Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ВОЗДУШНОМ ПРАВЕ'

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ВОЗДУШНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
источники международного воздушного права / международно-правовой обычай / sources of international air law / international legal custom

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О.В. Арахпаева, Е.Л. Фарафонтова

В статье исследуются понятие и значение международно-правового обычая, определяется его место в системе источников международного воздушного права, анализируется практика применения при регламентации воздушных сообщений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CUSTOMER IN INTERNATIONAL AIR LAW

The article examines the concept and meaning of international legal custom, determines its place in the system of sources of international air law, analyzes the practice of application in the regulation of air traffic.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ВОЗДУШНОМ ПРАВЕ»

Секция

«ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ»

УДК 341.226

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ВОЗДУШНОМ ПРАВЕ

О. В. Арахпаева Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии» Российская Федерация, 660069, г. Красноярск, ул. Московская, 7 А Е-mail: oarakhpaeva@gmail.com

В статье исследуются понятие и значение международно-правового обычая, определяется его место в системе источников международного воздушного права, анализируется практика применения при регламентации воздушных сообщений

Ключевые слова: источники международного воздушного права, международно-правовой обычай

LEGAL CUSTOMER IN INTERNATIONAL AIR LAW

O. V. Arakhpaeva Scientific adviser - E. L. Farafontova

Autonomous non-profit organization of higher education Siberian Institute of Business, Management and Psychology 7 A, Moskovskaya st., 660069, Krasnoyarsk, Russian Federation, Е-mail: oarakhpaeva@gmail.com

The article examines the concept and meaning of international legal custom, determines its place in the system of sources of international air law, analyzes the practice of application in the regulation of air traffic

Keywords: sources of international air law, international legal custom

Нормы международного права создаются, устанавливаются и закрепляются в международно-правовых актах и обычаях, которые являются неотъемлемой частью источников международного права. Как показывает практика, сотрудничество между государствами и иными субъектами международного права в основном реализуется в форме международного договорах, в международном воздушном праве международное взаимодействие возникает по вопросам международных перевозок, полетов и воздушных сообщений [1]. Правовой обычай по сравнению с нормами международных договоров применяется редко, так как обычные нормы достаточно мало изучены. Поэтому в настоящее время возник повышенный интерес к правовому обычаю со стороны юристов и ученных.

Под международно-правовым обычаем следует понимать правила поведения, которые постепенно сложились при всеобщей практике и долгое время считались нормой в международных отношениях, а также признаны участниками данных отношений в качестве юридически обязательных правил, которые не закреплены в письменной форме [2].

В науке понятие правового обычая является дискуссионным. Так Л.Р. Шаммасова утверждает, что международно-правовой обычай представляет собой недоговорную форму закрепления нормы международного права, созданной путем соглашения субъектов международного правотворчества относительно признания юридической обязанности за определенным правилом поведения, сформировавшихся в международных отношениях [3]. Ю.П. Бровка полагает, что указанный обычай должен рассматриваться в качестве одного из основных источников международного права, который является практикой, устоявшейся в течение длительного времени, в международных отношениях. Автор отмечает, что обязательной к применению такой практики является наличие opinion juris, то есть убеждение субъектов международного права в юридической полноценности (действительности) нормы права [4].

Наиболее легальное определение международно-правового обычая закреплено в статье 38.1.b Статута Международного суда ООН, где оно характеризуется как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы» [5]. Таким образом, государствам достаточно признать справедливость и достоверность определенного международного поведения, при этом самостоятельно определить нуждаются ли они в его применении при осуществлении собственных действий.

Важным критерием для формирования норм обычного права служит продолжительность соответствующей практики в течении длительного периода времени. Но в международном праве отсутствуют какие-либо требования о минимально необходимом времени ее существования. По этому поводу дал пояснения Международный суд по делу о континентальном шельфе Северного моря, отметив, что короткий период времени не следует воспринимать как препятствие в формировании международного обычного права, если практика государств, в течение этого периода, была обширной и однообразной [6].

В некоторых областях, таких как международное воздушное право и международное космическое право, новые правила устанавливаются за короткий период времени. Например, относительно быстро государствами была признана свобода использования космического пространства, которое позже было закреплено в договоре. То есть ни одно из государств не выразило протест против запуска СССР искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года. Моментально возникла обычная норма международного права, в которой говорилось, что космос принадлежит всем странам, каждое государство имеет право запускать космические аппараты в космос. Уже через 10 лет был заключен Договор о космосе [7]. Таким образом, нет возможности определить в течение какого времени и сколько раз определенному варианту поведения необходимо повториться в международных отношениях, так как время не играет важную роль в процессе образования обычая.

