Научная статья на тему 'Правовой Режим имущества в концессионных отношениях'

Правовой Режим имущества в концессионных отношениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
230
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / CONCESSION AGREEMENT / ОБЪЕКТ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ / CONCESSION AGREEMENTS OBJECT / КОНЦЕССИОНЕР / CONCESSIONAIRE / КОНЦЕДЕНТ / GRANTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Холодкова Юлия Сергеевна

Концессионное соглашение представляет собой форму государственно-частного партнерства, которая на сегодняшний день играет ведущую роль в работе по привлечению инвестиций в экономику страны. По концессионному соглашению концессионер за свой счет создает или реконструирует инфраструктурный объект, право собственности на который принадлежит (будет принадлежать) концеденту, при этом концессионер получает право в течение определенного соглашением срока эксплуатировать этот объект. В статье определено понятие объекта концессионного соглашения и перечислены его виды. Выделены два уровня объектов концессионных соглашений. Рассмотрены виды иного имущества, которое передается концессионеру помимо объекта концессионного соглашения, а также создается (реконструируется) им. Проанализированы правовая природа и юридические характеристики такого имущества, а также правовые проблемы, возникающие при их законодательном регулировании. Особое внимание уделено вопросам правового регулирования концессионных отношений в целях использования в рамках уголовно-исполнительной системы. Сделан вывод о целесообразности внедрения концессионных соглашений в деятельность уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of property in concession relations

A concession agreement is the form of public-private partnership which nowadays has the leading role in attracting investments into the economy of the country. Under the concession agreement, the concessionaire constructs or reconstructs at his expense the infrastructure object which belongs (will belong) to the grantor. Meanwhile, the concessionaire gets the right to operate this object within a certain period of time. The concession agreement object is defined and its types are itemized in the article. Two levels of the concession agreement objects are distinguished. This article is also concerned with different kinds of civil rights objects (property) which are transferred to the concessionaire in addition to the concession agreement object or which are constructed (reconstructed) by him. The legal nature and legal characteristics of these property have been analyzed, as well as some legal problems encountered in their legal regulation have been studied. Special attention is given to the issues of legal regulation of the concession relationships in order to use them within the penal system. It is concluded that it is appropriate to implement the concession agreements in the penal system practice.

Текст научной работы на тему «Правовой Режим имущества в концессионных отношениях»

исполнения обязательств по государственному контракту: вопросы теории и практики.

12. Российское гражданское право : учебник: в 2 т. Т. 2 / В. В. Витрянский, В. С. Ем, Н. В. Козлова и др.; отв. ред. Е. А. Суханов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Статут, 2011. — 1208 с.

13. Тасалов Ф. А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование : монография. — М.: Проспект, 2015.

14. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.) / вступ. ст. Е. А. Суханов. — М.: СПАРК, 1995. — 556 с.

Сведения об авторах

Брылякова Екатерина Станиславовна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected] Косарев Кирилл Викторович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин; Академия ФСИН России (г. Рязань), адъюнкт. E-mail: [email protected]

Information about the authors

Brylyakova Ека1егта Stanislavovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), assistant professor of the department of civil law disciplines, сandidate of law. E-mail: [email protected] Kosarev Kirill Viktorovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), senior lecturer of the department of civil law disciplines; Academy of the FPS of Russia (Ryazan), postgraduate. E-mail: [email protected]

УДК 347.45/47

Ю. С. Холодкова

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА В КОНЦЕССИОННЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Концессионное соглашение представляет собой форму государственно -частного партнерства, которая на сегодняшний день играет ведущую роль в работе по привлечению инвестиций в экономику страны.

По концессионному соглашению концессионер за свой счет создает или реконструирует инфраструктурный объект, право собственности на который принадлежит (будет принадлежать) концеденту, при этом концессионер получает право в течение определенного соглашением срока эксплуатировать этот объект.

В статье определено понятие объекта концессионного соглашения и перечислены его виды. Выделены два уровня объектов концессионных соглашений. Рассмотрены виды иного имущества, которое передается концессионеру помимо объекта концессионного соглашения, а также создается (реконструируется) им. Проанализированы правовая природа и юридические характеристики такого имущества, а также правовые проблемы, возникающие при их законодательном регулировании.

Особое внимание уделено вопросам правового регулирования концессионных отношений в целях использования в рамках уголовно-исполнительной системы.

© Холодкова Ю. С., 2016.

