Научная статья на тему 'Правовой механизм защиты от безработицы на примере наиболее незащищенной категории граждан - женщин'

Правовой механизм защиты от безработицы на примере наиболее незащищенной категории граждан - женщин Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
610
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЖЕНСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА / ДИСКРИМИНАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеева Тамара Павловна, Кузнецова Н.В.

В статье рассматриваются социальные проблемы безработицы в России. Анализируются причины женской безработицы. Выявляются механизмы решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой механизм защиты от безработицы на примере наиболее незащищенной категории граждан - женщин»

5. Лейтес А., Кошарский В., Лернер Ф. Системный подход к предотвращению коррупции // Балтия, 28 апреля, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fasebook.com/ngbaltija/ (дата обращения: 27.04.2018).

6. Закон о детективной деятельности (Латвия). Принят 5 июля 2001. Рига. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sec4all.net/zakon-lv2.html/ (дата обращения: 27.04.2018).

7. Риманас Олег. Сравнительный анализ законов о детективной деятельности (Латвия) и частной детективной деятельности (Литва) // Балтия, 28 апреля 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fasebook.com/ngbaltija/ (дата обращения: 27.04.2018).

8. Мажан Татьяна. Как работают частные детективы в Латвии // газета «Сегодня», 10 мая 2015. Рига. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vesti.lv/news/kak-rabotayut-chastnye-detektyvi-v-latvii/print/ (дата обращения: 27.04.2018).

9. Цветков Г.С. Принципы функционально-структурного подхода к моделированию сложных объектов управления // Психология управления и проблемы охраны соцсобственности. Ч. 2. Препр. докл. на 5-м семинаре МВД. Рига, 1980. С. 85-92.

10. Щедровицкий Г.П. О двух способах структурно-системного представления объекта // Машинные методы обнаружения закономерностей. Межв. сб. Рига, 1981. С. 52-61.

11. Цветков Г.С. О моделировании работы современной партии, её партийных организаций и профильных комитетов // Наука, образование и культура. № 7 (22), 2017. С. 46-54. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scientificarticle.ru / (дата обращения: 27.04.2018).

12. Цветков Г.С., Рожнов В.О. Институт совместной собственности. Земельная реформа в Латвии и обслуживание жилых многоквартирных домов // Наука, образование и культура. № 8 (23), 2017. С. 35-44. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scientificarticle.ru/ (дата обращения: 27.04.2018).

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ

НА ПРИМЕРЕ НАИБОЛЕЕ НЕЗАЩИЩЕННОЙ

КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН - ЖЕНЩИН 1 2 Матвеева Т.П. , Кузнецова Н.В.

1Матвеева Тамара Павловна - старший преподаватель; 2Кузнецова Н.В. - преподаватель, кафедра частноправовых дисциплин, факультет права и управления, Владимирский юридический институт федеральной службы исполнения наказаний,

г. Владимир

Аннотация: в статье рассматриваются социальные проблемы безработицы в России. Анализируются причины женской безработицы. Выявляются механизмы решения данной проблемы.

Ключевые слова: рынок труда, женская безработица, дискриминация, социальные последствия безработицы.

Безработица - это макроэкономическая проблема практически любого государства. По уровню безработицы можно судить о благосостоянии страны. А трудовые отношения являются основополагающими в экономике любой страны. И такое негативное явление как безработица, которое в последние годы стало неотъемлемым элементом жизни России, да и не только России, позволяет судить о национальном благополучии, стабильности и эффективности законодательных и социально-экономических преобразований, оказывающих существенное влияние на социально-

экономическую и политическую ситуацию в стране. Уровень граждан, признанных безработными в нашей стране держится в настоящее время в пределах 3,8 млн человек от численности работоспособного населения страны, а число бедных доходит до 22 миллионов [7]. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, снижение самооценки, для некоторых даже безысходность.

Социальные последствия безработицы заключаются в уничтожении уверенности человека во всеобщей занятости населения, в обязательном трудоустройстве. При безработице происходит снижение доходов семей, в большей степени происходит расслоение на классы бедных и богатых, человек становиться подавленным или наоборот агрессивным, что приводит к деградации человека, ухудшается социально-психологический климат в обществе. Анализ статистических данных показывает, что с увеличением численности безработных снижается число заключенных браков, происходит больше разводов. Последствия безработицы могут привести к забастовкам или протестам.

Отсюда, следует, что вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования, рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их жизни и занятости являются первоочередной задачей государства.

Актуальность проблемы обуславливается необходимостью усовершенствования механизма правовой защиты от безработицы, которая представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.

