Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
510
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Погодина Н.О.

В статье рассматриваются правовой режим коммерческой тайны, как одного из способов защиты конфиденциальной информации.The article deals with the legal regime of trade secrets as a way to protect confidential information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ»

для закрепления физкультурных кадров, особенно в сельской местности.

- Недостаточное финансирование отрасли физическая культура и спорт на проведение спортивных мероприятий и участие спортсменов в областных и муниципальных соревнованиях.

Использованные источники:

1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329 (ред. 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ) // Консультант Плюс: Режим доступа https: //www. consultant.ru

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года" http://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/

3. Материалы заседания Совета по развитию физической культуры и спорта от 11 октября 2016 года, Владимирская область http://www.kremlin.ru/events/president/news/53070

4. Зубарев Ю.А., Сучилин А.А. Экономика физической культуры и спорта. Учебное пособие. - Волгоград: «ОФСЕТ», 2000, 151 с.

УДК 34

Погодина Н. О. студент 3 курса факультет «Юриспруденция» АНО ВО «СЮА» Россия, г. Санкт-Петербург ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В статье рассматриваются правовой режим коммерческой тайны, как одного из способов защиты конфиденциальной информации.

Ключевые слова: информация, коммерческая тайна, правовой режим, конфиденциальность.

THE LEGAL REGIME OF TRADE SECRETS The article deals with the legal regime of trade secrets as a way to protect confidential information.

Keywords: information, trade secrets, the legal regime of confidentiality.

Основное понятие коммерческой тайны закреплено статьей 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Закон закрепляет за коммерческой тайной следующее определение: коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, который позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную

коммерческую выгоду 109.

Ранее такая информация содержалась и в Гражданском кодексе РФ. Статья 139 ГК РФ, ныне утратившая силу, давала определение коммерческой тайне. Но определение, которое содержалось в ГК РФ, не дублирует определение коммерческой тайны, которое дает ФЗ «О коммерческой тайне» в настоящее время. В кодексе под коммерческой или служебной тайной понималась такая информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу своей неизвестности третьим лицам, и к данной информации отсутствует свободный допуск, и обладатель информации принимает меры по ее защите.

Информация, которая составляет коммерческую тайну, могут являться сведения любого характера, которые имеют какую-либо ценность для третьих лиц. Причем данные лица не имеют прямого доступа к нужной им информации. Обладателем информации может быть любое лицо, которое владеет коммерческой тайной на законных основаниях.

Субъектами коммерческой тайны являются:

- сам обладатель информации (может быть как организация, так и сотрудники, работающие в ней);

- правопреемник - лицо, которому стала известна коммерческая тайна в силу его профессиональных обязанностей.

Режим коммерческой тайны образует совокупность различных мер по охране ее конфиденциальности. Целью данного режима будет являться защита права на добросовестную конкуренцию и использование своих интеллектуальных способностей.

Для отнесения какой-либо информации к коммерческой тайне, данная информация должна иметь три основных признака:

- информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности для третьих лиц;

- к такой информации отсутствует свободный доступ;

- владелец такой информации принимает все законные и допустимые меры для ее сохранения110.

Первый признак коммерческой тайны означает, что к тайне не может относиться информация, которая заведомо не обладает коммерческой ценностью.

Так же информация может потерять свой статус коммерческой тайны в случае ее обнародования широкому кругу лиц с всеобщим доступом. Примером такого поступка может стать случай, в котором сам владелец коммерческой тайны опубликовывает данную информацию в СМИ, тем самым такая информация становится общедоступной и теряет свой статус тайны.

Информация так же не будет признаваться коммерческой тайной в

109 Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ // Российская газета.- 2004.- 5 августа.- N 166 (ред. от 12.03.2014)

110 Информационное право: учебник для бакалавров / О.А. Городов. - М.: Проспект, 2014. - 352 с.

случае, если ее владелец не принял каких-либо мер по ее сохранению, и информация стала доступна всеобщему доступу 111.

Правовой режим коммерческой тайны определяется нормами, которые устанавливают:

- порядок документирования информации;

- право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

- категорирование информации по уровню доступа к ней;

- порядок правовой защиты информации, составляющей коммерческую тайну 112.

Режим коммерческой тайны будет считаться установленным после того, как законный обладатель информации, которая составляет коммерческую тайну, предпримет следующие меры:

- определит точный перечень информации, которая будет составлять коммерческую тайну;

- ограничит доступ к такой информации, путем установления жесткого контроля по поводу обращения с такой информацией;

- будет вестись учет лиц, которым открыт доступ к такой информации по служебным надобностям;

- регулирование отношений по использованию информации коммерческой тайны, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правового договора;

- нанесение на материальный носитель, который содержит в себе информацию, являющейся коммерческой тайной, надписи с грифом «Коммерческая тайна», с обязательным указанием обладателя информации.

