Научная статья на тему 'Правовое сознание: структура, содержание, виды'

Правовое сознание: структура, содержание, виды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14057
1935
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безносов Д. С.

В статье подробно анализируются проблемы правового сознания, определяется его структура, устанавливается содержание. Автор доказывает, что существует восемь основных видов правового сознания: правовой реализм, правовой идеализм, правовой конформизм, правовой фетишизм, правовой инфантилизм, правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм. Показаваются социальные, личностные и ценностные предпосылки правового сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Consciousness: Structure, Contents and Types

Considered in the article are burning issues of correlation between psychology and law, structure of legal consciousness and its contents. Close attention is paid to the phenomenon of legal nihilism. The author defines eight specific types of legal consciousness: legal realism, idealism, conformism, fetishism, infantilism, skepticism, cynicism and nihilism

Текст научной работы на тему «Правовое сознание: структура, содержание, виды»

Д. С. Безносов

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ

Проблема сознания занимает центральное место в философской, психологической и социологической науках. Сознание человека возникло в процессе трудовой общественной деятельности, поэтому оно является продуктом общественного развития. Именно в процессе труда, во время изготовления орудий и воздействия на природу, человек осознает, раскрывает свойства предметов, отделяет существенное от несущественного, необходимое от случайного. Он осознает также свое собственное отношение к окружающей среде, к людям, к обществу и его законам.

В истории философии были сформулированы следующие идеи и представления о сознании человека. Дж. Локк установил, что главное предназначение сознания — регуляция поведения и деятельности человека, общество же предъявляет требования к содержанию сознания каждого своего члена. Г. Лейбниц предложил понятие «самосознание», а Э. Дюркгейм говорил и о существовании «общественного (надындивидуального) сознания». Формирование сознания, по мнению Т. Гоббса, происходит в процессе общения с другими людьми. Г. Гегель проследил развитие и изменение сознания в процессе антропогенеза и отмечал необходимость практической деятельности для его формирования. Французские материалисты признавали неразрывную связь сознания с его биологической субстанцией — мозгом — и подчеркивали, что основной функцией сознания является адекватное отражение окружаю щей действительности.

Русские философы, изучая сознание, пришли к следующим выводам: 1) сознание — это высшая форма психического отражения действительности; 2) сознание представляет собой непрерывный психический процесс; 3) сущность сознания состоит в том, что это единое неделимое духовное образование; 4) сознание — это и способ мышления, и система отношений к окружающей действительности1.

В отечественной и зарубежной психологии была установлена ведущая роль феномена «отношение» в формировании сознания человека, определено значение сознания в регуляции поведения. Сознание — это целостное состояние психики человека, включающее в себя несколько осознанных и неосознанных уровней. Оно представляет собой идеальную форму деятельности, исторически развивающееся явление. В сознании индивида потребности, желания, нормы, представления, установки, отношения, ценности формируются в соответствии с требованиями общества. Согласно мнению исследователей, принадлежащих к современным направлениям философской науки — феноменологии и экзистенциализму, общественному сознанию в результате социальной нестабильности, экономических и политических кризисов могут быть присущи нигилизм, скептицизм и цинизм. Средством защиты от этих негативных проявлений сознания выступает внутренняя убежденность человека, устойчивая система духовных ценностей.

Психология и право. Правовое сознание представляет собой один из видов общественного сознания. В российской юридической науке в конце XIX в. сложились два основных направления в объяснении природы права. Первое — учение о естественном

© Д. С. Безносов, 2008

праве — традиционно исходило из представлений о существовании совокупности принципов и прав, присущих человеку в силу природных вещей и независимых от социальных условий. Научные представления о естественной природе права как обоснование естественных прав человека сложились в учениях французских просветителей — Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро. Особое значение теория естественного права приобрела в России. Работы известных правоведов конца XIX — начала XX вв. Б. Н. Чичерина, А. Д. Гра-довского, П. И. Новгородцева, В. М. Гессена, И. В. Михайловского, Л. И. Петражицкого опирались на идею естественного права.

Второе — учение о социальной природе права — рассматривало право с точки зрения общечеловеческих ценностей, выработанных цивилизацией. На основе этих ценностей казалось возможным создание идеала правовой системы, и соответственно, идеала общественного устройства. Возникли представления о связи права и этики, о праве как нравственности, о различении идеального и реального права, о необходимости постоянного соотнесения существующего (реального) права с идеальным. В рамках этого направления работали такие правоведы, как С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский, П. А. Сорокин.