Сделан вывод о целесообразности внедрения концессионных соглашений в деятельность уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; концессионное соглашение; объект концессионного соглашения; концессионер; концедент.

Y. S. Kholodkova

LEGAL REGULATION OF PROPERTY

IN CONCESSION RELATIONS

A concession agreement is the form of public-private partnership which nowadays has the leading role in attracting investments into the economy of the country.

Under the concession agreement, the concessionaire constructs or reconstructs at his expense the infrastructure object which belongs (will belong) to the grantor. Meanwhile, the concessionaire gets the right to operate this object within a certain period of time.

The concession agreement object is defined and its types are itemized in the article. Two levels of the concession agreement objects are distinguished. This article is also concerned with different kinds of civil rights objects (property) which are transferred to the concessionaire in addition to the concession agreement object or which are constructed (reconstructed) by him. The legal nature and legal characteristics of these property have been analyzed, as well as some legal problems encountered in their legal regulation have been studied.

Special attention is given to the issues of legal regulation of the concession relationships in order to use them within the penal system. It is concluded that it is appropriate to implement the concession agreements in the penal system practice.

Key words: public-private partnership; concession agreement; concession agreements object; the grantor; the concessionaire.

Одним из перспективных направлений развития экономики страны, обеспечивающим баланс интересов государства и бизнеса, является государственно-частное партнерство (далее — ГЧП), особенно в форме концессионных соглашений, набирающих все большую популярность. Расширяются как сферы использования концессионных соглашений, так и применяющие их регионы.

Кроме того, в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О концессионных соглашениях» [10] достаточно часто вносят изменения и доработки, который требуют нового научного изучения и осмысления. Так, на официальном сайте Департамента социального развития и инноваций можно обнаружить проект внесения изменений в приведенный закон [16].

В декабре 2015 г. объявлен конкурс на право заключения концессионного

соглашения в отношении объекта капитального строительства «Автомобильная дорога "Обход г. Хабаровска км 13 — км 42"». По информации, размещенной на официальном сайте правительства Хабаровского края, «Обход Хабаровска» — это первый проект ГЧП на Дальнем Востоке.

Возрастающая популярность концессионных соглашений позволяет выделять их как наиболее востребованную на сегодняшний день форму ГЧП. Определенный интерес вызывает изучение правового регулирования концессионных отношений в целях использования в рамках уголовно-исполнительной системы.

По концессионному соглашению концессионер (инвестор) за свой счет создает или реконструирует инфраструктурный объект, право собственности на который принадлежит (будет принадлежать) концеденту (государству,

муниципальному образованию), при этом концессионер получает право в течение определенного соглашением срока эксплуатировать этот объект.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О концессионных соглашениях» [10] (далее — Закон № 115-ФЗ) под объектом концессионного соглашения понимается имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), которое концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать.

Право собственности на объект концессионного соглашения принадлежит (будет принадлежать) концеденту. При этом концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления последним деятельности с его использованием (эксплуатацией).

В литературе отмечают, что «термин "концессия" как экономическая категория имеет множество трактовок и может применяться в отношении как конкретных объектов собственности, так и оказания услуг. Концессионные соглашения представляют собой комплексные многофункциональные договоры, в рамках которых устанавливаются правила взаимодействия частного и государственного партнеров» [15].

Таким образом, объект концессионного соглашения — этот объект гражданского права, в отношении которого заключено концессионное соглашение.

Представляется, что заключение концессионных соглашений с субъектами уголовно-исполнительной системы обладает интересными перспективами и позволит решать несколько проблем. Во-первых, передача имущества другому лицу для последующей предпринимательской деятельности позволит по-

высить стоимость этого имущества, а также получать определенную прибыль, которую в дальнейшем можно использовать в интересах уголовно-исполнительной системы. В рамках концессионных соглашений возможно предусмотреть условия об обязательном трудоустройстве концессионером осужденных. Таким образом возможно оказать положительное влияние на их исправление, а также из средств, получаемых осужденными, производить оплату ущерба в результате преступлений. В связи с этим исследование комиссионных соглашений в уголовно-исполнительной системе обладает как научным потенциалом, так и практической значимостью.

В ч. 1 ст. 4 Закона № 115-ФЗ установлен закрытый перечень видов объектов концессионных соглашений. Тем самым законодатель детализирует области, в которых возможно использование концессионных соглашений.

Объектами концессионных соглашений могут выступать исключительно объекты инфраструктуры: объекты транспортной, коммунальной инфраструктуры, гидротехнические сооружения, объекты социально-культурного, сельскохозяйственного назначения, а также объекты Вооруженных Сил РФ. Участки недр, водоемы, леса, равно как и земельные участки в данный перечень не входят.