Если носителем коммерческой тайны является частное лицо, то на носителе возможно нанесение фамилии, имени и отчества гражданина, а так же место его проживания. В случае если обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, будет являться какая-либо организация, то на материальный носитель можно нанести полное наименование предприятия, а так же место его нахождения.

Меры по охране коммерческой тайны считаются достаточно достигнутыми при соблюдении некоторых условий:

- доступ к информации, считающейся коммерческой тайной на предприятии, будет осуществляться только с согласия обладателя такой информации, для исключения доступа к такой информации любых несанкционированных допусков;

- обеспечить возможность пользования информацией, составляющую коммерческую тайну предприятия, работникам и передачу ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

111 Строганова, И.В. Правовой режим конфиденциальной информации (гражданско-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. Наук / И.В. Строганова.- Екатеринбург, 2004.- С. 7.

112 4. Информационное право: учебник / И. Л. Бачило. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011. — 522 с.

Информацию, которая составляет коммерческую тайну, обладателем которой стало другое лицо, будет считаться полученной незаконным путем, если:

- получение такой информации осуществлялось с умышленным преодолением, принятых правообладателем, мер защиты информации,

- если лицо знало или имело основание полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой он не является, и что осуществляющий передачу лицо, не имеет на передачу этой информации законных прав.

Правомерно полученная информация, составляющая коммерческую тайну, будет считаться, если ее правообладатель на основании договора или в результате правопреемства предал другому лицу. Информация, которая была получена без использования неправомерных средств при проведении исследований по собственной инициативе, систематических наблюдений и сбора сведений, считается полученной правомерно и самостоятельно независимо от того, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием коммерческой тайны другого лица. Лицо, правомерно и самостоятельно получившее информацию, одновременно являющуюся коммерческой тайной другого лица, становится обладателем коммерческой тайны со всеми правами, предусмотренными законодательством 113.

Устанавливать режим коммерческой тайны на предприятии имеет право только законный ее обладатель. Конфидент или доверенное лицо так же имеет право установить режим коммерческой тайны, если данное обязательство следует из договора, заключенным с обладателем коммерческой тайны.

Лицо, которое устанавливает режим коммерческой тайны, вправе самостоятельно определить критерии отнесения какой - либо информации к статусу коммерческой тайны, срок действия данного режима, совокупность мер для сохранения коммерческой тайны, порядок хранения и порядок доступа к информации, являющейся коммерческой тайной и лиц, имеющих на правомерный и законный доступ к информации.

Федеральный закон «О коммерческой тайне» не дает указания на то, какая именно информация будет являться и составлять коммерческую тайну. Закон, а именно ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» дает исчерпывающий перечень информации, которая ни при каких обстоятельствах не будет признана коммерческой тайной.

Такой информацией будет являться:

- информация, которая содержится в учредительных документах юридического лица, которая подтверждает факт внесения записи о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующий государственный реестр;

- сведения, которые содержатся в документах, дающих право на

113 Северин, А.В. Коммерческая тайна в России. - М.: Зерцало - М, 2009. - 472 с.

осуществление предпринимательской деятельности;

- информация о составе имущества предприятия;

- количество работников на предприятии, система оплаты труда, условия работы, показатели травматизма и заболеваемости, наличие свободных вакантных мест на предприятии;

- о задолженности по заработной плате работникам предприятия;

- факты нарушения законодательства РФ и факты привлечения предприятия за данные нарушения;

- о размере и структуре дохода некоммерческой организации, о составе их имущества, о расходах, о численности работников, об оплате труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

- перечень лиц, которые имеют право действовать без доверенности от имени юридического лица;

- обязательность раскрытия информации или недопустимость ограничения доступа к ней установлена иными федеральными законами 114.

Основной и обязательной мерой по обеспечению режима коммерческой тайны является заключение соглашения о неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну. Дополнительные меры для обеспечения сохранности режима коммерческой тайны обладатель или доверенное лицо могут установить по своему усмотрению.

Под дополнительными мерами сохранности информации, являющейся коммерческой тайной, можно считать следующие меры:

- установление специального порядка доступа к информации;

- четкий перечень лиц, имеющий права доступа к коммерческой тайне;

- проставление специального грифа на документах особого характера.

Законный обладатель коммерческой тайны имеет право изменить или

отменить режим коммерческой тайны по своему усмотрению только в том случае, если это не нарушит обязательства, которые были приняты им на себя при заключении соглашения о конфиденциальности или иных договоров. При изменении или отмене режима коммерческой тайны обладатель коммерческой тайны обязан в письменной форме известить об этом конфидента коммерческой тайны, с которым имеется соответствующее соглашение.

