» в СМИ и, как следствие, в общественном сознании является неразвитость частных российских платежных систем. Объем денежных средств, перевод которых происходит в течение операционного дня в рамках самых крупных из них, таких как Универсальная электронная карта (УЭК), «Золотая корона» или платежная система «Сбербанк», несопоставимо ниже объемов транзакций, производимых за аналогичный срок международными платежными системами — гигантами Visa, Master Card и даже китайской платежной системой UnionPay. Данное обстоятельство заставляет ошибочно считать проблемой отсутствие на платежном рынке российских платежных систем, а вовсе не неразвитость платежной инфраструктуры данных систем. В итоге российские платежные системы в большинстве своем не отвечают требованиям эффективности и бесперебойности, обеспечение которых при работе всех платежных систем согласно ст. 3 «О Центральном Банке РФ» является одной из ключевых задач работы мегарегулятора.

Принятие Федерального закона «О национальной платежной системе» установило ряд условий для международных платежных систем, желающих работать в рамках российского платежного пространства. Например, одним из правил функционирования международных платежных систем в рамках национальной платежной системы является регистрация основного участника платежной системы — оператора платежной системы — по правилам российского гражданского и банковского законодательства как российское юридическое лицо. Данное условие должно было быть одной из гарантий достижения вышеуказанных целей Банка России — бесперебойности и эффективности осуществления переводов денежных средств между публичными и частными субъектами, а также позволило быть достичь цели, поставленной Стратегией развития национальной платежной системы12, одобренной Советом директоров Банка России (протокол от 15.03.2013 № 4): обеспечить эффективное и надежное функционирование субъектов национальной платежной системы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей национальной экономики в платежных услугах, в том числе для реализации денежно-кредитной политики, обеспечения финансовой стабильности, повышения качества, доступности и безопасности платежных услуг13. Тем не менее события по

12 Стратегия развития национальной платежной системы (утв. Банком России, протокол от 15.03.2013 № 4) // Вестник Банка России. 2013. № 19.

13 См.: Каурова Н.Н. Национальная платежная система: время пришло // Банковский ритейл. 2014. № 2. С. 35-47.

приостановке предоставления оказания процес-синговых услуг по переводу денежных средств клиентам ряда российских кредитных организаций указывает на недостаточность таких гарантий и наличие несовершенств в российском правовом регулировании действий платежных систем.

В связи с выявлением проблемы возникла необходимость существенного реформирования массива законодательства о национальной платежной системе посредством внесения изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе». Значительные изменения были внесены с принятием Федеральных законов от 05.05.2014 № 110-ФЗ и № 112-ФЗ14.

Если резюмировать данные изменения, то можно выделить несколько сторон функционирования, которых они коснулись15:

Во-первых, произошло законодательное разделение российских и зарубежных платежных систем, посредством введения в ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе» понятия «иностранная платежная система», объединяющего все ее признаки. В частности, в определении подчеркивается, что данная платежная система организована по правилам иностранного государства.

Второй важной и наиболее обсуждаемой новеллой стало введение в Федеральный закон «О национальной платежной системе» гл. 4.1, посвященной правовому режиму национальной системы платежных карт. В данное понятие российский законодатель вложил тот смысл, который обыватели довольно часто ошибочно вкладывали в понятие «национальная платежная система». Национальная система платежных карт — платежная система, оператор которой, согласно ст. 30.2 рассматриваемого закона, создается в форме открытого акционерного общества, 100 % акций которого принадлежат Банку России16. Наиболее подходящей платформой для развития данной платежной системы может быть система «ПРО 100» (в реестре операторов платежных систем зарегистрирована под названием «Универсальная электронная карта»). На данный момент платежную карту «ПРО 100» выпускают

14 Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 19. Ст. 2315; Федеральный закон от 05.05.2014 № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные законодательные акты РФ» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 19. Ст. 2317.

15 Краткий обзор изменений см. в информационном письме № 465 юридической фирмы «Гольцблат БЛП»: Нормы законодательства об электронных платежах подверглись системным изменениям: поправки в Федеральный закон «О национальной платежной системе» // СПС «Консультант Плюс».