Возникновением представлений о взаимосвязи психики человека и правовых норм наука обязана Л. И. Петражицкому. Он рассматривал право как более высокое и совершенное явление по отношению к морали, боролся против правового нигилизма. Он выдвинул теорию права, разработал концепцию соотношения права и психологии, учение о соотношении права и нравственности и о роли права в регуляции социальных отношений. Л. И. Петражицкий понимал право как явление психическое, как психологический фактор общественной жизни. Действие права состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении определенных стремлений к действиям или воздержанию от них (мотивационное или импульсивное действие права). Во-вторых, действие права состоит в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера и искоренении или ослаблении других, воспитании психики индивида и даже психики целого народа. Общественные функции права: координация индивидуального и массового поведения; отбор желательных для всего общества норм поведения путем поощрений и принуждений, наград и наказаний; воплощение в действительность этических устремлений и ценностей человечества. Право регулирует не интересы людей, а их поступки. Психологически право выражается в понятиях обязанности, долга, ответственности. При этом убеждения в необходимости исполнения обязанности становятся нормами, императивами поведения. Основу юридических отношений составляет именно эта взаимосвязь между психологическим убеждением и нормой. Право — это и есть наша психика, поскольку оно выражается в таких психических явлениях, как представления и эмоции участников правоотношений. Основным предметом исследований Л. И. Петражицкого служила не индивидуальная психика, а коллективная, точнее коллективное правосознание. Право понималось им не столько как набор определенных норм, поддерживаемых санкциями, сколько как убеждение, устойчивое представление индивидов о том, что они обязаны делать в той или иной ситуации. Понятия правовой нормы и правоотношений он также рассматривал с точки зрения психологии как отношения долженствования.

Коллективное правосознание было проанализировано Л. И. Петражицким как соотношение права и нравственности. Он выделял два вида права — позитивное и интуитивное. Позитивным правом он называл такие эмоциональные переживания, которые содержат в себе представления о нормативных фактах. Оно предполагает знание права и его эмоциональное переживание. Интуитивное право — это такие правовые переживания, которые не опираются на внешние авторитеты, независимы от них, это нравственные

убеждения индивида, своего рода категорический императив, в соответствии с которым строится поведение в определенной ситуации. Примером интуитивного права является христианская мораль: многие ее принципы и заповеди, которые затем превратились в законы, составили основу правосознания. Таким образом, право ставилось Л. И. Петражиц-ким выше нравственности, т. к. оно представляет собой более высокий уровень развития общественного сознания. «В обществе, — отмечал он, — принято относиться к праву как к чему-то низшему по сравнению с нравственностью, менее ценному, менее достойному». Такое отношение к праву, по его мнению, приводит к правовому нигилизму, характерному для российского правового сознания2.

Основой права и совести Л. И. Петражицкий считал нравственное убеждение. А. Н. Медушевский оценивает такой взгляд Л. И. Петражицкого на право как полностью оторванный от жизни и ее реальных противоречий, как своеобразный правовой идеализм. Согласно его мнению, общество испытывает острое противоречие между интуитивным правом (константными нравственными убеждениями) большинства людей и позитивным правом (законодательством), которое постоянно требуется приводить в соответствие с новыми реалиями жизни. Поэтому консенсус между правовым идеализмом и правовым реализмом невозможен, поскольку недостижимы вершины идеального.

Оценивая учение Л. И. Петражицкого с позиций современной психологической науки, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в нем объясняются многие проблемы правовой психики, правового сознания и его соотношения с нравственным идеалом.

Современники Л. И. Петражицкого выдвинули идеи о социальных, а также о социально-психологических корнях права. С. А. Муромцев понимал право как систему социальной защиты, Н. М. Коркунов — как разграничение интересов людей, В. И. Сергеевич — как гармонию определенной совокупности общественных явлений. По мнению В. И. Сергеевича, право следует рассматривать во взаимосвязи с религиозными верованиями, церковными догмами, народной нравственностью. Он заложил основы правового фетишизма, поскольку предлагал соотносить современное право с прошедшими правовыми установлениями. Е. Н. Трубецкой противопоставлял реальному праву определенный правовой идеал, выработка которого и составляет призвание эпохи3.

