ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА КОНСУЛЬСКИХ ПРИВИЛЕГИЙ И
ИММУНИТЕТОВ
Искевич Ирина Сергеевна
канд. юрид. наук, исполняющая обязанности заведующего кафедрой «Международное право», ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный
технический университет», РФ, г. Тамбов E-mail: Irina_77707@Jist. ru Белов Андрей Сергеевич
канд. военных наук магистрант кафедры «Международное право», ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», РФ, г. Тамбов
LEGAL ANALYSIS OF INSTITUTE OF CONSULAR PRIVILEGES AND
IMMUNITIES
Irina Iskevich
head of the department International law, candidate ofjurisprudence, Tambov State
Technical University, Russia, Tambov
Andrew Belov
candidate of military sciences Undergraduate Tambov State Technical University,
Russia, Tambov
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена правовому исследованию института консульских привилегий и иммунитетов, их отличительным признакам. Главным образом рассматривается Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. как главный источник кодификации консульских иммунитетов и привилегий. За пределами Российской Федерации все больше увеличивается число российских консульских учреждений. В связи с этим остается актуальным вопрос изучения консульских иммунитетов и привилегий. Авторы изучают правовую природу консульских учреждений, статус консульских служащих и их семей, виды консульских иммунитетов и привилегий.
ABSTRACT
The article is sanctified to legal research of institute of consular privileges and immunities, their distinguishes. The Vienna convention on the consular intercourses of 1963 as the main source of codification of consular immunities and privileges is mainly considered. Outside the Russian Federation the number of the Russian consular establishments increases more and more. In this regard there is actual a question of studying of consular immunities and privileges. The author studies the legal nature of
consular establishments, the status of consular employees and their families, types of consular immunities and privileges.
Ключевые слова: консульские учреждения; консульские служащие; консульские привилегии и иммунитеты; международное право ; государство; Венская конвенция.
Keywords: consulate; consular privileges and immunities; state.
В Российской Федерации открываются новые дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, так же как и за ее пределами увеличиваются дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации. Эти новые моменты в консульских отношениях и договорной практике России и других государств, в том числе и по вопросам консульских привилегий и иммунитетов, настоятельно требуют всестороннего изучения [2, c. 2].
В соответствии с п. 1 статьи 1 Федерального закона от 05.07 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» «консульская деятельность осуществляется в целях защиты прав и интересов Российской Федерации, принятия Российской Федерацией мер к тому, чтобы граждане Российской Федерации и российские юридические лица пользовались за пределами Российской Федерации правами, установленными Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, законодательством Российской Федерации и законодательством государства пребывания» [6].
Как известно, термин «иммунитет» происходит от латинского "immunitas", что означает «освобождение, избавление от чего-либо». В юридической практике чаще всего имеется в виду освобождение от ответственности [5, c. 81].
Консульский иммунитет является одним из ведущих институтов международного права. Нарушение иммунитета представителей иностранного
государства расценивается как существенное причинение вреда его интересам. Нарушение иммунитета способно не только осложнить взаимоотношения между государствами, но и нанести ущерб репутации принимающего государства.
Мнение об идентичности понятий «иммунитета», «привилегий» и «преимуществ» в теории права сложилось не случайно. Венская конвенция не содержит четких критериев отнесения тех или иных послаблений в деятельности работников консульских учреждений к «иммунитету», «привилегии» или «преимуществу». Действительно, грань между этими понятиями очень тонка, а в ряде случаев едва отлична. Вот почему зачастую «привилегии» и «преимущества» считают синонимичными понятиями.
Что касается «иммунитета», то это понятие, в первую очередь, связывается с особым порядком наступления уголовной ответственности. В связи с чем, «привилегии» и «преимущества» представляются в качестве дополнительных льгот к предоставленному иммунитету.
Венской конвенцией разделяются преимущества, привилегии и иммунитеты, предоставляемые консульским учреждениям, штатным консульским должностным лицам и работникам консульского учреждения. К числу привилегий и преимуществ консульских учреждений Венской конвенцией отнесено пользование государственной символикой. Государственный флаг может быть вывешен, а государственный герб укреплен на зданиях, занимаемых консульским учреждением, а также на средствах передвижения [3].