16 Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О нацио-

нальной платежной системе» (в ред. 05.05.2014) // Собра-

ние законодательства РФ. 2011. № 27. Ст. 3842.

только четыре банка: Сбербанк, «Уралсиб», «Ак Барс» и Московский индустриальный банк, еще 14 кредитных организаций имеют статус партнера УЭК. Отметим, что данная платежная система создавалась как правовая и функциональная основа осуществления платежей прежде всего в целях реализации положений Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»17. В данном случае было бы разумно воспользоваться опытом белорусской внутренней платежной системы «Белкарт», созданной в 1994 г. и функционирующей для совершения внутренних расчетов на территории Белоруссии. Отметим, что в настоящее время существующая в форме закрытого акционерного общества платежная система обрабатывает практически 100 % внутреннего белорусского платежного рынка, в 2007 г. к данному юридическому лицу было присоединено ОАО «Банковский процессинговый центр», что свидетельствует о создании в Белоруссии собственной платежной инфраструктуры. А начиналась ее экспансия на данный рынок с обязательно выдачи гражданам, получающим денежные средства по заработной плате из бюджета, в качестве зарплатной. Учитывая, что представители Национального платежного совета ведут переговоры с руководством платежной системы «Белкарт», можно сделать вывод о возможности заимствования зарубежного опыта при создании национальной системы платежных карт.

В апреле—мае 2014 г. в процессе разработки и внесения изменений в законодательство о национальной платежной системе были намечены планы по созданию национальной системы платежных карт в течение нескольких месяцев. Реалистичным такой срок выглядит только для эмиссии платежных карт, которые служат для целей идентификации в качестве инструмента удостоверения прав на управление денежными средствами на банковском счете. Тем не менее сама по себе эмиссия платежных карт не решает вопроса создания бесперебойной системы для осуществления переводов денежных средств, для этого необходимо создание процессинга, который представляет собой программно-аппаратные мощности для обработки информации, передача которой происходит при проведении действий с помощью платежной карты. Таким образом, для реформирования правого регулирования национальной платежной системы необходимо сконцентрировать внимание не на форме (эмиссия национальных платежных карт), а на содержании (создание платежной инфраструктуры на территории РФ для оперативного и бесперебойного осуществления переводов денежных средств).

17 Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.

Так, третьим значительным изменением стало применение к участникам всех зарегистрированных в РФ платежных систем требований по привлечению российских операторов платежной инфраструктуры при осуществлении переводов денежных средств на территории государства, согласно новой редакции п. 11 ст. 16 Федерального закона «О национальной платежной системе». Кроме того, согласно введенному в действие п. 12 настоящей статьи, информация о транзакциях ни при каких условиях на территории России не должна передаваться оператором платежной инфраструктуры на территорию иностранного государства, в том числе и операторами международных (иностранных) платежных систем. Для дополнительных гарантий бесперебойности расчетов в рамках зарегистрированных платежных систем в ст. 16 введено правило о невозможности одностороннего приостановления оказания услуг операторами платежной инфраструктуры. Таким образом, именно данный блок изменений не только создает гарантии бесперебойности осуществления переводов денежных средств и информационной безопасности при совершении платежей, но и закладывает фундамент для решения одной из самых глобальных проблем, тормозящих становление национальной платежной системы. Данные изменения стимулируют создание национального процессингового (клирингового) центра, способного обрабатывать информацию, необходимую для совершения платежей. Именно эти изменения, а не эмиссия национальных платежных карт, как это часто звучит в прессе, сможет постепенно сделать российский платежный рынок независимым от международных платежных систем, хотя бы при осуществлении расчетов на территории государства.

Четвертым определяющим изменением стало введение обязательства по внесению и поддержанию установленного размера обеспечительного взноса в Банке России для операторов российских и иностранных платежных систем. Размер обеспечительного взноса установлен для платежных систем, не являющихся национально значимыми (ст. 82.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке РФ»18) и должен составлять сумму переводов денежных средств, осуществляемых на территории России, в рамках платежной системы в течение 2 календарных дней.