Развитие общества, по мнению Н. М. Коркунова, определяется не столько представлениями о прошедшем и настоящем, сколько представлениями о будущем. Формирование идеалов будущего устройства — это явление исключительно психическое. Чем сильнее в обществе развита способность создания идеалов, в том числе и правовых, тем оно прогрессивнее. Право стало пониматься как одна из высших ценностей человеческой жизни4.

В исследованиях П. А. Сорокина рассматривались роль правовых норм в формировании социальных институтов, разделение права на позитивное (официальное, государственное) и интуитивное (правовое сознание общества, опирающееся на нравственность и базовые убеждения). П. А. Сорокин также приходит к заключению о том, что право можно рассматривать «как психическое явление (правовое убеждение), которое заключается в сознании каждого из нас». Право и законы, считал он, — это материальное воплощение правовых убеждений, которые реализуются или объективируются в устных суждениях, сим-волически-правовых обрядах, письменных законах, поведении и поступках людей, во всей социально-политической организации общества. В основу своей концепции он положил понятие «поведение». В процессе взаимодействия людей вырабатываются определенные нормы регуляции поведения. Он проанализировал генезис правовых норм. Право опирается на бессознательные шаблоны поведения, закрепленные в процессе подражания5.

Таким образом, в российской правовой науке возникла идея о неразрывной взаимосвязи психических явлений и различных видов отношения к праву. Психика человека рассматривалась как совокупность эмоциональных, познавательных и поведенческих компонентов. Соответственно отношение к праву прослеживалось на уровне именно этих трех основных психических явлений.

Структура правового сознания. Проблематика изучения правосознания является традиционной для юридической психологии — прикладной психологической науки, сложившейся в конце XIX в. на стыке психологии и права.

В последнее десятилетие ХХ в. обострилась проблема расхождения нормативного и реального правосознания. На этот факт первыми обратили внимание социологи и социальные психологи. Так, О. А. Гулевич провел исследование правосознания российских студентов в русле концепции социальных представлений, разработанной французским социальным психологом С. Московичи. Он изучал социальные представления о преступлениях и их соотношение. Исследование проводилось в сфере межличностной и массовой коммуникации. Правосознание рассматривалось О. А. Гулевичем как один из феноменов социального познания, понимаемого как «познание социального мира обыденным человеком, непрофессионалом, познание им повседневной реальности своей собственной жизни»6. Правосознание, таким образом, изучалось как результат осмысления правовой реальности, итогом которого становятся социальные представления о таких ее элементах, как преступление, преступник, жертва, работники правовых учреждений.

Результаты исследования О. А. Гулевича показывают, что социальные представления о преступлениях, существующие на уровнях межличностной и массовой коммуникации, в основном сходны между собой, а социальные представления о работниках правовых учреждений различны. Так, в средствах массовой информации наблюдается героизация работников правоохранительных органов, но при межличностном общении такой феномен не зафиксирован.

В современном обществе, считают М. А. Романова и Ю. И. Гревцов, социально-правовой механизм действия права включает в себя три основных элемента: законодательство, корпус профессиональных юристов и субъект права — обладатель тех или иных юридических прав и свобод. Человек как субъект права самостоятельно использует принадлежащие ему правовые возможности, в первую очередь, свои естественные права и свободы. Для реализации этих прав и свобод человеку, прежде всего, необходимо, кроме имеющейся конституционной нормы права, наличие соответствующей юридической информации, достаточно развитое правосознание, желание и умение участвовать в общественно-правовой жизни (защищать свои права), тип ответственности, доминирующий у человека. Эти факторы связаны с правовой социализацией индивида7.

Правовая социализация. Это процесс освоения и организации в сознании человека представлений и знаний о правовой системе, формирование поведенческих навыков, соответствующих нормам закона. Содержание правовой социализации человека составляют:

1. Способность самостоятельного отбора юридической информации, ее анализа и оценки;

2. Определенные качества личности, совокупность которых делает человека ассертив-ным, отдающим себе отчет в своих действиях, способным бороться за свои права, не нарушая прав и свобод других людей;

3. Подготовка к отстаиванию определенного социального мнения и собственной позиции.

В процессе правовой социализации у человека формируется правосознание.

