Научная статья на тему 'Правовое воспитание граждан как результат реализации процессов медиации'

Правовое воспитание граждан как результат реализации процессов медиации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ПРОТИВОРЕЧИЯ КУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕДИАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ / LAW / CULTURE CONTRADICTIONS / SOCIAL ROLE / LEGAL EDUCATION / MEDIATION / PRINCIPLES OF MEDIATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пенионжек Евгения Владимировна

В статье рассматривается востребованность медиационных процессов в условиях противоречивости современной культуры России. Анализируется явление медиации как способа решения проблемы социального конфликта. Раскрыты такие аспекты правового воспитания граждан, как обученность и развитость личности. Владение знаниями, навыками, умениями и опытом деятельности в сфере медиации важно с точки зрения формирования культуры личности, что обеспечивает правильное понимание государственной правоохранительной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION OF CITIZENS AS A RESULT OF MEDIATION PROCESSES IMPLEMENTATION

The article discusses relevance of mediation processes in the conditions of contradictory culture of contemporary Russia. The paper analyzes the phenomenon of mediation as a way to solve the problem of social conflict. The work reveals such aspects of legal education of citizens as a personality’s learning and maturity. Possession of knowledge, skills, abilities and experience of activity in the field of mediation is important from the viewpoint of the formation of a personality’s culture, which ensures proper understanding of the state law-enforcement policy.

Текст научной работы на тему «Правовое воспитание граждан как результат реализации процессов медиации»

Пенионжек Евгения Владимировна

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ МЕДИАЦИИ

В статье рассматривается востребованность медиационных процессов в условиях противоречивости современной культуры России. Анализируется явление медиации как способа решения проблемы социального конфликта. Раскрыты такие аспекты правового воспитания граждан, как обученность и развитость личности. Владение знаниями, навыками, умениями и опытом деятельности в сфере медиации важно с точки зрения формирования культуры личности, что обеспечивает правильное понимание государственной правоохранительной политики. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/1/41.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 1(75) C. 159-162. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Список литературы

1. Ануфриева Н. В. «Дождались и мы жестокой зимы...»: к истории происхождения старообрядческого духовного стиха // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2015. Т. 136. № 1. С. 25-33.

2. Гольдин П. З. Топонимика, локус и топос малых улиц в парадигме семиотики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 11 (25): в 2-х ч. Ч. 2. С. 66-69.

3. Замятин Д. Н. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3. С. 26-50.

4. Замятин Д. Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 488 с.

5. Корнеев И. Н. География и топонимика в контексте гуманитарного дискурса // Географический вестник. 2014. № 1 (28). С. 41-45.

6. Никитина С. Е. Духовные стихи в современной старообрядческой культуре: место, функции, семантика // История, культура, этнография и фольклор славянских народов: XI Международный съезд славистов: доклады российской делегации. М.: Наука, 1993. С. 247-260.

7. Описи фондов старопечатных и рукописных книг Лаборатории археографических исследований Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина [Электронный ресурс]. URL: http://hist.igni.urfu.ru/lai/inventory.htm#invent (дата обращения: 10.10.2016).

8. Приображенский А. В. Русская топонимия Карельского Поморья и Обонежья в историческом аспекте: автореф. дисс. ... к. филол. н. Петрозаводск, 2003. 20 с.

9. Прокофьева В. Ю. Категория «пространство» в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 11. С. 87-94.

10. Федоров Ф. П. Степное пространство в русской литературе // Город, усадьба, дом в литературе: сб. науч. ст. Оренбург, 2004. С. 6-19.

11. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 324 с.

12. Экспедиционные записи Н. С. Мурашовой: личный архив автора. 1993-2003 гг.