Помимо объекта концессионного соглашения концессионеру передаются, а также им создаются (реконструируются) иные объекты гражданских прав (далее — иные объекты гражданских прав).

Исходя из формулировок, используемых законодателем, можно прийти к выводу о существовании двух уровней объектов концессионных соглашений. Первый уровень объектов перечислен в ст. 4 указанного закона и включает в себя:

1) автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные

дорожные сооружения, производственные объекты, т. е. объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;

2) объекты железнодорожного транспорта;

3) объекты трубопроводного транспорта;

4) морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

5) морские и речные суда, суда смешанного (река-море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

6) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;

7) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

8) гидротехнические сооружения;

9) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

10) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых

коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан;

11) метрополитен и другой транспорт общего пользования;

12) объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения;

13) объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения;

14) здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений;

15) объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии сельского хозяйства перечень и определенные согласно критериям, установленным Правительством Российской Федерации.

С другой стороны, представленные объекты выступают определенной совокупностью имущества. Кроме того, некоторые объекты, перечисленные в законе, нельзя рассматривать как самостоятельные, например, автомобильные дороги, которые являются принадлежностью к земельному участку. В этой связи представляется правильным исследовать вопрос, посвященный правовому режиму имущества в концессионных соглашениях. Стоит оговориться, что данный договор в уголовно-исполнительной системе справедливо рассмотреть касаемо объектов производства сельскохозяйственной

продукции, так как применение других объектов невозможно.

Рассмотрим эти объекты гражданских прав более детально.

1. Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (ч. 7 ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

В силу прямого указания ч. 7 ст. 3 Закона № 115-ФЗ рассматриваемые объекты гражданских прав являются собственностью концессионера, если концессионным соглашением не установлено иное.

Данная норма является исключением из общего правила ст. 136 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) [3], при этом согласуется с п. 2 ст. 606 Гражданского кодекса РФ [4].

В соответствии со ст. 136 ГК РФ продукция и доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений. Согласно п. 2 ст. 606 ГК РФ продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Сходство норм ч. 7 ст. 3 Закона № 115-ФЗ и п. 2 ст. 606 ГК РФ, по нашему мнению, является последовательным шагом законодателя в рамках реализации ч. 2 ст. 3 Закона № 115-ФЗ, исходя из которой на стадии эксплуатации объекта концессионного соглашения к отношениям его сторон в большинстве своем применяются правила гражданского законодательства об аренде.

Обращает на себя внимание также принципиальное различие между рассматриваемыми нормами ч. 2 ст. 3 Закона № 115-ФЗ и ст. 606 ГК РФ, отражающее специфику концессионных правоотношений: норма ст. 606 ГК РФ сформулирована как императивная, в то время как норма ч. 7 ст. 3 Закона

№ 115-ФЗ — диспозитивная (допускает установление концессионным соглашением иного правила).

Так, Законом № 115-ФЗ допускается включение в концессионное соглашение условий, согласно которым установленная часть продукции и доходов, получаемых концессионером в результате осуществления деятельности по этому соглашению, поступают в собственность концедента:

- по соглашению сторон, что нашло свое отражение в примерных концессионных соглашениях, утверждаемых Правительством РФ в соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона № 115-ФЗ [14, п. 41];

- в виде концессионной платы (п. 2 ч. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ) [14, п. 70].

Примечательно, что Закон № 115-ФЗ не разъясняет, как соотносятся объем продукции и доходов, переходящие в собственность концедента по соглашению сторон (ч. 7 ст. 3 Закона № 115-ФЗ) и поступающие концеденту в качестве концессионной платы (п. 2 ч. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ). Если в собственность концедента продукция и доходы могут передаваться не только в качестве концессионной платы, то возникает вопрос: как определяется доля продукции и доходов, составляющая концессионную плату — от всего объема продукции и доходов, полученных концессионером, или от объема продукции и доходов, оставшихся в собственности концессионера после передачи концеденту его обязательной доли. Примерные концессионные соглашения также не разъясняют данный вопрос. В связи с этим представляется целесообразным регламентировать соотношение рассматриваемых норм на законодательном уровне.

