Научная статья на тему 'Правовой аспект в формировании гражданской ответственности курсантов вузов системы МЧС России'

Правовой аспект в формировании гражданской ответственности курсантов вузов системы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зубов И. В., Кузнецов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой аспект в формировании гражданской ответственности курсантов вузов системы МЧС России»

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ СИСТЕМЫ МЧС РОССИИ

И.В. Зубов, к.п.н., В.В. Кузнецов,

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Можно выделить 2 этапа в формировании гражданской ответственности курсантов вузов системы МЧС России, как интегрального качества личности:

- 1-й этап - период, предшествующий поступления в вуз системы МЧС России (семейное воспитание, школа, влияние внешней среды). На данном этапе в большей степени проявляется морально-этический аспект сформированности гражданской ответственности (достаточный и необходимый уровень сформированности гражданской ответственности). Этот уровень сформированности гражданской ответственности определятся в ходе профессионального отбора, который, наряду с результатами ЕГ и экзаменами является неотъемлемой частью вступительных испытаний при поступлении кандидатов в вуз системы МЧС России);

- 2-й этап - период обучения в вузе системы МЧС России. Здесь уже (особенно на заключительном этапе обучения) должен доминировать правовой аспект, причем на мировоззренческом уровне. Т.е. речь идет о правовой доминанте, как в процессе осуществления служебной деятельности, так и за ее пределами.

В процессе обучения в ведомственном вузе формирование гражданской ответственности курсанта происходит под воздействием двух факторов, которые неотделимы и взаимосвязаны: образовательной деятельности и системы воспитания.

Рассмотрим подробно эти факторы.

Процесс воспитания (в чистом виде) в большей степени проявляется за пределами учебных занятий (строго регламентированном порядке взаимоотношений (начальник - подчиненный, старший по должности или званию - младший по должности или званию), общении с руководством учебно -строевых подразделений, подготовке к несению службы и в процессе несения службы в суточном наряде и учебной пожарной части, соблюдении правил ношения специальной формы одежды, во время строевых мероприятий (занятий по строевой подготовке, построений, торжественных ритуалов и т.п.), спортивных мероприятий, различного рода собраний, деятельности органов общественного самоуправления (советов курсов и судов чести), в процессе применения мер дисциплинарного воздействия и поощрения личного состава, участия курсантов в мероприятиях патриотической направленности, художественной самодеятельности и КВН-нах, осуществлении шефской и кураторской деятельности и т.п. Необходимо отметить, что данная деятельность носит нормативный характер, т.е. реализуется в соответствии с требованиями законов, нормативных правовых актов и локальных нормативных актов.

Перечень основных законов и нормативных правовых актов, которые регулируют вопросы, связанные с системой воспитательной работы в МЧС России представлен ниже:

1. «О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» федеральный закон Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ [1].

2. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 [2].

3. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации [Электронный ресурс], введен в действие приказом Минобороны РФ от 11.03.2006 № 111 [3].

4. Приказ МЧС России от 01.09.2016 г. № 473 «Об утверждении Порядка приведения к Присяге сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» [4].

5. Приказ МЧС России от 30 ноября 2005 года № 859 «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России» [5].

6. Приказ МЧС России от 06 марта 2006 года № 136 «Об утверждении Кодекса чести сотрудника Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [6].

Вышеперечисленные нормативные правовые акты не просто изучаются курсантами системы вузов МЧС России, а используются постоянно в процессе жизнедеятельности, т.е. становятся частью их подсознания и реализуются на рефлекторном уровне.

Что касается, другого фактора (образовательной деятельности), то его значение в формировании правовой доминанты гражданской ответственности курсантов вуза МЧС России наглядно видно из общего количества учебных дисциплин (78), более половины, из которых носит нормативный характер (т.е. основано на законах и подзаконных нормативных правовых актах).

Список использованной литературы

1. О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ // Российская газета 25 мая 2016 г. - Федеральный выпуск № 6979 (111).

2. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 (ред. от 25.03.2015) // СЗ РФ от 19 ноября 2007 г. N 47 (часть I) ст. 5749.

3. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, введен в действие приказом Минобороны РФ от 11.03.2006 № 111. [Электронный ресурс].

URL : https: // normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=65549 (дата обращения: 13.09.2017).

4. Об утверждении Порядка приведения к Присяге сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы : приказ МЧС России от 01.09.2016 г. № 473 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - N 22. - Ст. 3089.

5. О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России: приказ МЧС России от 30 ноября 2005 года № 859 [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ru/17 41667 prikaz-mchs-rossii—ot--goda.html (дата обращения : 13.09.2017).

6. Об утверждении Кодекса чести сотрудника Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: приказ МЧС России от 06 марта 2006 года № 136 [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071973 / (дата обращения : 13.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.