Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАСПИЙСКОГО МОРЯ'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАСПИЙСКОГО МОРЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
689
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАСПИЙСКОГО МОРЯ / КОНВЕНЦИЯ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ КАСПИЙСКОГО МОРЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Быковский Вадим Кириллович

Каспийский регион имеет большое геополитическое значение, поскольку является зоной национальных интересов России и чрезвычайно важен для экономики и национальной безопасности Российской Федерации. Следует отметить, это одна из точек геополитического столкновения между разными государствами. Правовой режим Каспийского моря длительное время оставался неурегулированным, пока не была заключена Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, содержание которой нуждается в правовом анализе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIME OF THE CASPIAN SEA

The Caspian region is of great geopolitical importance, as it is a zone of national interests of Russia and is of great importance for the economy and national security of the Russian Federation. It should be noted that it is one of the points of geopolitical conflict between different states. The legal regime of the Caspian Sea remained unsettled for a long time, until the Convention on the Legal Status of the Caspian Sea was concluded, the content of which needs legal analysis.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАСПИЙСКОГО МОРЯ»

Правовой режим Каспийского моря

ВАДИМ КИРИЛЛОВИЧ БЫКОВСКИЙ,

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ, доцент, доцент кафедры экологического и природоресурсного права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

АННОТАЦИЯ

Каспийский регион имеет большое геополитическое значение, поскольку является зоной национальных интересов России и чрезвычайно важен для экономики и национальной безопасности Российской Федерации. Следует отметить, это одна из точек геополитического столкновения между разными государствами. Правовой режим Каспийского моря длительное время оставался неурегулированным, пока не была заключена Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, содержание которой нуждается в правовом анализе. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Каспийский регион; правовой режим Каспийского моря; Конвенция о правовом статусе Каспийского моря; международное экологическое право

Legal regime of the Caspian Sea

VADIM KIRILLOVICH BYKOVSKY,

Leading Researcher, Research Institute for Security Problems of the CIS, Associate Professor, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Environmental and Environmental Law University named after O. E. Kutafina (Moscow State Law Academy).

ANNOTATION

The Caspian region is of great geopolitical importance, as it is a zone of national interests of Russia and is of great importance for the economy and national security of the Russian Federation. It should be noted that it is one of the points of geopolitical conflict between different states. The legal regime of the Caspian Sea remained unsettled for a long time, until the Convention on the Legal Status of the Caspian Sea was concluded, the content of which needs legal analysis. KEYWORDS: Caspian region; legal regime of the Caspian Sea; Convention on the Legal Status of the Caspian Sea; international environmental law

Каспийское море является крупнейшим внутриконтинентальным водоемом, под ним сосредоточены большие запасы нефти и газа. Согласно информации от Министерства природных ресурсов и экологии РФ1 разведанные запа-

сы полезных ископаемых дна Каспийского моря составляют 2,95 млрд нефти и 3,1 трлнмЗ газа. Извлечь можно примерно половину топлива2.

Ошибочным является тезис, что Каспийский регион не может сыграть какую-либо значимую

1 Бровкина М. Золотое дно. Разработка каспийского шельфа принесет России миллиарды кубометров нефти и газа // Российская газета. Экономика Юга России. 2018. № 207(7670). // https://rg.ru/2018/09/18/reg-ufo/skolko-na-kaspii-imeetsia-zapasov-nefti-i-gaza.html(дата обращения 07.04.2021).

2 По данным зарубежных экспертов, размер геологических нефтегазовых ресурсов Каспия - от 26 до 40 млрд т условного топлива. По мнению вице-премьера РФ Сергея Иванова, данные ресурсы в будущем могут стать основой экономического бума в регионе. К данному моменту в акватории Каспия в российском секторе открыты месторождения, которые смогут обеспечить ежегодную добычу около 40 млн нефти.

роль в геополитике целого мира. Данный регион, по словам большинства геополитиков, за счет своего удачного географического положения на континенте Евразия имеет огромное стратегическое значение: основываясь на популярной геополитической формуле Х. Макиндера, крупные геополитические игроки могут добиться наибольшего успеха только при условии контроля над Евразийским континентом.

