Научная статья на тему 'Правовое воспитание старшеклассников в системе деятельности классного руководителя'

Правовое воспитание старшеклассников в системе деятельности классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / CLASSROOM TEACHER / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Походеева Марина Григорьевна

В статье раскрываются основные положения организации правового воспитания старшеклассников, выделены цели правового воспитания, педагогические условия, способствующие организации этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal education of students in the system activity classroom teacher

The article describes the basic situation of the legal education of high school students, highlighting the objectives of legal education, pedagogical conditions conducive to the establishment of this process.

Текст научной работы на тему «Правовое воспитание старшеклассников в системе деятельности классного руководителя»

Правовое воспитание старшеклассников в системе деятельности

классного руководителя

В статье раскрываются основные положения организации правового воспитания старшеклассников, выделены цели правового воспитания, педагогические условия, способствующие организации этого процесса.

Воспитание, правовое воспитание, внеклассная работа, классный руководитель, правовая культура.

M. Pohodeeva, Shadrinsk

Legal éducation of students in the system activity classroom teacher

The article describes the basic situation of the legal education of high school students, highlighting the objectives of legal education, pedagogical conditions conducive to the establishment of this process.

Keywords: education, legal education, extra-curricular activities, classroom teacher, legal culture.

Современное общество России переживает период радикальных реформ. Построение правового государства, переход к рыночным отношениям в экономике, кризис в социальной, политической сферах, обновление законодательства обусловливают необходимость особого внимания к проблемам правового образования.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства(4).

В реалиях нынешнего развития общества правовое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений.

Знание прав и обязанностей отчасти гарантирует их соблюдение. Незнание таковых, приводит к необдуманным поступкам и действиям, за которые следует нести ответственность.

Проблемы, связанные с организацией правового воспитания старшеклассников, являются несомненно актуальными, так как их теоретическое и практическое разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону; создать условия для развития гражданской и правовой активности в обществе; организовать изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательного процесса.

Всякое ослабление правовой воспитательной работы способствует повышению влияния на молодежь противоречащих правосознанию нашего общества взглядов и убеждений, увеличению уровня преступности среди несовершеннолетних.

Перед современной школой стоит задача создать условия для воспитания личности, ориентированной на ценности правовой культуры, владеющей системой правовых знаний, глубоко уважающей закон и ответственной за свое поведение.

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняют все педагогические работники, но ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю школьного коллектива. Именно классный руководитель реализует цели и задачи воспитания, организуя воспитательную работу среди

учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Классный руководитель - профессионал-педагог, посредник между обществом и учащимися в освоении культуры, накопленной человеком, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого учащегося и осуществляющий индивидуальный корректив разностороннего развития каждой личности(З).

Правовое воспитание является важной составной частью воспитания школьников в целом.

Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения.

Правила, регулирующие жизнь и деятельность людей, необходимы в любом обществе. Знание этих правил, приучение всех людей, и, прежде всего подростков, к их соблюдению является важной и актуальной задачей современного общества.

В то же время, подавляющее большинство старшеклассников не склонны глубоко вдаваться в существо многих правовых вопросов, 9 % из них считают, что изменение жизни - дело взрослых, а 11 % уверены, что дети должны использовать школьные годы на игры и развлечения. Лишь менее процента опрошенных ответили, что хотели бы заниматься политической деятельностью(2).

Деятельность классного руководителя обладает широкими возможностями в правовом воспитании старшеклассников. Классный руководитель обеспечивает включение старшеклассников в различные виды внеучебной деятельности правовой направленности, которые обогащают личный опыт ученика, расширяют его знания об обществе и государстве, гражданских правах и обязанностях, общественных нормах, развивают желание у школьников активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом социально-значимой деятельности.

Правовое воспитание старшеклассников - целенаправленная деятельность классного руководителя. Цели правового воспитания должны отражать формирование специфических качеств личности старшеклассников:

- общее повышение уровня знаний о праве,

- усвоение правовых требований,

- формирование правовых убеждений,

- выработка навыков правомерного поведения.

Воспитание подрастающего поколения призвано:

во-первых, дать знания о том, что такое права человека, каковы их объем и содержание, как они должны осуществляться и защищаться;

во-вторых, сформировать у старшеклассников уважительное отношение к правам и свободам человека, понимание их социальной ценности, необходимости их соблюдения и защиты;

в - третьих, сформировать навыки и установки, позволяющие молодым людям активно включиться в работу по созданию общества, свободного от нарушений прав

человека, по преобразованиям и построению развитого, демократического, правового государства.

Эффективному правовому воспитанию старшеклассников в системе деятельности классного руководителя способствует реализация комплекса педагогических условий(1):

- создание высоконравственного классного коллектива и обеспечение социально-психологического климата в нем, способствующего закреплению правового сознания и правовой культуры старшеклассников;

- приобщение старшеклассников к правовой культуре через формирование правового сознания и организацию правовой деятельности;

- интеграции воспитательных сил школы в лице классного руководителя, семьи, общественности, правоохранительных учреждений в обеспечении правового воспитания старшеклассников;

- учет и применение возрастного и личностного подходов в правовом воспитании старшеклассников в системе деятельности классного руководителя.

Кроме того, необходимым условием правового формирования личности старшеклассника является единство учебной и внеклассной работы. Учебная и внеклассная работа дополняют друг друга, оказывают взаимовлияние на процесс правового воспитания старшеклассников. Внеклассная работа предполагает разнообразную деятельность школьников, в процессе которой продолжается правовое воспитание, осуществляемое в учебной работе, но в плане углубления, расширения и проявления старшеклассниками на практике правовых качеств, соответствующих правовым знаниям, полученным на уроке.

Таким образом, правовое воспитание старшеклассников будет успешным, если оно выступает как часть целостного педагогического процесса, проводится систематически, и является конечной целью специально организованной деятельности классного руководителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кириченко, О. В. Правовое воспитание старшеклассников в системе деятельности классного руководителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Кириченко. - М., 2012. - 25 с.

2. Савченко, Н. М. Нравственно-правовое воспитание старшеклассников в деятельности классного руководителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. М. Савченко. - М., 2010.

3. Сайдалиходжаева, Н.Ф. Правовое воспитание учащихся старших классов / Н. Ф. Сайдалиходжаева // Педагогическое мастерство : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М. : Буки-Веди, 2014. - С. 130.

4. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 // Российская газета. - 2012. - 31 декабря.

УДК 371.034

А.А. Стерхов, г. Сургут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.