Р.А. Осипов,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии
R.A. Osipov,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Theory of State and Law, Saratov State Law Academy e-mail: magistr_sar@mail.ru
DOI:
правовой эгоцентризм как деформация правосознания личности
Аннотация: представленная статья посвящена исследованию одной из форм деформации правового сознания населения - правовому эгоцентризму как деструктивному фактору правосознания современного российского общества. Наличие правового эгоцентризма в обществе отражает низкий уровень правовой культуры. Автор исследует особенности правового эгоцентризма как формы деформации право-5 сознания личности. Методологическая основа исследования носит синтетический,
П '
5 комплексный характер. Это объясняется прежде всего тем, что методы, которые позволили решать конкретные исследовательские задачи, избирались в зависимости 5 от используемых типов научного мировоззрения: субъектоцентристский подход, Со который выразился в теоретическом анализе индивидуальной правовой культуры, § развивается в логике антрополого-социологической исследовательской культуры; ^ в рамках юридико-позитивистского типа научного мировоззрения использовался форС мально-догматический метод, который оказался полезным при анализе положений 5 нормативных правовых актов. В ходе исследования выявлены факторы, влияющие < на возникновение правового эгоцентризма. Предложены меры минимизации распро-§ странения правового эгоцентризма как деформации правового сознания личности, Ь а также по повышению уровня правосознания граждан.
202
о
«V о «V
Ключевые слова: правовой эгоцентризм, деформация правосознания, правосо-
С знание, правовая культура, правовая грамотность.
I
о legal egocentrism as a deformation
g of the legal consciousness of the individual
С
Abstract: the presented article is devoted to the study of one of the forms of deformation of the legal consciousness of the population - legal egocentrism as a destructive factor in the legal consciousness of modern Russian .society. The presence of legal egocentrism in society reflects the low level of legal culture. The author explores the features of legal (y egocentrism as a form of deformation of the legal consciousness of the individual. О The methodological basis of the study is synthetic, complex. This is primarily due to the fact that the methods that made it possible to solve specific research problems were chosen P0 depending on the types of scientific worldview used: the subject-centric approach, which was expressed in the theoretical analysis of individual legal culture, develops in the logic of anthropological and sociological research culture; within the framework of the legalpositivist type of scientific outlook, a formal dogmatic method was used, which turned out to be useful in the analysis of the provisions of regulatory legal acts. The study revealed
factors influencing the emergence of legal egocentrism. Measures are proposed to minimize the .spread of legal egocentrism as a deformation of the legal consciousness of the individual, as well as to increase the level of legal consciousness of citizens.
Keywords: legal egocentrism, deformation of legal consciousness, legal consciousness, legal culture, legal literacy.
Рассуждая о деформации правосознания, следует в первую очередь говорить о правовой культуре в целом и правосознании как о ее составном элементе. Термин «культура» возник в Древнем Риме и использовался для обозначения процесса обработки почвы, а вот у древних греков - это своего рода маркер для подтверждения отличия от «варварских» народов. В Средневековье культурой считали стремление к идеалу, безупречности, цивилизованности [1, с. 191]. =1 Попытки представить культуру как самостоятельное понятие были § осуществлены в эпоху Просвещения в стремлении выработать «общую идею», которая объяснила бы смысл и направленность мировой § истории. Эта идея вносила в историческое познание представление £ о порядке, связи и последовательности исторического процесса, за- 2 трагивая и духовную сферу развития общества. ^ В Новое время слово «культура» стало употребляться для обозна- * чения степени воспитанности, образованности, интеллекта, способности соблюдать нормы этики и этикета, совокупности художественной и творческой деятельности. В Новейшее время к этому добавились стиль, метод и уровень совершенства, достигаемые в освоении какой- = то области знания или деятельности, умения, процесс создания и рас- § пределения материальных ценностей, их использования. 2 Современные словарные и энциклопедические издания определя- § ют слово «культура» следующим образом: методы, благодаря которым * человек существует; опыт народа, который копился несколько веков -и передавался из поколения в поколение (традиции, язык, образова- § ние, воспитания); нормы, определяющие поведения человека; нормы, определяющие ценности в обществе и т.п.