Конституция РФ в 37 статье закрепляет право каждого гражданина на защиту от безработицы [1]. Это определяет обязанность государства, его органов и должностных лиц оказывать помощь и содействие в трудоустройстве тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.

В первую очередь в этом нуждаются граждане, которые в силу различных причин являются наименее конкурентоспособными: женщины, имеющие малолетних детей, многодетные семьи, родители, воспитывающие детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, которым с каждым годом все труднее становиться устроиться на работу вследствие ее потери, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники образовательных учреждений профессионального образования без опыта работы). К данной категории нуждающихся можно отнести, например, лиц, возвращающихся после службы по призыву, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и др.

Названные категории нуждающихся имеют свои потребности в силу социальных, физических и иных факторов, а, следовательно, правовой механизм защиты от безработицы должен осуществляться в зависимости от конкретной группы безработных.

В России проблема занятости трудоспособного населения в первую очередь касается женщин. Среди безработных доля женщин в возрасте 15 лет и старше в феврале 2018 г. составила 46,2% [7]. И стоит заметить, что политика государства по решению данной проблем практически отсутствует. До настоящего времени не выработаны механизмы решения проблемы женской безработицы.

Распространенное выражение «у безработицы - женское лицо» достаточно актуально. Исторически сложилось, что женщина воспитывала детей, обустраивала домашний быт, вела хозяйство. Одной из главных задач для женщины считалось воспитывать детей, чтобы они уважали родителей, были терпеливы и трудолюбивы. В условиях рыночной экономики большинство женщин вынуждены были поменять свой социальный и профессиональный статус. Новая структура занятости женщин в общественном производстве, дискриминация на рынке труда, совмещение в себе

40

функции работника и матери обусловило то, что положение женской части страны на рынке труда выступает не в лучшем виде.

Останавливаясь на особенностях женской безработицы, хочется затронуть гендерные аспекты данной проблемы, ведь если сопоставить мужской и женский потенциал трудоустройства, то, конечно же, в выигрышном положении оказывается мужская часть населения. На рынке труда гендерная дискриминация проявляется очень часто при найме на работу, неравенство в оплате труда, препятствия продвижению по службе, недостаток женщин на руководящих и их избыток на исполнительских должностях низшего и среднего звена, наличие «мужских» и «женских» профессий, «запреты на работу» и др. [6, с. 559-563]. Это обусловлено большим количеством положительных аспектов для работодателя, а именно: мужчины гораздо реже берут больничные, да и работодатели не приветствуют, когда отец семейства берет лист нетрудоспособности по уходу за больным ребенком. Кроме всего, мужчины мобильны и могут гораздо больше времени уделять работе, так же психически в некоторых моментах мужчины более стабильны, чем женщины.

Отсюда, существует ряд факторов, которыми обусловлены диспропорции на рынке труда между мужчинами и женщинами. Можно выделить некоторые из них:

- для работодателя женская рабочая сила представляет меньший интерес из-за декретных отпусков, больничных по уходу за детьми. Необходимость предоставления льгот как матери малолетних детей. Это порой выступает основной причиной, по которой женщине отказывают в трудоустройстве;

- второй по значимости фактор - работодатель обязан соблюдать ограничения, обусловленные психофизиологическими особенностями женского организма;

- список тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение женского труда, содержит 456 наименований таких работ [3].

- третий фактор деликатно формулируется социологами как «несоответствие основных профессионально-квалификационных и социально-экономических характеристик женской рабочей силы предъявляемым требованиям». Фактически же за этим стоит традиционное мнение о том, что женщина менее профессиональна, умна и логична, чем ее коллега - мужчина. По нашему мнению, сущность данного фактора состоит в том, что утрата профессиональных знаний и квалификационных навыков происходит в силу длительности периода вынужденной безработицы или отсутствия женщины на рабочем месте по социальным причинам.

- еще одним фактором можно считать негласный возрастной ценз при приеме на работу женщин активного детородного возраста.

С одной стороны, среди субъективных причин женской безработицы наиболее значима та, что женщины психологически не готовы к конкуренции за рабочие места. Хотя статья 19 Конституции РФ закрепляет принцип равноправия женщин во всех областях экономической, социальной и культурной жизни.

С другой стороны, женщины, имеющие малолетних детей, одинокие и многодетные матери поставлены в условия, когда выбирать работу не приходиться. В связи с тем, что на женщин ложится нагрузка по укреплению семьи, продолжению рода и воспитанию детей, трудовое законодательство содержит нормы, защищающие трудовые интересы женщин, закрепляя в главе 41 ТК РФ ограничения применения труда женщин на тяжелых работах, снижение нормы выработки, перевод на легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка, предоставление отпуска по беременности и родам с выплатой пособия, отпуск по уходу за ребенком и др. [3]. Однако, чем больше гарантий предоставляет государство, тем ниже конкурентоспособность женщин на рынке труда. Проблему следует искать не в нормативных правовых актах, а в механизмах их реализации.

