Правовое воспитание старших дошкольников
Бунегина Валентина Александровна
МБДОУ "ЦРР - детский сад № 16", г. Саров
Ключевые слова:
право, охрана, условия, закон, конвенция
Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра.
Права детей сегодня- это «модная» тема.
Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.
Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, обусловленная - среди многих причин - общественные отношения, поведение людей.
Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации
Цель: Познакомить с опытом работы по правовому воспитанию старших дошкольников.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их права, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. Уголок по правовому воспитанию, может включать в себя следующее:
• д /и «Цветок счастья»;
• д /и «Мои права»;
• правовые сказки;
• игру на основе кругов Луллия «Права в сказках»;
• картотека игр по правовому воспитанию;
• картотека стихов;
• аудиозапись р.н.с.
• работы детей.
То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.
Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.
Следующим этапом моей работы, был подбор и изучение соответствующей литературы к данной теме, разработка тематического плана
В процессе правового воспитания детей применялись разнообразные организационные формы и методы работы:
Организованные занятия, беседы, чтение и обсуждение сказок, коммуникативные игры,
сюжетно-ролевые игры, отгадывание загадок, разучивание различных стихов, обсуждение пословиц, придумывание творческих рассказов, рисование, лепка и аппликация на различные темы. Изготовление совместно с детьми «Права детей в схемах».
Все формы работы с детьми включали в себя - игровое обучение, проблемное, личностно -ориентированный подход.
Параллельно проводилась и работа с родителями- это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня правовых знаний, умений, навыков родителей; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение защиты прав, помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Родителям давались рекомендации на дом.
Папки - передвижки(«Конвенция прав ребенка в стихах и картинках», «Искусство быть родителями и др.)
Таким образом, обобщая вышесказанное, отмечаю, что проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения.
Работая по программе с детьми разного возраста, мы понимаем, что детям это интересно, они научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать, научились разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей; формирует у детей нравственные личностные качества: активность; инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения, позволит сформировать гражданские навыки: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность.
Детям важно давать не только знания, но и создавать условия для их практического применения. С этой целью необходимо организовать поисковую деятельность (работа по разрешению ситуаций, создать условия для продуктивной деятельности (изготовление альбомов) Правовое воспитание детей предполагается сделать постоянным, системным с постоянным вовлечением новых общественных объединений, заинтересованных учреждений и лиц, изучение новинок методической литературы, пополнение развивающей среды и методического обеспечения, встреч с ведущими специалистами, сотрудниками и ветеранами правоохранительных органов и расширением этой деятельности.
Список литературы:
1. Богданова С.А. 2007. «Твои права». Программа правового воспитания детей в подготовительной группе // Дошкольная педагогика. - №6. - С.15-20.
2. Борисова О. 2002 . Правовое образование дошкольников // Ребенок в детском саду. - №4. - С. 77-79.
3. Голицына Н.С. 2006. Как защитить детей? Права ребенка// «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» //Под ред. Л.Д. Огневой. - М.: «Издательство Скрипторий 2003»- С.87 - 95 .
4. Давыдова О.И. 2008. Родителм и детям о правах ребенка//«Беседы об ответственности и правах ребенка» // Вялкова С.М. - М.: ТЦ Сфера.- С. 55-67.
5. Калинина Л.В. 2008. Изучаем права вместе с любимыми персонажами // Ребенок в детском саду. - №3. - С. 44-45.
6. Сапогов В.М. 2008. Теоретические и практические аспекты формирования правового
сознания дошкольников // Дошкольная педагогика.- №7.- С. 46-48.
7. Молвинских О. Правовое воспитание дошкольников, опыт работы. http://dou459.forchel.ru/pravo.htm. 20.11.2015.