2. Иное передаваемое концеден-том концессионеру по концессионному соглашению имущество, далее — «иное имущество» (ч. 9 ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

Концессионным соглашением может предусматриваться предоставление кон-цедентом во владение и в пользование

концессионера иного имущества, характеризующегося следующими признаками:

- принадлежит концеденту на праве собственности;

- образует единое целое с объектом концессионного соглашения;

- предназначено для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Поскольку в ч. 9 ст. 3 Закона № 115-ФЗ не указано иного, такое имущество может быть как движимым, так и недвижимым.

Учитывая схожесть характеристик иного имущества с объектом концессионного соглашения, а также отсутствие в законодательстве четких критериев для их разграничения, в концессионном соглашении необходимо определять состав и описание передаваемого иного имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, а также порядок возврата концеденту при прекращении соглашения [14, п. 6].

Закон № 115-ФЗ допускает возложение на концессионера обязательств по модернизации иного имущества, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества [14, п. 13]. Сопоставляя рассматриваемую норму с содержащимся в ч. 3 ст. 3 Закона № 115-ФЗ определением реконструкции, очевиден вывод, что речь идет именно о реконструкции иного имущества. При этом в отношении иного имущества, в отличие от объекта концессионного соглашения, не предусматривается реконструкция в виде мероприятий по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, изменению технологического или функционального назначения иного имущества или его отдельных частей.

В соответствии с ч. 15 ст. 3 Закона № 115-ФЗ права владения и пользования концессионера иным имуществом подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента.

Концессионер вправе передавать с согласия концедента иное имущество в пользование третьим лицам на срок, не превышающий срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения. При этом концессионер несет ответственность за действия таких лиц как за свои собственные. Прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения прав пользования третьих лиц иным имуществом.

3. Движимое имущество, которое создано и (или) приобретено концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не входит в состав иного передаваемого концеден-том концессионеру по концессионному соглашению имущества, а также недвижимое имущество, которое создано концессионером с согласия конце-дента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества (ч. 10 ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

Такое имущество является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением. Рассматриваемая диспозитив-ная норма ч. 10 ст. 3 Закона № 115-ФЗ согласуется с императивной нормой п. 1 ст. 218 ГК РФ, согласно которой право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Возможность же установления в концессионном соглашении условия, согласно которому право собственности на данное имущество принадлежит кон-

цеденту, обусловлено спецификой концессионных соглашений.

4. Недвижимое имущество, которое создано концессионером без согласия концедента при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, не относится к объекту концессионного соглашения, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества (ч. 10 ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

Такое имущество является собственностью концедента, и его стоимость возмещению не подлежит. Указанная норма является императивной.

В юридической литературе встречаются выводы [7], что рассматриваемое недвижимое имущество соответствует понятию «самовольной постройки», определенному в п. 1 ст. 222 ГК РФ, а последствия возведения самовольной постройки, предусмотренные ГК РФ, применению не подлежат в силу приоритета специальной нормы (ч. 10 ст. 3 Закона № 115-ФЗ) над общей (ст. 222 ГК РФ). По нашему мнению, такие выводы опровергаются законодательно определенными признаками самовольной постройки, в связи с чем с ними нельзя согласиться.

Самовольной постройкой является строение, возведенное на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенное без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. При этом под необходимым разрешением понимается разрешение на строительство, выдаваемое в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ [2].

В ч. 10 ст. 3 Закона № 115-ФЗ речь идет о недвижимом имуществе, созданном концессионером без согласия кон-цедента. Таким образом, исходя из бук-

вального толкования ч. 10 ст. 3 Закона № 115-ФЗ, такое имущество не может рассматриваться в качестве самовольной постройки, поскольку не обладает ни одним из признаков последней, установленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ. Различаются также правовые последствия возведения самовольной постройки и рассматриваемого недвижимого имущества.

В случае же если предусмотренное ч. 10 ст. 3 Закона № 115-ФЗ недвижимое имущество, возведенное без согласия концедента, будет, кроме того, соответствовать признакам самовольной постройки, установленным в п. 1 ст. 222 ГК РФ, применяться должны нормы гражданского законодательства, определяющие последствия возведения самовольной постройки (поскольку в Законе № 115-ФЗ не предусмотрено соответствующей специальной нормы).

5. Имущество, принадлежащее на праве собственности третьим лицам, предназначенное для использования по общему назначению с объектом концессионного соглашения, обеспечения единого технологического процесса и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (ч. 2 ст. 4 Закона № 115-ФЗ).