Последствия разглашения коммерческой тайны могут достаточно плачевными для правонарушителя. За нарушение режима коммерческой тайны закон предусматривает дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственности. Все вышеперечисленные виды ответственности регулируются соответствующими кодексами.

Уголовный Кодекс Российской Федерации, а именно статья 183 предусматривает наказание за незаконное получение и разглашение

114 Информационное право: учебное пособие / В.И. Лапин, М.А. Лапина, А.Г. Ревитн; под ред. И.Ш. Килясханов. - М.: ЮНИТИ-дАнА. Закон и право, 2012. - 335 с.

сведений, которые составляют коммерческую, налоговую и банковскую тайну. За незаконное собирание такой информации правонарушитель может быть подвергнут штрафу или лишению свободы сроком до двух лет. При разглашении такой информации предусматривается лишение свободы уже до трех лет. При определенных обстоятельствах срок лишения за данное преступление может составлять от пяти до семи лет115.

Трудовой кодекс РФ предусматривает за разглашение сведений, которые составляют коммерческую тайну, дисциплинарное взыскание с работника или расторжение трудового договора с работником 116.

Административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом возникает в соответствии со ст. 13. 14 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей117.

Гражданский кодекс РФ так же предусматривает ответственность за нарушение режима коммерческой тайны. По ст. 15 ГК РФ лицо, чьи права были ущемлены, вправе требовать с обидчика возмещение убытков, если таковые имели место быть, при нарушении режима коммерческой тайны. Так же такое право закреплено и ст. 1472, в которой сказано, что нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства, обязано возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом118.

Использованные источники:

1. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ // Российская газета.- 2004.- 5 августа.- N 166 (ред. от 12.03.2014)

2. Информационное право: учебник для бакалавров / О.А. Городов. - М.: Проспект, 2014. - 352 с.

3. Строганова, И.В. Правовой режим конфиденциальной информации (гражданско-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. Наук / И.В. Строганова.- Екатеринбург, 2004.- С. 7.

4. Информационное право: учебник / И. Л. Бачило. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011. — 522 с.

5. Северин, А.В. Коммерческая тайна в России. - М.: Зерцало - М, 2009. -

115 Комментарий к Уголовному кодексу РФ: в 2 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Э.Н. Жевлаков и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд. М.: Проспект, 2015.- 704 с.

116 Рыженков, А.Я. Трудовое право / Мелихов В.М., Шаронов С.А // М.: Юрайт, 2011. - 544 с.

117 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 - ФЗ // Источник: http://www. consultant.ru /document/cons_doc_LAW_177664/?frame=24 (ред. от 06.04.2015)

118 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-Ф3 // Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_173591/?frame=29 (ред. от 31.12.2014)

472 с.

6. Комментарий к Уголовному кодексу РФ: в 2 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Э.Н. Жевлаков и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд. М.: Проспект, 2015.- 704 с.

7. Рыженков, А.Я. Трудовое право / Мелихов В.М., Шаронов С.А // М.: Юрайт, 2011. - 544 с.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 - ФЗ // Источник: http://www. consultant.ru /document/cons_doc_LAW_177664/?frame=24 (ред. от 06.04.2015)

9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Источник: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 173591 /?frame=29 (ред. от 31.12.2014)

УДК 2964

Подловилина Е.А. студент магистратуры 1 курса факультет «Международный финансовый факультет»

Трегуб И.В. научный руководитель Финансовый Университет при Правительстве РФ

Россия, г. Москва THE WAYS OF THE DEVELOPMENT OF TELECOMMUNICATION INDUSTRY Статья посвящена значимой роли сферы телекоммуникаций для российской экономики и путям ее развития. Пути развития были предложены исходя из результатов проведенного регрессионного анализа и различных тестов. В качестве изучаемого объекта была выбрана самая большая телекоммуникационная компания в России.

Ключевые слова: сфера телекоммуникаций, связь, рыночная капитализация, инвестиции, регрессионный анализ.

This article is about the significant role of telecommunication industry in Russian economy and the ways of how it could be approved. The solutions were supported by the results of regression analyses and different tests. As the investigated object the largest Russian telecommunication company was chosen.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: telecommunication industry, communications, market capitalization, investments, regression analyses.

Nowadays we cannot imagine our life without telecommunications industry. Telecommunications is a great discovery of humanity that allows us to communicate with each other from different parts of the world. So, it plays a significant role in a digital society. Because of its importance the telecommunications industry is continuing to change at breakneck speed 119.

119 Telecommunication industry outlook 2017/Deloitte//2017 [Electronic resource] https://www.deloitte.com/us/en/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.