При условии, что Евразия считается осью геополитики планеты, Каспийский регион -это ось для целого континента. Каспийское море разделяет Евразию на две части: Западную и Восточную, или Европу и Азию. Таким образом, Каспий является своеобразным мостом для двух континентов с различной культурой. Крупнейшим и наиболее влиятельным субъектом на данной территории является Россия, так как последние столетия именно она фактически владела Каспийским морем.

После того, как произошел распад Советского Союза, обстоятельства несколько поменялись. Российская Федерация больше не может оставаться единственным лидером в районе Каспия. Основной причиной можно назвать то, что она вынуждена соперничать с Соединенными Штатами, которые в последнее время активно стремятся к мировому геополитическому превосходству.

Развал СССР значительно поменял политическую ситуацию на территории постсоветского пространства и перестроил международные взаимоотношения. Благодаря этому в Каспийском регионе появился ряд независимых государств, среди которых Азербайджан, Казахстан, Туркменистан. После увеличения числа претендентов на господство появилось множество проблем, которые требуют скорейшего решения.

Важно отметить, что ранее Каспийское море (далее - Каспий) не разделялось на советскую

и иранскую части, а «Астара-Гасан-Кули» не являлась формальной границей по морю между Советским Союзом и Ираном. Таким образом, предыдущий статус перестал удовлетворять новым условиям, так как отсутствовало положение, которое регулирует принадлежность недр определенным государствам.

Начиная с конца прошлого века, страны, которые располагаются в Каспийском регионе, а именно Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Иран, активно борются за лидерство. Крупнейшие державы показывают заинтересованность данным регионом, поскольку он отличается удобным географическим положением, большими запасами природных ресурсов (включая водные биологические ресурсы). Активизировался интерес к Каспийскому региону сразу после развала Советского Союз и появления новых государств, так как это поменяло ситуацию в регионе коренным образом.

Россия и Иран, которые ранее играли главную роль в определении ситуации в регионе, в настоящее время теряют свои геополитические позиции. Это связно с деятельностью новообразованных государств с США, которые стремятся ослабить влияние Ирана, для чего пытаются укрепиться в постсоветском регионе. В свою очередь, Азербайджан, Казахстан и Туркмения желают освободить себя от лишнего влияния России. Такие условия значительно усиливают борьбу за Каспий и повышают его политическую роль в мире3.

Сейчас идет активная подготовка к заседанию Второго Каспийского экономического форума, который состоится в Москве 11-12 августа 2021 г. Решение о заседании форума приняли руководители пяти государств, находящихся на территории Каспийского региона, на Пятом каспийском саммите 12 августа 2018 г., состоявшемся в Казахстане. Первое

3 Геополитика Каспийского региона // Каспийский вестник. http://casp-geo.ru/geopolitika-kaspijskogo-regiona/ (дата обращения 19.03.2021).

заседание прошло в Туркмении 11-12 августа 2019 г.

Данное мероприятие является площадкой для решения вопросов, возникающих между каспийскими странами. Темами Форума станут экономическое взаимодействие, сотрудничество в экологической сфере, в вопросах энергетики, транспортного сообщения и в прочие вопросы4.

Взаимоотношения России с Персией в Каспийском море были определены еще 26 февраля 1921 г. совместным Договором5. Статья XI этого соглашения признает возможность кораблей обеих стран свободно ходить в Каспии, используя флаги своих государств. Статья XIV признает важность рыбного промысла на Каспийском море для России, в связи с чем Персия согласилась на заключение Договора.

В октябре 1927 г. в Москве Советский Союз и Иран подписали Договор о пользовании рыбными ресурсами Каспия6.

Позже в марте 1940 г. Советский Союз и Иран заключили соглашение о торговой деятельности и мореплавании7. Итогом стало то, что море было признано одновременно советской и иранской территорией.

В соответствии с ст. XIII данного Соглашения, подписанного в 1940 г. (оно основывалось на Договоре от 1921 г., заключенном СССР и Персией), по всей площади

Каспия могут передвигаться только корабли, которые принадлежат Советскому Союзу и Персии, а также гражданские, торговые и транспортные суда, ходящие под флагами этих двух государств.