Содержание правового сознания. Правосознание — это система взглядов, представлений, оценок людей или отдельного человека о действующем праве и о том, каким оно должно быть. В правосознании следует отметить и такой важный момент, как осознание человеком себя в качестве полноправного носителя прав и свобод или как ущемленного, ограниченного в каких-то правах и свободах. Правосознание влияет на правовую активность, т. е. на усилия, которые человек предпринимает для защиты своих прав и свобод.

Правосознание представляет собой основу правовой жизни гражданского общества. На формирование и развитие правосознания как одной из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права, мысли и идеи о желаемых изменениях в праве. Правосознание выступает также средством воздействия на всю правовую систему государства. Человек, рождаясь в обществе, осваивает в процессе социализации те ценности, которые были созданы всеми предшествующими поколениями, поэтому в процессе исторического развития общества правовое сознание объективируется.

Существует несколько точек зрения на содержание правосознания. Так, некоторые авторы включают в него правовые нормы, поскольку они являются формализованными элементами правосознания. Нормативный характер права — это один из важнейших аспектов оценки качества этого социального феномена. В то же время право понимается как особый вид общественных правовых отношений. Взаимосвязи правосознания и права носят сложный характер. С одной стороны, правосознание предшествует праву, поскольку последнее выражает взгляды и установки, существующие в обществе. С другой стороны, сложившаяся в данном обществе правовая система выступает в качестве одного из важнейших факторов, воздействующих на правосознание.

Рассматривая структуру правосознания, обычно говорят о правовой психологии и правовой идеологии, разделяют обыденное и теоретическое правовое сознание. Обыденное правосознание свойственно людям в их обычной практической жизни (правовая психология). В обыденном сознании выделяются рациональная и эмоциональная сферы. В рациональной сфере накапливаются итоги личного, индивидуального опыта человека. Эмоциональная сфера — это психологическое отношение к фактам юридической действительности, проявляющееся в эмоциях, психических переживаниях, установках. Однако обыденное правосознание не выходит за рамки индивидуального опыта, поэтому в своем развитии оно стремится к уровню более широких обобщений выявленных объективных общественных закономерностей, т. е. становится теоретическим. В теоретическом правосознании располагаются три слоя: профессиональное правосознание юристов, собственно юридическая теория и правовая идеология. Теоретическое правосознание тождественно системе научных понятий, духовно воспроизводящих функционирующую и развивающуюся юридическую систему.

Существуют различные виды правосознания, которые можно классифицировать по нескольким основаниям: по строению (правовые представления и правовые чувства), по уровню (научное, профессиональное, обыденное), по субъектам (массовое, групповое, индивидуальное) и пр. Общественное сознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые существуют в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности.

Таким образом, к основным элементам правового сознания ученые относят: представления о праве, нормах права и работниках правоохранительных органов, мотивацию работы в данных органах, правовые аттитьюды (отношение к праву), осознание человеком

себя в качестве полноправного носителя прав и свобод. Структура правового сознания включает в себя правовую психологию и правовую идеологию.

В самом общем значении правосознание — это отношение людей к праву. Правосознание представляет собой систему оценочных суждений, регулирующих поведение членов общества наряду с нормами морали. Одной из важнейших составляющих правосознания является осознание людьми ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представление о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует потребностям общества, правовым и общечеловеческим идеалам и ценностям8.

И. А. Краснопольский, изучая правосознание в рамках социально-психологических исследований суда присяжных, обнаружил, что идея справедливости входит в правовое сознание и является его ядром. Социальную справедливость следует рассматривать в трех аспектах: распределительная справедливость, процедурная справедливость и справедливость по мотиву, например, вера в справедливый мир. Правосознание присяжных, с его точки зрения, должно стать настоящим предметом исследований9.

Правовая социализация — это процесс формирования зрелого реалистического правосознания, положительного отношения к праву. Исследование Е. В. Боковой показало, что осознание подростками своих прав связано с конкретными жизненными ситуациями, в которых они сталкивались с нарушением закона (как по отношению к ним или их близким, так и выступая в роли нарушителей закона). Опрошенные подростки-правонарушители имели противоречивые и разрозненные представления о праве, правах человека, законе. Однако они достаточно четко осознавали свои права и права представителей закона в конкретной ситуации. Было обнаружено негативное отношение к правовой системе и у подростков-право-нарушителей, и законопослушных подростков, поскольку они считали, что представители законодательных и исполнительных органов власти сами постоянно нарушают закон10.