Признание международных обычаев происходит в таких формах, как: официальные заявления стран, переписка государств, другие значимые с юридической точки зрения акты.

Международно-правовые обычаи воздушного права регулируют межгосударственные отношения, которые непосредственно связанны с обеспечением безопасности аэронавигации, а также другие вопросы взаимодействия государств в данной сфере. На основе многолетней практики, которая приобрела и продолжает приобретать характер норм обычного права, ученые выделяют следующие обычаи в международном воздушном праве [8]:

• признанные нормы относительно сферы космического права. Например, если государства договариваются между собой о разрешении взлетать и пролетать иностранному космическому кораблю по воздушному пространству другой страны;

• становление границ между воздушным и космическим пространством на высоте самых низких орбит искусственных спутников Земли (100 км над уровнем мирового океана);

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

• правовая концепция, определяющая, что если государство нарушило международное обязательство, то оно должно возместить причиненный ущерб;

• сохранение за государством за пределами его территории юрисдикции в отношении воздушного судна, занесенного в государственный реестр данного государства;

• квалификация воздушного пространства над сухопутной и водной территорией государства как государственной территории (Чикагская конвенция 1944 г. и другие международные договоры формально не относят воздушное пространство к государственной территории);

• признание свободы использования воздушного пространства над открытым морем;

• осуществление юрисдикции (прав и обязанностей) государствами в области аэронавигации за пределами их суверенного воздушного пространства в районах полетной информации, установленных для этих государств Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) на основании соответствующих международных договоров;

• обычай помощи воздушным судам, терпящим бедствие, в том числе признание за ними права несанкционированного влета в пределы иностранной государственной территории;

• иммунитет военных воздушных судов и других государственных воздушных судов, используемых в некоммерческих целях, за пределами территории государства регистрации этих воздушных судов.

Последний из перечисленных международных обычаев в воздушном праве фактически отменил положение международного договора, а именно статья 5 Чикагской конвенции 1944 г., предусматривает возможность без получения разрешения выполнять нерегулярные полеты иностранных воздушных судов с некоммерческими целями в воздушном пространстве участников Конвенции [9]. Большинство государств никогда не придерживалось этого установления, а напротив, в своих национальных законодательствах они определили обязательный разрешительный порядок для такой категории полетов, в том числе и Россия в соответствии с Постановление Правительства РФ N 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» [10].

Несмотря на неопределенность некоторых аспектов применения правового обычая в международном воздушном праве, на сегодняшний день он признается и применяется государствами в международной воздушной практике. Доктринальное изучение данного источника права необходимо продолжать.

Библиографические ссылки

1. Травников А.И / Обычаи в международном воздушном праве. Научный журнал «Закон и право» ISSN: 2073-3313. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://naukarus.com/obychai-v-mezhdunarodnom-vozdushnom-prave (дата обращения: 03.04.2021).

2. Тирских М.Г., Черняк Л.Ю. / Международно-правовой обычай: понятие и признаки / Сибирский юридический вестник, 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodno-pravovoy-obychay-ponyatie-i-priznaki (дата обращения: 03.04.2021).

3. Шаммасова Л.Р. Международно-правовой обычай в современном международном праве: автореферат. Казань, 2006. С-15.

4. Бровка Ю.П. Международный (международно-правовой) обычай // Белорусская юридическая энциклопедия: в 4 т. Т. 2. К-О. Минск, 2009. С. 223.

5. Стародубцев Г.С. / Обычай в международном праве. Журнал «Социально-политической науки», 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obychay-v-mezhdunarodnom-prave (дата обращения: 03.04.2021).

6. Международное обычное право. 14.01.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://interlaws.ru/mezhdunarodnoe-obychnoe-pravo/ (дата обращения: 03.04.2021).

7. Баталов А.А. Вспомогательные процессы образования норм международного воздушного права: актуальные вопросы теории и практики. Московский журнал международного права. 2020;(4):64-80. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.24833/0869-0049-2020-4-64-80 (дата обращения: 03.04.2021).

8. Травников А.И. Международное аэронавигационное право. М.: РУДН, 2013. С. 34.

9. Конвенция о международной гражданской авиации (г. Чикаго 07.12.1944) (с изм. от 26.10.1990) (с изм. и доп., вступ. в силу на 01.01.2000) // Портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/2540490/ (дата обращения: 03.04.2021).

10. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 02.12.2020) "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. N 14 ст. 1649.

© Арахпаева О. В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.