Правовой режим поверхности Каспийского моря длительное время не был определен, в отличие от правового режима дна Каспия. В конце ХХ - начале XXI в. ряд прикаспийских стран составили Договор о том, каким образом будет поделено дно Каспия, учитывая нормативы и принципы международных и правовых договоренностей8.

После того, как произошел распад Союза Советских Социалистических Республик, актуальным стал вопрос о статусе Каспия. Одной из причин, почему оказалось сложно определить правовой статус Каспийского моря, был спор о том, является оно морем или озером. От решения данного вопроса зависело, какие нормы международного права необходимо применить, чтобы разграничить его территорию между прикаспийскими странами. Прошло 22 года с начала переговоров, когда было принято решение, что Каспийский водоем - это и море, и озеро одновременно.

Главным официальным документом, который определяет установление режима Каспия, можно назвать Конвенцию9 о правовом статусе Каспийского моря, которую подписали государства данного региона 12 августа 2018 г.

4 Определены даты проведения Каспийского экономического форума в 2021 году // Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации // https://www.economy.gov.ru/material/news/opredeleny_daty_provedeniya_ kaspiyskogo_ekonomicheskogo_foruma_v_2021_godu.html Дата просмотра сайта 29.03.2021

5 Договор между РСФСР и Персией, заключенный в Москве 26 февраля 1921 года // Договор распубл. в Собр. Узак. и Расп. Раб.-Крест. Правит. за 1921 год. № 73.

6 Соглашение об эксплуатации рыбных промыслов южного побережья Каспийского моря между Союзом Советских Социалистических Республик и Персией. Москва, 1 октября 1927 года // Распубликованы в С. 3. за 1928 год. Отд. II. № 41. Ст. 161.

7 «Договор о торговле и мореплавании между СССР и Ираном».Подписан в г. Тегеране 25.03.1940. // Сборник торговых договоров и соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству СССР с иностранными государствами (на 1 января 1977 года). Т. 1.М.: Экономика, 1977. С. 301-313.

8 Бекяшев К. А., Бекяшев Д. К. Современный международно-правовой режим каспийского моря // Евразийский юридический журнал. 2018. № 9 (124). С. 28-35. URL: https://eurasialaw.ru/nashi-rubriki/yuridicheskie-stati/sovremennyj-mezhdunarodno-pravovoj-rezhim-kaspijskogo-morya (дата обращения 19.03.2021).

9 Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Заключена в г. Актау 12.08.2018 URL: https://base.garant. ш/72347414/(дата обращения 27.03.2021).

Далее она была утверждена высшими органами правления России 10.

Конвенция заключена руководителями государств, входящих в каспийскую пятерку. Работали с данным документом с 1996 г. На сегодняшний день он считается чем-то вроде конституции Каспийского моря. По достигнутому соглашению поверхность моря является общей территорией, а его дно разделяются между соседними странами на части. В Конвенции устанавливается порядок ведения судоходной, рыболовной, научно-исследовательской деятельности, а также прокладка трубопровода. К тому же в ней указано условие, что на морской территории не имеют права находиться военные суда и армия держав, которые не входят в регион.

До урегулирования правового статуса Каспийского моря, не было возможности построить Транскаспийский газопровод, способный доставить Туркменский газ в Европу сквозь Азербайджан по морскому дну11.

Статья III Конвенции устанавливает основу взаимодействия стран на Каспии. Сюда относят принцип принятия суверенитета, целостность территории, независимость, равенство всех стран, невозможность использования силы, уважение, сотрудничество, принцип невмешательства во внутреннюю политику двоих оппонентов. Еще одним важным фактором является то, что площадь моря может быть использована только в мирных целях.

Государства пришли к соглашению фактически признать дно морем, а толщу воды -озером. Данный шаг был вынужденным. Он был предпринят с целью соблюдения национальных интересов всех стран. Единственным государством, которое не соглашалось на секторальное деление по принципу моря, был Иран с его небольшой береговой линией. При «озерном делении» Иран может рассчитывать на 20%площади, а при морском делении - немногим больше 10%12.

Важную роль в деятельности в Каспийском море играет применение ответственности за ущерб, который причиняется экологии из-за загрязнения вод. Стороны обязались охранять природу, рационально использовать ресурсы Каспия, содействовать научным исследованиям в экологической сфере, сохранять биологию и ресурсы моря.