М. И. Клеандров отмечает, что утверждение об устойчивом правовом инфантилизме современной российской молодежи является аксиомой. Он считает, что немалая часть молодежи бравирует правовым нигилизмом. Если прослеживать это явление в динамике, то эта бравада имеет тенденцию перехода к правовому цинизму, который проявляется, прежде всего, в отношении прав человека, государственных институтов, государства в целом.

Причину возникновения правового нигилизма М. И. Клеандров видит в сложившейся в России системе отношений между государством и гражданином. В России всегда со времен средневековья эти отношения были публично-правовыми, вертикальными, административными. В Европе же они были частноправовыми, основанными на равенстве сторон. В России равенство исключалось юридически, на практике монарх владел и имуществом подданных, и ими самими. Равноправных государственных отношений, отношений гражданственно правовых, имущественно горизонтальных не сложилось ни в царской России, ни при Советской власти. Таким образом, по его мнению, у многих поколений россиян сформировалась устойчивая установка на неравноправность отношений с государством11.

Правовой нигилизм. В связи с этим особое значение в российском обществе приобретает проблема правового нигилизма. Известно, что правосознание может быть негативным (дефективным), положительным (развитым) и нейтральным. П. П. Баранов различает три формы дефектного правосознания: правовой инфантилизм, правовой нигилизм и феномен перерождения. Правовой нигилизм как частный элемент проявления правосознания различен для имеющихся в обществе социальных групп12.

В широком смысле нигилизм — это отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций. В русской культуре во второй половине XIX в.

нигилистами стали называть представителей радикального течения, разночинцев-шестидесят-ников, отрицавших устои крепостного строя и религиозную идеологию. Известный немецкий философ Ницше употреблял понятие нигилизма в социально-культурном значении, провозглашая «переоценку ценностей», т. е. отрицание выработанных человечеством культуры, норм морали и справедливости. В целом западная философия лишь описывала кризисное мировоззрение буржуазного общества, не выявляя его действительных социальных причин.

Проблема же правового нигилизма как варианта современного российского правосознания — одна из актуальнейших проблем в юридической науке. Чаще всего утверждается, что в основе этого явления лежат следующие факторы: невежество управленческого аппарата и народа, слабая информированность о законах, порой умышленное, а чаще всего неосознанное интуитивное желание проигнорировать или даже нарушить законодательные акты. Ученые отмечают массовость таких явлений, особенно в последнее время. В юриспруденции существует несколько определений правового, или юридического, нигилизма, приведем некоторые из них. По мнению В. А. Туманова, правовой нигилизм «есть скептическое, негативное отношение к праву, вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности решить социальные проблемы так, как того требует социальная справедливость»13. Аналогичное определение можно встретить у других ученых-юристов. Под правовым нигилизмом они понимают «сформировавшееся в общественном или индивидуальном сознании устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, наличие у должностных лиц и граждан установки на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами, или предельно минимальное их использование в практической деятельности и характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями, или исполнение (соблюдение) их исключительно под угрозой принуждения, либо вследствие корыстных побуждений»14.

Приведем определение права, признанное в юридической науке: «право есть нормативное выражение исторически сложившегося порядка общественных отношений между свободными и равными субъектами, отклонение от которого может быть устранено мерами государственного принуждения». Из этого определения можно сделать вывод о том, что причина правового нигилизма заключается в неверии человека в достижение такого уровня общественных отношений. Возникновение правового нигилизма связано с неспособностью либо нежеланием государства устранить отклонения от сложившегося порядка общественных отношений. Правовой нигилизм может существовать только в свободном (экономически и политически) обществе, т. е. там, где может существовать право.

Правовой нигилизм есть определенная форма общественного сознания, отражающая политические и национально-исторические особенности общества. В научной юридической литературе правовой нигилизм характеризуется как многомерное явление. Можно встретить различные определения этого понятия. Правовой нигилизм — это:

• резкое критическое, крайне негативное отношение к общепринятым правовым нормам, законам, правопорядку и социальным ценностям;

• принципиальное непризнание права как ценности, отрицание значения права в развитии общества;

• умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;

• массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

• издание государственными органами противоречивых правовых актов;

• подмена законности целесообразностью;

• конфронтация представительной и исполнительной структур власти;

• нарушение государством прав человека.

Правовой нигилизм как крайняя форма отрицательного отношения к праву встречается довольно редко. На практике он может проявляться также в формах правового скептицизма или правового цинизма.