GEOCULTURAL SPACE OF THE OLD BELIEVERS' SPIRITUAL VERSES

Murashova Natal'ya Sergeevna, Ph. D. in Art Criticism, Associate Professor Novosibirsk State Pedagogical University [email protected]

The object of this study is geocultural space of spiritual verses from the repertoire of the Old Believers. Topoi, loci, toponyms are viewed as cultural symbols reflecting the spatial picture of the world of the Old Believers and are one of the means of their cultural and religious self-identification. The paper analyzes topoi of natural, sacred, metaphorical origin and the dynamic topos of the road. The author characterizes the toponymic system of the spiritual verse reflecting perception of geographical names and their functioning in collective consciousness of the Old Believers. Spiritual verses space is axiologically loaded. It is centered around the cultural binarity "righteousness - sinfulness" that underlies the Orthodox view of the universe embracing cosmic scales of celestial and earthly worlds, each of which has its own stable geocultural symbols.

Key words and phrases: spiritual verse; Old Believers; topos; locus; toponym; geocultural space; picture of the world.

УДК 177.1

Философские науки

В статье рассматривается востребованность медиационных процессов в условиях противоречивости современной культуры России. Анализируется явление медиации как способа решения проблемы социального конфликта. Раскрыты такие аспекты правового воспитания граждан, как обученность и развитость личности. Владение знаниями, навыками, умениями и опытом деятельности в сфере медиации важно с точки зрения формирования культуры личности, что обеспечивает правильное понимание государственной правоохранительной политики.

Ключевые слова и фразы: право; противоречия культуры; социальная роль; правовое воспитание; медиация; принципы медиации.

Пенионжек Евгения Владимировна, к. филос. н., доцент

Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Екатеринбург penionzhec@yandex. т

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ МЕДИАЦИИ

Современный тип культурного пространства гражданина России насыщен плюрализмом как ценностью множественности культурных ориентаций, смыслов, действий. Защищается свобода самовыражения в слове, в печати, в частной жизни. Современность - это мозаичная и принципиально раздробленная культура,

где предметность культурных ценностей трансформируется в социальные явления, стремящиеся снять противоречия комплекса интерпретаций, разных оценок. Зачастую плюрализм неверно понимается как вседозволенность, порождая явления экстремизма, коррупции [1], криминальной экономики.

Современная культура - это полилог различных субкультурных пространств, который еще только становится диалогом. Каждая часть множественной сетки культурного пространства старается громко заявить о себе, провозгласив какой-нибудь статус, не обоснованный реальными социальными отношениями, но выражающий притягивающие смыслы. Современное российское общество 2010-х годов характеризуется противоречивым набором ценностей. С одной стороны, коллективизм как базовая культурная ценность определяет жизнь россиян, с другой - достаточно прочные позиции занял индивидуализм как стремление к личной выгоде во всем. Современные граждане одновременно политизированы и аполитичны: у каждого есть свое мнение по поводу существующего политического режима, но при этом явка избирателей на выборах того или иного уровня не всегда высока. Тесно сопряжены религиозность как обращение к объяснению существующего положения вещей через воздействие сверхъестественного и секуляризованность, при которой человек отрицает необходимость проведения обрядовых мероприятий, свойственных тому или иному религиозному культу. Граждане России одновременно активны и пассивны, творчески свободны и несвободны, инициативны и не инициативны, где противоречия обуславливают множественность в выборе личностных ориентаций деятельности.

При этом потенции современной культуры заставляют сделать выбор, детерминируют практику общественных отношений - тотально навязываются социальные роли и антитоталитарно человек принуждается безответственно их менять. Человек стремится быть принятым везде, в любом секторе поликультурного пространства. И если западная европейская культура порождена свободной интеллектуальной игрой, то российская культура характеризуется остротой противоречий в полифоничных ценностных ориентациях гражданина. «Наиболее значимые противоречия правовой культуры и общества и правовой культуры личности -это противоречия между правовыми гарантиями со стороны государства и ответственностью личности за их соблюдение, между политико-правовыми требованиями государства к личности и требованиями личности к государству» [4, с. 110-111]. Правоохранительные органы, реализуя практику правоприменительных и правоохранительных социальных связей, несомненно, должны учитывать эти корреляции в сознании человека в целях полноценной регуляции общественных отношений.

