Карнаушенко Леонид Владимирович
Правовой идеал
в процессе формирования правовой культуры российского общества XXI века
Отмечается, что правовой идеал на протяжении многих веков находится в центре внимания общественных наук. За это время, несмотря на глубокую общетеоретическую разработку, наука не пришла к консенсусу по поводу семантического содержания правового идеала. Однако положительное влияние правового идеала на процессы социализации и воспитания подрастающих поколений практически не вызывает сомнений у исследователей. Уникальность правового идеала как объекта междисциплинарного научного познания заключается в том, что он сочетает в себе элементы естественного и позитивного права, что придает ему неповторимую специфику в условиях того или иного общества на определенном этапе его исторического развития.
Ключевые слова: общество, право, правовой идеал, правовая культура, коммуникативные процессы, правовая социализация, духовная культура, социокультурная система координат.
The legal ideal in the formation of the legal culture of the Russian society of the 21th century
The article notes that the legal ideal has been the focus of social sciences for many centuries. During this period of time, despite the deep general theoretical development, science has not reached a consensus on the semantic content of the legal ideal. However, the positive impact of the legal ideal on the processes of socialization and education of the younger generations is almost beyond serious doubt among researchers. The uniqueness of the legal ideal as an object of interdisciplinary scientific knowledge lies in the fact that it combines elements of natural and positive law, which gives it a unique specificity in the conditions of a particular society at a certain stage of its historical development.
Keywords: society, law, legal ideal, legal culture, communication processes, legal socialization, spiritual culture, socio-cultural coordinate system.
Право - один из важных элементов духовной жизни социума. Его влияние на сознание и поведение людей весьма велико. Именно право является неизменно актуальным объектом рефлексии различных форм общественного сознания, так как в нем воплощаются представления людей о государстве, обществе, окружающей действительности. Право - интегральный элемент духовной подсистемы общества, наряду с религией, моралью, искусством, наукой и др. формирующий сложную систему социокультурных ориентаци-онных комплексов, оказывающих серьезное влияние на социальные практики граждан, их действия и взаимодействия.
Одной из центральных гносеологических проблем научной оценки права выступает правовой идеал. Это вполне закономерно, так как и научное, и обыденное сознание стремится отыскать некие ориентиры, выстроить систему непротиворечивых координат повседневной жизни. Подобные научные изыскания удовлетворяют не только духовные потребности, но и практические, связанные с социальным управлением, и потому могут рассматриваться как вполне утилитарные. С точки зрения Н.Н. Алексеева, основной целью построения подобных концептуальных моделей «должно быть не отыскание конечной формулы общественного совершен-
ства, но указание тех действительных путей и средств, при помощи которых может быть улучшен всякий возможный правопорядок, - при полном сознании, что подобное улучшение может излечить многие болезни общества, но не в стоянии преобразовать общество в его целом и довести его до состояния земного рая» [1].
Е.А. Фролова отмечает, что «область поиска идеалов - это сфера практического разума, этики, где основным законом считается закон долженствования. Право предстает как идея (область нравственных постулатов) и как конкретные права и обязанности индивида и государства. Право - идея (область нравственных постулатов) и конкретные права, обязанности индивида и государства (юридический позитивизм, либеральные концепции и государства). Это различение содержания права приводит к представлению о естественном, вышестоящем, надклассовом характере права как регулятивном постулате» [2].
Научная рефлексия относительно правового идеала затруднена особым характером познаваемого объекта. Дуалистический характер права (как идеи и государственно-управленческой стратегии одновременно) осложняет построение концептуальных объяснений правового идеала. Одна из наиболее результативных попыток была осуществлена в рамках кан-
108
тианской философии права. В частности, было обращено внимание на следующее:
идея естественного права с изменяющимся содержанием;
характер социального идеала, который не поддается обоснованию, но может быть лишь постулирован;
допущение в исключительных случаях намеренно несправедливых норм с учетом реальной возможности претворения идеала в жизнь возможность понимания правового идеала как эгоизма индивидуальностей;
постановка вопроса о справедливости избрания и доминирования тех или иных юридических конструкций, продиктованных целями социальных институтов [3, с. 42-58].
Следует обратить внимание на то, что правовой идеал формируется в результате сложных процессов правовой социализации и воспитания. Существует комплекс факторов, способных деформировать возникший правовой идеал или препятствовать его полноценному становлению. Прежде всего очевидно, что формирование правового идеала невозможно без системного образования, получения новых знаний о государстве и праве, достижения определенного интеллектуального уровня. Человек получает знания об окружающем мире, в том числе и о праве, и уже на основе этого происходит формирование мировоззрения, в котором важное место занимают представления о праве, а также закономерно конструируется облик правового идеала.
Правовой идеал «очеловечивает» право, оно становится менее безличным и более социокультурно, ментально близким. Посредством правового идеала происходит проникновение духовного содержания права в аксиологическое пространство, что способствует не только усвоению правовых конструктов, но и рефлексии по поводу права, формированию полноценного мировоззрения гражданина.