Правовой скептицизм проявляется как критическое, недоверчивое отношение, сомнение в возможностях правового регулирования общественной жизни, в правильности разработанных правовых норм.

Правовой цинизм — это вызывающе презрительное отношение к общепринятым нормам права, нравственности и морали. Он несет в себе деструктивное, разрушающее начало, поскольку не сопряжен с позитивной программой действий.

Кроме этих трех понятий, в научной литературе мы также встретили понятия правового реализма, конформизма, фетишизма, инфантилизма и идеализма. На основе этих понятий мы создали логически стройную классификацию видов отношения к праву.

Виды отношения к праву. В юридической литературе обычно большое внимание уделяют таким видам правосознания, как правовой реализм и правовой нигилизм. Однако до сих пор не создана четкая классификация видов правосознания, опирающаяся на психологические категории «сознание» и «отношение».

Право как социальное явление вызывает определенное отношение к себе людей. Отношение может быть позитивным, негативным или нейтральным. При позитивном отношении человек понимает необходимость соблюдения правовых норм в обществе, осознает значимость и ценность права как основного регулятора социальных взаимоотношений. При негативном отношении человек считает право бесполезным и ненужным, часто даже вредным общественным явлением. Нейтральное отношение выражается в равнодушии к правовым нормам, правовым актам, правовой деятельности государства.

Правосознание представляет собой сложное структурное образование. Основное содержание правосознания выражено в форме отношения к праву. Структура понятия «отношение» в психологии детально разработана и включает в себя познавательные (когнитивные), эмоциональные (чувственные), поведенческие (конативные) компоненты. При изучении отношения людей к праву необходимо также учитывать оценочный компонент.

Познавательный компонент представляет собой наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информированность человека может быть полной и всесторонней, может быть поверхностной, неглубокой. Человек может иметь только общие представления о существовании правовой системы в обществе, но совершенно не интересоваться и не знать детально сущность законов и механизмы их работы.

Эмоциональный компонент проявляется в двух аспектах. Первый аспект — это направленность (положительная или отрицательная) эмоциональных отношений к праву. Положительная направленность свидетельствует о переживании человеком позитивных чувств, связанных со знанием права и правомерным поведением. Отрицательная направленность показывает, что человек переживает негативные чувства, сталкиваясь с правовой системой. Второй аспект — это интенсивность переживаний, сила чувств по отношению к праву. Как позитивные, так и негативные чувства могут быть слабо или сильно выражены.

Поведенческий компонент показывает, как отношение к праву проявляется в реальном поведении человека. С этой точки зрения поведение человека и его правосознание могут быть правомерными или противоправными.

Оценочный компонент свидетельствует об интересе к правовой системе, о признании ее роли в регуляции социальных отношений в обществе. Значимость права в обществе может

оцениваться как завышенная, высокая, нормальная, низкая, заниженная. В соответствии с оценкой значимости возникают различные виды правосознания.

Анализ соотношения четырех компонентов (когнитивного, эмоционального, поведенческого и оценочного) дает возможность классифицировать виды правосознания. В зависимости от объема знаний о праве, направленности и интенсивности чувств, правомерности или противоправности поведения, а также оценки значимости нами выделяются восемь видов правосознания: идеализм, реализм, конформизм, фетишизм, инфантилизм, скептицизм, цинизм и нигилизм.

Правовой идеализм (фр. idealisme < гр.) характеризуется завышенной оценкой значимости права в обществе, положительными эмоциями, правомерным поведением, однако объем юридических знаний недостаточен для объективной оценки роли права.

Правовой реализм (лат. realis — вещественный) опирается на полноту правовых знаний, положительные эмоции, правомерное поведение и высокую оценку значимости законов в регуляции социальных отношений. Правовые знания опираются на логически стройные, обоснованные правовые идеи, выражаются в виде понятий и убеждений. Правовому реализму свойственны чувства правового долга, ответственности, законности действий, уважения к праву, солидарности с требованиями права. Человек избирает исключительно правомерное поведение, готов следовать правовым предписаниям.

Правовой конформизм (лат. conformis — подобный, сходный) основан на знании современного законодательства, правомерном поведении, но на равнодушном отношении к праву, отсутствии интереса и нейтральной оценке его значимости.