Государство пребывания оказывает содействие представляемому государству в обеспечении подходящим помещением для размещения консульского учреждения и его работников. При этом консульским помещениям предоставляется статус неприкосновенности. Власти государства пребывания не могут вступать без согласия главы консульского учреждения в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для его работы. Исключение составляют случаи, требующие принятия безотлагательных мер защиты, такие как пожар, стихийное бедствие и иные происшествия [3].
Следует отметить, что обязанность к принятию всех надлежащих мер для защиты и предотвращения нарушения спокойствия консульского учреждения, лежит на государстве пребывания. Этот принцип не теряет своей актуальности и в настоящее время. Часто политические осложнения сопровождаются различного рода агрессивными акциями, протестными движениями у зданий консульских учреждений тех государств, политика которых подвергается критике.
Дополнительно консульские помещения освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые взимаются за предоставление конкретных видов обслуживания [3].
Свобода передвижений и путешествий для работников консульских учреждений по территории государства пребывания ограничивается лишь правилами о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности [4, с. 97].
Консульская вализа (дипломатическая почта, к которой относится, в том числе, сумка, пакет, конверт) не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Исключение составляют лишь случаи, когда государство пребывания имеет веские основания полагать, что консульская вализа содержит нечто иное, кроме корреспонденции, документов или предметов, предназначенных для официального пользования. При отказе сотрудников представляемого государства вскрыть вализу, она возвращается в место отправления. Личной неприкосновенностью, включающей запрет на арест или задержание, пользуется и консульский курьер.
К числу привилегий консульских должностных лиц Венская конвенция относит право беспрепятственных контактов с гражданами представляемого государства. В целях облегчения выполнения консульских функций в отношении граждан представляемого государства, консульским должностным лицам предоставлено право свободно сноситься с гражданами представляемого государства и иметь доступ к ним [3].
Венская конвенция содержит положения об уголовно-правовом иммунитете консульских должностных лиц и консульских служащих. Они не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций [1, с. 28].
Таким образом, только иммунитет от юрисдикции в отношении действий, совершенных консульским агентом при исполнении своих функций, действует неограниченное время.
Венской конвенцией регламентирован и порядок преодоления консульского иммунитета. Это означает, что при определенных обстоятельствах снимается препятствие для наступления уголовной ответственности. К таким обстоятельствам, в первую очередь, относится отказ аккредитующего государства от предоставленных работнику консульского учреждения иммунитетов, указанных в статьях 41 (личная неприкосновенность), 43 (иммунитет от юрисдикции) и статье 44 (обязанность давать показания). Право такого отказа принадлежит только представляемому государству и он должен быть ясно выражен и направлен в письменном виде государству пребывания [3].
Аннулирование экзекватуры (разрешения государства пребывания на исполнение служебных функций) также допускает наступление уголовной ответственности за совершенное преступление. Хотя последнее обстоятельство является разновидностью отказа страны пребывания считать лицо консульским служащим [3]. Таким образом, в международном праве существуют устоявшиеся тенденции предоставления уголовно-правового иммунитета консульским служащим, равного по объему и пределам действия иммунитету дипломатического агента.
Список литературы:
1. Агаев Ф.А., Галузо В.Н. Иммунитеты в российском уголовном процессе. М., 1998. — 135 с.
2. Алексиева Б.Б. Тенденции развития института консульских привилегий и иммунитетов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. — 25 с.
3. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. // Сборник международных договоров СССР, вып. XLV. М., 1991. — С. 124—147.
4. Джон Вуд и Жан Серре. Дипломатический церемониал и протокол. Принципы, процедура и практика. М.: Прогресс, 1976. — 401 с.
5. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. М.: Волтерс Клувер, 2005. — 517 с.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 5 июля 2010 года № 154-ФЗ г. Консульский устав Российской Федерации // Российская газета от 07.07.2010 г. № 5226.