Концедент вправе заключать с собственником указанного имущества гражданско-правовой договор, определяющий условия и порядок предоставления имущества концессионеру, и отвечающий следующим обязательным признакам:

- является договором в пользу третьего лица (концессионера);

- совершается под отлагательным условием (которым является заключение концессионного соглашения).

Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу (п. 1 ст. 430 ГК РФ).

Таким договором, в целях реализации концессионных механизмов, может выступать любой гражданско-правовой договор, предусматривающий передачу прав на имущество, а именно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- регламентированный ГК РФ: аренда, безвозмездное пользование и т. п.;

- не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ);

- смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

Договор считается совершенным под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит (п. 1 ст. 157 ГК РФ).

Концедент обязан поставить возникновение прав и обязанностей по договору с собственником имущества в зависимость от возникновения отношений по концессионному соглашению.

Поскольку заключение концессионного соглашения зависит от ряда обстоятельств, в том числе от воли не только концедента, но и концессионера, заключение концессионного соглашения является обстоятельством, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет (присутствует установленный п. 1 ст. 157 ГК РФ признак неопределенности, свойственный отлагательному условию).

Правомерность квалификации в качестве отлагательного условия иного договора, от заключения которого зависит вступление в силу рассматриваемого договора, подтверждается судебной практикой [12, п. 4].

Включение в договор с собственником имущества отлагательного условия является обязательным в силу ч. 2 ст. 4 Закона № 115-ФЗ. Заключение же дого-

вора без такого условия делает договор оспоримым (п. 1 ст. 168 ГК РФ).

6. Земельные участки, лесные участки, водные объекты, участки недр, на которых располагаются объекты концессионных соглашений и (или) которые необходимы для создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения, и (или) которые необходимы для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (ст. 11 Закона № 115-ФЗ).

Такие участки предоставляются концессионеру в аренду (субаренду) или на ином законном основании (например, земельный участок может быть предоставлен на праве сервитута — ст. 274 ГК РФ).

Срок их предоставления устанавливается концессионным соглашением и не может превышать срок действия последнего. Прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения предоставленных концессионеру прав в отношении земельного участка, лесного участка, водного объекта и участка недр.

В ч. 1 ст. 11 Закона № 115-ФЗ определены цели предоставления каждого из видов рассматриваемых природных объектов. Порядок их предоставления и использования регулируется соответственно земельным, лесным, водным законодательством, законодательством РФ о недрах, что прямо установлено в ч. 1 ст. 11 Закона № 115-ФЗ и нашло отражение в судебной практике [13].

Представляется, что внедрение комиссионных соглашений в деятельность уголовно-исполнительной системы обладает определенным потенциалом. При этом ряд вопрос нуждается в дополнительных исследованиях, в том числе о составе имущества, передаваемого в рамках концессионного соглашения.

Литература

1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ: ред. от 28.11.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ: ред. от 30.12.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 1. — Ч. 1. — Ст. 16.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32.

— Ст. 3301.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ: ред. от 29.06.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ: ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 52. — Ч. 1. — Ст. 5496.

6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ: ред. от 30.12.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

7. Леонтьев С. Е. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (постатейный). 2013 // СПС «Консуль-тантПлюс».

8. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 50. — Ст. 5278.

9. О государственном кадастре недвижимости: Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 31. — Ст. 4017.

10. О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 30. — Ч. II.

— Ст. 3126.

11. О недрах: Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 13.07.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 10.

— Ст. 823.

12. О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.07.2012 № 42 // СПС «КонсультантПлюс».

13. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.03.2011 № Ф09-637/11-С1 по делу № А60-23072/2010-С9 // СПС «Консуль-тантПлюс».

14. Примерное концессионное соглашение в отношении автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, путепроводов, тоннелей, стоянок автотранспортных средств, пунктов пропуска автотранспортных средств, пунктов взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств: утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.05.2006 № 319 (ред. от 20.01.2015) // Собрание законодательства РФ. — 2006.

— № 23. — Ст. 2511.

15. Кондратьева У. Д. Особенности форм государственно-частного партнерства // Современное право. — 2016. — № 1. — С. 59-65.

16. http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depino/201604140.

Информация об авторе

Холодкова Юлия Сергеевна: ОАО «Сибмост» (г. Новосибирск), начальник правового управления; Институт экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва), соискатель кафедры частного права. E-mail: [email protected]

Information about the author

Yuliya Sergeevna Kholodkova: Sibmost OJSC (Novosibirsk), the Head of Legal Department; Institute of Economics, Management and Law, Russian State University for the Humanities (Moscow), postgraduate student of Private Law Department. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.