В социальной системе существует множество различных механизмов, позволяющих конкретизировать правовой идеал и осуществить трансляцию его содержания на различные группы, классы, общности, субкультуры и т.п. Одним из таких значимых механизмов выступает правовая культура.
Как полагает Л.А. Петручак, правовая культура - «исторически сложившаяся, обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность культуры, которая материализуется в формировании, передаче, сохранении правовых ценностей, служащих ориентиром юридически значимого поведения, и представляет собой качественное состояние правовой системы, степень правового развития личности и общества» [4, с. 143].
Исследователи предлагают понимать под правовой культурой «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Правовая культура - качество правовой жизни общества, а также знание, понимание и, обязательно, соблюдение норм права каждым отдельным членом общества» [5].
Таким образом, конструкция правовой культуры формируется под воздействием получения человеком знаний о праве (правовой информированности) и последующих размышлений относительно полученных данных о праве (устойчивое отношение к праву на основе убеждений, оценок). Однако ситуация осложняется тем, что право как объект познания весьма сложно, особенно для обыденного, неспециализированного сознания. Человеку, как правило, сложно даются философские конструкты права. В этих условиях важность правового идеала вряд ли возможно переоценить. Именно правовой идеал способен актуализировать мировоззренческие размышления о сущности права (как и государства, общества), стать тем раздражителем для общественного сознания на обыденном уровне, который сможет актуализировать соответствующие когнитивные процессы. В таких условиях акцент переносится, как правило, на уровень правового сознания как составной части правовой культуры.
А.Ю. Мамкин отмечает, что «правосознание человека предполагает наличие единства идей и знаний, чувств и убеждений, представлений и эмоций, выражающих его отношение к правовым явлениям. Представления о принципах правовой жизни формируются в результате каждодневного общения и взаимодействия членов общества» [6, с. 4-5].
П.А. Шашин убежден, что правосознание играет ключевую роль в генезисе правовой культуры. Как полагает исследователь, «формирование и повышение правовой культуры граждан возможно лишь на основе правосознания, развивающегося под влиянием внешних и внутренних факторов. Оно отражает общее состояние правового развития, является интеллектуальной основой правовой жизни. В современной России правосознание отличается фрагментарностью, противоречивостью, радикализмом, что, в свою очередь, отражает правовое развитие нашего государства» [7, с. 11]. Правовое сознание обладает существенным потенциалом проникновения в сферу духовных практик. Как и правовая культура, пра-
109
вовое сознание нуждается в правовом идеале, который не просто существует, а проникает в дискурсивное общественное пространство.
В обществе XXI в. актуализируется проблема средств и способов повышения уровня правовой культуры, которые были бы непосредственно связаны с правовыми идеалами как социокультурными ориентирами для субъектов права и, прежде всего, молодежи. С точки зрения исследователей, «средствами повышения правовой культуры граждан являются пропаганда права, развитие у граждан правовых знаний, практическое укрепление законности. Большое воспитательное значение, воздействие на граждан, особенно молодежь, оказывает пример руководителей, в том числе должностных лиц государственного аппарата, в неукоснительном соблюдении законов, борьбе с преступностью» [5].
Достаточно распространено в научной литературе и мнение о том, что важное значение в данном аспекте имеют целенаправленные действия государства. В частности, постулируется утверждение о том, что «правовая культура современного российского общества должна формироваться в русле правовой политики государства, т.е. научно обоснованной, последовательной, целеполагающей, системной деятельности всех субъектов права (прежде всего, государства), осуществляемой соответствующими правовыми средствами и направленной на развитие правовой системы общества в интересах гражданского общества и правового государства» [7, с. 15].
Однако проблемы, связанные с осуществлением правовой политики, носят достаточно острый характер. Применительно к молодежной аудитории и подрастающему поколению формальные государственные инструменты трансляции правовой информации не обладают высокой эффективностью по двум основным причинам. Во-первых, электронные средства массовой коммуникации, включая и соответствующие официальные интернет-ресурсы (как правило, сайты или страницы в социальных сетях), не входят в категорию используемых и тем более доверительных каналов получения важной информации для молодежи (сфера коммуникативных интересов молодого поколения связана с интернет-ресурсами иного характера и тематической направленности, такими как «Тик ток», «Инстаграм» и др.). В этих условиях даже действенное, глубокое соприкосновение молодежи с важной информацией о праве может быть поставлено под серьезное сомнение. Во-вторых, еще менее оптимистичны перспективы относительно уровня доверия молодежи к информации, идущей от государственных официальных органов (такова специфика молодежной возрастной культуры, на протяжении
длительного времени позиционирующей себя как некий антипод культуре «взрослых»). В силу обозначенных причин формирование правовой культуры современного подрастающего поколения происходит во многом стихийно, под воздействием ближайшего окружения и неофициальных интернет-ресурсов.