Страны прикаспийского региона пользуются Каспием для судоходных целей, промысла, добывания и сохранения ресурсов, разработки недр, а также для прочих типов деятельности, разрешенных законом.

Каспийское море по условиям данного Договора делится на внутренние, территориальные воды, а также зоны рыболовства и общее пространство. Также в Договоре дается расшифровка важнейших понятий, которые в нем применяются, что следует оценить положительно13.

10 Федеральный закон от 01.10.2019 № 329-Ф3 «О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря» // СЗ РФ. 2019. N 40. Ст. 5489.

11 Коржова Д. Прикаспийские страны подписали конвенцию о статусе Каспийского моря // Ведомости. 12.08.2018. https://www.vedomosti.rU/politics/articles/2018/08/12/777944-podpisali-konventsiyu-o-statuse-kaspiiskogo-morya(дата обращения 27.03.2021).

12 Выцлан Е. В. Особенности правовой основы использования ресурсов Каспийского моря и перспективы их изменения // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2020. № 3. С. 77.

13 Внутренние воды - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий. Территориальные воды - морской пояс, на который распространяется суверенитет прибрежного государства. Рыболовная зона - морской пояс, в котором прибрежное государство обладает исключительным правом на промысел водных биологических ресурсов. Общее водное пространство - часть акватории, расположенная за внешними пределами рыболовных зон и находящаяся в пользовании всех Сторон. Сектор - участки дна и недр, разграниченные между Сторонами в целях недропользования и другой правомерной хозяйственно-экономической деятельности, связанной с освоением ресурсов дна и недр.

По условиям ст. VI данного Соглашения государства распространяют свой суверенитет за пределы собственных границ на морскую поверхность, которые примыкают к государству, носящие название «территориальные воды», а также на дно и воздушное пространство над море. В ст. VII устанавливается, что размер территориальных вод устанавливается размером в 15 морских миль от изначальных границ. Линия территориальных вод назначается официальной границей государств региона Каспия.

Разметка границ морского дна и недр Каспия и деление их на сектора происходит в соответствии с Соглашением всех стран региона, основывающихся на нормах международного права для осуществления их прав на использование недр и природных ресурсов Каспийского моря.

Страны, которые располагаются на берегу моря, имеют исключительное право на сооружение и применение искусственных островов, а также сооружений в рамках собственного сектора. При необходимости они имеют право создать вокруг данных построек зоны, обеспечивающие безопасность для хождения кораблей и прочей необходимой экономической деятельности. Размер данной зоны не должен

Список источников

1. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Заключена в г. Актау 12.08.2018 URL: https://base.garant.ru/72347414/ (дата обращения 27.03.2021).

2. Федеральный закон от 01.10.2019 № 329-ФЗ «О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря» // СЗ РФ. 2019.№ 40. Ст. 5489.

3. Договор между РСФСР и Персией, заключенный в Москве 26 февраля 1921 года // Договор распубл. в Собр. Узак. и Расп. Раб.-Крест. Правит. за 1921 год. № 73.

превышать 500 м от внешней границы данных сооружений.

Основываясь на ст. IX Договора все государства определили свою рыболовную зону, составляющую 10 морских миль, отстоящую от линии территориальных вод. На своем участке рыболовства каждая страна имеет право осуществлять промысел водных ресурсов на основании условий данного Соглашения. Страны, подписавшие Конвенцию, совместными усилиями определяют общий максимальный улов в Каспии и производят распределение национальных квот.

Особенно тщательно Соглашение регулирует охрану природной зоны Каспия (ст. XV). Странам запрещается проводить деятельность, наносящую ущерб природе Каспийского моря. Государства обязываются сохранять экосистему региона, осуществляется такая деятельность совместно. Основываясь на международном праве, государства обязаны нести ответственность за загрязнение природы Каспийского моря.

В ст. XIV предусматривается охрана природной среды Каспия во время прокладки трубопровода по морскому дну. Данные действия должны быть реализованы с условием, что проект отвечает всем положенным экологическим нормам.

4. Соглашение об эксплуатации рыбных промыслов южного побережья Каспийского моря между Союзом Советских Социалистических Республик и Персией. Москва, 1 октября 1927 го -да // Распубликованы в С. 3. за 1928 год. Отд. II, №41 ст. 161.