Например, работодатели, отказывая в приеме на работу женщинам, не указывают истинную причину - пол. Отказ в приеме на работу мотивирован отсутствием вакансий, недостатком деловых качеств и др. Затруднительным является вопрос о доказывании таких случаев в суде.

Анализируя практику судов по дискриминации в отношении женщин, например, при отказе в приеме на работу, можно прийти к выводу, что в большинстве случаев формулировка судов выглядит как: «Право принимать необходимые кадровые решения в силу ст. 22 ТК РФ, предоставлено работодателю. Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя», «Доказательств, подтверждающих отказ работодателя трудоустроить, истцом представлено не было».

Так, например, одной из основных задач Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [5] является сокращение числа неработающих родителей, рост доли трудоустроенных граждан с семейными обязанностями.

В январе 2018 года депутаты от «Справедливой России» внесли в Госдуму законопроект об увеличении с полутора до трёх лет периода ухода за ребёнком, засчитываемого в страховой стаж для начисления пенсии [8], направленный на повышение рождаемости в стране.

В России женщине с малолетним ребёнком очень трудно устроиться на работу, так как не хватает дошкольных учреждений, и тем более ясельных групп. В большинстве случаев малышей принимают в детские сады с 2 лет. Кроме того, по данным Контрольного управления Президента России, за последние двадцать лет количество дошкольных учреждений в целом по стране сократилось почти в два раза. Федеральное правительство, в Концепции демографической политики России предложив меры по увеличению рождаемости, не просчитало социальные последствия необходимости роста дошкольных учреждений, а лишь определяет обеспечение потребности на основе развития форм дошкольных организаций.

Отсюда, одним из проблемных вопросов выступает трудоустройство матерей. Источники дохода матерей ограничены, именно поэтому, если делать в этом направление какие-либо шаги, то получится и попутный эффект увеличения рождаемости.

По нашему мнению, для того, чтобы способствовать сокращению женской безработицы, необходимо:

- активно стимулировать организации (работодателя), принимающего специальные меры поддержки работающих родителей (гибкие условия труда, совмещение рабочего и школьного расписания, положения об уходе за детьми с ограниченными возможностями, а также за детьми во время болезни) за счет государственного и муниципального бюджетов;

- предоставление работающим отцам, по желанию, права на оплачиваемый двухнедельный отпуск в связи с рождением ребенка, который он вправе использовать в любое время в течение трех месяцев со дня рождения ребенка. Это поможет более быстрой адаптации матери в связи с рождением ребенка и, как следствие, уменьшение стресса перед выходом ее на работу;

- при выборе программ по защите от безработицы опираться главным образом на региональные особенности и потребности рынка труда;

- обеспечить организацию и проведение программ психологической поддержки, направленных на социально-психологическую адаптацию наиболее уязвимых категорий граждан;

- зачет в трудовой стаж (с внесением в трудовую книжку) многодетного родителя, осуществляющего уход за детьми, периода ухода одновременно за 3 и более детьми в возрасте до 14 лет;

- установить надбавки к пенсии за ответственное родительство многодетному родителю, воспитавшему 3 и более детей;

- выплату пособий по беременности и родам в случае рождения 3 -го ребенка в 100% величине среднего заработка.

Таким образом, женщины, как и мужчины, должны иметь право реализовать свой личностный потенциал в процессе трудовой деятельности, которая позволит им обеспечивать себя и свои семьи. Очевидно, что инициатива должна исходить от государства, которое не должно перекладывать ответственность по реализации социальной помощи. Однако, мало декларировать те или иные положения, требуются определенные действия со стороны органов государственной власти.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Рос. Газета, 2001. 31 дек.

3. Постановление Правительства от 25 февраля 2000 г. N 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 марта 2000. № 10. Ст. 1130.

4. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618 - р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 35. Ст. 4811.

5. Парламентская газета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pnp.ru/politics/v-rossiiuvelichatperiodukhodazarebyonkomzaschityvaemyy-v-strakhovoy-stazh.html/ (дата обращения: 04.02.2018).

6. Прокопенко А.В. Дискриминация женщин в сфере труда // Молодой ученый, 2016. № 20. С. 559-563. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/124/34344/ (дата обращения: 06.02.2018).

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики)/ (дата обращения: 27.04.2018).

8. МОСКВА. 31 января - РИА Новости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.