В данный момент уместным будет обратиться к рассмотрению понятия и видов значимых платежных систем в российском законодательстве. Пункт 21 ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе» называет 3 вида значимых платежных систем: системно значимая платежная система, социально значимая платежная система

18 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке РФ» (в ред. 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

и национально значимая платежная система. Для отнесения к каждой категории законодательно установлен ряд критериев. Так, например, платежная система признается Банком России социально значимой при соответствии установленным актами Банка России критериям по различным видам переводов денежных средств. По состоянию на сентябрь 2014 г. к признанным социально значимым платежным системам Банком России отнесены следующие платежные системы: Visa, Master Card, Contact, Золотая корона, Сбербанк и ВТБ. Некоторые из них, например, платежная система «Сбербанк», одновременно являются системно значимыми. Отдельные критерии, установленные п. 13 ст. 22 Федерального закона «О национальной платежной системе», определяют принадлежность к виду национально значимой платежной системы, признаки которого наиболее интересны нам в обзоре изменений в законодательстве, регулирующем функционирование платежных систем. Для отнесения платежной системы к национально значимой необходимо наличие двух критериев: подконтрольность оператора платежной системы и операторов платежной инфраструктуры РФ Банку России или гражданам РФ и использование операторами платежной инфраструктуры разработанных в стране информационных технологий в процессе осуществления профессиональной деятельности. На наш взгляд, полностью данным критериям в настоящее время соответствует только платежная система Банка России, преимущественно обеспечивающая удовлетворение публичных интересов, в частности обслуживающая операции по единому казначейскому счету федерального бюджета РФ.

Соответственно, другие платежные системы, зарегистрированные в установленном порядке Банком России, обязаны выполнять условие о внесении обеспечительного платежа. Напомним, что согласно Федеральному закону «О Центральном Банке РФ» и Положению Банка России от 12.06.2014 № 423-П «Об обеспечительных взносах операторов платежных систем, не являющихся национально значимыми платежными системами»19, регулирующему порядок уплаты данного взноса, размер его составляет сумму переводов денежных средств, осуществляемых на территории России, в рамках платежной системы в течение 2 календарных дней, что должно создать гарантии для клиентов платежных систем в случае приостановления оказания услуг платежного клиринга. Указанный обеспечительный платеж используется для выплаты штрафных санкций Банку России в случае приостановления деятельности платежной системы. Таким

19 Положение Банка России от 12.06.2014 № 423-П «Об обеспечительных взносах операторов платежных систем, не являющихся национально значимыми платежными системами» // Вестник Банка России. 20014. № 60.

образом, данное преобразование направлено на введение ответственности за нарушение операторами платежных систем своих обязательств в рамках переводов денежных средств на территории государства.

Однако это законодательно установленное условие поставило под сомнение дальнейшее пребывание на российском платежном рынке крупных платежных систем Visa и Master Card в связи с достаточно крупным объемом денежных средств, переводы которых они осуществляют на территории РФ. Таким образом, достаточно крупная сумма должна была быть внесена данными платежными системами в качестве обеспечительного взноса, что было бы нерентабельно для ведения ими бизнеса на российском пространстве и породило риск ухода международных платежных систем-гигантов с платежного рынка РФ.

Так как российскому платежному рынку необходимо время для разработки и введения в действие норм, регулирующих все стороны функционирования национальной системы платежных карт, призванной обеспечить потребности большей части потребителей внутрироссийских платежных услуг, он не готов к немедленному уходу с него крупных международных платежных систем, Правительство РФ приняло решение смягчить некоторые нормы законодательства об обеспечительном взносе. Так, Постановлением Правительства РФ от 15.07.2014 № 66120 международным платежным системам предложено в срок до 31.10.2014 г. или перечислить обеспечительный взнос в установленном размере или соблюсти вышеописанные условия, позволившие стать им на-

Библиография:

ционально значимыми (прежде всего, найти локальных партнеров для оказания процессинговых услуг).

Подводя итог, можем сказать, что все изменения в законодательстве о национальной платежной системе так или иначе направлены на обеспечение выполнения своих обязательств участниками платежных систем и, как следствие, обеспечение бесперебойности произведения расчетов. Нельзя не заметить, что еще одной целью масштабных изменений нормативных правовых актов, регулирующих порядок функционирования платежных систем в РФ, является создание конкурентоспособных международным российских платежных систем для произведения безналичных расчетов внутри страны, в частности создание национальной системы платежных карт.