Правовая культура является частью общечеловеческой культуры. ^ Она находит свое отражение в праве «...стала базисным элементом гражданского общества, включая в себя правовую культуру, как на- § селения, так и государственных органов власти и их должностных § лиц, а соответственно и правовую культуру всего государства в целом» [3, с. 19]. Правовая культура, как правило, рассматривается в качестве духовной и моральной основы правовой системы. Можно охарактеризовать правовую культуру как:
■о S а С
я
■ степень заинтересованности граждан в публичной жизни государства и общества, отсюда — чем выше уровень правовой культуры, тем выше и степень заинтересованности и вовлеченности в публичные процессы;
■ уровень доверия к государственным и в целом к политическим институциям, таким как: полиция, суды, органы исполнительной власти, по аналогии с предыдущим пунктом, чем выше уровень доверия, тем выше уровень правовой культуры.
В современной юридической науке разработано несколько классификаций правовой культуры.
Так, по степени познания различных явлений правового характера и их использования выделяют:
1) обыденный уровень правовой культуры;
2) профессиональный уровень правовой культуры; „о 3) научный уровень правовой культуры.
го Права человека как явление общественной и государственно-правовой жизни едва ли могут мыслиться вне субъекта - обладателя а и субстанциональной основы индивидуальной правовой культуры. § Обладатель прав человека - это член гражданского общества и граж-§ данин государства, который формируется в перманентном процессе 2 политико-правовой социализации личности с участием, во-первых, ^ институтов гражданского общества и государства, и, во-вторых, по— средством активного инициативного приобщения к ценностям в пу-§ блично-правовом пространстве конкретного общества при помощи 5 публично-правовой активности, что необходимо для обустройства § собственной жизни в качестве члена гражданского общества и граж-с данина государства.
Правосознание личности представляет собой форму обществен-
99
о ного сознания, «совокупность представлений и чувств, выражающих ^ отношение субъекта к праву, его принципам, нормам, учреждениям С и институтам» [4, с. 133]. Правовая деятельность будет определяться
204
о
нами как реализация умений и навыков практического осуществления правосознания и правовых норм.
Современные реалии диктуют масштабные трансформации в по-
(V литической, социальной, экономической, образовательной и инфор-® мационной сферах, которые связываются не только с возвращением ^ некоторых идей недавнего прошлого, но и с поиском принципиально новых путей развития государства и общества, поскольку это диктуется вызовами современного общества, в котором фиксируется такой феномен, как «разрыв» ценностной матрицы поколений. «Проблема правовой культуры личности становится наиболее острой именно
в периоды общественной трансформации, когда в обществе устанавливаются новые стандарты правового взаимодействия, а роль индивидуального поведенческого выбора неизмеримо возрастает» [5, с. 29].
Правовой эгоцентризм является видом деформации индивидуального правосознания, следующим из правового релятивизма. Он характеризуется тем, что для индивида имеет ценность только знание законодательства, которое позволит ему удовлетворить только свои потребности особенно качественно и в кратчайший срок. При правовом эгоцентризме функции индивидуального правосознания имеют определенную специфику.
Интересно мнение И.А. Ильина, который понимал под эгоцентричным индивидом человека «частично отрицающего право», признающего однобокое право, соответствующее его собственным интересам [6, с. 182]. =1
С точки зрения психологии, правовой эгоцентризм следует харак- § теризовать как прагматизм в отношении применяемого права. С точки зрения правовой идеологии, права и свободы данного индивида - это з правовой абсолют и высшая ценность, при этом происходит явное £ ущемление прав других субъектов правоотношений.
К сожалению, можно констатировать, что выбор узкой специ- к
ализации при получении правового образования может привести *
к такому виду деформации правосознания как эгоцентризм. По сути, ■©.
