Научная статья на тему 'Правовое воспитание старших дошкольников'

Правовое воспитание старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
875
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ОХРАНА / УСЛОВИЯ / ЗАКОН / КОНВЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бунегина Валентина Александровна

Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. Права детей сегодняэто «модная» тема. Сегодняшние дети это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, обусловленная среди многих причин общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации Цель: Познакомить с опытом работы по правовому воспитанию старших дошкольников. Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их права, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. Уголок по правовому воспитанию, может включать в себя следующее: д /и «Цветок счастья»; д /и «Мои права»; правовые сказки; игру на основе кругов Луллия «Права в сказках»; картотека игр по правовому воспитанию; картотека стихов; аудиозапись р.н.с. работы детей. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека. В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность вот основа правового воспитания дошкольников. Следующим этапом моей работы, был подбор и изучение соответствующей литературы к данной теме, разработка тематического плана В процессе правового воспитания детей применялись разнообразные организационные формы и методы работы: Организованные занятия, беседы, чтение и обсуждение сказок, коммуникативные игры, сюжетно-ролевые игры, отгадывание загадок, разучивание различных стихов, обсуждение пословиц, придумывание творческих рассказов, рисование, лепка и аппликация на различные темы. Изготовление совместно с детьми «Права детей в схемах». Все формы работы с детьми включали в себя игровое обучение, проблемное, личностно ориентированный подход. Параллельно проводилась и работа с родителямиэто сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня правовых знаний, умений, навыков родителей; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение защиты прав, помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Родителям давались рекомендации на дом. Папки передвижки(«Конвенция прав ребенка в стихах и картинках», «Искусство быть родителями и др.) Таким образом, обобщая вышесказанное, отмечаю, что проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения. Работая по программе с детьми разного возраста, мы понимаем, что детям это интересно, они научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать, научились разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей; формирует у детей нравственные личностные качества: активность; инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения, позволит сформировать гражданские навыки: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность. Детям важно давать не только знания, но и создавать условия для их практического применения. С этой целью необходимо организовать поисковую деятельность (работа по разрешению ситуаций, создать условия для продуктивной деятельности (изготовление альбомов) Правовое воспитание детей предполагается сделать постоянным, системным с постоянным вовлечением новых общественных объединений, заинтересованных учреждений и лиц, изучение новинок методической литературы, пополнение развивающей среды и методического обеспечения, встреч с ведущими специалистами, сотрудниками и ветеранами правоохранительных органов и расширением этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое воспитание старших дошкольников»

Правовое воспитание старших дошкольников

Бунегина Валентина Александровна

МБДОУ "ЦРР - детский сад № 16", г. Саров

Ключевые слова:

право, охрана, условия, закон, конвенция

Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра.

Права детей сегодня- это «модная» тема.

Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, обусловленная - среди многих причин - общественные отношения, поведение людей.

Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации

Цель: Познакомить с опытом работы по правовому воспитанию старших дошкольников.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их права, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. Уголок по правовому воспитанию, может включать в себя следующее:

• д /и «Цветок счастья»;

• д /и «Мои права»;

• правовые сказки;

• игру на основе кругов Луллия «Права в сказках»;

• картотека игр по правовому воспитанию;

• картотека стихов;

• аудиозапись р.н.с.

• работы детей.

То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.

Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.

Следующим этапом моей работы, был подбор и изучение соответствующей литературы к данной теме, разработка тематического плана

В процессе правового воспитания детей применялись разнообразные организационные формы и методы работы:

Организованные занятия, беседы, чтение и обсуждение сказок, коммуникативные игры,

сюжетно-ролевые игры, отгадывание загадок, разучивание различных стихов, обсуждение пословиц, придумывание творческих рассказов, рисование, лепка и аппликация на различные темы. Изготовление совместно с детьми «Права детей в схемах».

Все формы работы с детьми включали в себя - игровое обучение, проблемное, личностно -ориентированный подход.

Параллельно проводилась и работа с родителями- это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня правовых знаний, умений, навыков родителей; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение защиты прав, помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Родителям давались рекомендации на дом.

Папки - передвижки(«Конвенция прав ребенка в стихах и картинках», «Искусство быть родителями и др.)

Таким образом, обобщая вышесказанное, отмечаю, что проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения.

Работая по программе с детьми разного возраста, мы понимаем, что детям это интересно, они научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать, научились разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей; формирует у детей нравственные личностные качества: активность; инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения, позволит сформировать гражданские навыки: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность.

Детям важно давать не только знания, но и создавать условия для их практического применения. С этой целью необходимо организовать поисковую деятельность (работа по разрешению ситуаций, создать условия для продуктивной деятельности (изготовление альбомов) Правовое воспитание детей предполагается сделать постоянным, системным с постоянным вовлечением новых общественных объединений, заинтересованных учреждений и лиц, изучение новинок методической литературы, пополнение развивающей среды и методического обеспечения, встреч с ведущими специалистами, сотрудниками и ветеранами правоохранительных органов и расширением этой деятельности.

Список литературы:

1. Богданова С.А. 2007. «Твои права». Программа правового воспитания детей в подготовительной группе // Дошкольная педагогика. - №6. - С.15-20.

2. Борисова О. 2002 . Правовое образование дошкольников // Ребенок в детском саду. - №4. - С. 77-79.

3. Голицына Н.С. 2006. Как защитить детей? Права ребенка// «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» //Под ред. Л.Д. Огневой. - М.: «Издательство Скрипторий 2003»- С.87 - 95 .

4. Давыдова О.И. 2008. Родителм и детям о правах ребенка//«Беседы об ответственности и правах ребенка» // Вялкова С.М. - М.: ТЦ Сфера.- С. 55-67.

5. Калинина Л.В. 2008. Изучаем права вместе с любимыми персонажами // Ребенок в детском саду. - №3. - С. 44-45.

6. Сапогов В.М. 2008. Теоретические и практические аспекты формирования правового

сознания дошкольников // Дошкольная педагогика.- №7.- С. 46-48.

7. Молвинских О. Правовое воспитание дошкольников, опыт работы. http://dou459.forchel.ru/pravo.htm. 20.11.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.