ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ (JURIDICAL SCIENCES)
УДК 355.13
Мелентьев А.В.
студент 4 курса Института технологий управления ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет»
(Россия, г. Москва)
Савелов Г.А.
преподаватель кафедры связи военного учебного центра при ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет»
(Россия, г. Москва)
Калач Г.П.
к.воен.н., доцент кафедры связи военного учебного центра при ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет»
(Россия, г. Москва)
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация: в данной статье рассматривается формирование правосознания будущих военнослужащих ВС РФ, с целью создания у них чувства уважения к праву и навыкам соблюдение нормативных правовых актов, в условиях современного строительства государства.
Ключевые слова: правовое воспитание военнослужащих, правосознание, военная
служба.
Современный этап развития российского общества характеризуется сложностью и противоречиями как в обществе, так и военной сфере. В течение последнего периода в нашем государстве произошло много изменений в
различных отраслях. Для успешной адаптации и общего развития общества необходимо идти по пути повышения правовой культуры, качества образования, моральной и физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (Далее по тексту ВС РФ). Дальнейшее существование и развитие личности военнослужащего в нашем государстве невозможно без системных мероприятий, направленных на развитие общекультурных компонентов в содержании правового образования, ориентированных на совершенствование профессиональной подготовки специалиста.
Однако, анализ современной теории и практики подготовки будущих офицеров и солдат ВС РФ показал, что проблема создания системы правовой культуры военнослужащих еще не была предметом комплексного юридическо-военного исследования.
Анализ профессиональных компонентов правовой личности курсантов, характеризует через умение хранить самоконтроль в трудных ситуациях, не допускать отступлений от требований воинской дисциплины исходя из требований Общевоинских уставов, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [1] и иных нормативно-правовых актов.
Мы же рассматриваем правовое воспитание в военных учебных заведениях, готовящих специалистов для работы в подразделениях ВС РФ, а служба в Вооруженных Силах является одним из видов государственной службы, что лишь усиливает роль правового воспитания.
Необходимо отметить, что целью правового воспитания в высшем учебном заведении ВС РФ есть формирование высокого профессионального уровня правового сознания и правовой культуры курсантов, что обеспечит безупречное соблюдение ими правовых актов различной юридической силы как во время непосредственного исполнения служебных обязанностей, так и в повседневной жизни, привитие им чувства личной ответственности.
Определим задачи правового воспитания курсантов высших учебных заведений ВС РФ: формирование чувства справедливости и нетерпимости к
правонарушениям, также формирование непоколебимой стойкости к уголовным соблазнам, которое является особенно актуальным, ведь вступив ряды войск после окончания ведомственного учебного заведения, выпускник испытывает определенные материальные трудности, связанные, с невысокой заработной платой и отсутствием жилья.
Отсюда и выплывающие нарушения законов, и соблазн незаконного заработка. Считаем, что фундамент устойчивости к уголовным соблазнам должен закладываться именно в годы обучения в высших военных учебных заведениях.
Преподаватели должны вызвать у студентов внутреннюю мотивацию, что в свою очередь способствует самовоспитанию правосознания. Формируясь в результате воспитательного влияния на личность, самовоспитание выступает одним из самых существенных факторов ее развития.
По мнению П. Ф. Каптерева, человек сам себя воспитывает. То, что обычно называют воспитанием и правовым образованием, как правило, оказывается преимущественно самовоспитанием и самообразованием, а часто и прямой борьбой личности, на которую оказывают воспитательное влияние другие люди [2, с. 704].
В связи с этим должно быть соотношение между самовоспитанием и воспитанием. Главная роль должна принадлежать самовоспитанию, а уже опосредованная, вспомогательная - непосредственному воспитанию со стороны другого человека. Учебно-воспитательная работа в высшем военном учебном заведении должна быть организована так, чтобы вызвать у курсантов потребность в правовом самосовершенствовании. Только в этих условиях возможно эффективное формирование правосознания и правовой культуры будущих офицеров ВС РФ.
По большей части должны использоваться методы самовоспитания: самоубеждение, самовнушение. Воздействие этих методов на формирование
правосознания и правовой культуры курсантов значительно активнее по сравнению с традиционными.
К примеру, цель самоубеждения - доказать самому себе правильность мысли или поступка. То есть это дискуссия с самим собой. Установить истину в ходе самоубеждения - значит принять ее как руководящую идею в регуляции собственных поступков и действий.
Использование эмоционально-волевых приемов саморегуляции целесообразно как в случаях повседневной жизни, так и при серьезной работе над обоснованием собственной жизненной позиции и стиля поведения.
Развитие морально-правовых качеств курсантов значительно активизируется, когда они, осознавая роль и важность этих качеств как в профессиональном, так и в личностном становлении, будут заинтересованы как процессом самосовершенствования, так и результатом своих правовых поступков.
По мнению С. В. Полищука в последние годы заметно повысился интерес к российской военной истории, традициям армии. Это тот бесценный материал должен послужить укрепления морального духа военнослужащих армии и флота [3, с. 101].
Таким образом, в правовой культуре имеются как пережитки прошлого, так и зачатки будущего. И успешно развивается именно то общество, которое не держится за отжившее, но используя все лучшее из прошлого, движется вперед. Перспективы дальнейших исследований в данном направление заключаются в раскрытии педагогических условий формирования правовой культуры будущих военнослужащих ВС РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г. № 53-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 13. Ст. 1475. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения /под ред. А.М. Арсеньева. Москва: «Педагогика», 1982. 704 с.
Полищук, С. В. Правовое воспитание слушателей и курсантов ВА РВСН в современных условиях // Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. - 2016. - № 4-2(4). - С. 97-101.
Melentev A.V.
4th year student of the Institute of Management Technologies MIREA - Russian Technological University (Russia, Moscow)
Savelov G.A.
Lecturer of the Department of Communications of the Military Training Center MIREA - Russian Technological University (Russia, Moscow)
Kalach G.P.
Candidate of Military Sciences, Associate Professor of the Department of Communications of the Military Training Center at the MIREA - Russian Technological University (Russia, Moscow)
LEGAL EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL IN MODERN CONDITIONS
Abstract: The article discusses the formation of legal awareness offuture servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation, in order to create a sense of respect for the law and skills of compliance with regulatory legal acts, in the conditions of modern state construction.
Keywords: legal education of military personnel, legal awareness, military service.