Ценностным потенциалом обладает нацеленность государства на реализацию равных прав граждан, равных возможностей в поддержке инициативности гражданского населения как принципа функционирования системы рыночных отношений. Знание особенностей протекания социальных процессов позволяет выработать эффективные стратегии корректировки культурной ситуации на основании перспективных методов решения существующих проблем в развитии культуры. На принудительном уровне правила редко входят в жизнь как необходимый элемент гражданско-правового сознания. Сегодня в рамках осуществления правовой деятельности уполномоченным органам требуется уделять внимание толерантности как уважительному отношению к оппоненту в качестве обязательного условия взаимодействия, что обеспечивает сохранение качественного разнообразия общественных отношений и одновременно с этим единство ценностей российской национальной культуры.

Именно толерантность позволяет урегулировать социальные конфликты не в краткосрочной перспективе, а на основании решения, с которым стороны согласятся и которому будут следовать. Толерантность как межюрисдикционный способ урегулирования споров способствует решению проблемы противоречий в ценностных ориентациях граждан. Такой способ является важной стороной медиационных процессов правоотношений, способствует осуществлению правового воспитания граждан, которое «.. .не сводится к обогащению человека правовыми знаниями, <.> переводит предписанное правовыми нормами в личные убеждения человека, а затем - в привычки и навыки правомерного и социально активного поведения в повседневности» [3, с. 56]. В России о медиации стали говорить достаточно недавно, в 1990-е годы. В настоящее время медиация становится правовым институтом нашего общества, однако имеет строго прикладную направленность, без должного теоретического осмысления в рамках социально-гуманитарных наук. В практическом смысле процессы медиации оказываются востребованными в таких видах правовой деятельности, как переговоры, посредничество и арбитраж, которые издревле сопровождают право как вид социальной регуляции. И медиация давно занимает особое место в социально-историческом процессе. Межэтнические, межрелигиозные или межнациональные конфликты в истории человечества всегда сопровождались тем или иным видом посредничества, ходатайство-вания. Подобные методы разрешения спора чаще всего использовались в тех случаях, когда переговоры заходили в тупик, и для достижения успеха нужно было заставить конфликтующих понять и принять точки зрения друг друга. Многовековая практика доказала: при разрешении серьезного разногласия безуспешны попытки использовать ссылки на нормированность существующего порядка - необходимо добиваться долгосрочного взаимовыгодного и жизнеспособного постановления путем переговоров.

Медиация является путем, способствующим достижению осмысленного и взаимоприемлемого для сторон результата. Специфика такого способа решения проблемы детерминирована участием в конфликте нейтрального лица, так называемого медиатора - посредника в процедуре разрешения спора. Его социальная роль заключается в выражении суждения беспристрастной третьей стороны, содействующего выработке взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, служащего обоюдному удовлетворению конфликтующих в виде выигрыша спора обеими сторонами. Социальные функции посредника связаны с заслушиванием обеих сторон, ибо зачастую конфликтующие не могут даже выслушать друг друга, или если и слушают, то понимают друг друга на основании исключительно собственных ценностных ориентаций. При реализации социального действия

заслушивания посредник обладает полным объемом информации о споре, целях и интересах сторон, благодаря чему видит точки пересечения мнений, что может стать условиями для возможного заключения соглашения. На основании такого рассмотрения проблемы и с помощью специальной техники ведения переговоров посредник выстраивает диалог для создания общего решения между конфликтующими.