Правовой фетишизм (фр. fetiche — предмет слепого поклонения) возникает при отсутствии правовых знаний, правомерном поведении, завышенной оценки роли права, придания ему мистического, магического значения, восторженных эмоций по поводу возможностей правовой системы урегулировать и облагородить социальные отношения.

Правовой инфантилизм (лат. infantilis — младенческий, детский) отличается незнанием или недостаточным знанием законов, равнодушием к правовой системе, значимость права не оценивается; тем не менее, поведение человека правомерно, он ориентируется на пример и стереотипы поведения других людей.

Правовой скептицизм (гр. skeptikos — недоверчивый) проявляется при хорошем знании права, правомерном поведении, но при низкой оценке значимости права в общественной жизни и равнодушном к нему отношении.

Правовой цинизм (гр. kynismos) складывается как деформация правосознания при хорошем знании законов, но негативном к ним отношении, заниженной оценке роли права в обществе и противоправном (асоциальном) поведении. Циник — это человек хорошо знающий законы, но склонный их нарушать, возможно, даже совершать преступные деяния.

Правовой нигилизм (лат. nihil — ничто) также является деформацией правосознания, т. к. возникает при незнании законов, негативном к ним отношении, противоправном поведении и крайне заниженной оценке значимости правового регулирования общественных отношений.

С целью изучения перечисленных видов правосознания нами был разработан психологический тест «Отношение к праву» на основе технологии, разработанной социологом Р. Лайкертом. Технология дает возможность создать научно обоснованную методику изучения социальных установок и отношений.

Типология видов отношения к праву в зависимости от соотношения компонентов представлена в табл. 1.

Виды отношения к праву

Таблица 1

№ Вид Познавательный Эмоциональный Поведенческий Оценочный

отношения компонент компонент компонент компонент

1. Правовой реализм Знание права Положительные чувства Правопослушное Высокая оценка

2. Правовой идеализм Знание права Гипер- положительные Правопослушное Гиперзавышенная

3. Правовой конформизм Знание права Равнодушие Правопослушное Отсутствие оценки

4. Правовой фетишизм Нет знаний права Восторженные чувства Правопослушное Завышенная оценка

5. Правовой инфантилизм Нет знаний права Равнодушие Правопослушное Отсутствие оценки

6. Правовой скептицизм Знание права Равнодушие Правопослушное Низкая

7. Правовой цинизм Знание права Отрицательные чувства Противоправное Гипернизкая

8. Правовой нигилизм Нет знаний права Гипер- отрицательные Противоправное Гипернизкая

Нами было проведено специальное исследование отношения к праву как проявление правового сознания жителей Санкт-Петербурга. Объектом исследования являлись курсанты Санкт-Петербургского университета МВД РФ, сотрудники правоприменительных органов и студенты Санкт-Петербургских вузов, не изучающие юриспруденцию. Всего было опрошено 334 человека. Предполагалось, что правовое сознание проявляется в отношении личности к праву. В зависимости от сочетания когнитивных, эмоциональных, поведенческих и оценочных компонентов отношения, возникают восемь перечисленных выше видов правосознания.

В результате исследования было обнаружено, что правовой реализм является нормальным видом зрелого правового сознания и складывается под влиянием, по крайней мере, четырех факторов: знания юридических законов, личностных особенностей, системы социальных ценностей и базовых убеждений. Правовой реализм в большей степени проявляют люди, получившие специальное юридическое образование, чем люди, не имеющие специальных юридических знаний.

К личностным особенностям, способствующим формированию позитивного отношения к праву (правовой реализм), относятся:

• высокий уровень субъективного контроля (интернальность) как чувство ответственности личности за свое поведение;

• низкий уровень агрессивности как умение сдерживать свои эмоции и импульсивное поведение;

• высокий уровень мотивации достижений, основанный на умении анализировать ситуацию, свои потребности и возможности;

• выбор сотрудничества и уступчивости как стратегий поведения в конфликте, ориентированных на согласование или приспособление своих интересов к интересам общества, которые выражены в нормах права.