5. «Договор о торговле и мореплавании между СССР и Ираном».Подписан в г. Тегеране 25.03.1940 // Сборник торговых договоров и соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству СССР с иностранными государствами (на 1 января 1977 года). Т. 1. М.: Экономика, 1977. С. 301-313.

6. Бекяшев К. А., Бекяшев Д. К. Современный международно-правовой режим каспийского моря // Евразийский юридический журнал. 2018. № 9 (124). С. 28-35. URL: https:// eurasialaw.ru/nashi-rubriki/yuridicheskie-stati/ sovremennyj-mezhdunarodno-pravovoj-rezhim-kaspijskogo-morya (дата обращения 19.03.2021).

7. Выцлан Е. В. Особенности правовой основы использования ресурсов Каспийского моря и перспективы их изменения // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2020. № 3. С. 77.

8. Геополитика Каспийского региона // Каспийский вестник. URL: http://casp-geo.ru/ geopolitika- kaspijskogo-regiona/ (дата обращения 21.03.2021).

9. Коржова Д. Прикаспийские страны подписали конвенцию о статусе Каспийского моря // Ведомости. 12.08.2018. https://www.

List of sources

1. Convention on the Legal Status of the Caspian Sea. Concluded in Aktau 12.08.2018 URL: https://base.garant.ru/72347414/ (accessed 27.03.2021).

2. Federal Law №. 329-FZ of 01.10.2019 «On the Ratification of the Convention on the Legal Status of the Caspian Sea» // SZ RF. 2019. № 40 Article 5489.

3. The Treaty between the RSFSR and Persia, concluded in Moscow on February 26, 1921//The agreement is published inSobr. Uzak. i Rasp. Rab.-Krest. Pravit.for 1921. № 73.

4. Agreement on the exploitation of fisheries on the southern coast of the Caspian Seabetween the Union of Soviet SocialistRepublics andPersia. Moscow, 1 October 1927year // Raspublikovany inp.3. in 1928year. Otd.II№. 41article 161.

5. «Agreement on trade and navigationbetween the USSR andlran». Signed in.Tehran25.03.1940 // Collection of trade agreements and agreements on trade and economic cooperation of the USSR

vedomosti.ru/politics/articles/2018/08/12/7779 44-podpisali-konventsiyu-o-statuse-kaspiiskogo-morya (дата обращения 27.03.2021).

10. Бровкина М. Золотое дно. Разработка каспийского шельфа принесет России миллиарды кубометров нефти и газа // Российская газета - Экономика Юга России. 2018. № 207(7670). // https://rg.ru/2018/09/18/reg-ufo/skolko-na-kaspii-imeetsia-zapasov-nefti-i-gaza.html(дата обращения 07.04.2021).

11. Определены даты проведения Каспийского экономического форума в 2021 году // Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. 25.101.2020. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/ opredeleny_daty_provedeniya_kaspiyskogo_ ekonomicheskogo_foruma_v_2021_godu.html(да-та обращения 29.03.2021).

with foreign states(as of January 1, 1977). T. I.Moscow: Ekonomika, 1977. p. 301-313.

6. Bekyashev K. A., Bekyashev D. K. Modern the new international legal regime of the Caspian Sea // Eurasian Legal Journal. 2018. № 9 (124). Pp. 28-35. URL: https://eurasialaw.ru/nashi-rubriki/ yuridicheskie-stati/ sovremennyj -mezdunarod-no-pravovoj - rezhimkaspijskogo-morya (accessed 19.03.2021).

7. Vyclan E. V. Features of the legal basis for the use of the resources of the Cas-pian Seaand prospects for their change // Internationalcooperation of the Eurasian States: politics, economics, law. 2020. № 3. p. 77.

8. Geopolitics of the Caspian region //Caspian Bulletin. URL: http://casp-geo.ru/ geopolitika -kaspijskogo-regiona/ (accessed 21.03.2021).

9. Korzhova D. The Caspian countries signed the Convention on the Status of the Caspian Sea// Vedomosti. 12.08.2018. https://www.vedomosti. ru/politics/articles/2018/08/12/777944-podpis-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.