Деятельность медиатора должна быть построена на следующих принципах: сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости ведущего переговоры, добровольности участвующих сторон и конфиденциальности для всех участвующих. Согласно первому принципу, конфликтующие реализовывают равные права: в выборе медиатора, в процедуре проведения, в объеме предоставляемой информации, в оценке приемлемости предложений и условий соглашения - и при этом нацелены на совместное решение поставленной задачи, выраженной в заключении соглашения. Согласно второму принципу, посредник непредвзято обеспечивает сторонам равное право на участие в переговорах и принятии решения. Сложность этого принципа характеризуется тем, что посредник не может симпатизировать какому-либо конфликтующему, он должен быть совершенно нейтральным - в этом и состоит социальная значимость медиационного процесса. Третий принцип заключается в обоюдном согласии конфликтующих на участие в медиации; при этом каждая сторона имеет право выйти из переговоров в любое время или просить о замене посредника. В-четвертых, информация о конфликтующих является закрытой и ограничивается кругом лиц-участников переговоров. При общении с конфликтующими посредник не раскрывает одной из сторон информацию, полученную от другой, и передача информации осуществляется только с согласия стороны.

Трудность выполнения социальной роли посредника состоит не только в последовательном осуществлении всех вышеуказанных аспектов, но и в реализации правовых предписаний. Так, например, если в ходе своей работы медиатор узнает о готовящемся или совершенном преступлении, то он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы. Это социальное обязательство посредника, и перед началом процесса медиации он сообщает о данном порядке конфликтующим. Медиация - один из инструментов организации эффективного правопорядка. В поле правовой деятельности субъект является одним из ключевых элементов функционирования и развития права как феномена социального регулирования системы человеческих отношений. В отличие от действий, регламентированных правовым сопровождением, в медиационном процессе заложен социально значимый потенциал по переориентированию позиций конфликтующих по отношению друг к другу. Причем это осуществляется не путем установления каких-либо правил поведения, а путем способствования в выработке и обретении нового и общего восприятия конфликтующими социальных отношений, которое изменит их позиции и степень расположенности. Так, если в поле правовых действий объектом является поведение субъектов и предметом - нормы, направленные на регулирование этого поведения, то предметом медиации являются сами субъекты.

Изменив правовое мировоззрение субъектов общественных отношений, найдя способ активизации сферы их ответственности без использования непосредственного воздействия нормативного акта, можно способствовать изменению противоречивой правовой ситуации в современной России посредством правового воспитания. Медиация как фактор правового воспитания будет способствовать и устранению дефектов в действии самой правовой системы. Так, в результате успешных медиационных процедур субъекты достигают понимания общности своих интересов. Благодаря этому нормативная структура права понимается ими как соответствующая их отношениям, они начинают стремиться использовать правила в своих интересах, демонстрируя правовую воспитанность, в будущем в социальных отношениях не будут концентрироваться на непродуктивном взаимодействии.

Действительно, в настоящее время сотруднику правоохранительных органов необходимо не только уметь применять нормы права в отношении социальных последствий действий людей, но и в осуществлении превентивной функции научить людей иначе рассматривать суть конфликта, видеть и деструктивное, и конструктивное. В рамках правового воспитания граждан нужно научить рассматривать в социальном конфликте неотъемлемое повседневной жизни, то есть ту энергетику, которая способствует развитию и совершенствованию, качественному преобразованию взаимодействия сторон, вовлеченных в спор [5, с. 199]. Для этого необходимо компетентно минимизировать разрушительное действие социального конфликта - научить видеть выигрыш при любом отступлении в виде достойного выхода из ситуации конфликта, позволяющего сохранить лицо, обеспечивая потенциал сотрудничества в сохранении партнерских отношений. Междисциплинарные методики создания условий медиации обеспечивают ее социальную эффективность, объединяя знания таких научных отраслей, как юриспруденция, педагогика, психология, конфликтология, лингвистика.