обучающийся руководствуется личными взглядами при выборе той "§ ~ ~ а
или иной специальности, не предполагая, что в дальнейшем спектр §
его интересов в работе может резко измениться. Особенно это свой- = ственно лицам, получившим непрофильное образование (экономика, § педагогика или по техническим специальностям; в данном контексте 8 первое образование не имеет значение, главное, что это не правовое * направление), а в магистратуру пошел по узкой специализации, напри- * мер, выбрав профиль земельного права, гражданского права или только £ уголовного права. Отсутствие базового юридического образования § сыграет в данном случае негативную роль в формировании правосознания данной личности, деформировав ее до правового эгоцентризма. 205
Социум перешел в свое качественно новое состояние, которое свя- ^ зано с обществом цифровизации. XXI век сделал доступной возможность получать полезные знания без привязки к конкретному месту § и времени. Сейчас активно развиваются онлайн-проекты, осуществля- § ющие просветительскую функцию в области права. Они реализуется не только путем опубликования правовых лекций и проведения бесед с экспертами в различных отраслях права, с адвокатами, политологами и социологами. Проявление внимания молодых людей, особенно
обучающихся посредством информационных источников такого рода, - безусловно, позитивный момент в развитии индивидуальной правовой культуры. Несомненно, развитие образования, особенно в области права, позитивным образом сказывается на всех вышеописанных аспектах социальной, правовой и культурной деятельности населения. Развитие информационных познавательных проектов, свободные СМИ, подлинная статистика - путь к повышению уровня правовой культуры в условиях современного российского общества.
Однако указанные выше особенности современного индивидуального правосознания, помимо всех вышеназванных позитивных черт, раскрывает и ряд проблемных вопросов.
В первую очередь, последнее время несколько злободневным стал вопрос индивидуального правосознания. Вызвано это существованием проблемы механизма развития правовой культуры общества, „о искоренение которой имеет глобальный масштаб. Эта проблема национального и государственного характера. Для того чтобы вывести уровень правовой культуры в российском обществе на достойный а уровень, требуются политические, социальные, экономические и об-§ разовательные ресурсы, а также воля государства. § Вышеизложенное позволяет констатировать: в обществе можно 2 заметить некоторый рост индивидуального правосознания и, следовательно, правовой культуры. Многие граждане проявляют заинте-— ресованность в саморазвитии, оказывая при этом позитивное интел-
§ лектуальное, в том числе правовое влияние на значительную часть с
§ молодого населения, тем самым повышая уровень правосознания. § Анализировать результаты развития правосознания всего общества ^ в целом в настоящий исторический период нецелесообразно: прошел непродолжительный период времени с тех пор, как сознание граждан
99
о выявило новый запрос - на развитие правовых знаний. ^ Также стоит отметить, что вышеизложенное позволяет актуали-С зировать и некоторые смежные вопросы, касающиеся дезорганизации правового просвещения и его компенсации. Видимо, не будет пре-206 увеличением утверждать, что дезорганизация правового просвещения ^ и развитие на этом фоне правового эгоцентризма самым негативным СЧ образом сказываются на правовой культуре общества, индивидуальному го правосознания, так как в такой ситуации отсутствуют инструменты массового правового просвещением населения.
Список литературы:
1. Тужба, Э.Н. Социология культуры: учебное пособие / Э.Н. Тужба. - М. : Русайнс, 2021. - 201 с.
2. Темнов, Е.И. Интерпретации правосознания: монография / Е.И. Темнов. - М. : Русайнс, 2020. - 141 с.
3. Бялт, В. С. Правовая культура общества: теоретико-правовая характеристика / В.С. Бялт, А.В. Демидов // Ленинградский юридический журнал.
- 2018. - № 1(51). - С. 19-26.
4. Осипов, Р.А. Правовая информированность и правосознание граждан: вопросы теории: дис. ... канд. юрид. наук / Р.А. Осипов. - Саратов, 2018. - 215 с.
5. Темяков, И.А. Правовое воспитание - основное направление деятельности по формированию правовой культуры военнослужащих / И.А. Темяков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право.
- 2007. - № 4 (76). - С. 29-33.
6. Ильин, И.А. Собр. соч. : в 10 т. - Т. 4. - М.: Русская книга, 1994. - 398 с.