Едва ли не самой значительной проблемой в данной ситуации выступает отсутствие у значительной части подрастающего поколения должной мотивации к изучению правовой информации. Это связано с кризисным положением системы образования, которое нередко оказывается не в состоянии приобщить молодежь к основам российской духовной культуры, сформировать у нее духовные потребности, в том числе и реализуемые в познавательной деятельности. Именно поэтому в российском обществе периодически возникают отрицательные эффекты процессов социализации и воспитания молодежи. В частности, по мнению Л.А. Петручак, ряд деструктивных явлений следует определять категорией «правовая антикультура». Речь идет об «антиподе правовой культуры, объединяющей разнообразные формы проявления, в том числе правовой нигилизм, правонарушения, коррупционные проявления и др., которые отрицательно влияют на уровень эффективности права и состояние правопорядка» [4, с. 13].
Возникновение правовой антикультуры детерминируется несколькими факторами, в числе которых и недостаточно грамотное использование коммуникаторами, ответственными за трансляцию правовой информации подрастающим поколениям (государство, партии, политические организации, СМИ и др.), потенциала правового идеала. Зачастую акцент делается, напротив, на сущности позитивного права, ознакомлении с его актуальным содержанием. Вследствие такой коммуникативной стратегии молодежь не усваивает подлинный, глубокий социокультурный смысл права, подменяя его комплексом нормативных правовых актов (юридических норм), к тому же сложных для усвоения лабильным молодежным сознанием. В этих условиях именно всестороннее рассмотрение правового идеала, тем более предложенное в некоей дискуссионной форме, могло бы способствовать достижению ряда позитивных коммуникативных эффектов. Положение осложняется недостаточной подготовленностью значительной части молодежи к усвоению сложной правовой информации, ведению дискуссий, критическому мышлению и т.п.
Подводя некоторые итоги, целесообразно отметить, что правовой идеал представляет собой попытку многовековой рефлексии научной мысли относительно одного из ключевых элементов духовной жизни общества - права. Регулятив-
110
ный потенциал права весьма высок и именно поэтому когнитивный интерес к раскрытию глубинного смысла правового идеала весьма очевиден. В разные исторические эпохи представления о правовом идеале претерпевали изменения, однако неизменными оставались коммуникативные возможности данного конструкта в аспекте воздействия на правовую культуру и правовое сознание граждан, особенно молодежи. Ситуация в российском обществе XXI в. также сохраняет некоторые черты влияния правового идеала на генезис правовой культуры и связанного с ней правового сознания. Однако данное влияние на сегодняшний день весьма незначительно. Сложившаяся ситуация не только потенциально создает риски «разрывов» социокультурного, цивилизационного общения между взрослым обществом и молодежью, но и лишает правовую коммуникацию важных элементов, способных повысить ее эффективность применительно к молодежной аудитории.
1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998.
2. Фролова Е.А. Правовой идеал в философии права // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2011. № 5. С. 68-81.
3. Шавеко Н.А. Проблема соотношения идеала и действительности в кантианской философии права //Антиномии. 2019. № 3. С. 42-58.
4. Петручак Л. А. Правовая культура современного российского общества: теоретико-правовое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012.
5. Дзанагова М.К., Бетеева М.М. Правовая культура общества. Формирование и проблемы // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 36. С. 69-71.
6. Мамкин А.Ю. Формирование правовой культуры обучающихся в образовательной организации среднего профессионального образования: дис. . канд. пед. наук. Белгород, 2019.
7. Шашин П. А. Правовая культура в правовой системе общества: дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2006.
Как представляется, проблема недостаточного и неэффективного использования конструктов правового идеала в процессе генезиса правовой культуры и правового сознания, а шире -правовой коммуникации с подрастающим поколением связана со слабым использованием государственно-управленческими структурами потенциала эмпирических исследований. Сказывается нехватка первичной информации о специфике молодежного сознания, в том числе и правового, при принятии важных управленческих решений, касающихся правовой коммуникации, определения ее стратегии и тактики. В условиях трансформирующегося общества XXI в., где риски выступают его атрибутивными признаками, именно опора на интеграцию научных исследований в систему управления, прежде всего прикладного, практического характера, весьма важна, в том числе и в аспекте преодоления различных стереотипов о молодежном сознании и поведении.
1. Alekseev N.N. Foundations of the philosophy of law. St. Petersburg, 1998.
2. Frolova E.A. Legal ideal in the philosophy of law // Bulletin of Moscow University. Ser. 11. Law. 2011. № 5. P. 68-81.
3. Shaveko N.A. The problem of the relationship between the ideal and reality in the Kantian philosophy of law // Antinomies. 2019. No. 3. P. 42-58.
4. Petruchak L.A. Legal culture of modern Russian society: theoretical and legal research: diss. ... Dr of Law. Moscow, 2012.
5. Dzanagova M.K., Beteeva M.M. Legal culture of society. Formation and problems // Problems of modern science and education. 2016. No. 36. P. 69-71.
6. Mamkin A.Yu. Formation of the legal culture of students in the educational establishment of secondary vocational education: diss. ... Candidate of Pedagogics. Belgorod, 2019.
7. Shashin P.A. Legal culture in the legal system of society: diss. ... Candidate of Law. St. Petersburg, 2006.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Карнаушенко Леонид Владимирович, доктор исторических наук, профессор, начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583414.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
L.V. Karnaushenko, Doctor of History, Professor, Chief of the Department of Theory and History of Law and State, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583414.
111