Владение знаниями, навыками, умениями и опытом деятельности в сфере медиации важно с точки зрения профессиональной компетентности любого современного юриста. Навыки посредника способствуют соблюдению главного правила профессиональной этики: оказывать помощь на высоком профессиональном уровне, что влечет за собой достижение жизнеспособного, стабильного социального результата, наиболее удовлетворяющего интересы субъектов общественных отношений и при этом сохраняющего их репутацию [2, с. 56-63]. Поэтому обучение проведению медиационных процессов зачастую является актуальным для пролонгации внесудебного разрешения споров с участием третьего лица. Это может означать не только снижение временных, экономических и эмоциональных затрат, но формирование нового видения гражданами разрешения конфликта вообще, выработки новых подходов к данной проблематике, формирование способности глубоко понимать природу человеческих отношений и психологических аспектов социальных взаимодействий.

Итак, социальная деятельность медиаторов в настоящее время представляется необходимым для развития правовой действительности России явлением, способствующим совершенствованию порядка реализации

правовых предписаний по отношению к гражданину, который на основании сформированных правовых знаний, имеющихся правовых установок и правомерных действий способен добиться качественного решения стоящей перед ним проблемы, демонстрируя правовую воспитанность как важный фактор правовой культуры общества и личности. Развитая правовая культура будет характеризовать профессионализм каждого участника правоотношений, что обеспечит правильное понимание социального функционирования самой правовой системы и позволит нашему обществу избежать ошибок противоречивого пути развития отечественной культуры.

Список литературы

1. Агапов И. О. К вопросу о понятии, уровне и причинах коррупции в России // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2016. № 3. С. 29-34.

2. Демчук А., Сасскайнд Л., Шамликашвили Ц. Менеджмент трудных решений в XXI веке: секреты построения консенсуса, или Как сделать так, чтобы довольны были все. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2009. 208 с.

3. Пенионжек Е. В. Особенности формирования профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел в современных условиях. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2015. 102 с.

4. Пенионжек Е. В. Противоречия правовой культуры общества и личности: к вопросу о доверии граждан власти // Человек. Религия. Право. Проблемы противодействия ксенофобии: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2013. С. 106-111.

5. Черевко И. М., Никонович С. Л., Шаевич А. А. Психологические основы коммуникативной стороны профессиональной деятельности следователя // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 7 (69): в 2-х ч. Ч. 1. С. 198-201.

LEGAL EDUCATION OF CITIZENS AS A RESULT OF MEDIATION PROCESSES IMPLEMENTATION

Penionzhek Evgeniya Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in Ekaterinburg

penionzhec@yandex. ru

The article discusses relevance of mediation processes in the conditions of contradictory culture of contemporary Russia. The paper analyzes the phenomenon of mediation as a way to solve the problem of social conflict. The work reveals such aspects of legal education of citizens as a personality's learning and maturity. Possession of knowledge, skills, abilities and experience of activity in the field of mediation is important from the viewpoint of the formation of a personality's culture, which ensures proper understanding of the state law-enforcement policy.

Key words and phrases: law; culture contradictions; social role; legal education; mediation; principles of mediation.

УДК 94(470)19

Исторические науки и археология

В статье рассматривается проблема влияния партийного руководства на деятельность научной и творческой интеллигенции Татарской АССР во второй половине 1940-х - начале 1960-х гг. На основе изучения опубликованных данных и архивных материалов автор приходит к выводу, что во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. не произошло существенной демократизации сферы национальной культуры. Напротив, партийность и идеологизированность стали основными критериями «качественного» художественного или научного произведения.

Ключевые слова и фразы: национальная история; национальная культура; научная и творческая интеллигенция; партийное руководство; идеология; ТАССР.

Пинаева Дарья Алексеевна, к.и.н.

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева [email protected]

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ В КОНЦЕ 1940-Х - НАЧАЛЕ 1960-Х ГГ.: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ТАТАРСКОЙ АССР)

Публикация осуществлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Татарстан в рамках научного проекта № 15-11-16004.

Роль гуманитарного знания в развитии человека, в усвоении им социальных ценностей, мировоззренческих установок является определяющей. Более того, формирование идентичности осуществляется на основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.