Личностные особенности, способствующие формированию негативного отношения к праву (правовой нигилизм):

• низкий уровень субъективного контроля (экстернальность) как несформирован-ность чувства ответственности за свое поведение;

• высокий уровень агрессивности как неумение сознательно контролировать свои эмоции и импульсивное поведение;

• низкий уровень мотивации достижений;

• выбор соперничества как стратегии поведения в конфликте, ориентированной на достижение своих эгоистических интересов в сочетании с пренебрежением интересами общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На формирование позитивного отношения к праву существенное влияние оказывает система ценностей. В целом, позитивное отношение к праву положительно связано с ценностями общества, а негативное отношение — отрицательно. Отношение к праву можно также рассматривать как значимую ценность современного социального мира. Ценностные основания отношения к праву проявляются в специфическом наборе ценностей, присущих конкретному виду правового сознания. Основу каждого вида правового сознания составляют конкретные ценностные ориентации:

• правовой реализм строится на сочетании ценностей социальной нормативности, юридической компетентности, ответственности и долга;

• правовой идеализм опирается на ценности социальной нормативности, целеустремленности, достижения целей и идеалов;

• правовой конформизм проявляется в преувеличении ценности социальной нормативности, но в отрицании ценностей честности, искренности во взаимоотношениях и творческого отношения к делу;

• правовой фетишизм — это религиозные и традиционные ценности;

• правовой инфантилизм формируется под влиянием таких ценностей, как чувство принадлежности к группе, семье, довольство своим местом;

• правовой скептицизм строится на отрицании ценностей юридической компетентности, социальной нормативности, социального порядка в обществе, но придании значимости ценности независимости;

• правовой цинизм проявляется как отрицание долга, обязательств, как преувеличение значения ценностей влияния и гедонизма (наслаждения жизнью);

• правовой нигилизм — это отрицание значимых человеческих ценностей.

Базовые убеждения людей составляют основу естественной природы права. Корреляционные связи показателей шкал «Базовые убеждения» и «Отношение к праву» подтверждают идею, высказанную учеными-юристами в начале XX в., о том, что позитивное отношение к праву заложено в естественной природе человека. Позитивное отношение к праву формируется под влиянием таких базовых убеждений, как вера в справедливость окружающего мира, убеждение в ценности собственного «Я», вера в удачу и везение, возможность контролировать как собственное поведение, так и происходящие события.

Негативное отношение к праву (цинизм и нигилизм) возникает у людей, сомневающихся в базовых убеждениях или таковых убеждений не имеющих. Те, кто не верят в доброту

окружающих людей, в то, что окружающий мир будет к ним благосклонен, что им в жизни сопутствует удача, склонны проявлять правовой нигилизм.

Распределение видов отношения к праву вдоль полюсов положительного или отрицательного отношения можно изобразить следующим образом:

Таблица 2

Расположение видов отношения к праву по полюсам положительного и отрицательного отношения

Виды позитивного отношения Виды негативного отношения

+

Правовой реализм Правовой идеализм Правовой конформизм Правовой фетишизм

0

Правовой инфантилизм

Правовой скептицизм і Правовой цинизм

Правовой нигилизм

Таким образом, позитивное отношение к праву может проявляться не только в виде правового реализма, но также в виде правового идеализма, правового конформизма и правового фетишизма. Негативное отношение к праву проявляется в виде правового скептицизма, правового цинизма и правового нигилизма.

1 Безносов Д. С. Сознание: установки, отношения, нормы. СПб., 2007. С. 3-15.

2 Медушевский А. Н. История русской социологии. М., 1993. С. 214-216.

3 Там же. С. 212-225.

4 Кареев Н. И. Основы русской социологии. СПб., 1996. С. 123-142.

5 Медушевский А. Н. Указ. соч. М., 1993. С. 270.

6 Гулевич О. А. Теоретический анализ и опыт эмпирического исследования правосознания как системы социальных представлений о преступлении // Мир психологии. 1999. № 3. С. 120-131.

7 Круглов В. Е. Правовое сознание как элемент психологической подготовки к семейной жизни // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 63-69.

8 Митькин А. А. О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике // Психология сознания / Под ред. Л. В. Куликова. СПб., 2001. С. 358-374.

9 Романов В. В. Юридическая психология. М., 1994. С. 253-254.

10 Соловьева О. В. Современное правовое пространство: Социально-психологические проблемы // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 2002. С. 272-286.

11 Кудрявцев В. Н., КазимирчукВ. П. Современная социология права. М., 1995. С. 255.

12 Баранов П. П. Профессиональное правосознание работников ОВД. М., 1991.

13 Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Указ. соч. М., 1995. С. 256.

14 Там же. С. 260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.