Отметим, что главной задачей на данный момент является создание условий для развития российских операторов платежной инфраструктуры, а не эмиссия платежных карт. Первым шагом к построению системы российского процессинга можем считать законодательно введенные ограничения для использования услуг операторов платежной инфраструктуры, находящихся за рубежом. Соответственно, самыми перспективными на данный момент направлениями развития законодательства о платежных системах является создание национальной системы платежных карт, оказание процессинговых услуг, работа которых основана на российских ресурсах, для осуществления внутренних расчетов, а также продолжение сотрудничества с международными платежными системами для осуществления транснациональных платежей.

1. Бекетов А.А. К вопросу о правовой природе безналичных денег // Общество и право. 2011. № 4. С. 15—18.

2. Гаврилов Е. О правовой природе безнала // ЭЖ-Юрист. 2014. № 5. С. 20—22.

3. Ермакова Г. Новые правила расчета наличными // Экспресс-бухгалтерия. 2014. № 19. С. 36—40.

4. Рыжков В. Национальная платежная система как безналичные расчеты // Российский бухгалтер. 2014. № 8. С. 11-15.

5. Хазова Е.В. Концепция национальной платежной системы как формы взаимодействия элементов финансовой системы Российской Федерации // Финансовое право. 2014. № 1. С. 43-47.

References (transliteration):

1. Beketov A.A. K voprosu o pravovoj prirode beznalichnyh deneg // Obshhestvo i pravo. 2011. № 4. S. 15-18.

2. Gavrilov E. O pravovoj prirode beznala // JeZh-Jurist. 2014. № 5. S. 20-22.

3. Ermakova G. Novye pravila rascheta nalichnymi // Jekspress-buhgalterija. 2014. № 19. S. 36-40.

4. Ryzhkov V. Nacional'naja platezhnaja sistema kak beznalichnye raschety // Rossijskij buhgalter. 2014. № 8. S. 11-15.

5. Hazova E.V. Koncepcija nacional'noj platezhnoj sistemy kak formy vzaimodejstvija jelementov finansovoj sistemy Ros-sijskoj Federacii // Finansovoe pravo. 2014. № 1. S. 43-47.

Материал поступил в редакцию 20 ноября 2015 г.

20 Постановление Правительства РФ от 15.07.2014 № 661 «Об особенностях уплаты оператором платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой, обеспечительного взноса и особенностях взыскания штрафа за невнесение или внесение не в полном размере обеспечительного взноса» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (ч. II). Ст. 4302.

Legal regime for the national payment system in the Russian Federation: development perspectives

HAZOVA, Ekaterina Valeryevna — postgraduate student of the Department of Tax Law of the Financial University

under the auspices of the Government of the Russian Federation.

[ekakh@yandex.ru]

109456, Russia, Moskva, 4 Veshnyakovskiy proezd, 4.

Review. The article is devoted to the issue of development of the legal regulation of the functioning of the payment systems in the Russian Federation. The author substantiates the need for legal regulation of the procedure for non-cash money transfer for both public and private needs involving centralized and decentralized funds. For this purpose a universal payment system was formed in the Russian Federation, and it was called the national payment system by the legislator. Special attention is paid to the amendments in the procedure of functioning of payment services in 2014 due to the facts that international payment systems have stopped working with some Russian banks. These changes are aimed at guaranteeing efficient and continuous payments in the territory of the Russian Federation. In particular, there was formed legal regulation for the functioning of the national system of payment cards, which was meant to become a leader in the payment market in the payments among the domestic subjects. The article provides evaluation of the said project with the references to the need to use the foreign experience of the Belorussian domestic payment system «Belkart». The author also expresses the thesis that the priority goal for the Russian legislator when regulating the functioning of the national payment system is not emission of cards as such, rather, it is the development of the unified rules for formation and sustainable work of the Russian operators of payment infrastructure.

Keywords: national payment system, non-cash payments, payment infrastructure operator, continuous payments, international payment system, processing, payment, monetary streams, guarantee payment, guarantee.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.